Главная // Актуальные документы // Инструктивно-методические указанияСПРАВКА
Источник публикации
"Сборник важнейших официальных материалов по санитарным и противоэпидемическим вопросам", книга 4, 1955
"Сборник важнейших официальных материалов по вопросам гигиены детей и подростков", 1964
Примечание к документу
Название документа
"Инструктивно-методические указания по организации и проведению изучения режима дня школьника"
(утв. Минздравом СССР 11.10.1952 N 120-53)
"Инструктивно-методические указания по организации и проведению изучения режима дня школьника"
(утв. Минздравом СССР 11.10.1952 N 120-53)
Главным государственным
санитарным инспектором СССР
11 октября 1952 г. N 120-53
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ИЗУЧЕНИЯ РЕЖИМА ДНЯ ШКОЛЬНИКА
Правильный режим дня учащихся является одним из основных оздоровительных и профилактических мероприятий в системе медико-санитарного обслуживания детей и подростков. Поэтому вопрос рациональной организации учебной и неучебной нагрузки и отдыха школьников должен занимать наряду с вопросами благоустройства и наблюдения за физическим развитием детей и подростков ведущее место в работе школьно-санитарного врача.
Наблюдение должно проводиться за всеми школами района. Периодически выборочно обследуя школы, школьно-санитарный врач устанавливает, соответствует ли учебная и неучебная нагрузка и отдых учащихся существующим нормам и гигиеническим требованиям. На основании анализа полученных данных школьно-санитарный врач вносит соответствующие исправления в режим дня и добивается проведения их в жизнь.
Наблюдение за режимом дня учащихся школьно-санитарный врач может осуществить двумя путями: массовым обследованием состояния вопроса и постановкой углубленного научного исследования на базе одной - двух школ.
Массовое обследование школьно-санитарный врач проводит по разработанному и утвержденному санитарно-эпидемиологической станцией плану, опираясь на школьных врачей и получая консультации от научно-исследовательских институтов или кафедр школьной гигиены.
При анализе полученных данных школьно-санитарный врач должен исходить из оздоровительного значения режима дня учащихся, имея в виду следующие основные нормы и гигиенические требования в отношении регулярности и продолжительности отдельных режимных моментов для различных возрастных групп.
Продолжительность учебных занятий в школе и дома обусловливает регулярность и продолжительность выполнения учащимися других режимных моментов. Поэтому учебный день ребенка не должен превышать продолжительности, предусмотренной для каждого года обучения правительственными постановлениями и приказами министерств просвещения союзных республик.
Учебная нагрузка учащихся различных классов должна находиться в полном соответствии с
постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 3 сентября 1935 г. "Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе". Этим постановлением количество ежедневных классных уроков определяется: "в первых четырех классах - 4 урока в день (в 4-х классах допускается два раза в неделю по 5 уроков); 5 - 10-х классах - 5 уроков и два раза в неделю по 6 уроков. Дополнительные уроки отводить только для занятий гимнастикой, рисованием, черчением и пением".
Продолжительность учебных занятий учащихся различных классов в школе, предусмотренная правительственным постановлением, находится в полном соответствии с данными экспериментальных работ по изучению утомления детей, возникающего в процессе учебной работы. Эти исследования показали, что в связи с развивающимся у детей утомлением третьи - четвертые уроки у младших школьников и пятые - шестые у средних и старших проходят недостаточно эффективно в учебном отношении.
Распределение учебной нагрузки, предусмотренной учебным планом, должно быть равномерным по дням недели. Рационально составленным расписанием может считаться такое, в котором не допускается концентрация в отдельные дни таких предметов, как русский, история, география, биология, а в другие - только алгебры, геометрии, тригонометрии, физики, химии.
"Трудные" по усвояемости предметы, требующие от учащихся значительного умственного напряжения, должны чередоваться с "легкими" и ни в коем случае не ставиться на последние уроки. Нельзя допускать сдваивания уроков по одному и тому же предмету, "за исключением уроков в 8 - 10-х классах по литературе для проведения классных сочинений, а также по физике и химии для проведения лабораторных работ" (
приказ Министерства просвещения РСФСР N 1093 от 12 декабря 1951 г. "Об устранении перегрузки учащихся домашними заданиями").
После каждого 45-минутного урока ребенку должен быть предоставлен 10-минутный отдых, а в середине учебного дня - более продолжительный перерыв в учебных занятиях, который одновременно используется для приема пищи (горячие завтраки).
Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 3 сентября 1935 г. устанавливается 45-минутная продолжительность уроков и "продолжительность перемен: первой, третьей и четвертой - в 10 минут, второй - в 30 минут, допускается в отдельных случаях продолжительность второй и третьей перемен в 20 минут".
Порочная практика затягивания уроков и сокращения перемен, наблюдаемая в ряде школ, должна неукоснительно пресекаться.
Кратковременный отдых учащихся между уроками совершенно необходим им для восстановления функциональной работоспособности клеток коры головного мозга. При недостаточном отдыхе восстановительные процессы в коре головного мозга затрудняются, учащиеся преждевременно утомляются на уроках и последние, естественно, проходят малоэффективно в смысле усвоения детьми материала.
Поэтому школьно-санитарные врачи должны строго следить за соблюдением школами установленной продолжительности уроков и перемен при всех обстоятельствах. Лучше несколько позже закончить занятия в школе, нежели сокращать продолжительность перемен. Необходимо также обращать внимание на правильность проведения перемен, которые школьникам, особенно первых четырех классов, рекомендуется проводить в движении. Лучшим достижением школы следует считать организацию перемен в условиях открытого воздуха.
Строгое выполнение режима дня детьми различных классов требует, чтобы начало учебных занятий в школах было не ранее 8.00 - 8.30 утра, конец (при двухсменной работе) до 3 - 4-х классов - 19 часов и старших классов - не позже 21 часа. В соответствии с существующими санитарными правилами между сменами должен быть часовой перерыв.
Все виды неучебной работы детей по своей продолжительности должны находиться в полном соответствии с постановлением VII Пленума ЦК ВЛКСМ "О работе пионерской организации имени В.И. Ленина" и приказом Министерства просвещения РСФСР за N 1092 от 12 декабря 1951 г. "Об укреплении дисциплины в школе". В приказе Министерства просвещения РСФСР указывается, что "...каждый школьник, как правило, может затрачивать на общественную и другую неучебную работу не свыше 3 - 4 часов (5 - 7-е классы) и 4 - 5 часов (8 - 10-е классы) в неделю". "Каждый учащийся может выполнять только одно общественное поручение и заниматься не более чем в одном - двух самодеятельных кружках (одном - предметном или техническом, другом - художественном или спортивном) либо в самой школе, либо в одном из детских внешкольных учреждений". Общественная школьная и пионерская работа должна распределяться среди детей с учетом их возраста, состояния здоровья, индивидуальных интересов, способностей и успеваемости.
Длительные и скучные классные собрания или тематические пионерские сборы, проводимые неправильно в форме собраний, крайне утомляют учащихся, так как носят нередко характер дополнительных учебных занятий. Гораздо целесообразнее чаще практиковать, как это указано в постановлении VII Пленума ЦК ВЛКСМ "О работе пионерской организации имени В.И. Ленина", такие пионерские сборы, на которых учащиеся переключаются на иной по сравнению с учебной работой вид деятельности.
В соответствии с учением И.П. Павлова такое переключение детей с одного на другой вид деятельности благоприятно сказывается на восстановительных процессах в коре головного мозга и на работоспособности.
После учебных занятий следует привлекать учащихся, сообразуясь с их состоянием здоровья и физического развития, к различным видам подвижных игр и физических упражнений, общественно полезной работе, экскурсии и т.д.
Благотворное влияние на развитие и укрепление здоровья детей оказывают такие пионерские сборы, которые проводятся в форме: 1) общественно полезной работы на открытом воздухе, например по благоустройству пришкольного участка или озеленению жилых кварталов; 2) общеобразовательных экскурсий; 3) лыжных вылазок; 4) подвижных игр, соревнований и прогулок. Своим постановлением VII Пленум ЦК ВЛКСМ обязывает широко практиковать такую форму проведения пионерских сборов.
Домашние учебные занятия детей так же, как и учебные занятия в школе, должны быть регламентированы во времени и находиться по своей продолжительности в полном соответствии с
приказом Министерства просвещения РСФСР за N 1093 от 12 декабря 1961 г. "Об устранении перегрузки учащихся домашними заданиями".
На приготовление уроков дома должно расходоваться "для учащихся 1-го класса не более 1 часа в день, 2-го класса - 1 - 1 1/2 часов, 3-го и 4-го классов - 1 1/2 - 2 часов, 5 - 6-х классов - 2 часа, 7-го класса - 2 1/2 - 3 1/2 часа, 8 - 10-х классов - 3 - 4 часа".
Установленные Министерством просвещения РСФСР примерные нормы продолжительности домашних учебных занятий в основном подтверждаются наблюдениями за изменением работоспособности учащихся различных классов в процессе приготовления ими уроков, проведенными Научно-исследовательским институтом физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР.
Эти исследования показали, что после указанной выше наиболее эффективной продолжительности домашних учебных занятий у учащихся соответственных классов наблюдается тенденция к значительному снижению работоспособности и ухудшению зрительных функций: увеличивается количество ошибок в решении арифметических примеров, уменьшается время ясного видения, снижается внимание. Учащиеся с большим трудом сосредоточиваются на выполнении последних заданий, часто отвлекаются посторонними делами.
Учитывая это, школьно-санитарный врач должен требовать от школы правильной постановки методической работы с учащимися по приготовлению ими уроков.
Уроки не должны задаваться наспех, "под звонок" или после него, так как это не дает педагогам возможности как следует разъяснить задание и рекомендовать учащимся более рациональные способы выполнения его.
Не должна иметь место и практика задавания учащимся трудных заданий по составлению сложных диаграмм, схем, карт, таблиц, чертежей, зарисовок, докладов, домашних сочинений по биологии, географии, логике, истории, психологии; письменные и контрольные работы в соответствии с
приказом Министерства просвещения РСФСР за N 1093 от 12 декабря 1951 г. могут проводиться "только по русскому и родному языкам и литературе, по математике, по иностранным языкам, а также на решение задач по физике и химии".
Очень часто удлинение времени приготовления домашних заданий объясняется неправильной организацией домашней работы учащихся. Школьно-санитарные врачи совместно со школьными врачами, педагогами - классными руководителями должны проводить среди родителей большую разъяснительную работу. Родители должны знать, каким образом ученик должен готовить уроки и какая для этого должна быть создана обстановка.
Домашние учебные задания всегда должны выполняться учащимися в одно и то же время. Разговоры, радиопередачи, посторонние шумы отвлекают учащегося, мешают ему сосредоточить внимание и тем самым затрудняют и удлиняют время выполнения учебных заданий.
Приготовление уроков учащимися, занимающимися в школе в первую смену, должно начинаться в 16 - 17 часов после полутора - двухчасового отдыха на открытом воздухе.
Учащиеся, обучающиеся в школе во вторую смену, должны начинать приготовление уроков утром, после завтрака, т.е. в 8.30 - 9.00 часов утра.
Так же, как и в школе, непрерывная продолжительность приготовления уроков дома не должна быть для учащихся среднего и старшего школьного возраста более 45 минут, младшего - 30 - 35 минут. Спустя указанное время школьникам надлежит делать перерыв в занятиях, в течение которого рекомендуется выполнение нескольких гимнастических упражнений.
Следует обращать внимание родителей на недопустимость приготовления учащимися уроков в поздние вечерние часы. Засиживаясь за выполнением заданий, дети сокращают продолжительность сна, необходимого для их возраста, а утром встают с большим трудом, вялые и недостаточно отдохнувшие.
Школьно-санитарные врачи совместно со школьными врачами должны помочь школе в разработке примерного режима дня учащихся различных классов применительно к существующим условиям.
Составленный распорядок дня должен быть вывешен на специальном щите, доведен до сведения каждого ученика и родителя и при содействии, педагогов, пионерской и комсомольской организаций не должен нарушаться.
Школа обязана разработать для учащихся специальные указания, как и в каком порядке им следует выполнять домашние задания.
Санитарный режим учреждения
Внешние условия, в которых протекает педагогический процесс, не являются безразличными для организма ребенка. Неблагоприятные условия для учебных занятий в школе и дома отрицательно влияют на работоспособность учащихся.
Так, например, недостаточное естественное или искусственное освещение рабочего места ученика приводит, как показали работы отечественных гигиенистов, к быстрому ухудшению зрительных функций и утомлению зрения; не отвечающий гигиеническим требованиям воздушно-тепловой режим классных комнат (высокая температура и влажность воздуха) затрудняет нормальный тепловой обмен организма и благоприятствует более быстрому наступлению утомления; учебные занятия в школе за партой, не соответствующей росту учащегося, крайне утомительны для детей и могут способствовать развитию плохой осанки и деформации скелета. Из всего сказанного видно, что педагоги и школьно-санитарные врачи, добиваясь выполнения разработанного режима дня каждой школы и каждого школьника, не должны ослаблять внимания к вопросам санитарного режима учреждения, руководствуясь при этом существующими нормативами, правилами и инструкциями.
Внешкольные и внеклассные занятия и творческая
деятельность по собственному выбору
В режиме дня школьников следует предусмотреть определенное время, которое используется детьми сообразно их индивидуальным наклонностям и интересам.
Для этого младшим школьникам следует выделить в бюджете времени их бодрствования 1 - 1 1/2 часа, а старшим - 1 1/2 - 2 1/2 часа. Это время ребенок использует для чтения художественной литературы, конструирования, рисования и т.д. В соответствии с постановлением VII пленума ЦК ВЛКСМ "О работе пионерской организации имени В.И. Ленина" в целях развития детского технического творчества, целесообразно старших школьников привлекать к работе в различных предметных и технических кружках школ и внешкольных учреждений (физические, химические, электротехнические, радиотехнические, фотографии, авиамодельные, судомодельные и другие кружки). Интересы младших школьников также должны быть учтены. Для них рекомендуется организовать кружки "Умелые руки", как-то: переплетного дела, выпиливания, рукоделия, изготовления моделей и приборов.
В бюджете свободного от занятий времени необходимо предусмотреть час помощи семье. Помощь должна заключаться в выполнении детьми той или иной работы по собственной инициативе или по указанию родителей. Посильный труд не только способствует правильному воспитанию детей, но и содействует наилучшему их физическому развитию и укреплению здоровья.
Младшие школьники могут привлекаться к уборке комнаты, мытью посуды и к другой посильной для их возраста работе; школьникам средних и старших классов можно рекомендовать более сложную работу по дому: помощь младшим братьям и сестрам, покупка продуктов, уборка комнат (мытье полов), уход за домашними животными, колка и пилка дров (мальчики 16 - 17 лет), садово-огородные и другие работы.
Пребывание на открытом воздухе
Помимо кратковременного отдыха во время учебных занятий в школе и дома, учащемуся нужно предоставить более длительный отдых на открытом воздухе: 3 - 3 1/2 часа для младших школьников и 2 - 2 1/2 часа для старших.
Нужно добиваться, чтобы это время учащиеся сочетали с прогулками, подвижными играми, спортивными и другими развлечениями. Зимой следует рекомендовать катание на салазках, коньках, ходьбу на лыжах. В выходные дни и зимние каникулы указанным спортивным развлечениям должно быть отведено значительно большее время, чем в дни учебных занятий. В учебные дни часы пребывания учащихся первой смены на воздухе должны быть предусмотрены после обеда. Для учащихся второй смены это время нужно выделить в режиме дня до занятий в школе.
На все виды самообслуживания, в том числе на утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры и питание, следует выделить в режиме дня детей всех возрастов не менее 2 - 2 1/2 часов в день. Необходимо всячески добиваться путем разъяснительной работы, введения в режим дня каждого учащегося таких элементов физического воспитания, как утренняя гимнастика и водные процедуры. Школьник должен начинать свой день с гимнастики, которую в теплое время года следует рекомендовать проводить при открытом окне, а в холодное - в хорошо проветренной комнате или при открытой форточке. Комплекс упражнений для утренней гимнастики может быть разработан совместно со школьным врачом и преподавателем по физическому воспитанию.
В случаях, если нет никаких противопоказаний, старшим детям можно рекомендовать при проведении утренней гимнастики руководствоваться ежедневными указаниями передачи гимнастики по радио.
После утренней гимнастики рекомендуется обтирание, обливание или душ:
Температура воды при первых обтираниях для младших школьников должна быть не ниже 30°, а для школьников средних и старших классов не ниже 28°. В зависимости от того, как организм переносит процедуру, температура воды при обтираниях постепенно снижается каждые 2 - 3 дня на 1 - 2°. Температуру воды при обтираниях не рекомендуется снижать более чем до 12 - 13°. Не следует также рекомендовать проведение обтирания при температуре комнатного воздуха ниже 15°.
Обливания могут рекомендоваться только через 1 - 1 1/2 месяца систематического обтирания при ясно выраженном благоприятном действии последнего на организм. Температура воды при обливаниях должна быть выше, чем при последних обтираниях, т.е. около 30°. В последующем температура воды должна постепенно понижаться, но не более чем до 20 - 19°.
После утренней гимнастики и водных процедур учащийся заканчивает свой утренний туалет. Вечером, перед отходом ко сну, при выполнении общепринятых правил личной гигиены учащимся следует рекомендовать мытье ног водой комнатной температуры как процедуру, закаливающую организм.
В режиме питания учащихся школьно-санитарному врачу необходимо добиваться правильного чередования приемов пищи, соответственной возрасту общесуточной калорийности пайка, отвечающего установленным нормам, организации внешней обстановки питания и последовательности в приеме блюд.
Памятуя о том, что достаточное содержание витаминов в питании детей имеет существенное значение для правильного роста, развития и нормальной жизнедеятельности детского организма, школьно-санитарные врачи должны широко пропагандировать введение в питание учащихся свежих овощей, фруктов, а в зимние и весенние месяцы дополнительно рыбьего жира и витаминов в виде экстрактов и драже.
Особое внимание школьно-санитарные врачи должны уделять школьным завтракам. Последние следует рассматривать как дополнительное питание к общесуточному рациону, необходимое для более длительного сохранения работоспособности, поэтому школьный завтрак должен быть полноценным и состоять из горячего мясного блюда с овощным гарниром или каши со сливочным маслом, стакана кофе или молока и пирожка. Из холодных блюд на школьный завтрак могут быть рекомендованы винегреты, молоко, сметана, кефир, бутерброды с ветчиной, маслом или колбасой, фрукты, кисели и компот. Нельзя допускать продажи в буфетах консервов, папирос и сладостей.
Строжайшее соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований к приготовлению пищи, хранению готовых блюд и соблюдению личной гигиены приготовляющими пищу и детьми должно контролироваться школьно-санитарным врачом в полном соответствии с существующими инструкциями и приказами Министерства здравоохранения СССР.
И.П. Павлов указывает, что сон является тем главным физиологическим механизмом, который обеспечивает нормальную бодрую работоспособность центральной нервной системы и всего организма в целом.
И.П. Павлов и его ученики исследованиями доказали, что внутреннее торможение и сон есть один и тот же процесс.
Во время раздражительного процесса нервная клетка истощается. Истощение нервной клетки дает основание для торможения, выступающего "в роли охранителя клетки, предупреждающего дальнейшее чрезмерное, опасное разрушение этой исключительной клетки. За время тормозного периода, оставаясь свободной от работы, клетка восстанавливает свой нормальный состав" <1>.
--------------------------------
<1> И.П. Павлов. Полное собрание трудов. Т. IV, Изд. АН СССР, 1947, стр. 210.
В конце однообразной, длительной работы наступает утомление, ведущее ко сну. Очень глубокое торможение, развивающееся вследствие продолжительного раздражения одних и тех же пунктов коры, иррадиирует, захватывая полушария, и спускается на нижележащие отделы головного мозга.
Таким образом, внутреннее торможение во время бодрствования человека предохраняет корковые клетки от длительной чрезвычайно напряженной деятельности и, следовательно, опасного разрушения. Распространяясь на всю массу полушария и нижележащие отделы головного мозга, внутреннее торможение обеспечивает этим клеткам необходимый покой в виде сна. Во время сна нервная клетка коры головного мозга перестает воспринимать раздражения из внешней среды, благодаря чему новое торможение не нарастает, а прежнее - постепенно ослабевает и работоспособность центральной нервной системы восстанавливается.
Чем моложе ребенок, тем больше времени необходимо для восстановления функциональной работоспособности коры головного мозга. Поэтому для младших детей предусматривается большая продолжительность сна, чем для старших.
В распорядке дня детей для сна, так же как и для других режимных моментов, должно быть предусмотрено достаточное по продолжительности время и гигиеническая организация его.
В связи с тем, что продолжительность сна, помимо возрастных особенностей, зависит также и от индивидуальных особенностей организма ребенка и условий окружающей его среды, предлагаемую продолжительность сна следует рассматривать лишь как примерную схему, требующую обязательной индивидуализации применительно к конкретным условиям каждого школьника.
Все дети с ослабленным здоровьем, выздоравливающие после перенесенных острых инфекционных заболеваний, дети с туберкулезной интоксикацией, школьники с повышенной возбудимостью нервной системы, быстро утомляющиеся должны спать более продолжительное время в соответствии с медицинскими показаниями.
Для таких детей по заключению врача может быть предусмотрен дневной сон не менее чем в течение одного часа, желательно на открытом воздухе.
Примерная продолжительность ночного сна устанавливается для школьников:
7 | лет | - | 11 - 12 | часов |
8 - 9 | лет | - | 11 - 10 1/2 | " |
10 | лет | - | 10 1/2 - 10 | " |
11 - 12 | лет | - | 10 - 9 | " |
13 - 14 | лет | - | 9 1/2 - 9 | " |
15 - 16 | лет | - | 9 - 8 1/2 | " |
17 | лет | - | 8 1/2 - 8 | " |
При указанной продолжительности сон должен иметь достаточную глубину, которая может быть обеспечена соответствующей организацией внешних условий.
Необходимо рекомендовать учащимся время перед сном проводить в спокойных играх или других занятиях.
Спокойные занятия перед сном и регулярное выполнение перед сном правил личной гигиены с вышеуказанными водными процедурами вызывают сон тем быстрее, чем регулярнее они повторяются.
Школьник должен спать в хорошо проветренной перед сном комнате (лучше приучить спать с открытой форточкой) при температуре комнатного воздуха не более 16 - 18°.
Все внешние раздражители, как-то: громкие разговоры, музыка, яркий свет в комнате, где спит ребенок, должны быть исключены или по возможности доведены до минимума.
В период подготовки учащихся к экзаменам педагоги и школьно-санитарные врачи должны обратить особое внимание школ и учащихся на строгое выполнение режима дня учащимися и школой.
Нельзя допускать повторения учебного материала к экзаменам в ночное время, ибо этим нарушается регулярность сна и его продолжительность, столь необходимая для восстановления нормальной работоспособности центральной нервной системы и всего организма в целом.
Учащимся нужно помочь распределить свое время так, чтобы учебная работа планомерно сочеталась с отдыхом и в режиме дня было предусмотрено пребывание на воздухе. Внеклассная, внешкольная и общественная работа в этот период должна быть ограничена.
Свой день школьник, как и в учебном году, должен начинать в 7 часов утра, проведя гимнастику, обтирание и утренний туалет. После завтрака и непродолжительной прогулки (30 - 45 минут) учащимся следует рекомендовать повторение пройденного учебного материала с 10 - 15-минутными перерывами через каждые 45 минут занятий. Спустя 4 1/2 - 5 1/2 часов работы необходимо сделать 3 - 4-часовой перерыв.
В течение этого перерыва учащиеся должны получить обед и побыть на воздухе. Для учащихся с ослабленным здоровьем целесообразно ввести один час сна в помещении с открытым окном, а где имеется возможность - на открытом воздухе.
После 2 - 2 1/2-часового пребывания на воздухе, сочетающегося с подвижными играми и развлечениями и после полдника, школьники снова могут повторять учебный материал к экзаменам.
Продолжительность повторения учащимися учебного материала к экзаменам во второй половине дня должна соответствовать продолжительности его ежедневных домашних учебных занятий в учебном году.
В каникулы и выходные дни режим дня учащихся должен быть несколько изменен. В эти дни время приготовления ко сну, продолжительность сна, время приема пищи, гигиенические процедуры остаются такими же, как в учебные дни; остальное же время следует рекомендовать использовать для максимального пребывания на воздухе (спортивные игры и развлечения, экскурсии), а также для посещения театра, музея, кино, детских клубов, домов пионеров, детских библиотек и детских парков. Кроме этого, детям необходимо предоставить больше времени для занятий, соответствующих их индивидуальным склонностям и интересам.
В выходные дни и каникулы следует рекомендовать школам организацию для учащихся лыжных вылазок и походов. Для этого школы используют экскурсионно-туристические базы и лыжные станции. Прогулки и экскурсии могут организовываться по определенным маршрутам в городе и за его чертой.
Эти мероприятия также должны находиться под контролем школьно-санитарного врача, особенно экскурсии учащихся за пределами данного населенного пункта.
Школьно-санитарный врач совместно со школьным врачом принимает участие в составлении школой маршрутов отдельных экскурсий и походов, заблаговременно получив от санитарно-эпидемиологической станции сведения о санитарно-эпидемиологическом благополучии населенных пунктов, через которые проходит маршрут.
Обследование режима дня учащихся
Специальное и глубокое изучение режима дня школьника, его учебной и неучебной нагрузки и отдыха проводится как санитарно-статистическим методом, так и методом естественного эксперимента.
С помощью санитарно-статистического метода можно установить продолжительность учебных занятий в школе и соответствие ее директивным указаниям правительства и министерств просвещения союзных республик, правильность составления расписания, соблюдение установленной продолжительности уроков и перемен.
Массовое обследование режима дня учащихся следует проводить по специальному опросному листу, вопросы которого должны охватывать все режимные моменты. Заполнение опросного листа производится учащимися в присутствии обследователя и классного руководителя или ведущего урок преподавателя. После инструктажа обследователя, учащиеся отвечают на вопросы, поставленные в вопроснике, по данным предыдущего дня.
На каждый класс (учащихся мужских и женских школ) необходимо собрать не менее 1000 опросных листов и только затем производить их обработку. Каждый вопрос разрабатывается отдельно. Например, разрабатывается продолжительность приготовления уроков, отмечается минимальное и максимальное время, затраченное учащимися на приготовление уроков. Допустим, минимальная продолжительность приготовления уроков учащимися 3-х классов 30 минут, 1 час, 1 час 30 минут, максимальная - 2 часа, 2 часа 30 минут.
Количество учащихся, пришедшее в результате распределения всего материала на каждую из указанных продолжительностей приготовления уроков, выражается в процентах по отношению к общему числу обследованных и ответивших на вопрос. Подобным же образом производится обработка ответов на другие вопросы.
Разработанный таким, образом материал подвергается анализу. Устанавливается, насколько полученные данные соответствуют или расходятся с возрастными нормами и гигиеническими требованиями в отношении продолжительности школьных и домашних учебных занятий, отдыха на открытом воздухе, сна и других режимных моментов.
Помимо однодневного массового обследования, может быть проведен недельный хронометраж. Хронометражные листы, содержащие те же вопросы, что и в однодневном вопроснике, раздаются школьникам. Это должны быть учащиеся практически здоровые, средних способностей и средней успеваемости. Хронометражный лист заполняется ежедневно учащимися или родителями. Через неделю листы собираются обследователем и обрабатываются уже указанным выше способом по дням недели. Для наибольшей достоверности данных, полученных с помощью хронометражных листов, последние необходимо собрать по каждому классу не менее 200.
Массовое однодневное и недельное обследование, проведенное несколько раз в учебном году, позволяет судить о динамике учебной нагрузки и отдыха учащихся по четвертям года или полугодиям и о влиянии ее на состояние здоровья и успеваемости школьников.
Школьно-санитарный врач при содействии и консультации соответствующих научно-исследовательских институтов и кафедр школьной гигиены может поставить специальное углубленное изучение режима дня и учебной работы учащихся на основе естественного гигиенического эксперимента.
Результаты массового обследования и разработанные на основании полученных данных практические оздоровительные и санитарно-гигиенические мероприятия должны быть доложены школьно-санитарным врачом санитарно-эпидемиологической станции, райгороно, директорам обследованных школ, школьным врачам и активу родителей.
Реализации намеченных оздоровительных и санитарно-гигиенических мероприятий в школах школьно-санитарный врач добивается путем консультаций директоров школ, заведующих учебной частью и отдельных педагогов, а также применяя все предупредительные и иные меры воздействия.
Среди педагогов, родителей и учащихся должна быть широко развернута санитарно-просветительная работа о значении правильного режима дня и устранении установленных обследованием недочетов.
Приложения. 1. Примерная
схема режима дня учащихся, посещающих школу во вторую смену.
2. Примерная
схема изучения санитарно-гигиенического режима обучения детей в школе.
РЕЖИМА ДНЯ УЧАЩИХСЯ, ПОСЕЩАЮЩИХ ШКОЛУ ВО ВТОРУЮ СМЕНУ
(ПРИ НАЧАЛЕ ЗАНЯТИЙ В 14 ЧАСОВ)
Режимные моменты | 8 - 9 лет | 10 лет | 11 - 12 лет | 13 - 17 лет |
2-е классы | 3 - 4-е классы | 5 - 6-е классы | 7 - 10-е классы |
часы | часы | часы | часы | при 5 уроках в школе и 4 часах занятий дома | при 6 уроках в школе и 3 часах занятий дома |
1. | Пробуждение | 7.00 | 7.00 | 7.00 | 7.00 | 7.00 | 7.00 |
2. | Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры (обтирание, душ), одевание, уборка комнаты | 7.00 - 7.30 | 7.00 - 7.30 | 7.00 - 7.30 | 7.00 - 7.30 | 7.00 - 7.30 | 7.00 - 7.30 |
3. | Утренний завтрак и помощь семье | 7.30 - 8.20 | 7.30 - 8.20 | 7.30 - 8.20 | 7.30 - 8.20 | 7.30 - 8.20 | 7.30 - 8.20 |
4. | Приготовление уроков (каждые 45 мин. перерыв 5 - 10 мин.), уборка книг и рабочего места | 8.20 - 10.00 | 8.20 - 10.30 | 8.20 - 10.30 | 8.20 - 12.00 | 8.20 - 12.30 | 8.20 - 11.30 |
5. | Свободные занятия (чтение литературы, занятие по музыке) | 10.00 - 11.00 | 10.30 - 11.00 | 10.30 - 11.00 | 12.00 - 12.30 | - | 11.30 - 12.00 |
6. | Пребывание на воздухе (подвижные игры, развлечения, скакалка, лапта, чиж, коньки, лыжи, салазки) | 11.00 - 13.00 | 11.00 - 13.00 | 11.00 - 13.00 | 12.30 - 13.00 | 12.30 - 13.00 | 12.00 - 13.00 |
7. | Обед | 13.00 - 13.30 | 13.00 - 13.30 | 13.00 - 13.30 | 13.00 - 13.30 | 13.00 - 13.30 | 13.00 - 13.30 |
8. | Дорога в школу (прогулка) | 13.30 - 14.00 | 13.30 - 14.00 | 13.30 - 14.00 | 13.30 - 14.00 | 13.30 - 14.00 | 13.30 - 14.00 |
9. | Учебные занятия в школе (включая полдник), внеклассная и общественная работа | 14.00 - 18.00 | 14.00 - 19.00 | 14.00 - 20.00 | 14.00 - 20.00 | 14.00 - 19.00 | 14.00 - 20.00 |
10. | Дорога домой (прогулка) | 18.00 - 18.30 | 19.00 - 19.30 | 20.00 - 20.30 | 20.00 - 20.30 | 19.00 - 19.30 | 20.00 - 20.30 |
11. | Пребывание на воздухе (подвижные игры, коньки, лыжи, салазки) | 18.30 - 19.00 | - | - | 20.30 - 21.00 | 19.30 - 20.30 | - |
12. | Ужин и свободные занятия (творческая деятельность, чтение литературы, занятия музыкой) | 19.00 - 20.00 | 19.30 - 20.30 | 20.30 - 21.00 | 21.00 - 21.30 | 20.30 - 22.00 | 20.30 - 22.00 |
13. | Приготовление ко сну (гигиена одежды, обуви, проветривание комнаты, умывание, приготовление постели, вечерний туалет) | 20.00 - 20.30 | 20.30 - 21.00 | 21.00 - 21.30 | 21.30 - 22.00 | 22.00 - 22.30 | 22.00 - 22.30 |
14. | Сон | 20.30 - 7.00 | 21.00 - 7.00 | 21.30 - 7.00 | 22.00 - 7.00 | 22.30 - 7.00 | 22.30 - 7.00 |
Примечание. Продолжительность приготовления уроков указана с учетом перерывов.
ИЗУЧЕНИЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ
ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ
1. Школа N (начальная, неполная средняя, средняя, мужская, женская, смешанная).
2. Адрес школы.
3. Фамилия директора, врача.
4. Расположение и окружение школы (озеленение, ограждение, наличие промышленных предприятий и шумных улиц, разрывы от окружающих жилых и других зданий и т.п.).
5. Здание школы специально выстроенное или приспособленное.
6. Используется ли здание школы не по назначению (вечерние курсы и пр.).
7. Общее число учащихся в школе, из них по сменам. В какую смену занимаются дети младших классов.
8. Количество классов в школе. Количество учеников в каждом классе. Площадь, высота и кубатура классов. Средняя кубатура на одного учащегося. Не заняты ли под классы несоответствующие (темные, тесные, проходные, с холодным полом) помещения. Все ли помещения заняты по назначению.
II. Санитарное состояние школы
9. Санитарное состояние здания школы: а) состояние побелки помещения, остекления, отопительных приборов, крыши, полов; б) состояние физкультурного зала, классов, лабораторий, подсобных, учебных и вспомогательных помещений, буфета, санитарных узлов.
III. Санитарно-гигиенический режим здания
10. Проветривание. Все ли помещения имеют сквозное проветривание, форточки, открывающиеся фрамуги. Площадь открывающихся окон, форточек, фрамуг. Во время перемен необходимо проследить, производится ли проветривание классов и прочих вспомогательных помещений. Проветривание достаточное или нет. Чувствуется ли спертый воздух после проветривания и во время уроков в классе. Наличие вытяжной вентиляции и ее действие.
11. Удаление пыли. Способ уборки помещений: сухой, влажный, при открытых или закрытых окнах. Какие применяются пылесвязывающие средства. Удаляется ли пыль систематически с мебели, оборудования физкультурного зала и лабораторий и т.п. Сколько раз в день производится уборка в классах, лабораториях, рекреациях, буфете, физкультурном зале. Какой тряпкой (влажной или сухой) стирается пыль с классной доски. Имеются ли на классных досках лотки для собирания крошек мела.
12. Отопление. Система отопления: печное, центральное. Не наблюдается ли недостатка в топливе и не было ли перебоев в снабжении топливом. Были ли случаи перерывов в школьных занятиях из-за отсутствия топлива. Какая температура в холодное время года в классах. Не наблюдались ли случаи занятий в пальто и головных уборах.
13. Водоснабжение. Откуда школа получает воду (городской, местный водопровод, колодец, привозная). Были ли случаи перебоя в подаче воды и есть ли запасные резервуары для воды. Режим хранения воды. Оборудование школы для пользования питьевой водой (фонтанчики; краны, баки с краном и крышкой и т.д.). На сколько детей приходится один водопроводный кран в умывальниках.
14. Канализация. Канализована ли школа или нет. Указать, какие имеются уборные (внутренние, люфт-клозеты, дворовые, выгребные). На сколько детей приходится одно очко в уборной. Как содержится уборная, нет ли запаха из уборных в классах, лабораториях; автоматический, ручной или педальный спуск воды. Не застаивается ли вода или моча на полу. Освещены ли естественным светом уборные и предуборные. Наличие вентиляции в уборных.
15. Освещение. Есть ли классы и лаборатории (указать сколько) с недостаточным естественным и искусственным освещением, со вторым светом. Со всех ли мест в классах и лабораториях хорошо видно написанное на доске. Искусственное освещение: количество электролампочек в классе, их мощность. Какая арматура осветительных приборов, нет ли теней. Правильно ли расставлена школьная мебель и оборудование в отношении источников света. Есть ли дополнительное местное освещение (софиты) классных досок.
IV. Школьное оборудование, расстановка парт
и правила рассаживания школьников
16. Проведена ли маркировка парт. Имеются ли парты с неисправными или горизонтальными крышками. Есть ли парты с положительной дистанцией (указать количество). Сколько двуместных парт занято более чем двумя детьми. Состояние парт (покраска, исправность). Рассажены ли школьники в соответствии с ростом. Соблюдены ли установленные расстояния при размещении парт в классе и расстановка их в отношении естественного освещения. Состояние и покраска классных досок, устойчивость их при письме. Хорошо ли освещены доски при естественном и искусственном освещении, не отсвечивают ли.
V. Гигиенический режим учебно-воспитательной работы
17. Расписание уроков. Не превышает ли количество ежедневных уроков установленного количества. Равномерно ли распределены уроки по дням недели и часам. На какие часы падают трудные уроки. Не сдваиваются ли уроки. Есть ли случаи затягивания уроков. Соблюдаются ли установленные перемены. Продолжительность перерывов между уроками и сменами.
18. Задавание уроков на дом. Проверить задавание уроков на дом.
Кем осуществляется контроль за заданиями на дом.
19. Кружковая работа. Проверить, во скольких кружках одновременно участвует каждый ученик. В какие часы проводятся кружковые занятия для школьников первой и второй смены.
20. Пионерская работа. В какие часы проводятся пионерские сборы. Соответствуют ли помещения для сборов и собраний по санитарному состоянию и кубатуре числу учащихся.
21. Физическое воспитание. Где проводятся занятия по физической культуре (зал, рекреация, коридор). Имеется ли оборудованная спортивная площадка во дворе. Спортивное оборудование и его состояние. Проводятся ли занятия по физической культуре со слабыми детьми и по какой программе. Качество проветривания и уборки мест занятия физической культурой. Как организован и как проводится врачебный контроль за занятиями физической культурой и спортивными мероприятиями.
22. Школьное питание. Где расположены буфеты (специальное помещение, коридор и т.п.). Имеется ли плита для подогрева пищи. Оборудование буфета. Как проводится питание детей 1-го и 2-го классов (организованное или нет). Пропускная способность буфета. Все ли дети успевают получить завтрак в перемены. Ассортимент продуктов. Санитарное состояние буфета. Кем осуществляется контроль за буфетом и питанием школьников.
23. Процент неопрятных детей. Как поставлена работа по привитию гигиенических навыков и по личной гигиене среди учащихся.
Перечислить недочеты в санитарно-гигиеническом режиме школы и учащихся. Осветить, в чем выразилась работа школьно-санитарного врача СЭС в школе. Какие требования предъявлялись администрации школы и полученные результаты.
Смена ____________ Класс _____________ Школа _____________ Фамилия, имя ______________________ год рождения
Ответьте на следующие вопросы
(по данным вчерашнего дня)
1 В котором часу встали? _________________________
2. Делали ли утреннюю зарядку? _________________________
3. Делали ли обтирание? _________________________
4. Завтракали ли перед уходом в школу или обедали (при занятиях во вторую смену)? _________________________
5. В котором часу ушли в школу? _________________________
6. Сколько часов ушло в школе на кружковую работу, пионерский сбор, комсомольское собрание и общественную работу? ________________________
7. Сколько часов ушло на внешкольную работу (занятие музыкой, рисованием, работу в кружках дома пионеров и т.п.)? __________________
8. Завтракали ли в школе и что ели? _________________________
9. В котором часу возвращались из школы домой? ___________________
10. В котором часу обедали? _________________________
11. Сколько часов провели на воздухе (прогулки, игры, лыжи, коньки)? _________________________
12. В котором часу начали готовить уроки? _________________________
13. Когда закончили приготовление уроков? _________________________
14. Какой предмет готовили дольше всего и почему? _________________
15. Каков по трудности приготовления уроков был вчерашний день (трудный, легкий или как обычно)? _________________________
16. Ходили ли в кино, театр, слушали ли радио, читали ли художественную литературу? _________________________
17. Сколько времени уделили домашним делам (уборке комнат, покупкам в магазине, уходу за младшими детьми и т.д.)? _________________________
18. В котором часу ужинали? _________________________
19. В котором часу легли спать? _________________________
20. В котором часу встали сегодня? _________________________
"__" ____________ 196_ г.
месяц ______________ год ______________
учащегося ____________ класса ____________ школы ___________
| Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье |
1. | Встал | В _____ ч | В _____ ч | В _____ ч | В _____ ч | В _____ ч | В _____ ч | В _____ ч |
2. | Завтракал | В _____ ч | В _____ ч | В _____ ч | В _____ ч | В _____ ч | В _____ ч | В _____ ч |
3. | Ушел в школу | В _____ ч | В _____ ч | В _____ ч | В _____ ч | В _____ ч | В _____ ч | В _____ ч |
4. | Пришел из школы | В _____ ч | В _____ ч | В _____ ч | В _____ ч | В _____ ч | В _____ ч | В _____ ч |
5. | Обедал | В _____ ч | В _____ ч | В _____ ч | В _____ ч | В _____ ч | В _____ ч | В _____ ч |
6. | Находился на воздухе | С _____ до _____ ч | С _____ до _____ ч | С _____ до _____ ч | С _____ до _____ ч | С _____ до _____ ч | С _____ до _____ ч | С _____ до _____ ч |
7. | Готовил уроки | С _____ до _____ ч | С _____ до _____ ч | С _____ до _____ ч | С _____ до _____ ч | С _____ до _____ ч | С _____ до _____ ч | С _____ до _____ ч |
8. | Занимался чтением художественной литературы | С _____ до _____ ч | С _____ до _____ ч | С _____ до _____ ч | С _____ до _____ ч | С _____ до _____ ч | С _____ до _____ ч | С _____ до _____ ч |
9. | Прочие занятия: театр, кино, библиотека, занятия в кружке | С _____ до _____ ч | С _____ до _____ ч | С _____ до _____ ч | С _____ до _____ ч | С _____ до _____ ч | С _____ до _____ ч | С _____ до _____ ч |
10. | Ужинал | С _____ до _____ ч | С _____ до _____ ч | С _____ до _____ ч | С _____ до _____ ч | С _____ до _____ ч | С _____ до _____ ч | С _____ до _____ ч |
11. | Лег спать | В _____ ч | В _____ ч | В _____ ч | В _____ ч | В _____ ч | В _____ ч | В _____ ч |
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ В ЧАСАХ
Возраст и классы | 7 лет | 8 лет | 9 лет | 10 лет | 11 лет | 12 лет | 13 лет | 14 лет | 15 лет | 16 лет |
Режимные моменты | 1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | 6-й | 7-й | 8-й | 9-й | 10-й |
1. | Учебные занятия в школе | 3 - 4 | 4 | 4 | 4 - 5 | 5 - 6 | 5 - 6 | 5 - 6 | 5 - 6 | 5 - 6 | 5 - 6 |
2. | Учебные занятия дома | 1 | 1 - 1 1/2 | 1 1/2 - 2 | 1 1/2 - 2 | 2 | 2 | 2 1/2 - 3 1/2 | 3 - 4 | 3 - 4 | 3 - 4 |
3. | Пребывание на открытом воздухе (подвижная игра и развлечения, спорт в старших классах; прогулки и дорога в школу и обратно домой) | 3 1/3 | 3 1/3 | 3 1/3 | 3 1/3 | 3 | 3 | 2 1/2 | 2 1/2 | 2 1/2 | 2 1/2 |
4. | Внеклассные и внешкольные занятия и творческая деятельность по собственному выбору: чтение художественной литературы, занятия музыкой, пением, рисованием, языками; пионерская, комсомольская и общественная работа; помощь семье | 1 - 1 | 1 - 2 | 1 - 2 | 1 - 2 | 1 - 2 | 1 - 2 | 1 - 2 1/2 | 1 - 2 1/2 | 1 - 2 1/2 | 1 - 3 |
5. | Самообслуживание, утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, приемы пищи | 2 1/2 | 2 1/2 | 2 1/2 | 2 1/2 | 2 1/2 | 2 1/2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
6. | Сон: | дневной | 0 - 1 | 11 - 10,5 | 11 - 10,5 | 10,5 - 10 | 10 - 9 | 10 - 9 | 9,5 - 9 | 9,5 - 9 | 9,0 - 8,5 | 8,5 - 8 |
ночной | 11 - 10 |
Примечания: 1. Внешкольная и общественная работа, пионерские сборы проводятся в дни, когда в школе число уроков меньше.
2. Время на школьный завтрак в эти часы не входит.