Главная // Актуальные документы // Инструктивное письмо
СПРАВКА
Источник публикации
"Сборник приказов и инструкций Минпроса РСФСР", N 14, 1982
Примечание к документу
Название документа
"Методические рекомендации по обучению школьников плаванию"
(утв. Минпросом СССР, направлены Инструктивным письмом Минпроса РСФСР от 28.01.1982 N 23-М)

"Методические рекомендации по обучению школьников плаванию"
(утв. Минпросом СССР, направлены Инструктивным письмом Минпроса РСФСР от 28.01.1982 N 23-М)


Содержание


Утверждены
Министерством просвещения СССР
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ ПЛАВАНИЮ
I. Введение
XXVI съезд КПСС главной задачей в области народного образования определил повышение качества обучения, трудового и нравственного воспитания в школе, укрепление связи обучения с жизнью, улучшение подготовки школьников к общественно полезному труду.
Важное место в материалах съезда уделено вопросу дальнейшего развития массовой физической культуры и спорта, и особенно среди детей, как действенного средства укрепления их здоровья.
Решению этих задач во многом способствуют занятия плаванием по программе общеобразовательной школы. В действующих программах по физической культуре занятия по плаванию рекомендуется проводить на протяжении всех лет обучения в школе. Обязательное обучение школьников плаванию предусмотрено в IV классе, на что по действующей учебной программе по физической культуре отведено 26 часов. Однако в тех школах, которые располагают наиболее благоприятными условиями, процесс обучения плаванию может продолжаться и в последующих классах.
Следует иметь в виду, что совместным постановлением секретариата ЦК ВЛКСМ, коллегии Министерства просвещения СССР и Спорткомитета СССР от 26 июня 1979 года N С-54-20/22Р-1/8 "О мерах по дальнейшему улучшению массового обучения плаванию" установлены требования по максимальному использованию имеющихся в районах и городах плавательных бассейнов для массового обучения плаванию, в том числе учащихся общеобразовательных школ.
Настоящим постановлением предусмотрен ряд мероприятий, способствующих лучшей организации обучения плаванию, в том числе закрепление бассейнов для массового обучения, выделение в них необходимого времени для общеобразовательных школ. Наряду с этим большое внимание уделено организации работы в загородных пионерских лагерях на естественных водоемах.
В целях методического обеспечения процесса обучения школьников плаванию разработаны настоящие рекомендации. Они предназначены для учителей физической культуры, проводящих обучение плаванию, а также инструкторов, осуществляющих эту работу в пионерских лагерях. В значительной мере их могут использовать тренеры, обучающие школьников плаванию в бассейнах.
В рекомендациях содержатся вопросы организации обучения плаванию на естественных водоемах, в искусственных бассейнах, а также отражаются специфические вопросы проведения уроков по плаванию. В них входят также примерное содержание 26 уроков с методическими указаниями, играми на воде и материал по развитию двигательных качеств школьников.
II. Организация обучения плаванию
Обучение плаванию проводится на протяжении всего учебного года в крытых плавательных бассейнах и в открытых водоемах в зависимости от климатических условий.
Для учащихся I смены занятия по плаванию желательно планировать на последние часы учебного дня. Для учащихся II смены занятия выносятся из сетки часов таким образом, чтобы школьники могли после этих занятий подготовиться к школе. При организации занятий по плаванию вне сетки часов целесообразно планировать их три раза в неделю. Это позволит повысить эффективность учебного процесса. Учебные группы для обучения плаванию комплектуются по степени подготовленности учащихся по 10 - 12 человек. Мальчики и девочки могут учиться плаванию в одной группе.
В организации обучения плаванию школьников ведущая роль отводится учителю физической культуры и всему педагогическому составу школы. До начала занятий в бассейне необходимо провести подготовительную работу, используя родительское собрание. На этих собраниях следует рассказать о предстоящих занятиях, подготовке необходимых принадлежностей (купальный костюм, шапочка, шлепки, мыло, губка и т.д.), ознакомить с расписанием занятий, порядком прихода в бассейн и отъезда из него, с внутренними правилами бассейна.
Весьма важно в период, предшествующий занятиям в бассейне, подготовить всю необходимую документацию - список-заявку, заверенную врачом и директором школы, предварительный список умеющих и не умеющих плавать, рабочий журнал, пропуска для входа в бассейн и др.
Перед началом занятий в бассейне учитель должен проверить наличие необходимого инвентаря - плавательные доски, надувные резиновые круги, детские игрушки, поддерживающие пояса, мячи и др.
Для того, чтобы предстоящие занятия в бассейне могли проходить на хорошем организационном уровне, необходимо, чтобы учитель ознакомил школьников с правилами бассейна, требованиями, которые они должны соблюдать во время занятий, особенно в воде.
Не менее чем за 1 - 1,5 месяца до начала занятий в бассейне следует составить специальные комплексы упражнений и выполнять их на уроках физической культуры. Можно рекомендовать ребятам повторять эти упражнения дома во время утренней зарядки, что будет способствовать более быстрому освоению специальных упражнений, подводящих к овладению техникой плавания. Перед изучением обязательного материала программы для IV класса выполняются комплексы, основой которых являются упражнения для кроля и упражнения для освоения с водой.
К числу мер по лучшей организации занятий следует отнести подготовку актива учащихся, умеющих хорошо плавать. Ими могут быть учащиеся, занимающиеся в отделениях плавания ДЮСШ, или специально подготовленные учителем в качестве помощников. Такие учащиеся должны уметь показать правильное выполнение упражнений, исправлять ошибки занимающихся, следить за дисциплиной и поддерживать порядок.
Помощникам необходимо систематически поддерживать свою плавательную подготовку и овладеть приемами спасения тонущих. Тренировка физкультурного актива должна проводиться до или после уроков по плаванию. Лучше всего провести такую подготовку за месяц до начала занятий школьников. Помощники учителя должны уметь проплыть без остановки не менее 200 м, нырять в глубину и длину, транспортировать пострадавшего, уметь освобождаться от его захватов и знать приемы искусственного дыхания.
Даже хорошо плавающий человек быстро устанет, проплыв небольшое расстояние, если он не будет систематически тренироваться в воде. Чтобы поддержать свою спортивную форму, помощники учителя должны плавать три раза в неделю. Кроме занятий по плаванию, физкультурный актив должен провести специальные тренировки по оказанию помощи пострадавшим.
В спортивных бассейнах, как правило, занятия по обучению плаванию проводят тренеры и инструкторы бассейна. Учитель физической культуры в этом случае становится непосредственным помощником тренера, выполняет различные организационные функции (встреча классов в холле бассейна, пропуск учащихся в раздевалку, организация их занятий и т.д.) и участвует в самом процессе обучения. Учитель физической культуры проводит с учащимися общеразвивающие и специальные упражнения в зале "сухого плавания", в том числе упражнения, пройденные на уроках физической культуры в школе, может проводить занятия с учащимися (отстающими или плохо умеющими плавать) на мелкой части бассейна или в "лягушатнике". В обязанности учителя входит также учет посещаемости. О ходе учебного процесса по обучению плаванию он информирует классного руководителя и вносит соответствующие записи в классный журнал.
Иные условия проведения занятий по плаванию в естественных водоемах, особенно в загородных пионерских лагерях.
При организации занятий на открытом водоеме необходимо выбрать и подготовить места занятий. Для этого важно широко использовать помощь учащихся старших классов, родителей, шефов, спортивных организаций. При выборе места для проведения занятий по плаванию на открытых водоемах необходимо учитывать направление и интенсивность течения, заболоченность, характер берега и дна, загрязненность водоема сточными водами и др. Для обучения плаванию нужно выбрать участок водоема с ровным твердым дном, постепенно углубляющимся от берега. Большое значение имеет прозрачность воды. Если дно хорошо просматривается, учащиеся чувствуют себя уверенно и смело выполняют упражнения. Скорость течения не должна превышать 10 м/мин. Место проведения занятий должно быть выше стока промышленных вод, а вода в водоеме отвечать санитарно-гигиеническим требованиям. Необходимо очистить дно от предметов, которые могут нанести занимающимся травмы (крупные камни, корни деревьев, битое стекло и т.д.). Место для плавания следует оградить. Это нетрудно сделать при помощи буйков или веревки с поплавками, поддерживаемой вбитыми в дно шестами. Глубина не должна превышать 100 - 120 см. На берегу обязательно должны быть приготовлены средства спасения (круги, шесты, лодка и т.д.). Для проведения общеразвивающих и специальных упражнений надо подготовить площадку и рядом с ней места для раздевания.
Приступая к занятиям по плаванию, ученики должны соблюдать строжайшую дисциплину. Всякие нарушения принятого порядка, ложные крики "тону", заплывание за границу места проведения занятий немедленно наказываются выходом из воды и отстранением от занятий.
Несчастных случаев не будет, если на занятиях соблюдать следующие правила:
1. Каждый учащийся допускается к занятиям по плаванию с разрешения врача.
2. Заплывать за границу места проведения занятий категорически запрещается.
3. До и после занятий обязательно проводить поименную проверку детей. Опоздавшие допускаются к занятиям только с разрешения учителя.
4. Занятия с не умеющими плавать проводятся на мелком месте.
5. Все упражнения, а также первые попытки плавать выполняются в сторону берега или мелкого места. На первых уроках, для большей безопасности, учащихся лучше всего распределить по парам.
6. Первые попытки плавать на глубоком месте разрешать не более чем двум занимающимся одновременно, под непосредственным наблюдением преподавателя.
7. К изучению прыжков в воду допускаются только дети, умеющие плавать.
8. Нельзя приступать к занятиям по плаванию непосредственно после приема пищи.
9. Об ухудшении самочувствия, появлении озноба или головокружения учащийся должен сообщить учителю и прекратить занятия.
10. На уроках по плаванию должен присутствовать врач (или медицинская сестра).
11. Место занятий по плаванию, оборудование и инвентарь необходимо проверять ежедневно до начала занятий.
В бассейнах и естественных водоемах, глубина которых не позволяет доставать ногами дна, при проведении занятий со слабо умеющими плавать рекомендуется пользоваться поддерживающими средствами. Для этой цели лучше всего пользоваться поплавками из пенопласта, которые прикрепляют лямками на верхней части спины. При обучении в условиях естественного водоема поплавок выполняет роль страховки.
Занятия плаванием требуют от учителя и учащихся выполнения гигиенических правил. Наиболее благоприятной при обучении плаванию в крытых плавательных бассейнах считается температура воды 20 - 25 °C, воздуха - примерно на том же уровне.
Занятия по плаванию в открытых водоемах нужно проводить при температуре воды не ниже 18 °C.
Продолжительность плавания учащегося зависит от предусмотренных задач, температуры воды и воздуха. В случае появления "гусиной кожи", посинения губ, появления дрожи школьникам необходимо выйти из воды, обтереться досуха и одеться.
Для профилактики простудных заболеваний и соблюдения личной гигиены важно осуществлять следующие гигиенические мероприятия:
1. В период, предшествующий плаванию (1 - 2 месяца), проводить с учащимися гигиенические мероприятия, повышающие уровень их закаленности.
2. При пониженной температуре воздуха и воды сделать более интенсивной разминку, проводимую на суше перед входом в воду.
3. Следить, чтобы учащиеся долго не оставались в воде без движений.
4. По выходе из воды учащиеся должны немедленно вытереться насухо, проделать несколько согревающих упражнений и сразу одеться.
5. Перед началом занятия в воде и после его проведения дети должны вымыться под душем без купальных костюмов с мылом и губкой.
6. Купальный костюм должен быть удобным, чтобы не стеснять движений ребенка.
7. Недопустимо пользование общими купальными костюмами, полотенцем и предметами туалета.
III. Структура и организация урока по плаванию
Занятия проводятся по обычной форме урока, имея в виду условное распределение каждого занятия на три части - подготовительную, основную и заключительную. Как правило, занятие начинается на суше, затем продолжается в воде и заканчивается снова на суше.
Подготовительная часть урока. В подготовительной части урока решаются прежде всего вопросы начальной организации учащихся, их психологической и функциональной подготовки к предстоящей основной деятельности.
Одно из центральных мест в подготовительной части урока занимает развитие двигательных качеств. Средствами решения этой задачи являются упражнения, не требующие длительного времени на подготовку и выполнение, легко дозируемые. К их числу относятся ходьба, бег, общеразвивающие упражнения. Особенность подготовительной части на уроках плавания заключается в том, что, кроме организации учащихся и подготовки их организма к основной части урока, включаются показ и выполнение имитационных упражнений, которые будут изучаться в основной части урока. Их задача состоит в том, чтобы школьники ясно представляли эти движения еще до входа в воду.
Изучая движения на суше, необходимо объяснить учащимся значение команд и жестов, используемых учителем в основной части урока. Жесты учителя на уроках плавания можно разделить на командные, имитационные и условные.
Наряду с общепринятыми словесными командами учитель использует командные жесты для сообщения школьникам о начале и конце выполнения упражнений, выходе из воды, отдыхе и пр.
Имитационные жесты применяются при исправлении ошибок в технике выполнения упражнений, а также для указания темпа движения.
Условные жесты могут указывать учащимся на качество выполнения отдельных элементов или техники плавания в целом, отклонение от графика проплывания дистанции и пр.
На первых уроках обучения плаванию объяснение и исправление ошибок при выполнении имитационных упражнений требует больше времени, чем на последующих, поэтому подготовительная часть может быть довольно продолжительной.
Если занятия проходят на открытом водоеме и температура воды невысокая, длительность пребывания в воде сокращается, и за счет этого можно удлинить занятия на суше. В старших классах количество упражнений, выполняемых в подготовительной части урока, и частота их повторения обычно больше, чем в младших. В прохладную погоду моторная плотность подготовительной части должна быть более высокой, чем в жаркую.
Во время проведения подготовительной части урока учитель сообщает часть теоретических сведений, предусмотренных программой, в форме кратких бесед. После подготовительной части урока перед входом в воду обязательно проводится поименная перекличка учащихся.
Основная часть урока. Задача этой части урока - изучение и совершенствование программного материала. Проводятся упражнения на освоение с водной средой и овладение элементами техники плавания. В этой части урока изучаются и совершенствуются техника спортивных способов плавания, стартов и поворотов, приемы спасения тонущего, элементы игры в водное поло.
Часть времени первого урока по плаванию отводится на проверку подготовленности классов: необходимо убедиться, сколько школьников умеют плавать, а из числа не умеющих плавать - боятся воды. Во время такой проверки учитель должен находиться в воде, на мелком месте и приглашать к себе школьников поочередно. При проверке запрещается впускать в воду более двух учащихся. Если школьник не решается самостоятельно войти в воду, учитель должен помочь. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять входить в воду.
Обучать основам техники плавания можно только в том случае, если учащиеся научились свободно держаться на воде и их движения в воде стали спокойными и уверенными.
Изучение техники спортивных способов плавания начинается с параллельного освоения кроля на груди и спине. Поправлять следует только грубые ошибки, давая учащемуся возможность найти свой стиль, добиваться хорошего согласования движений рук и дыхания, свободы движений, непрерывности работы рук. Наряду с этим совершенствование техники плавания следует осуществлять путем: уменьшения сопротивления воды телу пловца; постановки ритмичного и глубокого дыхания; улучшения согласованности движения рук, ног, дыхания; увеличения тяговых усилий при выполнении гребковых движений и продвижения от каждого гребка.
Во время занятий плаванием учитель должен занимать такое место, чтобы он хорошо видел всю группу, а все учащиеся, находящиеся в воде, видели его. Совершенствуя технику плавания учащихся, учитель должен наблюдать за школьниками из различных мест бассейна: спереди, сбоку, сзади и, если есть возможность, даже сверху, обычно с трамплина.
При плавании на груди и спине спереди можно наблюдать, на какой ширине рука входит в воду, ее положение в первой части гребка, координацию движений рук и дыхания. Сбоку можно следить за протяженностью гребка, положением туловища, движением ног. Сзади и сверху можно смотреть за координацией учащегося.
Продолжительность основной части урока плавания зависит от температуры воды и воздуха. При занятиях на открытых водоемах время пребывания учащегося в воде постепенно увеличивается (от 10 до 35 минут).
В период обучения плаванию необходимо обратить серьезное внимание на моторную плотность урока. В результате частых и длительных остановок появляется возможность возникновения простудных заболеваний вследствие повышенной теплоотдачи организма детей в воде. Поэтому на уроке плавания следует упражнения, выполняемые на месте, чередовать с упражнениями, которые выполняются в движении. Если учитель занимается исправлением ошибок в технике выполнения движений индивидуально с одним из школьников (или небольшой группой), то остальные в это время продолжают самостоятельно выполнять упражнения.
Заключительная часть урока. Постепенное снижение нагрузки на уроке и приведение организма учащихся в относительно спокойное состояние достигается медленным плаванием, выполнением стартовых прыжков и поворотов, проведением игр. Проведение игр в заключительной части урока позволит повысить эмоциональность урока, воспитать интерес учащихся к плаванию, они будут легче переносить планируемые нагрузки. По окончании занятий по плаванию на открытых водоемах необходимо внимательно и быстро провести перекличку учащихся. После этого предоставить возможность школьникам сделать легкие гимнастические упражнения, досуха вытереться, одеться.
Подводя итоги, необходимо отметить успехи всего класса и отдельных учеников, а также недостатки и ошибки, которые необходимо исправлять в дальнейшем.
Для учеников, имеющих недостаточный уровень физического развития и физической подготовленности, пропуски уроков по болезни, отрицательные реакции на первых уроках по плаванию и др., организуются специальные дополнительные занятия вне сетки часов.
Зачетные нормативы принимаются в последние две недели курса обучения плаванию. При выставлении итоговых оценок необходимо учитывать не только длину проплываемой дистанции, но и качество выполнения плавательных движений.
На последний урок можно запланировать проведение соревнований по плаванию на первенство класса, параллели классов (отряда, лагеря). Соревнования целесообразно проводить на дистанциях, предусмотренных нормативами комплекса ГТО. Для победителей желательно предусмотреть награждение: грамоты, призы, поздравления.
После соревнований по плаванию можно провести между пионерскими звеньями, классами, отрядами спортивные и подвижные игры на воде, эстафеты, аттракционы.
Всем, кто проводит занятия по обучению плаванию, необходимо строго выполнять настоящие требования, установки и рекомендации с тем, чтобы добиться высокой эффективности обучения детей плаванию.
IV. Примерное планирование уроков
За месяц-полтора до занятий плаванием рекомендуется разучить комплекс общеразвивающих и специальных упражнений, что ускоряет процесс обучения. Тем не менее комплексы этих упражнений и игры на воде являются обязательным учебным материалом каждого урока.
Упражнения на освоение с водой являются основным учебным материалом первых 5 - 6 уроков и дальше почти не включаются в занятия. Как уже говорилось, исключение составляют упражнения в скольжениях и выдохах в воду. С 8 - 9-го занятия начинается изучение учебных прыжков в воду и продолжается до конца курса. Упражнения для изучения техники плавания кролем на груди и на спине изучаются и совершенствуются с первых до последних уроков курса. Вначале, с 1-го урока, осваиваются движения ног кролем на груди и на спине на задержке и в согласовании с дыханием. Несколько позже, с 5-го урока, изучаются движения рук на задержке дыхания, с произвольным дыханием и в согласовании с дыханием. И, наконец, с 7-го урока выполняются упражнения на согласование движений ног, рук и дыхания. Изучение стартового прыжка проводится на 15 - 16-м уроке и продолжается до конца курса. Краткие теоретические сведения о правилах поведения на занятиях по плаванию, предупреждение травм и несчастных случаев, оздоровительное, прикладное и спортивное значение плавания рекомендуется проводить на 1, 6, 15 и 25-м уроках. На 10-м уроке проводится контрольный зачет по выполнению комплекса упражнений для освоения с водой, плавания при помощи ног и в полной координации кролем на груди и на спине. При оценке учитываются степень овладения техникой плавания и величина проплываемого расстояния.
На 26-й урок планируется проведение соревнования по программе комплекса ГТО.
V. Примерное содержание уроков
(26 часов, обязательный материал)
Предлагаемое поурочное распределение учебного материала ни в коем случае не должно быть догмой для учителя в его практической работе. Успешность обучения во многом определяется условиями для проведения занятий (климатические, материальные, подготовленность детей и т.д.). Приведенные ниже примерные уроки, по нашему мнению, должны быть канвой для конкретного планирования. Исходя из имеющихся возможностей и личного опыта, учитель может заменить одни упражнения другими, упрощать или усложнять их, ускоряя или замедляя темпы освоения программы.
10 уроков для не умеющих плавать
Урок 1
На первом занятии необходимо рассказать детям о правилах поведения в бассейне: не бегать в душе и бассейне, так как мокрый пол может явиться причиной падений и травм, тщательно мыться, выключать за собой воду, выходить из бассейна только с разрешения преподавателя, в осеннее и зимнее время обязательно греться в душе перед выходом на улицу и насухо вытирать волосы и уши.
После проверки умения плавать проводится занятие в воде, куда включаются простейшие упражнения для освоения с водой, не требующие предварительного выполнения на суше.
В воде:
1. Взяться за руки и в парах перейти бассейн туда и обратно, сначала шагом, потом бегом.
2. "Кто выше выпрыгнет из воды". Присесть, оттолкнуться ногами от дна и выпрыгнуть вверх.
3. Сделать вдох и погрузиться с головой в воду.
4. Стоя на месте, ноги на ширине плеч, движения руками - напряженными и расслабленными - в различных направлениях.
5. "Кто больше проплывет". Дать детям несколько попыток проплыть по-своему небольшие расстояния - кто сколько может.
6. "Кто быстрей". Поставить группу ребят на одну линию. По команде преподавателя они начинают бег к намеченному финишу. Объявить победителя и призеров.
Если осталось время и дети не замерзли, повторить упражнения этого урока.
Урок 2
На суше. Комплекс N 1.
1. Ходьба: обычная, в положении приседа, руки упираются в колени, на носках, потянувшись вверх, кисти соединены.
2. Бег: обычный, "цирковая лошадка" - бег высоко поднимая колени, руки на поясе, прыжками.
3. Ноги на ширине плеч, наклоны вперед, доставая пол руками (10 раз).
4. Ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклоны туловища в стороны (10 - 12 раз).
5. Ноги на ширине плеч, руки за головой - повороты корпуса вправо-влево (10 - 12 раз).
6. Приседания: стопы параллельно, руки произвольно (10 раз).
7. Из положения лежа на спине, руки вдоль туловища поднять ноги до прямого угла и опустить их (5 - 10 раз).
8. Из положения лежа на спине, руки вдоль туловища сесть, достать пальцами носки (10 раз).
9. Сесть, согнуть одну ногу, взяться руками за пятку и носок стопы и крутить ее вправо и влево. По 20 раз каждой ногой.
10. Сесть на край скамьи или на пол, упереться руками сзади, корпус немного отклонить назад, колени прямые, носки оттянуты - движения ног кролем под команду и счет преподавателя "раз, два, три; раз, два, три...". Выполняются в частом темпе, с небольшим размахом между стопами. Ноги высоко не поднимать.
11. Встать спиной к стене, поднять руки вверх, соединить кисти, голова между руками. Встать на носки, подтянуться вверх, прижаться спиной, головой и руками к стене, напрячь все мышцы рук, ног и тела. Повторить упражнение несколько раз. Упражнение подводит к правильному выполнению скольжения и положению корпуса при плавании.
12. Основная стойка, согнуть руки в локтях, кисти к плечам. Круги руками вперед и назад сначала одновременно, затем попеременно (не менее 20 раз).
13. "Мельница". Основная стойка, одна рука поднята вверх, другая опущена вниз. Из этого положения круги руками вперед и назад выполняются медленно и быстро. Положение рук в любой момент движения прямо противоположно. Руки не сгибать в локтях. Основное упражнение для овладения циклическими движениями большой амплитуды. Такие движения характерны для плавания.
14. То же, из положения наклон вперед.
15. Имитация движения рук кролем, используя резиновые амортизаторы.
В воде:
1. Ходьба и бег по дну, держась за руки в парах и поодиночке. Выпрыгивание из воды.
2. Погружение с головой в воду. Стоя на месте, подбородок у поверхности воды, руки упираются в колени - сделать вдох через рот, закрыть рот, задержать дыхание и присесть, опустившись под воду. Не выпускать воздух, быстро не выскакивать из воды, дать задание просчитать в уме до 5 - 10, после чего выпрямиться.
3. Выдох в воду. Стоя на месте, подбородок у поверхности воды, руки упираются в колени: а) дуть на воду, как на горячий чай; б) то же, опустив рот в воду; в) "умывание" - побрызгать себе в лицо водой, делая в этот момент выдох.
4. Упереться руками в дно или взяться за бортик, поднять к поверхности воды таз и пятки, носки оттянуть. По команде преподавателя делать поочередные движения ногами, как в плавании кролем. Движения выполняются в частом темпе, чтобы ребята не успевали широко работать ногами и сгибать колени.
5. То же, но в положении на спине. Выше поднять живот, не сидеть, а лежать на воде. При правильном выполнении упражнения от работы стоп должен быть фонтанчик, колени не сгибать и не поднимать выше уровня воды.
6. Встать лицом к бортику, упереться руками в бортик или дно, лечь на грудь, поднять к поверхности воды таз и пятки, сделать вдох и опустить лицо в воду. Работать ногами, как при плавании кролем. Повторить несколько раз.
7. То же, с выдохом в воду. Обратить внимание на это упражнение, так как оно подводит к освоению "скольжения".
8. "Кто быстрее спрячется?".
9. "Кто быстрее?".
10. "У кого больше пузырей?" - после работы ног кролем на груди и спине. Это упражнение можно повторить на уроке 6 - 8 раз и более, а упражнения с выдохом в воду - до 10 - 15 раз.
Задание на дом
В утреннюю гимнастику обязательно включить упражнения 9, 10, 11 и 12 из комплекса общеразвивающих упражнений, выполняемых на суше.
Урок 3
На суше.
Выполнить комплекс N 1. Ознакомиться с упражнением "поплавок".
В воде:
1. Сесть на край берега или бортика бассейна и спустить ноги в воду. Под команду и счет преподавателя делать движения ногами, как при плавании кролем.
2. Ходьба и бег по дну, помогая себе гребковыми движениями рук, прыжки из воды и погружения в воду.
3. Выдохи в воду до 5 - 10 раз. Выдох должен быть непрерывным и продолжительным, приблизительно раза в три длиннее вдоха. Лучший показатель правильного выдоха в воду - изобилие пузырей на поверхности воды.
4. Движение ног в плавании кролем на груди.
5. Движение ног в плавании кролем на спине.
6. "Полоскание белья". Принять устойчивое положение на дне и делать движения обеими руками вправо-влево, вперед-назад, напряженными и расслабленными. Сказать ребятам, что только напряженная кисть руки позволяет опереться на воду.
7. Погрузиться под воду и просчитать в уме до 20 - 25, после чего закончить упражнение.
8. Открывание глаз в воде. Встать в пары, поочередно погружаться в воду с открытыми глазами и считать пальцы партнера, близко поднесенные к лицу присевшего под водой.
9. "Поплавок". Выполнить 4 - 5 раз.
10. Встать лицом к бортику, упереться руками в бортик или дно, лечь на грудь, поднять к поверхности воды таз и пятки - сделать вдох и опустить лицо в воду. Сосчитать до 5, 10, 15. То же, но с выдохом в воду.
11. Игры "Хоровод" и "У кого больше пузырей?".
12. "Кто больше проплывет" - дать несколько попыток проплыть по-своему - кто сколько сможет.
Урок 4
На суше.
Выполнить комплекс N 1. Обратить внимание на упражнения: 1) движение ног кролем; 2) "мельница"; 3) "скольжение" - принять положение скольжения стоя у стенки; 4) наклон вперед, ноги на ширине плеч, руки на коленях, повернуть голову в сторону в положение вдоха - вдох, повернуть лицо вниз - выдох.
В воде:
1. Ходьба, бег, прыжки, погружение и другие активные движения в воде, помогающие проявлению самостоятельности и играющие роль разминки.
2. "Поплавок".
3. Движение ног кролем на груди и спине.
4. Выдохи в воду. Ноги на ширине плеч, наклониться вперед, руки на коленях, лицо щекой лежит на воде. Открыть рот - вдох, опустить лицо в воду - выдох. Повторять не менее 10 раз.
5. Скольжение на груди. Встать лицом к берегу или бортику бассейна на расстоянии 2 - 3 м, поднять руки вверх, соединить кисти, голова между руками. Сделать вдох, задержать дыхание, присесть и чуть толкнуться ногами от дна, лечь на воду. Повторить несколько раз.
6. Скольжение на спине. Встать спиной к берегу или бортику бассейна, руки прижать к корпусу, сделать вдох, задержать дыхание, присесть и, слегка толкнувшись ногами, лечь на спину. Поднять выше живот и прижать подбородок к груди, не садиться. Сказать ребятам, что устойчивому положению на спине помогают легкие движения кистями рук около корпуса. Ладонь руки направлена вниз.
7. Скольжение на груди и спине с движением ног кролем.
8. Войти в воду по грудь или плечи. Согнутыми в локтях руками делать поочередно частые гребки сверху вниз перед грудью. Кисти рук напряжены, пальцы сжаты, ладонью опираться на воду, как на плотный предмет, одновременно чуть-чуть оторвать ноги от дна. С каждой новой попыткой стараться продержаться на воде как можно дольше.
9. Погружение под воду и разыскивание на дне предметов по заданию преподавателя.
10. Из положения "поплавок" медленно распрямиться, вытянуть руки и ноги и принять положение "стрела", затем развести ноги и руки в стороны, принять положение "крест".
11. Игра "Мяч по кругу". Играющие стоят в кругу и перебрасывают мяч друг другу.
Вначале у детей скольжение на груди получается значительно быстрее и лучше, чем на спине. Это не должно смущать преподавателя.
После каждого скольжения на груди обязательно давать скольжение на спине, сначала с руками вдоль тела, потом с руками, вытянутыми вперед. Помнить, что при выполнении скольжения на спине нужно поднять живот, подбородок приблизить к груди. Глаза открыть, отталкиваться ногами несильно и плавно лечь на воду, ни в коем случае не обрушиваясь на нее.
Урок 5
На этом и последующих уроках продолжается освоение с водой, а также выполнение на суше общеразвивающих специальных физических упражнений, помогающих освоению техники плавания. Однако основное внимание уделяется упражнениям на изучение техники плавания. К этим упражнениям относятся движения ног и рук кролем, а также согласование рук с дыханием и согласование движений ног и рук при плавании кролем на груди и спине.
Из упражнений на освоение с водой постоянно применяется только скольжение, другие упражнения самостоятельной ценности не имеют и после того как дети освоились с водой, в уроки не включаются.
На суше:
1. Выполнить комплекс N 1.
2. Упражнение "мельница" - круги руками вперед - выполнять как в положении стоя, так и согнувшись вперед.
3. Ноги на ширине плеч. Руки у бедер. Движение рук, как при плавании кролем и кролем на спине.
В воде:
1. Ходьба, бег, прыжки, погружения, выдохи в воду.
2. Скольжение на груди и на спине (до 10 раз).
3. Движение ног кролем на груди и на спине.
4. Выдохи в воду с поворотом головы на вдох (до 10 - 15 раз).
5. Движение рук кролем. Ноги на ширине плеч, плечи и подбородок на воду. Одна рука впереди, другая сзади у бедра. В этом положении круги руками вперед, как при плавании кролем. Смотреть вперед, корпусом не раскачивать, руки держать прямыми, грести под живот, гребок делать как можно длиннее. Не торопиться.
6. Скольжение на груди и на спине с движением рук кролем (4 - 6 раз).
7. Выдохи в воду с поворотом головы на вдох (10 - 15 раз).
8. Плавание с доской с движением ног.
9. Погружение под воду и разыскивание на дне предметов по заданию преподавателя.
10. Войти в воду по грудь. Согнутыми в локтях руками поочередно делать частые гребки перед грудью сверху вниз, опираясь ладонями о воду. Одновременно согнуть ноги и подтянуть колени к груди (3 - 5 раз).
11. Игра "Плавучие стрелы". Играющие выстраиваются в одну шеренгу и по сигналу преподавателя выполняют скольжение без помощи ног, затем работая ногами, как при кроле. Выигрывает тот, кто проскользил дольше.
12. "Морской бой".
При выполнении движений ног и рук кролем преподаватель должен непрерывно напоминать учащимся, что руки и ноги должны быть максимально прямыми. Если этого удастся добиться на суше, то в воде они будут сгибаться как раз настолько, сколько требуется для эффективного гребка. Преподаватель не должен считать за ошибку выполнение гребковых движений в воде согнутыми руками и ногами. При движениях рук кролем нужно сказать, что гребок выполняется прямой рукой под себя, к противоположной ноге, в результате чего вырабатывается гребок согнутой в локте рукой.
Урок 6
На суше:
1. Выполнить комплекс N 1.
2. Движение рук кролем.
3. Согласование дыхания с движениями одной рукой кролем. Ноги на ширине плеч, наклониться вперед, одной рукой упереться в колено, другая в положении конца гребка - у бедра. Повернуть голову в сторону вытянутой назад руки и посмотреть на эту руку. В этом положении сделать вдох и начать движения с одновременным выдохом. Следующий вдох выполняется тогда, когда рука заканчивает гребок у бедра (до 15 - 20 раз каждой рукой).
4. Движения руками кролем с дыханием. Ноги на ширине плеч, наклоняться вперед, одна рука вытянута вперед, другая сзади. Повернуть голову в сторону вытянутой назад руки и посмотреть на эту руку. В этом положении сделать вдох и начать гребковые движения рук с одновременным выдохом. Не торопиться, не сгибать руки.
Эти два упражнения можно считать ключевыми для овладения техникой плавания кролем на груди. Выполнение нужно довести до автоматизма сначала на суше, потом в воде, так как именно дыхание является препятствием для быстрого освоения кроля.
Необходимо внимательно следить за тем, чтобы вдох обязательно совпадал с концом гребка и выполнялся в тот момент, когда рука находится у бедра. Вначале, для лучшего запоминания можно останавливать руку в момент вдоха у бедра. Для этого дать указание в конце гребка коснуться рукой бедра и задержать руку в этом положении.
В воде:
1. Скольжение на груди и на спине (до 10 раз).
2. Движение ног кролем на груди и на спине.
3. Выдохи в воду с поворотом головы на вдох.
4. Выдохи в воду с движением одной рукой кролем. Ноги на ширине плеч, наклониться вперед, плечи касаются поверхности воды, одной рукой упереться в колено, или вытянуть ее вперед, или взяться за бортик, другая у бедра, в положении конца гребка. Голову положить щекой на воду и посмотреть на руку, оставшуюся у бедра. В этом положении сделать вдох, повернуть лицо в воду - выдох, с одновременным движением одной рукой.
5. Согласование движений рук кролем с дыханием. Ноги на ширине плеч, наклониться вперед, плечи касаются поверхности воды, одна рука вытянута вперед, другая назад у бедра. Положить голову щекой на воду и посмотреть на руку, оставшуюся сзади. Сделать вдох, повернуть лицо в воду - выдох с одновременным движением рук. Упражнение выполнять не менее 2 минут.
6. Плавание кролем с доской с движением ног.
7. Движение рук кролем стоя на дне и в передвижении по дну. Смотреть вперед, плечи и подбородок касаются воды.
8. Скольжение на груди и на спине с последующими движениями рук кролем (не менее 10 - 12 раз).
9. Плавание кролем на спине с движением ног.
10. Дать несколько попыток проплыть самостоятельно возможно большее расстояние. Не настаивать на выборе способа - каждый плывет как хочет.
11. Игры "Салочки", "Поплавки", выполнение по заданию преподавателя "поплавка", "медузы", "стрелы", "креста". Теперь, когда ребята научились скользить по воде и делать простейшие гребковые движения руками, нужно стараться каждый урок возможно больше плавать и как можно меньше ходить. Вначале все скольжения на груди выполняются быстрее и легче, чем на спине. Зато ребята быстрее осваивают плавание на спине, потому что здесь не нужно делать выдох в воду. При произвольном плавании на небольшое расстояние не следует настаивать на определенном способе - каждый плывет как хочет, но поощрять плавание ногами на спине с поддерживающими движениями рук у бедер.
Задание на дом
Выполнить упражнение на согласование движений одной и двух рук кролем с дыханием. Каждое упражнение - не менее 20 раз.
Во время вдоха касаться рукой бедра и останавливать руку в этом положении.
Урок 7
На суше.
Выполнить комплекс N 2. Включить в комплекс упражнения: 1) движение рук кролем на груди, 2) движение одной рукой кролем с дыханием, 3) движение рук кролем с дыханием.
В воде:
1. Скольжение на груди и на спине с движением ног кролем (до 15 раз). Стараться от каждого скольжения проплыть как можно больше. Корпус и руки держать напряженно.
2. Выдохи в воду с поворотом головы для вдоха (не менее 15 раз).
3. Выдохи в воду с движением одной руки кролем (каждой рукой не менее 20 раз).
4. Движение рук кролем стоя и передвигаясь по дну с дыханием.
5. Скольжение на груди и на спине с последующими движениями рук кролем и попытками повернуть голову и сделать вдох (до 10 раз).
6. Плавание кролем на груди и на спине с задержкой дыхания на вдохе (до 10 раз).
7. Плавание с доской с движением ног (2 x 25 м).
8. Плавание на спине с движением ног (2 x 25 м).
9. Проплыть возможно большее расстояние, пользуясь любым способом или элементами разученных способов.
10. Игры - "Салочки", "Поплавок", "Хоровод".
11. Игра "Фонтан". Стать в круг, держась за руки. Лечь на спину ногами в центре круга и, поддерживая себя руками, начать движения ногами кролем. То же из исходного положения спиной в круг.
12. Игра "Качели". Занимающиеся встают парами спиной друг к другу и захватывают друг друга согнутыми руками у локтей. После этого, сделав глубокий вдох, поочередно нагибаются вперед до касания лицом поверхности воды.
Урок 8
На суше.
Выполнить комплекс N 2. Обратить внимание на все упражнения на согласование движений рук кролем с дыханием. Выполнить упражнение на согласование движений при плавании кролем. И. п. основная стойка. Нагнувшись вперед, движение рук, как при плавании кролем, с одновременным притопыванием ногами - на движение одной руки три удара ногами. Считать вслух: "раз, два, три; раз, два, три...". Это же упражнение с движением рук, как при кроле на спине (не менее 3 минут).
В воде:
1. Скольжение на груди и на спине с движением ног кролем (не менее 10 раз каждое).
2. Выдохи в воду с движением одной рукой кролем (до 20 раз каждой рукой).
3. Движение рук кролем стоя и передвигаясь по дну с дыханием.
4. Плавание кролем на груди с попытками повернуть голову и сделать вдох сначала один раз на несколько гребков, затем чаще (до 5 - 6 раз).
5. Плавание кролем на груди и на спине с задержкой дыхания на вдохе (до 10 раз).
6. Плавание на спине с движением ног (2 x 25 м).
7. Плавание с доской с движением ног (2 x 25 м).
8. Проплыть возможно большее расстояние кролем на спине.
9. Проплыть возможно большее расстояние любым способом.
10. Игры:
"Борьба за мяч". Игроки делятся на две команды. По сигналу преподавателя игроки одной команды перебрасывают мяч так, чтобы им не завладели игроки другой команды. Задача второй команды - отобрать мяч и перебрасывать его в своей команде. Игра продолжается 3 - 5 минут и после перерыва возобновляется опять, но начинает уже другая команда.
"Рыбы и сеть". Все играющие, кроме двух водящих, разбегаются. Водящие, взявшись за руки, стараются поймать кого-либо из играющих. Для этого им нужно сомкнуть руки вокруг пойманного, опустив их на поверхность воды. Пойманный присоединяется к водящим, образуя с ними цепь. Игра кончается, когда все "рыбы" переловлены.
На каждом уроке перед ребятами ставится задача не только совершенствовать технику плавания кролем на груди и на спине, но и проплывать возможно большее расстояние, не отдыхая и не вставая на дно. При длительном плавании не следует делать никаких указаний относительно выбора способа плавания, так как плыть на спине легче, чем на груди.
Хорошим упражнением для освоения кроля является плавание с задержкой дыхания. Задержка дыхания на вдохе облегчает освоение техники плавания, увеличивает плавучесть, улучшает положение корпуса, помогает сосредоточиться на выполнении непрерывных гребков руками. Когда будет освоена непрерывность в работе рук кролем, можно согласовывать движение рук с дыханием. Сначала лучше дышать через два - три гребка, постепенно подводя очередной вдох под каждый гребок правой или левой рукой. Для улучшения техники плавания кролем необходимо делать следующие замечания учащимся:
При плавании на груди:
1) тело держать напряженным, не расслабляться;
2) делать вдох при плавании кролем только во время конца гребка рукой;
3) во время вдоха не отрывать щеки от воды и не ложиться на бок;
4) грести руками только под живот, а не в сторону от корпуса;
5) работать ногами от бедра, не сгибать ноги в коленях.
При плавании на спине:
1) не сидеть, а лежать, поднять выше живот, корпус держать напряженным;
2) гребок рукой делать до бедра и вынимать руку из воды у бедра;
3) не опускать руку во время гребка глубоко в воду;
4) работать ногами от бедра так, чтобы колени не появлялись над водой.
Задание на дом
Повторить несколько раз упражнения на согласование движений рук и дыхания, а также на согласование движений ног и рук. Выполняя последнее упражнение, обязательно считать вслух и чтобы на одно движение - гребок рукой - приходилось три шага на месте - три удара ногами, как при плавании шестиударным кролем.
Урок 9
На суше.
Выполнить комплекс N 2. Обратить внимание на все упражнения, связанные с согласованием движений и дыхания. К упражнению на согласование движений ног и рук под счет "раз, два, три" и т.д. добавить поворот головы и вдох.
В воде:
1. Проплыть как можно большее расстояние любым способом.
2. Плавание кролем на груди и на спине с задержкой дыхания до 10 раз (добиваться непрерывных круговых движений плечами и руками).
3. Движение рук кролем с дыханием на месте и в передвижении по дну (до 20 раз).
4. Плавание кролем с дыханием через несколько гребков (до 5 раз). То же, на спине.
5. Плавание на спине с движением ног 25 м.
6. Проплыть возможно большее расстояние кролем на спине.
7. Плавание кролем с доской с движением ног 25 м.
8. Проплыть возможно большее расстояние кролем на груди.
9. Спад в воду из положения сидя на бортике: сесть на край бортика, поднять руки вверх, соединить кисти, голова между руками. Наклониться вперед так, чтобы грудью лечь на бедра. Из этого положения упасть в воду.
10. Соскок в воду вниз ногами (глубина бассейна не менее 1,5 м). Встать на бортик и зацепиться пальцами ног за его край. Руки прижать к корпусу, смотреть вперед, соскочить в воду.
Прыгать только по команде преподавателя после выхода из воды ранее спрыгнувших в бассейн детей.
Урок 10
Контрольный зачет по пройденному учебному материалу. Преподаватель и его помощники оценивают выполнение следующих упражнений:
На суше.
Комплекс N 3.
В воде:
1. Скольжение на груди.
2. Скольжение на спине.
3. Скольжение на груди с движением ног кролем.
4. Скольжение на спине с движением ног кролем.
5. Плавание кролем с доской с движением ног.
6. Плавание кролем на груди.
7. Плавание кролем на спине.
Все упражнения оцениваются по двум направлениям: технически правильное выполнение; проплываемое при этом расстояние.
Все оценки преподаватель заносит в классный журнал.
После занятия следует обязательно объявить учащимся полученные за выполнение каждого упражнения оценки и вывести общий суммарный балл за 10 уроков в целом. Отдельные упражнения и технику плавания лучших ребят показать всей группе. Закончить занятие по выбору детей игрой или прыжками в воду.
Первые 10 уроков являются начальным этапом в обучении плаванию. На последующих 15 уроках учащиеся совершенствуют полученные ранее навыки, знакомятся с техникой других способов плавания, изучают старты и повороты.
15 уроков для умеющих плавать
После 10 уроков умеющие плавать и не умеющие плавать дети освоились с водой и познакомились с основами техники плавания кролем на груди и спине. Перед дальнейшей программой обучения стоят следующие задачи: 1) совершенствование техники плавания кролем на груди и спине и на этой основе увеличение проплываемого расстояния, 2) ознакомление с техникой способов плавания дельфин и брасс, 3) изучение стартов и поворотов при плавании, 4) дальнейшее совершенствование физического развития, укрепление здоровья и закаливание в процессе занятий плаванием.
Так как за это время дети научились выполнять комплекс физических упражнений на суше, то его можно усложнить, добавив новые упражнения, а затем движения из новых способов плавания. За счет усложнения учебного материала и постепенного увеличения проплываемого на уроках метража растет нагрузка и повышается тренированность детей. Преподаватель должен строить уроки так, чтобы дети как можно больше плавали и как можно меньше стояли и ходили по дну.
Урок 1
На суше:
1. Ходьба простая, спортивная, в приседе, с движением рук из положения перед грудью в стороны рывком; одна вверх, другая вниз, менять положение рывками; согнуть руки, кисти к плечам - круги руками вперед и назад, одновременные и поочередные; бег и прыжки.
2. Ноги на ширине плеч, наклоны туловища вперед-назад (10 раз).
3. Ноги на ширине плеч, руки на поясе - наклоны туловища в стороны (10 - 12 раз).
4. Ноги на ширине плеч, руки за головой - поворот корпуса вправо-влево (10 - 12 раз).
5. Приседания, руки на поясе (10 раз).
6. Лежа на спине поднять ноги до прямого угла (10 раз).
7. Лежа на спине, руки вытянуть, сесть, достать руками носки ног, головой - колени (10 раз).
8. Упор лежа, отжаться - кто сколько может.
9. Лежа на груди, ноги опираются об пол, руки за головой, поднять голову и плечи (10 раз).
10. Сесть, взяться одной рукой за пятку, другой за носок, вращать стопу в разные стороны (каждую по 20 раз).
11. Сесть, упереться руками сзади, ноги прямые, носки оттянуть - движение ног кролем под команду и счет преподавателя.
12. "Мельница" - все варианты кругов руками стоя и наклонившись вперед.
13. Основная стойка, руки подняты вверх, кисти соединены, голова между руками. Встать на носки, потянуться вверх, напрячь все мускулы рук, ног и тела. Повторить несколько раз, сначала прижимаясь спиной к стене, потом - без касания.
14. Упражнение на согласование движений одной и обеих рук кролем с дыханием.
В воде:
1. Сделать соскок вниз ногами в воду.
2. Проплыть возможно большее расстояние любым способом.
3. Плавание с доской с движением ног 25 м, обращать внимание на непрерывное, ритмичное дыхание - короткий вдох и длинный выдох через рот.
4. Плавание кролем на груди с задержкой дыхания (4 x 6 м).
5. Плавание на спине с движением ног до 25 м.
6. Проплыть возможно большее расстояние кролем на спине.
7. Движение одной и обеих рук кролем с дыханием на месте и в передвижении по дну (до 20 раз).
8. Плавание кролем с дыханием через несколько гребков и в каждом цикле (до 10 попыток).
9. Плавание с доской с движением ног до 25 м.
10. Прыжки в воду - соскок вниз ногами; прыжок вниз ногами - встать на бортик, зацепиться пальцами ног за его край, руки прижать к бедрам, чуть-чуть присесть и, толкнувшись вверх, войти в воду; спад в воду из положения сидя на бортике.
Задание на дом
Ежедневно выполнять один из комплексов упражнений. Обращать особое внимание на все варианты упражнения "мельница" и согласование движений рук и дыхания в кроле.
Урок 2
На суше.
Выполнить комплекс N 2. Обратить внимание на движение рук кролем с дыханием. Выполнить упражнение на согласование движений при плавании кролем. Нагнувшись вперед, движение рук, как при плавании кролем, с одновременным притопыванием ногами - на движение одной рукой 3 удара ногами. Считать вслух: "раз, два, три; раз, два, три...". Это же упражнение с движением рук, как при плавании кролем на спине. Не менее 3 мин.
В воде:
1. Войти в воду прыжком вниз ногами.
2. Проплыть любым способом (2 x 25 м).
3. Проплыть с доской, работая ногами (2 x 25 м).
4. Проплыть кролем на спине с движением ног (2 x 25 м).
5. Движение рук кролем стоя и передвигаясь по дну с дыханием 2 - 3 минуты.
6. Плавание кролем на груди с попытками повернуть голову и сделать вдох сначала один раз на несколько гребков, затем чаще (до 10 попыток).
7. Проплыть возможно большее расстояние кролем на спине.
8. Плавание кролем на груди и спине с задержкой дыхания (до 10 попыток).
9. Плавание кролем на груди и спине.
10. Спад в воду. Стать на бортик и захватить его край пальцами ног. Поднять руки вверх, соединить кисти, голова между руками. Нагнуться вперед и, не сгибая колени, теряя равновесие, войти в воду (глубина воды не менее 1,5 м).
Урок 3
На суше.
Выполнить комплекс N 2. Обратить внимание на упражнения, связанные с согласованием движений и дыхания.
В воде:
1. Сделать спад из положения стоя на бортике.
2. Проплыть возможно большее расстояние, пользуясь способами кроль на груди и спине в любых сочетаниях.
3. Движение рук кролем с дыханием на месте и в движении (до 3 минут).
4. Проплыть кролем на груди до 25 м.
5. Проплыть кролем на спине до 25 м.
6. Проплыть с доской, работая ногами (2 x 25 м).
7. Проплыть на спине с движением ног (2 x 25 м).
8. Плавание кролем на груди и спине с задержкой дыхания (до 10 попыток).
9. Плавание кролем на спине (2 x 25 м).
10. Плавание кролем на груди (2 x 25 м).
11. Выполнить различные прыжки в воду: 1) соскок вниз ногами, 2) прыжок вниз ногами, 3) спад из положения стоя на бортике.
Помните, что при выполнении прыжков очередной прыжок делается только по команде преподавателя после того, как предыдущий прыгун появится на поверхности воды и отплывет в безопасное место.
Урок 4
На суше.
Выполнить комплекс N 2. Обратить внимание на упражнения на согласование движений рук с дыханием.
В воде:
1. Встать на край берега или плота, пальцами ног упереться в край, руки вытянуть вверх, ладони соединить, голова между руками. Согнуть ноги в коленях, слегка присесть и, толкнувшись ногами, прыгнуть в воду (5 - 6 раз).
2. Проплыть 2 x 25 м, чередуя плавание кролем на груди и на спине.
3. Проплыть с доской, работая ногами (2 x 25 м).
4. Проплыть на спине с движением ног (2 x 25 м).
5. Движение рук кролем с дыханием стоя и в передвижении по дну - 3 минуты.
6. Проплыть кролем на груди (2 x 25 м).
7. Проплыть на спине (2 x 25 м).
8. Игра в мяч. Участники игры делятся на 2 команды. Команды выстраиваются в шеренги вдоль коротких боковых линий, ограждающих место для плавания. Пространство воды за линией ограждения, у которой выстроилась каждая команда, считается ее территорией. По сигналу вожатый бросает на середину поля мяч. Задача игроков каждой команды - перебросить мяч на "чужую" территорию. Игра длится 5 мин.
Выигрывает команда, забросившая мяч на территорию противника большее число раз.
Урок 5
На суше.
Выполнить комплекс N 3.
В воде:
1. Выполнить прыжок в воду с толчком ног.
2. Стартовый прыжок. Встать на край берега или плота, упереться ногами в край, согнуть ноги в коленях и принять стартовую позу. С одновременным махом рук толкнуться ногами и прыгнуть в воду.
3. Проплыть кролем (2 x 25 м).
4. Проплыть на спине (2 x 25 м).
5. Проплыть с доской, работая ногами (2 x 25 м).
6. Проплыть на спине с движением ног (2 x 25 м).
7. Движение рук кролем с дыханием на месте и в передвижении по дну.
8. Проплыть кролем на груди (2 x 25 м).
9. Проплыть кролем на спине (2 x 25 м).
10. Выполнить старт под команду преподавателя.
Преподаватель продолжает исправлять ошибки и совершенствовать технику плавания детей.
Необходимо добиваться, чтобы корпус был напряженным при ритмичных, непрерывных движениях ног и рук. Гребок руками должен быть длинным, с выносом руки из воды у бедра. При плавании на груди грести под себя, не ложиться на бок во время вдоха, делать вдох одновременно с концом гребка рукой у бедра. При плавании на спине "не садиться" на воду, поднять выше живот, не сгибая колени. Во время гребка не опускать руку глубоко вниз, делать гребок под поверхностью воды к бедру.
Урок 6
На суше.
Провести беседу о гигиеническо-оздоровительном влиянии плавания на организм детей.
Выполнить комплекс и подготовительное упражнение для изучения стартового прыжка.
В воде:
1. Выполнить стартовый прыжок несколько раз.
2. Проплыть возможно большее расстояние кролем на груди.
3. Проплыть возможно большее расстояние кролем на спине.
4. Проплыть с доской, работая ногами (2 x 25 м), следить за дыханием.
5. Проплыть на спине с движением ног (2 x 25 м).
6. Движение рук кролем с дыханием (до 3 минут).
7. Проплыть кролем на груди (4 x 25 м).
8. Проплыть кролем на спине (4 x 25 м).
9. Проплыть с доской, работая обеими ногами, как кролем.
10. Выполнить старт по команде преподавателя 5 - 6 раз и все разученные прыжки в воду.
Урок 7
На суше.
Выполнить комплекс N 3. Вместо круговых движений корпуса сделать круговые движения тазом вправо-влево, руки на поясе.
В воде:
1. Проплыть со старта возможно большее расстояние кролем.
2. Проплыть с доской, работая ногами (2 x 25 м).
3. Проплыть на спине (2 x 25 м).
4. Проплыть несколько отрезков на задержке дыхания с одновременным гребком обеими руками и движениями ног кролем. Дать указание по возможности укоротить гребок руками и заканчивать его в сторону от корпуса, чтобы легче было пронести руки над водой.
5. Движение рук кролем с дыханием.
6. Плавание кролем (4 x 25 м).
7. Прыжки в воду или игра "С донесением вплавь".
Задание на дом
Включить в комплекс N 3 круговые движения тазом и вращение круга на бедрах (обруча).
Урок 8
На суше.
Выполнить комплекс N 3 и упражнения для согласования движений рук и дыхания.
В воде:
1. Движение рук кролем с дыханием, стоя на месте.
2. Проплыть кролем (2 x 25 м).
3. Проплыть с доской, работая ногами (2 x 25 м).
4. Проплыть на спине (2 x 25 м).
5. Сделать скольжение из воды на спине - взяться руками за волнорез, принять положение плотной группировки, ноги поставить на стенку бассейна. Из этого положения выбросить руки вперед на воду, толкнуться ногами, поднять живот и постараться как можно дальше проскользить вперед. Повторить несколько раз.
6. Проплыть на спине с движением ног (2 x 25 м).
7. Сделать старт из воды и проплыть возможно большее расстояние кролем на спине.
8. Игры, развлечения, прыжки в воду.
Урок 9
На суше.
Провести беседу о прикладном значении плавания, привести примеры подвигов советских пловцов во время Великой Отечественной войны. Плавание - жизненно необходимый навык каждому гражданину СССР. Рассказать о том, какие правила безопасности нужно соблюдать, купаясь и плавая в открытых водоемах - море, реках, озерах, как входить в воду, каким способом и в каких направлениях плавать.
Выполнить комплекс упражнений для согласования движений при плавании кролем на груди и спине.
В воде:
1. Сделать старт и проплыть кролем на груди, кто сколько сможет.
2. Плавание с доской с движением ног (2 x 25 м).
3. Согласование движения рук кролем с дыханием, стоя на месте.
4. Проплыть кролем (2 x 25 м).
5. Проплыть на спине с движением ног (2 x 25 м).
6. Сделать несколько скольжений и ныряний с движением ног кролем на груди и спине.
7. Проплыть кролем на задержке дыхания (4 x 6 м) в среднем темпе.
8. Выполнить элементы поворотов при плавании - разучить с места касание рукой стенки бассейна, группировку, вращение.
9. Сделать старт из воды и проплыть на спине возможно большее расстояние.
10. Игры, развлечения, прыжки в воду.
Урок 10
Выполнить комплекс упражнений N 3. Провести текущий зачет, оценивая проплываемое расстояние и технику плавания кролем на груди и спине.
В воде:
1. Со старта проплыть возможно большее расстояние кролем на груди. Каждому поставить две оценки - за технику плавания и отметку за расстояние.
2. Плавание при помощи ног с доской 25 м.
3. Со старта из воды проплыть возможно большее расстояние кролем на спине. Обязательно отметить метраж проплыва и оценить технику плавания.
4. Выполнение элементов поворота: 1) кувырки через дорожку, 2) вращение в группировке на груди и на спине в горизонтальной и вертикальной плоскости, 3) касание руками, группировка и постановка ног на стенку, 4) толчки от стенки из положения в группировке и скольжение на груди и на спине.
5. Игры, развлечения, прыжки в воду.
Урок 11
На суше.
Выполнить комплекс упражнений N 3.
В воде:
1. Сделать старт и проплыть возможно большее расстояние, комбинируя кроль на груди и спине.
2. Проплыть на спине (2 x 25 м).
3. Согласование движения рук кролем с дыханием, стоя на месте.
4. Проплыть кролем (2 x 25 м).
5. Плавание с доской с движением ног (2 x 25 м).
6. Плавание кролем с задержкой дыхания небольших отрезков (4 x 6 м).
7. Плавание на спине с движением ног (2 x 25 м).
8. Плавание кролем на груди (2 x 25 м).
9. Во время остановок между заданиями выполнять элементы поворотов - кувырки, вращения, толчки от стенки, скольжения.
10. Выполнить стартовый прыжок (4 - 6 раз) и другие прыжки в воду.
Урок 12
На суше.
Выполнить комплекс упражнений N 3.
В воде:
1. Проплыть со старта (3,4 x 25 м) кролем.
2. Плавание с доской с движением ног (2 x 25 м).
3. Плавание на задержке дыхания кролем коротких отрезков.
4. Плавание на спине (3,4 x 25 м).
5. Проплыть кролем (2 x 25 м).
6. Выполнить повороты на груди и на спине.
7. Проплыть кролем на каждой руке (другая вытянута вперед, вдох в сторону работающей руки) 4 x 25 м.
8. Провести эстафету поперек бассейна.
Урок 13
На суше.
Рассказать ребятам о спортивном значении плавания, его месте в программе Олимпийских игр, об известных советских пловцах-спортсменах, обладателях мировых рекордов, чемпионах и призерах Олимпийских игр. Спортивные способы плавания, наиболее скоростные из них - кроль, дельфин, на спине. Самый медленный способ плавания брасс. Правила соревнований в плавании разными способами. Плавание - спорт юных.
Выполнить комплекс N 3.
В воде:
1. Выполнить скольжения с элементами изученных способов плавания.
2. Проплыть кролем на спине с одновременным гребком обеими руками (2 x 25 м).
3. Плавание кролем на каждой руке, вдох под работающую руку (4 x 25 м).
4. Проплыть кролем на груди 50 м.
5. Проплыть кролем на спине 50 м.
6. Игры, развлечения, прыжки в воду.
Урок 14
На суше.
Выполнить комплекс упражнений N 3.
В воде:
1. Проплыть любым способом 50 м.
2. Проплыть с задержкой дыхания кролем на груди и на спине (6 x 8 м).
3. Проплыть кролем на груди с доской 25 м.
4. Стоя на месте, выполнить упражнения на согласование движений рук и дыхания (3 минуты).
5. Проплыть кролем на груди 50 м.
6. Проплыть кролем на спине 50 м.
7. Выполнить старт под команду не менее 4 раз.
8. Игры, развлечения, прыжки в воду.
Урок 15
На суше.
Провести заключительную беседу с группой - дать совет продолжать занятия плаванием, используя любую возможность. Если нет условий для плавания, нужно продолжать выполнять комплекс, разученный в бассейне, обращая внимание на упражнения "мельница", "скольжение" в положении стоя у стенки, движения ног и рук брассом. Эти упражнения пригодятся, как только представится случай попасть в воду. Обязательно плавать и купаться летом в естественных водоемах - море, реке, озере. На дальность расстояния в этих условиях плавать только вдоль берега, при плавании кролем и на спине не закрывать глаза, ориентируясь на берег. Не оставаться равнодушным при виде не умеющих плавать товарищей, постараться научить их всему, что знаешь сам, - сначала освоиться с водой на мелком месте, помнить, что все упражнения нужно делать только в сторону берега или мелкого места. Однако даже умеющий плавать человек во время купания должен быть очень осторожен и помнить русскую пословицу: "С огнем не шути, а воде не верь".
Выполнить комплекс упражнений N 3.
В воде:
1. Сделать старт и проплыть кролем 50 м.
2. Проплыть кролем с доской (2 x 25 м).
3. Проплыть несколько отрезков на задержке дыхания кролем с выполнением поворотов между ними.
4. Проплыть на спине, работая ногами (2 x 25 м).
5. Плавание на спине 50 м.
6. Игры, развлечения, прыжки в воду.
Урок 16
На последнем занятии, подводящем итоги курса обучения плаванию, дать ребятам размяться на суше - выполнить знакомый комплекс упражнений. Затем в обстановке официальных соревнований под стартовую команду принять нормы ГТО по плаванию.
Для проведения соревнований организуется судейская коллегия в таком составе: главный судья, секретарь, стартер, судья на дистанции, судья на поворотах, судья на финише и секундометристы.
Судья следит за точным выполнением участниками правил соревновании.
По команде стартера "приготовиться" пловцы занимают места на старте. Ребята, плывущие на спине, могут спрыгнуть в воду и стартовать из воды. По команде "На старт!" пловцы застывают неподвижно. По команде "Марш!" они прыгают в воду или отталкиваются от поворотного щита, как при плавании на спине. При выполнении поворота и по окончании дистанции пловец обязан дотронуться рукой до поворотного щита.
Девочки и мальчики на соревнованиях по плаванию стартуют в разных заплывах. Ребятам, выполнившим нормы ГТО по плаванию, обязательно выдать справки или удостоверения.
После соревнований в показательных заплывах можно продемонстрировать технику плавания лучших пловцов класса - кролем на груди, на спине, а также правильное выполнение старта и поворота. Можно показать предварительно разученные игры и развлечения на воде - "Мяч своему капитану", "Водное поло" и др.