Главная // Актуальные документы // ГОСТ (Государственный стандарт)
СПРАВКА
Источник публикации
В данном виде документ опубликован не был.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
М.: Издательство стандартов, 1971.
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.
Примечание к документу
Документ утратил силу с 01.01.1979. Взамен введен в действие ГОСТ 22827-77 ("ИУС" N 1, 1978).

С 01.07.2003 до вступления в силу технических регламентов акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ.

Изменение N 1 введено в действие Постановлением Госстандарта СССР от 24.07.1973 N 1813 с 01.08.1973.

Взамен ГОСТ 11556-65.
Название документа
"ГОСТ 11556-71. Государственный стандарт Союза ССР. Краны стреловые самоходные общего назначения. Технические требования"
(введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 04.03.1971 N 382)
(ред. от 24.07.1973)


"ГОСТ 11556-71. Государственный стандарт Союза ССР. Краны стреловые самоходные общего назначения. Технические требования"
(введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 04.03.1971 N 382)
(ред. от 24.07.1973)


Содержание


Введен в действие
Постановлением Государственного
комитета стандартов
Совета Министров СССР
от 4 марта 1971 г. N 382
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
КРАНЫ СТРЕЛОВЫЕ САМОХОДНЫЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Self-propelled boom for general purposes.
Technical requirements
ГОСТ 11556-71
Список изменяющих документов
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие
Постановлением Госстандарта СССР от 24.07.1973 N 1813)
Группа Г45
Взамен
ГОСТ 11556-65
Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 4 марта 1971 г. N 382 срок введения установлен
с 1 января 1972 года
п. 1.5 с 1 января 1974 года
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
РАЗРАБОТАН Всесоюзным научно-исследовательским институтом строительного и дорожного машиностроения ВНИИСтройдормаш
Директор Бауман В.А.
Начальник отдела стреловых самоходных кранов Зайцев Л.В.
Руководитель темы Улитенко И.П.
Исполнитель Ровинская З.Э.
ВНЕСЕН Министерством строительного, дорожного и коммунального машиностроения
Зам. министра Замешаев В.С.
ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Управлением машиностроения Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР
Зам. начальника Управления машиностроения Акинфиев Л.Л.
Ст. инженер Кириллов Е.А.
Научно-исследовательским отделом стандартизации, унификации, агрегатирования автомобилей, тракторов, строительных, дорожных и сельскохозяйственных машин Всесоюзного научно-исследовательского института по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ)
Зам. зав. отделом Юровский Ю.А.
Инженер Зюзина Л.И.
УТВЕРЖДЕН Государственным комитетом стандартов Совета Министров СССР 11 декабря 1970 г. (протокол N 225)
Председательствующий на Научно-технической комиссии Бергман В.П.
Члены комиссии: Акинфиев Л.Л., Златкович Л.А., Шмушкин И.И.
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 4 марта 1971 г. N 382
Настоящий стандарт распространяется на стреловые самоходные краны общего назначения грузоподъемностью от 4 до 160 тс, предназначенные для строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ.
Стандарт не распространяется на специальные стреловые краны (краны-трубоукладчики, краны для установки линий электропередач, краны на тракторах и т.п.).
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Стреловые самоходные краны должны изготовляться в соответствии с требованиями ГОСТ 9692-71, настоящего стандарта и "Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" Госгортехнадзора СССР по технической документации, утвержденной в установленном порядке.
1.2. Краны должны быть работоспособны при температуре окружающего воздуха от плюс 40 до минус 40 °C. Краны, поставляемые в тропическом и северном исполнениях, должны удовлетворять требованиям технической документации, утвержденной в установленном порядке.
1.3. Конструкция крана должна обеспечивать:
а) возможность работы со следующими видами сменного стрелового оборудования: основной стрелой, башенно-стреловым оборудованием, удлиненными стрелами и стрелами с гуськами;
б) вращение поворотной части вокруг вертикальной оси на неограниченный угол в обоих направлениях. Поворотная платформа должна опираться на роликовое или шариковое опорно-поворотное устройство подшипникового типа;
в) установку кранов типов КП, КШ и КА грузоподъемностью до 16 тс включительно на выносных опорах в горизонтальное положение на площадках с углом наклона не менее 3° без подкладок. Для кранов грузоподъемностью 25 тс и выше допускается использование подкладок. В инструкции по эксплуатации крана должен быть указан порядок использования этих подкладок или плит, их размеры и количество. Выносные опоры должны иметь гидравлическую или другую механизированную систему привода, обеспечивающую раздельное управление и надежную фиксацию каждой опоры;
(пп. "в" в ред. Изменения N 1, введенного в действие Постановлением Госстандарта СССР от 24.07.1973 N 1813)
г) углы въезда и съезда и радиусы проходимости крана типа КА не должны отличаться от параметров используемого автомобиля более чем на 15%;
д) возможность питания от внешней электросети для кранов с дизель-электрическим приводом;
е) возможность установки приспособления, обеспечивающего аварийное опускание груза;
ж) электрический запуск (из кабины управления крана) двигателя внутреннего сгорания или механический запуск в течение не более 30 мин при температурах окружающего воздуха, указанных в п. 1.2;
з) предотвращение замерзания конденсата в системе пневматического управления крана;
и) удобство технического обслуживания, возможность проведения агрегатного ремонта;
к) возможность буксировки крана;
л) изменение длины выдвижных стрел и перевод в рабочее положение складывающихся стрел собственными механизмами;
м) возможность установки вторых тормозов на механизмах грузовой и стреловой лебедок многомоторного крана и на механизме стреловой лебедки одномоторного крана (кроме крана типа КГ);
н) возможность заправки топливных баков на механизированных заправочных пунктах или собственными автономными средствами;
о) возможность контроля уровня топлива, рабочей жидкости и смазки;
п) защиту и закрепление трубопроводов, кабелей и шлангов, исключающих вибрацию и истирание их при работе крана;
р) перемещение крана с грузом на крюке по ровной площадке с углом наклона 3° с основной стрелой, направленной вдоль оси ходовой части и с удлиненным стреловым оборудованием в соответствии с указаниями в технической характеристике;
с) возможность крепления и перевозки запасного колеса на кранах типов КА, КШ;
т) работу со вспомогательным крюком на кране с канатной подвеской стрелы грузоподъемностью от 16 тс и выше.
1.4. Конструкция привода механизмов крана должна обеспечивать:
плавный (без рывков) пуск и остановку механизмов;
совмещение не менее двух рабочих операций, независимых по направлению.
1.5. Краны типов КА и КШ с гидроприводом должны иметь в качестве основного стрелового оборудования телескопическую стрелу.
Краны типов КА, КШ и КП грузоподъемностью до 16 тс включительно с механическим, гидромеханическим или электрическим приводом крановых механизмов - складывающуюся или выдвижную стрелу.
(п. 1.5 в ред. Изменения N 1, введенного в действие Постановлением Госстандарта СССР от 24.07.1973 N 1813)
1.6. Емкость топливных баков должна обеспечивать непрерывную работу кранов продолжительностью не менее 16 ч, а для кранов типа КА должна быть сохранена емкость топливных баков используемого автомобиля.
1.7. Силовая установка и все механизмы, размещенные на поворотной платформе крана, должны быть закрыты кузовом высотой не менее 1,8 м, а при наличии открывающихся люков над местами частого обслуживания механизмов - кузовом высотой не менее 1,4 м или капотом со съемными секциями, обеспечивающими удобный и безопасный доступ к механизмам.
1.8. Механизмы и узлы поворотной части и опорно-поворотное устройство, а также сменное стреловое оборудование кранов должны быть максимально унифицированы для всех типов ходовых устройств одного типоразмера кранов, а также между смежными типоразмерами.
1.9. Стрелы и управляемые гуськи кранов должны быть оборудованы устройствами, предохраняющими их от запрокидывания.
1.10. На кранах, имеющих электрический кабель для питания их от внешней сети или для питания внешних потребителей от энергетической установки крана, должно быть предусмотрено устройство для укладки кабеля.
1.11. Наибольшая высота кранов грузоподъемностью до 63 тс включительно при передвижении по стройплощадке с опущенным стреловым оборудованием не должна превышать 4,3 м. При этом допускается опирание стрелового оборудования на подкатную тележку.
1.12. На кранах грузоподъемностью до 63 тс включительно соединение секций решетчатых стрел должно выполняться с помощью пальцев. В технически обоснованных случаях допускается применение других быстроразъемных видов соединений секций (исключая фланцевые болтовые соединения).
1.13. Смазка узлов и механизмов (за исключением стрелового оборудования) должна быть централизованной, картерной или долговременной. В системах централизованной смазки должны быть предусмотрены устройства для фильтрации и очистки смазки. В системах смазки должны быть устройства, контролирующие поступление смазки. В кабине управления краном должна быть вывешена схема смазки узлов и механизмов крана.
1.14. Электрооборудование крана должно обеспечивать:
освещенность крюка не менее 5 лк во всех его положениях при работе с основной стрелой;
освещенность рабочих мест в кабине машиниста и кузове крана при ремонте и регулировке механизмов местным или переносным осветительным устройством не менее 50 лк.
1.15. Кабина, установленная на поворотной платформе, должна быть изолирована от машинного отделения.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Постановлением Госстандарта СССР от 23.12.1988 N 4557 с 01.01.1990 введен в действие ГОСТ 5727-88.
1.16. Для остекления кабины должны применяться стекла по ГОСТ 8435-57 или ГОСТ 5727-57.
Лобовое стекло кабины должно быть оборудовано устройством для его очистки, солнцезащитным козырьком и устройством против обледенения и должно обеспечивать видимость при температурах, указанных в п. 1.2. Не менее двух стекол кабины должны быть открывающимися.
1.17. Пол кабины должен быть покрыт нетеплопроводным материалом. Поверхность пола не должна быть скользкой, а у кранов с электрическим приводом, кроме того, должно быть электрозащитное покрытие.
Места прохода рычагов, педалей и тяг должны быть защищены от проникновения через них пыли и влаги внутрь кабины.
1.18. Дверь и открывающиеся окна кабины должны быть оборудованы приспособлениями для удержания их в открытом и закрытом положениях.
1.19. При температуре окружающего воздуха от 0 до минус 40 °C в зимний период температура воздуха в кабине на уровне сиденья машиниста должна быть не ниже плюс 10 °C, а в летний период не должна превышать температуры окружающего воздуха.
Кабина крана должна быть оборудована вентилятором. Концентрация вреднодействующих веществ в кабине машиниста не должна превышать санитарных норм, установленных Министерством здравоохранения СССР.
1.20. Уровень вибрации и шума в кабине крана не должны превышать санитарных норм, установленных Министерством здравоохранения СССР.
1.21. Внутренние размеры одноместной кабины должны быть не менее: высота - 1,8 м; ширина - 1 м; длина в зоне рычагов управления - 1,4 м. В технически обоснованных случаях для кранов всех типов допускается уменьшение высоты кабины до 1,5 м и ширины до 0,8 м.
1.22. Рычаги управления основными рабочими движениями крана и контрольные приборы должны быть сосредоточены в кабине в поле зрения машиниста. Расположение рычагов должно исключать лишние и неудобные движения. Усилие для включения рычагов управления рабочими движениями не должно превышать 3 кгс. Усилие, прилагаемое к ножным педалям, не должно превышать 12 кгс. Величина хода рычагов и педалей должна быть не более 300 мм.
1.23. На кранах должны быть предусмотрены специальные места и устройства для хранения инструмента, инвентаря, аптечки первой медицинской помощи и технической документации.
1.24. В кабине машиниста крана не допускается установка приборов и аппаратов, создающих при работе шум и выделяющих тепло (магнитных контроллеров, сопротивлений и проч.).
1.25. Отклонения размеров металлических конструкций крана не должны превышать указанных на черт. 1 - 4 и в таблице.
Черт. 1
Черт. 2
Черт. 3
Черт. 4
Наименования и обозначения параметров
Номер чертежа
Предельные отклонения
Кривизна стрелы длиной 
Неперпендикулярность оси стрелы к оси ее шарнира iс
Кривизна башни (мачты) высотой (для сменного башенно-стрелового оборудования)
Отклонение осевых линий элементов решетки от проектной геометрической схемы в мм
+/- 5
Кривизна элемента решетки между узлами длиной 
1.26. Краны по внешнему виду и отделке должны отвечать требованиям технической эстетики.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Взамен ГОСТ 9894-61 Постановлением Госстандарта СССР от 03.09.1974 N 2089 с 01.07.1975 введен в действие ГОСТ 9.032-74.
1.27. Наружные поверхности деталей и узлов кранов за исключением поверхностей, имеющих защитное покрытие, трущихся поверхностей, а также поверхностей, предназначенных для отвода тепла, должны быть окрашены в соответствии с требованиями ГОСТ 9894-61, III класс, группа А.
Окраска поверхностей деталей и узлов, подвергающихся нагреву, должна производиться в соответствии с ГОСТ 9894-61, IV класс, группа Т°.
1.28. В комплект оборудования, поставляемого с краном должны входить:
а) основная стрела и сменное оборудование (башенно-стреловое оборудование, укороченная стрела, дополнительные секции основной стрелы, гуськи, устройство для буксирования), номенклатура которого определяется заказчиком в установленном порядке;
б) набор запасных частей для замены быстроизнашивающихся деталей;
в) набор инструмента, заправочного и противопожарного инвентаря и приспособлений, необходимых для обслуживания крана;
г) для кранов типов КП, КШ и КА - одно запасное колесо (в сборе);
д) переносная электрическая лампа.
1.29. Ресурс крана до первого капитального ремонта должен быть не менее:
11500 ч - для кранов грузоподъемностью до 10 тс включительно;
16500 ч - для кранов грузоподъемностью до 40 тс включительно;
17000 ч - для кранов большей грузоподъемности.
2. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
2.1. Каждый серийный кран должен быть подвергнут предприятием-изготовителем испытаниям в соответствии с "Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" Госгортехнадзора СССР, по программе, утвержденной в установленном порядке.
2.2. Оборудование, поставляемое в соответствии с требованиями п. 1.28, должно быть подвергнуто испытаниям по программе, утвержденной в установленном порядке.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Взамен ГОСТ 16765-71 Постановлением Госстандарта СССР от 12.08.1987 N 3279 с 01.07.1988 введен в действие ГОСТ 16765-87.
2.3. Контрольные испытания кранов должны производится по ГОСТ 16765-71.
3. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
3.1. На видном месте крана должна быть прикреплена табличка, содержащая:
наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
марку крана и его грузоподъемность;
порядковый номер по системе нумерации предприятия-изготовителя;
дату выпуска крана;
номер настоящего стандарта.
Размеры и способы нанесения маркировки должны обеспечивать ее сохранность в течение всего срока службы крана.
3.2. Перечень деталей, запасных частей и инструмента, подлежащих упаковке, устанавливается предприятием-изготовителем.
3.3. Все узлы, отправляемые в разобранном виде и без упаковки, должны быть маркированы несмываемой краской и снабжены необходимыми надписями.
3.4. Запасные части и инструмент, поставляемые потребителю, должны быть упакованы. Упаковка должна предохранять изделия от повреждений при транспортировании и хранении.
3.5. Краны должны быть оборудованы необходимыми средствами, обеспечивающими безопасность их передвижения или транспортирования в соответствии с "Правилами движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР".
3.6. Для вновь проектируемых кранов:
максимальная нагрузка на ходовую ось должна быть согласована с компетентными организациями;
при транспортировании кранов допускается снятие противовеса стрелы и других съемных элементов;
для кранов типов КП и КШ, грузоподъемностью до 40 тс включительно, в транспортном положении с основной стрелой высота должна быть не более 4 м.
3.7. Транспортирование кранов по железным дорогам должно производиться в соответствии с требованиями, предъявляемыми Министерством путей сообщения СССР к перевозкам. При этом:
краны грузоподъемностью до 16 тс включительно должны вписываться в очертания погрузки без разборки, допускается снятие стрелы;
допускается частичная разборка кранов при их вписывании в габарит 02-Т по ГОСТ 9238-73;
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие Постановлением Госстандарта СССР от 24.07.1973 N 1813)
краны грузоподъемностью выше 16 тс с частичной разборкой в зависимости от грузоподъемности должны вписываться в очертания погрузки или в габарит 02-Т по ГОСТ 9238-73.
(в ред. Изменения N 1, введенного в действие Постановлением Госстандарта СССР от 24.07.1973 N 1813)
3.8. Каждый кран должен сопровождаться формуляром по ГОСТ 2.601-68, удостоверяющим соответствие крана требованиям настоящего стандарта и "Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" Госгортехнадзора СССР.
Кроме того, к каждому крану должны быть приложены:
альбом (каталог) чертежей общих видов крана, важнейших узлов и быстроизнашивающихся деталей;
каталог запасных частей по согласованию с заказчиком;
комплектовочная ведомость отгрузки крана;
упаковочные листы на каждое место;
сводная упаковочная ведомость и отгрузочная спецификация;
схема погрузки крана на железнодорожную платформу, согласованная с органами Министерства путей сообщения СССР;
паспорта к основным комплектующим изделиям и руководство по эксплуатации их;
эксплуатационная документация по ГОСТ 2.601-68 (инструкция по монтажу, эксплуатации, демонтажу и перевозке с разделом по технике безопасности).
3.9. Ремонтная документация разрабатывается предприятием-изготовителем по ГОСТ 2.602-68.
3.10. Консервация кранов при хранении и транспортировании по ГОСТ 13168-69.
4. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
4.1. Каждый кран должен быть принят техническим контролем предприятия-изготовителя. Изготовитель должен гарантировать соответствие всех кранов требованиям настоящего стандарта при соблюдении потребителем условий применения (эксплуатации) и хранения, установленных инструкцией предприятия-изготовителя.
Гарантийный срок устанавливается 18 месяцев со дня ввода крана в эксплуатацию, но не более 24 месяцев со дня получения его потребителем.
Указанное требование не распространяется на быстроизнашивающиеся детали, замена которых производится за счет запасных частей, поставляемых в объеме, обеспечивающем работу крана в течение гарантийного срока.
УДК 621.873.327