Главная // Актуальные документы // ИнструкцияСПРАВКА
Источник публикации
"Бюллетень финансового и хозяйственного законодательства", N 42, 1929
"Бюллетень НКЗ", N 39, 30.09.1929
Примечание к документу
Название документа
Инструкция Наркомзема РСФСР, Наркомюста РСФСР, НКВД РСФСР от 21.09.1929
"О мерах против нарушения национализации земли"
Инструкция Наркомзема РСФСР, Наркомюста РСФСР, НКВД РСФСР от 21.09.1929
"О мерах против нарушения национализации земли"
НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ РСФСР
НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ЮСТИЦИИ РСФСР
НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РСФСР
ИНСТРУКЦИЯ
от 21 сентября 1929 года
О МЕРАХ ПРОТИВ НАРУШЕНИЯ НАЦИОНАЛИЗАЦИИ ЗЕМЛИ
Материалы землеустройства, земельного суда и местных обследований обнаруживают в ряде местностей наличие разнообразных преступных сделок, нарушающих начало национализации земли - основу советского земельного строя.
Внесением капиталистического элемента в земельные отношения (покупка-продажа земли, возмездные обмены усадьбами, субаренда земли и т.п.) кулацкие слои деревни стремятся к получению нетрудовых доходов и закабалению маломощного крестьянства.
Классовые враги пролетариата и трудового крестьянства попытками срыва национализации земли стремятся оказывать противодействие нашему государству в проведении социалистической перестройки сельского хозяйства.
Директивы правительства направлены к особо жесткой и беспощадной борьбе с нарушениями и нарушителями национализации земли.
В целях усиления этой борьбы и укрепления принципа национализации земли издается следующая инструкция:
Недопустимость сделок, нарушающих национализацию земли
§ 1. Всякого рода сделки и распоряжения как отдельных лиц, так и их групп, объединений и организаций (крестьянских дворов, земельных обществ, колхозов, комитетов крестьянских обществ взаимопомощи и др.), нарушающие начало национализации земли, недействительны и влекут за собой уголовную ответственность участников этих сделок и их пособников, вплоть до лишения лиц, признанных по суду виновными в совершении таких сделок, права пользования землей.
Прямое и скрытое нарушение национализации земли
§ 2. Указанные в
§ 1 сделки и распоряжения воспрещены одинаково, заключают ли они в себе открытое (прямое) распоряжение землей (как-то: купля-продажа или запродажа земли, дарение, предоставление земли в приданое по браку, завещание, залог, самовольный обмен землей и т.п., а также субаренда, т.е. передача арендаторам от себя земли другим лицам) или же распоряжение землей делается в скрытой форме (напр., под видом купли-продажи строений, принятия примака, слияния дворов, возмещения неиспользованных затрат, передачи земли под видом аренды и др.).
Обязанности земельных и других органов
в борьбе с нарушениями национализации земли
§ 3. Всем земельным органам, районным и участковым землеустроителям, а равно сельским советам, районным и соответствующим им исполнительным комитетам вменяется в обязанность иметь наблюдение за тем, чтобы землепользователями и другими лицами, соединениями, организациями и т.п. не совершалось никаких сделок, постановлений и т.п., в которых выражалось бы в прямой или скрытой форме запрещенное законом распоряжение землей. При обнаружении в практике (при землеустройстве, рассмотрении земельных споров, регистрации) подобного рода сделок, постановлений и т.п. земельные органы и другие названные выше учреждения и лица должны немедленно сообщить о них прокурорскому надзору для привлечения как непосредственных участников этих сделок, так и их пособников к уголовной ответственности.
Купля-продажа земли под видом продажи строений
§ 4. В частности, учреждения, регистрирующие сделки купли-продажи землепользователями находящихся на усадьбах строений не на снос (однообщественникам или сторонним лицам), обязаны удостоверяться, во-первых, в том, что земельный участок, на котором расположено продаваемое строение, предоставлен покупщику строения надлежащим учреждением или организацией (соответствующим земельным обществом или сельсоветом по принадлежности, а в отношении заимочных участков - районным земельным органом); во-вторых, в том, что земельный участок предоставлен покупщику строения без нарушения интересов нуждающихся в усадьбе бедняцких и середняцких трудовых хозяйств, и не потому только, что наделяемое хозяйство соглашается приобрести находящееся на участке строение; в-третьих, что покупщик строения не имеет другой полномерной усадьбы или что свою прежнюю усадьбу он передает в распоряжение земельного общества; в-четвертых, в том, соответствует ли цена, указанная в договоре, действительной стоимости продаваемого строения, не прикрывает ли продажа строений продажу земли. При несоблюдении указанных условий, в регистрации сделки должно быть отказано, при этом, если должностное лицо, регистрирующее сделку, по обстоятельствам дела, придет к заключению, что участники предполагавшейся сделки, под ее видом, намеревались совершить сделку купли-продажи земли, оно обязано немедленно сообщить об этом прокурору для расследования и привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.
Продажа строений на снос допускается свободно и регистрации не подлежит.
Продажа садов, виноградников и иных насаждений
§ 5. Купля-продажа садов, виноградников и иных насаждений по договорам землепользователей, а равно в порядке публичных торгов, не допустима. Лица, участвующие в совершения такого рода сделок, привлекаются к уголовной ответственности (Уг. Код.
ст. 87-а).
Садовые участки и виноградники (как и всякие иные земельные угодия) описи и продаже за долги не подлежат.
§ 6. В случае прекращения права землепользователя на садовый участок или виноградник по какому-либо из предусмотренных в Зем.
Код. оснований, такие участки поступают в распоряжение земельного общества. Земельное общество предоставляет освободившиеся участки новым землепользователям по общим правилам наделения землей.
Трудовой землепользователь, утративший право на пользование земельным участком под садом или виноградником, вправе требовать с получающего тот же участок в пользование возмещения за вложенные им в сад или виноградник и неиспользованные труд и средства. Нетрудовой землепользователь, в случае изъятия от него участка, имеет право на возмещение лишь стоимости строений (если он оставляет их на участке в пользование нового землепользователя по соглашению с последним), за исключением невыселенных бывших помещиков и бывших нетрудовых землевладельцев, которые имеют право на возмещение только лишь за постройки, возведенные после Октябрьской революции.
Обмены земельными, в частности усадебными угодиями
§ 7. Самовольный обмен землей не допускается.
Обмены земельными (в частности усадебными) угодиями могут производиться исключительно лишь с надлежащего разрешения, а именно:
а) если обменивающиеся землями состоят членами одного и того же земельного общества - по постановлению общего собрания членов общества, утвержденному и зарегистрированному сельским советом; б) если обменивающиеся принадлежат к разным земельным обществам, а также в случае обмена землями целых земельных обществ - с разрешения районного земельного органа.
§ 8. Названные органы могут разрешать обмены земельными угодьями только при непременном соблюдении одновременно трех следующих условий: 1) отсутствия недозволенной законом возмездности обмена; 2) технической и хозяйственной целесообразности обмена (если в результате обмена не создается чересполосицы, дальноземелья и т.п.); 3) отсутствия в соглашении сторон кабальности.
Продажа земли под видом возмещения затрат
§ 9. При утверждении и регистрации постановлений земельного общества о передаче земли, освобождающейся по той или иной причине, новому пользователю, с возмещением неиспользованных затрат предыдущему пользователю данного земельного участка, надлежит тщательно проверять, представляется ли сумма возмещения нормальной и не скрывается ли под этим возмещением оплата проданной земли. При установлении этого последнего факта, в регистрации постановления общего собрания членов земельного общества (о предоставлении земельного участка новому пользователю) должно быть отказано, а дело направлено прокурорскому надзору.
Продажа земли под видом примачества, а также в форме приема
в общество безземельных дворов со стороны
§ 10. При регистрации в подворных книгах новых членов двора, вступающих по примачеству, а равно постановлений общего собрания земельного общества о приеме в общество новых безземельных дворов со стороны, необходимо проверять всю фактическую обстановку каждого такого случая и особенно подробно выяснять характер и степень материальной заинтересованности двора, принимающего примака, или земельного общества, дающего согласие на принятие новых членов.
При установлении, например, таких фактов, что: а) примачество сопровождается выходом принимающих примака членов из состава двора, с компенсацией со стороны примака якобы за оставляемое в хозяйстве имущество; или б) примачество сопровождается обязательством примака построить дом, либо понести другие существенные затраты в пользу двора или земельного общества (внесение суммы на общественные надобности, натуральное вложение и т.п.), - в регистрации вступления новых членов должно быть отказано, с направлением дела прокурорскому надзору.
Продажа земли под видом слияния дворов
§ 11. Два двора, принадлежащие к составу одного и того же земельного общества, могут слиться в один двор по соглашению всех совершеннолетних членов обоих сливающихся дворов.
Слияние дворов оформляется посредством регистрации сельским советом в подворных книгах. При этой регистрации сельский совет должен выяснить все обстоятельства дела, в особенности, не прикрывает ли собою объединение двух дворов продажу земли, состоящей в пользовании одного из них, другому. Для этого сельский совет должен обратить внимание на то: а) остаются ли в хозяйстве, после слияния дворов, члены их обоих, или же члены одного двора уходят из хозяйства и уступают место членам другого двора; б) не сопровождалось ли слияние двух дворов платежом каких-либо ценностей одним двором другому и т.п. Если обстоятельства дела дают основание усматривать в слиянии дворов скрытую продажу земли, сельский совет должен отказать в регистрации факта слияния дворов и передать дело прокурорскому надзору.
Уступка земли под видом сдачи
в аренду или под застройку
§ 12. В случае сдачи двором земли в трудовую аренду и последующего (формально заявленного или фактического) отказа сдатчика от земли, сельсоветы должны следить, чтобы по окончании договорного пользования земля возвращалась в распоряжение земельного общества.
Если арендатор просит о предоставлении ему того же участка в трудовое пользование, это возможно лишь в том случае, если имеются все необходимые условия наделения его землей, и, кроме того, установлено, что арендатором не было уплачено особого вознаграждения ни сдатчику за отказ от земли, ни обществу - за принятие в свой состав (если арендатор ранее не принадлежал к нему). В противном случае земля изымается от арендатора, и об обстоятельствах сделки, заключенной арендатором и сдатчиком, сообщается прокурорскому надзору для привлечения виновных к уголовной ответственности.
§ 13. В регистрации договора трудовой аренды земли необходимо также отказывать в тех случаях, когда сдатчик полностью прекращает ведение сельского хозяйства (если только прекращение хозяйства в данном месте не вызвано переселением в другое место), либо договор заключается с превышением предельных законных сроков аренды, либо размер арендной платы не соответствует характеру договора (аренда прикрывает собой продажу земли, имеет кабальный характер и т.п.).
§ 14. Сдача отдельным дворам земли под застройку не допускается.
В случае сдачи под застройку участка земельным обществом, необходимо разрешение на то районного земельного органа, который должен при этом проверить условия договора, в частности обратить внимание на размеры арендной платы, в целях выяснения вопроса о том, не прикрывает ли договор о застройке продажу земли.
При всяком переходе права застройки от одного лица к другому, сельсоветы и районные (и соответствующие им) земельные органы обязаны следить за тем, чтобы такой переход не сопровождался получением застройщиком материальных выгод, превышающих размеры действительных расходов по застройке (например, получение "отступных"). В случае обнаружения такого факта, указанные органы должны отказывать в передаче права застройки и сообщить об этом прокурорскому надзору.
заселению переселенцами излишних земель
§ 15. Национализация земли нарушается также такими действиями землепользователей и их объединений, которыми они проявляют не принадлежащее им распоряжение землею; виновные в этом привлекаются к уголовной ответственности.
В частности, не допустимы такие действия и мероприятия со стороны старожильческого населения, в которых выражается сопротивление с их стороны заселению переселенцами излишних и неиспользуемых земель в многоземельных обществах.
§ 16. Для предупреждения указанных в предыдущем параграфе случаев сопротивления старожильческого населения заселению переселенцами излишних земель, надлежит: а) указывать переселяющимся (на излишние земли) на месте предназначенные им усадебные участки и земельные доли в других угодьях, путем производства переделов или скидок-накидок; б) в случае отсутствия доприселяемых во время производства переделов, защита их интересов лежит на обязанности сельских советов, которые осуществляют охрану предоставленных доприселяемым гражданам усадебных участков, а также земельных долей от самовольных распашек и хищнических вырубок лесных площадей; в) при сопротивлении старожилов требованиям о производстве передела или скидок-накидок, передел или скидки-накидки должны производиться, в целях удовлетворения доприселяющихся земельными долями, силами земорганов в обязательном порядке.
§ 17. Все земельные споры, связанные с осуществлением прав на землепользование переселяющихся или доприселяющихся на излишние земли старожилого населения, подлежат рассмотрению земельными комиссиями во внеочередном порядке.
Передача и купля-продажа переселенческих документов
§ 18. Передача и купля-продажа переселенческих документов запрещается, с привлечением виновных к уголовной ответственности.
Местные органы обязаны строго следить за тем, чтобы по переселенческим документам земля предоставлялась только указанным в них лицам.
Выявление ранее совершенных незаконных сделок
§ 19. На ряду с указанными в предыдущих параграфах мерами предупреждения сделок, нарушающих национализацию земли, земельным органам, районным и соответствующим исполнительным комитетам и сельским советам надлежит принимать все меры к выявлению уже имевших место незаконных сделок, клонящихся к прямому или косвенному нарушению национализации земли, и о всех обнаруженных случаях такого рода сообщать прокурорскому надзору.
Об ответственности за нарушения национализации
земли, совершенные до издания ст. 87-а УК
§ 20. Ответственности по
ст. 87-а Уголовного Кодекса подлежат лица, совершившие нарушение национализации земли, независимо от того, совершили ли они это преступление до или после опубликования названной статьи.
Проведение разъяснительной кампании
по вопросу о национализации земли
§ 21. Земельным органам, прокурорским и судебным работникам, а также районным и соответствующим им исполнительным комитетам и сельским советам вменяется в обязанность проводить широкую разъяснительную кампанию о том, что земля есть собственность советского государства и не может служить предметом купли или продажи.
В районах переселения необходимо, кроме того, разъяснять земельным обществам, что в случае сопротивления с их стороны освоению переселенцами предоставленных последним излишних земель, они отвечают за убытки, причиняемые водворяемым переселенцам несвоевременным указанием предоставляемых им земельных угодий.
Ответственность за недостаточное наблюдение
за соблюдением национализации земли
§ 22. Должностные лица, на обязанности которых лежит регистрация продажи строений, аренда земли, примачества и других фактов и сделок, упомянутых в настоящей инструкции, должны широко пользоваться содействием местных общественных организаций для проверки обстоятельств, при которых заключаются названные сделки.
Должностные лица, виновные в недостаточном наблюдении за законностью регистрируемых сделок, постановлений и т.п., подлежат дисциплинарной, а в соответствующих случаях - судебной ответственности.
Отменяемые циркуляры и инструкции
§ 23. С изданием настоящей инструкции отменяются:
1) Циркуляр НКЗ и НКЮ о переходе фруктовых садов и виноградников от одних пользователей к другим (по НКЗ N 237/33 от 1 сентября 1928 г., по НКЮ - N 121 от 8 октября 1928 г., опубл. в "Бюл. НКЗ", N 37, 1928) <1>.
--------------------------------
<1> См. "Бюл. Ф. и Х.З." N 40-28 г., стр. 1851.
2) Циркуляр НКЗ - о регистрации купли-продажи строений и трудовой аренды земли (N 294/33 от 17 ноября 1928, опубл. в "Бюл. НКЗ", N 47/48, 1928).
Наркомзем РСФСР
КУБЯК
Замнаркомвнудел РСФСР
КОРНЕВ
Наркомюст РСФСР
ЯНСОН