Главная // Актуальные документы // Инструкция
СПРАВКА
Источник публикации
"Жилищные законы. Сборник важнейших законов СССР и РСФСР, постановлений, инструкций и приказов по жилищному хозяйству (по состоянию на 1 мая 1952 г.), издание второе, 1952
"Справочник по законодательству для работников коммунального хозяйства", 1953 (опубликован без приказа)
"Жилищные законы. Сборник важнейших законов СССР и РСФСР, постановлений, инструкций и приказов по жилищному хозяйству (по состоянию на 1 ноября 1957 года)", издание третье, 1958
"Справочник по законодательству для работников жилищно-коммунального хозяйства", 1964
Примечание к документу
Название документа
"Инструкция о порядке составления проектов земельно-хозяйственного устройства городов и поселков РСФСР"
(утв. Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 23.10.1948 N 908)


"Инструкция о порядке составления проектов земельно-хозяйственного устройства городов и поселков РСФСР"
(утв. Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 23.10.1948 N 908)


Содержание


Утверждена
Приказом
Минкоммунхоза РСФСР
от 23 октября 1948 г. N 908
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ ЗЕМЕЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО
УСТРОЙСТВА ГОРОДОВ И ПОСЕЛКОВ РСФСР
(Издана на основании постановления Совета Министров РСФСР
N 59 от 3 февраля 1948 г.)
I. Общие положения
1. Понятие о городских землях
по действующему законодательству
1. Понятие о городских землях определено действующим "Положением о земельных распорядках в городах", утвержденным Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР 13 апреля 1925 г. (С.У., 1925, N 27, ст. 188, с последующими изменениями).
Согласно ст. 1 указанного Положения все земли в пределах городской черты с лесами и зелеными насаждениями, недра городских земель, береговая полоса и водные пространства в пределах этой черты, в чьем бы пользовании они ни находились, за исключением земель, изъятых в порядке ст. ст. 2 и 4 этого Положения, находятся в непосредственном ведении исполкомов в лице их органов коммунального хозяйства.
2. К изъятым в порядке ст. ст. 2 и 4 Положения из непосредственного ведения коммунальных органов исполкомов местных Советов землям, расположенным в пределах городской (поселковой) черты и фактически находящимся в непосредственном ведении соответствующих министерств, относятся:
а) земли всех видов транспорта (железнодорожного, воздушного и др.);
б) земли, занятые разработками недр, имеющими общегосударственное значение;
в) судоходные водные пространства (речные, морские и озерные) в отношении нужд водного транзитного транспорта и
г) все земли, занятые сооружениями, непосредственно связанными с задачами военной и военно-морской обороны.
3. Все городские земли и водные пространства в пределах городской черты, за исключением изъятых, используются органами коммунального хозяйства непосредственно или:
а) предоставляются государственным учреждениям и предприятиям, общественным и кооперативным организациям, а также отдельным лицам;
б) предоставляются в бесплатное общественное пользование.
2. Классификация городских земель
и порядок их использования
4. Городские земли по характеру их использования подразделяются на:
а) земли селитебные - усадебные, обслуживающие находящиеся на них строения местных Советов, строения национализированные, в том числе строения промышленности, строения общественных и кооперативных организаций и строения отдельных граждан (частных владельцев домов, застройщиков срочных и бессрочных). К селитебным землям относятся также земли, предназначенные под застройку согласно планам застройки города;
б) земли общего пользования, используемые для передвижения (улицы, площади, проезды), для отдыха и удовлетворения других культурных и бытовых потребностей городского населения (парки, лесопарки, стадионы, солярии и т.п.), а также земли, используемые под устройства кладбищ, скотомогильников, под свалки для вывоза снега, мусора и нечистот, земельные участки, отведенные под базары (колхозные рынки), и т.д.;
в) городские угодья, в состав которых входят земли сельскохозяйственного назначения (огороды, фруктово-ягодные сады, виноградники, ягодники, пашни, луга, выгоны), местонахождения общераспространенных ископаемых, торфяники, леса, водоемы.
5. Селитебные участки, обслуживающие строения (жилые и нежилые), принадлежащие местным Советам, эксплуатируются непосредственно органами коммунального хозяйства.
С передачей этих строений в арендное пользование государственным учреждениям, предприятиям, общественным и кооперативным организациям, а также отдельным лицам земельные участки, обслуживающие эти строения, эксплуатируются указанными арендаторами под контролем коммунальных органов.
6. Селитебные участки, обслуживающие находящиеся на них национализированные строения или сооружения, считаются предоставленными государственным учреждениям, предприятиям и организациям на праве бессрочного пользования и используются ими с соблюдением законов о земельной ренте и правил городского благоустройства.
7. Селитебные (усадебные) участки, обслуживающие находящиеся на них частновладельческие строения (возведенные до Великой Октябрьской социалистической революции), предоставляются собственникам строений в пользование с соблюдением законов о земельной ренте и правил благоустройства.
8. Селитебные (усадебные) участки под строительство индивидуальных жилых домов отводятся гражданам в бессрочное пользование на основании договоров "О предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности" (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 г. "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов").
9. Земельные участки отводятся предприятиям и учреждениям под строительство одноквартирных и двухквартирных жилых домов для продажи их в случаях, предусмотренных законом, своим рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим на условиях предоставления долгосрочных ссуд.
10. Размеры участков под индивидуальную застройку для каждого города (поселка) в каждом отдельном случае определяются исполкомами областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся в зависимости от размера дома и местных условий в соответствии с проектами планировки и застройки городов (поселков), а также в соответствии с общими нормами, установленными Советом Министров СССР.
11. Отвод земель под промышленные предприятия оформляется актом "О предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства".
Застройка и благоустройство земель, занятых промышленными предприятиями, могут производиться лишь на основе утвержденных проектов строительства, разрабатываемых заинтересованными предприятиями и утверждаемых в установленном порядке. Проекты строительства и благоустройства обязательно согласуются с соответствующими городскими (поселковыми) исполкомами.
12. Городские угодья, кроме земель сельскохозяйственного назначения, используются органами коммунального хозяйства непосредственно или путем предоставления в арендное или бесплатное пользование другим учреждениям и отдельным лицам, на условиях, установленных исполкомами.
13. Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются государственным учреждениям, предприятиям, организациям и трудящимся в бесплатное пользование под организацию подсобных хозяйств, фруктово-ягодных садов и рабочих огородов, под сенокосы и выгоны на условиях договора на землепользование, заключаемого коммунальными органами с землепользователями.
14. Все городские (поселковые) парки, бульвары, скверы и защитные зоны, расположенные в пределах городской (поселковой) черты, считаются неприкосновенным фондом зеленых насаждений.
Городские леса переданы в ведение Министерства лесного хозяйства СССР. По особой договоренности исполкомов городских (поселковых) Советов с органами Министерства лесного хозяйства СССР лесные участки могут быть переданы горисполкому в целях использования их для культурно-бытового и санитарно-оздоровительного обслуживания городского населения и других надобностей.
В городских зеленых насаждениях ведется специальное хозяйство паркового типа, отличительной особенностью которого является сочетание целей защитного и культурно-просветительного характера с целями производственными.
15. Расположенные в городской (поселковой) черте реки, озера и другие водоемы предоставляются в общее пользование как пути сообщения, источники водоснабжения и для других надобностей, при условии, если это использование не ограничено местными обязательными постановлениями.
II. Основные задачи и основания к проведению
земельно-хозяйственного устройства городских
(поселковых) земель
16. "Положением о земельных распорядках в городах" предусматривается необходимость земельно-хозяйственного устройства городских территорий (ст. ст. 25, 26 и 28).
Постановлением Совнаркома РСФСР N 488 от 9 августа 1945 г. "О проектах планировки городов и поселков РСФСР" предусматриваются инженерная подготовка территории и земельно-хозяйственное устройство городов (поселков) (ст. 23 постановления). В постановлении Совета Министров РСФСР N 59 от 3 февраля 1948 г. дано содержание проекта земельно-хозяйственного устройства и определен порядок проведения земельно-хозяйственного устройства городов и рабочих поселков.
17. Основными задачами земельно-хозяйственного устройства внеселитебных и незастроенных городских (поселковых) территорий являются:
а) содействие развитию на городских землях культур высокой интенсивности, как-то: огородов, садов, питомников, оранжерей, молочных хозяйств и т.п.;
б) оздоровление городских территорий (осушка болот, озеленение, устройства водоемов и т.д.);
в) разработка и осуществление мероприятий по орошению, обводнению и дорожно-мостовому строительству;
г) организация мероприятий по сохранению городской территории от разного рода разрушений (оползней, затопления, размывов, обвалов и т.д.);
д) организация мест культурного отдыха, спорта и зеленых насаждений;
е) организация санаториев, домов отдыха, дачных районов;
ж) рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и водных пространств в целях снабжения города продуктами питания (овощи, фрукты, ягоды, молоко, рыба, птица);
з) рациональное использование недр, торфяных залежей и пр.;
и) использование водных ресурсов в целях энергоснабжения городов и хозяйств, организованных на территории города.
18. Проведение земельно-хозяйственного устройства городов, рабочих, курортных и дачных поселков как мероприятия, обеспечивающего установление порядка землепользования, рациональное использование земель, правильное их распределение между предприятиями и организациями и организацию работ по приведению в культурное и санитарное состояние этих земель, является обязательным.
19. Мероприятия по земельно-хозяйственному устройству осуществляются на основании разработанных и в установленном порядке утвержденных проектов земельно-хозяйственного устройства городских (поселковых) территорий.
20. Согласно ст. 1, п. "б" постановления Совета Министров РСФСР N 59 от 3 февраля 1948 г., проекты земельно-хозяйственного устройства должны разрабатываться на основе утвержденных генеральных планов городов и рабочих поселков.
В городах и поселках с населением до 50 тыс. человек, не имеющих генеральных планов, разработка проектов земельно-хозяйственного устройства должна производиться с учетом развития города (поселка) на ближайшие 15 - 20 лет.
III. Организация работ по проектированию и осуществлению
в натуре земельно-хозяйственного устройства городских
(поселковых) территорий
21. Финансирование работ по земельно-хозяйственному устройству, проведению культурно-технических мероприятий, а также связанных с указанными работами геосъемочных, изыскательских и проектных работ производится за счет местного бюджета в порядке внелимитных затрат с привлечением к участию в расходах заинтересованных учреждений, предприятий и организаций.
Финансирование работ по внутрихозяйственному устройству организованных на городских (поселковых) территориях хозяйств производится за счет землепользователей (учреждений, предприятий и организаций):
22. Перспективные планы и контрольные цифры по производству геосъемочных, инженерно-геологических изысканий и других обследовательских работ, по составлению проектов и по осуществлению указанных проектов в натуре составляются Министерством коммунального хозяйства РСФСР и утверждаются в составе общих перспективных планов и контрольных цифр.
23. Планы и контрольные цифры составляются министерствами коммунального хозяйства АССР и краевыми, областными и городскими отделами коммунального хозяйства на основании постановлений Правительства об утверждении генеральных планов городов (поселков), постановлений Советов Министров АССР и решений край(обл) исполкомов и горисполкомов Советов депутатов трудящихся.
24. Производство подготовительных работ (геосъемки, обследований и изысканий), составление проектов земельно-хозяйственного устройства городских (поселковых) территорий и перенесение проектов в натуру должны быть рассчитаны на период времени не более двух лет.
Примечание. Согласно распоряжению Совета Министров СССР N 11072-р от 10 августа 1948 г., геодезические, топографические, разбивочные и инженерно-геологические работы производятся по разрешениям главных архитекторов городов.
25. В первую очередь должны быть проведены мероприятия по созданию вокруг городов (поселков) и промышленных предприятий садовых и лесопарковых поясов путем организации предприятиями, учреждениями и отдельными землепользователями садово-ягодных хозяйств и лесопарков, а также мероприятия по мелиорации заболоченных территорий в целях ликвидации малярийных очагов.
26. Выполнение работ по внутрихозяйственному устройству хозяйств, организованных на городских (поселковых) территориях, должно следовать немедленно после утверждения плана земельно-хозяйственного устройства городских (поселковых) территорий и перенесения проекта в натуру.
27. Доля участия предприятий и организаций в финансировании мероприятий по земельно-хозяйственному устройству, строительству сооружений, инженерной подготовке территории, проведению культурно-технических мероприятий, а также связанных с ними съемочных, изыскательских и проектных работ определяется в зависимости от мощности организованных на городских (поселковых) территориях хозяйств и значения предприятий в народном хозяйстве СССР.
28. Согласованные с предприятиями и организациями размеры денежных сумм по финансированию мероприятий земельно-хозяйственного устройства и другие виды предприятий в этих работах вносятся в действующие договоры на землепользование как дополнительные обязательства, или указанные договоры на землепользование перезаключаются с включением в них дополнительных пунктов об обязательном финансировании мероприятий по земельно-хозяйственному устройству городских (поселковых) территорий и по внутрихозяйственному устройству организованных этими предприятиями и организациями хозяйств.
Предприятия и организации в целях обеспечения указанного финансирования обязаны в своих ежегодных планах предусматривать определенные в указанном выше порядке суммы на мероприятия по земельно-хозяйственному устройству.
Споры, возникающие при определении размеров финансирования землепользователями работ, разрешаются исполкомами Советов депутатов трудящихся.
29. Все мероприятия, предусмотренные проектом земельно-хозяйственного устройства городских (поселковых) территорий как на землях, находящихся в пользовании предприятий, организаций и отдельных лиц, так и на землях, находящихся в непосредственной эксплуатации коммунальных органов, должны осуществляться одновременно, с тем чтобы весь комплекс работ по выполнению мероприятий, предусмотренный планом, был произведен полностью.
Проектирование и проведение мероприятий, предусмотренных планом земельно-хозяйственного устройства городских (поселковых) территорий, возлагается на исполкомы городских (поселковых) Советов депутатов трудящихся.
30. Руководство, контроль и наблюдение за производством работ и за точным выполнением мероприятий, предусмотренных утвержденными проектами земельно-хозяйственного устройства городских и поселковых территорий, осуществляются Министерством коммунального хозяйства РСФСР.
IV. Подготовительные работы к составлению проекта
31. Составлению проекта земельно-хозяйственного устройства городских (поселковых) территорий должны предшествовать подготовительные работы по сбору топографо-геодезических планов прежних съемок городских земель, по корректированию в случае необходимости этих планов, дополнительной геосъемке неохваченных ими территорий города, по производству агроэкономических, геоботанических, почвенных, геологических, водохозяйственных, мелиоративных, гидротехнических и лесотехнических, дорожных и дендрологических обследований, а также специальных видов обследования торфяных болот, залежей ископаемых, строительных материалов и т.д.
При сборе материалов и производстве обследований должны быть использованы соответствующие данные генеральных планов городов.
32. Корректирование топографо-геодезических планов и производство дополнительных съемок осуществляются с соблюдением требований технической инструкции по городским съемкам, утвержденной Министерством коммунального хозяйства РСФСР.
33. На основании геосъемочных материалов составляются опорный план в масштабе плана организации территории (1:10000) на всю городскую (поселковую) территорию, с изображением на нем угодий и границ существующих землепользований, и полная экспликация земель города (поселка) по угодьям и землепользованиям.
На опорном плане также должны быть показаны:
а) границы земель железнодорожного, водного, воздушного и автогужевого транспорта и транспортные сооружения (полосы отвода железнодорожного транспорта, территории пассажирских, технических, товарных и сортировочных станций, территории портов и т.п.);
б) границы участков, занятых предприятиями и сооружениями добывающей и обрабатывающей промышленности, энергетическими устройствами, а также трассы высоковольтных линий электропередач, магистрали теплофикации и газовые трубопроводы (за пределами застройки);
в) границы существующей городской (поселковой) и иных населенных пунктов застройки, границы территорий, намечаемых по генеральному плану под застройку, и отдельно для первой очереди строительства, границы временно неудобных селитебных земель, существующие застройки всех видов за пределами селитебной территории;
г) трассы трамвайных и троллейбусных линий, городских и транзитных магистралей, мосты, путепроводы и вся существующая дорожная сеть за пределами застройки;
д) коммунальные сооружения, устройства и основные сети (водоразборные сооружения, станции первого и второго подъема, водонапорные башни, основные уличные водоводы и все водоводы, расположенные за пределами селитебной части города; очистные сооружения, канализация, поля ассенизации, места обезвреживания отбросов, канализационные коллекторы за пределами застройки и т.п.);
е) все источники питьевого и производственного водоснабжения за пределами городской застройки (открытые водоемы, выходы грунтовых вод, колодцы);
ж) сооружения инженерной подготовки территории (основные коллекторы осушения, орошения, дренажной системы, водопоглощающие колодцы и т.п.).
34. На опорный план должны быть нанесены также все данные о естественных условиях местности, полученные в результате обследований, - границы мест избыточного увлажнения, болот по степени их заболачивания, размывов, оползней, затопления характерными паводками, солонцов и солончаков и т.п.
35. На основании произведенных обследований (и составленных по этим обследованиям отчетов), генерального плана города, опорного плана и других имеющихся материалов составляется краткая записка "Инженерно-хозяйственные основы к составлению плана земельно-хозяйственного устройства городских (поселковых) земель".
36. "Инженерно-хозяйственные основы" подлежат согласованию с городскими (поселковыми) Советами как задание для проектирования.
37. "Инженерно-хозяйственные основы" (записка) должны содержать:
а) материалы и данные о современном состоянии земельного хозяйства города (поселка). В этом разделе освещаются (кратко): современное использование территории города (поселка), состояние и характеристика инженерного оборудования, инженерной подготовки и благоустройства городской (поселковой) территории;
б) задачи по развитию городского (поселкового) земельного хозяйства в целом и по основным слагающим его элементам. В этом разделе освещается основное направление в развитии земельного хозяйства города (поселка) и задания по отраслям этого хозяйства; в частности, по организации зеленых насаждений, фруктово-ягодных садов, мест отдыха и спорта, водных пространств и водного хозяйства, подсобных сельскохозяйственных предприятий, сельскохозяйственных угодий, недр и пр.
V. Проектирование, состав и содержание проектов
земельно-хозяйственного устройства городских
(поселковых) территорий
38. Проект земельно-хозяйственного устройства городских (поселковых) территорий состоит из двух стадий: первой - плана земельно-хозяйственного устройства и второй - детального проекта земельно-хозяйственного устройства территории городов (поселков).
А. План земельно-хозяйственного устройства
39. План земельно-хозяйственного устройства состоит из:
1) основных положений по использованию, освоению и эксплуатации городских и поселковых территорий;
2) графического проекта организации территории;
3) плановых заданий по инженерной подготовке территории;
4) графических схем к ним.
40. В городах с населением до 50 тыс. человек, не имеющих утвержденных генеральных планов, до приступа к работам по земельно-хозяйственному устройству должна быть определена территория для застройки на ближайшие 15 - 20 лет и установлено развитие территории города.
Основания развития территории города должны быть согласованы с местными областными, краевыми и АССР плановыми органами, местными органами Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР и государственной санитарной инспекции.
41. В плане земельно-хозяйственного устройства территории городов (поселков) должны быть разработаны конкретные мероприятия по рациональному освоению городских (поселковых) земель и установлен порядок их использования в тех случаях, где он генеральным планом города не установлен.
42. В плане должны быть предусмотрены:
а) использование городских (поселковых) земель под жилое, общественное, промышленное, складское, транспортное и прочие виды строительства;
б) использование земель для коммунальных предприятий и коммунальных устройств, с указанием границ зон санитарной охраны;
в) размещение и основы организации зеленых насаждений (лесопарков, лесопояса, питомников, защитных насаждений и т.п.);
г) организация фруктовых и фруктово-ягодных садов;
д) организация мест культурного отдыха и спорта, дачных поселков и курортов местного значения;
е) организация сельскохозяйственных предприятий (совхозов, колхозов, хозяйств ОРСов, коллективных и индивидуальных огородов, городских пастбищ, лугов, теплично-парниковых хозяйств, откормочных ферм, птицеферм и пр.);
ж) использование для сельского хозяйства промышленных, бытовых отходов и отбросов (пищевых отбросов, навоза, фекальных сточных вод, золы, отработанного пара, горячей воды и пр.);
з) организация и использование водоемов для рыбного хозяйства;
и) использование территории для добычи нерудных ископаемых и организации предприятий и баз строительных материалов для города (поселка);
к) организация сети пригородных магистралей и хозяйственных дорог;
л) организация водоснабжения и мероприятия по его улучшению;
м) мероприятия по инженерной подготовке территории под строительство, лесомелиорация, сельскохозяйственная мелиорация, культурно-технические мероприятия, ирригационные сооружения, противомалярийные мероприятия, благоустройство карьеров и котлованов после добычи нерудных ископаемых и торфа, борьба с оврагами, оползнями и пр.;
н) распределение городских (поселковых) земель по видам использования и по землеиспользователям;
о) сроки использования городских (поселковых) земель в зависимости от их назначения;
п) прочие мероприятия, направленные на улучшение земельного хозяйства города (поселка).
43. Графический проект организации территории, составляемый в масштабе 1:10000 с горизонталями, с сечением через 1 - 2 м, должен содержать:
а) границы всей городской территории и отдельных ее частей в соответствии с их назначением (земли, занятые городской застройкой, предназначенные под застройку, и отдельно для первой очереди строительства, земли специального назначения, земли промышленности, транспорта, общего пользования, сельскохозяйственные земли, леса и т.д.);
б) границы организуемых хозяйств;
в) места расположения усадебных центров и хозяйств;
г) границы участков под разработками нерудных общераспространенных ископаемых и участков, предназначенных для проведения различного вида мелиорации;
д) места, заливаемые при половодьях и ливнях, подверженные обвалам, размывам, оползням и т.п.; имеющиеся мелиоративные и гидротехнические сооружения; сельскохозяйственные угодья с учетом их трансформации;
е) границы намечаемых мероприятий по инженерной подготовке внеселитебной и селитебной территорий.
44. Материалами к составлению графического проекта организации территории служат "Инженерно-хозяйственные основы", опорный план и материалы обследований.
Одновременно с составлением графического проекта организации территории составляется пояснительная записка.
45. Пояснительная записка к плану земельно-хозяйственного устройства должна содержать характеристику современного состояния городской (поселковой) территории и обоснования принятых решений по ее рациональному использованию.
46. Пояснительную записку рекомендуется составить по следующей схеме:
а) краткая характеристика естественно-исторических, экономических и санитарно-гигиенических условий устраиваемой и прилегающей к ней территории;
б) описание сложившегося земельного хозяйства города (поселка) и баланс городских земель (до проведения работ по земельно-хозяйственному устройству), по их использованию и состоянию угодий;
в) принятые по генеральному плану и в порядке проведения земельно-хозяйственного устройства решения по рациональному использованию городских (поселковых) земель и обоснования этих решений;
г) обоснования предлагаемых мероприятий по инженерному оборудованию (водоснабжение, дорожно-мостовое строительство, строительство гидроэлектростанций и пр.); инженерной подготовке территории (орошение, осушение, борьба с оползнями, эрозией, засыпка ям, карьеров и пр.) и культурно-технических мероприятий (вспашка земель, посевы растений, удобрения и пр.);
д) соображения о потребностях и возможностях использования нерудных ископаемых и создание баз по производству местных стройматериалов;
е) баланс городских (поселковых) земель в результате проведения земельно-хозяйственного устройства;
ж) распределение городских (поселковых] земель между землепользователями;
з) обоснования принятой очередности проведения мероприятий и потребных капитальных вложений на проведение предусмотренных в п. п. "г" и "д" мероприятий;
и) привлечение землепользователей к работам по освоению предоставленных в их пользование земель и промышленности к участию в расходах по устройству земель общегородского пользования и общегородского значения.
47. Текст пояснительной записки должен сопровождаться фотографиями всех графических материалов плана земельно-хозяйственного устройства.
48. На основании графического проекта организации территорий и пояснительной записки к нему составляются "Основные положения" плана земельно-хозяйственного устройства.
"Основные положения" плана земельно-хозяйственного устройства содержат краткую формулировку принятых решений и являются основным документом в составе плана земельно-хозяйственного устройства территории города (поселка).
49. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР N 59 от 3 февраля 1948 г. "Основные положения" по использованию, освоению и эксплуатации городских и поселковых территорий должны предусматривать:
а) порядок и последовательность осуществления мероприятий по земельно-хозяйственному устройству города (рабочего поселка);
б) распределение земель по отдельным землепользователям;
в) использование земель при расширении города (рабочего поселка) под жилищное, промышленное, транспортное и прочее строительство, определенное генеральным планом и в порядке земельно-хозяйственного устройства;
г) использование земель под строительство санаториев, домов отдыха и дачных поселков;
д) использование земель для нужд коммунального обслуживания населения (насосные станции, водозаборы, очистные сооружения, поля орошения, поля ассенизации и запахивания, кладбища), определенное генеральным планом и в порядке земельно-хозяйственного устройства;
е) устройство зеленых насаждений, лесопарков, парков культуры и отдыха, садов и организацию питомников, оранжерей, семенных и цветочных хозяйств;
ж) использование сельскохозяйственных угодий для организации совхозов, подсобных хозяйств предприятий, коллективных и индивидуальных огородов, садово-ягодных и парниково-тепличных хозяйств, пастбищ, рыбных хозяйств и пр.;
з) мелиоративные и другие мероприятия по инженерной подготовке территории.
50. Плановые задания и схемы инженерной подготовки составляются на основе материалов обследования, опорного плана, "Инженерно-хозяйственных основ" (записки) одновременно с составлением графического проекта организации территории.
51. В случае большого объема инженерно-технических мероприятий и необходимых для их осуществления капиталовложений плановые задания и схемы инженерной подготовки территории составляются отдельно по каждому виду мероприятий.
При небольших объемах работ и капитальных вложений плановое задание составляется в виде единого документа.
52. Отдельные плановые задания или общее плановое задание инженерной подготовки территории, устанавливая технико-экономическую целесообразность мероприятий, должны предусматривать:
а) характеристику намеченных к проведению мероприятий, объем этих мероприятий и примерную стоимость их по укрупненным измерителям;
б) соображения о сроках выполнения строительных работ, намечаемых планом земельно-хозяйственного устройства.
53. На схеме инженерной подготовки даются схематические решения по борьбе с заболачиваемостью, заливаемостью, закарстованностью, оползнями, эрозией, указываются места расположения инженерных сооружений для осуществления этих мероприятий (дамб, подсыпок, насосных станций, водоотводных, дренажных и оросительных каналов, подпорных стенок, набережных и др.) и показываются участки, требующие проведения указанных мероприятий.
Б. Детальный проект земельно-хозяйственного устройства
54. Детальные проекты земельно-хозяйственного устройства городов и рабочих поселков составляются на:
а) внутрихозяйственное устройство лесопарковых зон, парков культуры и отдыха, садов, плодоовощных и других хозяйств;
б) сооружения по инженерной подготовке территории и проведение агротехнических, мелиоративных и других мероприятий на землях городов и рабочих поселков.
55. Детальный проект внутрихозяйственного устройства составляется по отдельным организованным на городской (поселковой) территории хозяйствам по утверждении плана земельно-хозяйственного устройства городских (поселковых) территорий и перенесении графического проекта организации территории в натуру.
56. В состав детального проекта внутрихозяйственного устройства входят: организационный план хозяйства в зависимости от направления хозяйства, проекты инженерного оборудования территории (водоснабжение, электроснабжение, внутренние пути сообщения, специальные оборудования хозяйства) и проекты инженерной подготовки территории и культурно-технических мероприятий.
Примечание. Проектирование жилых и хозяйственных построек заводов, специальных оборудований, производственных предприятий в состав детального проекта землеустройства не входит.
VI. Порядок утверждения проектов земельно-хозяйственного
устройства городских (поселковых) территорий
57. Планы земельно-хозяйственного устройства территории городов, по которым генеральные планы утверждаются Советом Министров Союза ССР или РСФСР, а также вновь строящихся населенных пунктов подлежат утверждению Министерством коммунального хозяйства РСФСР.
58. Планы земельно-хозяйственного устройства территории всех прочих городов (поселков) утверждаются по принадлежности исполкомами областных, краевых Советов депутатов трудящихся и Советами Министров АССР.
59. Планы земельно-хозяйственного устройства городов и рабочих поселков представляются в утверждающие инстанции министерствами коммунального хозяйства АССР, краевыми и областными отделами коммунального хозяйства, а по городам республиканского (РСФСР) подчинения - управлениями по благоустройству городов.
60. При представлении планов земельно-хозяйственного устройства городских и поселковых территорий в утверждающие инстанции прилагаются заключения соответствующих органов Государственной санитарной инспекции и Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР, а в некоторых случаях органов Горнотехнической инспекции.
61. До представления на утверждение планы земельно-хозяйственного устройства территории городов и рабочих поселков предварительно обсуждаются на заседаниях исполкомов городских и поселковых Советов, с широким участием общественности и заинтересованных учреждений и предприятий (землепользователей). Планы, представляемые на утверждение в Министерство коммунального хозяйства РСФСР, должны быть дополнительно рассмотрены в Советах Министров АССР и исполкомах краевых и областных Советов депутатов трудящихся.
62. В составе плана земельно-хозяйственного устройства городских (поселковых) территорий подлежат утверждению:
а) основные положения по использованию городских (поселковых) земель;
б) графический проект организации территории.
63. Проекты внутрихозяйственного устройства хозяйств, организованных на городских (поселковых) территориях, подлежат утверждению исполнительными комитетами городских (поселковых) Советов депутатов трудящихся.
64. На утверждение городских (поселковых) исполкомов указанные проекты, по согласованию их с заинтересованными учреждениями и организациями, вносятся городскими коммунальными органами с заключениями последних.
65. Технические проекты инженерной подготовки территории подлежат рассмотрению и утверждению:
а) по сверхлимитным объектам - Министерством коммунального хозяйства РСФСР;
б) по нижелимитным - соответствующими Советами Министров АССР, краевыми и областными исполкомами Советов депутатов трудящихся.
VII. Осуществление проектов земельно-хозяйственного
устройства городских (поселковых) территорий
66. Утвержденный в установленном порядке план земельно-хозяйственного устройства городских (поселковых) территорий является обязательным документом, на основании которого осуществляются регулирование земельных отношений в городах (поселках), организация сельскохозяйственного производства и проведение мероприятий по инженерной подготовке территории и инженерному оборудованию ее в неселитебной части.
67. Городские (поселковые) Советы депутатов трудящихся несут ответственность за осуществление мероприятий, предусмотренных утвержденными планами земельно-хозяйственного устройства и детальными проектами внутрихозяйственного устройства.
68. Исполкомам городских (поселковых) Советов депутатов трудящихся предоставляется право досрочно прекращать в установленном законом порядке использование земель, проводимое с нарушением утвержденных планов земельно-хозяйственного устройства городских (поселковых) территорий.
69. Внесение каких-либо изменений и дополнений в подлинные планы земельно-хозяйственного устройства городских (поселковых) территорий без разрешения инстанции, утвердившей эти планы (Министерства коммунального хозяйства РСФСР, краевых, областных исполкомов Советов депутатов трудящихся и Советов Министров АССР), запрещается.
70. Обязанность проведения в жизнь утвержденных планов земельно-хозяйственного устройства городских (поселковых) территорий возлагается на городские (поселковые) Советы депутатов трудящихся, а также на городские коммунальные органы, каковые должны обеспечить в первую очередь перенесение проектов в натуру.
71. Перенесение плана земельно-хозяйственного устройства в натуру заключается в перенесении в натуру границ проектируемых хозяйств и отдельных землепользований, с установлением по границам геодезических знаков и с измерением пограничных линий по каждому землепользованию или хозяйству.
72. Перенесение в натуру проектов внутрихозяйственного устройства совхозов, подсобных хозяйств ОРСов, колхозов и т.д. заключается:
а) в разбивке земельных площадей хозяйств на поля севооборотов и производственные участки;
б) в планировке усадебных центров.
73. Осуществление строительства по инженерной подготовке территории и культурно-технических мероприятий производится на основе утвержденных технических проектов, смет и рабочих проектов и ежегодных планов, предусматривающих соответствующие капиталовложения на строительство.
VIII. Хранение проектов земельно-хозяйственного
устройства городских (поселковых) территорий
74. Подлинные утвержденные планы земельно-хозяйственного устройства городских (поселковых) территорий хранятся в коммунальных отделах или управлениях благоустройства исполкомов городских Советов депутатов трудящихся или в поселковых Советах, а копии с них - в Министерстве коммунального хозяйства РСФСР.
75. Городскими органами коммунального хозяйства для хранения указанных проектов должны быть устроены особые хранилища.
IX. Порядок определения и оформления объема
проектно-изыскательских работ по земельно-хозяйственному
устройству городских (поселковых) земель
А. План организации работ, генеральные
и производственные сметы
76. Для проведения съемочно-геодезических, обследовательских, изыскательских И проектных работ по земельно-хозяйственному устройству территории города (поселка) и планомерного финансирования этих работ по каждому объекту земельно-хозяйственного устройства проектирующей организацией составляется план организации работ.
77. План организации работ охватывает все виды работ, необходимых для проектирования земельно-хозяйственного устройства (съемочные, обследовательские, изыскательские и проектные), и устанавливает очередность их выполнения.
78. Руководством для составления плана организации работ служат: постановление Совета Министров РСФСР N 59 от 3 февраля 1948 г., настоящая инструкция о порядке составления проектов и проведения земельно-хозяйственного устройства городов (поселков), инструкции по съемке городов, обследованиям и изысканиям, генеральный план, опорный план города и схема размещения строительства первой очереди.
79. Перед составлением плана организации работ должны быть собраны и изучены имеющиеся топографо-геодезические, обследовательские, изыскательские и планировочные материалы, произведена их оценка и установлена возможность их использования при последующих работах.
80. План организации работ должен предусмотреть технически и экономически целесообразную постановку всех проектных работ.
81. Генеральная смета составляется на весь объем и все виды работ, предусмотренные планом организации работ.
82. Стоимость работ определяется по ценам прейскуранта на земельно-хозяйственное устройство городских земель и прейскуранта на геосъемочные работы. Расходы, не предусмотренные прейскурантами, включаются в генеральную смету отдельным разделом и обосновываются техническими расчетами.
В генеральную смету включаются отдельной строкой капиталовложения на приобретение геодезических инструментов.
83. На работы текущего года составляются производственные сметы.
84. Производственная смета является частью генеральной сметы и составляется только на те виды работ, которые намечены к выполнению в текущем производственном году.
Б. Утверждение и исполнение планов организации работ,
генеральных и производственных смет
85. Планы организации работ, генеральные и производственные сметы представляются на утверждение Главного управления проектных организаций Министерства коммунального хозяйства РСФСР.
86. По утверждении планов организации работ, генеральных и производственных смет заключаются договоры с заказчиками, и, в соответствии с утвержденным планом работ, проектные организации приступают к работам по земельно-хозяйственному устройству городов и рабочих поселков.
87. Выполнение работ поручается партиям и бригадам (изыскательским, геосъемочным, обследовательским), в зависимости от объема работ и их характера.
88. Распределение работ между партиями производится по составленному начальником экспедиции плану, проработанному на производственном совещании исполнителей работ.
89. Координирование работ всех партий (бригад) осуществляется начальником экспедиции.
Все сложные вопросы технического порядка, вопросы методологии работ обсуждаются на техническом совете при начальнике экспедиции, в составе начальников партий и бригад.