Главная // Актуальные документы // Инструкция
СПРАВКА
Источник публикации
М.: "Транспорт", 1981
Примечание к документу
Документ утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Приказа Минтранса России от 23.11.2022 N 465.
Название документа
"Инструкция по размещению, установке и организации эксплуатации аппаратуры для бесконтактного обнаружения перегретых букс в поездах (ПОНАБ)"
(утв. МПС СССР 18.02.1979 N ЦВ-ЦШ/3744)

"Инструкция по размещению, установке и организации эксплуатации аппаратуры для бесконтактного обнаружения перегретых букс в поездах (ПОНАБ)"
(утв. МПС СССР 18.02.1979 N ЦВ-ЦШ/3744)


Содержание


Утверждаю
Заместитель Министра
путей сообщения
В.Ф.СОСНИН
18 февраля 1979 г. N ЦВ-ЦШ/3744
ИНСТРУКЦИЯ
ПО РАЗМЕЩЕНИЮ, УСТАНОВКЕ И ОРГАНИЗАЦИИ
ЭКСПЛУАТАЦИИ АППАРАТУРЫ ДЛЯ БЕСКОНТАКТНОГО
ОБНАРУЖЕНИЯ ПЕРЕГРЕТЫХ БУКС В ПОЕЗДАХ
(ПОНАБ)
(с уточнениями на 1 октября 1980 года)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Аппаратура для бесконтактного обнаружения перегретых букс в проходящих поездах (ПОНАБ) является дополнительным средством повышения безопасности движения поездов.
2. Поезда, в которых аппаратурой ПОНАБ будут обнаружены вагоны с перегретыми буксами, останавливаются на станции, перед которой расположен ПОНАБ, для осмотра, устранения неисправностей или отцепки вагонов.
3. На участках, оборудованных ПОНАБ, с работников вагонного хозяйства не снимается ответственность за строгое выполнение требований пунктов 12.13, 12.14, 13.1 Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР об обеспечении пунктами технического обслуживания и пунктами подготовки вагонов к перевозкам безопасного и безотцепочного проследования вагонов между станциями, предусмотренными графиком движения поездов для технического обслуживания.
4. Каждая задержка поезда по показаниям ПОНАБ по учету относится к службе вагонного хозяйства.
5. Настоящая инструкция устанавливает основные положения по размещению, установке и организации эксплуатации аппаратуры для бесконтактного обнаружения перегретых букс в поездах.
6. Требования настоящей инструкции обязательны для всех работников, связанных с техническим обслуживанием и эксплуатацией ПОНАБ, а также для проектных и строительных организаций, занимающихся вопросами проектирования, строительства и монтажа аппаратуры.
7. Все инструктивные и руководящие указания, относящиеся к проектированию, строительству и организации эксплуатации ПОНАБ, должны соответствовать требованиям настоящей инструкции.
8. Все работы по установке, ремонту и техническому обслуживанию аппаратуры должны выполняться в соответствии с утвержденными проектами и технологическими процессами, техническими условиями, требованиями настоящей инструкции и инструкции по технике безопасности.
9. Внесение изменений в конструкцию, схемы и установочные чертежи аппаратуры должно производиться только с разрешения Главного управления сигнализации и связи, а в установочные чертежи напольного оборудования и с разрешения Главного управления пути.
10. Технические указания и типовые технологические процессы по ремонту и техническому обслуживанию аппаратуры утверждаются Главным управлением сигнализации и связи по согласованию с Главным управлением вагонного хозяйства.
11. Технические указания и технологические процессы по организации осмотра и ремонта вагонов в поездах, остановленных по показаниям ПОНАБ, утверждаются Главным управлением вагонного хозяйства по согласованию с Главным управлением сигнализации и связи.
II. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ АППАРАТУРЫ
12. Принцип действия аппаратуры ПОНАБ основан на восприятии чувствительными элементами импульсов инфракрасного излучения от задних, по ходу поездов, стенок корпусов букс движущегося поезда с последующим преобразованием этих импульсов в электрические сигналы, их обработкой и выдачей информации о наличии и расположении перегретых букс в поезде.
13. Аппаратура ПОНАБ состоит из перегонного и станционного оборудования. Перегонное оборудование в свою очередь подразделяется на напольное и постовое, а станционное - на регистрирующее и сигнализирующее. Техническая характеристика аппаратуры и Типовая схема размещения оборудования ПОНАБ приведены в приложениях 1 и 2 (не приводится) к настоящей инструкции.
14. Напольное оборудование размещается непосредственно на пути и предназначено для считывания информации с подвижного состава. Сигналы от напольного оборудования поступают по кабелю к постовому оборудованию, размещенному в специальном помещении в непосредственной близости от напольного.
15. После обработки сигналов устройствами постового оборудования определяется наличие перегретых букс, и информация о расположении таких букс в поезде передается по линии связи к станционному оборудованию.
16. Регистрирующее оборудование воспринимает информацию с линии связи и в обработанном виде передает ее на печать. При этом указываются порядковые (начиная с головы поезда) номера вагонов с перегретыми буксами, сторона поезда, общее количество вагонов в поезде, общее количество вагонов с перегретыми буксами и исправность ПОНАБ.
17. В момент обнаружения перегретых букс с регистрирующего оборудования ПОНАБ соответствующие сигналы об этом передаются на сигнальный световой указатель, устанавливаемый между напольным оборудованием ПОНАБ и входным сигналом станции, и на сигнализирующее оборудование, устанавливаемое в помещении дежурного по станции.
III. ТРЕБОВАНИЯ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ АППАРАТУРЫ ПОНАБ НА УЧАСТКАХ
18. Аппаратурой ПОНАБ оснащают в первую очередь удлиненные участки безостановочного следования поездов с тяжелыми эксплуатационными и климатическими условиями, влияющими на надежность работы буксовых узлов.
19. Аппаратура должна устанавливаться перед станциями с достаточным путевым развитием, на которых имеются пункты контрольно-технического обслуживания (ПКТО) или контрольные посты (КП) при наличии штата осмотрщиков вагонов с тем, чтобы задержки поездов по показаниям ПОНАБ оказывали минимальное влияние на выполнение графика движения поездов, а обнаруженные неисправности могли бы быть устранены в кратчайший срок.
Аппаратура должна устанавливаться также перед станциями, расположенными непосредственно перед крупными сооружениями (мостами, тоннелями и др.), если эти станции находятся на расстоянии не менее 40 км от начального ПТО.
20. При необходимости оборудования ПОНАБ других пунктов не рекомендуется располагать эти устройства перед станциями, где производится сплошной осмотр букс при стоянке поездов по графику движения, после станций, на которых имеют место частые и длительные стоянки поездов, а также ближе 40 км от начального ПТО.
21. Необходимость и очередность оборудования участков аппаратурой ПОНАБ устанавливается начальником дороги.
IV. ТРЕБОВАНИЯ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ ОБОРУДОВАНИЯ ПОНАБ
22. Перегонное оборудование устанавливается на подходе к станции, где предстоит остановка в случаях обнаружения в них аппаратурой ПОНАБ перегретых букс. При этом могут быть два варианта размещения таких устройств:
а) с учетом остановки поезда с перегретыми буксами на том же пути, на который ему был приготовлен маршрут приема;
б) с учетом остановки поезда с перегретыми буксами на другом пути, с отменой ранее приготовленного маршрута и задания нового.
Выбор того или иного варианта определяется начальником отделения дороги в зависимости от путевого развития станции, размеров движения поездов на участке, вида устройств СЦБ на станции и других условий.
23. Перегонное оборудование должно располагаться:
на той части перегона, где по тяговым расчетам не применяется (систематически) служебное торможение, проверка действия тормозов и не происходят частые остановки поездов;
на прямых участках пути и не менее чем на 500 м по ходу движения поездов от кривых радиусом менее 1000 м. Размещение перегонного оборудования ближе от кривой или на кривой (с радиусом более 1000 м) допускается в исключительных случаях с обоснованием невозможности принятия другого решения.
24. Напольное оборудование должно размещаться в местах, не подверженных снежным и песчаным заносам, скоплению талых и ливневых вод, на здоровом устойчивом полотне, не подверженном пучению и разжижению балластного слоя. Напольные камеры должны устанавливаться посередине рельсового звена (на участках бесстыкового пути - на расстоянии не менее 10 м от стыка).
Предпочтительнее размещение напольного оборудования осуществлять вблизи охраняемых переездов и других обслуживаемых сооружений.
25. Не разрешается устанавливать перегонное оборудование вблизи нейтральных вставок контактной сети на электрифицированных участках железных дорог. Расстояние от нейтральных вставок должно быть не менее 2 км.
26. Между перегонными устройствами ПОНАБ и входным сигналом станции в соответствии с пунктом 5.7 Инструкции по сигнализации на железных дорогах Союза ССР устанавливается специальный сигнально-световой указатель наличия в составе поезда перегретых букс. В нормальном положении указатель не горит и сигнального значения не имеет.
Эксплуатация устройств ПОНАБ без наличия такого указателя допускается лишь в исключительных случаях по разрешению начальника дороги.
27. Место установки напольного оборудования ограждается сигнальным знаком в соответствии с пунктом 5.14 (рис. 5.17) Инструкции по сигнализации на железных дорогах Союза ССР, а в зимнее время, кроме того, - сигнальным знаком в соответствии с пунктом 5.18 той же инструкции.
28. Расстояние от перегонного оборудования до входного сигнала станции определяется:
а) для станций, где остановка поезда с перегретыми буксами предусматривается на том же пути, на который был заготовлен маршрут приема, - в зависимости от максимальной длины состава поезда и максимальной скорости его движения по перегону, с учетом того, чтобы машинист локомотива, восприняв сигнал светового указателя о наличии в составе перегретых букс, имел возможность заблаговременно снизить скорость и остановиться, не проезжая выходного сигнала или предельного столбика пути приема.
В тех случаях, когда аппаратура ПОНАБ не оборудована световыми сигнальными указателями о наличии в составе поезда перегретых букс, при определении расстояния от перегонного оборудования до входного сигнала станции, кроме длины состава и скорости движения, должно учитываться расстояние, проходимое поездом за время, необходимое дежурному по станции на восприятие показания сигнализирующего устройства о наличии перегретых букс и передачу соответствующего извещения машинисту поездного локомотива;
б) для станций, где остановка поезда с перегретыми буксами предусматривается не на том пути, на который был заготовлен маршрут приема, при определении минимального расстояния от напольного оборудования до входного сигнала станции должны обязательно учитываться длина блок-участка между предупредительным и входным сигналами станции, а также расстояние, проходимое поездом за время, необходимое дежурному по станции на восприятие показания сигнального устройства ПОНАБ и переделку маршрута приема на другой путь.
29. При выборе места для размещения перегонного оборудования ПОНАБ нельзя допускать, чтобы в любых условиях расстояние от входного сигнала станции до перегонного оборудования превышало 10 км.
30. На участках с автоблокировкой место размещения напольного оборудования по отношению к изолированным стыкам выбирается в соответствии с требованиями техно-рабочего проекта "Размещение аппаратуры ПОНАБ" N 417719.
31. Регистрирующие устройства в зависимости от принятой схемы их обслуживания устанавливаются в помещении пункта технического обслуживания поездов (ПТО), контрольно-технического обслуживания (ПКТО) или контрольного поста.
Установка регистрирующих устройств в помещении дежурного по станции может быть допущена лишь как исключение с разрешения в каждом отдельном случае начальника отделения дороги.
32. При оснащении аппаратурой нескольких подходов к станции регистрирующее оборудование ПОНАБ всех подходов должно устанавливаться, как правило, в одном помещении.
33. Сигнализирующие устройства ПОНАБ для извещения о наличии в прибывающем поезде перегретых букс устанавливаются в помещении дежурного по станции.
34. Помещение для постового оборудования оснащается оповестительной сигнализацией о приближении поезда к месту размещения перегонного оборудования.
V. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПОНАБ И О ПОРЯДКЕ
ПРОИЗВОДСТВА СТРОИТЕЛЬНЫХ И МОНТАЖНЫХ РАБОТ
35. В соответствии с утвержденной начальником дороги схемой и очередностью внедрения ПОНАБ служба вагонного хозяйства выдает Дорпроекту или другой проектной организации техническое задание на разработку проектов установки ПОНАБ, с учетом конкретных условий движения поездов на участке и особенностей станции, на подходах к которой намечается размещение ПОНАБ, что согласовывается со службой движения.
36. На основании технического задания и в соответствии с требованиями техно-рабочего проекта "Размещение аппаратуры ПОНАБ" N 417719 и настоящей инструкции проектной организацией разрабатывается проектно-сметная документация на выполнение строительных и монтажных работ.
37. Титулодержателем проекта установки ПОНАБ является служба вагонного хозяйства дороги. Строительство осуществляется за счет средств капитального ремонта.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Взамен ГОСТ 9238-73 Постановлением Госстроя СССР от 30.06.1983 N 167 с 1 июля 1984 года введен в действие ГОСТ 9238-83.
38. Все обустройства и помещение для постового оборудования строятся по документации, разработанной проектной организацией с учетом габарита приближения строения "С" (ГОСТ 9238-73), длины кабеля от напольного оборудования, поставляемого заводом, и утвержденных МПС установочных чертежей напольного оборудования.
39. Проектирование и строительство линий связи и устройств энергоснабжения для аппаратуры ПОНАБ выполняется в соответствии с требованиями техно-рабочего проекта "Размещение аппаратуры ПОНАБ" N 417719. Нормы напряжения источников энергопитания ПОНАБ должны удовлетворять требованиям пунктов 7.1 "б" и 7.2 Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР.
40. Станции, где в соответствии с проектом установки ПОНАБ предполагается остановка поездов для ремонта буксовых узлов, рекомендуется оснащать самоходными ремонтными установками, движущимися по узкоколейным путям, или другими транспортными средствами. Тип самоходной ремонтной установки выбирается с учетом объема и характера работ на этой станции и расположения станционных путей.
41. Исполнителями работ по строительству помещений, прокладке коммуникаций, монтажу устройств электроснабжения и аппаратуры ПОНАБ, как правило, являются дортресты дорог. Начальниками отделений дорог для этой цели в зависимости от конкретных условий могут быть использованы соответствующие подрядные организации или же существующий штат вагонных депо, дистанций сигнализации и связи, пути и других хозяйственных единиц.
42. Монтажные и пусконаладочные работы должны выполняться в строгом соответствии с требованиями техно-рабочего проекта "Размещение аппаратуры ПОНАБ" N 417719, технической документации на ПОНАБ, Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, инструкций по технике безопасности и настоящей инструкции. Монтаж напольного оборудования производится под наблюдением ответственного представителя дистанции пути.
43. При выполнении монтажных работ по установке напольного оборудования и в процессе эксплуатации ПОНАБ ширина железнодорожной колеи на участке протяжением не менее 100 м в одну и другую сторону от места размещения напольного оборудования должна содержаться в соответствии с требованиями пункта 3.9 Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР с допусками по уширению +3 мм и по сужению -2 мм.
44. После монтажа напольного оборудования работниками дистанций пути должна быть произведена подбивка пути в месте установки напольных камер с тем, чтобы отклонение от установленных размеров расстояний между верхом напольной камеры и поверхностью катания головки рельса при движении поезда не превышало 10 мм.
45. При монтаже ПОНАБ должно быть выполнено надежное заземление корпусов стоек и блоков постового и станционного оборудования. Сопротивление контура заземления должно быть не более 10 Ом. Линии связи электропитания и напольные устройства ПОНАБ оборудуются устройствами грозозащиты.
46. Пусконаладочные работы при вводе ПОНАБ в эксплуатацию выполняются штатом электромехаников, выделяемых для технического обслуживания ПОНАБ, и инженером дорожной лаборатории сигнализации и связи. До начала пусконаладочных работ электромеханики должны изучить аппаратуру и быть испытаны службой сигнализации и связи в знании устройств и порядке их технического обслуживания.
47. Перед включением аппаратуры должно быть тщательно проверено качество произведенных строительно-монтажных работ и их соответствие технической документации на ПОНАБ. Все отклонения должны быть занесены в раздел "Особые отметки" формуляра, поставляемого с технической документацией. По заводским дефектам аппаратуры составляется акт-рекламация и направляется на завод-изготовитель ПОНАБ.
48. Включение аппаратуры и ее настройка производятся в соответствии с методикой, изложенной в технической документации на ПОНАБ. Значения основных параметров аппаратуры после ее настройки заносятся также в формуляр.
49. В период выполнения пусконаладочных работ (не более 3 месяцев) по согласованию с начальником отделения дороги производятся контрольные остановки поездов по показаниям ПОНАБ, с последующей проверкой технического состояния и измерениями температуры шеек осей колесных пар у буксовых узлов, показанных как перегретые. По результатам проверок принимается решение о возможности принятия ПОНАБ в эксплуатацию.
50. Сдача аппаратуры в эксплуатацию производится в соответствии с требованиями пункта 2.3 Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР. В акте сдачи отражаются: качество монтажных работ, отклонения от типового проекта, наличие подготовленного обслуживающего персонала, выбранный уровень настройки аппаратуры и другие необходимые данные, связанные с обеспечением нормальной работы аппаратуры.
51. Введенная в эксплуатацию аппаратура в полном комплекте с наличием измерительных приборов, ЗИПов, транспорта, техдокументации передается на баланс дистанции сигнализации и связи, а помещение для постового и станционного оборудования - дистанции гражданских сооружений. Граница обслуживания устройств энергоснабжения ПОНАБ работниками энергоучастков устанавливается на клеммах кабельного ящика, у спуска от питающего трансформатора.
VI. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ
АППАРАТУРЫ ПОНАБ
52. Аппаратура ПОНАБ должна содержаться в полном соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР и утвержденной нормативной документации и технологического процесса обслуживания ПОНАБ.
53. Проверка, настройка и текущий ремонт аппаратуры должны выполняться, как правило, без нарушения контроля за состоянием букс в проходящих поездах. Предупреждение появления каких-либо неисправностей и обеспечение длительности сроков службы аппаратуры должно быть главным в работе лиц, ответственных за ее техническое обслуживание.
54. Ответственность за обеспечение исправного технического состояния напольного, постового, регистрирующего, сигнализирующего и вспомогательных устройств для настройки ПОНАБ возлагается на электромехаников дистанций сигнализации и связи.
55. Путь в месте расположения напольного оборудования должен постоянно содержаться в исправном состоянии работниками дистанции пути.
56. На каждый пункт, где устанавливается ПОНАБ, начальником отделения дороги утверждается местная инструкция, определяющая порядок содержания аппаратуры и ее эксплуатации с учетом конкретных условий работы на этом пункте (места установки аппаратуры, размеров движения поездов, наличия штата работников и др.).
57. Техническое содержание аппаратуры производится в соответствии с принятым на дистанции методом обслуживания и графиком ежемесячного и годового технологических процессов, утвержденных начальником дистанции сигнализации и связи, разработанных на основании рекомендаций технической документации на ПОНАБ и типового технологического процесса обслуживания аппаратуры ПОНАБ.
58. Работа по графику технологического процесса обслуживания должна выполняться, как правило, без нарушения процесса контроля поездов аппаратурой. Работа, связанная с кратковременными отключениями устройств аппаратуры, должна производиться в перерывы между поездами в технологические "окна". Результаты всех работ по графику техпроцесса ежедневно фиксируются в рабочем журнале электромеханика (приложение 7).
59. Для ремонта и обслуживания аппаратуры дистанции сигнализации и связи обеспечиваются ремкомплектами, запасными изделиями, подменным фондом блоков и контрольно-измерительными приборами через НХ дорог в установленном порядке.
VII. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ АППАРАТУРЫ ПОНАБ
60. Следование поездов по перегонам, на которых расположены напольные устройства ПОНАБ, производится с установленными графиком движения поездов скорости. В случаях непредвиденных остановок поезда на перегоне, где расположены напольные устройства ПОНАБ, машинист должен по возможности выбирать место остановки и режим дальнейшего движения поезда с таким расчетом, чтобы проследовать напольное устройство также по возможности со скоростью не менее 10 км/ч.
61. Ответственность за обеспечение остановки поезда на станции, в составе которого ПОНАБ будут обнаружены перегретые буксы, возлагается на дежурного по станции, руководствующегося показаниями сигнализирующих устройств или требованиями лиц, обслуживающих регистрирующие устройства аппаратуры, а также машиниста локомотива этого поезда, который руководствуется при этом показаниями сигнального светового указателя или информацией по радиосвязи.
62. При обнаружении в поезде аппаратурой ПОНАБ перегретых букс дежурный по станции обязан закрыть выходной сигнал, сообщить машинисту о наличии в поезде перегретых букс и предстоящей остановке на станции.
63. В зависимости от места расположения аппаратуры ПОНАБ и принятой системы ее эксплуатации дежурный по станции при необходимости и возможности должен также переделать маршрут и принять поезд на такой путь, где его остановка окажет минимальное влияние на бесперебойное следование других поездов. Машинист поезда, руководствуясь показанием сигнального светового указателя или переданным ему сообщением по радиосвязи, обязан принять меры к плавному снижению скорости при подходе к станции с тем, чтобы проследовать входную стрелку со скоростью не более 20 км/ч и затем остановить состав поезда на пути приема вне зависимости от показаний выходного сигнала. Лица, снимающие показания с регистрирующих устройств ПОНАБ, обязаны незамедлительно сообщить дежурному по станции о наличии в прибывающем поезде перегретых букс и осмотрщикам-ремонтникам вагонов о количестве и расположении в поезде вагонов с перегретыми буксами.
64. Осмотрщики-ремонтники вагонов после остановки поезда обязаны произвести осмотр и ремонт букс, а при необходимости дать уведомление дежурному по станции об отцепке неисправных вагонов.
Если в результате осмотра будет установлено, что зафиксированный ПОНАБ буксовый узел не имеет аварийного нагрева и не требует ремонта, то должны быть осмотрены с этой же стороны поезда буксовые узлы двух смежных вагонов в каждую сторону от зарегистрированного. При отсутствии перегретых букс в осмотренных пяти вагонах и отпечатывании регистрирующим устройством ПОНАБ знака "Н" на этот поезд производится осмотр всех букс с указанной стороны поезда. После окончания осмотра и ремонта вагонов осмотрщики-ремонтники извещают дежурного по станции или лицо, снимающее показания с регистрирующего устройства, о готовности поезда к отправлению.
65. В случаях когда при осмотре поездов на станции, перед которой установлен ПОНАБ, будут обнаружены перегревы буксы, не зарегистрированные аппаратурой и требующие отцепки вагона, по результатам обследования таких букс осмотрщиком-ремонтником вагонов и старшим электромехаником составляется акт, в котором отмечаются: номера поезда и вагона, тип буксового узла, его состояние и вероятная причина пропуска ПОНАБ этого буксового узла. Аналогичные акты составляются в случаях, когда такие перегревы буксы будут обнаружены на участке до 50 км за напольным оборудованием при настройке ПОНАБ на обнаружение перегретых букс с температурой шейки оси выше 100 °C или на участке до 40 км при настройке на обнаружение перегретых букс с температурой шейки оси выше 140 °C. По каждому акту принимаются соответствующие меры для устранения причин, вызывающих пропуск перегретых букс.
66. Каждый случай остановки поезда по показанию ПОНАБ должен быть расследован, а при увеличении количества остановок поездов на станции по сравнению с предыдущим периодом начальником отделения дороги организуется комиссионный разбор этих задержек. По результатам такого разбора разрабатываются и осуществляются конкретные меры по улучшению работы пунктов технического обслуживания, улучшению технического содержания аппаратуры ПОНАБ.
67. Учет результатов работы ПОНАБ производится работниками ПТО или контрольных постов в журнале учета показаний ПОНАБ (приложение 3), в котором фиксируются все остановки поездов по показаниям ПОНАБ, характер неисправностей вагонов, виды произведенного ремонта, время задержки поездов по ремонту букс и другие необходимые данные.
68. Все случаи выключения аппаратуры ПОНАБ из работы, а также результаты осмотра и испытаний отмечаются в журнале формы ДУ-46 (приложение 4), который хранится у лица, снимающего данные с регистрирующего оборудования ПОНАБ, а технические данные по ремонту - в журнале учета отказов ПОНАБ (приложение 5), форма которого разработана на основании требований формуляра на аппаратуру. Журналы ведутся отдельно для перегонного оборудования и хранятся по месту производства работ.
69. По окончании каждой смены составляется сводка о работе ПОНАБ за смену (приложение 6), которая передается вагонному оператору отделения дороги.
70. По итогам работы аппаратуры за месяц составляется сводный отчет о работе ПОНАБ, который подписывается старшим осмотрщиком вагонов и старшим электромехаником. До 5-го числа текущего месяца этот отчет высылается в вагонное депо и в дистанцию сигнализации и связи. К отчету прилагаются акты обследования перегретых букс, не обнаруженных устройством ПОНАБ, но приведших к отцепке вагонов, и справки об отказах (неисправностях) аппаратуры с указанием причин и времени простоя.
71. Дистанция сигнализации и связи и вагонные депо до 10 числа текущего месяца представляют месячные отчеты по работе ПОНАБ соответственно в службу сигнализации и связи и в службу вагонного хозяйства управления дороги.
На основании анализа отчетных данных разрабатываются и осуществляются необходимые меры как по улучшению работы пунктов технического обслуживания, так и работы ПОНАБ.
72. В процессе эксплуатации аппаратуры дежурным электромехаником и осмотрщиком вагонов в соответствии с утвержденным графиком, техпроцесса производятся контрольные замеры температуры шеек осей букс, показанных ПОНАБ и дополнительно обнаруженных осмотрщиком вагонов. Результаты замеров температуры фиксируются в журнале контрольных проверок (приложение 8), который хранится на станции у работников пункта технического обслуживания. На основании таких проверок корректируется настройка аппаратуры и проверяется правильность оценки осмотрщиками вагонов состояния букс.
73. Все виды работ, связанные с ремонтом, перемонтажом и заменой устройств ПОНАБ и требующие выключения аппаратуры из работы до 12 ч, выполняются только с разрешения начальника дистанции сигнализации и связи, согласовываются с начальником вагонного депо или ПТО, до 5 сут. - с разрешения начальника отделения дороги, свыше 5 сут. - с разрешения начальника дороги. Во всех случаях о выключении аппаратуры уведомляются осмотрщики вагонов ближайших пунктов контроля поездов с целью усиления бдительности при контроле вагонов.
74. При плановом или аварийном отключении электропитания аппаратуры дежурный энергодиспетчер обязан известить об этом дистанцию сигнализации и связи.
75. Порядок очистки напольных камер от снега, песка и льда устанавливается начальником отделения дороги при сдаче ПОНАБ в эксплуатацию.
76. Аппаратура ПОНАБ должна настраиваться:
при расположении напольных устройств перед станциями, имеющими пункты контрольно-технического обслуживания вагонов (ПКТО) - для обнаружения перегретых букс с нагревом осей колесных пар свыше 100 °C;
при расположении напольных устройств перед всеми другими станциями на участках с безостановочным следованием - для обнаружения перегретых букс с нагревом шеек осей колесных пар 140 - 160 °C.
Уровень настройки аппаратуры ПОНАБ для конкретной станции устанавливается службой вагонного хозяйства.
77. Настройка аппаратуры на указанный тепловой режим производится для букс вагонов с подшипниками скольжения. Случаи остановок поездов из-за превышения температуры букс с роликовыми подшипниками, а также редукторов и шкивов пассажирских вагонов установленного уровня настройки ПОНАБ, когда в зарегистрированных ПОНАБ вагонах ремонта не требуется, при оценке показателей работы ПОНАБ учитываются как подтвердившиеся. Указанные случаи не являются следствием нарушения пункта 12.14 Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР работниками вагонного хозяйства. Перед отправлением такого поезда осмотрщик вагонов должен тщательно осмотреть буксы и редукторные узлы, у которых зафиксировано грение.
78. Конкретный порядок, обеспечивающий остановку на станции поездов с перегретыми буксами, снятия показаний с регистрирующих устройств ПОНАБ, организации осмотра и ремонта вагонов в поездах, остановленных по показаниям ПОНАБ, определяется в инструкции (в соответствии с п. 61), утверждаемой начальником отделения дороги на основе типовых технологических процессов и указаний о производстве таких операций, с учетом характера и особенностей работы станции, наличного штата, места расположения аппаратуры и других условий.
Временные руководящие указания о порядке размещения, производства пусконаладочных работ и организации эксплуатации приборов ПОНАБ-2, утвержденные ПМС 25.08.69 за N М-26582, считаются утратившими силу.
Начальник Главного управления
сигнализации и связи МПС
В.АРКАТОВ
Начальник Главного управления
вагонного хозяйства МПС
Л.ШОВСКИЙ
Приложение 1
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АППАРАТУРЫ ПОНАБ-3
1. Скорость движения контролируемых поездов - 5 - 150 км/ч.
2. Интервал рабочих температур окружающего воздуха:
для напольного оборудования - минус 50 - плюс 60 °C;
для постового и станционного оборудования - плюс 5 - плюс 60 °C.
3. Дальность передачи информации от перегонных к станционным устройствам - до 20 км.
4. Дальность передач информации от регистрирующих к сигнализирующим устройствам - до 2 км.
5. Объем информации, выдаваемой на один проконтролированный поезд:
точное указание порядкового номера вагона с перегретой буксой - до 9 вагонов;
указание общего количества вагонов в поезде - 99 вагонов;
указание общего количества вагонов с перегретыми буксами в поезде - до 9 вагонов.
6. Нормируемые показатели работы аппаратуры:
"выявляемость" перегретых букс с температурой шеек осей свыше +100 °C, эта - свыше 70%;
"выявляемость" перегретых букс с температурой шеек осей свыше +140 °C, эта - свыше 80%;
"подтверждаемость" показаний бета - свыше 85%;
среднее время наработки на отказ - не менее 630 ч.
7. Питание аппаратуры:
напряжение - 220 В + 5 - 10%;
частота - 50 Гц.
8. Потребляемая мощность:
перегонным оборудованием - 1350 Вт;
станционным оборудованием - 250 Вт;
элементами обогрева помещения для постового оборудования - 500 Вт.
9. Качество работы аппаратуры ПОНАБ оценивается с помощью следующих показателей:
а) "выявляемость" перегретых букс ПОНАБ в %
n
оп
эта = --------- 100;
n + n
оп ов
б) "подтверждаемость" перегретых букс ПОНАБ в %
n
оп
бета = --- 100;
n
пп
в) среднее время наработки на отказ в ч
k
SUM t
i=1 i
T = ------,
ср k
где n - количество перегретых букс, обнаруженных ПОНАБ. В учет
оп
берутся все буксы, показанные ПОНАБ, с уровнем нагрева выше значения
выбранного критерия аварийности;
n - количество перегретых букс, обнаруженных дополнительно
ов
осмотрщиками вагонов, с уровнем нагрева выше значения выбранного критерия
аварийности;
n - количество букс, показанных регистрирующим устройством ПОНАБ;
пп
t - время наработки между соседними отказами аппаратуры;
i
k - число отказов аппаратуры.
10. Оценку работы ПОНАБ по показателям эта и бета производить за месяц
и за полугодие, а по показателю T - за один год. Значения показателей
ср
сопоставляются с паспортными значениями. Паспортные значения показателей
эта и бета даются для средних условий эксплуатации.
Приложение 3
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ЗАПИСЕЙ В ЖУРНАЛЕ УЧЕТА ПОКАЗАНИЙ ПОНАБ
Дата 24.10.79 Смена Первая Оператор Павлов Ст. осмотрщик Семенов
┌───┬────┬───────────┬────┬─────┬────┬───────┬──────┬──────┬───────┬─────┬──────┬──────┐
│ N │Путь│ Время │Но- │Пока-│Ин- │Вид │Ф.И.О.│Инвен-│Вид │Часть│Ф.И.О.│Приме-│
│п/п│при-├─────┬─────┤мер │зания│вен-│произ- │ос- │тарный│произ- │и │ос- │чание │
│ │быт.│при- │го- │по- │реги-│тар-│веден- │мотр- │номер │веден- │сто- │мотр- │ │
│ │по- │бытия│тов- │езда│стра-│ный │ного │щика │ваго- │ного │рона │щика │ │
│ │езда│поез-│ности│(ло-│тора │но- │ремонта│ваго- │на, │ремонта│поез-│ваго- │ │
│ │ │да │поез-│ко- │ПОНАБ│мер │и тип │нов, │где │и тип │да, │нов, │ │
│ │ │ │да │мо- │в ва-│ва- │буксо- │произ-│допол-│буксо- │где │произ-│ │
│ │ │ │ │ти- │гонах│гона│вого │водив-│ни- │вого │обна-│водив-│ │
│ │ │ │ │ва) │с │ │узла │шего │тельно│узла │руже-│шего │ │
│ │ │ │ │ │ука- │ │ │ремонт│обна- │ │на │ремонт│ │
│ │ │ │ │ │зани-│ │ │ │ружена│ │пере-│ │ │
│ │ │ │ │ │ем │ │ │ │пере- │ │гре- │ │ │
│ │ │ │ │ │сто- │ │ │ │гретая│ │тая │ │ │
│ │ │ │ │ │роны │ │ │ │букса │ │букса│ │ │
│ │ │ │ │ │поез-│ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │да │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───┼────┼─────┼─────┼────┼─────┼────┼───────┼──────┼──────┼───────┼─────┼──────┼──────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │ 12 │ 13 │ 14 │
├───┼────┼─────┼─────┼────┼─────┼────┼───────┼──────┼──────┼───────┼─────┼──────┼──────┤
│1 │4 │6.35 │6.50 │2205│25 │228-│Замена │Сидо- │467- │Польст.│Гол.,│Иванов│T = │
│ │ │ │ │ │левая│1616│польст.│ров │2275 │залить │лев. │ │ ш │
│ │ │ │ │ │ │ │Пере- │ │ │ │ │ │120 °C│
│ │ │ │ │ │ │ │запр. │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │48 │668-│Отцепка│Петров│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │пра- │1345│ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │вая │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │65 │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───┼────┼─────┼─────┼────┼─────┼────┼───────┼──────┼──────┼───────┼─────┼──────┼──────┤
│2 │3 │11.20│11.40│2350│72 │- │- │- │643- │Подбив.│Хв, │Сидо- │Корпус│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │2873 │залить │прав.│ров │буксы │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │сильно│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │за- │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │гряз- │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │нен, │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │T = │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ш │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │150 °C│
├───┼────┼─────┼─────┼────┼─────┼────┼───────┼──────┼──────┼───────┼─────┼──────┼──────┤
│3 │2 │14.10│14.45│3517│04 │216-│Ролик.,│Иванов│- │- │- │ │ │
│ │ │ │ │ │левая│5476│ложно │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │07 │465-│Ролик, │Павлов│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │пра- │6479│отцепка│ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │вая │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │51 │224-│Замена │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │левая│7318│польст.│ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │68 │ │ │ │ │ │ │ │ │
└───┴────┴─────┴─────┴────┴─────┴────┴───────┴──────┴──────┴───────┴─────┴──────┴──────┘
Примечания. 1. В графе 6 указывается также общее количество вагонов в поезде.
2. При обслуживании регистратора ПОНАБ дежурным по станции графы 2, 3, 4, 9, 12, 13 и 14 могут не заполняться.
3. При необходимости журнал дополняется графой "Время отправления поезда".
Приложение 4
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ЗАПИСЕЙ В ЖУРНАЛЕ ФОРМЫ ДУ-46
┌────┬────┬─────────┬───────────────┬───────────────┬─────────────────────┐
│Чис-│Часы│Изложение│ Когда извещен │ Когда │ Когда обнаруженные │
│ло и│и │результа-│соответствующий│соответствующий│ неисправности и │
│ме- │ми- │тов ос- │ работник │работник данной│ повреждения │
│сяц │нуты│мотра и │ дистанции │ дистанции │ устранены, расписка │
│ │ │испыта- │ │ прибыл для │ в их устранении │
│ │ │ний, а │ │ устранения │ │
│ │ │также об-│ │ повреждений │ │
│ │ │наружение├────┬────┬─────┼────┬────┬─────┼────┬────┬───────────┤
│ │ │неисправ-│Чис-│Часы│Спо- │Чис-│Часы│Рас- │Чис-│Часы│Описание │
│ │ │ностей и │ло и│и │соб │ло и│и │писка│ло и│и │причин по- │
│ │ │поврежде-│ме- │ми- │изве-│ме- │ми- │при- │ме- │ми- │вреждения │
│ │ │ний │сяц │нуты│щения│сяц │нуты│быв- │сяц │нуты│или неис- │
│ │ │ │ │ │(по │ │ │шего │ │ │правности и│
│ │ │ │ │ │теле-│ │ │ра- │ │ │изложение │
│ │ │ │ │ │фону │ │ │бот- │ │ │принятых │
│ │ │ │ │ │или │ │ │ника │ │ │мер; подпи-│
│ │ │ │ │ │за- │ │ │в │ │ │си работни-│
│ │ │ │ │ │пис- │ │ │про- │ │ │ков, произ-│
│ │ │ │ │ │кой) │ │ │чте- │ │ │водивших │
│ │ │ │ │ │ │ │ │нии │ │ │исправле- │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ние, и от- │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │метка де- │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │журного по │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │станции об │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │устранении │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │записанного│
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │повреждения│
├────┼────┼─────────┼────┼────┼─────┼────┼────┼─────┼────┼────┼───────────┤
│8/VI│8.45│Нет обна-│8/VI│8.10│По │8/VI│8.25│ │8/VI│9.52│Причиной │
│ │ │ружения │ │ │теле-│ │ │ │ │ │пропуска │
│ │ │перегре- │ │ │фону │ │ │ │ │ │перегретых │
│ │ │тых букс │ │ │ │ │ │ │ │ │букс явился│
│ │ │с левой │ │ │ │ │ │ │ │ │выход из │
│ │ │стороны │ │ │ │ │ │ │ │ │строя лево-│
│ │ │по ПОНАБ │ │ │ │ │ │ │ │ │го блока │
│ │ │четного │ │ │ │ │ │ │ │ │усиления. │
│ │ │направле-│ │ │ │ │ │ │ │ │Блок отре- │
│ │ │ния. Бу- │ │ │ │ │ │ │ │ │монтирован,│
│ │ │дет про- │ │ │ │ │ │ │ │ │проведена │
│ │ │изводить-│ │ │ │ │ │ │ │ │настройка и│
│ │ │ся про- │ │ │ │ │ │ │ │ │проверка │
│ │ │верка с │ │ │ │ │ │ │ │ │работы бло-│
│ │ │выключе- │ │ │ │ │ │ │ │ │ка. Аппара-│
│ │ │нием ап- │ │ │ │ │ │ │ │ │тура ПОНАБ │
│ │ │паратуры │ │ │ │ │ │ │ │ │четного │
│ │ │из рабо- │ │ │ │ │ │ │ │ │направления│
│ │ │ты. Ос- │ │ │ │ │ │ │ │ │включена в │
│ │ │мотрщикам│ │ │ │ │ │ │ │ │работу │
│ │ │вагонов │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │усилить │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │бдитель- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ность │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ШН │ │ │ │ │ │ │ │ │ШН │
│ │ │Оператор │ │ │ │ │ │ │ │ │Оператор │
│ │ │(ДСП) │ │ │ │ │ │ │ │ │(ДСП) │
└────┴────┴─────────┴────┴────┴─────┴────┴────┴─────┴────┴────┴───────────┘
Приложение 5
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ЗАПИСЕЙ В ЖУРНАЛЕ УЧЕТА ОТКАЗОВ ПОНАБ
N
п/п
Дата и
время
отказа
изделия
или его
состав-
ной
части
Характер
неисправности
Причина
отказа,
количество
часов работы
отказавшего
элемента
изделия
Принятые
меры по
устранению
неисправ-
ности
Дата и
время
включе-
ния из-
делия в
работу
Подпись
лица,
ответ-
ствен-
ного за
устра-
нение
неис-
прав-
ности
При-
меча-
ние
1
8/V
1978
8.30
Отсутствует
счет осей
при проходе
поезда по
участку
контроля
Выход из строя
второго датчи-
ка ПБМ-56.
Обрыв обмотки
катушки датчи-
ка. Датчик
находился в
работе 1300 ч
Датчик
заменен
новым из
состава
ЗИП
8/V
1978
10.15
ШН
Егоров
2
12/VI
1978
12.20
Пропуски
перегретых
букс с левой
стороны. При
проверке
аппаратуры
установлено,
что отсутст-
вует сигнал
от букс на
выходе левого
усилителя
Выход из строя
болометра
БП1-2 N 164.
Дата выпуска
болометра
15/VI 1977 г.
Болометр нахо-
дился в работе
7120 ч.
Вероятная
причина выхода
болометра из
строя - обрыв
активного
элемента
Болометр
заменен
новым N
368, дата
выпуска
1/V 1978.
Болометр
взят из
состава
ремкомп-
лекта
12/VI
1978
14.30
ШН
Петров
Приложение 6
ФОРМА СВОДКИ О РАБОТЕ ПОНАБ
Станция __________________ Направление ____________________
Да-
та
Сме-
на
Про-
конт-
роли-
рова-
но
по-
ездов
Оста-
новле-
но по-
ездов
по
ПОНАБ,
в том
числе
обос-
новано
Допол-
ни-
тельно
оста-
новле-
но по-
ездов
ос-
мотр-
щиками
ваго-
нов по
пере-
греву
букс
Показано
ПОНАБ букс
Подтверж-
дено
осмотром
букс
Отцеплено
вагонов по
показаниям
ПОНАБ, в
том числе
пассажир-
ских
Дополни-
тельно
обнаружено
перегретых
букс ос-
мотрщиками
вагонов
До-
пол-
ни-
тель-
но
от-
цеп-
лено
ваго-
нов
на
стан-
ции
по
пере-
греву
букс
Отцеп-
лено
ваго-
нов на
гаран-
тийном
плече
по
пере-
греву
букс
За-
дер-
жано
по-
ез-
дов
по
на-
гре-
ву
букс
ло-
ко-
мо-
ти-
вов
Под-
пись
опе-
рато-
ра
сколь-
жения
ро-
ли-
ко-
вых
сколь-
жения
ро-
ли-
ко-
вых
сколь-
жения
ро-
ли-
ко-
вых
сколь-
жения
ро-
ли-
ко-
вых
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
8V.
79
Пер-
вая
44
12/11
2
8
6
7
4
1
1
2
-
-
-
-
Ива-
нова
8V.
79
Вто-
рая
41
8/7
-
3
6
3
6
-
-
-
-
-
-
-
Мура-
това
Примечания 1. Графу 3 заполнять не обязательно. При заполнении графы 3 сводки подлежат учету как документы "Для служебного пользования".
2. Допускается введение граф учета вида ремонта (смена подшипника, смена польстера, дозаливка) и время простоя под ремонтом.
Приложение 7
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ЗАПИСЕЙ В РАБОЧЕМ ЖУРНАЛЕ ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА
┌───┬────┬────────────────────────────────────────┬─────────────┬─────────┐
│Да-│Сме-│ Наименование работ │На основании │Роспись о│
│та │на │ │ чего │ сдаче- │
│ │ │ │производились│ приеме │
│ │ │ │ работы │дежурства│
├───┼────┼────────────────────────────────────────┼─────────────┼─────────┤
│7/V│Пер-│1. Осмотрено напольное оборудование │По графику │ │
│79 │вая │ПОНАБ четного направления. Замечаний │техпроцесса │ │
│ │ │нет. Проверена настройка "отношения" │ │ │
│ │ │для обеих сторон. Проведена подстройка │ │ │
│ │ │"отношения" переключателем "Отношение" │ │ │
│ │ │для левой стороны. Положение ручек: │ │ │
│ │ │слева 2, 8; справа 2, 8. Проверены │ │ │
│ │ │номиналы напряжений питания. Отклонений │ │ │
│ │ │от нормы нет │ │ │
│ │ │2. Проведены контрольные замеры │Распоряжение │Дежурство│
│ │ │температур шеек осей у букс, показанных │старшего │сдал │
│ │ │ПОНАБ. Результаты отражены в журнале │электро- │(подпись)│
│ │ │контрольных проверок │механика │ │
│ │ │3. Проверены показатели работы ПОНАБ. │По графику │Дежурство│
│ │ │Аппаратура работает нормально │техпроцесса │принял │
│ │ │ │ │(подпись)│
└───┴────┴────────────────────────────────────────┴─────────────┴─────────┘
Приложение 8
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ЗАПИСЕЙ В ЖУРНАЛЕ
КОНТРОЛЬНЫХ ПРОВЕРОК
Электромеханик Сергеев Осмотрщик Терентьев
┌─────┬────┬──────────┬───────┬─────────────┬──────┬────────────┬─────────┐
│Дата │Но- │Порядковый│ Номер │ Причина │Вид │Температура │Примеча- │
│ и │мер │номер про-│вагона │ остановки │ремон-│ шейки оси │ние │
│время│по- │веряемого │ │ поезда │та │ (корпуса │ │
│ │езда│вагона │ │ │ │ буксы) │ │
├─────┼────┼──────────┼───────┼─────────────┼──────┼────────────┼─────────┤
│8/V │2205│31 гол. │4672275│Остановлен по│Залито│T = +90 °C│Корпус │
│1979 │ │левая │ │требованию │осевое│ шо │буксы │
│6.50 │ │ │ │осмотрщиков │масло │ │загрязнен│
│ │ │ │ │вагонов │ │ │ │
├─────┼────┼──────────┼───────┼─────────────┼──────┼────────────┼─────────┤
│14.20│3517│4 гол. │2165476│По ПОНАБ │- │Нагрев кор- │Букса │
│ │ │левая │ │ │ │пуса около │роликовая│
│ │ │ │ │ │ │+50 °C │ │
├─────┼────┼──────────┼───────┼─────────────┼──────┼────────────┼─────────┤
│14.30│2357│7 гол. │4676179│По ПОНАБ │Залито│T = 120 °C│ │
│ │ │левая │ │ │осевое│ шо │ │
│ │ │ │ │ │масло │ │ │
└─────┴────┴──────────┴───────┴─────────────┴──────┴────────────┴─────────┘