Главная // Актуальные документы // Инструкция
СПРАВКА
Источник публикации
"Сборник нормативных актов по рыбному хозяйству", Том 4, 1986
Примечание к документу
Название документа
"Инструкция по несению вахты для судоводителей"
(утв. Приказом Минрыбхоза СССР от 11.06.1984 N 303)

"Инструкция по несению вахты для судоводителей"
(утв. Приказом Минрыбхоза СССР от 11.06.1984 N 303)


Содержание


Утверждена
приказом Минрыбхоза СССР
от 11 июня 1984 г. N 303
ИНСТРУКЦИЯ
ПО НЕСЕНИЮ ВАХТЫ ДЛЯ СУДОВОДИТЕЛЕЙ
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СУДОВОДИТЕЛЬСКОЙ СЛУЖБЕ
1.1. Капитан каждого судна обязан организовать вахтенную службу таким образом, чтобы она соответствовала установленным требованиям по обеспечению безопасности плавания.
1.2. При определении состава вахты на мостике среди прочих факторов необходимо учитывать следующие:
погодные условия, видимость, время суток;
близость навигационных опасностей;
целесообразность использования навигационных приборов и поисковой техники, обеспечивающих безопасное плавание судна и ведение промысла, их техническое состояние;
наличие авторулевого;
любые другие требования к ходовой вахте, которые могут возникнуть в результате особых обстоятельств.
1.3. Штурманская ходовая вахта должна соответствовать следующим требованиям:
при наличии в штате судна трех и более помощников капитана штурманская ходовая вахта должна состоять из трех смен, каждая продолжительностью до 4 ч;
вахтенный помощник капитана не должен выполнять какие-либо обязанности, мешающие обеспечению безопасности плавания судна;
при наличии в штате шести и более матросов на каждую ходовую вахту вместе с помощником капитана следует назначать не менее двух матросов (рулевого и впередсмотрящего), при этом продолжительность непрерывного несения вахты на руле и в качестве впередсмотрящего не должна превышать 1 ч;
вахтенный помощник капитана не должен поручать впередсмотрящему выполнение каких-либо дополнительных обязанностей, снижающих эффективность наблюдения;
в сложных условиях плавания необходимо усиливать состав штурманской ходовой вахты за счет подвахтенных помощников капитана и матросов.
1.4. Вахта должна быть организована так, чтобы ее эффективность не влияла на усталость вахтенных. В соответствии с этим состав должен формироваться из людей, получивших соответствующий отдых.
1.5. В связи с Уставом службы на судах флота рыбной промышленности СССР при входе в порт и выходе из него, следовании в узкостях, плавании в районах интенсивного судоходства, в условиях ограниченной видимости и во льдах, при подходе к берегам, опасным местам и к причалу, при швартовных операциях, постановке на якорь и в других особо сложных условиях плавания и промысла на мостике обязан находиться капитан и лично управлять судном.
При продолжительном плавании в указанных условиях капитан, сообразуясь с обстановкой, может временно уйти с мостика, возложив управление судном на своего старшего помощника.
1.6. При плавании и стоянке судна в особых условиях организацию несения вахты, ее состав и действия вахтенного помощника устанавливает капитан судна, исходя из конкретных обстоятельств и в соответствии с действующими в данных случаях нормативными отраслевыми документами.
1.7. Капитан и его вахтенный помощник обязаны предпринять все возможные меры предосторожности по предупреждению загрязнения морской среды.
2. ОБЯЗАННОСТИ ВАХТЕННОГО ПОМОЩНИКА КАПИТАНА
ПРИ НЕСЕНИИ ХОДОВОЙ ВАХТЫ
2.1. Общие обязанности
2.1.1. Является старшим по всей вахтенной службе судна и подчиняется непосредственно капитану, а в его отсутствие - старшему помощнику капитана; отвечает за надлежащее несение вахтенной службы и обеспечение безопасности людей, судна, груза, судового имущества, а также за предотвращение загрязнения морской среды.
2.1.2. Должен знать маневренные характеристики судна и учитывать их. В случае необходимости имеет право незамедлительно использовать силовую энергетическую установку, которая находится в его распоряжении, предупредив заблаговременно об этом вахтенного механика.
2.1.3. Должен незамедлительно использовать имеющиеся в его распоряжении звуковые и световые сигнальные устройства в ситуациях, предусмотренных МППСС-72.
2.1.4. Обязан объявить тревогу в случае падения человека за борт, самостоятельно принять все необходимые меры для его спасения и доложить капитану о случившемся и принятых мерах.
2.1.5. При несении ходовой вахты, во время стоянки на якоре и в порту должен регистрировать в установленном порядке с привязкой к судовому времени все события, связанные с деятельностью судна и экипажа.
2.1.6. Должен уметь вести переговоры с другими судами, используя УКВ-радиостанцию, установленную на данном судне, и заполнять журнал для радиопереговоров.
2.1.7. В присутствии капитана на мостике продолжает оставаться ответственным за обеспечение безопасности плавания судна до тех пор пока капитан специально не уведомит его, что принимает ответственность на себя.
2.2. Заступление вахтенного помощника капитана на вахту
2.2.1. Должен прибыть на мостик не позднее чем за 10 мин. до начала вахты и убедиться в том, что все члены вахты способны эффективно выполнять свои обязанности.
2.2.2. Не сдавать вахту, если считает, что принимающий вахту помощник не в состоянии эффективно выполнять свои обязанности.
2.2.3. При заступлении на вахту обязан: принять к исполнению все распоряжения капитана;
изучить по карте районы плавания на предстоящую вахту (ориентиры для обсерваций, характер береговой черты, расстояние до берега, глубины, навигационные опасности, их ограждение);
ознакомиться на предстоящую вахту с метеорологическими условиями и течением;
проконтролировать работу технических средств судовождения, поисковой аппаратуры, сигнально-отличительных огней и звукосигнальных средств;
проверить всеми доступными методами местонахождение судна; проверить курс по гироскопическому и магнитному компасам, учитываемые при счислении поправки и отметку времени на ленте курсографа;
установить координаты на автоматическом аварийном податчике сигналов тревоги и бедствия (АПСТБ);
убедиться в возможном влиянии крена, дифферента, плотности воды и проседания судна на величину запаса воды под килем;
после полного адаптирования в условиях ночного наблюдения ознакомиться с окружающей обстановкой, наличием и перемещением судов, наблюдаемых визуально или появление которых можно ожидать, так как они наблюдаются на экране РЛС;
получить информацию от вахтенного механика о режиме работы энергетической установки и убедиться в этом по приборам в ходовой рубке;
при управлении главным двигателем с мостика убедиться в исправности пульта управления;
ознакомиться с промысловой информацией своего судна и судов, работающих в этом районе.
2.2.4. Если в момент смены вахт судно выполняет маневр, то передача вахты должна производиться после окончания маневра.
2.3. Обеспечение вахтенным помощником капитана
эффективного наблюдения за окружающей обстановкой
2.3.1. Обязан постоянно находиться на мостике во время несения ходовой вахты и обеспечивать эффективное наблюдение (как визуальное и слуховое, так и с помощью всех имеющихся в его распоряжении технических средств) за окружающей обстановкой. На судах, где штурманская рубка отделена от рулевой, может на кратковременный срок заходить в штурманскую рубку для выполнения необходимых штурманских обязанностей, если во время его отсутствия будет обеспечено надлежащее наблюдение. При этом следует помнить, что стоящий на руле матрос не может считаться наблюдателем.
2.3.2. Не должен принимать на себя обязанности, отвлекающие его от осуществления эффективного наблюдения и мешающие обеспечению безопасности плавания судна.
2.4. Контроль вахтенным помощником капитана
места судна и его движения
2.4.1. Ведет счисление пути судна, используя любую возможность для определения его местоположения навигационными, астрономическими и радиотехническими способами (частота определений устанавливается капитаном в зависимости от обстоятельств и условий плавания); анализирует невязки и выявляет систематический снос судна.
2.4.2. Заблаговременно докладывает капитану о времени поворота судна на новый курс и выполняет поворот самостоятельно (предварительно убедившись, что новый курс не ведет к опасности) или под руководством капитана. По окончании поворота уточняет место судна.
2.4.3. При появлении другого судна, идущего на сближение или на пересечение курса, следит за изменением пеленга и дистанции, чтобы своевременно определить опасность столкновения. Она может существовать даже при заметном изменении пеленга, в частности, при сближении с очень большим судном или буксиром, занятым буксировкой.
При угрозе опасного сближения должен перейти на ручное управление рулем, доложить капитану об опасной ситуации и предпринять своевременные действия в соответствии с МППСС-72.
2.5. Периодические проверки вахтенным помощником капитана
навигационного оборудования
2.5.1. Проверяет судовое навигационное оборудование и определяет его поправки так часто, как это практически целесообразно. О результатах проверок делает запись в судовом журнале и журнале проверок (поправок).
2.5.2. Проверки навигационного оборудования должны обеспечивать:
удержание судна на курсе рулевым матросом или авторулевым;
согласованность репитеров гирокомпаса, а также правильность работы курсографа;
своевременное выявление изменений поправки компаса;
сличение показания магнитного компаса и гирокомпаса (ежечасное и после каждого значительного изменения курса судна);
стабильность поправки лага во время плавания судна по расстояниям между точными обсервациями;
переход один раз за вахту с автоматического управления рулем на ручное;
нормальное функционирование ходовых и сигнальных огней.
2.6. Использование авторулевого, электрорадионавигационных
приборов и РЛС
2.6.1. Переход с автоматического управления рулем на ручное и наоборот должен выполняться либо вахтенным помощником лично, либо под его наблюдением.
2.6.2. Вахтенный помощник капитана должен хорошо знать установленные на судне электрорадионавигационные приборы и поисковую аппаратуру и погрешности каждого из них. Он обязан обеспечить максимально эффективное использование всего оборудования, имеющегося в его распоряжении.
2.6.3. Для предотвращения столкновений при плавании в районах интенсивного движения судов и обязательно при ограниченной видимости, а также для определения местоположения судна и контроля за его движением вахтенный помощник капитана должен использовать радиолокатор, учитывая при этом его тактико-технические данные. При использовании радиолокатора необходимо подбирать соответствующую шкалу дальности, глазомерно оценивать обстановку, графически или путем автослежения определять элементы движения целей, периодически просматривать теневые секторы.
2.6.4. Чтобы как можно раньше обнаружить эхосигналы, вахтенный помощник капитана должен достаточно часто производить обзор обстановки на различных шкалах радиолокатора. Необходимо помнить, что слабые или удаленные эхосигналы могут быть не обнаружены из-за действия помех или плохой отражающей способности объекта.
2.6.5. Определение элементов движения и систематический анализ, целей следует начинать заблаговременно, учитывая особенности района плавания, допустимую дистанцию кратчайшего сближения, минимальную дистанцию начала маневра с учетом маневренных элементов своего судна и технические характеристики радиолокатора.
2.6.6. Вахтенный помощник капитана в хорошую погоду должен практиковаться в использовании радиолокатора.
2.7. Обязанности вахтенного помощника капитана при плавании
судна в прибрежных водах и в условиях ограниченной видимости
2.7.1. Плавание судна в прибрежных водах осуществляется в строгом соответствии с предварительной прокладкой и по картам самого крупного масштаба, откорректированным на основе самой последней информации; определять местоположение судна следует через короткие промежутки времени и по возможности более чем одним способом. Глубины на карте необходимо сравнивать с глубинами, показываемыми эхолотом. Вахтенный помощник капитана должен четко опознавать все встречающиеся береговые навигационные знаки и средства плавучего навигационного ограждения.
2.7.2. В соответствии с требованиями МППСС-72 и местных правил плавания при ухудшении видимости вахтенный помощник капитана должен уделять особое внимание подаче туманных сигналов и движению судна с безопасной скоростью. Кроме того, он обязан:
доложить капитану об ухудшении видимости; перейти на ручное управление рулем;
предупредить вахтенного механика о возможных изменениях режима работы главного двигателя;
включить радиолокатор и вести радиолокационное наблюдение; выставить впередсмотрящего, проинструктировав его и обеспечив надежной связью с мостиком; включить навигационные огни; включить УКВ-радиостанцию на дежурный прием; сделать отметку на курсограмме; определить место судна;
сличить часы штурманской рубки и машинного отделения; сделать запись в судовом журнале о времени входа в зону ограниченной видимости и принятых мерах безопасности.
2.8. Обязанности вахтенного помощника при плавании судна
в районе промысла
2.8.1. В дополнение к обязанностям, перечисленным в п. п. 2.1 - 2.7, вахтенный помощник капитана должен:
обеспечивать производственную деятельность судна, заданный режим промысловой работы и осуществлять по указанию капитана промысловое судовождение и маневрирование;
учитывать навигационно-промысловую и гидрометеорологическую обстановку, наличие и род занятий других судов в промысловом районе. Особо тщательно следует контролировать место судна при ведении промысла вблизи границ буферных и рыболовных зон иностранных государств, запретных для лова рыбы районов, территориальных вод, а также в зонах иностранных государств по лицензиям.
Расхождение судов, занятых промысловыми операциями, необходимо производить в строгом соответствии с требованиями МППСС-72 и Правил совместного плавания и промысла судов флота рыбной промышленности СССР;
наиболее точным в данных условиях способом определять место постановки и подъема орудий лова и фиксировать его в судовом и промысловом журналах;
обеспечивать безопасное промысловое судовождение вблизи морских буровых установок, уделяя особое внимание зонам безопасности;
следить за надежностью крепления палубного груза, промыслового вооружения, грузовых стрел. При спуске и подъеме орудий лова следить за выполнением правил постановки и подъема орудий лова, соблюдением правил техники безопасности;
учитывать отрицательное воздействие специфических сил, возникающих при рыбопромысловых операциях, выборке и обработке улова, необычных состояниях моря и погодных условиях, уменьшающих остойчивость и высоту надводного борта.
2.9. Вызов капитана на мостик
2.9.1. Вахтенный помощник капитана обязан немедленно извещать капитана о следующих обстоятельствах: потере места судна либо больших невязках; подходе к режимным буферным зонам, запретным для плавания районам и зонам разделения движения;
внезапном увеличении высоты уровня льяльных вод и заливаемости палубы в штормовую погоду;
обнаружении дрейфа судна во время стоянки на якоре; ухудшении или ожидании ухудшения видимости, а также о резком изменении погоды, направления и силы ветра; изменении периода бортовой качки;
условиях плавания или перемещении отдельных судов, вызывающих опасную ситуацию;
возникновении затруднений в сохранении заданного курса или если сохранение заданного курса становится небезопасным; попадании на пути судна льда или обломков судов;
если в рассчитанное время не обнаружены берег, навигационные знаки или ожидаемые глубины, или неожиданно открылся берег, навигационный знак, или произошло неожиданное изменение глубин;
поломке главного двигателя, рулевого устройства или какого-либо существенного навигационного оборудования; необходимости отключения турбины; подходе любого патрульного судна; необходимости крепления палубного груза; сцеплении орудий лова или задеве за грунт; обнаружении сигналов бедствия с других судов; падении человека за борт;
опасности возникновения штормовых повреждений и о любых других экстренных случаях, а также об обстановке, вызывающей сомнения.
Во всех перечисленных случаях вахтенный помощник капитана должен незамедлительно предпринять действия для обеспечения безопасности судна.
2.10. Обязанности вахтенного помощника капитана
при нахождении на борту судна лоцмана
2.10.1. При плавании под проводкой лоцмана продолжает контролировать место судна и его движение.
2.10.2. Если возникает сомнение в действиях или намерениях лоцмана, должен немедленно поставить об этом в известность капитана.
2.11. Обязанности вахтенного помощника капитана
во время стоянки судна на якоре
2.11.1. При постановке судна на якорь должен:
определить местоположение судна, глубину, характер грунта в месте отдачи якоря;
нанести на карту крупного масштаба или план окружность возможного перемещения кормы судна с учетом вытравленной якорь-цепи;
определить контрольные пеленги и дистанции до береговых ориентиров и записать их в судовой журнал.
2.11.2. При стоянке судна на якоре должен:
осуществлять наблюдение за метеорологическими условиями, приливами, состоянием моря и передвижением льда;
систематически контролировать место судна, принимать необходимые меры при обнаружении дрейфа и извещать об этом капитана;
обеспечивать готовность главного двигателя и навигационного оборудования в соответствии с указаниями капитана;
не допускать опасного сближения с навигационными опасностями и другими судами при рыскании судна или изменении направления ветра и течения;
при ухудшении видимости вызвать капитана, усилить наблюдение за окружающей обстановкой, при необходимости включить радиолокатор и подавать сигналы в соответствии с требованиями МППСС-72;
обеспечивать своевременное выставление надлежащих огней и знаков;
производить обход верхней палубы, проверять якорное устройство, натяжение, положение и длину вытравленной якорь-цепи;
принимать меры по предупреждению загрязнения окружающей среды с судна и выполнять местные портовые правила.
3. ОБЯЗАННОСТИ ВАХТЕННОГО ПОМОЩНИКА КАПИТАНА
ВО ВРЕМЯ СТОЯНКИ СУДНА В ПОРТУ
3.1. Организация и состав вахты
3.1.1. Порядок и состав вахты на судне определяет капитан. Вахтенный помощник обязан проинструктировать состав вахты, чтобы обеспечить ее несение с соблюдением требований безопасности, включая надлежащее наблюдение.
3.1.2. Во время стоянки в порту он отвечает за обеспечение безопасности людей, судна, груза и соответствующее использование судового имущества и имущества порта; соблюдение международных, национальных и местных правил; поддержание нормальной деятельности судна.
3.2. Заступление на вахту
3.2.1. Если вахтенный помощник капитана, сдающий вахту, считает, что принимающий вахту не в состоянии эффективно выполнять свои обязанности, он обязан уведомить о случившемся капитана (в его отсутствие - старшего помощника капитана).
3.2.2. Вахтенный помощник капитана, сдающий вахту, должен передать заступающему на вахту следующие сведения:
распоряжения капитана по вахте;
глубину у причалов, осадку судна, уровень и время полной и малой воды, состояние швартовов, положение якорей и количество вытравленной якорь-цепи, особенности стоянки, связанные с обеспечением безопасности судна и эксплуатационной деятельности;
назначенное время выхода судна в рейс, готовность главного двигателя;
уровень воды в балластных танках и льялах, распределение судовых запасов воды, топлива и смазочных масел по танкам и цистернам, крен и дифферент;
сигналы и огни, выставленные на судне;
судовые и ремонтные работы (особо обратить внимание на работы, ведущиеся на открытых палубах с забортной арматурой, трубопроводами и с применением открытого огня);
производство грузовых операций, характер, количество и размещение груза, погруженного или оставшегося на судне, открытых люков и горловин;
наличие плавсредств у борта и на бакштове;
присутствие на борту капитана, наличие командного состава, количество членов экипажа, а также местонахождение на судне лиц, не входящих в состав экипажа;
состояние пожарных и водоотливных средств;
специальные портовые правила;
способы связи между судном и берегом, портовыми властями на случай возникновения аварийной обстановки или необходимости оказания помощи;
меры, предупреждающие загрязнение окружающей среды.
3.2.3. Если в момент сдачи вахты производятся какие-либо важные операции, они должны быть завершены помощником капитана, сдающим вахту, если нет на это другого указания капитана.
3.3. Несение вахтенным помощником капитана вахты
3.3.1. Во время стоянки судна в порту обязан:
вести надежное наблюдение за состоянием судна;
следить за соблюдением правил пожарной безопасности, особенно при выполнении огневых работ;
совершать регулярные обходы жилых и служебных помещений;
принимать меры, обеспечивающие предотвращение загрязнения окружающей среды собственным судном;
в аварийной обстановке, угрожающей безопасной стоянке судна, объявить тревогу, известив об этом капитана, и до его прибытия возглавить борьбу за живучесть судна. Если необходимо, обратиться за помощью к администрации порта и соседним судам;
знать порядок вызова пожарных и спасательных команд порта, знать состояние остойчивости судна и методы ее поддержания (особо обращать внимание на обеспечение остойчивости в аварийных случаях);
оказывать помощь судам или отдельным лицам, терпящим бедствие;
обеспечивать безопасность судна при проворачивании винтов;
записывать в судовой журнал все важные события, касающиеся судна.
3.3.2. Должен особо контролировать:
состояние и крепление швартовных тросов, кранцев, трапа, якорь-цепи особенно при смене приливного течения или в местах с большими высотами прилива;
осадку судна, запас воды под килем и состояние судна, исключающее опасный крен и дифферент;
погоду и состояние моря (при ухудшении погоды или получении штормового предупреждения необходимо принимать меры по обеспечению безопасности стоянки судна);
оборудование трапа предохранительными сетками, леерным ограждением, спасательным кругом с бросательным концом, а также его надлежащее освещение;
ход грузовых операций, открытие и закрытие трюмов, горловин, задраивание находящихся у ватерлинии иллюминаторов;
своевременное выставление сигналов и огней;
уровень воды в льялах и танках.
ПАМЯТКА
СУДОВОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБЫЧНОЙ ХОДОВОЙ ВАХТЫ
ПРИ БЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ ПЛАВАНИЯ И ПРОМЫСЛА
I. КАПИТАНУ
Дать четкие указания (инструкции) вахтенному помощнику по режиму плавания, промысла и маневрирования, а также по ситуациям, при которых необходимо немедленно вызвать капитана на мостик.
II. ВАХТЕННОМУ ПОМОЩНИКУ КАПИТАНА
При смене вахты
1. Ознакомиться с навигационной и промысловой обстановкой, состоянием погоды, выполняемыми промысловыми операциями и другими действиями. Изучить карту (расположение навигационных ориентиров, характер береговой черты, расстояние до берега, опасности, рельеф дна, глубины и т.д.).
2. Сличить обстановку на карте с действительной, сверить курс на карте с курсом, заданным рулевому. Проверить курс по гирокомпасу, магнитному компасу и их поправки; проверить скорость судна и поправку лага.
3. Убедиться в исправной работе средств навигации, промысла, управления судном, сигнально-отличительных огней, сигнализации, внутрисудовой командной связи.
4. Принять место судна на карте, проверить его по счислению, при возможности произвести контрольную обсервацию, проверить выставление координат судна или выставить их на АПСТБ, сделать отметку времени по курсограмме.
5. Проверить режим работы главного двигателя, уточнить способ управления им (с мостика или ЦПУ). При управлении с мостика убедиться в исправном состоянии пульта управления и в соответствии контролируемых параметров установленным нормам.
6. Принять к исполнению распоряжения капитана по вахте, убедиться, что все члены вахты способны выполнять свои обязанности.
7. Принять доклады рулевого и впередсмотрящего о заступлении на вахту, дать необходимый инструктаж.
8. Ознакомиться с окружающей обстановкой; наличием судов в зоне видимости, расстояниями до них, родом деятельности, положением и состоянием их орудий лова.
9. Если в момент смены вахты судно совершает навигационное или промысловое маневрирование или другое действие по уклонению от опасности, то передача вахты должна быть отложена до момента, когда выполняемое действие будет полностью закончено.
При несении вахты
1. Обеспечить непрерывное наблюдение за окружающей обстановкой для полной оценки опасности для судна, экипажа, других судов, самолетов и людей, терпящих бедствие.
2. Уделять все основное внимание наблюдению, а другие функции (счисление, штурманские расчеты, работы с приборами и др.) выполнять кратковременно; за период их выполнения наблюдения должен осуществлять матрос-впередсмотрящий.
3. Незамедлительно использовать судовые машины для предотвращения внезапно обнаруженной опасности, при резком ухудшении видимости, подходе к району с ограниченной видимостью, для спасения упавшего за борт человека, при осуществлении по указанию капитана самостоятельного промыслового судовождения и маневрирования, а также в других необходимых случаях. О своих действиях доложить капитану.
4. Немедленно доложить капитану и без промедления предпринять действия для предотвращения опасности при следующих обстоятельствах:
потере места судна либо больших невязках;
опасном маневрировании судов, находящихся поблизости;
резком ухудшении погоды и видимости;
опасности сохранения заданного курса;
невозможности удержать судно на заданном курсе;
необнаружении в расчетное время берега, навигационных знаков или ожидаемых глубин;
неожиданном обнаружении берега, навигационных знаков, изменения глубин;
поломке главного двигателя, рулевого устройства, средств судовождения;
сцеплении орудий лова или задеве за грунт;
встрече со льдом;
возникновении опасности штормовых повреждений;
обнаружении сигналов бедствия;
при падении человека за борт;
в любых других экстренных случаях.
5. Оставаться ответственным за безопасность плавания до тех пор, пока капитан не примет управление судном себя.
Приложение 2
СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ МАНЕВРЕННОЙ ХОДОВОЙ ВАХТЫ
В СТЕСНЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПЛАВАНИЯ И ПРОМЫСЛА
Плавание в узкости, вблизи берегов или опасных мест,
на фарватерах, при подходах к берегам, в ледовых
условиях, в районах интенсивного судоходства
или промысла и т.п.
ПАМЯТКА СУДОВОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МАНЕВРЕННОЙ
ХОДОВОЙ ВАХТЫ В СТЕСНЕННЫХ УСЛОВИЯХ ПЛАВАНИЯ И ПРОМЫСЛА
I. КАПИТАНУ
1. Установить повышенную готовность главного двигателя к изменению режима движения, назначить безопасную скорость для данных условий плавания.
2. Осуществлять непрерывное визуальное и радиолокационное наблюдение за окружающей обстановкой, действиями других судов в пределах видимости, глазомерную оценку ситуации, координировать действия вахтенной службы.
3. Осуществлять визуальный контроль за курсом, скоростью и дистанцией между судами в группе при ведении промысла; непосредственно руководить выполнением тех или иных промысловых операций.
4. Производить анализ поступающей информации и управления судном.
II. ВАХТЕННОМУ ПОМОЩНИКУ КАПИТАНА
При подходе к узкости, возможной опасности:
1. Предупредить капитана.
2. Сообщить вахтенному механику о переводе главного двигателя в маневренный режим и о необходимости вызвать в машинное отделение главного (старшего) механика.
3. Сверить часы на мостике и в машинном отделении, сделать отметку времени на курсограмме.
4. Перейти на ручное управление рулем.
5. Уточнить место судна, проверить и опробовать средства навигации, связи, сигнализации. Перейти на карту более крупного масштаба.
6. Убрать выдвижные забортные устройства.
7. Включить эхолот и РЛС на подготовку, сравнить показания эхолота с глубинами на карте (подход к узкости, подводной опасности).
8. Дать указание задраить закрытия, маркированные литерой "П".
9. Вызвать боцмана на бак, дать указание подговить якоря к отдаче (подход к узкости).
10. С момента прибытия капитана на мостик представить ему подробную информацию об окружающей обстановке.
11. Сделать запись в судовом журнале о выполненных мероприятиях.
При подходе к району с ледовой обстановкой:
1. Начать радиолокационное наблюдение, а в ночное время дополнительное наблюдение с помощью ледового прожектора.
2. Предупредить старшего помощника капитана о проверке готовности судна к ледовому плаванию.
3. Дать указание произвести замеры воды в льялах, льяльных колодцах и танках, обшивка которых может получить ледовое повреждение.
4. Выполнять другие функции по указанию капитана.
5. Записать в черновой судовой журнал координаты входа в лед, а затем выхода из него.
Дополнительно при приеме лоцмана:
1. Установить связь с лоцманской станцией, уточнить место и время приема лоцмана.
2. Дать указания подготовить с подветренного борта лоцманский трап, полутрапик, спасательный круг с линем, бросательный конец с карабином, освещение места в темное время суток.
3. Поднять флаг МСС "Гольф", подготовить флаг "Хотэл" и национальный флаг страны лоцмана.
4. Встретить лоцмана у трапа, помочь подняться на борт, провести на мостик, представить капитану, записать фамилию лоцмана в черновой журнал.
5. Спустить флаг "Гольф", поднять "Хотэл" и национальный флаг страны.
6. Дать указания поднять из-за борта лоцманский трап.
Указания по применению схемы маневренной вахты:
1. Вести тщательное счисление пути и учет всех факторов, влияющих на движение судна.
2. Осуществлять точное и быстрое определение места (с частотой определений, указанной капитаном), оперативно предоставить капитану необходимую навигационную информацию для управления судном.
3. Контролировать точность и своевременность выполнения всех команд капитана по управлению судном. При выполнении промысловых и других операций следить за безопасностью их выполнения, осуществлять связь действий мостик - палуба - мостик.
4. Осуществлять наблюдение за окружающей обстановкой, включая состояние орудий лова или обрабатываемых судов, или других объектов.
5. Вести наблюдение за ледовой обстановкой, изменением температуры воды и воздуха, волнения, появлением облаков и т.д.
6. В ледовых условиях каждый час обеспечивать замеры воды в льялах и льяльных колодцах, танках или отсеках, обшивка которых может получить повреждение.
7. Выполнять другие функции по указанию капитана.
Приложение 3
СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ УСИЛЕННОЙ ХОДОВОЙ ВАХТЫ
ПРИ ПЛАВАНИИ И ВЕДЕНИИ ПРОМЫСЛА В УСЛОВИЯХ
ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ
ПАМЯТКА СУДОВОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УСИЛЕННОЙ
ХОДОВОЙ ВАХТЫ ПРИ ПЛАВАНИИ И ВЕДЕНИИ ПРОМЫСЛА
В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ВИДИМОСТИ
I. КАПИТАНУ
1. Установить безопасную скорость судна и повышенную готовность главного двигателя к изменению режима движения судна.
2. Осуществлять систематическое радиолокационное наблюдение за обстановкой и обнаруженными объектами: производить глазомерную оценку радиолокационной ситуации и отбор объектов для радиолокационной прокладки: сообщить данные (пеленг, расстояние) подвахтенному помощнику для определения элементов движения опасных объектов и расчета маневра расхождения с ними.
3. Руководить действиями экипажа по выполнению промысловых операций, связанных с родом деятельности судна, координировать деятельность всей вахтенной службы.
4. Производить анализ поступающей информации и управление судном.
II. ВАХТЕННОМУ ПОМОЩНИКУ КАПИТАНА
При ухудшении видимости или подходе к району
с ограниченной видимостью:
1. Предупредить капитана.
2. Сообщить вахтенному механику о готовности к изменениям режима работы главного двигателя и необходимости вызвать в машинное отделение главного (старшего) механика. Сличить часы на мостике и в машинном отделении.
3. Включить РЛС, ходовые огни, начать подачу туманных сигналов; с момента готовности РЛС начать радиолокационное наблюдение, включить УКВ-радиостанцию на дежурный режим.
4. Уточнить место судна, выставить на бак или другое место (по обстановке) впередсмотрящего, дополнительно его проинструктировав и обеспечив связью с мостиком.
5. Затемнить огни, мешающие наблюдению.
6. Перейти на ручное управление рулем, при плавании вблизи берегов и подводных опасностей включить эхолот.
7. Сделать отметку времени на курсограмме, сличить компасы.
8. По указанию капитана (а при внезапном ухудшении видимости самостоятельно) снизить и установить безопасную скорость.
9. При плавании в стесненных условиях вызвать на мостик подвахтенных помощника капитана и матроса.
10. Записать в черновой судовой журнал время ухудшения и дальность видимости и предупредительные мероприятия.
11. С прибытием на мостик капитана дать ему подробную информацию об окружающей обстановке.
Указания по применению схемы усиленной вахты:
1. Вести тщательное счисление пути, определять место судна наиболее точными способами.
2. Обеспечивать визуальное и слуховое наблюдение, подачу необходимых туманных сигналов.
3. Осуществлять связь с постами наблюдения, внешнюю связь по УКВ-радиостанции.
4. При плавании в открытом море в нестесненных условиях вести систематическое радиолокационное наблюдение; об обнаружении отметки на экране РЛС, а также об изменении других внешних факторов докладывать капитану.
III. ПОДВАХТЕННОМУ ПОМОЩНИКУ КАПИТАНА
1. В открытом море при наличии на экране РЛС отметок о наличии других судов осуществлять радиолокационную прокладку для определения элементов движения других судов, выбора безопасного маневра расхождения с ними.
2. В моменты выполнения промысловых операций осуществлять наблюдение за ходом выполнения этих операций, за соблюдением техники безопасности (связь мостик - палуба - мостик).
3. В узкости или вблизи опасных мест осуществлять контроль глубин по эхолоту, визуально-слуховое наблюдение, сигнализацию и связь или выполнять другие функции по указанию капитана.
Приложение 4
СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ УСИЛЕННОЙ МАНЕВРЕННОЙ ХОДОВОЙ
ВАХТЫ ПРИ ВХОДЕ И ВЫХОДЕ ИЗ ПОРТА, ПРОХОДЕ ОСОБО
СЛОЖНЫХ УЧАСТКОВ УЗКОСТИ ИЛИ РАЙОНОВ МОРЯ
ПАМЯТКА СУДОВОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МАНЕВРЕННОЙ
ХОДОВОЙ ВАХТЫ ПРИ ВХОДЕ В ПОРТ И ВЫХОДЕ ИЗ ПОРТА, ПРОХОДЕ
ОСОБО СЛОЖНЫХ УЧАСТКОВ УЗКОСТИ ИЛИ РАЙОНА МОРЯ
I. КАПИТАНУ
1. Установить повышенную готовность главного двигателя к изменению режима движения, назначить безопасную или установленную местными правилами плавания скорость и путь движения судна.
2. Осуществлять непрерывное визуальное наблюдение за окружающей обстановкой, глазомерно воспринимать и оценивать ситуацию, анализировать данные, полученные от наблюдения, счисления и определения места, связи и т.п.; лично давать команды по управлению судном.
II. СТАРШЕМУ ПОМОЩНИКУ КАПИТАНА
1. Стоять у телеграфа или поста дистанционного управления движением судна, дублировать (выполнять) команды капитана.
2. Осуществлять связь с баком, кормой и машинным отделением; дублировать команды капитана, контролировать их выполнение.
3. Координировать и контролировать действия всего состава штурманской ходовой вахты.
III. ВАХТЕННОМУ ПОМОЩНИКУ КАПИТАНА
Перед входом в порт:
1. Предупредить капитана о подходе к назначенному месту.
2. Дать указание вахтенному механику о переводе главного двигателя в маневренный режим и необходимости вызова в машинное отделение главного (старшего) механика.
3. Сличить часы на мостике и в машинном отделении, сделать отметку времени на курсограмме.
4. Убрать забортно-выдвижные устройства, убедиться в отсутствии выступающих за корпус конструкций и устройств.
5. Проверить работу тифонов, подготовить необходимые флаги, сигнальные огни, знаки, прожектор.
6. Подготовить с обоих бортов пеленгаторы, включить УКВ-радиостанцию на необходимой частоте связи.
7. Проверить согласование репитеров; включить РЛС на подготовку, проверить работу эхолота.
8. Сличить компасы, перейти на ручное управление рулем, проверить запасной пост управления рулем.
9. Вызвать боцмана на бак, дать указание подготовить к отдаче якоря.
10. Проверить внутрисудовую командную связь бак - корма - машинное отделение.
11. Подготовиться к приему лоцмана.
12. С прибытием лоцмана на мостик представить ему подробную информацию об окружающей обстановке и выполненных подготовительных мероприятиях.
13. Сделать запись в судовом черновом журнале обо всех выполненных мероприятиях.
Перед выходом из порта:
1. Проверить оповещение экипажа об отходе судна и степень готовности главного двигателя.
2. Проверить и обеспечить чистоту крыльев мостика, рулевой и штурманской рубок, стекол рулевой рубки.
3. Проверить работу ЭРНП, сверить часы на мостике и в машинном отделении, установить на крыльях мостика пеленгаторы, подготовить необходимые карты и другие пособия, штурманский инструмент.
4. Подготовить лоцманские флаги, позывные судна, сигнальный прожектор, связь по УКВ-радиостанции на необходимой частоте.
5. Совместно со старшим помощником капитана произвести проверку рулевого, якорного, швартовного устройств, машинного телеграфа, внутрисудовой командной связи, работу навигационных и сигнальных огней, тифонов. Все необходимые действия по проверке готовности главного двигателя производить в соответствии с существующей инструкцией.
6. Убедиться в отсутствии выступающих за корпус конструкций и устройств, а также помех у винта и руля.
7. За 15 мин. до отхода сделать отметку времени на ленте курсографа, включить на подготовку РЛС.
8. Записать в черновой судовой журнал: осадку носом и кормой, крен, количество и род груза в трюмах и отдельно на палубе, запасы воды, топлива, количество членов экипажа и пассажиров на борту, другие данные по указанию капитана.
9. С отходом из порта обеспечить проверку и записать в судовой журнал состояние водонепроницаемых закрытий, крепление шлюпок, трапов, стрел, грузов, судового имущества.
Во время прохода узкости, опасного места
В составе усиленной маневренной ходовой вахты уделять основное внимание счислению и контролю за местом судна и оперативно представлять капитану необходимую информацию: результаты счисления и определения места, моменты начала поворотов на новые курсы, направление и величины невязок. Одновременно регистрировать элементы движения, события и другие действия.
IV. ПОДВАХТЕННОМУ ПОМОЩНИКУ КАПИТАНА
Осуществлять визуально-слуховое наблюдение, связь, сигнализацию, контролировать глубины по эхолоту и докладывать капитану. При необходимости оказывать помощь старшему или вахтенному помощнику капитана.
Приложение 5
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ ДЕЙСТВИЙ ВАХТЕННОГО ПОМОЩНИКА КАПИТАНА
ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
I. Внезапная остановка главного двигателя:
1. Сообщить капитану.
2. Перейти на ручное управление рулем.
3. Удерживать судно в наиболее безопасном положении, используя руль (подруливающее устройство).
4. Выставить сигналы согласно МППСС-72 для судна, лишенного возможности управляться. Оповестить по УКВ-радиостанции находящиеся вблизи суда.
5. Вызвать боцмана на бак и дать указание подготовить к отдаче якоря, если постановка на якорь возможна.
6. С момента прибытия капитана на мостик действовать по его указанию.
II. Выход из строя рулевого устройства:
1. Застопорить, если необходимо, ход судна и сообщить об этом капитану и вахтенному механику.
2. Перейти на запасное (аварийное) управление рулем.
3. В случае невозможности ввести в действие запасной (аварийный) рулевой привод выставить сигналы согласно МППСС-72 для судна, лишенного возможности управляться. Оповестить по УКВ-радиостанции находящиеся вблизи суда.
4. Дать указание подготовить якоря к отдаче, если постановка судна на якорь возможна.
5. С момента прибытия на мостик капитана действовать по его указанию.
III. Столкновение, получение пробоины:
1. Сманеврировать судном таким образом, чтобы свести возможные повреждения к минимуму.
2. Объявить общесудовую тревогу с указанием места предполагаемой пробоины.
3. Закрыть водонепроницаемые и противопожарные закрытия.
4. В темное время суток включить палубное освещение.
5. С момента прибытия на мостик капитана и третьего помощника действовать согласно Расписаниям по общесудовой тревоге.
IV. Возникновение пожара (взрыва):
1. После получения сигнала или доклада о пожаре (взрыве) объявить общесудовую тревогу с указанием места пожара (взрыва). Произвести запись в судовом журнале с указанием широты, долготы, характера пожара (взрыва).
2. Остановить ход судна, лечь в дрейф, если позволяют погодные условия.
3. Выключить вентиляцию помещений при наличии дистанционного управления с мостика.
4. Закрыть водонепроницаемые и противопожарные закрытия при наличии дистанционного управления с мостика.
5. В темное время суток включить палубное освещение.
6. С момента прибытия на мостик капитана и третьего помощника действовать согласно Расписаниям по общесудовой тревоге.
V. Посадка на мель:
1. Остановить главный двигатель.
2. Объявить общесудовую тревогу. Произвести запись в судовом журнале с указанием широты и долготы.
3. Закрыть водонепроницаемые и противопожарные закрытия при наличии дистанционного управления с мостика.
4. Выставить огни и знаки согласно МППСС-72 для судна на мели.
5. В темное время суток включить палубное освещение.
6. С момента прибытия на мостик капитана и третьего помощника действовать согласно Расписаниям по общесудовой тревоге.
VI. Внезапное возникновение большого статического крена (смещение груза):
1. Снизить ход судна, лечь носом на волну, объявить общесудовую тревогу.
2. Закрыть водонепроницаемые, противопожарные закрытия при наличии дистанционного управления с мостика.
3. Уточнить координаты судна, выставить их на АПСТБ.
4. В темное время суток включить палубное освещение.
5. С прибытием на мостик капитана и третьего помощника действовать согласно Расписаниям по общесудовой тревоге.
VII. Аварийная утечка (прорыв) аммиака:
1. Дать сигнал общесудовой тревоги и объявить по радиотрансляции об утечке (прорыве) аммиака с указанием места сбора всех лиц экипажа, не имеющих конкретных обязанностей по этому сигналу.
2. Изменить курс судна, обеспечивающий безопасность экипажа от поражения парами аммиака.
3. Дать указание о герметизации трюмов и помещений, где хранятся продукты.
4. С момента прибытия на мостик капитана действовать по его указанию.
VIII. Падение человека за борт:
1. Дать команду рулевому переложить руль на борт, с которого упал человек, сбросить спасательный круг со светодымящимся буйком.
2. Дать указание матросу-впередсмотрящему следить за упавшим (в темное время суток впередсмотрящий должен включить прожектор и направить его в сторону места падения человека).
3. Объявить тревогу: "Человек за бортом!", продублировать гудком или тифоном и известить о случившемся капитана.
4. Когда судно отвернет от первоначального курса на необходимый угол, дать команду матросу-рулевому переложить руль на противоположный борт.
5. Включить РЛС на подготовку.
6. Получая беспрерывно доклады рулевого о положении судна по компасу, лечь вовремя на контркурс и до выхода на него режим работы главного двигателя не менять.
7. Распорядиться, чтобы приготовленная к спуску дежурная шлюпка не спускалась, пока судно не потеряет инерцию.
8. При подходе к упавшему маневрировать по обстановке или по указанию прибывшего на мостик капитана.
Примечание. Для судна с орудием лова за бортом первоочередной мерой при падении человека за борт является остановка движения судна, чтобы по возможности уменьшить расстояние до упавшего. Одновременно с началом торможения судна оценивается возможность спасения человека силами самого судна или других судов, находящихся вблизи.