Главная // Актуальные документы // Инструкция
СПРАВКА
Источник публикации
В данном виде документ опубликован не был.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"СП РСФСР", 1960, N 21, ст. 90.
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.
Примечание к документу
Документ утратил силу с 01.02.2020 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 13.01.2020 N 7.
Название документа
"Инструкция по применению единых норм расхода жидкого топлива для автомобилей"
(утв. Постановлением Совмина РСФСР от 14.05.1960 N 685)
(ред. от 19.10.1965)


"Инструкция по применению единых норм расхода жидкого топлива для автомобилей"
(утв. Постановлением Совмина РСФСР от 14.05.1960 N 685)
(ред. от 19.10.1965)


Содержание


Утверждена
Постановлением
Совета Министров РСФСР
от 14 мая 1960 г. N 685
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЕДИНЫХ НОРМ РАСХОДА ЖИДКОГО ТОПЛИВА
ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Совмина РСФСР от 19.10.1965 N 1180)
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Установленные нормы расхода жидкого топлива для автомобилей распространяются на сорта топлива, выпускаемого по действующим стандартам.
2. Для бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонна-километрах, нормы расхода жидкого топлива установлены на 100 тонна-километров и на 100 км пробега.
3. Для грузовых автомобилей и автопоездов с самосвальными кузовами нормы расхода жидкого топлива установлены на каждую ездку с грузом и на 100 км пробега.
4. Для легковых автомобилей и автобусов нормы расхода топлива установлены на 100 км пробега.
5. Для грузовых таксомоторов и грузовых автомобилей, выполняющих работу, не учитываемую в тонна-километрах, с почасовой оплатой, нормы расхода топлива установлены на 100 км пробега.
6. Временные, на срок до 1 года, нормы расхода жидкого топлива для автомобилей, для которых нормы расхода жидкого топлива не предусмотрены постановлением Совета Министров СССР от 5 марта 1960 г. N 252 и которые не перечислены в настоящей Инструкции, утверждаются Советом Министров РСФСР по представлению Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР на основании результатов испытаний этих автомобилей или опытной эксплуатации их.
Для автомобилей новых модификаций, впредь до утверждения Советом Министров РСФСР для них временных норм, совнархозами, министерствами и ведомствами применяются действующие (постоянные или временные) нормы расхода жидкого топлива, установленные для однотипных автомобилей.
(абзац введен Постановлением Совмина РСФСР от 19.10.1965 N 1180)
7. Нормы расхода топлива для мотоциклов и мотороллеров утверждаются совнархозами-изготовителями мотоциклов и мотороллеров, а нормы расхода топлива на работу автомобилей специального назначения, связанную с использованием установленного на них оборудования и устройств, - совнархозами, министерствами и ведомствами, эксплуатирующими эти автомобили.
НОРМИРОВАНИЕ РАСХОДА ЖИДКОГО ТОПЛИВА ДЛЯ ГРУЗОВЫХ
АВТОМОБИЛЕЙ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ТРАНСПОРТНУЮ РАБОТУ,
УЧИТЫВАЕМУЮ В ТОННА-КИЛОМЕТРАХ
Нормирование расхода топлива для бортовых
грузовых автомобилей и автопоездов
8. Для грузовых автомобилей и тягачей с полуприцепами, указанных в таблице 1, норма расхода жидкого топлива слагается из:
а) нормы на транспортную работу и
б) нормы на пробег.
Норма расхода на каждые 100 тонна-километров транспортной работы установлена:
для карбюраторных автомобилей - 2,5 л,
для дизельных автомобилей - 1,5 л.
Норма расхода на пробег установлена согласно таблице 1.
Таблица 1
НОРМА РАСХОДА ЖИДКОГО ТОПЛИВА НА 100 КМ ПРОБЕГА
ДЛЯ БОРТОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И АВТОПОЕЗДОВ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ
ТРАНСПОРТНУЮ РАБОТУ, УЧИТЫВАЕМУЮ В ТОННА-КИЛОМЕТРАХ
Марки и модели автомобилей
Норма расхода топлива на 100 км пробега (в литрах)
УАЗ-450 и УАЗ-450 Д
17,0
ГАЗ-ММ
18,5
ГАЗ-51 и ГАЗ-51А
23,0
ГАЗ-63 и ГАЗ-6ЗА
27,5
ГАЗ-51 (с полуприцепом ПАЗ-744)
26,0
ЗИС-5, ЗИС-50, Урал-ЗИС-5, Урал-ЗИС-355 и 3ИС-355М
30,0
ЗИЛ-150
32,5
ЗИЛ-164
31,0
ЗИЛ-120Н (с полуприцепом ММЗ-584)
38,0
ЗИЛ-ММЗ-164Н (с полуприцепом ММ3-584)
36,5
ЗИЛ-151 и ЗИЛ-157
40,0
КАЗ-601
34,0
МАЗ-200, МАЗ-200Г и МАЗ-200В
27,5
МАЗ-200В (с полуприцепом 5215Б)
34,0
МАЗ-200Д
29,5
ЯАЗ-210, ЯАЗ-210А и ЯАЗ-219
47,0
ЯАЗ-210Д (с полуприцепом МА3-5203)
60,0
ЯАЗ-210Г
49,0
9. Для автомобилей с прицепом (автопоездов) норма расхода жидкого топлива слагается из:
а) нормы на транспортную работу и
б) нормы на пробег.
Норма расхода жидкого топлива на каждые 100 тонна-километров транспортной работы по величине та же, что и для бортовых автомобилей, но распространяется она на всю транспортную работу, выполняемую автомобилем и прицепом (автопоездом).
Норма расхода жидкого топлива на 100 км пробега автопоезда увеличивается по сравнению с нормой для одиночного автомобиля, приведенной в таблице 1, на 2,5 л по карбюраторным и 1,5 л по дизельным автомобилям на каждую тонну собственного веса прицепа.
10. В случаях, когда на шасси автомобилей, перечисленных в таблице 1, устанавливаются специализированные кузовы, а тягачи используются с другими полуприцепами, как указано в этой таблице, норма расхода топлива слагается из:
а) нормы на транспортную работу в тех же размерах, что и для бортовых автомобилей и
б) нормы на 100 км пробега, увеличенной (уменьшенной) на 2,5 л по карбюраторным и 1,5 л по дизельным автомобилям на каждую тонну превышения (снижения) веса специализированного автомобиля или используемого полуприцепа против указанных в таблице 1 базовых автомобилей и полуприцепов.
Нормирование расхода жидкого топлива для автомобилей
и автопоездов с самосвальными кузовами
11. Для грузовых автомобилей с самосвальным кузовом норма расхода жидкого топлива слагается из:
а) нормы на каждую ездку с грузом и
б) нормы на пробег.
Норма расхода на каждую ездку с грузом устанавливается в размере 0,3 литра.
Норма расхода жидкого топлива на пробег установлена согласно таблице 2.
Таблица 2
НОРМА РАСХОДА ЖИДКОГО ТОПЛИВА НА 100 КМ ПРОБЕГА
ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ С САМОСВАЛЬНЫМИ КУЗОВАМИ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ
ТРАНСПОРТНУЮ РАБОТУ, УЧИТЫВАЕМУЮ В ТОННА-КИЛОМЕТРАХ
Марки и модели автомобилей
Норма расхода топлива на 100 км пробега (в литрах)
ГАЗ-93
25,5
ЗИС-5 - самосвал
32,5
ЗИЛ-585, ЗИЛ-585В, КАЗ-600
37,0
ЗИЛ-585И, ЗИЛ-585К
36,0
МАЗ-205
34,0
ЯАЗ-210Е и ЯАЗ-222
57,0
12. Для автопоездов, состоящих из автомобиля-самосвала и прицепа с самосвальным кузовом, норма расхода жидкого топлива слагается из:
а) нормы на каждую ездку с грузом и
б) нормы на пробег.
Норма расхода жидкого топлива на ездку с грузом по величине та же, что и для автомобиля-самосвала.
Норма расхода жидкого топлива на 100 км пробега автопоезда с самосвальным кузовом увеличивается по сравнению с нормой для автомобиля-самосвала на 2,5 л по карбюраторным и 1,5 л по дизельным автомобилям на каждую тонну собственного веса и половину номинальной грузоподъемности прицепов.
Нормирование расхода жидкого топлива для легковых
автомобилей, автобусов, грузовых таксомоторов, а также
грузовых автомобилей, работа которых не учитывается
в тоннах и в тонна-километрах
13. Для легковых автомобилей, автобусов, грузовых таксомоторов, а также грузовых автомобилей, работа которых не учитывается в тонна-километрах (с почасовой оплатой), применяются нормы расхода, установленные с учетом только общего пробега автомобиля, согласно таблице 3.
Таблица 3
НОРМА РАСХОДА ЖИДКОГО ТОПЛИВА ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ,
АВТОБУСОВ, ГРУЗОВЫХ ТАКСОМОТОРОВ И ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ,
РАБОТА КОТОРЫХ НЕ УЧИТЫВАЕТСЯ В ТОННАХ И В ТОННА-КИЛОМЕТРАХ
(С ПОЧАСОВОЙ ОПЛАТОЙ)
Марки и модели автомобилей
Норма расхода топлива на 100 км пробега (в литрах)
ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ
"Москвич" 400 и "Москвич" 401
9,0
"Москвич" 402 и "Москвич" 407
10,0
"Москвич" 423 ("Универсал") и "Москвич" 430
11,0
"Москвич" 410, "Москвич" 410-Н, "Москвич" 411
13,0
ГАЗ-М1
14,5
ГАЗ-М11-73
17,0
ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б
15,0
ГАЗ-М20 "Победа"
13,5
ГАЗ-69, ГАЗ-69А и ГАЗ-М72
16,5
ГАЗ-12
18,5
М-21Г и М-21Б "Волга"
13,5
ЗИС-101 и 101А
25,5
М-21А и М21В "Волга"
13,0
ЗИЛ-110
27,0
Шкода 1201
11,0
АВТОБУСЫ
ГАЗ-651 и ПАЗ-651
28,0
ПАЗ-652, ПАЗ-652Т
32,0
ПАЗ-653 (санитарный)
26,0
ЗИС-8
34,0
ЗИС-16
37,0
ЗИЛ-155
41,0
ЗИС-154
47,0
ЗИЛ-127
42,0
ЗИЛ-158
42,5
ЛАЗ-695
41,5
Икарус-31
31,0
Икарус-55
33,0
Икарус-60
34,0
Австро-Фиат 5ДН-120
31,0
ГРУЗОВЫЕ ТАКСОМОТОРЫ И ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ, ВЫПОЛНЯЮЩИЕ РАБОТУ, НЕ УЧИТЫВАЕМУЮ В ТОННА-КИЛОМЕТРАХ, С ПОЧАСОВОЙ ОПЛАТОЙ
УАЗ-450
18,0
ГАЗ-ММ
20,5
ГАЗ-51 и ГАЗ-51А
26,0
ГАЗ-63
30,0
ЗИЛ-150
37,0
ЗИЛ-164
36,0
Урал-ЗИС-355
33,0
ГАЗ-93
27,0
ЗИЛ-585
39,0
Примечание. В случаях, когда на шасси грузовых таксомоторов и грузовых автомобилей с карбюраторными двигателями, выполняющих работу, не учитываемую в тонна-километрах (с почасовой оплатой), устанавливаются специализированные кузова или если эти автомобили работают с прицепами, нормы расхода топлива увеличиваются (уменьшаются) на 2,5 л на каждую тонну превышения (снижения) веса автомобиля или автопоезда против веса автомобилей, указанных в таблице 3.
(примечание введено Постановлением Совмина РСФСР от 19.10.1965 N 1180)
Повышение и снижение норм расхода жидкого топлива
14. Советы Министров автономных республик, крайисполкомы и облисполкомы могут повышать нормы расхода жидкого топлива:
(в ред. Постановления Совмина РСФСР от 19.10.1965 N 1180)
а) при работе в зимнее время (при установившейся средней температуре воздуха ниже 0 °C): в южных районах - до 5%, в районах с умеренным климатом - до 10%, в северных районах - до 15% и в районах Крайнего Севера - до 20 процентов.
Перечни южных, северных районов и районов Крайнего Севера приведены в приложениях N 1 и 2 к настоящей Инструкции. Остальные местности РСФСР, не указанные в приложениях N 1 и 2, относятся к районам с умеренным климатом;
б) при работе на дорогах в горных местностях (свыше 1500 м над уровнем моря) или на дорогах со сложным планом (наличие в среднем на 1 км пути более пяти закруглений радиусом менее 40 м): в летнее время года - до 10% и в зимнее время - до 20 процентов;
в) для автомобилей, работающих с частыми остановками, - в среднем более чем одна остановка на километр (автобусы, работающие в черте города, автомобили для развозки молока и других продуктов, очистки почтовых ящиков, инкассации денег, вывозки мусора из домовладений и др.), а также грузовые автомобили, работающие по перевозке грузов, требующих пониженных скоростей движения - до 10 процентов;
г) при работе в тяжелых дорожных условиях (в период сезонной распутицы и снежных заносов, во вновь осваиваемых бездорожных районах, в карьерах и разрезах при перевозке породы, угля, руды и др.), как исключение, - до 35% на срок не более трех месяцев.
Примечание. Советы Министров автономных республик, райисполкомы и облисполкомы определяют размер увеличения норм в (предусмотренных пределах и устанавливают по подпунктам "а" и "б" пункта 14 период применения норм при работе в зимнее время, а по подпункту "г" пункта 14 - перечень дорог, на которых применяются повышенные нормы и период применения этих норм.
15. Разрешается руководителям автомобильных хозяйств:
а) для новых автомобилей и автомобилей, вышедших из капитального ремонта, при пробеге первой тысячи километров увеличивать нормы расхода жидкого топлива до 5 процентов;
б) для бортовых автомобилей, работающих на коротком расстоянии (до 5 км), применять, кроме нормы на 100 км пробега, указанной в таблице 1, и нормы на каждые 100 тонна-километров, надбавку за каждую ездку с грузом, в размере, установленном для автомобилей-самосвалов;
в) повышать на время учебной езды норму расхода жидкого топлива, указанную в таблице 3, до 25 процентов.
16. При работе автомобилей (кроме автобусов ЗИЛ-127, Икарус-31 и Икарус-55) на внегородских дорогах, находящихся в удовлетворительном состоянии, нормы расхода топлива снижаются:
а) при усовершенствованном покрытии в зимнее время и на дорогах с каменным покрытием в течение всего года - до 10 процентов;
б) при усовершенствованном покрытии в летнее время - до 20 процентов.
Примечание. При необходимости применения одновременно нескольких поправочных коэффициентов норма расхода жидкого топлива устанавливается по сумме или разности этих коэффициентов.
Нормы расхода жидкого топлива на технические нужды,
а также для автомобилей, работающих в особых условиях
17. На внутригаражные разъезды и технические надобности автохозяйств (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателя и автомобиля после ремонта и др.) разрешается руководителям автохозяйств расходовать до 1% жидкого топлива от общего количества топлива, потребляемого автохозяйством.
18. При погрузочно-разгрузочных работах в пунктах, где по условиям пожарной безопасности воспрещается глушить двигатель (нефтесклады, спецсклады и др.), на 1 час простоя автомобиля устанавливается дополнительный расход топлива, исходя из нормы расхода топлива на 5 км пробега автомобиля данной марки.
19. На передвижение автомобилей специального назначения к месту работы и обратно применяются нормы в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 настоящей Инструкции.
Нормы расхода топлива на работу автомобилей специального назначения, связанную с использованием установленного на них оборудования и устройств (подметально-уборочные, поливочно-моечные, пескоразбрасыватели, автогудронаторы, компрессоры, краны и т.п.), устанавливаются совнархозами, министерствами и ведомствами в соответствии с пунктом 7 настоящей Инструкции по представлению организаций, эксплуатирующих такие автомобили.
Маршрутные нормы расхода жидкого топлива
20. Для автомобилей, работающих на одних и тех же маршрутах (автобусы, маршрутные такси, грузовые автомобили, осуществляющие централизованные, сельскохозяйственные и другие перевозки грузов по установившимся маршрутам), руководителям автохозяйств предоставляется право вводить дифференцированные маршрутные нормы расхода жидкого топлива при условии соблюдения в целом по автохозяйству единых норм расхода топлива.
21. Маршрутные нормы расхода жидкого топлива разрабатываются комиссией, председателем которой является главный инженер автохозяйства, и устанавливаются на срок осуществления перевозки, но не более, чем на период, в течение которого дорожные и другие условия перевозки остаются неизменными.
22. Маршрутные нормы расхода жидкого топлива устанавливаются на основании опыта работы на технически исправных автомобилях с водителями надлежащей квалификации.
Маршрутные нормы объявляются приказом по автохозяйству и доводятся до сведения всех работников, связанных с их применением.
Приложение N 1
к Инструкции
по применению единых норм
расхода жидкого топлива,
утвержденной постановлением
Совета Министров РСФСР
от 14 мая 1960 г. N 685
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕСТНОСТЕЙ С ОТНЕСЕНИЕМ ИХ К ОСОБЫМ КЛИМАТИЧЕСКИМ ЗОНАМ
ПО ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЮ НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ
ЮЖНЫЕ РАЙОНЫ
Дагестанская АССР
Кабардино-Балкарская АССР
Северо-Осетинская АССР
Чечено-Ингушская АССР
Ставропольский край
Краснодарский край
Калининградская область
СЕВЕРНЫЕ РАЙОНЫ
Хабаровский край
- кроме районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера
Амурская область
"
Архангельская область
"
Приморский край
"
Иркутская область
"
Тюменская область
"
Красноярский край
"
Томская область
"
Коми АССР
"
Читинская область
"
Бурятская АССР
"
Алтайский край
"
Новосибирская область
"
Омская область
"
Тувинская автономная область
"
Карельская АССР
"
Приложение N 2
к Инструкции
по применению единых норм
расхода жидкого топлива,
утвержденной постановлением
Совета Министров РСФСР
от 14 мая 1960 г. N 685
ПЕРЕЧЕНЬ
РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И МЕСТНОСТЕЙ,
ПРИРАВНЕННЫХ К РАЙОНАМ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
(утвержден постановлением Совета Министров СССР
от 10 февраля 1960 г. N 148)
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Текст Постановления Совмина СССР от 10.02.1960 N 148 вместе с "Переченем Районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера" включен в ИБ ИС МЕГАНОРМ: Документы СССР отдельным документом.