Государственные
стандарты
Актуальная
документация
Техническая
документация
Главная // Актуальные документы // Инструкция
СПРАВКА
Источник публикации
"Бюллетень Минвуза СССР", N 6, 1978
Примечание к документу
Документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минвуза СССР от 13.06.1986 N 446.

В соответствии с Приказом Минвуза СССР от 14.04.1978 N 424 данный документ введен в действие с 01.05.1978.
Название документа
"Инструкция по педагогической практике студентов государственных университетов"
(утв. Приказом Минвуза СССР от 14.04.1978 N 424)


"Инструкция по педагогической практике студентов государственных университетов"
(утв. Приказом Минвуза СССР от 14.04.1978 N 424)


Содержание


Утверждена
Приказом
Министерства высшего и среднего
специального образования СССР
от 14 апреля 1978 г. N 424
Согласована
Министерство финансов СССР
Заместитель Министра
М.РЯБОВА
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ СТУДЕНТОВ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ
Педагогическая практика студентов государственных университетов, включая общественно-политическую практику, является неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированных преподавателей.
Педагогическая практика проводится в общеобразовательных школах, училищах профтехобразования и средних специальных учебных заведениях <*>.
--------------------------------
<*> Общеобразовательные школы, училища профтехобразования, средние специальные учебные заведения (базы практики) в дальнейшем именуются "учебные заведения".
На студентов университетов, проходящих педагогическую практику, распространяется Положение о производственной практике студентов высших учебных заведений СССР с учетом особенностей, изложенных в настоящей Инструкции.
Базы, выделяемые для прохождения педагогической практики студентов, закрепляются за университетами по их заявкам не менее, чем на 5 лет приказами министерств просвещения автономных республик, областных, краевых или городских отделов народного образования и соответствующих министерств и ведомств.
1. ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
В задачи педагогической практики студентов университетов подготавливаемых для педагогической работы, входит:
- углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами в университете, для всестороннего использования их в процессе педагогической деятельности;
- приобретение студентами навыков самостоятельного ведения учебной и воспитательной работы с учащимися с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
- подготовка студентов к проведению различного типа уроков, использованию разнообразных педагогических методов и приемов, активизирующих познавательную общественно-политическую и трудовую деятельность учащихся;
- развитие у студентов любви к педагогической профессии, стремления к изучению специальных и педагогических дисциплин и совершенствованию педагогических знаний в целях подготовки к творческому решению задач по обучению и коммунистическому воспитанию учащихся;
- развитие у студентов интереса к научно-исследовательской работе, привитие им навыков ведения исследований в области специальных и педагогических наук, поиска наиболее эффективных методов обучения и воспитания.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Содержание педагогической практики должно охватывать следующие звенья учебно-воспитательного процесса:
- учебную работу (в том числе факультативные занятия по специальности);
- воспитательную работу.
2.1. УЧЕБНАЯ РАБОТА
В учебную работу входит:
2.1.1. Изучение методического опыта и системы учебной работы преподавателя по предмету:
- подготовка к уроку (определение цели и содержания урока, подбор методов и приемов проведения урока, составление тематического и поурочного планов и конспектов уроков, подготовка наглядных пособий, технических средств обучения и т.д.);
- проведение урока (овладение методикой изложения учебного материала, организация самостоятельной работы учащихся, контроль за усвоением знаний, знание особенностей каждого ученика, воспитание учащихся в процессе обучения);
- внеклассная учебная работа (занятия с отстающими, проверка тетрадей, кружковые занятия, организация олимпиад, изготовление наглядных пособий и опытного оборудования, проведение бесед, экскурсий и др.).
2.1.2. Проведение студентами уроков различных типов, а также других форм учебных занятий с применением эффективных методов обучения.
2.2. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
В воспитательную работу включается:
- ознакомление с системой воспитательной работы классного руководителя (мастера производственного обучения) с коллективом учащихся, с деятельностью пионерской, комсомольской организаций, учпрофкома;
- овладение методикой планирования воспитательной работы с коллективом учащихся;
- овладение навыками и умением подготовки и проведения основных воспитательных мероприятий (ленинские уроки, беседы на морально-этические темы, конференции, политинформации, диспуты, вечера, культпоходы в театр, субботники, индивидуальная работа с учащимися и т.д.);
- овладение основными методами изучения отдельных учащихся и классных коллективов (учебных групп), сбора необходимой педагогической информации, составления психолого-педагогических характеристик;
- систематическая работа в качестве помощника классного руководителя (мастера производственного обучения) с последующим исполнением обязанностей классного руководителя (мастера производственного обучения).
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Виды и сроки педагогической практики определяются учебными планами, а содержание практики - программами, утвержденными в соответствии с Положением о производственной практике студентов высших учебных заведений СССР.
Перед началом педагогической практики деканат факультета совместно с кафедрой педагогики проводит установочную конференцию, на которой студентам разъясняют порядок прохождения педагогической практики и ее содержание.
Первая неделя практика отводится на общее ознакомление студентов с учебным заведением (задачами, структурой, историей, составом, правилами внутреннего распорядка, с учебно-производственной базой), с составом и личными делами учащихся, планом, содержанием и формами учебно-воспитательной работы и т.д.
Практиканты посещают уроки преподавателей в прикрепленном классе (группе), знакомятся с различными видами внеклассной работы. Совместно с групповым руководителем составляют индивидуальные планы работы на весь период практики, в которых определяются объем и содержание намечаемых учебных, внеклассных и факультативных занятий по специальности, мероприятия по классному руководству и психолого-педагогическому изучению учащихся, а также мероприятия по общественно-политической практике.
В последующие недели студенты работают в соответствии с общим планом педагогической практики и утвержденным индивидуальным планом.
В период практики студенты проводят зачетные уроки с дифференцированной оценкой: на IV курсе - не менее 6 и на V курсе - не менее 14 уроков.
Для ведения воспитательной работы с учащимися студенты прикрепляются к классам (группам), они выполняют обязанности помощника классного руководителя и классного руководителя (мастера производственного обучения). Кроме того, практиканты проводят внеклассную работу по предметам своей специальности, участвуют в работе предметных комиссий.
В период практики студенты IV курса под руководством преподавателей педагогики и психологии составляют психолого-педагогические характеристики отдельных учащихся.
Студенты V курса составляют психолого-педагогические характеристики групп учащихся.
4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ
Студенты-практиканты имеют право по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителям практики от университета, администрации и преподавателям учебных заведений; вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации практики; участвовать в работе комсомольской и профсоюзной организаций учебного заведения, в конференциях и совещаниях; пользоваться библиотекой, кабинетами и находящимися в них учебно-методическими пособиями.
Студенты-практиканты выполняют все виды работ, предусмотренные настоящей Инструкцией и программой педагогической практики, тщательно готовятся к каждому уроку и проведению внеклассных занятий, являются для учащихся образцом трудолюбия, организованности, дисциплинированности, вежливости; выполняют задания по общественно-политической практике, активно участвуют в общественной жизни коллектива учебного заведения.
Практиканты подчиняются правилам внутреннего распорядка учебного заведения, выполняют распоряжения администрации и руководителей практики.
В случае невыполнения требований, предъявляемых к практикантам, они могут быть отстранены от прохождения практики. Студентам, отстраненным от практики, или работа которых по педагогической практике признана неудовлетворительной, по решению Совета факультета назначается повторное прохождение практики без отрыва от учебных занятий в университете.
На период практики один из студентов-практикантов назначается старостой группы. В обязанности старосты входит учет по посещаемости практикантами учебного заведения, оповещение их о коллективных консультациях и семинарах, выполнение поручений руководителей практики и т.д.
5. РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКОЙ
Ответственность за организацию и проведение педагогической практики возлагается на ректора университета.
Руководитель производственной практики университета выполняет обязанности по организации педагогической практики в соответствии с должностной инструкцией.
При наличии на факультете не менее 100 практикантов декан совместно с кафедрой педагогики назначает факультетского руководителя практики.
Непосредственное руководство педагогической практикой осуществляется групповым руководителем практики.
Факультетскими и групповыми руководителями практики должны быть преподаватели университета, имеющие большой опыт педагогической работы по специальности.
6. ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКИ И КАФЕДР
6.1. Факультетский руководитель практики:
- обеспечивает планирование, организацию и учет результатов практики по факультету, составляет общефакультетский план-график проведения практики;
- устанавливает связь с базами практики, распределяет студентов по местам практики и оформляет документы к оплате руководителей практики учебных заведений;
- проводит учебно-методические конференции, организует выставки по вопросам практики;
- вносит предложения по совершенствованию практики, участвует в работе кафедр, где обсуждаются вопросы педагогической практики студентов;
- контролирует работу групповых руководителей практики, администрации и преподавателей учебных заведений по руководству практикой, выборочно посещает уроки и другие мероприятия, проводимые студентами, принимает меры к устранению недостатков в организации практики;
- организует проведение зачета по практике;
- составляет общефакультетский отчет по итогам педагогической практики и представляет его декану факультета.
6.2. Групповой руководитель практики <*>:
--------------------------------
<*> К групповому руководителю практики прикрепляется, как правило, 5 - 7 студентов.
- распределяет совместно с руководителем учебного заведения студентов по классам (группам), а с преподавателем по предмету - темы уроков и внеклассных занятий между практикантами;
- помогает совместно с преподавателем кафедры педагогики студентам составить индивидуальный план на весь период практики, определить объем и содержание учебных, внеклассных занятий, мероприятий по классному руководству и психолого-педагогическому изучению классного коллектива (учебной группы) или одного учащегося, утверждает индивидуальные планы работы практикантов;
- обеспечивает проведение студентами уроков и внеклассных занятий, консультирует студентов при подготовке к урокам и внеклассным занятиям по предмету, проверяет и утверждает их планы и конспекты, присутствует на уроках и внеклассных занятиях, анализирует и оценивает их, контролирует выполнение индивидуальных планов работы студентов;
- собирает и анализирует документацию, представленную студентами, составляет отчет по итогам практики и представляет его факультетскому руководителю;
- принимает участие в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике в университете, а также совещаниях, проводимых руководителем учебного заведения;
- участвует в проведении зачета по практике и совместно с преподавателем педагогики и психологии выставляет общую оценку.
6.3. Преподаватель педагогики <*>:
--------------------------------
<*> К преподавателю педагогики прикрепляется, как правило, не более 25 студентов.
- осуществляет методическое руководство педагогической практикой студентов, консультирует их по актуальным вопросам обучения и воспитания;
- планирует совместно с классным руководителем (мастером производственного обучения) учебно-воспитательную работу практикантов с учащимися;
- посещает уроки и внеклассные занятия практикантов, оказывает им помощь в подготовке и проведении уроков и внеклассных занятий, оценивает эти занятия совместно с групповым руководителем;
- оказывает помощь студентам в изучении индивидуальных особенностей учащихся;
- принимает участие в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике, а также совещаниях, проводимых руководителем учебного заведения;
- участвует в проведении зачета по практике и выставлении общей оценки, в составлении отчета факультетского руководителя по практике.
6.4. Преподаватель психологии <*>:
--------------------------------
<*> К преподавателю психологии прикрепляется, как правило, не более 50 студентов.
- разрабатывает задания по психолого-педагогическому изучению коллектива учащихся и отдельных учащихся;
- посещает (выборочно) уроки и внеклассные мероприятия практикантов и участвует в их анализе;
- руководит работой студентов по изучению личности и коллектива учащихся и выполнением других заданий по психологии, предусмотренных программой практики;
- принимает участие в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике, а также совещаниях, проводимых руководителем учебного заведения;
- участвует в проведении зачета по практике и выставлении общей оценки.
6.5. Кафедра педагогики и психологии:
- осуществляет учебно-методическое руководство педагогической практикой студентов;
- выделяет руководителей практики;
- совместно со спецкафедрами и деканатами факультетов развивает программу и другую документацию по педагогической практике;
- созывает совещания факультетских руководителей и руководителей учебных заведений по вопросам педагогической практики;
- обобщает опыт организации и проведения педагогической практике и вносит предложения по ее совершенствованию;
- обеспечивает студентов необходимыми пособиями и литературой по педагогике и психологии;
- участвует в организации и проведении учебно-методических конференций и выставок по практике.
6.6. Специальные кафедры:
- принимают участие в организации и проведении педагогической практики;
- выделяют групповых руководителей практики;
- осуществляют контроль за работой групповых руководителей, принимают участие в установочной и итоговой конференциях по практике;
- обеспечивают студентов необходимыми пособиями и литературой по специальности.
7. ОБЯЗАННОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
(БАЗЫ ПРАКТИКИ) И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
7.1. Руководитель учебного заведения или его заместитель по учебной (учебно-производственной) работе:
- обеспечивает нормальные условия прохождения педагогической практики, проводит работу с преподавателями, обслуживающим персоналом и учащимися по вопросам предстоящей практики;
- знакомит студентов с учебным заведением, составом преподавателей, документацией, учебно-производственной базой (кабинетами, мастерскими, библиотекой и др.), с общей постановкой учебно-воспитательной работы, предоставляет практикантам возможность присутствовать на заседаниях педагогического совета, предметных комиссий, родительского комитета, знакомит с <...> их работы;
- совместно с групповым руководителем практики прикрепляет студентов к классам (группам);
- посещает выборочно уроки и внеклассные мероприятия студентов-практикантов и принимает участие в их обсуждении;
- на основе обобщения опыта вносит предложения по совершенствованию педагогической практики;
- созывает совещание по итогам педагогической практики в учебном заведении и, по возможности, участвует в итоговых конференциях в университете.
7.2. Преподаватель учебного заведения:
- знакомит прикрепленных к нему студентов с планом своей учебно-воспитательной работы, проводит открытые уроки и внеклассные занятия, организует их обсуждение;
- совместно с групповым руководителем практики намечает и распределяет между студентами темы уроков и внеклассных мероприятий по предмету;
- консультирует студентов при подготовке их к проведению уроков, просматривает и утверждает конспекты предстоящих уроков;
- оказывает студентам помощь при подготовке уроков разного типа, проведения практических и лабораторных занятий и др.;
- участвует в анализе и оценке каждого данного студентами урока;
- поручает студентам проведение занятий с отстающими, кружковые занятия, проверку тетрадей, изготовление наглядных пособий, демонстрацию кино- и диафильмов, подготовку лабораторных занятий и др.;
- дает характеристику студентам и оценку их учебно-воспитательной работы;
- участвует в совещании, проводимом руководителем учебного заведения по педагогической практике, а также, по возможности, в итоговой конференции в университете.
7.3. Классный руководитель (мастер производственного обучения):
- знакомит студентов с составом учащихся класса (группы), с их личными делами, успеваемостью, посещаемостью, поведением, с основными воспитательными задачами и планом своей работы;
- помогает студентам наметить воспитательные задачи, подлежащие разрешению в ходе практики, консультирует их при составлении плана воспитательной работы, утверждает и контролирует выполнение этого плана;
- определяет, на кого из учащихся практикантам следует составлять психолого-педагогические характеристики, присутствует выборочно на самостоятельных внеклассных мероприятиях студентов и участвует в их обсуждении;
- привлекает студентов к текущей работе классного руководителя (мастера производственного обучения) (дежурство, посещение учащихся на дому, беседы с родителями и др.);
- дает характеристику студентам, оценку их воспитательной работе;
- участвует в совещании, проводимом руководителем учебного заведения по педагогической практике, а также, по возможности, в итоговой конференции в университете.
7.4. Организатор внеклассной работы (зам. директора по учебно-воспитательной работе):
- знакомит студентов с планом воспитательной работы учебного заведения, с работой комсомольских групп, пионерских дружин и отрядов;
- помогает студентам в планировании и проведении массовых воспитательных мероприятий;
- помогает классным руководителям (мастерам производственного обучения) в организации и проведении работы со студентами;
- посещает (выборочно) внеклассные мероприятия, проводимые студентами, и участвует в их обсуждения;
- участвует в совещании, проводимом руководителем учебного заведения по педагогической практике, а также, по возможности, в итоговой конференции в университете.
8. УЧЕТ И ОЦЕНКА РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННОЙ СТУДЕНТАМИ
В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Студенты во время практики ведут дневники, в которых записывают данные, необходимые для выполнения заданий, предусмотренных программой практики, в том числе по составлению психолого-педагогических характеристик учащихся. Материалы дневника используются при составлении отчета о работе, выполненной на практике.
По окончании педагогической практики студенты представляют письменно групповому руководителю:
на IV курсе - отчет о проведенной работе, конспекты одного урока и одного внеклассного занятия, психолого-педагогическую характеристику одного учащегося;
- на V курсе - отчет о выполненной работе, конспекты одного - двух уроков, одного внеклассного занятия, анализ одного урока и одного внеклассного занятия (мероприятия), психолого-педагогическую характеристику коллектива учащихся.
Итоги педагогической практики подводятся на совещании, проводимом руководителем учебного заведения, и итоговой конференции в университете.
По итогам педагогической практики студенты в установленном порядке сдают зачет с дифференцированной оценкой.
9. ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ РАСЧЕТА УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ УНИВЕРСИТЕТА ЗА РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКОЙ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
(из расчета на 1 студента за весь период практики)
IV курс
V курс
Факультетскому руководителю практики
1 час
1 час
Групповому руководителю практики <*>
6 час.
18 час.
Преподавателю педагогики
4 час.
8 час.
Преподавателю психологии
1 час
2 час.
--------------------------------
<*> Если студенты проходят практику по двум специальностям, то может быть назначено два групповых руководителя, тогда норма времени по руководству практикой, установленная для группового руководителя, делится пропорционально времени, затраченному каждым из них.
Примечание. Примерные нормы расчета учебной нагрузки приведены для продолжительности практики на IV курсе - 4 недели, на V курсе - 8 недель. При увеличении (уменьшении) продолжительности практики нормы расчета учебной нагрузки увеличиваются (уменьшаются) пропорционально изменению продолжительности практики.
10. ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ЗА РУКОВОДСТВО
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКОЙ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
(ИЗ РАСЧЕТА НА 1 СТУДЕНТА ЗА ВЕСЬ ПЕРИОД ПРАКТИКИ)
Оплата труда работников учебных заведений, в которых студенты проходят педагогическую практику, производится за счет сметы университета сверх заработной платы по их основной работе из расчета 1 руб. в час. <*>
--------------------------------
<*> С введением новых условий оплаты труда в сроки, определенные постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 декабря 1976 г. N 1057, размер почасовой оплаты труда устанавливается по таблице 13 приложения N 1 указанного постановления.
IV курс
V курс
Руководителю учебного заведения или его заместителю по учебной (учебно-производственной) работе
1 час
2 час.
Преподавателю (учителю)
8 час.
17 час.
Классному руководителю (мастеру производственного обучения - для ПТУ)
3 час.
5 час.
Организатору внеклассной работы (зам. директора по учебно-воспитательной работе)
1 час
1 час
Примечание. Оплата труда преподавателей (учителей) учебных заведений, привлекаемых вместо преподавателей университета в качестве групповых руководителей, производится дополнительно к их зарплате, получаемой в учебном заведении, из почасового фонда университета, исходя из следующей нагрузки:
- за практику студентов IV курса - 6 час. за 1 студента;
- за практику студентов V курса - 18 час. за 1 студента.
11. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ
ВЕЧЕРНИХ И ЗАОЧНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ
Студенты вечерних и заочных отделений, работающие по специальности, соответствующей профилю факультета, могут быть освобождены Советом факультета от прохождения педагогической практики при представлении положительной характеристики от администрации учебного заведения.
Студенты, не работающие по специальности, соответствующей профилю факультета, проходят обязательную педагогическую практику в объеме, предусмотренном учебными планами, в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях, училищах профтехобразования без отрыва от работы.
Задачи и содержание педагогической практики, основные положения ее организации, обязанности руководителей практики и студентов-практикантов, распределение поручений, определенных настоящей Инструкцией, относятся к дневной, вечерней и заочной формам обучения.
По окончании практики студенты представляют письменный отчет о проделанной учебно-воспитательной работе, конспект одного урока и психолого-педагогическую характеристику на одного учащегося. На основании этих документов при наличии положительного отзыва учебного заведения и заключения преподавателя кафедры педагогики групповой руководитель выставляет студентам зачет с дифференцированной оценкой.
12. ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ РАСЧЕТА УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ УНИВЕРСИТЕТА ЗА РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКОЙ СТУДЕНТОВ ВЕЧЕРНЕЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
(ИЗ РАСЧЕТА НА 1 СТУДЕНТА ЗА ВЕСЬ ПЕРИОД ПРАКТИКИ)
Факультетскому руководителю практики
1/3 час.
Групповому руководителю практики
6 час.
Преподавателю педагогики
1 час.
Преподавателю психологии
1/2 час.
13. ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ЗА РУКОВОДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКОЙ СТУДЕНТОВ
УНИВЕРСИТЕТОВ ВЕЧЕРНЕЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
(ИЗ РАСЧЕТА НА 1 СТУДЕНТА ЗА ВЕСЬ ПЕРИОД ПРАКТИКИ)
Оплата труда работников учебных заведений, в которых студенты проходят педагогическую практику, производится за счет сметы университета сверх заработной платы по их основной работе из расчета 1 руб. в час <*> .
Руководителю учебного заведения или его заместителю по учебной (учебно-производственной) работе
1 час
Преподавателю (учителю)
7 час.
Классному руководителю (мастеру производственного обучения)
2 час.
14. ПИОНЕРСКАЯ ПРАКТИКА
Пионерская практика согласно времени, отведенному в учебных планах, проводится в пионерских лагерях, на летних оздоровительных площадках при школах и ЖЭКах, в комсомольско-молодежных лагерях и других внешкольных воспитательных учреждениях. Она может быть проведена также в течение всего учебного года на III курсе во внеучебное время в пионерских школьных отрядах или внешкольных воспитательных учреждениях.
План распределения студентов по пионерским лагерям составляется кафедрой педагогики по согласованию с комсомольскими организациями университета и РК ВЛКСМ.
Для прохождения практики студенты прикрепляются к пионерским отрядам в качестве отрядных вожатых, воспитателей и руководителей кружков.
Направление на пионерскую практику в другие воспитательные учреждения осуществляется по заявкам профсоюзных организаций, предприятий и учреждений.
Студенты, направляемые на пионерскую практику в пионерские лагеря, проходят методическую подготовку в объеме 18 часов за счет учебного времени, отведенного на специализацию и 3-дневный лагерный сбор. Кафедра педагогики составляет программу лагерного сбора студентов и обеспечивает проведение этих занятий.
Примечание: В программу методических занятий по подготовке студентов к пионерской практике, кроме методических вопросов, должны быть включены инструктивные занятия по технике безопасности, охране здоровья и жизни детей в лагере, охране природы.
В пионерских лагерях студенты проходят практику под руководством начальников лагерей и старших пионервожатых, в других воспитательных учреждениях - руководителей этих учреждений.
По окончании практики студенты представляют отчет по практике и отзыв начальника лагеря, пионервожатого школы или руководителей учреждений, где они проходили практику, об их работе.
При положительном отзыве студентам выставляется зачет по пионерской практике. В случае получения отрицательного отзыва о работе студенты обязаны пройти практику повторно по указанию декана факультета.
Руководство и контроль за проведением пионерской практики осуществляет кафедра педагогики.
За руководство пионерской практикой преподавателю кафедры педагогики университета начисляется 2 часа за 1 студента за весь период практики.