Главная // Актуальные документы // Инструкция
СПРАВКА
Источник публикации
"СУ РСФСР", 1924, N 67, ст. 667
"Известия НКТ СССР", N 40, 1924
"Систематическое Собрание законов РСФСР, действующих на 01.01.1928", т. 1, 1929, ст. 246
"Строительное законодательство. Систематизированный сборник действующих декретов, постановлений, инструкций, циркуляров и др.". М., Л.: Гос. изд-во, 1928 (извлечение)
Примечание к документу
Название документа
"Инструкция по применению Положения об управлениях губернских инженеров"
(утв. Экономическим совещанием РСФСР 30.07.1924)


"Инструкция по применению Положения об управлениях губернских инженеров"
(утв. Экономическим совещанием РСФСР 30.07.1924)


Содержание


Утверждена
Экономическим Совещанием Р.С.Ф.С.Р.
30 июля 1924 года
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УПРАВЛЕНИЯХ ГУБЕРНСКИХ ИНЖЕНЕРОВ
Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
§ 1. Согласно утвержденного Советом Народных Комиссаров Р.С.Ф.С.Р. 27-го сентября 1923 года Положения об управлениях губернских инженеров (Собр. Узак., 1923, N 79, ст. 763), циркулярного распоряжения Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 17-го марта 1924 года и разъяснения по нему Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 12-го мая 1924 года, управления губернских и областных инженеров, а равно инженеров автономных республик и областей, организуются непосредственно при президиумах областных и губернских исполнительных комитетов Р.С.Ф.С.Р., центральных исполнительных комитетах автономных республик и исполнительных комитетах автономных областей.
Примечание. В дальнейшем для сокращения указываются только названия управления губернских инженеров и губернский исполнительный комитет, все же относящееся к ним распространяется в равной мере и на управления областных инженеров и инженеров автономных республик, и на соответственные исполнительные комитеты.
§ 2. Управления губернских инженеров в своей деятельности руководствуются:
а) Положением об управлениях губернских инженеров (постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 15-го февраля 1923 года и Совета Народных Комиссаров от 27-го сентября 1923 года);
б) циркулярным распоряжением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 17-го марта 1924 года;
в) изданной в развитие их настоящей инструкцией;
г) общегосударственным законодательством и распоряжениями и по строительной части;
д) обязательными постановлениями народных комиссариатов по строительной части в пределах их компетенции;
е) местными обязательными постановлениями по строительной части, издаваемыми губернскими исполнительными комитетами.
§ 3. В отношении установления правил внутреннего распорядка и взаимоотношений с другими отделами, управления губернских инженеров руководствуются постановлениями губернских исполнительных комитетов.
§ 4. Общему техническому контролю со стороны управления губернских инженеров подлежат все постройки и сооружения, возводимые в пределах губернии, за исключением работ, изъятых из ведения губернских исполнительных комитетов специальными постановлениями Центрального Исполнительного Комитета, Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны Союза С.С.Р., а также Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Совета Народных Комиссаров и Экономического Совещания Р.С.Ф.С.Р. или положениями о ведомствах, утвержденными в законодательном порядке.
Примечание. Список категорий работ, кои изъемлются из ведения губернских исполнительных комитетов, устанавливается Государственной Плановой комиссией по согласованию с ведомствами и утверждается Экономическим Совещанием Р.С.Ф.С.Р.
§ 5. Поручение разработки проектов обязательных постановлений по строительной, пожарной и санитарно-технической части и распределение ее между управлением губернских инженеров и отделами губернского исполнительного комитета производится последним, причем проекты, разработанные отделами, должны быть до внесения в губернский исполнительный комитет согласованы с управлением губернских инженеров.
Раздел II
ОБЯЗАННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГУБЕРНСКИХ ИНЖЕНЕРОВ
§ 6. Общий технический контроль управления губернских инженеров по строительным работам выражается в наблюдении за осуществлением общегосударственных норм и местных обязательных постановлений по строительной, пожарной и санитарно-технической частям, при утверждении проектов, в том числе и типовых сооружений, при выдаче разрешений на их осуществление и при производстве работ.
§ 7. Фактический контроль за работами осуществляется управлением губернских инженеров или его представителем по мере надобности, причем особо подлежат освидетельствованию начальный и конечный моменты работы.
Результаты осмотра работ закрепляются составлением на месте осмотра работ акта, подписываемого всеми лицами, принимавшими участие в осмотре. В акте должно быть указано:
а) место и время его составления;
б) фамилия, имя и отчество и название занимаемой должности представителя управления губернских инженеров;
в) фамилии и должности всех присутствующих, привлеченных к осмотру лиц, особо отмечая как отказавшихся скрепить своею подписью акт, так и не прибывших по вызову;
г) основание к осмотру;
д) перечень осмотренных работ;
е) изложение результатов осмотра;
ж) выводы и заключения;
з) краткие заявления заинтересованных лиц.
§ 8. При наличии производства работ по новым или капитально переустраиваемым сооружениям без надлежащих разрешений центральной или местной власти, а также в случае существенных отступлений от утвержденного проекта, управление губернских инженеров составляет акт для привлечения к ответственности в установленном порядке лиц, нарушивших общегосударственные нормы строительства или местные обязательные постановления по строительству. Самые работы в этих случаях могут быть приостановлены губернским исполнительным комитетом впредь до получения заинтересованными учреждениями и лицами надлежащих разрешений.
§ 9. На управление губернских инженеров возлагается производство технических осмотров существующих сооружений в порядке надзора и по заявлению заинтересованных учреждений и лиц для установления необходимых мер безопасности.
§ 10. В отношении существующих зданий и сооружений, угрожающих общественной безопасности управлению губернских инженеров вменяется в обязанность принимать через административный отдел губернского исполнительного комитета или уездное управление милиции все требуемые меры предосторожности, вплоть до закрытия зданий общественного значения, а в жилых домах выселения через суд.
Примечание. В подлежащих случаях мероприятия, касающиеся жилых домов, осуществляются управлением губернских инженеров совместно с жилищно-санитарной инспекцией.
§ 11. В отношении производителей работ, проявивших явную техническую неумелость и небрежность управлению губернских инженеров вменяется в обязанность возбуждение перед губернским исполнительным комитетом вопроса о принятии соответствующих мер.
§ 12. К обязанностям управления губернских инженеров относятся предварительная разработка и представление на утверждение губернских исполнительных комитетов правил о составлении планов населенных мест, на основе общегосударственных законоположений, для сего издаваемых.
Составление планов регулирования населенных мест возлагается на соответствующие отделы исполнительных комитетов (губернских и уездных) по принадлежности, при чем управление губернских инженеров обязано лишь представлять по ним заключения губернскому исполнительному комитету и хранить утвержденные подлинные.
§ 13. На управление губернских инженеров возлагается ведение учета строительных работ по губернии.
§ 14. На управление губернских инженеров возлагается составление нормальных технических условий на сдачу и приемку строительных работ и материалов, форм смет и технической отчетности, которые являются по утверждении их губернскими исполнительными комитетами обязательными для всех отделов его.
§ 15. На управление губернских инженеров возлагается участие в работе губернских организаций по содействию огнестойкому и мелиоративному строительству.
§ 16. Управление губернских инженеров принимает участие в установлении приемов разработки, сроков и порядка опубликования справочных цен на строительные материалы, рабочую силу и местный транспорт, собираемых губернским статистическим бюро, и периодически публикует их по соглашению с последним.
§ 17. Для областной и губернской общеплановой комиссии управление губернских инженеров является подсобным технически-консультационным органом. В соответствии с этим губернский инженер или его заместитель участвует на заседаниях губернской общеплановой комиссии при рассмотрении строительных предположений и смет, дает технические заключения, в случае поручения губернской общеплановой комиссии по строительным плановым предположениям всех отделов губернского исполнительного комитета, составляет по ним предварительную сводку и наблюдает за ходом выполнения этих планов после их утверждения в установленном порядке.
§ 18. На управление губернских инженеров и его органы на местах возлагается экспертиза по требованию арбитражной комиссии или суда.
Раздел III
ОСОБЫЕ ПОРУЧЕНИЯ, ВОЗЛАГАЕМЫЕ НА УПРАВЛЕНИЕ
ГУБЕРНСКИХ ИНЖЕНЕРОВ
§ 19. По особому постановлению губернского исполнительного комитета, согласованному с губернским советом профессиональных союзов и отделом труда, на управление губернских инженеров может быть возложена обязанность регистрации организаций и лиц, выступающих в качестве подрядчиков на строительном рынке губернии, а равно лиц, имеющих право ответственного технического надзора за строительными работами.
§ 20. По особому постановлению губернского исполнительного комитета, на управление губернских инженеров может быть возложено:
а) определение средних справочных цен на единицу работ перед началом строительного сезона, на основе рыночной конъюнктуры, и по окончании его на основе отчетности учреждений и строительных организаций;
б) участие в наблюдении за правильностью производства по отделам губернского исполнительного комитета торгов на сдачу строительных работ и поставку материалов в части, касающейся технически-хозяйственной стороны;
в) участие в обследованиях строительства, осуществляемого соответствующими органами губернского исполнительного комитета;
г) рассмотрение и дача заключений с точки зрения технически-экономической целесообразности по представляемым в губернский исполнительный комитет докладам, техническим условиям, проектам и сметам, касающимся строительства;
д) представительство от губернского исполнительного комитета на съездах, совещаниях и комиссиях, связанных со строительством.
Примечание. Участие в составлении проектов, смет и техническом надзоре может быть возложено губернским исполнительным комитетом на управление губернских инженеров лишь в порядке особого постановления.
Раздел IV
ПРАВА УПРАВЛЕНИЯ ГУБЕРНСКИХ ИНЖЕНЕРОВ
§ 21. Для осуществления обязанностей, возложенных на управление губернских инженеров Положением и настоящей инструкцией, ему предоставляется право издавать распоряжения о порядке выполнения постановлений губернского исполнительного комитета по строительной части.
§ 22. Должностным лицам управления губернских инженеров по предъявлении ими специальных удостоверений предоставляется право свободного прохода во все места, где производятся строительные работы, за исключением военно-оборонительных строительных работ, состоящих в ведении Главного Управления военной промышленности Высшего Совета Народного Хозяйства Союза С.С.Р., а также находящихся под ведомственным техническим контролем. Право входа на места производства этого рода работ предоставляется только по особому постановлению губернского исполнительного комитета.
§ 23. При выяснившейся во время обследования строительных работ явной угрозе общественной безопасности, управлению губернских инженеров и его местным органам предоставляется право, в исключительных случаях, приостановления производства работ с одновременным уведомлением об этом местных административных органов.
Примечание. В этих случаях может иметь место временное отстранение ответственных производителей работ при обязательном условии одновременного привлечения их к суду.
§ 24. Управлению губернских инженеров предоставляется право непосредственного сношения по всем делам, входящим в круг его ведения, с местными учреждениями, а также и высшими органами по предметам ведения управления губернских инженеров.
§ 25. Управлению губернских инженеров предоставляется право иметь печать и штампы установленных для него губернским исполнительным комитетом образцов.
Раздел V
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГУБЕРНСКИХ ИНЖЕНЕРОВ
§ 26. Губернский инженер, стоящий во главе управления губернских инженеров, назначается губернским исполнительным комитетом из лиц с высшим техническим образованием и строительным стажем.
Примечание. В особо исключительных случаях при отсутствии лиц, отвечающих требованиям п. 1 раздела IV Положения об управлениях губернских инженеров, допускается временно замещение должности губернского инженера лицом и без высшего технического образования, но с соответствующим практическим стажем.
§ 27. В городах и районах с сильно развитым строительством, управление губернских инженеров, на основании разрешения губернского исполнительного комитета, может учреждать в своем составе должности городских или районных инженеров для технического контроля за частным строительством. Круг действий последних определяется инструкцией, утверждаемой губернским исполнительным комитетом по представлению губернского инженера. Назначение и увольнение этих лиц производится губернским инженером по утверждению губернского исполнительного комитета.
§ 28. По мере необходимости, особыми постановлениями губернского исполнительного комитета (применительно к п. 2 раздела IV Положения об управлениях губернских инженеров), учреждаются должности уездных, окружных или кантональных инженеров, состоящих непосредственно при президиумах уездных исполнительных комитетов и являющихся одновременно органами управления губернских инженеров. Уездные инженеры действуют на основании особых положений о них, составляемых управлением губернских инженеров, согласуемых им с подлежащими отделами губернского исполнительного комитета в порядке § 32 и 33 настоящей инструкции и утверждаемых губернским исполнительным комитетом.
Примечание 1. В положениях об уездных инженерах должно быть указано применительно к Положению об управлениях губернских инженеров:
а) предметы ведения;
б) права и обязанности;
в) порядок прохождения дел;
г) пределы подчиненности управлению губернских инженеров;
д) порядок обжалования действий уездного инженера.
Примечание 2. В дальнейшем для сокращения указывается название только уездный инженер, все же относящееся к нему распространяется в равной мере и на окружных и кантональных инженеров.
§ 29. Назначение уездных инженеров производится уездным исполнительным комитетом по соглашению с губернским инженером.
§ 30. Штаты управления губернских инженеров и уездных инженеров устанавливаются губернским исполнительным комитетом по представлению губернского инженера, в зависимости от местных условий и объема намечаемой работы, и состоят на местном бюджете.
§ 31. Согласно Положения, при управлении губернских инженеров должен быть учрежден плановый архив, в отношении коего управление губернских инженеров несет следующие обязанности:
а) управление губернских инженеров объединяет в своем ведении все строительные архивы бывших строительных отделений губернских правлений, городских и земских управ, кредитных обществ и др., а также принимает меры через губернский исполнительный комитет о пополнении архива недостающими материалами.
б) устанавливает систему хранения всех документов, руководствуясь общими указаниями на этот предмет управления Центрального Архива, и ответствует за сохранность всех хранимых документов.
§ 32. Техническое совещание при управлении губернских инженеров учреждается для согласования тех строительных мероприятий и проектов, которые затрагивают интересы и компетенцию нескольких отделов губернского исполнительного комитета.
§ 33. Техническое совещание составляется из представителей отделов губернского исполнительного комитета, а именно: местного хозяйства, здравоохранения труда, земледелия, совета народного хозяйства, где таковой сохраняется, и губернского отдела союза строительных рабочих. Представители этих учреждений и союза в совещании должны быть полномочными и персонально назначенными членами технического совещания.
Примечание 1. По вопросам, входящим в компетенцию соответствующих отделов губернского исполнительного комитета, докладчиками являются представители этих последних в техническом совещании.
Примечание 2. Техническому совещанию предоставляется право приглашения для участия в рассмотрения отдельных вопросов представителей и других органов, как например, пожарной охраны, охраны памятников искусства и старины и проч., а также, с правом совещательного голоса, сведущих лиц.
§ 34. Заседания технического совещания происходят под председательством губернского инженера или его заместителя и назначаются периодически, но не реже двух раз в месяц.
§ 35. При расхождении мнения заинтересованного отдела губернского исполнительного комитета с большинством членов совещания, губернский инженер докладывает губернскому исполнительному комитету оба мнения со своим заключением для соответствующих распоряжений.
Раздел VI
ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ДЕЛ
§ 36. Всякого рода проекты с соответствующими заявлениями на возведение новых сооружений, переустройства и капитальный ремонт, подаются заинтересованными учреждениями и лицами по месту работы в управления губернских инженеров, уездные исполнительные комитеты или волостные исполнительные комитеты, по принадлежности.
§ 37. Перечисленные в § 36 проекты на сооружения в губернском городе рассматриваются непосредственно управлением губернских инженеров, а в уездах - уездным инженером, кроме вновь возводимых и капитально переустраиваемых сооружений общественного назначения в уездных городах, рассматриваемых управлением губернских инженеров, и всех строений частного назначения в волости, рассматриваемых и утверждаемых волостными исполнительными комитетами в пределах, устанавливаемых местными обязательными постановлениями губернских исполнительных комитетов.
§ 38. Проекты по строительствам местного значения: промышленному, санитарно-гидротехническому и дорожному представляются строющими учреждениями, объединениями, предприятиями или лицами в управление губернских инженеров. Рассмотрение и утверждение означенных проектов следует в техническом совещании при управлении губернских инженеров, в котором заинтересованные отделы губернского исполнительного комитета представляют свои заключения в пределах их компетенции через своих докладчиков.
§ 39. Рассмотрение проектов и выдача разрешений на право производства работ в пределах округов охраны минеральных источников, озер и прочих местностей лечебного значения производится в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров от 12-го сентября 1923 года о разграничении функций Главного Курортного Управления Народного Комиссариата Здравоохранения и Главного Горного Управления Высшего Совета Народного Хозяйства (Собр. Узак., 1923, N 78, ст. 751) и с изданным в развитие его Положением о горно-санитарной охране минеральных и пресных вод, соляных и грязевых озер, лиманов и местностей лечебного значения (Собр. Узак., 1924, N 39, ст. 355).
§ 40. Проекты подаются в двух экземплярах, из которых один хранится в делах, а другой возвращается заявителю. Первый должен быть составлен на плотной бумаге, а второй на кальке в форматах размерами 36 сантиметров x 22 сантиметра, при чем проекты и чертежи должны быть составлены в следующих масштабах:
1) выкопировка из генеральных планов в масштабе существующих карт,
2) план мест 1/400 или 1/1000, в зависимости от размера участка,
3) планы зданий - 1/100,
4) разрезы и фасады 1/50,
5) детали в произвольном масштабе.
Проекты и чертежи должны быть представлены в метрических мерах, отлюминованы общепринятыми красками, снабжены названиями показанных помещений, всеми необходимыми размерами и должны быть подписаны их составителем с указанием даты.
Примечание 1. В случае надобности, управление губернских инженеров может потребовать представления технических расчетов возводимых сооружений и пояснительных записок.
Примечание 2. Если управление губернских инженеров в семидневный срок не уведомит заявителя о недостаточном соблюдении всех формальностей в деле, то последний в праве считать, что означенная сторона дела им полностью соблюдена.
§ 41. Утверждение проектов с технической стороны может быть как в целом, так и с частичными поправками и оговорками; мотивами к неутверждению могут быть технические неправильности, несоблюдение санитарно-технических или противопожарных норм и неудовлетворительность архитектурных форм сооружения, а по проектам, поступившим из отделов губернского исполнительного комитета, кроме того, техническо-экономическая нецелесообразность.
Примечание. Обращается особое внимание на необходимость согласования проектов сооружений с общим планом населенного пункта, планом его регулирования и с соблюдением красной линии.
§ 42. Рассмотренные и утвержденные с технической стороны управлением губернских инженеров проекты поступают на окончательное утверждение губернского исполнительного комитета в установленном последнем для сего порядке, при чем утверждение проекта выражается в подписи лица, уполномоченного на то президиумом губернского исполнительного комитета, скрепляется подписью губернского инженера с приложением печати управления губернских инженеров.
Примечание 1. Губернский исполнительный комитет особым постановлением может передать непосредственно губернскому инженеру и окончательное утверждение проектов на сооружения.
Примечание 2. В уездах утверждение проектов на сооружения, по которым в порядке § 37 настоящей инструкции дает заключение уездный инженер, производится председателем уездного исполнительного комитета или лицом его заменяющим.
§ 43. Проекты на работы, изъятые из ведения губернского исполнительного комитета, подлежат согласованию с управлением губернских инженеров в порядке п. 4 разд. II Положения об управлениях губернских инженеров, в случае же отсутствия этого согласования, на управление губернских инженеров возлагается обязанность отзыва в губернский исполнительный комитет для надлежащих распоряжений.
Примечание. Перечень категорий сооружений, подлежащих согласованию с управлением губернских инженеров, составляется каждым ведомством и, по согласовании с Государственной Плановой Комиссией, вносится на утверждение Экономического Совещания.
§ 44. На основании состоявшегося утверждения проекта, управление губернских инженеров:
1) производит регистрацию проекта и хранит в архиве при управлении губернских инженеров;
2) уведомляет заявителя о состоявшемся утверждении и отбирает подписку у ответственного за постройку физического или юридического лица о принятии им ответственности за работу;
3) выдает заявителю письменное разрешение и копии утвержденных проектов;
4) производит взимание надлежащих сборов, установленных действующими узаконениями.
Примечание 1. Ответственное за постройку лицо обязано уведомить управление губернских инженеров своевременно о начале и конце работ.
Примечание 2. В случае неутверждения проекта, управление губернских инженеров обязано письменно уведомить об этом заявителя.
§ 45. При выполнении работ по утвержденному проекту не разрешается делать существенных от него отступлений без соответствующего разрешения управления губернских инженеров и того органа, которым был утвержден основной проект.
Примечание. Рассмотрение и утверждение изменений в проекте проходит в порядке, установленном для основных проектов.
§ 46. Полная или частичная эксплоатация сооружений, а также заселение зданий общественного назначения, как вновь выстроенных, так и капитально переустраиваемых, допускается лишь после приемки и составления надлежащего акта: последние производятся управлением губернских инженеров при участии представителей заинтересованного отдела губернского исполнительного комитета, а в том случае, когда заинтересованы несколько отделов, особой комиссией из представителей упомянутых отделов под председательством губернского инженера или лица им уполномоченного.
Примечание. К осмотру промышленных заведений, вновь выстроенных и капитально переустроенных, привлекаются также представители губернского отдела соответственного профессионального союза.
§ 47. Основанием назначения освидетельствования служит заявление ведомств, соответствующего отдела исполнительного комитета, предприятия или частного лица об окончании постройки, подаваемое в порядке § 36 настоящей инструкции.
§ 48. Срок приступа к освидетельствованию постройки не должен превышать семи дней с момента поступления заявления об окончании постройки, за исключением случаев, когда требуется выезд комиссии за пределы губернского города; в этих случаях, постановлением президиума губернского исполнительного комитета, срок может быть удлинен в зависимости от местных условий.
§ 49. Один экземпляр акта о пригодности или непригодности сооружений для целей, указанных в § 46 настоящей инструкции, выдается на руки застройщику и в первом случае служит ему документом, указывающим безусловное или условное отсутствие препятствий с технической стороны к полной или частичной эксплоатации сооружений. Другой экземпляр акта передается по принадлежности для хранения вместе с подлинными проектами данного сооружения. В акте должны быть отмечены, а на чертежах нанесены все сделанные при постройке изменения против проекта, с указанием их допустимости.
Раздел VII
ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ УПРАВЛЕНИЯ ГУБЕРНСКИХ ИНЖЕНЕРОВ
§ 50. Жалобы на неправильные действия губернского инженера подаются непосредственно в губернский исполнительный комитет.
§ 51. Жалобы на неправильные действия представителей управления губернских инженеров подаются в губернский исполнительный комитет через управление губернских инженеров или губернскому инженеру, а на уездных инженеров - в уездный исполнительный комитет, в копии - в управление губернских инженеров.