Главная // Актуальные документы // ГОСТ (Государственный стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
В данном виде документ опубликован не был.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
М.: Издательство стандартов, 1994.
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.
Примечание к документу
Документ включен в
Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического
регламента Таможенного союза "О безопасности мебельной продукции" (ТР ТС 025/2012) (
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.10.2012 N 189).
С 01.07.2003 до вступления в силу технических регламентов акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в
п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ.
Изменение N 1 введено в действие с 01.11.2013 Приказом Росстандарта от 21.05.2013 N 115-ст.
Взамен ГОСТ 11015-86.
Название документа
"ГОСТ 11015-93 (ИСО 5970-79). Межгосударственный стандарт. Столы ученические. Типы и функциональные размеры"
(принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 21.10.1993)
(ред. от 21.05.2013)
"ГОСТ 11015-93 (ИСО 5970-79). Межгосударственный стандарт. Столы ученические. Типы и функциональные размеры"
(принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 21.10.1993)
(ред. от 21.05.2013)
Межгосударственным советом
по стандартизации, метрологии
и сертификации
21 октября 1993 года
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СТОЛЫ УЧЕНИЧЕСКИЕ
ТИПЫ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ
Desks for pupils. Types and functional dimensions
ГОСТ 11015-93
(ИСО 5970-79)
| | Список изменяющих документов Приказом Росстандарта от 21.05.2013 N 115-ст) | |
Дата введения
1 января 1995 года
1. Разработан Российской Федерацией.
Внесен Техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации.
2. Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 21 октября 1993 г.
За принятие проголосовали:
Наименование государства | Наименование национального органа по стандартизации |
Республика Беларусь | Белстандарт |
Республика Казахстан | Казглавстандарт |
Российская Федерация | Госстандарт России |
Украина | Госстандарт Украины |
3. В настоящем стандарте учтены все показатели и требования международного стандарта ИСО 5970-79 "Мебель. Столы и стулья для учебных заведений. Функциональные размеры" в части требований к ростовым номерам 1 - 6.
4. Взамен ГОСТ 11015-86.
Настоящий стандарт распространяется на ученические столы, используемые в комплекте с ученическими стульями по
ГОСТ 11016 для оборудования рабочих мест учащихся в классах и учебных кабинетах, и устанавливает их типы и функциональные размеры.
Обязательные требования, обеспечивающие безопасность для здоровья учащихся, изложены в
2.1,
2.2,
2.3,
2.5,
2.6,
2.7.
1.1. Ученические столы должны изготовляться одноместными или двухместными двух типов:
I - столы с постоянными параметрами;
II - столы с регулируемыми параметрами.
2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ
2.1. Ученические столы должны изготовляться семи номеров и иметь цветовую маркировку в соответствии с таблицей 1.
(п. 2.1 в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 21.05.2013 N 115-ст)
Таблица 1
мм
Номер стола | Средний рост учащихся | Группа роста | Цвет маркировки |
1 | 1050 | Св. 1000 до 1150 | Оранжевый |
2 | 1200 | " 1150 " 1300 | Фиолетовый |
3 | 1350 | " 1300 " 1450 | Желтый |
4 | 1500 | " 1450 " 1600 | Красный |
5 | 1650 | " 1600 " 1750 | Зеленый |
6 | 1800 | " 1750 | Голубой |
7 | 1900 | " 1850 | Черный |
(позиция введена Изменением N 1, введенным в действие Приказом Росстандарта от 21.05.2013 N 115-ст) |
2.2. Функциональные размеры ученических столов должны соответствовать указанным в табл. 2 и на
чертеже.
Приказом Росстандарта от 21.05.2013 N 115-ст)
Наименование размера | Значение для стола, номера |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Высота рабочей плоскости  , не менее | 460 | 520 | 580 | 640 | 700 | 760 | 820 |
Расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног),  , не менее | 350 | 410 | 470 | 530 | 590 | 650 | 710 |
Расстояние от пола до элементов, выступающих над коленями (высота пространства для ног, согнутых в коленях),  , не менее | 350 | 350 | 400 | 400 | 450 | 500 | 550 |
Ширина рабочей плоскости  , не менее | 450 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 |
Длина рабочей плоскости  , не менее: | | | | | | | |
одноместный стол | 600 | 600 | 600 | 600 | 600 | 600 | 600 |
двухместный стол | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 | 1200 |
Расстояние между опорными элементами стола на одно место (ширина пространства для ног)  , не менее | 420 | 420 | 420 | 420 | 450 | 450 | 450 |
Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих перед его коленями (глубина пространства для ног),  , не менее | 300 | 300 | 300 | 350 | 400 | 400 | 400 |
Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих над стопой (глубина пространства для ног при сидении с вытянутыми ногами),  , не менее | 400 | 400 | 400 | 400 | 450 | 450 | 450 |
Примечание. Допускается изготовление подножки на расстоянии  от края стола со стороны сидящего высотой не более 70 мм. |

2.2.1. По требованию потребителя допускается для
номеров 3,
4,
5,
6 изготовление одноместных столов с длиной рабочей плоскости 700 мм и двухместных столов с длиной рабочей плоскости 1300 мм.
2.3. Крышка стола должна быть горизонтальной или иметь приспособления для установки ее горизонтально и под углом от 7 до 16°. При переводе крышки в наклонное положение высота края стола, обращенного к ученику, не должна уменьшаться более чем на 10 мм.
2.4. При наличии в ученических столах полки высота ниши должна быть не менее 60 мм.
2.5. Столы типа II должны регулироваться по высоте:
на пять номеров - 3 - 7;
на три номера - 3 - 5 и 5 - 7.
Высота рабочей плоскости

и расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног),

должны изменяться в соответствии с таблицей 2. Остальные размеры столов должны соответствовать:
в столах номеров 3 - 7 и 5 - 7 - размерам для стола номера 7 (таблица 2);
в столах номеров 3 - 5 - размерам для стола номера 5 (таблица 2).
(п. 2.5 в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 21.05.2013 N 115-ст)
2.6. В столах с крышками, устанавливаемыми в двух положениях, - горизонтальном и наклонном, - должны быть предусмотрены места для хранения ручек и карандашей. Минимальные размеры углубления для ручек и карандашей 115 x 45 x 8 мм (длина x ширина x глубина) или отверстие под стаканчик диаметром не менее 55 мм.
(в ред.
Изменения N 1, введенного в действие Приказом Росстандарта от 21.05.2013 N 115-ст)
Расстояние от кромки крышки со стороны сидящего до углубления должно быть не менее 380 мм.
Столы с горизонтальными крышками допускается изготовлять без углублений для ручки и карандаша.
2.7. Углы крышек стола должны быть притуплены (зашлифованы) или иметь в плане скругление радиусом 10 - 30 мм.
Рекомендуемое
МЕБЕЛЬ, СТОЛЫ И СТУЛЬЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ
ИСО 5970-79
Настоящий международный стандарт разрабатывался в соответствии с принципом - стулья и столы должны быть подобраны таким образом, чтобы способствовать правильному положению корпуса при работе за столом у тех лиц, которые пользуются этой мебелью в учебных заведениях. Все функциональные размеры в стандарте основаны на результатах, полученных с помощью антропометрических исследований. Выполнение норм настоящего международного стандарта гарантирует при использовании правильно подобранных столов и стульев удобство расположения на сиденье и в то же время позволяет создателям и изготовителям мебели приспособиться к техническим условиям и локальной экономике в соответствии с теми требованиями, которые выдвигают условия обучения в каждой отдельной стране.
Практически для любого роста можно подобрать соответствующую мебель из семи предлагаемых типоразмеров, однако необходима некоторая адаптация для тех лиц, у которых телосложение существенно отличается от средних норм. Требуется тщательно изучить национальные особенности населения для того, чтобы из имеющихся семи типоразмеров мебели выбрать наиболее подходящую для использования в местных школах.
Семь типоразмеров комплектов в виде столов и стульев, предлагаемых настоящим международным стандартом, могут удовлетворить потребности любого учебного заведения (кроме специальных).
Столы средних типоразмеров могут быть также использованы в качестве рабочих плоскостей в тех случаях, когда маленькие ученики работают стоя, более высокие столы используются при аналогичной работе старших учащихся; вся гамма высот создает обширные возможности для использования мебели, разработанной в соответствии с настоящим международным стандартом.
1. Объект и область применения
Настоящий международный стандарт определяет функциональные базовые размеры столов и стульев, используемых в учебных заведениях общего типа. Он не удовлетворяет частным требованиям, выдвигаемым специальными учебными заведениями, или требованиям, предъявляемым к регулируемой мебели. Настоящий международный стандарт не касается материалов, концепций, производства и качества.
--------------------------------
<1> Допуски, обозначенные в таблице 1 и
таблице 2, не являются производственными допусками, они лишь определяют возможные интервалы для функциональных размеров.
Размеры стульев, мм
Наименование размера | Справочный номер |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Цвет |
Белый | Оранжевый | Фиолетовый | Желтый | Красный | Зеленый | Голубой |
Справочный рост - средняя высота тела | 900 | 1050 | 1200 | 1350 | 1500 | 1650 | 1800 |
Высота до основания сиденья  (допуск +/- 10 мм) <**> | 220 | 260 | 300 | 340 | 380 | 420 | 460 |
Полезная глубина сиденья  (допуск +/- 10 мм) <***> | - | 260 | 290 | 330 | 360 | 380 | 400 |
Ширина сиденья  | - | 250 | 270 | 290 | 320 | 340 | 360 |
Справочная точка отн. <*4> | - | 160 | 170 | 190 | 200 | 210 | 220 |
Высота до нижнего края спинки  , макс. <*5>, <*6> | - | 120 | 130 | 150 | 160 | 170 | 190 |
Высота до верхнего края спинки <*6>: | | | | | | | |
мин. | - | 210 | 250 | 280 | 310 | 330 | 360 |
макс. | - | 250 | 280 | 310 | 330 | 360 | 400 |
| - | 250 | 250 | 250 | 280 | 300 | 320 |
Радиус закругления переднего края сиденья <*8> | - | 30 - 50 | 30 - 50 | 30 - 50 | 30 - 50 | 30 - 50 | 30 - 50 |
| - | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 | 300 |
Угол наклона сиденья <*10> | - | 0° - 4° | 0° - 4° | 0° - 4° | 0° - 4° | 0° - 4° | 0° - 4° |
Угол между сиденьем и спинкой <*11> | - | 95° - 106° | 95° - 106° | 95° - 106° | 95° - 106° | 95° - 106° | 95° - 106° |
--------------------------------
Примечания:
<**> Высота

измеряется от наиболее высокой точки сиденья в плане на средней линии.
<***> Размер

измеряется на средней линии сиденья в плане, это расстояние от края передней ножки стула до перпендикуляра, опущенного из контрольной точки

.
<*4>

- точка на спинке стула, максимально выступающая вперед.
<*5> Должна быть обеспечена свобода движений сидящего в рабочем положении.
<*6>

и

измеряются на средней линии сиденья в плане от наиболее низкой точки на поверхности сиденья.
<*7> Верхние и нижние края спинки стула должны быть хорошо сглажены.
<*8>

- радиус закругления поверхности сиденья вниз. Необходимо, чтобы кривая имела точную форму дуги окружности.
<*9>

- радиус закругления спинки в плане.
<*10>

- угол наклона сиденья должен быть 4° максимум. Поверхность сиденья может быть плоской или иметь углубление. Углубление должно занимать задние 2/3 сиденья. Самая глубокая часть его должна находиться в задней части эффективной глубины сиденья, ближе к краю сиденья.
<*11>

- угол, образованный горизонтальной линией сиденья и наклонной спинкой стула, или угол между верхней частью спинки стула, определяемый высотой

и нижней частью спинки, размер

- наиболее выступающая точка спинки соответствует краю сиденья по его средней линии. Профиль спинки стула между функциональными размерами

и

не определен.
Размеры столов, мм
Наименование размера | Справочный номер |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Цвет |
Белый | Оранжевый | Фиолетовый | Желтый | Красный | Зеленый | Голубой |
Справочный рост - средняя высота тела | 900 | 1050 | 1200 | 1350 | 1500 | 1650 | 1800 |
Высота до крышки стола  (допуск +/- 10) <**>, <***> | 400 | 460 | 520 | 580 | 640 | 700 | 760 |
Высота пространства для ног <***> | - | 350 | 410 | 470 | 530 | 590 | 650 |
Высота пространства для ног, согнутых в коленях,  | - | 350 | 350 | 400 | 400 | 450 | 500 |
Высота пространства для вытянутых ног  | - | 250 | 250 | 300 | 300 | 350 | 350 |
Ширина крышки стола <*4> | - | 450 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 |
Минимальная длина крышки стола  : | | | | | | | |
стол одноместный | - | 600 | 600 | 700 | 700 | 700 | 700 |
стол двухместный | - | 1200 | 1200 | 1300 | 1300 | 1300 | 1300 |
Ширина пространства для сиденья  | - | 450 | 470 | 470 | 470 | 470 | 500 |
Глубина пространства для сиденья с согнутыми коленями  | - | 300 | 300 | 300 | 350 | 400 | 400 |
Глубина пространства для сиденья с вытянутыми ногами  | - | 400 | 400 | 400 | 400 | 450 | 450 |
--------------------------------
Примечания
<**>

- поверхность крышки стола, определяемая в данном международном стандарте, горизонтальная. Однако если поверхность стола необходимо наклонить, то рекомендуется угол наклона крышки стола, равный 16° по отношению к горизонтали. При этом край крышки стола, расположенный со стороны ученика, должен быть размещен на такой же высоте, на которой устанавливается крышка стола, расположенная горизонтально.
<***>

-

- если свободное пространство размещается в этой зоне, то его высота должна быть минимум 60 мм.
<*4>
Таблица 2 дает предпочтительные размеры минимальной длины и минимальной ширины крышки стола. С точки зрения гармонии рекомендуется использовать эти величины. Если возникает необходимость в использовании размеров, отличающихся от

и

, то целесообразно использовать следующие модули для увеличения размеров:
размер  | от 450 мм до 800 мм: увеличение на 50 мм |
| от 800 мм до 2000 мм: увеличение на 100 мм |
размер  | от 450 мм до 1200 мм: увеличение на 50 мм. |
Все размеры справочные
Рисунок 1
Все размеры справочные
Рисунок 2
Приведенные в
таблице 2 минимальная ширина

и минимальная длина

крышки стола выбираются по данным для одноместных или двухместных столов в соответствии со спецификой их использования.
Свободная зона для ног, определяемая размерами

,

,

,

,

,

, должна строго соблюдаться во всех столах, предназначенных для трудовой деятельности в сидячем положении.
Все ящики или отделения под верхней крышкой стола должны быть размещены таким образом, чтобы обеспечить ногам свободную зону, равную минимальным оговоренным в стандарте размерам.
3. Соотношения между стулом и столом
Общеизвестно, что ученики, находясь в положении сидя, могут занимать разнообразные позы. Для того чтобы решить вопрос о соответствии между стулом и столом, необходимо выбрать удобное положение и проверить семь параметров в соответствии с рисунком 3. На нем показано правильное положение учащегося, сидящего за столом, которое удовлетворяет одновременно всем необходимым параметрам.
Метод оценки соответствия между стулом и столом
A - согнутые в коленях ноги учащегося (в обуви)
должны спокойно лежать на плоской поверхности пола;
B - должно быть достаточное пространство между бедрами
и нижней частью стола; C - не должно быть никакого давления
на передний край стула, между поверхностью сиденья
и бедром; D - высота стола должна быть выбрана таким
образом, чтобы локти сидящего приближались к такому же
уровню по отношению к переднему краю крышки стола, на каком
они находятся, когда кисти рук опущены вертикально вниз;
E - спинка стула должна крепко поддерживать спину сидящего
в поясничной области и нижней части лопаток; F - должно
быть свободное пространство между задней частью ног
и передним краем сиденья; G - должно быть предусмотрено
свободное пространство между опорой лопаток и сиденьем
для обеспечения свободного движения на стуле
Рисунок 3
Стулья и столы, соответствующие настоящему международному стандарту, должны снабжаться несмываемой наклейкой, указывающей справочный номер или код цвета, или то и другое.