Главная // Актуальные документы // Инструктивно-методические указания
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минздрава СССР от 09.10.1987 N 1104.
Название документа
"Положение об аттестации зубных врачей, акушерок и фельдшеров всех специальностей"
(вместе с "Инструктивно-методическими указаниями по аттестации зубных врачей, акушерок и фельдшеров всех специальностей")
(утв. Приказом Минздрава СССР от 27.08.1984 N 980)


"Положение об аттестации зубных врачей, акушерок и фельдшеров всех специальностей"
(вместе с "Инструктивно-методическими указаниями по аттестации зубных врачей, акушерок и фельдшеров всех специальностей")
(утв. Приказом Минздрава СССР от 27.08.1984 N 980)


Содержание


Утверждено
Приказом Министерства
здравоохранения СССР
от 27 августа 1984 г. N 980
Утверждено
Постановлением
Президиума ЦК профсоюза
медицинских работников
от 2 августа 1984 г. протокол N 30
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АТТЕСТАЦИИ ЗУБНЫХ ВРАЧЕЙ, АКУШЕРОК
И ФЕЛЬДШЕРОВ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
1. Аттестации подлежат зубные врачи, акушерки и фельдшера всех специальностей, получившие подготовку в соответствующих средних медицинских учебных заведениях, со стажем работы по специальности, полученной в учебном заведении, не менее 7 лет, в том числе последние три года в одном учреждении по аттестуемой специальности.
Примечание:
1.1. Лица, имеющие образование фельдшера и прошедшие специализацию по лабораторному делу, при работе в должностях лаборантов со средним медицинским образованием могут проходить аттестацию как фельдшеры-лаборанты при стаже работы в таких должностях не менее 7-ми лет.
1.2. Лица, имеющие образование фельдшера и работающие в должностях акушерки, помощника санитарного врача, помощника эпидемиолога, могут проходить аттестацию по указанным специальностям при наличии стажа работы в этих должностях не менее 7-ми лет.
1.3. Лица, имеющие образование фельдшера-акушерки и работающие в должностях фельдшера или акушерки, могут проходить аттестацию соответственно по специальности фельдшера или акушерки.
При составлении статистического отчета включать этих специалистов в соответствующую графу.
1.4. Фельдшера, фальдшера-акушерки и акушерки, работающие в должностях медицинских сестер, лаборантов и рентгенолаборантов могут проходить аттестацию по указанным специальностям в соответствии с приказом Минздрава СССР от 13 июля 1977 г. "Об аттестации медицинских сестер и лаборантов".
При этом следует иметь в виду, что повышение должностных окладов производится только по той специальности, по которой они проходили аттестацию.
1.5. Фельдшера, работающие в должностях старших фельдшеров, фельдшеров специализированной врачебной бригады, фельдшеров по приему вызовов и передачи их выездной бригаде станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи, проходят аттестацию в установленном порядке по специальности "фельдшер скорой и неотложной медицинской помощи"; старшие акушерки проходят аттестацию по специальности "акушерка".
1.6. Фельдшера морских и речных судов аттестуются по специальности "фельдшер скорой и неотложной медицинской помощи".
1.7. Зубные врачи, акушерки и фельдшера, перешедшие на работу в другие учреждения по решению ВТЭК и ВКК в связи с профессиональным заболеванием, могут пройти аттестацию при представлении отчета и производственной характеристики с прежнего места работы.
2. В стаж работы по специальности засчитывается время работы в аппарате городских и районных органов здравоохранения, на выборных должностях в комитетах профсоюза медицинских работников, служба в Вооруженных силах СССР (в т.ч. в войсках КГБ, МВД СССР и др.) в качестве среднего медицинского работника любой специальности.
3. Квалификация зубных врачей, акушерок и фельдшеров определяется по одной квалификационной категории - первой.
4. Квалификационная категория присваивается зубным врачам, акушеркам и фельдшерам, имеющим отличную теоретическую и практическую подготовку, хорошие показатели в лечебной, противоэпидемической, профилактической, санитарно-просветительной работе на своем участке в течение последних 3-х лет.
5. При присвоении зубным врачам, акушеркам и фельдшерам квалификационной категории следует руководствоваться инструктивно-методическими указаниями Министерства здравоохранения СССР по аттестации зубных врачей, акушерок и фельдшеров, а также учитывать прохождение всех форм повышения квалификации.
6. Аттестация зубных врачей, акушерок и фельдшеров проводится аттестационными комиссиями, создаваемыми по усмотрению министерств здравоохранения союзных республик при этих министерствах, при министерствах здравоохранения АССР, краевых, областных и городских (городов республиканского подчинения) отделах здравоохранения, главных управлениях здравоохранения, а также при крупных лечебно-профилактических учреждениях.
Аттестация этих специалистов, работающих в учреждениях АМН СССР, в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждениях, подведомственных Третьему и Четвертому главным управлениям при Министерстве здравоохранения СССР, проводится аттестационными комиссиями, организуемыми при АМН СССР и этих управлениях.
Зубные врачи, акушерки и фельдшера, работающие в медицинских учреждениях подчинения Министерства здравоохранения СССР (клиниках научно-исследовательских институтов, противочумных станциях и лабораториях и т.д.) проходят аттестацию при Центральном институте усовершенствования врачей или в аттестационной комиссии по месту территориального нахождения учреждения.
7. В состав аттестационных комиссий должны входить представители органов здравоохранения, врачи-специалисты, представители профсоюза медицинских работников. Состав аттестационной комиссии утверждается приказом соответствующего органа здравоохранения.
8. Зубные врачи, акушерки и фельдшера, изъявившие желание пройти аттестацию, подают заявление с приложением отчета за 3 года о своей работе руководителю учреждения здравоохранения по подчиненности.
9. Руководитель учреждения здравоохранения утверждает отчет, составляет характеристику и вместе с заявлением аттестуемого направляет весь материал в соответствующую аттестационную комиссию.
10. Аттестация проводится по месту нахождения комиссии или по месту работы аттестуемого (выездные аттестационные комиссии). При проведении аттестации должно участвовать не менее 2/3 членов состава аттестационной комиссии.
11. Аттестационная комиссия при положительной оценке представленного отчета о работе, характеристики и выяснения (путем собеседования) уровня специальной подготовки как теоретической, так и практической, принимает решение о присвоении аттестуемому первой квалификационной категории.
12. При несогласии аттестуемого с решением аттестационной комиссии, оно может быть обжаловано перед органом (учреждением) здравоохранения, при котором создана комиссия, в 2-х месячный срок.
13. Аттестационная комиссия ведет протокол своих заседаний по аттестации специалистов с подробным изложением вопросов и ответов аттестуемого специалиста, составляет дело на каждого аттестуемого с включением в него: аттестационного листа (приложение 1), отчета о работе, характеристики и выписки из протокола заседания комиссии. Протоколы комиссии и личные дела аттестуемых должны храниться в органах (учреждениях) здравоохранения по подчиненности.
14. Решение аттестационной комиссии утверждается приказом руководителя органа (учреждения) здравоохранения по подчиненности не позднее одного месяца.
15. Орган (учреждение), при котором создана аттестационная комиссия, выдает каждому специалисту, получившему при аттестации первую квалификационную категорию, удостоверение по утвержденной форме (приложение 2).
16. Зубные врачи, акушерки и фельдшера, которым при аттестации не была установлена квалификационная категория, имеют право на повторную аттестацию по истечении одного года.
17. При выявлении существенных недостатков в работе зубного врача, акушерки, фельдшера, имеющего квалификационную категорию, последняя может быть снята органом (учреждением) здравоохранения, при котором создана аттестационная комиссия, по согласованию с соответствующим профсоюзным органом на основании решения аттестационной комиссии, вынесенного по представлению руководителя учреждения.
18. Аттестационные комиссии представляют органам здравоохранения по подчиненности годовой отчет об итогах проведенной работы по аттестации зубных врачей, акушерок и фельдшеров всех специальностей.
Заместитель начальника
Управления кадров
Л.Л.УРБАНОВИЧ
Приложение 1
к Положению об аттестации зубных
врачей, акушерок и фельдшеров
всех специальностей
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
на ________________________________________________________________________
(зубного врача, акушерку, фельдшера)
1. ________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
2. ________________________________________________________________________
(название учреждения и занимаемая должность)
3. ________________________________________________________________________
(название органа здравоохранения, которому учреждение
непосредственно подведомственно)
I. Сведения об аттестуемом
1. Год рождения ___________________________________________________________
2. Национальность _________________________________________________________
3. Партийность ____________________________________________________________
4. Образование ____________________________________________________________
(название учебного заведения, год его окончания)
5. Общий стаж работы в качестве ___________________________________________
(зубного врача, акушерки, фельдшера)
6. По какой специальности проходил курсы усовершенствования и специализации
или другие формы повышения квалификации (когда, где, продолжительность):
а) _____________________________________________________________________
б) _____________________________________________________________________
в) _____________________________________________________________________
7. Выполняемая работа по окончании медучилища.
а) с ____ до ____ должность и наименование учреждения
б) с ____ до ____ должность и наименование учреждения
в) с ____ до ____ должность и наименование учреждения
8. Напечатанные статьи, доклады, изобретения и рацпредложения _____________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
II. Решение аттестационной комиссии
При _______________________________________________________________________
(название органа здравоохранения, при котором создана
аттестационная комиссия)
а) характеристика ______________________________________________________
б) присвоена категория _________________________________________________
в) предложения _________________________________________________________
Подписи:
Председатель аттестационной комиссии
Члены комиссии
Аттестация утверждена приказом от _______________ 19__ г.
N _______________
___________________________________________________________________________
(название органа или учреждения здравоохранения)
М.П.
Приложение 2
к Положению об аттестации зубных
врачей, акушерок и фельдшеров
всех специальностей
УДОСТОВЕРЕНИЕ N
Дано ______________________________________________________________________
(зубному врачу, акушерке, фельдшеру)
___________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
___________________________________________________________________________
(место работы)
в том, что ________________________ 19__ г. он (она) проходил(а) аттестацию
в аттестационной комиссии при _____________________________________________
название органа
___________________________________________________________________________
(учреждения) здравоохранения
и приказом ________________________________________________________________
(название органа здравоохранения)
от _____________ 19__ г. N _____ ему (ей) присвоена первая квалификационная
категория _________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(название специальности)
Руководитель органа здравоохранения
Председатель аттестационной комиссии
М.П.
"__" _______________ 19__ г.
Утверждены
Приказом Министерства
здравоохранения СССР
от 27 августа 1984 г. N 980
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО АТТЕСТАЦИИ ЗУБНЫХ ВРАЧЕЙ, АКУШЕРОК
И ФЕЛЬДШЕРОВ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
1. Аттестация зубных врачей, акушерок и фельдшеров всех специальностей проводится в соответствии с Положением об аттестации зубных врачей, акушерок и фельдшеров всех специальностей.
2. Квалификационная категория присваивается зубным врачам, акушеркам и фельдшерам независимо от типа учреждения здравоохранения, в котором работает аттестуемый, по следующим специальностям (профилям):
2.1. Зубной врач
2.2. Акушерка
2.3. Фельдшер
2.4. Фельдшер - заведующий здравпунктом при промышленном предприятии или учебном заведении
2.5. Фельдшер - заведующий фельдшерско-акушерским пунктом
2.6. Фельдшер скорой и неотложной медицинской помощи
2.7. Фельдшер по оптометрии
2.8. Фельдшер по наркологии
2.9. Фельдшер организационно-методического отдела (кабинета), отдела (кабинета) статистики
2.10. Фельдшер-лаборант клинико-диагностической лаборатории
2.11. Фельдшер-лаборант санитарно-гигиенической лаборатории
2.12. Фельдшер-лаборант по бактериологии
2.13. Помощник санитарного врача по коммунальной гигиене
2.14. Помощник санитарного врача по гигиене труда
2.15. Помощник санитарного врача по гигиене питания
2.16. Помощник санитарного врача по гигиене детей и подростков
2.17. Помощник эпидемиолога
2.18. Помощник эпидемиолога (по паразитологии)
2.19. Инструктор санитарного просвещения.
3. Квалификационная категория присваивается за объем и качественные показатели проделанной работы за последние три года с учетом прохождения курсов специализации и усовершенствования и других форм повышения квалификации, наличия изобретений, выступлений с докладами на конференциях и совещаниях средних медицинских работников и в печати.
4. Аттестационные комиссии при проведении аттестации зубных врачей, акушерок и фельдшеров должны обязательно учитывать знание вопросов диспансеризации населения.
5. Аттестуемые зубные врачи, акушерки и фельдшера должны знать вопросы организации и тактики медицинской службы гражданской обороны, этиологию и клинику заболеваний, вызванных оружием массового поражения, принципы медицинской защиты населения и правила пользования индивидуальными и коллективными средствами защиты от оружия массового поражения.
6. Зубные врачи, акушерки и фельдшера, независимо от профиля специальности, по которой они проходят аттестацию, должны знать симптоматику и диагностику наиболее часто встречающихся заболеваний и терминальных состояний, владеть приемами реанимации, уметь оказать первую помощь при травматических повреждениях, кровотечении, коллапсе, отравлении, утоплении, повешении, анафилактическом шоке, ожогах, обморожении, аллергических состояниях. Должны знать фармакологическое действие наиболее распространенных лекарственных веществ, их совместимость, дозировку, методику введения их в организм большого и пострадавшего.
Кроме этого, при отнесении зубных врачей, акушерок и фельдшеров к первой квалификационной категории следует руководствоваться следующими требованиями:
Зубной врач
Должен хорошо знать и владеть современными методами диагностики и лечения заболеваний и поражений зубов, полости рта и челюстно-лицевой области в объеме соответствующего профиля (терапевтического, хирургического, ортопедического). Хорошо знать современную аппаратуру, инструментарий и материалы, применяемые в стоматологии. Знать основы организации зубоврачебной помощи. Иметь опыт проведения профилактической санации полости рта у детей и взрослых. Постоянно работать над повышением своей квалификации.
Акушерка
Должна знать организацию акушерско-гинекологической службы (работу женской консультации, родильного дома, отделения новорожденных детей, отделения гинекологии, смотрового кабинета).
Уметь диагностировать беременность и определить ее срок, наблюдать за беременной и знать основы гигиены женщины в период беременности и после родов.
Владеть методами наружного и влагалищного исследования беременных и рожениц, а также методом влагалищного исследования здоровых женщин и гинекологических больных и техникой осмотра шейки матки при помощи зеркал, пальпацией молочных желез.
При влагалищном исследовании в родах уметь установить: степень раскрытия шейки матки, целостность плодного пузыря, характер предлежащей части и виды предлежания головки (передний и задний вид затылочного, переднеголовное, лицевое), определить асинклитическое вставление, предлежание плаценты, предлежание выпадения пуповины и мелких частей плода; измерить диагональную конъюгату. Уметь производить осмотр последа и определять дефекты плаценты.
Уметь выявлять осложнения беременности для своевременной врачебной консультации или госпитализации (токсикозы первой и второй половины беременности, кровотечение в первой и второй половине беременности, узкий таз, многоплодие, неправильное положение плода и др.).
Уметь своевременно выявлять и диагностировать осложнения в течение родов, а также изменения в состоянии роженицы и внутриутробного плода (угрожающая асфиксия) для своевременного вызова врача и уметь оказывать необходимую медицинскую доврачебную помощь.
Уметь провести роды при заднем виде затылочного, при переднеголовном, при переднем виде лицевого предлежания и при тазовых предлежаниях.
Знать и владеть основными методами профилактики и борьбы с атоническим кровотечением; знать признаки угрожающего разрыва матки и преэклампсии и уметь оказать доврачебную помощь при них.
Владеть методикой и техникой следующих операций и пособий:
- вскрытие плодного пузыря,
- ручное пособие при тазовом предлежании,
- зашивание разрывов слизистой влагалища и разрывов промежности первой и второй степеней, разрывов шейки матки первой и второй степени,
- ручное отделение и выделение последа,
- ручное обследование послеродовой матки.
Владеть основными методами борьбы с внутриутробной асфиксией плода и основными приемами оживления детей, родившихся в асфиксии.
Уметь проводить обезболивание в родах в соответствии с инструкцией Министерства здравоохранения СССР; знать и проводить метод психопрофилактической подготовки беременных к родам.
Уметь проводить наблюдение за течением послеродового периода и осуществлять уход за родильницами.
Уметь выявлять первоначальные признаки послеродовых заболеваний и оказывать доврачебную медицинскую помощь.
Знать особенности ухода за оперированными больными и при осложненном послеродовом периоде.
Уметь производить первичный туалет новорожденным, знать правила ухода и вскармливания доношенных и недоношенных детей; уметь выявлять отклонения от физиологического течения периода новорожденности для своевременного вызова врача. Знать правила ухода за больным новорожденным ребенком.
Уметь подготавливать и стерилизовать шовный, перевязочный материал и инструменты.
Обладать навыками операционной сестры (подача инструментов при операции, дача ингаляционного наркоза, производство под наблюдением врача переливания крови и внутривенных вливаний).
Знать основные симптомы: рака тела матки и шейки матки, рака молочных желез, гонореи женщин, фибромы матки, внематочной беременности, кисты яичника, картины "острого живота".
Владеть основными консервативными методами лечения гинекологических заболеваний, включая основные физиотерапевтические процедуры, и проводить их при назначении и под руководством врача.
Знать правила выписки и хранения лекарств, дозировку лекарственных средств, применяемых в акушерско-гинекологической практике.
Уметь производить измерение артериального давления, определение группы крови, определение процента гемоглобина и элементарный анализ мочи на белок.
Знать вопросы контрацепции и уметь проводить санитарно-просветительную работу среди населения.
Фельдшер
Должен уметь оказывать доврачебную самостоятельную помощь, помощь на дому и проводить санитарно-профилактическую работу по снижению общей и инфекционной заболеваемости среди населения.
Владеть производством малых хирургических операций (вскрытие поверхностных гнойников и флегмон; извлечение инородных тел, не требующее применения сложных приемов; наложение кожных швов и лигатур при кровотечениях с соблюдением всех правил асептики; пункцию вены, взятие крови из вены, введение лекарственных веществ, а также растворов и т.д.).
Уметь производить катетеризацию и промывание мочевого пузыря катетером;
ставить банки, пиявки, горчичники, компрессы;
промывать желудок, ставить клизму (очистительную сифонную, лечебную, капельную и питательную).
Владеть методом лабораторного исследования мочи и крови на белок, сахар.
Владеть методом лабораторного исследования на СОЭ и гемоглобин.
Уметь брать мазки из зева полости рта, а также мазки из половых органов.
Владеть физиотерапевтическими процедурами по назначению врача (лампа Минина, кварц, соллюкс, суховоздушные ванны), массажем и лечебной гимнастикой.
Владеть всеми видами консервативной лечебной помощи при болезнях глаза, уха, носа и горла (промывание, смазывание, впускание капель, закладывание мази, удаление поверхностных инородных тел, выдавливание трахоматозных фолликулов, наложение повязок).
Знать принципы проведения санитарно-просветительной работы с населением, обучение санитарного актива его использования.
Фельдшер - заведующий здравпунктом при промышленном
предприятии или учебном заведении
Должен иметь необходимые теоретические знания и практическую подготовку по оказанию первой доврачебной помощи и выполнению врачебных назначений.
Владеть анализом заболеваемости и травматизма обслуживаемого контингента и, совместно с администрацией и профсоюзной организацией предприятия, учебного заведения, разрабатывать как лечебно-профилактические, так и санитарно-технические мероприятия и активно участвовать в их реализации под руководством лечебных и санитарных организаций.
Знать профессиональную патологию и меры ее профилактики, обеспечивать своевременное проведение медицинских осмотров.
Способствовать качественному проведению диспансеризации обслуживаемого контингента.
Осуществлять наблюдение за физическим развитием подростков.
Принимать участие в санитарно-просветительной работе и работать над повышением своих теоретических и практических знаний.
Фельдшер - заведующий фельдшерско-акушерским пунктом
Должен иметь практический опыт и теоретические знания основ терапии, педиатрии, а также обследования и лечения больных с наиболее распространенными хирургическими, инфекционными, гинекологическими и другими заболеваниями и их профилактики.
Знать принципы организации лечебно-профилактической помощи на фельдшерско-акушерском пункте и умело организовывать его работу.
Уметь, в случае необходимости, принять роды и оказать соответствующую помощь роженице.
Иметь опыт проведения мероприятий по профилактике детской и материнской заболеваемости и смертности, инфекционной заболеваемости, по раннему выявлению и наблюдению за туберкулезными и онкологическими больными, по оздоровлению условий труда и быта обслуживаемого населения.
Владеть знаниями в области экспертизы трудоспособности. Постоянно работать над повышением своих теоретических и практических знаний.
Фельдшер скорой и неотложной медицинской помощи
Должен иметь необходимую теоретическую и практическую подготовку по оказанию экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим.
Знать принципы организации, тактику оказания медицинской помощи и эвакуации пострадавших при авариях, катастрофах, массовых отравлениях, пожарах и т.д.
Знать клинику, особенности оказания медицинской помощи и госпитализации больных особо опасными инфекциями (I и II группы).
Хорошо владеть медицинской аппаратурой и знать показания к применению дыхательной и наркозной аппаратуры.
Хорошо владеть техникой наложения транспортных шин и дисмургией.
Работать самостоятельно, уметь быстро ориентироваться в обстановке, квалифицированно оказывать срочную доврачебную помощь на догоспитальном этапе и правильно, строго по профилю, госпитализировать больных и пострадавших.
Уметь принять роды и оказать соответствующую помощь роженице.
Знать организацию хозяйственно-медицинского снабжения, систему учета и отчетности соответствующего учреждения (станции, подстанции, отделения и др.).
Постоянно работать над повышением своих теоретических знаний и практической подготовки.
Фельдшер по оптометрии
Должен быть высококвалифицированным фельдшером, знающим основы организации офтальмологической помощи в СССР.
Владеть современными методами обследования больных с патологией органа зрения, подбора и назначения коррегирующих очков.
Уметь выявлять нуждающихся в лечении и сложной коррекции зрения у врача-офтальмолога. Хорошо знать современную аппаратуру, применяемую в офтальмологии.
Уметь определять потребность на изделия очковой оптики, вести санитарно-просветительную работу по вопросам оптической коррекции зрения, учет и отчетность по установленным формам.
Постоянно работать над повышением своей квалификации.
Фельдшер по наркологии
Должен иметь практический опыт и теоретические знания основ профилактики и диагностики хронического алкоголизма, наркомании и токсикомании и лечения страдающих ими больных, принципы организации наркологической службы в СССР.
Знать принципы проведения активного и поддерживающего амбулаторного лечения больных хроническим алкоголизмом (дезинтоксикационная, общеукрепляющая, сенсибилизирующая терапия, психотерапия и т.д.), сроки диспансерного наблюдения наркологических больных, знать медицинскую и отчетно-учетную документацию наркологических учреждений.
Иметь опыт проведения мероприятий по выявлению больных алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и привлечения их к активной терапии, экспертизы алкогольного опьянения.
Уметь проводить плановую профилактическую работу среди обслуживаемых им контингентов.
Фельдшер организационно-методического отдела (кабинета),
отдела (кабинета) статистики
Должен хорошо знать организацию работы различных учреждений здравоохранения, правила организации статистического учета и ведения медицинской документации, порядок составления и проверки статистической отчетности учреждений здравоохранения, владеть методикой исчисления и анализа статистических показателей деятельности учреждений здравоохранения и состояния здоровья населения.
Осуществлять конкретные задания по контролю за ведением статистического учета и медицинской документации в различных учреждениях здравоохранения, по подготовке статистических материалов о состоянии медицинской помощи и здоровья населения.
Постоянно работать над повышением своей квалификации.
Фельдшер-лаборант клинико-диагностической лаборатории
1. По общеклинической лаборатории.
Должен владеть методами забора материала (взятие крови из пальца и вены, извлечение желудочного содержимого).
Самостоятельно проводить:
- химическое макро- и микроскопическое исследование мочи и испражнений;
- макро- и микроскопическое исследование мокроты (нативный препарат и мазок, окрашенный по Цилю);
- гельминто-овоскопическое исследование и знание морфологии яиц и паразитов основных видов гельминтов (аскарид, остриц, анкилостом, власоглава, широкого лентеца, свиного, бычьего и карликового цепеней, печеночной, ланцетовидной и кошачьей двуусток);
- микроскопическое и химическое исследование желудочного содержимого;
- анализ крови: определение гемоглобина, количества лейкоцитов и эритроцитов в камере, ретикулоцитов, эритроцитов с базофильной зернистостью, лейкоцитарной формулы.
Знать морфологию элементов крови на всех этапах развития от гемоцитобласта до зрелых форм. Знать морфологию паразитов крови (малярийных плазмодий и спирохет возвратного тифа).
Владеть методами исследования геморрагического синдрома: скорости свертывания крови, времени кровотечения и количества тромбоцитов, исследования вязкости крови и осмотической резистентности эритроцитов и определения групп крови.
Проводить:
- исследование спинномозговой жидкости (определение физических свойств, количественного определения белка, реакции Панди и Нонне-Апельта. Счет клеточных элементов в камере Фукс-Розенталя или Горяева);
- исследование выпотных жидкостей (определение физических свойств и химическое исследование, количества белка, реакция Ривальта). Микроскопию нативных и окрашенных препаратов. Знание морфологии основных клеточных элементов - лейкоцитов, мезотемы и макрофагов);
- исследование отделяемого (окраска мазков по Граму, приготовление темного поля зрения. Знание морфологии гонококка, бледной спирохеты, стрептобациллы Дюкрея-Унна, трихомонад. Определение степени чистоты влагалища. Клеточные реакции по Петровой).
2. По биохимической лаборатории.
Должен владеть методами забора материала на биохимические исследования.
Самостоятельно и полностью проводить исследования: определение в крови количества сахара, билирубина, остаточного азота, протромбина, белка, определение диастазы в моче.
Владеть:
- методами приготовления реактивов, растворов для вышеперечисленных исследований;
- знаниями правил дезинфекции отработанного материала;
- знаниями аппаратуры, правил эксплуатации, а также уметь работать с ней (центрифуга, термостат, поляризационный аппарат, колориметр); уметь колориметрировать на каком-нибудь из применяемых в лаборатории колориметров.
Фельдшер-лаборант санитарно-гигиенической лаборатории
Должен быть высококвалифицированным фельдшером-лаборантом, систематически работать над повышением и совершенствованием теоретических знаний и практических навыков по специальности.
Своевременно осваивать и использовать современные методы проведения исследований (определений), измерений, а также лабораторную технику.
Самостоятельно осуществлять отбор и доставку проб, правильно оформлять сопроводительную документацию и результаты лабораторных исследований. Готовить основные стандартные растворы, реагенты и реактивы, посуду, оборудование.
Вести учетную и отчетную документацию и составлять заявки на реактивы и реагенты, используемые лабораторией в повседневной работе.
Соблюдать и требовать соблюдения правил техники безопасности и пожарной безопасности от среднего и младшего персонала лаборатории.
Знать нормативно-распорядительную и нормативно-техническую документацию, необходимую для работы в лаборатории СЭС.
Фельдшер-лаборант по бактериологии
Должен быть высококвалифицированным фельдшером-лаборантом, систематически работать над повышением и совершенствованием теоретических знаний и практических навыков по специальности.
Владеть техникой современных методов исследования, знать правила эксплуатации лабораторной техники, методы стерилизации и обеззараживания инфицированного материала, приготовления питательных сред и методы забора, хранения и доставки материала для исследования. Знать режим работы с возбудителями инфекционных заболеваний по своему профилю, а также по карантинным заболеваниям. Вести учетную и отчетную документацию. Знать НТД по лабораторному контролю, связанную с функциональными обязанностями.
Систематически передавать опыт работы лаборантам, санитаркам.
Помощник санитарного врача по коммунальной гигиене
Должен быть высококвалифицированным санитарным фельдшером, знать основы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы, практику организации работы по коммунальной гигиене.
Может квалифицированно выполнять поручения санитарного врача и самостоятельно осуществлять текущий и предупредительный санитарный надзор за подконтрольными объектами и квалифицированно оформлять документацию.
Уметь пользоваться лабораторной аппаратурой в разрезе выполняемой работы.
Владеть методикой отбора проб воздуха, воды, почвы для лабораторных исследований и уметь оценить полученные данные.
Знать основы гигиены по планировке и застройке населенных мест, жилого и гражданского строительства, санитарной охраны воздуха, водоемов и почвы, вопросы вредного воздействия шума и вибрации.
Уметь под руководством санитарного врача наметить конкретные мероприятия, направленные на ликвидацию вспышек инфекционных заболеваний, связанных с использованием недоброкачественной воды.
Может непосредственно организовать работу общественных санитарных инспекторов и участвовать в их подготовке.
Принимать участие в работе Совета санитарных фельдшеров. Обеспечивать правильное ведение делопроизводства по своему разделу работы.
Помощник санитарного врача по гигиене труда
Должен быть высококвалифицированным санитарным фельдшером, хорошо знающим основы и практику работы по оздоровлению условий труда, профилактику профессиональной заболеваемости рабочих промышленных предприятий, колхозов и совхозов.
Должен знать основы организации здравоохранения и санитарно-эпидемиологического дела. По поручению санитарного врача квалифицированно осуществлять предупредительный и текущий санитарный надзор за подконтрольными объектами, квалифицированно оформлять документацию.
Владеть методикой отбора проб воздуха на предприятиях для производства лабораторных исследований, уметь пользоваться инспекторской аппаратурой (шумомером, люксметром, анемометром и др.), а также уметь оценивать результаты замеров.
Должен уметь организовать работу санитарного актива для проведения необходимых санитарных мероприятий.
Проводить подготовку общественных санитарных инспекторов и работу с санитарным активом.
Принимать участие в работе Совета санитарных фельдшеров. Обеспечивать правильное ведение делопроизводства по своему разделу работы.
Помощник санитарного врача по гигиене питания
Должен быть высококвалифицированным санитарным фельдшером, хорошо знающим основы организации здравоохранения и санэпидслужбы, научные основы и практику организации работы в области гигиены питания. Должен самостоятельно выполнять работу на участке по гигиене питания, а также самостоятельно осуществлять предупредительный и текущий санитарный надзор за подконтрольными объектами и квалифицированно оформлять документацию.
Знать основы рационального питания. Владеть методикой пропаганды научных знаний по питанию. Знать технологию изготовления пищевых продуктов и приготовления пищи. Уметь оценить меню и сделать расчет калорийности и содержания основных ингредиентов питания.
Организовать выполнение мероприятий по профилактике пищевых отравлений и владеть методом сбора материалов, необходимых при расследовании случаев пищевых отравлений.
Уметь обобщить материалы текущего санитарного контроля в виде тематических работ и доложить эти работы. Владеть методикой отбора проб продуктов питания. Уметь оценить полученные лабораторные данные. Владеть методикой проведения санитарно-просветительной работы в форме бесед, проведения занятий с санпостом, активом. Проводить подготовку общественных санитарных инспекторов. Владеть простейшими методами санитарно-статистических исследований. Принимать участие в работе Совета санитарных фельдшеров. Обеспечивать правильное ведение делопроизводства по своему разделу работы.
Помощник санитарного врача по гигиене детей и подростков
Должен быть высококвалифицированным санитарным фельдшером, хорошо знающим основы организации здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы, основы и практику организации работы в области охраны здоровья детей. Иметь навыки по самостоятельному осуществлению текущего и предупредительного санитарного надзора за подконтрольными объектами, с оформлением соответствующей документации. Уметь пользоваться инспекторской аппаратурой (шумомером, люксметром, анемометром, психрометром и пр.) и фиксировать полученные данные. Владеть методикой отбора проб продуктов питания, воздуха, воды, почвы для лабораторных исследований. Знать основы организации детского питания, правильной технологии приготовления пищи, уметь оценить меню и сделать расчет калорийности и содержания основных ингредиентов питания. Знать основы эпидемиологии и уметь организовать необходимые противоэпидемические мероприятия в детских учреждениях и школах.
Владеть методикой проведения санитарно-просветительной работы в форме бесед, выпуска бюллетеней, проведения занятий с санпостами и проводить работу с санактивом. Проводить подготовку общественных санитарных инспекторов и технического персонала детских учреждений по специальным программам. Владеть простейшими методами и санитарно-статистических исследований: выборка данных и карт физического развития, учет заболеваемости и т.п. Уметь обобщить материалы текущего санитарного контроля в виде тематических работ и доложить эти работы. Принимать участие в работе Совета санитарных фельдшеров. Обеспечивать правильное ведение делопроизводства по своему разделу работы.
Помощник эпидемиолога
Должен быть высококвалифицированным фельдшером - помощником эпидемиолога (паразитолога), систематически работающим над повышением своей квалификации. Уметь самостоятельно организовать и провести весь комплекс противоэпидемических мероприятий в очаге инфекционных заболеваний, в том числе и карантинных.
Владеть методикой забора, доставки и хранения материала для санитарно-бактериологических исследований. Использовать данные лабораторных исследований в практической работе.
Принимать активное участие в проведении санитарно-просветительной работы среди населения.
Инструктор санитарного просвещения
Должен быть высококвалифицированным фельдшером, знающим основы организации здравоохранения, особенно санитарно-эпидемиологического дела. Уметь самостоятельно организовать курсовую работу по гигиеническому воспитанию отдельных групп населения, проводить семинары по методике санитарного просвещения для средних медицинских работников лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений.
Способен работать в методическом кабинете и уметь организовать различные массовые и курсовые мероприятия по санитарному просвещению в районе, городе.
Уметь обобщать материалы по проводимой работе в области пропаганды медицинских и гигиенических знаний и популяризировать передовые методы и формы работы.
Заместитель начальника
Управления кадров
Л.Л.УРБАНОВИЧ