Главная // Актуальные документы // Карта (форма)СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Документ утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием
Приказа Минздрава России от 03.12.2020 N 1283.
Название документа
"Методические рекомендации "Организация работы кабинета здорового ребенка в детской поликлинике"
(утв. Минздравом СССР 23.03.1987 N 11-11/6-25)
"Методические рекомендации "Организация работы кабинета здорового ребенка в детской поликлинике"
(утв. Минздравом СССР 23.03.1987 N 11-11/6-25)
Заместитель начальника
Главного управления
лечпрофпомощи детям и матерям
В.В.КУЗНЕЦОВА
23 марта 1987 г. N 11-11/6-25
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КАБИНЕТА ЗДОРОВОГО
РЕБЕНКА В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методические рекомендации разработаны Главным управлением лечебно-профилактической помощи детям и матерям Минздрава СССР, кафедрой физиологии развития и воспитания детей ЦОЛИУв (тел.: 377-97-51).
В разработке рекомендаций приняли участие: кафедра стоматологии ЦОЛИУв, Дом санитарного просвещения Бабушкинского района г. Москвы.
Рецензенты: Оноприенко А.В., ст. научн. сотр., канд. мед. наук, Московский НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава РСФСР (тел.: 484-58-02).
Чичерин Л.П., ст. научн. сотр., канд. мед. наук, ВНИИСГ и ОЗ им. Н.А. Семашко Минздрава СССР (тел.: 297-83-13).
Методические рекомендации предназначаются для практических работников учреждений здравоохранения.
Органам здравоохранения и учреждениям здравоохранения разрешается размножить методические рекомендации в необходимом количестве.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КАБИНЕТА ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ
Кабинет профилактической работы с детьми (кабинет здорового ребенка - КЗР) является методическим центром по вопросам развития, воспитания и охраны здоровья детей.
Кабинет профилактической работы с детьми (кабинет здорового ребенка) организуется в составе детской городской поликлиники (отделения) в соответствии с
Положением о кабинете профилактической работы с детьми приказа Минздрава СССР от 19 января 1983 года N 60 "О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах".
В крупных детских поликлиниках кабинет здорового ребенка может быть составной частью функционального подразделения по профилактической работе с неорганизованными детьми раннего и дошкольного возраста. Это подразделение должно функционировать в отдельном отсеке и включать в себя кабинет (кабинеты) профилактического приема педиатра, кабинет здорового ребенка, прививочный кабинет, холл для ожидания. Организация такого подразделения создает оптимальные условия для диспансеризации детского населения.
В кабинете здорового ребенка работает фельдшер или медицинская сестра, прошедшие подготовку по профилактической работе с детьми и санитарно-просветительной работе с населением.
В детских поликлиниках, обслуживающих до 10 тыс. детей, выделяется одна должность, а свыше 10 тыс. - две должности фельдшеров или медицинских сестер для работы в кабинете здорового ребенка.
Руководство работой кабинета осуществляется заведующей одним из педиатрических отделений.
Медицинский персонал кабинетов здорового ребенка работает под контролем главной (старшей) медицинской сестры детской городской поликлиники (отделения).
Согласно Положению <*> основными задачами кабинета здорового ребенка являются:
--------------------------------
- пропаганда здорового образа жизни в семье;
- обучение родителей основным правилам воспитания детей раннего возраста (режим, питание, физическое воспитание - закаливание, массаж, гимнастика; гигиенический уход и т.д.);
- санитарное просвещение родителей по вопросам гигиенического воспитания детей, профилактики заболеваний и отклонений в развитии ребенка, а также подготовке к поступлению в дошкольные учреждения;
- контроль за нервно-психическим развитием детей.
Функциональные обязанности медицинской сестры КЗР:
1) прием детей 1-го года жизни не менее 5 раз в год; 2-го года жизни не менее 4 раз в год; 3-го года - не менее 1 раз в полугодие и по показаниям чаще; 3 - 6 лет - 1 раз в год;
2) в соответствии с назначениями врача:
- консультация матери по вопросам воспитания и охраны здоровья ребенка (организация режима дня, питания, физического воспитания, привитие гигиенических навыков, профилактика пограничных состояний);
- обучение матери методике проведения массажа и гимнастики в соответствии с возрастом, проведение массажа детям группы риска
(приложение 1);
- проведение контрольных кормлений, расчетов питания;
- выполнение назначений врача по профилактике рахита у детей, выдача витамина "Д" на дом или в кабинете, постановка пробы Сулковича;
- проведение диагностики нервно-психического развития, выявление особенностей поведения детей 2 и 3-го года жизни (
приложения 2,
3,
4);
3) обучение родителей методике и особенностям искусственного вскармливания
(приложение 11);
4) обучение методике устранения и профилактике возникновения вредных привычек и гигиене полости рта (
приложения 9,
10);
5) обеспечение родителей методическими материалами - памятки, брошюры
(приложение 12);
6) консультация участковых медицинских сестер по вопросам воспитания и развития детей; обучение их методикам диагностики нервно-психического развития, организации физического воспитания, технике проведения комплексов массажа и гимнастики, закаливающих процедур;
7) оказание помощи участковым врачам-педиатрам в проведении занятий для беременных, школ молодых матерей, отцов, организуемых в КЗР, непосредственное участие в этих занятиях
(приложение 6);
8) участие в подготовке детей к поступлению в дошкольные учреждения в соответствии с назначениями участкового педиатра и врачей-специалистов;
9) осуществление постоянной связи с участковой педиатрической службой: информирование участковых врачей-педиатров и медицинских сестер о выявленных нарушениях в развитии ребенка и ошибках, допускаемых родителями в уходе за детьми;
10) ведение в истории развития ребенка
(форма 112/у) вкладыша - карты посещений кабинета по воспитанию здорового ребенка
(приложение 7);
11) оформление в холле и в кабинете здорового ребенка стендов, выставок по организации условий жизни, развития и воспитания детей
(приложение 8);
12) осуществление связи с домом санитарного просвещения с целью изучения и распространения новых материалов по вопросам развития и воспитания здорового ребенка, противоалкогольной пропаганды, здорового образа жизни семьи.
Для равномерного распределения нагрузки медперсонала КЗР профилактические приемы детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, должны планироваться по графику, в зависимости от числа участков.
Если в поликлинике имеется до 5 педиатрических участков, то устанавливается один день профилактических приемов для педиатров всех участков; при количестве участков от 5 до 10 - выделяются 2 дня в неделю для профилактических приемов; при 10 участках и более эти приемы планируются ежедневно (по 2 - 3 участка в день).
Направление в КЗР детей первого года жизни проводится после профилактического приема педиатра. Медицинская сестра КЗР разъясняет матери новые рекомендации педиатра и наглядно демонстрирует их, используя методические материалы кабинета.
Дети 2-го и 3-го года жизни должны посетить кабинет по воспитанию здорового ребенка до профилактического приема у педиатра для диагностики уровня нервно-психического развития и оценки поведения в декретированные сроки. По показаниям дети посещают КЗР после профилактического приема, если возникает необходимость уточнить новые для данного ребенка рекомендации педиатра по вопросам режима, питания, физического воспитания, организации бодрствования, подготовки к поступлению в дошкольное учреждение и т.д. Посещению КЗР детьми 2-го и 3-го года жизни должен предшествовать патронаж участковой медицинской сестры, которая отражает в карте развития
(форма 112/у) данные о поведении ребенка, а также развитие навыков (2-й год) игры и речи у детей (3-й год)
(приложение 4а). Медицинская сестра КЗР знакомится с этими данными, а затем проводит диагностику нервно-психического развития детей по остальным показателям с предварительной оценкой по группам развития и назначениями на следующий возрастной период
(приложение 5).
Данные об уровне нервно-психического развития медицинская сестра КЗР заносит в карту учета посещения КЗР (вкладыш), который должен быть вклеен в
ф. 112/у и использоваться участковым врачом для комплексной оценки состояния здоровья ребенка.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ
МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ КЗР
1. Основной минимум теоретических знаний:
- основные данные медико-генетического, социального и биологического анамнеза и их значение для развития ребенка; значение обследования семьи на наследственную патологию;
- режим и питание беременной;
- режим и питание кормящей матери;
- профилактика токсикосептических заболеваний у новорожденных и мастита у матерей;
- анатомо-физиологические особенности новорожденных;
- патологические состояния новорожденных и детей первых месяцев жизни;
- особенности физического и нервно-психического развития детей первых трех лет жизни;
- воспитание детей раннего возраста (режим, организация режимных моментов: сна, кормления, бодрствования, специальных занятий);
- вскармливание детей первого года жизни: естественное, смешанное, искусственное. Организация питания детей старше года;
- гигиеническое воспитания детей;
- профилактика пограничных состояний (рахит, анемия, расстройства питания, экссудативный диатез);
- календарь прививок у детей раннего возраста. Противопоказания и показания к прививкам;
- оказание экстренной помощи детям.
2. Владение техникой выполнения гигиенических, профилактических и лечебных манипуляций:
- сцеживание грудного молока и массаж грудных желез;
- контрольное кормление;
- правильное пеленание ребенка;
- гигиенический туалет ребенка раннего возраста;
- купание ребенка: гигиенические и лечебные ванны (соленые, солено-хвойные, с дубовой корой и пр.);
- обработка и уход за кожей ребенка, туалет пупочной области;
- проведение антропометрии, измерение температуры тела;
- определение частоты пульса и дыхания;
- постановка газоотводной трубки, очистительной клизмы;
- закаливающие процедуры (обливание стоп, обтирание, общее обливание, воздушные и солнечные ванны);
- диагностика нервно-психического развития и поведения детей первых трех лет жизни;
- массаж и гимнастика детей раннего возраста (комплексы гимнастики для детей каждой возрастной группы);
- приготовление соков, смесей, блюд прикорма, возрастные примерные меню.
МЕДИЦИНСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ КЗР
Повышение квалификации медицинской сестры КЗР проводится в установленном порядке на специальных курсах или на базах передового опыта по этому разделу работы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОБОРУДОВАНИЮ КЗР И ХОЛЛА
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СО ЗДОРОВЫМИ ДЕТЬМИ
В кабинете должно быть предусмотрено следующее оформление и наличие методических материалов по воспитанию детей раннего возраста
(приложение 8):
1. Стол пеленальный.
2. Весы медицинские, ростомер.
3. Стол для проведения массажа.
4. Детский стол и стул для оформления игрового уголка.
5. Аптечка предметов ухода за ребенком и грудью матери.
6. Стенд "Гигиеническая ванна".
7. Кукла с набором одежды для новорожденного.
8. Стенд по организации сна и бодрствования ребенка первых трех месяцев жизни.
9. Стенд по режимам для детей первых трех лет жизни.
10. Шкаф по организации вскармливания и питания детей первого года жизни.
11. Стенд по организации питания детей 2 - 3 года жизни.
12. Стенд по массажу и гимнастике.
13. Стенд по закаливанию.
14. Два стенда с выставкой одежды детей 1, 2, 3 годов жизни.
15. Стенд - показатели нервно-психического развития 2 - 3 года жизни.
16. Шкаф с выставкой игрушек для детей 1, 2, 3 годов жизни.
17. Игрушки для диагностики нервно-психического развития детей первых трех лет жизни.
18. Стенд по гигиене полости рта.
19. Стенд по устранению вредных привычек.
В оформлении холла при отделении должны быть стенды по вопросам правильного воспитания ребенка. Шесть стендов в соответствии с возрастом: с 1 до 3 месяцев, с 3 до 6 месяцев, с 6 до 9 месяцев, с 9 до 12 месяцев, от 1 года до 2 лет; от 2-х до 3-х лет. В каждом из этих стендов следует отразить вопросы режима дня, питания, физического воспитания, организации бодрствования, подбора игрушек, а также показатели нервно-психического развития; стенд по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение; стенд о значении проведения профилактических прививок.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ КЗР
От качества работы медицинской сестры КЗР во многом зависит эффективность профилактического раздела обслуживания детской поликлиники. Основным критерием эффективности является уровень и динамика состояния здоровья детей по группам здоровья и группам развития, оцениваемая заведующей педиатрическим отделением.
ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 3-Х ЛЕТ
(для детей от 1,5 до 3-х месяцев)
1. Массаж рук (поглаживание).
2. Массаж ног (поглаживание).
3. Выкладывание на живот - упражнение рефлекторное.
4. Массаж спины (поглаживание).
5. Ползание - упражнение рефлекторное.
6. Массаж живота (поглаживание).
7. Массаж стоп (растирание).
8. Упражнение для стоп (сгибание и разгибание рефлекторное).
9. Разгибание позвоночника на правом и левом боку - рефлекторное.
(для детей от 3 до 4 месяцев)
1. Массаж рук (поглаживание).
2. Скрещивание рук на груди - упражнение пассивное.
3. Массаж ног (поглаживание, растирание, разминание).
4. Поворот со спины на живот вправо - упражнение пассивно-активное.
5. Массаж спины (поглаживание и разминание).
6. "Положение пловца" - упражнение рефлекторное
7. Массаж живота (поглаживание и растирание).
8. Массаж стоп (растирание и похлопывание).
9. Упражнения для стоп рефлекторные.
10. Сгибание и разгибание рук ("бокс") упражнение пассивное.
11. Вибрационный массаж грудной клетки.
12. Поворот со спины на живот влево.
Исходное положение для всех приемов - горизонтальное.
(для детей от 4 до 6 месяцев)
1. Скрещивание рук на груди.
2. Массаж ног.
3. "Скользящие шаги" - имитация велосипедных движений - упражнение пассивное.
4. Поворот со спины на живот вправо.
5. Массаж спины (поглаживание, разминание, похлопывание).
6. "Парение на животе" - упражнение рефлекторное.
7. Массаж живота.
8. Приподнимание головы и туловища при поддержке за руки, отведенные в стороны - упражнение активное.
9. Массаж стоп.
10. Упражнение для стоп.
11. "Бокс" (сгибание и разгибание рук).
12. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно - упражнение пассивное.
13. "Парение" на спине - упражнение рефлекторное.
14. Вибрационный массаж грудной клетки.
15. Поворот со спины на живот влево.
Исходное положение для всех приемов - горизонтальное.
(для детей от 6 до 10 месяцев)
1. Скрещивание рук на груди, держась за кольца.
2. Скользящие шаги (сгибание и разгибание ног вместе и попеременно).
3. Поворот со спины на живот вправо без поддержки за руку.
4. Массаж спины.
5. Ползание.
6. Массаж живота.
7. Присаживание при поддержке за обе руки, отведенные в стороны.
8. Круговые движения руками.
9. Поднятие выпрямленных ног - упражнение пассивное.
10. Напряженное выгибание - упражнение активное.
11. Поворот со спины на живот влево.
12. Приподнимание туловища из положения на животе при поддержке за выпрямленные руки - упражнение активное.
13. Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч - упражнение активное.
14. Массаж грудной клетки.
Исходное положение для всех приемов - горизонтальное, кроме упражнения "бокс", которое после 8 месяцев (овладение сидением без опоры) можно выполнять из исходного положения сидя.
Упражнения 1, 2, 3, 5, 7, 9, 10, 12, 13 выполняются с включением речевой инструкции.
(для детей от 10 месяцев до 1 года 2-х месяцев)
1. "Бокс" (сгибание и разгибание рук), сидя или стоя с кольцами.
2. "Скользящие шаги".
3. Поворот со спины на живот в одну и другую сторону.
4. Массаж спины.
5. Поднимание тела из положения на животе до вертикального положения при поддержке ребенка за руки с кольцами.
6. Наклоны туловища и выпрямление.
7. Массаж живота.
8. Поднятие выпрямленных ног до палочки.
9. Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч, с палочкой.
10. Напряженное выгибание.
11. Приседание при поддержке за руки с кольцами.
12. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно с фиксацией колен.
13. Круговые движения руками с кольцами.
Исходное положение горизонтальное - для упражнений 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12 проводятся по речевой инструкции.
Примерный комплекс гимнастики для детей
от 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев (комплекс N 6)
1. Сгибание и разгибание рук с кольцами (для рук и плечевого пояса). Выполняется с мамой. Исходное положение - стоя на полу.
2. Поднятие выпрямленных ног до палочки (для брюшного пресса). Выполняется лежа на полу.
3. Приседание (для сгибателей и разгибателей ног). Выполняется стоя на полу.
4. Пролезание через обруч (для спины, позвоночника и ног). Выполняется лежа на животе.
5. Ходьба по ребристой поверхности, например по массажному коврику.
Примерный комплекс гимнастики для детей
от 1 года 6 месяцев до 2-х лет (комплекс N 7)
1. Ходьба по дорожке, начерченной мелом, или между двумя веревками, между палками, по краю коврика и т.п. Ширина дорожки постепенно сужается: от 30 - 25 см до 10 - 5 см.
2. Лежа на полу, на спине, достать обруч носками выпрямленных ног или из положения стоя достать лежащие на полу предметы, не сгибая колени.
3. Проползти под стул, скамейку, палку, в обруч и т.д. (прогнуть спину).
4. Держась за палочку или обруч, вытянуть руки вверх и подняться на носки, присесть ("какие мы большие и маленькие").
5. Сидя на стульчике, ногой покатать палочку, карандаш и т.п. Перешагнуть через 1 - 2 - 3 предмета на полу (расстояние между предметами 20 - 30 см).
Гимнастика проводится ежедневно, спустя 30 - 40 минут после завтрака или сразу после дневного сна.
Форма одежды - трусы и майка. Выполняются упражнения босиком на коврике, обязательно при открытой фрамуге, форточке.
Продолжительность занятий 10 - 12 минут.
Для проведения занятий необходимы две веревки или две скакалки (длиной 1 - 1,5 м), палочка (длиной 40 - 50 см, диаметром 2,5 см), обруч (диаметром 45 - 50 см), кегли, кубики, брусочки и т.п.
Примерный комплекс гимнастики для детей
от 2 до 3-х лет (комплекс N 8)
Занятия проводятся ежедневно или через день, через 30 - 40 минут после завтрака или сразу после дневного сна. Длительность занятий 12 - 15 минут. Форма одежды - трусики и майка. Ребенок выполняет упражнения босиком, на коврике при открытой форточке.
Для занятий необходима бельевая веревка или скакалка, палка длиной 1 - 1,5 м, диаметром 2,5 см, обруч диаметром 45 - 50 см, кегли, кубики, брусочки, мяч.
1. Ходьба по дорожке шириной 10 - 5 см (или вдоль веревки, палочки).
2. Стоя на полу, достать лежащие предметы, не сгибая колени.
3. Лежа, поднять голову и посмотреть на игрушку, приподнятую на высоте 25 - 30 см (лежащую на стульчике).
4. Перешагивать через кубики, карандаши на расстоянии 20 - 30 см.
5. Поднимать пальцами ног лежащий на полу карандаш.
6. Пролезать под стульчик, скамейку, через веревку, палку, в обруч (прогнуть спину).
для детей группы риска в возрасте от 1,5 месяцев до 1 года 2 месяцев (страдающих рахитом, гипотрофией, реконвалесцентов, с факторами риска по частым заболеваниям). Детям старше 14 месяцев данный комплекс рекомендуется при подготовке к яслям и в периоде адаптации (комплекс N 9).
1. Массаж рук.
2. Скрещивание рук на груди.
3. Массаж ног.
4. "Скользящие шаги".
5. Поворот со спины на живот вправо при поддержке за руку.
6. Массаж спины.
7. Массаж живота.
8. Сгибание и разгибание рук.
9. Сгибание и разгибание ног.
10. Повороты со спины на живот влево.
11. Массаж стоп.
12. Поднятие выпрямленных ног.
13. Массаж грудной клетки.
Исходное положение для всех приемов - горизонтальное.
I. Параметры поведения детей 1 года жизни
1. Преобладающее эмоциональное состояние (положительное, отрицательное, неустойчивое, малоэмоциональное).
2. Сон:
1) засыпание (быстрое, медленное, спокойное, неспокойное, с дополнительными воздействиями);
2) характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный, прерывистый);
3) длительность сна (укороченный, длительный, соответствующий возрасту).
3. Аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, повышенный, избирательное отношение к пище, отказ от пищи).
4. Бодрствование:
характер бодрствования (активный, пассивный, малоактивный).
5. Отрицательные привычки (раскачивание, сосание пальца, пустышки и пр.).
6. Индивидуальные особенности (застенчив, обидчив, контактен, навязчив, ласков, инициативен, боязлив, легко обучаем, подвижен, уравновешен, возбудим, вялый, легко утомляющийся, другие особенности).
II. Параметры поведения детей 2 - 3 года жизни
1. Настроение (бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое).
2. Сон:
1) засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное);
2) характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный);
3) длительность сна (укороченный, длительный, соответствующий возрасту).
3. Аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, повышенный, избирательное отношение к пище).
4. Характер бодрствования (активный, малоактивный, пассивный).
5. Индивидуальные особенности (контактен, доброжелателен, адекватно относится к оценке взрослого, застенчив, обидчив, ласков, агрессивен, внимателен, любознателен, легко обучаем, инициативен и т.д.).
Оценка поведения
Нормальное поведение - все параметры поведения имеют положительную характеристику.
Начальные или незначительные отклонения в поведении - один, несколько или все параметры поведения имеют отрицательную характеристику, но при этом известна причина отклонений (остродействующий фактор - острое заболевание, прививка, стрессовая ситуация), их длительность не превышает 2 - 3 месяца, и они поддаются медико-педагогической коррекции без дополнительного обследования и медикаментозного лечения.
Выраженные или значительные отклонения в поведении - один, несколько или все параметры поведения имеют отрицательную характеристику под влиянием неизвестной или постоянно действующей причины (хроническое заболевание или тяжелое функциональное расстройство, постоянная стрессовая ситуация); длительность отклонений - более 3 месяцев, предполагается затруднение медико-педагогической коррекции, требуется дополнительное обследование и специальное медикаментозное лечение.
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-ГО ГОДА ЖИЗНИ
Возраст | Развитие речи | Сенсорное развитие С | Игра и действия с предметами И | Движения Д | Навыки Н |
Понимание речи Рп | Активная речь Ра |
1 г. 1 м. - 1 г. 3 м. | Запас понимаемых слов быстро расширяется | Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности и радости | Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей 3 см | Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень) | Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) | Самостоятельно ест густую пищу ложкой |
1 г. 3 м. - 1 г. 6 м. | Обобщает предмет по существенным признакам в понимаемой речи | Словами облегченными ("би-би") и произносимыми правильно (машина) называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности | Ориентируется в 3 - 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) | Отражает в игре отдельные наблюдаемые действия | Перешагивает через препятствия приставным шагом | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой |
1 г. 7 м. - 1 г. 9 м. | Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого | Во время игры словами и 2-х словными предложениями обозначает свои действия | Ориентируется в 3 - 4 контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см | Воспроизводит несложные сюжетные постройки - перекрытия типа "ворота", "скамейка", "дом" | Ходит по ограниченной поверхности шириной 15 - 20 см и приподнятой над полом на 15 - 20 см | Частично раздевает одежду с небольшой помощью взрослого (трусы, ботинки, шапку) |
1 г. 10 м. - 2 года | Понимает рассказ о событиях, бывших в опыте ребенка | При общении со взрослыми пользуется 2-х словными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения | Подбирает по образцу и слову 3 - 4 контрастных цвета | В игре воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры) | Перешагивает через препятствия чередующимся шагом | Частично одевает одежду (ботинки, шапку) |
ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
3-ГО ГОДА ЖИЗНИ
Возраст | Активная речь | Сенсорное развитие, восприятия цвета | Сюжетная игра | Навыки в одевании | Движения |
Грамматика | Вопросы |
2 г. 6 м. | Говорит многословными предложениями (более 3-х слов) | Появление вопроса: "Где"?, "Куда"? | Подбирает по образцу разнообразные предметы 4-х основных цветов (к фону предмета) | Игра носит сюжетный характер, ребенок отражает взаимосвязь и последовательность действий (2 - 3) | Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки | Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую от пола на 20 - 28 см |
3 года | Начинает употреблять предложения (придаточные) | Проявляются вопросы: "Когда"?, "Почему"? | Называет 4-е основных цвета | Появляются элементы ролевой игры | Одевается самостоятельно, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого | Перешагивает через палку или веревку, приподнятую от пола на 30 - 36 см |
ДИАГНОСТИКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
2 - 3 ГОДА ЖИЗНИ ПАТРОНАЖНОЙ СЕСТРОЙ И СЕСТРОЙ КЗР
Возраст | Рп | Ра | С | И | Д | Н |
1 г. 3 мес. | У | У | У | У | У | + |
1 г. 6 мес. | У | У | У | У | У | + |
1 г. 9 мес. | У | + | У | У | У | + |
2 года | У | + | У | У | У | + |
2 г. 6 мес. | + | + | У | + | У | + |
3 года | + | + | У | + | У | + |
Примечание: патронажная сестра - +, сестра КЗР - У.
КАЧЕСТВЕННО-КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Нормальное распределение детей по группам развития | Пограничное состояние |
I группа | II группа | III группа | IV группа |
Дети с опережением в развитии: | Дети с задержкой в развитии на I эпикризный срок: | Дети с задержкой в развитии на 2 эпикризных срока: | Дети с задержкой в развитии на 3 эпикризных срока |
на 2 эпикризных срока (высокое развитие); на 1 эпикризный срок (ускоренное развитие) | I степень - на 1 - 2 линии | I степень - на 1 - 2 линии |
II степень - на 3 - 4 линии | II степень - на 3 - 4 линии |
III степень - на 5 - 7 линий | III степень - на 5 - 7 линий |
Дети с опережением в развитии (нетипичное верхнегармоничное развитие). Часть линий выше нормы на 1, на 2 эпикризных срока | Дети с нетипичным, негармоничным развитием (часть линий выше нормы, часть ниже на 1 эпикризный срок) | Дети с нетипичным, негармоничным развитием (часть линий ниже нормы на 1 эпикризный срок, часть - на 2 эпикризных срока) | |
Дети с нормальным развитием (все линии соответствуют календарному возрасту ребенка) | | | |
В ШКОЛЕ МАТЕРИНСТВА И МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙ
Занятие 1 <*>
--------------------------------
<*> Школа материнства - первое и второе занятие.
Права и льготы женщины-матери. Здоровый образ жизни семьи и здоровье ребенка. Подготовка беременной к кормлению ребенка грудью.
Занятие 2
Анатомо-физиологические особенности новорожденного. Подготовка к приему новорожденного из родильного дома. Уход за новорожденным ребенком.
Занятие 3 <*>
--------------------------------
<*> Школа молодых родителей, начиная с третьего занятия.
Родителям о ребенке 1 - 3 месяцев жизни (вопросы режима, питания, физического воспитания, воспитательных воздействий, профилактики пограничных состояний, профилактических прививок, обязательной диспансеризации).
Занятие 4
Родителям о ребенке 4 - 6 месяцев жизни (те же вопросы).
Занятие 5
Родителям о ребенке 7 - 9 месяцев жизни (те же вопросы, а также профилактика наиболее частых кишечных и острых респираторных заболеваний).
Занятие 6
Родителям о ребенке 10 - 12 месяцев жизни (те же вопросы, а также подготовка ребенка к поступлению в детское учреждение).
Занятие 7
Родителям о ребенке 2-го года жизни (те же вопросы, а также профилактика травматизма у детей).
Занятие 8
Родителям о ребенке 3-го года жизни (те же вопросы - режима, питания, физического воспитания, воспитательных воздействий, профилактики пограничных состояний, профилактических прививок, обязательной диспансеризации).
посещений кабинета по воспитанию здорового ребенка
Фамилия, имя ребенка ________________________________________
Дата рождения _______________________________________________
| Сроки посещений | Контрольные кормления | Массаж, гимнастика | Проба Сулковича | Выдача вит. Д по назначению врача | Санпросветработа | Консультация педагога |
беседы | выдача памяток |
N комплексов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
После осмотра педиатра | 1 мес. | | | | | | | | | | | |
3 мес. | | | | | | | | | | | |
6 мес. | | | | | | | | | | | |
9 мес. | | | | | | | | | | | |
12 мес. | | | | | | | | | | | |
| Сроки посещения | Массаж, гимнастика | Выдача вит. Д по назначению врача | Диагностика нервно-психического развития | Санпросветработа | Консультация педагога |
беседы | выдача памяток |
N комплексов | Какому возрасту соответствуют показатели <*> |
6 | 7 | 8 | 9 | Рп | Ра | С | И | Д | Н | группа развития |
Перед осмотром педиатра | 1 г. 3 м. | | | | | | | | | | | | | | | |
1 г. 6 м. | | | | | | | | | | | | | | | |
1 г. 9 м. | | | | | | | | | | | | | | | |
2 г. | | | | | | | | | | | | | | | |
2 г. 6 м. | | | | | | | | | | | | | | | |
3 года | | | | | | | | | | | | | | | |
Примечание: <*> Рп - речь понимаемая
Ра - речь активная
С - сенсорика
И - игра
Н - навыки
Д - движения
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОБОРУДОВАНИЮ КОМНАТЫ
ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА И ХОЛЛА
I. Стенд по организации сна и бодрствования ребенка
первых трех месяцев жизни
Дать картину с изображением кроватки, кронштейна, игрушки в информацию по набору принадлежностей:
1) матрац по размеру кроватки;
2) клеенка;
3) простыня по размеру матраца;
4) одеяло в пододеяльнике (1 x 1 м);
5) байковая пеленка, сложенная в 8 слоев под голову;
6) кукла размером 50 см;
7) стойка-кронштейн (высота 100 см, длина горизонтальной части 50 см);
8) одноцветная яркая игрушка, подвешенная к кронштейну на узкой ленте.
Информация на кронштейне
"Для рассматривания подвешивать игрушку на высоте 50 - 70 см над грудью ребенка, для захватывания - на длину вытянутой руки ребенка".
II. Аптечка для предметов ухода за ребенком
и грудью матери
1. Термометр медицинский.
2. Термометр для измерения температуры воды.
3. Термометр комнатный.
4. Газоотводная трубка.
5. Баллон детский (груша, размер 25 куб. см).
6. Банка для ваты.
7. Банка для пипеток.
8. Масло вазелиновое (или кипяченое растительное).
9. Детский крем.
10. Раствор марганцевокислого калия.
11. Сухая борная кислота.
12. Пузырек емкостью 30 - 100 мл для воды.
13. Соски для питья и кормления.
14. Марлевые салфетки.
15. Раствор борной кислоты.
III. Стенд "Гигиеническая ванна"
(представить в виде фотографии или рисунков)
1. Ванночка.
2. Мохнатая рукавичка.
3. Мыло детское.
4. Подставка в ванну для купания.
5. Кувшин.
6. Термометр водяной.
Информация на стенде
"Ребенка первых 6-ти месяцев жизни необходимо купать ежедневно. Лучшее время - перед последним вечерним кормлением. Температура воздуха должна быть 23 - 24 град. С, воды в ванне - 36 - 37 град. С (измерять термометром для воды). Длительность купания 4 - 5 минут. Новорожденного медленно погружают в воду по плечики, при этом голова ребенка должна лежать на левом локтевом сгибе матери. После купания ребенка обливают со спины чистой водой из кувшина температуры 35 град. С и насухо вытирают мягким полотенцем".
IV. Стенд по организации питания детей 1-го года жизни
1 | 4 | Материалы (муляжи, коробки, таблицы) можно расположить на полках медицинского или какого-либо другого шкафа в следующем порядке: |
2 | 5 | 1. Пропаганда вскармливания материнском молоком: фотография кормящей матери, цитаты и высказывания (педиатры, писатели) о пользе и преимуществах вскармливания грудью матери. |
3 | 6 |
7 | 8 | 2 и 3. Коробки с адаптированными смесями производства СССР и других стран, продаваемые в СССР: "Детолакт", "Малютка", "Малыш", "Виталакт", "Линолак", "Роболакт", "Биолакт", "Ацидофильная малютка" и др. |
4.1. Прикормы детей в первые 3 месяца: фруктовый сок, фруктовое пюре, желток.
4.2. Таблица (на картоне) размером 20 на 30 см:
"Примерная схема вскармливания ребенка первых 3-х месяцев".
5.1. Муляжи с видами прикормов детей от 3 до 6 месяцев: все прикормы от 0 до 3 мес. + прикормы от 3 до 6 мес. - творог, овощное пюре (с растительным маслом), каша (со сливочным маслом).
5.2. "Примерная схема вскармливания детей от 3 до 6 месяцев".
6.1. Муляжи с видами прикормов от 6 мес. до 1 года: все прикормы от 0 до 6 мес. + прикормы от 6 мес. до 1 года - мясное пюре, кефир, бульон, сухари, печенье, хлеб.
6.2. "Примерная схема вскармливания детей от 6 мес. до 1 года".
7 и 8. Предметы сервиса: посуда, нагрудник и т.д.
Перечень информационно-методических материалов
(в папке):
1. Суточная потребность детей 1-го года жизни в основных пищевых ингредиентах.
2. Рекомендуемые сроки введения и примерное количество отдельных продуктов детям 1-го года жизни на грудном и искусственном вскармливании.
3. Химический состав молочных смесей в сравнении с женским молоком.
4. Рецептура приготовления блюд.
5. Картотека расчетов питания.
6. Образцы памяток для родителей, брошюры по питанию и т.д.
СУТОЧНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
В ОСНОВНЫХ ПИЩЕВЫХ ВЕЩЕСТВАХ И ЭНЕРГИИ
(на 1 кг массы тела)
Пищевые вещества | Возраст | Вскармливание |
естественное | смешанное | искусственное |
Белки (г) | до 4 мес. | 2,0 - 2,5 | 3,0 - при использовании адаптированных молочных смесей | 3,5 - при использовании адаптированных молочных смесей |
3,5 - при использовании неадаптированных молочных смесей | 4,0 - при использовании неадаптированных молочных смесей |
| 4 - 9 мес. | 3,0 - 3,5 | 3,0 - 3,5 | 3,5 - 4,0 |
9 - 12 мес. | 3,0 - 3,5 | 3,5 - 4,0 | 3,5 - 4,0 |
Жиры (г) | до 4 мес. | 6,5 - 6,0 | 6,5 - 6,0 | 6,5 - 6,0 |
4 - 9 мес. | 6,0 - 5,5 | 6,0 - 5,5 | 6,0 - 5,5 |
9 - 12 мес. | 5,5 - 5,0 | 5,5 - 5,0 | 5,5 - 5,0 |
Углеводы (г) | Весь 1-й год | 12,0 - 14,0 | 12,0 - 14,0 | 12,0 - 14,0 |
Калории (ккал) | до 4 мес. | 120 - 125 | 120 - 130 | 120 - 130 |
4 - 9 мес. | 115 - 125 | 115 - 125 | 115 - 125 |
9 - 12 мес. | 105 - 120 | 110 - 120 | 110 - 120 |
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СРОКИ ВВЕДЕНИЯ И ПРИМЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО
ОТДЕЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ ДЕТЯМ 1 ГОДА ЖИЗНИ
НА ГРУДНОМ ВСКАРМЛИВАНИИ
Наименование продуктов и блюд | Месяцы жизни |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 - 12 |
Фруктовый сок (мл) | с 5 до 30 | 30 | 30 | 40 - 50 | 50 - 60 | 60 | 60 | 70 | 80 | 90 - 100 |
Пюре фруктовое (г) | 5 - 10 (с 1,5 мес.) | 30 | 40 | 50 | 50 - 60 | 60 | 60 | 70 | 80 | 90 - 100 |
Творог (г) | по показаниям | 5 - 20 | 30 | 40 | 40 | 40 | 40 | 50 |
Желток (шт.) | - | - | 1/4 | 1/2 | 1/2 | 1/2 | 1/2 | 1/2 | 1/2 | 1/2 |
Пюре овощное (г) | - | - | - | с 10 до 130 (с 4,5 м.) | 150 | 150 | 150 | 170 | 180 | 200 |
Каша (г) | - | - | - | - | с 50 до 150 | 150 | 150 | 170 | 180 | 200 |
Мясное пюре (г) | - | - | - | - | - | - | 5 - 30 | 50 | 50 | 60 - 70 |
Кефир (мл) | - | - | - | - | - | - | 200 | 200 | 200 | 400 - 600 |
Бульон (мл) | - | - | - | - | - | - | 20 | 30 | 30 | 30 |
Хлеб (г) | - | - | - | - | - | - | - | 5 | 5 | 10 |
Сухари, печенье (г) | - | - | - | - | - | - | 3 - 5 | 5 | 10 | 10 - 15 |
Растительное масло (г) | - | - | - | 1 - 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 5 | 6 |
Сливочное масло (г) | - | - | - | - | 1 - 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 6 |
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ИСКУССТВЕННОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ
ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
Месяцы жизни | Среднее количество смеси (мл) | Сроки введения и количество прикорма |
Сок фруктовый (мл) | Пюре фруктовое (мл) | Творог (г) | Желток (шт.) | Пюре овощное (г) | Пюре мясное (г) | Каша (г) | Кефир или др. кисломолочные продукты | Мясной бульон (мл) | Печенье, сухари (г) | Хлеб (г) | Масло |
Растительное масло (г) | Сливочное масло (г) |
I | 700 - 800 | 10 - 30 | | | | | | | | | | | | |
II | 800 - 900 | 30 | 20 - 30 | | | | | | | | | | | |
III | 800 - 900 | 40 | 40 | | 1/4 | 50 | | | | | | | 1 | - |
IV | 800 | 50 | 50 | | 1/2 | 150 | | | | | | | 3 | - |
V | 700 | 50 - 60 | 50 - 60 | | 1/2 | 150 | | 150 | | | | | 3 | 4 |
VI | 400 | 60 | 60 | 40 | 1/2 | 150 | 20 - 30 | 150 | 200 | 20 | 3 - 5 | | 3 | 4 |
VII | 400 | 60 | 60 | 40 | 1/2 | 150 | 40 | 150 | 200 | 20 | 5 | | 3 | 4 |
VIII | 300 - 350 | 70 | 70 | 40 | 1/2 | 170 | 50 | 170 | 200 | 30 | 5 | 5 | 5 | 5 |
IX | 200 | 80 | 80 | 40 | 1/2 | 180 | 50 | 180 | 400 | 30 | 10 | 5 | 5 | 5 |
X - XII | 200 | 90 - 100 | 90 - 100 | 50 | 1/2 | 200 | 60 - 70 | 200 | 400 | 30 | 10 - 15 | 10 | 6 | 6 |
V. Стенд по питанию детей 2 - 3 года жизни
Может быть представлен в виде цветной таблицы с фотографиями: "7 - 10-дневное меню" с рецептурой приготовления блюд (в виде картотеки)
Примерное меню одного дня ребенка
от 1 года до 1 года 6 месяцев | от 1 года 6 месяцев до 3-х лет |
Завтрак: | Каша | 200 | Каша или овощное пюре | 200 |
Кофе, чай, молоко | 100 | Молоко, кефир | 150 |
Обед: | Салат | 30 | Салат | 40 |
Суп овощной или мясной | 100 | Суп овощной или мясной | 150 |
Мясное суфле | 50 | Котлета паровая | 60 |
Овощное пюре | 100 | Овощное пюре | 100 |
Компот или фрукты | 100 | Компот или фрукты | 100 |
Полдник: | Молоко, кефир | 150 | Молоко, кефир | 200 |
Печенье | 15 | Булочка | 45 |
Ужин: | Овощное пюре | 200 | Каша | 200 |
Молоко | 100 | Молоко, кефир | 150 |
Хлеб пшеничный | 40 | Хлеб пшеничный | 70 |
ржаной | 10 | ржаной | 30 |
VI. Стенд "Выставка одежды детей первого года жизни"
На стенде даются фотографии одежды и перечень необходимого количества предметов, обеспечивающих уход за ребенком:
1. Распашонка летняя | - 5 шт. |
2. Распашонка байковая | - 5 шт. |
3. Пеленки летние (100 Х 120) | - 20 шт. |
4. Пеленки фланелевые | - 10 шт. |
5. Подгузники (40 Х 40) | - 20 шт. |
6. Косынка | - 2 шт. |
7. Одеяло байковое | - 1 шт. |
8. Одеяло шерстяное | - 1 шт. |
9. Уголок (под голову) | - 1 шт. |
10. Пододеяльник | - 2 шт. |
11. Чепчик летний | - 1 шт. |
12. Чепчик байковый | - 1 шт. |
13. Кофточка байковая | - 5 шт. |
14. Майки | - 5 шт. |
15. Штаны-ползунки | - 15 шт. |
16. Гольфы | - 5 пар |
17. Клеенка подкладная | - 2 шт. |
18. Ботинки с каблучком и шнуровкой | - 2 шт. |
Стенд "Одежды ребенка второго и третьего годов жизни"
На стенде поместить четыре фотографии: ребенок в летней одежде, ребенок осенью на прогулке, ребенок осенью и зимой в помещении, ребенок на прогулке зимой. Дать перечень необходимой одежды, указать количество:
1. Майка или рубашка нижняя | - 4 - 5 шт. |
2. Рубашка верхняя (платье) летняя | - 4 - 5 шт. |
3. -"- зимняя | - 4 - 5 шт. |
4. Трусы | - 4 - 5 шт. |
5. Колготки | - 4 - 5 шт. |
6. Шорты (для мальчиков) | - 2 - 3 пары |
7. Туфли на небольшом каблучке | - 1 - 2 пары |
8. Панамка | - 1 - 2 шт. |
9. Шапка вязаная | - 1 - 2 шт. |
10. Косынка ситцевая | - 1 шт. |
11. Кофточка шерстяная | - 1 шт. |
12. Рейтузы | - 1 - 2 шт. |
13. Варежки | - 1 - 2 шт. |
14. Пальто осеннее и зимнее | - 1 + 1 шт. |
15. Валенки | - 1 пара |
VII. Шкаф с выставкой игрушек для детей 1, 2, 3 годов жизни
От 0 до 3 мес. | Яркая одноцветная игрушка для подвешивания | Для развития зрительного сосредоточения |
Неваляшка, погремушка на кольце и с ручкой | Для разглядывания, лежа на животе |
От 3 до 6 мес. | Погремушка-подвеска Погремушка с ручкой | Для развития хватательных движений |
Резиновые игрушки звучащие | Для развития мелких мышц руки |
Неваляшка | Для создания положительного эмоционального тонуса |
От 6 до 9 мес. | Мячик небольшой, шары Ведерко с игрушками Кастрюля с крышкой Кольцо для надевания на руку | Для развития умения действовать с предметами |
Кукла, мишка, петух, кошка, собака, заводная игрушка | Для развития понимания речи |
От 9 до 12 мес. | Кукла, мишка, собака, зайка, кубы-вкладыши - 2 шт. | Для развития понимания речи |
Чашечка, кукла, кукольное одеяло, матрешка, пирамидка (2 компл.) Кирпичики 4 - 5 шт. | Для развития сюжетной игры |
Машина, мячик, тележка, заводная игрушка | Для развития действий с предметами |
От 1 года до 2-х лет | Мячи, обручи, машины, тележки | Для развития движений |
Коробка с вырезанными на крышке отверстиями в форме круга, квадрата, прямоугольника; коробки с крышками разнообразной формы (круглая, квадратная, треугольная); пирамидка с кольцами разной величины (4 шт.); вкладные игрушки (матрешки, кубы); кирпичики по цвету (4-х цветов) | Дидактические (обучающие) игрушки для сенсорного развития (различение формы, величины, цвета) |
"Строительный материал" | Для конструктивной деятельности |
Лопатки, совочки, ведро, плавающие игрушки | Для игры с песком и водой |
Кукла, собачка, кукольная мебель, посуда, расческа | Для сюжетных игр |
Картинки и книги с крупным рисунком | Для развития речи |
Информация "Учите детей правильно играть! Бесконечная смена игрушек утомляет ребенка, не дает возможности их освоить формирует небрежное к ним отношение".
От 2 до 3-х лет | Конструкторы деревянные и пластмассовые | Для строительных игр |
Кукла, мишка, зайка, мебель, посуда, "Докторский" и "Парикмахерский" наборы | Для сюжетных игр |
Матрешки, вкладыши, мозаика, лото | Для сенсорного развития |
Книги, картинки (сказки "Репка", "Теремок", "Колобок" | Для развития речи |
Карандаши, кисточки, краски, пластилин | Для изо деятельности |
VIII. Игрушки для диагностики нервно-психического развития
1. Яркая однотонная погремушка, хорошо звучащая, с ручкой.
2. Две погремушки на кольцах (кольцо диаметром - 10 - 15 см, шарики - 5 - 7 см).
3. Яркая игрушка типа неваляшки.
1. Погремушка с длинной ручкой (длина 10 - 15 см).
2. Яркая устойчивая игрушка (неваляшка, кукла).
3. Игрушка резиновая или полиэтиленовая, озвученная.
4. Шар.
1. Миска с 2 шарами, кастрюля с крышкой или миска с кирпичиком.
2. Кукла (маленькая и большая).
3. Мяч (большой и маленький).
4. Бидончик с крышкой.
5. Стержень с кольцами (2).
6. 2 - 3 кирпичика (2 х 5 х 6) и 2 кубика (5 х 5 х 5).
7. Стол с отверстиями и грибочками (3).
8. Матрешка одноместная.
9. Кукольная посуда (чашка, блюдце). Одеяло для куклы.
1. Машина, часы, мячик, собака.
2. Кукла, тарелка, кроватка.
3. Кубы-вкладыши (10 и 7 см).
4. Кольца на стержне (одноразмерные).
5. 2 кирпичика, 1 кубик.
1. Кошка белая, кошка черная, собака белая и кукла.
2. Ложка десертная, ложка игрушечная, совок.
3. Зайчик, петушок, кукла, котенок и мешочек.
4. Шар, куб, кирпичик, призма.
5. Кукла, носовой платок, расческа.
6. 4 брусочка (для перешагивания).
VI. К 1 году 9 месяцев
1. Картинки сюжетные "Мальчик поит лошадку", "Дети умываются", "Дети поливают цветы", "Дядя чинит машину".
2. Кубы-вкладыши (10, 7, 4 см).
3. Кирпичики (3).
1. 3 пары варежек (красного, желтого, зеленого цвета).
2. Кукла-голыш (30 см длины), губка, полотенце, кубик, ванночка.
VIII. К 2 годам 6 месяцев
1. Цветное лото (4 фона основных цветов и карточки 4 цветов).
2. Пособия для игры в парикмахера и доктора.
3. 10 - 14 штук строительного материала.
1. 8 однотонно окрашенных предметов по два одинакового цвета, но разной формы.
2. Кубы или другие предметы (высотой 10 - 15 см).
В стенде указать принципы закаливания, значение закаливания, методы и средства проведения. Отразить оздоровительное плавание грудных детей. Хорошо стенд иллюстрировать фотографиями.
X. Стенд по проведению массажа и гимнастики
Отразить 5 комплексов массажа и гимнастики для детей первого года, 2 - на втором и 1 на третьем годах жизни. Обязательно иллюстрировать фотографиями.
XI. Стенд по устранению вредных привычек <*>
В стенде отразить связь между вредными привычками и аномалиями прикуса, указать средства и методы устранения вредных привычек. Стенд иллюстрировать фотографиями.
--------------------------------
<*> Тематика последних пяти стендов может быть объединена на одном информативном стенде.
Стенд по гигиене полости рта
На стенде изображены средства ухода за полостью рта (зубные щетки, зубные пасты, элексиры) и указана методика ухода за полостью рта.
Стенд по пользованию молочной соской и соской-пустышкой
На стенде представлены молочные соски и соски-пустышки и даны рекомендации по их применению.
Стенд по положению ребенка в постели
На стенде представлены фотографии, показывающие связь между положением в постели ребенка и видом аномалии прикуса. Даны рекомендации по правильному положению ребенка в постели.
Стенд по профилактике кариеса у детей
Указаны причины наиболее часто приводящие к развитию кариеса и общественные и индивидуальные методы профилактики кариеса зубов.
УСТРАНЕНИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
Вред правильному росту и развитию челюстей могут оказывать вредные привычки, такие, как постоянно сосать пустышку, принимать пищу из бутылки с соской после 12 месяцев, сосание пальцев, губ, предметов, дышать ртом, занимать неправильное положение тела. При этом верхние или нижние зубы могут выступать вперед и между зубами верхней и нижней челюстей образуется щель. Это приводит к нарушению откусывания пищи и ее пережевывания, а также к эстетическим нарушениям лица. Чтобы устранить такие привычки, можно надеть на ручку грубошерстную варежку, распашонку с защитными рукавичками, положить лангет из полиэтилена на локтевой сустав. Если ребенок часто облизывает губы, их нужно 5 - 6 раз в день смазывать жиром или оксолиновой мазью. Ребенка следует настойчиво приучать дышать носом. Во время сна следует изменить положение так, чтобы рот был закрыт. Можно подвязывать нижнюю челюсть бинтом или косынкой, а также проводить массаж, гимнастику для укрепления круговой мышцы рта. Нормальное положение во время сна - спокойная поза на спине или на боку (попеременно на правом и левом) с закрытым ртом.
Если подбородок ребенка выдается вперед, а нижние зубы перекрывают верхние - это может быть результатом того, что ребенок спит с прижатым к груди подбородком. Не рекомендуется спать, подложив под щеку - руку, кулачок, так как это может вызвать искривление челюстей. Вредно также спать с запрокинутой головой - такая поза задерживает развитие и рост нижней челюсти.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ГИГИЕНЕ ПОЛОСТИ РТА
В 2 года ребенку нужно подарить зубную щетку и обучить чистить зубы.
Для лучшего удаления остатков пищи и зубного налета надо зубы чистить по 2 минуты 2 раза в день: утром, после завтрака и вечером, после ужина, перед сном.
Зубная щетка должна быть небольшая (рабочая часть не должна превышать размера 2 - 3 диаметров коронок зубов). Менять щетку целесообразно не реже трех раз в год, хранить в стаканчике рабочей частью вверх.
Обязательно следует очистить все поверхности каждого зуба, затем промытой щеткой провести 2 - 3 раза по поверхности языка и прополоскать рот.
Детям дошкольного возраста целесообразно пользоваться слабопенящимися пастами: "Буратино", "Мойдодыр", "Петрушка", "Ну, погоди!", "Тик-так", "Ягодка" и др.
После чистки зубов не следует есть сладости.
РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО МЕТОДИКЕ ИСКУССТВЕННОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ
При искусственном вскармливании ребенок должен активно сосать. Поэтому очень важно правильно подготовить молочную соску для кормления малыша. Соска должна быть упругой, короткой и иметь несколько маленьких отверстий, таких, чтобы после опрокидывания бутылочки пища стекала каплями. Кормление из бутылочки должно продолжаться 15 - 20 минут. Нельзя допускать удлинения или укорочения кормления. Бутылочку следует держать так, чтобы она не оказывала давления на челюсти ребенка.
По мере введения прикорма ребенка следует приучать пользоваться ложкой, воспитывая правильный навык приема пищи: снимать пищу с ложки губами.
В 4 - 5 месяцев ребенок должен 2 раза в день есть из ложки, а 3 раза - с помощью соски.
В 5 - 6 месяцев ребенку нужно давать сухарик, сушку, сухое печенье, яблоко, так как для правильного развития челюстей и формирования функции жевания нужна пища, требующая энергичного пережевывания.
В период от 6 до 9 месяцев ребенка нужно кормить 3 раза в день из ложки и 2 раза из бутылочки с соской. К году необходимо полностью исключить кормление ребенка из соски.
В год ребенок должен уметь самостоятельно есть густую пищу. Ребенка следует обучать методике правильного пережевывания пищи (при кормлении рот закрыт, губы сомкнуты, пища равномерно распределяется во рту и смачивается слюной).
ПОПУЛЯРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ,
ДЛЯ БИБЛИОТЕЧКИ КОМНАТЫ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
1. | Уход за новорожденным ребенком | Башляева З.А. Микина Т.Н. Лазарева Н.П. | 1981 г. |
2. | У вас родился ребенок (для отца) | Гончарук А.Н. | 1983 г. |
3. | Внимание! В доме малыш! | Кононов И.Ф | 1979 г. |
4. | Режим ребенка от 1 года до 3-х лет | Андреева Е.И. Кононов И.Ф. | 1979 г. |
5. | Питание детей раннего возраста | Дружинина Л.В. | 1983 г. |
6. | С первых дней | Максимова М.В. | 1984 г. |
7. | С первых дней жизни (о закаливании) | Никифорова А.Г. | 1984 г. |
8. | О физическом воспитании детей раннего возраста | Голубева Л.Г. | 1980 г. |
9. | Предупреждение респираторных заболеваний у маленьких детей | ЦНИИСП МЗ СССР | 1985 г. |
10. | О гриппе у детей | Чешик С.Г. | 1986 г. |
11. | Подготовка детей к поступлению в ясли | Голубева Л.Г. | 1985 г. |
12. | Дифтерия и ее профилактика | Сухорукова Л.Н. | 1985 г. |
13. | Стоматиты у детей | Жилина В.Р. Малиновский В.К. | 1984 г. |
14. | Питание детей, страдающих ожирением | Ладодо К.С. Трофименко Л.С. | 1983 г. |
15. | Профилактика хронического гастрита у детей | Волков А.И. Закономерный А.Г. | 1984 г. |
16. | Родителям о кишечных заболеваниях у детей | Богуто Н.Н. | 1983 г. |
17. | Острые кишечные инфекции у детей | Сухарева М.Е. | 1980 г. |
18. | Как предупредить развитие хронического тонзиллита у детей дошкольного возраста | Смашкова В.И. | 1979 г. |
19. | Профилактика неврозов у детей | Широкова Т.И. | 1984 г. |
20. | Предупреждение детской нервности | Кононов И.Ф. Куценко Г.И. | 1979 г. |
21. | Предупреждение нервных заболеваний у детей раннего возраста | Фрейдков В.И. | 1978 г. |
22. | Инфекционный гепатит у детей | ДСП ГУЗМ | 1980 г. |
23. | О специфической профилактике эпидемического паротита | Гордиенко Н.М. | 1982 г. |
24. | Корь | Гордиенко Н.М. | 1983 г. |
25. | Профилактика коклюша | Богуто Н.Н. | 1983 г. |
26. | Аллергические заболевания у детей | Мизерницкая О.Н. | 1983 г. |
27. | О профилактике травм у детей раннего возраста | ДСП ГУЗМ, ЦОЛИУВ | 1985 г. |
28. | Последствия повреждения глаз у детей и их лечение | Ковалевский Е.И. Кораблев А.Г. | 1983 г. |
29. | Родителям о травмах у детей | Максимова М.В. Широкова Т.И. | 1983 г. |
30. | Питание детей дошкольного возраста | Ладодо К.С. | 1983 г. |
31. | Игры детей | Литвинова Е.Н. | 1983 г. |
32. | О питании детей при заболеваниях желчного пузыря и желчевыводящих путей | Невская Т.С. | 1978 г. |
33. | Памятка о питании детей, больных экземой | Кифер Е.Л. Клочко Н.И. | 1980 г. |
34. | Родителям о диспансеризации детей | Черток Т.Я. | 1983 г. |
35. | Ваш ребенок идет в школу с шести лет | Редовских Н.В. | 1983 г. |
36. | Поговорим об аллергии (буклет) | Фисенко М.А. | 1985 г. |
37. | Если у ребенка понос | Тулкибаева Ж.А. | 1984 г. |
38. | Запомните эти советы | Башляева З.А. Лазарева Н.А. | 1982 г. |
39. | В доме появился малыш | Лазарева Н.А. Телегина Н.А. | 1982 г. |
40. | Как пеленать ребенка | Тер-Егиазаров Г.М. | 1985 г. |
41. | Движения и развитие ребенка | Нисканен Л.Г. | 1981 г. |
42. | Врожденный вывих бедра | Тихоненков Е.С. | 1982 г. |
43. | Если новорожденный болен | Антонов А.Г. | 1983 г. |
44. | Профилактика гриппа у детей | Кудашов Н.И. | 1984 г. |
45. | Уход за больным ребенком | Рылеева Р.Н. | 1980 г. |
46. | Закаливание ребенка с первых дней жизни | Архипова М.З. Лазарева Н.А. | 1982 г. |
47. | Об игрушках серьезно | Архипова М.Э. | 1982 г. |
48. | Берегите глаза детей | Коробова В.М. | 1982 г. |
49. | Осторожно - может случиться беда | Кораблев А.Г. | 1985 г. |
50. | Берегите глаза детей | Гусева М.Р. | 1978 г. |
51. | О развитии и воспитании ребенка от 1-го до 3-х месяцев | Голубева Л.Г. Гриднева Г.В. Тонкова-Ямпольская Р.В. Фрухт Э.Л. | 1979 г. |
52. | О развитии и воспитании ребенка от 3-х до 6-ти месяцев | -"- | 1979 г. |
53. | О развитии и воспитании ребенка от 6-ти до 9-ти месяцев | -"- | 1980 г. |
54. | О развитии и воспитании ребенка от 9-ти до 12 месяцев | Голубева Л.Г. Гриднева Г.В. Тонкова-Ямпольская Р.В. Фрухт Э.Л. | 1979 г. |
55. | О развитии и воспитании ребенка одного - двух лет | -"- | 1979 г. |
56. | О развитии и воспитании ребенка двух - трех лет | Голубева Л.Г. Пантюхина Г.В. | 1979 г. |
57. | На свежий воздух, (через год в школу) | Нисканен Л.Г. | 1983 г. |
58. | Готовьте ребенка к школе заранее | Нисканен Л.Г. | 1982 г. |
59. | Режим и закаливание - подготовка к школе | Нисканен Л.Г. | 1984 г. |
60. | Приучайте детей к самостоятельности | Кочеткова Н.К. | 1983 г. |
61. | Утренняя зарядка | Нисканен Л.Г. | 1984 г. |
62. | Игра - дело серьезное | Литвинова Е.Н. | 1985 г. |
63. | Как ухаживать за больным ребенком дома | Федоров А.М. | 1986 г. |
64. | Профилактика энтеробиоза | Нетсева И.А. | 1982 г. |
65. | Как сохранить зубы ребенка | Дедеян С.А. | 1983 г. |
66. | Методические рекомендации "Малыш" | Башляева З.А. Минина Г.И. Телегина Н.А. Лазерь М.М. | 1985 г. |
67. | Ночное недержание мочи у детей | Брязгунов И.Г. | 1982 г. |
68. | Ожирение у детей | Князев Ю.А. Картелишев А.В. | 1982 г. |
69. | Острые респираторные инфекции и острые пневмонии у детей | Кудашов Н.И. | 1982 г. |
70. | Ребенок от года до трех | Тарасова Г.В. | 1985 г. |
Материалы в помощь лектору для комнаты здорового ребенка |
1. | Питание больного ребенка | Дружинина Л.В. Ладодо К.С. | 1984 г. |
2. | Эпидемический паротит и его последствия | Сизямов А.Н. | 1983 г. |
3. | Профилактика отравлений у детей | Кононов И.Ф. | 1979 г. |
4. | Обучение и режим дня 6-летних детей в детском саду | Барсукова Н.К. | 1986 г. |
5. | Подготовка детей к школе | Каратаева Н.Б. Нисканен Л.Г. | 1984 г. |
6. | Рациональное питание школьников 6-летнего возраста | Кондратьева И.И. Балашова И.В. | 1985 г. |
7. | Профилактическая работа по охране здоровья детей раннего возраста | Гребешева И.И. Дружинина Л.В. | 1979 г. |
8. | Развитие и воспитание ребенка 2-го года жизни | Пехора К.Л. | 1979 г. |
9. | Рациональное питание школьников 6-летнего возраста | Кондратьева И.И. Балашова В.А. | 1985 г. |
10. | Иммунитет и здоровье ребенка | Афонина Л.Т. | 1979 г. |
11. | Заикание у дошкольников | Лыков В.М. | 1979 г. |
12. | Развитие детей и их конституциональные особенности | Бальмагия Т.А. | 1979 г. |
13. | Гигиена зрения детей дошкольного возраста | Белостоцкая Е.М. | 1983 г. |
14. | Физическое воспитание детей дошкольного возраста | Теленчи В.И. | 1977 г. |
15. | Питание ребенка раннего возраста | Ладодо К.С. | 1979 г. |
16. | Чтобы ребенок рос здоровым | Тонкова-Ямпольская Р.В. | 1979 г. |
17. | Питание детей от одного года до семи лет | Кононов И.Ф. | 1979 г. |
18. | Вскармливание недоношенного ребенка | Дружинина Л.В. и др. | 1983 г. |
19. | Профилактическая работа по охране здоровья детей раннего возраста | Гребешева И.И. и др. | 1982 г. |
20. | Профилактика аллергических заболеваний у детей | Рошаль Н.И. | 1973 г. |
21. | Профилактика детского травматизма | Рудякева Т.Н. | 1972 г. |
22. | Алкоголь и дети | Шалимов В.Ф. | 1978 г. |
23. | Режим детей раннего возраста | ЦНИИСП МЗ СССР | 1979 г. |
24. | Профилактика стоматологических заболеваний у детей | -"- | 1975 г. |
25. | Особенности развития и воспитания ребенка 3-го года жизни | -"- | 1979 г. |