Главная // Актуальные документы // Методические рекомендации
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
"Методические рекомендации и разъяснения относительно реализации в законодательстве Российской Федерации принципа саморегулирования отношений в области физической культуры и спорта"
(направлены Письмом Минспорта России от 04.10.2017 N ПН-05-00/7475)


"Методические рекомендации и разъяснения относительно реализации в законодательстве Российской Федерации принципа саморегулирования отношений в области физической культуры и спорта"
(направлены Письмом Минспорта России от 04.10.2017 N ПН-05-00/7475)


Содержание


Направлены
Письмом Минспорта России
от 04.10.2017 N ПН-05-00/7475
Утверждаю
Заместитель Министра спорта
Российской Федерации
П.В.НОВИКОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
И РАЗЪЯСНЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО РЕАЛИЗАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИНЦИПА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ
В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Методические рекомендации и разъяснения относительно реализации в законодательстве Российской Федерации принципа саморегулирования отношений в области физической культуры и спорта подготовлены в целях формирования единого подхода в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления во взаимоотношениях со спортивными федерациями и иными общественными объединениями в области физической культуры и спорта.
Методические рекомендации и разъяснения предназначены для использования в своей деятельности спортивными федерациями (местными, региональными, общероссийскими), иными общественными организациями в области физической культуры и спорта, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
1. Общие положения о саморегулировании в области
физической культуры и спорта
1.1. Сочетание государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" является одним из принципов законодательства о физической культуре и спорте. Данное положение призвано закрепить и гарантировать особое положение субъектов физической культуры и спорта.
1.2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления следует учитывать принцип сочетания государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта как при разработке нормативных правовых актов, так и при реализации государственных функций во взаимоотношениях с субъектами физической культуры и спорта.
1.3. Раскрытие содержания саморегулирования отношений в области физической культуры и спорта требует системного толкования как норм Федерального закона N 329-ФЗ, положений иных нормативных правовых актов, а также международных актов.
1.4. Признание необходимости сочетания государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта отражает общемировую тенденцию к укреплению статуса негосударственных организаций в системе управления физической культурой и спортом.
1.5. Саморегулирование в области физической культуры и спорта может осуществляться в разных формах. Это может быть саморегулирование на основании положений Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях". Кроме того, саморегулирование в области физической культуры и спорта тесно связано с принципом автономии спорта, отражающим особенности европейской модели организации спортивного движения.
2. Саморегулирование в области физической культуры и спорта
и саморегулирование в соответствии с Федеральным законом
"О саморегулируемых организациях"
2.1. В соответствии с Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил (часть 1 статьи 2) .
2.2. Отличительной особенностью саморегулирования, понимаемого таким образом, является объединение субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации. Именно посредством создания организаций подобного рода, разработкой и установлением ими стандартов и правил деятельности, а также контролем за соблюдением требований указанных стандартов и правил осуществляется в данном случае саморегулирование.
2.3. Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида ( часть 1 статьи 3 Федерального закона "О саморегулируемых организациях"). В указанном Федеральном законе определяются общие условия создания и деятельности саморегулируемых организаций безотносительно сфер и отраслей, в которых осуществляется саморегулируемая деятельность.
2.4. Признание принципа сочетания государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта в Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" не сопровождается установлением особенностей создания и деятельности саморегулируемых организаций субъектов физической культуры и спорта. Такие саморегулируемые организации могут быть учреждены на основании Федерального закона "О саморегулируемых организациях".
2.5. Перечень субъектов физической культуры и спорта закрепляется в статье 5 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". К ним относятся: физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы (включая профессиональные спортивные клубы, физкультурно-спортивные клубы), объединения физкультурно-спортивных клубов, центры спортивной подготовки, профессиональные спортивные лиги, студенческие спортивные лиги, а также общественно-государственные организации, организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта; спортивные федерации; образовательные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта; оборонные спортивно-технические организации; научные организации, осуществляющие исследования в области физической культуры и спорта; Олимпийский комитет России; Паралимпийский комитет России; Сурдлимпийский комитет России; Специальная олимпиада России; Российский студенческий спортивный союз; федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные этим органам организации; федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта; профессиональные союзы в области физической культуры и спорта; граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), зрители, спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта в соответствии с перечнем таких специалистов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта; спортивные агенты. Данный перечень рекомендуется учитывать при реализации принципа сочетания государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта.
3. Саморегулирование в области физической культуры и спорта
и автономия спорта
3.1. Принцип сочетания государственного регулирования отношений в области физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта тесно связан с принципом автономии спорта, признаваемого в рамках Совета Европы одним из основных в системе спорта.
3.2. Автономия спорта провозглашается характерной чертой европейской спортивной модели. В резолюции 1602 (2008), принятой Парламентской Ассамблеей Совета Европы в январе 2008 г., подчеркивается, что "следует поддерживать и защищать независимый характер спортивных организаций и признать их право самостоятельно организовывать тот вид спорта, за который они отвечают". Важность автономии спорта как одного из элементов в системе спорта был признана также на встрече министров, отвечающих за развитие спорта в государствах - членах Совета Европы, в 2008 году. В 2011 году были приняты Рекомендации Комитета министров Совета Европы CM/Rec(2011)3, в которых были сформулированы характерные черты автономии спорта.
Принципу автономии спорта большое внимание уделяется в рамках частичного открытого соглашения по спорту (EPAS). Частичные соглашения - это особая форма сотрудничества государств в рамках Совета Европы, которая служит правовой основой для взаимодействия государств по конкретным актуальным для них вопросам, а также для учреждения органа, оказывающего содействие государствам - участникам соглашения в достижении поставленной цели. Частичное открытое соглашение по спорту было принято на основании Резолюции Совета Европы CM/Res(2007)8. Российская Федерация является участником данного соглашения.
3.3. В Рекомендации Комитета министров Совета Европы CM/Rec(2011)3 автономия спорта рассматривается через признания ряда прав и возможностей для негосударственных некоммерческих физкультурно-спортивных организаций, а именно: 1) свободно без политического или экономического давления устанавливать, изменять и интерпретировать "правила игры" для того или иного вида спорта;
2) выбирать своих руководителей демократическим путем без государственного вмешательства или вмешательства третьих лиц;
3) получать поддержку из государственных и иных источников без непропорциональных уступок;
4) свободно использовать полученные средства без влияния и ограничения со стороны третьих лиц;
5) сотрудничать с национальными властями с целью уточнения применимого законодательства и предотвращения правовой неопределенности, подготовки спортивных правил, в частности, правил соревнований, правил деятельности спортивных клубов.
Как следует из приведенных положений, автономия спорта предполагает свободу деятельности неправительственных некоммерческих организаций физкультурно-спортивной направленности в определении своих руководящих органов, правил деятельности в культивируемых видах спорта, получении средств. При этом государство не должно оказывать давление и подменять данные организации.
Принцип автономии спорта важен, прежде всего, для определения оптимальной модели взаимоотношения государственных органов и спортивных федераций. В соответствии с Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" именно спортивные федерации отвечают за развитие видов спорта.
3.4. Правовые основы автономии спорта как признания особого положения спортивных федераций составляют положения законодательства об общественных объединениях и о физической культуре и спорте.
В Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" спортивные федерации признаются общественными объединениями ( пункт 16 статьи 2 , статьи 13 и 14 ). Деятельность спортивных федераций как общественных объединений регламентируется Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
3.5. Следует обратить внимание на ряд положений Федерального закона "Об общественных объединениях", которые закрепляют статус общественных объединений как независимых от государства и самостоятельных организаций. Согласно статье 5 под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений (часть 9 статьи 19) . Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности (часть 1 статьи 15) . Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "Об общественных объединениях" (часть 1 статьи 17) .
Приведенные положения составляют основу взаимоотношений спортивных федераций с органами государственной власти и органами местного самоуправления. В Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" они конкретизируются с учетом особенностей отрасли. Прежде всего следует обратить внимание на ряд прав общероссийских спортивных федераций, закрепленных в указанном федеральном законе, которые тесно связаны с саморегулированием и принципом автономии спорта (статья 16) .
3.6. В Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" закрепляется исключительное право общероссийских спортивных федераций организовывать и проводить по соответствующему виду спорта чемпионаты, первенства и кубки России, разрабатывать и утверждать положения (регламенты) о таких соревнованиях, наделять статусом чемпионов, победителей первенств, обладателей кубков России. Данное право в силу части 2 статьи 16 названного Федерального закона является исключительным и принадлежащим только таким федерациям, однако его строгость в значительной степени нивелируется упомянутым тут же правом делегировать на срок не более чем четыре года иным физкультурно-спортивным организациям право на проведение таких соревнований.
Применительно к конкретному виду спорта выбор оптимальной модели реализации названного права определяется во многом международной спортивной федерацией, членом которой является соответствующая общероссийская спортивная федерация. Например, в случае с футболом - это соответственно требования ФИФА и УЕФА обязательные для РФС и всех лиг и клубов, играющих под эгидой данных международных федераций.
3.7. Общероссийские спортивные федерации обладают всеми правами на использование символики спортивных сборных команд Российской Федерации по соответствующим видам спорта и наименования "Российская Федерация", за исключением государственной символики Российской Федерации. Это позволяет привлекать спонсоров спортивных мероприятий сборных команд, в том числе посредством передачи им права использования в своих рекламных и маркетинговых программах указанной символики как способа ассоциирования со спонсируемыми.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
3.9. К правам общероссийских спортивных федераций отнесена также организация системы подготовки спортивных судей, их аттестации по соответствующим видам спорта и контроль за их деятельностью.
Организация системы спортивного судейства в Российской Федерации, в том числе присвоение квалификационных категорий спортивным судьям, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Положением о спортивных судьях, утвержденным приказом Министерства спорта Российской Федерации от 28.02.2017 N 134, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.08.2011 N 916н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов, служащих", приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30.03.2015 N 283 "Об утверждении Норм расходов средств на проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, в том числе расходы по оплате труда спортивных судей и оплате командировочных расходов", приказом Минтруда и соцзащиты Российской Федерации от 23.10.2015 N 769н "Об утверждении профессионального стандарта "спортивный судья" и Квалификационными требованиями к спортивным судьям по виду(ам) спорта (далее - КТСС), утвержденными соответствующими приказами Минспорта России.
3.10. Проявлением саморегулирования отношений в области физической культуры и спорта является право общероссийских спортивных федераций разрабатывать с учетом правил, утвержденных международными спортивными федерациями, правила соответствующих видов спорта. Необходимо отметить ключевую роль соответствующих международных спортивных федераций при определении содержания правил вида спорта. Например, в футболе в ФИФА признает и распространяет среди своих членов - национальных федераций правила, утвержденные ИФАБ (Международный совет футбольных ассоциаций). ИФАБ - это универсальная структура футбольного сообщества, принимающая решения по Правилам игры. Целями являются сохранение, накопление и изменение Правил игры поскольку они применяются во всем футбольном мире под эгидой ФИФА, которые включают гарантии того, что Правила единообразно применяются во всем мире. При этом допускаются определенные отступления от правил.
3.11. За общероссийскими спортивными федерациями законодательно закреплено исключительное право утверждать нормы, устанавливающие права, обязанности (в том числе нормы, устанавливающие ограничения перехода (условия перехода) отдельных категорий спортсменов, тренеров в другие спортивные клубы или иные физкультурно-спортивные организации) и спортивные санкции для признающих такие нормы субъектов физической культуры и спорта. Данные нормы составляют так называемое спортивное регламентное регулирование. Можно выделить ряд признаков, характеризующих спортивные регламенты:
1) они принимаются федерациями по соответствующим видам спорта (как общероссийскими, так и международными);
2) их применение зависит от добровольного признания субъектами деятельности в области спорта;
3) они устанавливают порядок организации и проведения спортивных соревнований, а также права и обязанности субъектов спортивной деятельности в связи с проведением таких соревнований;
4) за нарушение регламентов наступает спортивная ответственность, устанавливаемая и применяемая спортивными федерациями.
Обязательную силу регламенты имеют только для субъектов в силу совершенного ими акта признания, то есть совершения юридического действия, представляющего собой явно выраженное добровольное согласие с распространением норм данных актов на свое поведение (посредством указания на такое признание в учредительных документах юридических лиц, заявлениях, заявках, посредством регистрации в качестве участника соревнования или иными аналогичными способами), а также с применением к нему мер ответственности, установленных данными нормами.
Спортивная санкция - это мера ответственности за нарушение субъектом физической культуры и спорта правил вида спорта, положений (регламентов) спортивных соревнований, антидопинговых правил, норм и требований, утвержденных международными спортивными организациями, общероссийскими спортивными федерациями, профессиональными спортивными лигами, иными организаторами соответствующего спортивного соревнования. Организаторы спортивных соревнований (в том числе и общероссийские спортивные федерации) в соответствии с требованиями Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" с учетом соответствующих правил вида спорта и положений (регламентов) о соответствующих спортивных соревнованиях вправе определять:
1) виды спортивных санкций, в том числе спортивную дисквалификацию, предупреждение, штраф;
2) порядок их применения (наложения) и исполнения, в том числе сроки давности по применению (наложению) спортивных санкций;
3) случаи приостановления и освобождения от их исполнения;
4) порядок обжалования решений о применении (наложении) спортивных санкций;
5) порядок формирования и деятельности органов (лиц), применяющих (налагающих) соответствующие спортивные санкции.
4. Взаимодействие спортивных федераций и органов
государственной власти при формировании и подготовке
спортивных сборных команд Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации
4.1. Возможность спортивных федераций формировать и осуществлять подготовку спортивных сборных команд, представляющих публично-правовые образования (Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации), также представляет собой пример сочетания государственного регулирования и саморегулирования отношений в области физической культуры и спорта.
4.2. В формировании и подготовке спортивных сборных команд Российской Федерации принимают участие общероссийские спортивные федерации и федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации - региональные спортивные федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом следует отметить, что для спортивных федераций подготовка спортивных сборных команд является одним из основных признаков, отличающих от иных субъектов физической культуры и спорта и от иных общественных объединений.
4.3. Формирование списка кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации, также порядок их утверждения регламентируется подзаконным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Кроме того представляется возможным и принятие актов общероссийских спортивных федераций по данному вопросу. Данное право основано на полномочиях указанных общественных организаций по формированию спортивных сборных команд Российской Федерации. Но акты федераций не могут противоречить общим принципам и критериям формирования списков кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации и порядка утверждения этих списков, утвержденным приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 02.02.2009 N 21.
4.4. Списки кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по видам спорта ежегодно формируются общероссийскими спортивными федерациями и утверждаются Министерством спорта Российской Федерации.
Основаниями для отказа в их утверждении являются:
1) ненадлежащее оформление и (или) нарушение установленного срока подачи списков;
2) наличие в представленных списках недостоверной или искаженной информации;
3) несоответствие списков установленным общим принципам и критериям. Таким образом, федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта не только контролирует правильность оформления списков кандидатов или достоверность предоставленной информации, но и соблюдение общероссийскими спортивными федерациями установленных общих критериев и принципов формирования данных списков.
4.5. Право по определению состава спортивных сборных команд Российской Федерации принадлежит исключительно общероссийским спортивным федерациям, которые самостоятельно определяют орган, полномочный на решение данного вопроса.
4.6. Следует отметить, что в соответствии с Порядком проведения государственной аккредитации Российской Федерацией общественных организаций для наделения их статусом общероссийской спортивной федерации и формы документа о государственной аккредитации, подтверждающего наличие статуса общероссийской спортивной федерации, утвержденным приказом Министерства спорта Российской Федерации от 01.08.2014 N 662, при проведении государственной аккредитации требуется представление проекта порядка утверждения критериев отбора спортсменов, для включения их в состав спортивной сборной команды Российской Федерации по виду спорта, развитие которого осуществляет общественная организация (подпункт "г" пункта 9) . Следовательно, упомянутый порядок утверждения критериев отбора спортсменов является документом, который должен быть в обязательном порядке принят общероссийскими спортивными федерациями, и именно в соответствии с ним определяется персональный состав спортивных сборных команд.
Требование о наличии данного правового акта диктуется не только выполнением указанными общественными объединениями публичной функции по развитию видов спорта, но и необходимостью закрепления гарантий права спортсменов на включение в составы спортивных сборных команд Российской Федерации. Данное право признается за спортсменами на законодательном уровне ( пункт 2.1 части 1 статьи 24 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации").
4.7. Особые правила включения в состав сборной команды Российской Федерации действуют в отношении главных тренеров. В соответствии с пунктом 6.5 части 3 статьи 16 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" общероссийские спортивные федерации обязаны согласовывать кандидатуры на должность главного тренера спортивной сборной команды Российской Федерации по соответствующему виду спорта с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта в установленном им порядке. В развитие данного положения принят приказ Министерства спорта Российской Федерации от 25.06.2013 N 450 "Об утверждении Порядка согласования общероссийской спортивной федерацией кандидатуры на должность главного тренера спортивной сборной команды Российской Федерации по соответствующему виду спорта" (далее - Порядок). В принятии решения о согласовании Министерство спорта Российской Федерации руководствуется экспертной оценкой Федерального государственного бюджетного учреждения "Центр спортивной подготовки сборных команд России, тренерского совета общероссийских спортивных федераций, а также Экспертного совета по вопросам контроля за реализацией целевых комплексных программ подготовки спортсменов к Олимпийским играм (для видов спорта, включенных в программы Олимпийских игр) и Совета по развитию адаптивной физической культуры и спорта (для видов спорта, включенных в программы Паралимпийских игр и Сурдолимпийских игр).
Общероссийская спортивная федерация при несогласовании представленной кандидатуры главного тренера спортивной сборной команды Российской Федерации обязана предложить новую кандидатуру. Для этого ей отводится две недели со дня получения письма об отказе в согласовании.
Возможными основаниями несогласования кандидата на должность главного тренера спортивной сборной команды Российской Федерации могут быть его несоответствие требованиям, установленным к должности главного тренера спортивной сборной команды Российской Федерации Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 N 916н, а также отрицательная позиция Экспертного совета по вопросам контроля за реализацией целевых комплексных программ подготовки спортсменов к Олимпийским играм (для видов спорта, включенных в программы Олимпийских игр) или Совета по развитию адаптивной физической культуры и спорта (для видов спорта, включенных в программы Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр).
4.8. В Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" регламентируются также отношения по поводу формирования спортивных делегаций Российской Федерации. Определение понятия "спортивная делегация Российской Федерации", включающее в себя такие признаки как их состав и цели, дано в пункте 20.1 статьи 2 данного Федерального закона. Как следует из этого определения, данные делегации шире по своему составу спортивных сборных команд Российской Федерации. Помимо них они включают в себя представителей физкультурно-спортивных организаций, спортивных федераций, Олимпийского комитета России, Паралимпийского комитета России, Сурдлимпийского комитета России, Специальной олимпиады России, Российского студенческого спортивного союза, должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации.
В отношении спортивных сборных команд Российской Федерации следует отметить, что утверждение их членов в составе спортивной делегации Российской Федерации фактически является третьим (после составления списков кандидатов и формирования общероссийскими спортивными федерациями из указанных списков) окончательным этапом их юридического оформления для участия в международных спортивных соревнованиях.
Утверждение состава спортивных делегаций Российской Федерации позволяет обеспечить контроль со стороны федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта за процессом формирования спортивных делегаций Российской Федерации и упорядочить финансирование направления данных делегаций на международные спортивные соревнования.
Кроме того, не утвержденные приказом Министерства спорта Российской Федерации делегации не могут рассматриваться как спортивные делегации Российской Федерации и соответственно представлять Российскую Федерацию на международных соревнованиях.
Необходимо отметить, что к олимпийским и паралимпийским делегациям, спортивным делегациям Российской Федерации к Сурдлимпийским играм, спортивным делегациям Российской Федерации к Всемирным специальным олимпийским играм применяются иные правила их формирования.
Порядок утверждения состава спортивных делегаций Российской Федерации утвержден приказом Министерства спорта Российской Федерации от 25.06.2013 N 451.
Указанный порядок предусматривает процедуру утверждения спортивных делегаций Российской Федерации на международные спортивные мероприятия, проводимые одной международной спортивной организацией по соответствующему виду (видам) спорта, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, и процедуру утверждения спортивных делегаций Российской Федерации иных международных спортивных мероприятий, включенных в данный календарный план.
Для участия в международных спортивных мероприятиях, проводимых одной международной спортивной организацией по соответствующему виду (видам) спорта, состав спортивной делегации Российской Федерации определяется или общероссийскими спортивными федерациями, или общероссийскими физкультурно-спортивными организациями, наделенными Министерством спорта Российской Федерации на определенный срок правами и обязанностями общероссийской спортивной федерации по соответствующему виду (видам) спорта, по которому (которым) отсутствует аккредитованная общероссийская спортивная федерация.
Что касается комплексных мероприятий, то на них спортивные делегации Российской Федерации могут формироваться как общероссийскими спортивными федерациями, так и иными субъектами физической культуры и спорта, указанными в статье 5 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", с учетом предложений соответствующих спортивных федераций.
4.9. Участие в определении составов спортивных сборных команд двух субъектов, а именно региональных спортивных федераций и органов исполнительной власти, ставит вопрос о необходимости выработки инструментов их взаимодействия. В частности, большое значение приобретает такой аспект, как возможность отказа в утверждении сформированных спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации. С целью недопущения произвольного решения органов исполнительной власти, устранения неопределенности и возможных конфликтных ситуаций субъектам Российской Федерации следует установить четкий и исчерпывающий перечень оснований отказа по утверждению спортивных сборных команд, предложенных региональными спортивными федерациями, а также механизмы преодоления потенциальных конфликтных ситуаций.
Также с целью укрепления гарантий прав спортсменов при формировании спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации в законодательстве субъектов Российской Федерации также представляется возможным закрепление права спортсменов на включение в данные команды при условии соответствия критериям отбора спортсменов и соблюдения установленного порядка формирования спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации.