Главная // Актуальные документы // ГОСТ (Государственный стандарт)
СПРАВКА
Источник публикации
В данном виде документ опубликован не был.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
М.: Издательство стандартов, 1994.
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.
Примечание к документу
Документ включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мебельной продукции" (ТР ТС 025/2012) (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.10.2012 N 189).

С 01.07.2003 до вступления в силу технических регламентов акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ.

Изменение N 1 введено в действие с 01.11.2013 Приказом Росстандарта от 21.05.2013 N 115-ст.

Взамен ГОСТ 11015-86.
Название документа
"ГОСТ 11015-93 (ИСО 5970-79). Межгосударственный стандарт. Столы ученические. Типы и функциональные размеры"
(принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 21.10.1993)
(ред. от 21.05.2013)

"ГОСТ 11015-93 (ИСО 5970-79). Межгосударственный стандарт. Столы ученические. Типы и функциональные размеры"
(принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 21.10.1993)
(ред. от 21.05.2013)


Содержание


Принят
Межгосударственным советом
по стандартизации, метрологии
и сертификации
21 октября 1993 года
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СТОЛЫ УЧЕНИЧЕСКИЕ
ТИПЫ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ
Desks for pupils. Types and functional dimensions
ГОСТ 11015-93
(ИСО 5970-79)
Список изменяющих документов
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие
Приказом Росстандарта от 21.05.2013 N 115-ст)
Группа К25
ОКП 56 0000
Дата введения
1 января 1995 года
Предисловие
1. Разработан Российской Федерацией.
Внесен Техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации.
2. Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 21 октября 1993 г.
За принятие проголосовали:
Наименование государства
Наименование национального органа по стандартизации
Республика Беларусь
Белстандарт
Республика Казахстан
Казглавстандарт
Российская Федерация
Госстандарт России
Украина
Госстандарт Украины
3. В настоящем стандарте учтены все показатели и требования международного стандарта ИСО 5970-79 "Мебель. Столы и стулья для учебных заведений. Функциональные размеры" в части требований к ростовым номерам 1 - 6.
4. Взамен ГОСТ 11015-86.
Настоящий стандарт распространяется на ученические столы, используемые в комплекте с ученическими стульями по ГОСТ 11016 для оборудования рабочих мест учащихся в классах и учебных кабинетах, и устанавливает их типы и функциональные размеры.
Обязательные требования, обеспечивающие безопасность для здоровья учащихся, изложены в 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, 2.7.
1. ТИПЫ
1.1. Ученические столы должны изготовляться одноместными или двухместными двух типов:
I - столы с постоянными параметрами;
II - столы с регулируемыми параметрами.
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ
2.1. Ученические столы должны изготовляться семи номеров и иметь цветовую маркировку в соответствии с таблицей 1.
(п. 2.1 в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 21.05.2013 N 115-ст)
Таблица 1
мм
Номер стола
Средний рост учащихся
Группа роста
Цвет маркировки
1
1050
Св. 1000 до 1150
Оранжевый
2
1200
" 1150 " 1300
Фиолетовый
3
1350
" 1300 " 1450
Желтый
4
1500
" 1450 " 1600
Красный
5
1650
" 1600 " 1750
Зеленый
6
1800
" 1750
Голубой
7
1900
" 1850
Черный
(позиция введена Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 21.05.2013 N 115-ст)
2.2. Функциональные размеры ученических столов должны соответствовать указанным в табл. 2 и на чертеже.
Таблица 2
(таблица 2 в ред. Изменения N 1, введенного в действие
Приказом Росстандарта от 21.05.2013 N 115-ст)
Наименование размера
Значение для стола, номера
1
2
3
4
5
6
7
Высота рабочей плоскости , не менее
460
520
580
640
700
760
820
Расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног), , не менее
350
410
470
530
590
650
710
Расстояние от пола до элементов, выступающих над коленями (высота пространства для ног, согнутых в коленях), , не менее
350
350
400
400
450
500
550
Ширина рабочей плоскости , не менее
450
500
500
500
500
500
500
Длина рабочей плоскости , не менее:
одноместный стол
600
600
600
600
600
600
600
двухместный стол
1200
1200
1200
1200
1200
1200
1200
Расстояние между опорными элементами стола на одно место (ширина пространства для ног) , не менее
420
420
420
420
450
450
450
Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих перед его коленями (глубина пространства для ног), , не менее
300
300
300
350
400
400
400
Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих над стопой (глубина пространства для ног при сидении с вытянутыми ногами), , не менее
400
400
400
400
450
450
450
Примечание. Допускается изготовление подножки на расстоянии от края стола со стороны сидящего высотой не более 70 мм.
2.2.1. По требованию потребителя допускается для номеров 3, 4, 5, 6 изготовление одноместных столов с длиной рабочей плоскости 700 мм и двухместных столов с длиной рабочей плоскости 1300 мм.
2.3. Крышка стола должна быть горизонтальной или иметь приспособления для установки ее горизонтально и под углом от 7 до 16°. При переводе крышки в наклонное положение высота края стола, обращенного к ученику, не должна уменьшаться более чем на 10 мм.
2.4. При наличии в ученических столах полки высота ниши должна быть не менее 60 мм.
2.5. Столы типа II должны регулироваться по высоте:
на пять номеров - 3 - 7;
на три номера - 3 - 5 и 5 - 7.
Высота рабочей плоскости и расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног), должны изменяться в соответствии с таблицей 2. Остальные размеры столов должны соответствовать:
в столах номеров 3 - 7 и 5 - 7 - размерам для стола номера 7 (таблица 2);
в столах номеров 3 - 5 - размерам для стола номера 5 (таблица 2).
(п. 2.5 в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 21.05.2013 N 115-ст)
2.6. В столах с крышками, устанавливаемыми в двух положениях, - горизонтальном и наклонном, - должны быть предусмотрены места для хранения ручек и карандашей. Минимальные размеры углубления для ручек и карандашей 115 x 45 x 8 мм (длина x ширина x глубина) или отверстие под стаканчик диаметром не менее 55 мм.
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 21.05.2013 N 115-ст)
Расстояние от кромки крышки со стороны сидящего до углубления должно быть не менее 380 мм.
Столы с горизонтальными крышками допускается изготовлять без углублений для ручки и карандаша.
2.7. Углы крышек стола должны быть притуплены (зашлифованы) или иметь в плане скругление радиусом 10 - 30 мм.
Приложение
Рекомендуемое
МЕБЕЛЬ, СТОЛЫ И СТУЛЬЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ
ИСО 5970-79
0. Введение
Настоящий международный стандарт разрабатывался в соответствии с принципом - стулья и столы должны быть подобраны таким образом, чтобы способствовать правильному положению корпуса при работе за столом у тех лиц, которые пользуются этой мебелью в учебных заведениях. Все функциональные размеры в стандарте основаны на результатах, полученных с помощью антропометрических исследований. Выполнение норм настоящего международного стандарта гарантирует при использовании правильно подобранных столов и стульев удобство расположения на сиденье и в то же время позволяет создателям и изготовителям мебели приспособиться к техническим условиям и локальной экономике в соответствии с теми требованиями, которые выдвигают условия обучения в каждой отдельной стране.
Практически для любого роста можно подобрать соответствующую мебель из семи предлагаемых типоразмеров, однако необходима некоторая адаптация для тех лиц, у которых телосложение существенно отличается от средних норм. Требуется тщательно изучить национальные особенности населения для того, чтобы из имеющихся семи типоразмеров мебели выбрать наиболее подходящую для использования в местных школах.
Семь типоразмеров комплектов в виде столов и стульев, предлагаемых настоящим международным стандартом, могут удовлетворить потребности любого учебного заведения (кроме специальных).
Столы средних типоразмеров могут быть также использованы в качестве рабочих плоскостей в тех случаях, когда маленькие ученики работают стоя, более высокие столы используются при аналогичной работе старших учащихся; вся гамма высот создает обширные возможности для использования мебели, разработанной в соответствии с настоящим международным стандартом.
1. Объект и область применения
Настоящий международный стандарт определяет функциональные базовые размеры столов и стульев, используемых в учебных заведениях общего типа. Он не удовлетворяет частным требованиям, выдвигаемым специальными учебными заведениями, или требованиям, предъявляемым к регулируемой мебели. Настоящий международный стандарт не касается материалов, концепций, производства и качества.
2. Размеры
Размеры стульев даны в таблице 1, а размеры столов в таблице 2. Справочные размеры обозначены на рисунке 1 (вид сбоку) и рисунке 2 (вид сверху) <1>.
--------------------------------
<1> Допуски, обозначенные в таблице 1 и таблице 2, не являются производственными допусками, они лишь определяют возможные интервалы для функциональных размеров.
Таблица 1
Размеры стульев, мм
Наименование размера
Справочный номер
0 <*>
1
2
3
4
5
6
Цвет
Белый
Оранжевый
Фиолетовый
Желтый
Красный
Зеленый
Голубой
Справочный рост - средняя высота тела
900
1050
1200
1350
1500
1650
1800
Высота до основания сиденья (допуск +/- 10 мм) <**>
220
260
300
340
380
420
460
Полезная глубина сиденья (допуск +/- 10 мм) <***>
-
260
290
330
360
380
400
Ширина сиденья 
-
250
270
290
320
340
360
Справочная точка отн. <*4>
-
160
170
190
200
210
220
Высота до нижнего края спинки , макс. <*5>, <*6>
-
120
130
150
160
170
190
Высота до верхнего края спинки <*6>:
мин.
-
210
250
280
310
330
360
макс.
-
250
280
310
330
360
400
Ширина спинки <*7>
-
250
250
250
280
300
320
Радиус закругления переднего края сиденья <*8>
-
30 - 50
30 - 50
30 - 50
30 - 50
30 - 50
30 - 50
Радиус спинки <*9>
-
300
300
300
300
300
300
Угол наклона сиденья <*10>
-
0° - 4°
0° - 4°
0° - 4°
0° - 4°
0° - 4°
0° - 4°
Угол между сиденьем и спинкой <*11>
-
95° - 106°
95° - 106°
95° - 106°
95° - 106°
95° - 106°
95° - 106°
--------------------------------
Примечания:
<*> Для типоразмера 0 определяются только цвет и высота сиденья.
<**> Высота измеряется от наиболее высокой точки сиденья в плане на средней линии.
<***> Размер измеряется на средней линии сиденья в плане, это расстояние от края передней ножки стула до перпендикуляра, опущенного из контрольной точки .
<*4> - точка на спинке стула, максимально выступающая вперед.
<*5> Должна быть обеспечена свобода движений сидящего в рабочем положении.
<*6> и измеряются на средней линии сиденья в плане от наиболее низкой точки на поверхности сиденья.
<*7> Верхние и нижние края спинки стула должны быть хорошо сглажены.
<*8> - радиус закругления поверхности сиденья вниз. Необходимо, чтобы кривая имела точную форму дуги окружности.
<*9> - радиус закругления спинки в плане.
<*10> - угол наклона сиденья должен быть 4° максимум. Поверхность сиденья может быть плоской или иметь углубление. Углубление должно занимать задние 2/3 сиденья. Самая глубокая часть его должна находиться в задней части эффективной глубины сиденья, ближе к краю сиденья.
<*11> - угол, образованный горизонтальной линией сиденья и наклонной спинкой стула, или угол между верхней частью спинки стула, определяемый высотой и нижней частью спинки, размер - наиболее выступающая точка спинки соответствует краю сиденья по его средней линии. Профиль спинки стула между функциональными размерами и не определен.
Таблица 2
Размеры столов, мм
Наименование размера
Справочный номер
0 <*>
1
2
3
4
5
6
Цвет
Белый
Оранжевый
Фиолетовый
Желтый
Красный
Зеленый
Голубой
Справочный рост - средняя высота тела
900
1050
1200
1350
1500
1650
1800
Высота до крышки стола (допуск +/- 10) <**>, <***>
400
460
520
580
640
700
760
Высота пространства для ног <***>
-
350
410
470
530
590
650
Высота пространства для ног, согнутых в коленях, 
-
350
350
400
400
450
500
Высота пространства для вытянутых ног 
-
250
250
300
300
350
350
Ширина крышки стола <*4>
-
450
500
500
500
500
500
Минимальная длина крышки стола :
стол одноместный
-
600
600
700
700
700
700
стол двухместный
-
1200
1200
1300
1300
1300
1300
Ширина пространства для сиденья 
-
450
470
470
470
470
500
Глубина пространства для сиденья с согнутыми коленями 
-
300
300
300
350
400
400
Глубина пространства для сиденья с вытянутыми ногами 
-
400
400
400
400
450
450
--------------------------------
Примечания
<*> Для типоразмера 0 определяются только цвет и высота сиденья.
<**> - поверхность крышки стола, определяемая в данном международном стандарте, горизонтальная. Однако если поверхность стола необходимо наклонить, то рекомендуется угол наклона крышки стола, равный 16° по отношению к горизонтали. При этом край крышки стола, расположенный со стороны ученика, должен быть размещен на такой же высоте, на которой устанавливается крышка стола, расположенная горизонтально.
<***> - - если свободное пространство размещается в этой зоне, то его высота должна быть минимум 60 мм.
<*4> Таблица 2 дает предпочтительные размеры минимальной длины и минимальной ширины крышки стола. С точки зрения гармонии рекомендуется использовать эти величины. Если возникает необходимость в использовании размеров, отличающихся от и , то целесообразно использовать следующие модули для увеличения размеров:
размер 
от 450 мм до 800 мм: увеличение на 50 мм
от 800 мм до 2000 мм: увеличение на 100 мм
размер 
от 450 мм до 1200 мм: увеличение на 50 мм.
Вид сбоку
Все размеры справочные
Рисунок 1
Вид сверху
Все размеры справочные
Рисунок 2
Приведенные в таблице 2 минимальная ширина и минимальная длина крышки стола выбираются по данным для одноместных или двухместных столов в соответствии со спецификой их использования.
Свободная зона для ног, определяемая размерами , , , , , , должна строго соблюдаться во всех столах, предназначенных для трудовой деятельности в сидячем положении.
Все ящики или отделения под верхней крышкой стола должны быть размещены таким образом, чтобы обеспечить ногам свободную зону, равную минимальным оговоренным в стандарте размерам.
3. Соотношения между стулом и столом
Общеизвестно, что ученики, находясь в положении сидя, могут занимать разнообразные позы. Для того чтобы решить вопрос о соответствии между стулом и столом, необходимо выбрать удобное положение и проверить семь параметров в соответствии с рисунком 3. На нем показано правильное положение учащегося, сидящего за столом, которое удовлетворяет одновременно всем необходимым параметрам.
Метод оценки соответствия между стулом и столом
A - согнутые в коленях ноги учащегося (в обуви)
должны спокойно лежать на плоской поверхности пола;
B - должно быть достаточное пространство между бедрами
и нижней частью стола; C - не должно быть никакого давления
на передний край стула, между поверхностью сиденья
и бедром; D - высота стола должна быть выбрана таким
образом, чтобы локти сидящего приближались к такому же
уровню по отношению к переднему краю крышки стола, на каком
они находятся, когда кисти рук опущены вертикально вниз;
E - спинка стула должна крепко поддерживать спину сидящего
в поясничной области и нижней части лопаток; F - должно
быть свободное пространство между задней частью ног
и передним краем сиденья; G - должно быть предусмотрено
свободное пространство между опорой лопаток и сиденьем
для обеспечения свободного движения на стуле
Рисунок 3
4. Маркировка
Стулья и столы, соответствующие настоящему международному стандарту, должны снабжаться несмываемой наклейкой, указывающей справочный номер или код цвета, или то и другое.