Главная // Актуальные документы // Методические рекомендации
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
"Методические рекомендации по организации наставничества в территориальных органах Федеральной службы по труду и занятости"
(вместе с "Планом мероприятий по организации наставничества в территориальных органах Федеральной службы по труду и занятости")
(утв. Приказом Роструда от 11.11.2015 N 307)


"Методические рекомендации по организации наставничества в территориальных органах Федеральной службы по труду и занятости"
(вместе с "Планом мероприятий по организации наставничества в территориальных органах Федеральной службы по труду и занятости")
(утв. Приказом Роструда от 11.11.2015 N 307)


Содержание


Утверждены
Приказом Роструда
от 11 ноября 2015 г. N 307
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации определяют цель, задачи и порядок реализации института наставничества в территориальных органах Федеральной службы по труду и занятости.
1.2. Наставничество представляет собой форму обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей государственных гражданских служащих территориальных органов Роструда (далее - гражданские служащие).
1.3. Наставничество устанавливается в отношении гражданских служащих, впервые поступивших на младшую и старшую группу должностей государственной гражданской службы в территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости, гражданских служащих, изменение и/или выполнение новых должностных обязанностей которых требует назначения наставника (далее - сотрудники, в отношении которых осуществляется наставничество).
2. Задачи наставничества
2.1. Задачами наставничества являются:
2.1.1. Оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации сотрудника, в отношении которого осуществляется процедура наставничества, к условиям служебной деятельности, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных обязанностей;
2.1.2. Оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний и навыков сотрудника, в отношении которого осуществляется наставничество.
2.1.3. Содействие в выработке у сотрудника, в отношении которого осуществляется наставничество, навыков поведения, соответствующего Кодексу этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Роструда.
2.1.4. Развитие у сотрудника, в отношении которого осуществляется наставничество, ответственного и сознательного отношения к государственной гражданской службе.
2.1.5. Оказание моральной и психологической поддержки сотруднику, в отношении которого осуществляется наставничество, в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных обязанностей.
2.1.6. Формирование сплоченного грамотного коллектива за счет включения в адаптационный процесс опытных государственных гражданских служащих, содействие закреплению на гражданской службе.
3. Организация наставничества
3.1. Наставником может быть профессионально компетентный государственный гражданский служащий, имеющий достаточный опыт работы в государственной инспекции труда (далее - ГИТ), высокие показатели эффективности служебной деятельности, пользующийся авторитетом в коллективе и замещающий должность не ниже должности сотрудника, в отношении которого осуществляется наставничество.
Кандидатура наставника определяется руководителем ГИТ в течение 3-х рабочих дней после назначения сотрудника, в отношении которого осуществляется наставничество, на должность гражданской службы.
3.2. Утверждение государственного гражданского служащего в качестве наставника производится приказом руководителя ГИТ с согласия государственного гражданского служащего не позднее 5-ти рабочих дней со дня назначения лица, в отношении которого будет осуществляться наставничество, на должность гражданской службы. Копия приказа о назначении наставника направляется в Управление делами Роструда не позднее 5-ти рабочих дней с момента его подписания.
3.3. Допускается осуществление мероприятий наставнической деятельности одним наставником в отношении не более двух сотрудников одновременно, в зависимости от специфики служебной деятельности.
3.4. В течение 5-ти рабочих дней после назначения наставник разрабатывает план по наставничеству для сотрудника, в отношении которого будет осуществляться наставничество. Примерная форма плана по наставничеству приведена в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
3.5. План по наставничеству составляется в 3-х экземплярах.
3.6. Разработанный наставником план по наставничеству согласовывается с начальником отдела (либо лицом, исполняющим его обязанности) и утверждается руководителем ГИТ в течение 3-х рабочих дней со дня поступления его на утверждение.
3.7. Экземпляр утвержденного плана по наставничеству наставник передает под роспись сотруднику, в отношении которого будет осуществляться наставничество, в течение 2-х рабочих дней после его утверждения.
3.8. Срок наставничества устанавливается руководителем ГИТ и не может превышать трех месяцев с даты подписания приказа о назначении наставника.
В срок наставничества не засчитываются период временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого осуществляется наставничество, и другие периоды, когда он фактически не исполнял должностные обязанности.
3.9. Замена наставника может производиться в следующих случаях:
расторжение служебного контракта с наставником;
перевод наставника или сотрудника, в отношении которого осуществляется наставничество, на иную должность или в другое структурное подразделение без изменения периода наставничества;
личная просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
возникновение иных обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления обучаемого.
При замене наставника в обязательном порядке вносятся изменения в соответствующий приказ руководителя ГИТ без изменения периода наставничества.
3.10. Ответственность за организацию наставничества в ГИТ несет руководитель ГИТ.
3.11. Руководитель ГИТ:
определяет кандидатуру наставника;
осуществляет контроль деятельности наставника и деятельности закрепленного за ним сотрудника, в отношении которого осуществляется процедура наставничества;
проводит по окончании периода наставничества индивидуальное собеседование с сотрудником, в отношении которого осуществлялось наставничество, с целью определения дальнейших перспектив его профессионального развития;
информирует Управление делами Роструда о факте увольнения сотрудника, в отношении которого осуществлялось наставничество, если это произошло в период осуществления наставнической деятельности.
3.12. Начальник отдела сотрудника, в отношении которого осуществляется наставничество:
создает необходимые условия для совместной работы наставника и сотрудника, в отношении которого осуществляется наставничество;
осуществляет регулярный контроль за ходом осуществления наставничества, при необходимости вносит изменения или дополнения в процесс работы по наставничеству;
рассматривает разногласия, возникшие между сотрудником, в отношении которого осуществляется наставничество, и наставником;
обеспечивает своевременное представление руководителю ГИТ надлежаще оформленных документов по итогам наставничества.
3.13. Управление делами Роструда;
оказывает методическую помощь наставникам в планировании и реализации наставнических мероприятий;
проводит оценку результатов наставнической деятельности в установленном Рострудом порядке;
проводит анализ, обобщение и распространение позитивного опыта наставничества в ГИТ.
4. Права и обязанности наставника
4.1. Наставник имеет право:
принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с осуществлением наставничества;
давать рекомендации сотруднику, в отношении которого осуществляется наставничество, по выполнению плана по наставничеству;
осуществлять иные действия, необходимые для достижения целей наставничества, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
4.2. Наставник обязан:
разработать план по наставничеству для сотрудника, в отношении которого осуществляется наставничество, на основе примерной формы плана по наставничеству и представить его на утверждение руководителю ГИТ;
оказывать сотруднику, в отношении которого проводится наставничество, индивидуальную помощь в овладении избранной профессией, практическими приемами и способами качественного выполнения служебных задач и поручений, совместно устранять допущенные ошибки;
передавать сотруднику, в отношении которого осуществляется наставничество, накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам служебной деятельности;
еженедельно докладывать начальнику отдела либо лицу, исполняющему его обязанности, о ходе выполнения плана по наставничеству.
4.3. При выявлении невыполнения наставником возложенных на него обязанностей (без уважительных причин), наставник может быть отстранен от осуществления наставничества.
5. Права и обязанности сотрудника,
в отношении которого осуществляется наставничество
5.1. Сотрудник, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
участвовать в разработке плана по наставничеству;
обращаться за профессиональной помощью к своему наставнику;
при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к руководителю структурного подразделения ГИТ.
5.2. Сотрудник, в отношении которого осуществляется наставничество, обязан:
выполнять в установленный срок план по наставничеству, утвержденный руководителем ГИТ;
овладевать практическими приемами и способами качественного выполнения служебных задач и поручений, совместно с наставником устранять допущенные ошибки;
обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам служебной деятельности;
ответственно относиться к службе, а также внимательно относиться к своим коллегам.
6. Результаты наставничества
6.1. В течение 5-ти рабочих дней по окончании установленного срока наставничества наставник представляет руководителю ГИТ отчет об итогах наставничества ( приложение N 2 к настоящим Методическим рекомендациям), в котором отражается информация о выполнении плана по наставничеству. После предоставления наставником отчета об итогах наставничества руководитель ГИТ рассматривает и утверждает его в течение 3-х рабочих дней.
6.2. Утвержденный отчет об итогах наставничества представляется в Управление делами Роструда в течение 5-ти рабочих дней после его утверждения.
6.3. Ежегодно, до 25 декабря, Управление делами Роструда представляет руководителю Роструда сводный отчет об организации и результатах наставнической работы.
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
"УТВЕРЖДАЮ"
Примерная форма
плана по наставничеству
____________________________________________________________
(наименование должности, отдела, органа)
____________________________________________________________
(Ф.И.О.)
на период с "__" _________ по "__" _________ 20__ г.
N п/п
Планируемые мероприятия
Сроки исполнения
Отметка о выполнении
I.
Теоретическая работа
1.1
Ознакомление со служебным распорядком государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации
1.2
Изучение организационно-штатной структуры государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации
1.3
Изучение должностных обязанностей, определенных должностным регламентом по занимаемой должности гражданской службы
1.4
Ознакомление с нормами служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по труду и занятости, изучение ограничений и запретов, предусмотренных законодательством о государственной гражданской службе
1.5
Изучение требований законодательства Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актов, определяющих права и обязанности гражданского служащего, вопросы прохождения гражданской службы, профессиональной подготовки гражданских служащих (указать конкретные документы).
1.6
Изучение основных правовых и методических документов, касающихся непосредственных вопросов, связанных с исполнением должностных обязанностей
(указать конкретные документы)
II.
Практическая работа
2.1
Перечень основных вопросов, к решению которых планируется привлекать сотрудника:
- рассмотрение обращений граждан и подготовка проектов ответов на обращения;
- организация проведения административного делопроизводства;
- проведение документарных проверок;
- проведение выездных проверок и т.д.
2.2
Приобретение навыков, умений по замещаемой должности (раскрыть)
2.3
Осуществление совместно с наставником надзорно-контрольных функций
2.4
Работа с информационными ресурсами (АИС ГИТ, АСУ КНД и т.д.)
2.5
Самостоятельная работа по формированию и развитию ответственного и сознательного отношения к работе, навыков служебного поведения, соответствующих правилам Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Роструда
Наставник _________________________________________________________________
(должность, Ф.И.О., подпись)
"__" ________ 20__ г.
Согласовано:
Начальник отдела __________________________________________________________
(должность, Ф.И.О., подпись)
"__" ________ 20__ г.
Ознакомлен: _______________________________________________________________
(подпись сотрудника, в отношении которого осуществляется
наставничество)
"__" ________ 20__ г.
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
"УТВЕРЖДАЮ"
ОТЧЕТ
ОБ ИТОГАХ НАСТАВНИЧЕСТВА
Сотрудник, в отношении которого осуществлялось наставничество:
___________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Структурное подразделение:
___________________________________________________________________________
Должность сотрудника, в отношении которого осуществлялось наставничество:
___________________________________________________________________________
Наставник: ________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Должность наставника: _____________________________________________________
Период наставничества: с "__" ___________ по "__" ___________ 20__
Уважаемый наставник!
Используя шкалу от 1 до 10 (где 10 - максимальная оценка, 1 -
минимальная оценка), проведите оценку по нижеследующим параметрам.
Вопрос
Оценка
1. Достаточно ли было времени, проведенного Вами с сотрудником, в отношении которого осуществлялось наставничество, для получения им необходимых знаний и навыков?
2. Насколько точно следовало Вашим рекомендациям лицо, в отношении которого осуществлялось наставничество?
3. В какой степени затраченное на наставничество время было посвящено проработке теоретических знаний?
4. В какой степени затраченное на наставничество время было посвящено проработке практических навыков?
5. Какой из аспектов адаптации, на Ваш взгляд, является наиболее важным для нового сотрудника при прохождении наставничества? (расставьте баллы от 1 до 10 для каждого из параметров)
- Помощь вхождения в коллектив
- Вовлечение в общественные дела коллектива
- Организация рабочего места
- Адаптация к режиму работы
- Усвоение ценностей, норм поведения, традиций организации
6. Какой из аспектов профессиональной деятельности, на Ваш взгляд, является наиболее важным для нового сотрудника при прохождении наставничества? (расставьте баллы от 1 до 10 для каждого из параметров)
- Изучение теории, выявление пробелов в знаниях
- Освоение практических навыков работы
- Освоение административных процедур и принятых правил делопроизводства
7. Какой из методов обучения Вы считаете наиболее эффективным (расставьте баллы от 1 до 10 для каждого из методов)
- "Я расскажу, ты послушай"
- "Я покажу, ты посмотри"
- "Сделаем вместе"
- "Сделай сам, я подскажу"
- "Сделай сам, расскажи, что сделал"
8. Кратко охарактеризуйте лицо, в отношении которого осуществлялось наставничество, с точки зрения профессиональной пригодности:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Наставник _______________________ _______________________________
(подпись) (должность, ФИО наставника)
"__" _________ 20__ г.
Утвержден
приказом Роструда
от 11 ноября 2015 г. N 307
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
ОРГАНАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ
N п/п
Наименование мероприятий
Ответственный исполнитель
Срок исполнения
1.
Определение кандидатуры наставника
Руководитель территориального органа Роструда
В течение 3-х рабочих дней после назначения сотрудника, в отношении которого осуществляется наставничество, на должность
2.
Утверждение гражданского служащего в качестве наставника приказом руководителя территориального органа Роструда и представление копии приказа в Управление делами Роструда
Руководитель территориального органа Роструда
В течение 5-ти рабочих дней со дня назначения лица, в отношении которого будет осуществляться наставничество, на должность
3.
Разработка плана по наставничеству
Наставник
В течение 5-ти рабочих дней после назначения наставника
4.
Утверждение плана по наставничеству
Руководитель территориального органа Роструда
В течение 3-х рабочих дней со дня поступления документа на утверждение
5.
Ознакомление под роспись сотрудника, в отношении которого будет осуществляться наставничество, с планом по наставничеству
Наставник
В течение 2-х рабочих дней после утверждения плана по наставничеству
6.
Выполнение мероприятий, предусмотренных планом по наставничеству
Сотрудник, в отношении которого осуществляется наставничество
В установленный в плане срок
7.
Подготовка отчета об итогах наставничества
Наставник
В течение 5-ти рабочих дней после окончания периода наставничества
8.
Утверждение отчета об итогах наставничества
Руководитель территориального органа Роструда
В течение 3-х рабочих дней со дня поступления документа на утверждение
9.
Представление отчета об итогах наставничества в Управление делами Роструда
Руководитель территориального органа Роструда
В течение 5-ти рабочих дней после утверждения отчета об итогах наставничества
10.
Представление руководителю Роструда ежегодного сводного отчета об организации и результатах наставнической работы
Управление делами Роструда
Ежегодно, не позднее 25 декабря