Государственные
стандарты
Актуальная
документация
Техническая
документация
Главная // Актуальные документы // Инструкция
СПРАВКА
Источник публикации
"Сборник руководящих документов, регламентирующих летную работу в гражданской авиации". М., 1975
Примечание к документу
Документ утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 16.11.2020 N 1850.
Название документа
"Инструкция летному и диспетчерскому составу по использованию и управлению системой огней высокой интенсивности"
(Извлечение из Приказа МГА СССР от 26.01.1970 N 43)

"Инструкция летному и диспетчерскому составу по использованию и управлению системой огней высокой интенсивности"
(Извлечение из Приказа МГА СССР от 26.01.1970 N 43)


Содержание


Извлечение
из Приказа Министра
гражданской авиации СССР
от 26 января 1970 г. N 43
ИНСТРУКЦИЯ
ЛЕТНОМУ И ДИСПЕТЧЕРСКОМУ СОСТАВУ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
И УПРАВЛЕНИЮ СИСТЕМОЙ ОГНЕЙ ВЫСОКОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ
Описание системы огней высокой интенсивности (ОВИ)
Система светосигнальных огней вместе с радиотехническими средствами предназначена для обеспечения посадки и взлета самолетов ночью и днем при метеоусловиях не ниже принятого минимума погоды.
В аэропортах гражданской авиации эксплуатируются системы ОВИ трех типов: Свеча-2, Д2 и Д1. Схема расположения огней, а следовательно, и светосигнальная картина, наблюдаемая с борта самолета, в основном одинаковы для всех трех систем. Отличия имеются в схеме расположения огней, используемых в условиях хорошей видимости, в составе оборудования и их характеристиках.
Между БПРМ и началом ВПП на линии продолжения ее оси расположены огни приближения. На первых 300 м от ВПП эти огни одинарные, на вторых 300 м - сдвоенные, а на остальном участке до БПРМ - строенные. Расстояние между огнями 25 м.
Цвет излучения этих огней белый.
Огни приближения предназначены для указания направления на ось ВПП и маркировки участков между БПРМ и началом ВПП.
Линию огней приближения пересекают под прямым углом шесть световых горизонтов.
Расстояния от ВПП до световых горизонтов составляют 150, 300, 450, 600, 750 и 900 м.
Каждый световой горизонт представляет собой линию желтых огней, расстояние между которыми 3,5 м. Ширина световых горизонтов составляет 84, 74, 63, 53, 42 и 32 м. Световые горизонты предназначены для создания искусственного горизонта с целью ориентировки пилота о положении самолета в поперечном направлении.
На границе концевой полосы безопасности на расстоянии 300 - 400 м от ВПП с каждого направления посадки смонтированы по семь прожекторных огней, которые излучают красный свет в сторону ВПП и служат взлетными огнями для самолетов, выполняющих взлет.
На всем протяжении линии огней приближения через каждые 50 м, а в системе Д2 на 3-м и 5-м световых горизонтах установлены соответственно огни приближения и световых горизонтов кругового обзора, которые излучают свет во всю верхнюю полусферу. Эти огни предназначены для использования только ночью в условиях хорошей и ухудшенной видимости.
Для обозначения ВПП служат входные, посадочные и ограничительные огни.
В каждом углу ВПП установлены в один ряд по семь входных огней зеленого цвета и по семь ограничительных огней красного цвета. Расстояние между огнями в ряду 2 м. Кроме того, для условий хорошей и ухудшенной видимости используются соответственно по семь огней кругового обзора с половиной зеленого и половиной красного светофильтра.
Вдоль продольных краев ВПП, через каждые 50 м, установлены посадочные огни.
Каждый посадочный огонь состоит из трех арматур: двух - фарного типа и одной - кругового обзора. Световые пучки от фарных огней направлены вдоль ВПП в противоположных направлениях, а арматура кругового обзора излучает свет во всю верхнюю полусферу. Арматуры фарного типа применяют в условиях ухудшенной и плохой видимости, а арматуры кругового обзора - в условиях хорошей видимости.
Посадочные огни, размещенные на последних 600 м ВПП, имеют в арматурах фарного типа, обращенных к середине ВПП, желтые светофильтры. Соответствующие огни кругового обзора также снабжены половинками желтых светофильтров. Благодаря этому посадочные огни на последних 600 м всегда излучают желтый свет, что сигнализирует о приближении к концу ВПП.
В 300 м от начала ВПП с каждого направления, слева и справа от полосы, установлены по пять огней знака приземления.
В отдельных аэропортах эксплуатируются импульсные огни приближения. Эти огни установлены на участке от БПРМ в сторону ДПРМ на расстоянии 1440 м.
Импульсные огни приближения работают в режиме "бегущей молнии", т.е. дают поочередные вспышки света в направлении к ВПП. Вспышки света имеют ярко-белый цвет излучения и происходят с частотой 45 вспышек в минуту.
Регулирование яркости огней
Система огней высокой интенсивности предназначена для обеспечения взлета и посадки самолетов в условиях очень широкого диапазона метеоусловий. Чтобы эффективно использовать огни в таких разнообразных условиях, их сила света (яркость) регулируется в широких пределах. Регулировка применяется для того, чтобы сила света огней для каждого диапазона метеорологической дальности видимости (МДВ) обеспечивала требуемую дистанцию обнаружения их и в то же время исключала возможность слепящего действия.
Система огней имеет шесть групп яркости; каждой группе соответствуют определенный набор включаемых огней и их ступени яркости.
В условиях хорошей видимости включаются только огни кругового обзора с малой силой света. В условиях ухудшенной и плохой видимости включаются огни прожекторного типа и огни кругового обзора.
Включение огней на требуемую группу яркости в соответствии с метеорологической дальностью видимости производит диспетчер посадки с пульта дистанционного управления.
Указания летному составу по использованию системы ОВИ
1. Система огней высокой интенсивности используется для взлета и посадки самолетов ночью при хорошей, ухудшенной и плохой видимости не ниже принятого для данного аэропорта минимума и днем при метеорологической дальности видимости менее 5 км.
Командир корабля имеет право потребовать от диспетчера посадки включения ОВИ в дневное время также и при МДВ больше 5 км.
2. Яркость огней системы устанавливается диспетчером в соответствии с МДВ, и в дальнейшем другая яркость включается при изменении МДВ либо по требованию командира корабля.
3. Перед взлетом командир корабля обязан оценить яркость огней ВПП и при необходимости, если огни видны плохо или оказывают слепящее действие, потребовать от диспетчера увеличить или уменьшить яркость огней.
4. При выполнении посадки, если огни видны недостаточно хорошо, командир корабля обязан передать диспетчеру: "Увеличьте яркость огней", а если яркость огней слишком велика, своевременно, не допуская слепящего действия, подать команду: "Уменьшите яркость огней".
Получив указание от командира корабля, диспетчер посадки соответственно увеличивает или уменьшает яркость огней на одну ступень.
5. Импульсные огни приближения в условиях ночного тумана могут оказывать слепящее действие и затруднять выполнение посадки. В этом случае командир корабля обязан своевременно дать команду: "Выключите импульсные огни".
6. В ночное время при МДВ менее 4 км и высоте нижней кромки облачности не ниже 80 м командиру корабля разрешается давать команду диспетчеру посадки на активное регулирование яркости, которое позволяет увеличить дистанцию обнаружения огней и в то же время устранить слепящее действие от них во время приземления.
При метеоусловиях, отличающихся от указанных выше, а также в дневное время, активное регулирование не дает эффекта, а при облачности менее 80 м в отдельных случаях может ухудшить условия посадки.
7. При активном регулировании яркости командир корабля после 4-го разворота обязан дать команду: "Включите огни на максимальную яркость", а затем, по мере приближения к ВПП, когда огни начинают казаться очень яркими, чтобы не допустить слепящего действия от них, передавать диспетчеру команды: "Уменьшите яркость огней". Последнюю команду на уменьшение яркости следует передать до пролета БПРМ.
Указания диспетчера посадки (ДПСП) по включению
и регулированию яркости огней системы ОВИ
1. Включение, выключение и регулирование яркости огней системы ОВИ при взлете и посадке самолетов производит диспетчер посадки (ДПСП) с пульта дистанционного управления, размещенного на его рабочем месте.
2. Включение требуемых огней и их ступеней яркости, необходимых для обеспечения посадки или взлета, производят в соответствии с метеорологической дальностью видимости и временем суток (день, ночь). Определенным диапазонам МДВ соответствует определенная группа яркости, т.е. набор огней, включаемых на требуемую ступень яркости, в соответствии с табл. 2 , 3 , 4 , приведенными в Приложении 2.
5. По требованию с борта самолета увеличить или уменьшить яркость огней диспетчер обязан немедленно переключить огни на одну группу выше или ниже, по сравнению с ранее включенной. В отдельных случаях, по требованию командира корабля, огни могут быть включены в дневное время при МВД более 5 км, а в ночное время на максимальную яркость (6-ю группу), которая обычно используется только для дневных условий.
6. Как правило, яркость огней устанавливается в соответствии с МДВ и в процессе захода на посадку не изменяется. Однако в отдельных случаях может быть применено и активное регулирование яркости, когда по требованию командира корабля в ночное время огни включают на максимальную (для ночных условий) яркость (5-я кнопка), а затем в течение захода на посадку производят уменьшение яркости по командам с борта самолета. После получения команды "Включите огни на максимальную яркость" диспетчер обязан включить 5-ю кнопку в системах "Свеча-2" и Д2 или поставить переключатели на 30% яркости в системе Д1. Затем по команде "Уменьшите яркость огней" немедленно включить кнопку, соответствующую меньшей яркости (на одну группу ниже).
Приложение 2
Таблица 2
КОМПЛЕКТНОСТЬ ОГНЕЙ И ИХ СТУПЕНИ ЯРКОСТИ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ДАЛЬНОСТИ
ВИДИМОСТИ ДЛЯ СИСТЕМЫ "СВЕЧА-2"
┌──────────┬────────┬─────────────────────────────────────────────────────┐
│Метеороло-│ Номер │ Ступени яркости регуляторов │
│гическая │ группы ├──────────────────────────────────┬──────────────────┤
│дальность │ огней │ огни зоны подхода │ огни ВПП │
│видимости,│(кнопки)├──────────┬────────────┬──────────┼────────┬─────────┤
│км │ │импульсные│постоянного │кругового │ фарные │кругового│
│ │ │ │ излучения │ обзора │ │ обзора │
│ │ │ │прожекторные│ (нерег.) │ │ │
│ │ │ │ │сила света│ │ │
├──────────┼────────┼──────────┼────────────┼──────────┼────────┼─────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │
├──────────┼────────┼──────────┼────────────┼──────────┼────────┼─────────┤
│Более 6 │1 │- │- │100 │- │2 │
│6 - 4 │2 │- │- │100 │- │3 │
│4 - 2 │3 │- │1 │100 │1 │3 │
│2 - 1 │4 │1 │2 │100 │2 │3 │
│1 - 0,3 ┐ │ │ │ │ │ │ │
│(ночью) │ │5 │1 │3 │100 │3 │3 │
│5 - 2 │ │ │ │ │ │ │ │
│(днем) ┘ │ │ │ │ │ │ │
│2 - 0,3 │6 │2 │4 │100 │4 │- │
│(днем) │ │ │ │ │ │ │
└──────────┴────────┴──────────┴────────────┴──────────┴────────┴─────────┘
Таблица 3
КОМПЛЕКТНОСТЬ ОГНЕЙ И ИХ СТУПЕНИ ЯРКОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ
ОТ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ДАЛЬНОСТИ ВИДИМОСТИ ДЛЯ СИСТЕМЫ Д2
┌──────────┬────────┬─────────────────────────────────────────────────────┐
│Метеороло-│ Номер │ Ступени яркости регуляторов │
│гическая │ группы ├─────────────────┬──────────────────┬────────────────┤
│дальность │ огней │огни приближения │ огни световых │ огни ВПП │
│видимости,│(кнопки)│ │ горизонтов │ │
│км │ ├───────┬─────────┼────────┬─────────┼──────┬─────────┤
│ │ │прожек-│кругового│прожек- │кругового│фарные│кругового│
│ │ │торные │ обзора │торные │ обзора │ │ обзора │
├──────────┼────────┼───────┼─────────┼────────┼─────────┼──────┼─────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │
├──────────┼────────┼───────┼─────────┼────────┼─────────┼──────┼─────────┤
│Более 6 │1 │- │4 │- │4 │- │3 │
│6 - 4 │2 │- │5 │- │5 │- │4 │
│4 - 2 │3 │2 │- │2 │- │2 │4 │
│2 - 1 │4 │3 │- │3 │- │3 │4 │
│1 - 0,3 ┐ │ │ │ │ │ │ │ │
│(ночью) │ │5 │4 │- │4 │- │4 │4 │
│5 - 2 │ │ │ │ │ │ │ │ │
│(днем) ┘ │ │ │ │ │ │ │ │
│2 - 0,3 │6 │5 │- │5 │- │5 │- │
│(днем) │ │ │ │ │ │ │ │
└──────────┴────────┴───────┴─────────┴────────┴─────────┴──────┴─────────┘
Таблица 4
КОМПЛЕКТНОСТЬ ОГНЕЙ И ИХ СТУПЕНИ ЯРКОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ
ОТ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ДАЛЬНОСТИ ВИДИМОСТИ ДЛЯ СИСТЕМЫ Д1
┌──────────┬────────────┬────────────────────────────────┬────────────────┐
│Метеороло-│Номер группы│ Огни зоны подхода │ Огни ВПП │
│гическая │ огней ├──────────┬───────────┬─────────┼──────┬─────────┤
│дальность │ (кнопки) │импульсные│постоянного│кругового│фарные│кругового│
│видимости,│ │ │ излучения │ обзора │ │ обзора │
│км │ ├──────────┴───────────┴─────────┴──────┴─────────┤
│ │ │ Ступени яркости регуляторов │
├──────────┼────────────┼──────────┬───────────┬─────────┬──────┬─────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │
├──────────┼────────────┼──────────┼───────────┼─────────┼──────┼─────────┤
│Более 6 │1 │- │- │100 │- │100 │
│6 - 4 │2 │- │1 │100 │1 │100 │
│4 - 2 │3 │- │3 │100 │3 │100 │
│2 - 1 │4 │30 │10 │100 │10 │100 │
│1 - 0,3 ┐ │ │ │ │ │ │ │
│(ночью) │ │5 │30 │30 │100 │30 │100 │
│5 - 2 │ │ │ │ │ │ │ │
│(днем) ┘ │ │ │ │ │ │ │
│2 - 0,3 │6 │100 │100 │100 │100 │- │
│(днем) │ │ │ │ │ │ │
└──────────┴────────────┴──────────┴───────────┴─────────┴──────┴─────────┘