Главная // Актуальные документы // ГОСТ Р (Государственный стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
М.: Стандартинформ, 2009
Примечание к документу
Введен в действие с 1 января 2009 года с правом досрочного введения (
Приказ Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 518-ст).
Название документа
"ГОСТ Р 14.01-2005. Экологический менеджмент. Общие положения и объекты регулирования"
(утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 518-ст)
"ГОСТ Р 14.01-2005. Экологический менеджмент. Общие положения и объекты регулирования"
(утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 518-ст)
Утвержден и введен в действие
от 30 декабря 2005 г. N 518-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОБЪЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Ecological management.
General rules and objectives of regulation
ГОСТ Р 14.01-2005
Группа Т58
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: дата введения в действие 1 января 2009 года, а не 1 января 2008 года. | |
Дата введения
1 января 2008 года
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным
законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации -
ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
1. Разработан Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) "НИИ экономики, связи и информатики "Интерэкомс".
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 020 "Экологический менеджмент и экономика".
3. Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. N 518-ст.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" принят 24.06.1998 и имеет номер 89-ФЗ. Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ вносил изменения в Федеральный закон N 89-ФЗ от 24.06.1998. | |
4. В настоящем стандарте реализованы нормы Федеральных законов: от 30 марта 1999 г. N
52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 10 января 2002 г. N
7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (
ст. 4,
6,
9,
10,
12,
14,
16,
18,
19).
5. Введен впервые.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
Настоящий стандарт устанавливает назначение, общие положения, структуру, а также требования к составу национальных стандартов Российской Федерации - комплексу стандартов экологического менеджмента окружающей среды (комплекс СЭМОС), направленных на мониторинг и установление мер, необходимых для предотвращения и комплексного уменьшения загрязнений окружающей среды с целью повышения:
- качества и конкурентоспособности продукции (услуг), выпускаемых (оказываемых) субъектами хозяйственной деятельности;
- уровня охраны окружающей среды, установленного законодательными актами;
- безопасности хозяйственной деятельности для жизни и здоровья населения;
- уровня сбережения первичных ресурсов и максимального использования в хозяйственной деятельности вторичных ресурсов из выбросов, сбросов, отходов, что в целом должно способствовать реализации стратегических основ устойчивого развития общества, включая конституционное право граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и мерах по возмещению ущерба за утрату здоровья или имущества.
При разработке настоящего стандарта и структуры нового комплекса СЭМОС применен общесистемный подход, заключающийся в формировании требований к стандартам по циклически организованному алгоритму (рисунок 1) в позитивном направлении - по часовой стрелке.
Рисунок 1. Стандарт понимания: модель
"12 ключевых вопросов", ответы на которые
позволяют построить устойчивую систему
При разработке комплекса СЭМОС важное значение придавалось гармонизации данного комплекса стандартов с международными требованиями, что подтверждают следующие примеры:
ГОСТ Р 14.08-2005 "Экологический менеджмент. Порядок установления аспектов окружающей среды в стандартах на продукцию (ИСО/МЭК 64)" - прямое применение ИСО/МЭК 64;
ГОСТ Р 14.11-2005 "Экологический менеджмент. Общие требования к органам, проводящим оценку и сертификацию/регистрацию систем экологического менеджмента (ИСО/МЭК 66)" - прямое применение ИСО/МЭК 66;
ГОСТ Р 14.12-2006 "Экологический менеджмент. Интегрирование экологических аспектов в проектирование и разработку продукции" - модификация ИСО/ТО 14062;
ГОСТ Р 14.13-2007 "Экологический менеджмент. Оценка интегрального воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля" гармонизирован с Директивой Совета Европейского Союза 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 г. "О комплексном предотвращении и контроле загрязнений".
При этом комплекс СЭМОС призван дополнить систему действующих национальных стандартов Российской Федерации, идентичных международным стандартам ИСО серии 14000.
Рисунок 2. Стратегическая структура распределения
нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды
и обеспечения экологической безопасности объектов
В устанавливаемом в настоящем стандарте новом комплексе национальных стандартов Российской Федерации первостепенное значение придается предотвращению образования, мониторингу и контролю загрязнений как важнейшим условиям достижения устойчивого равновесия между техногенной деятельностью и социально-экономическим развитием общества - с одной стороны, сбережением первичных, а также использованием вторичных ресурсов (из отходов) и способностью окружающей среды к восстановлению - с другой стороны.
Мировая практика свидетельствует о большой отдаче природоохранных инвестиций, дающих эффект (предотвращенный ущерб) в целом в экономике, в 10 - 15 раз превышающий такие вложения.
Экономический эффект могут получить и муниципальные образования, так как согласно
ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в частности находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; земельное, водное, лесное законодательство, а также законодательство о недрах и об охране окружающей среды.
Необходимо помнить, что конституционными являются положения об охране природы как основе жизни и деятельности людей
(ст. 9) и о праве каждого человека на благоприятную окружающую среду
(ст. 42).
В связи с этим в задачи нормативно-технического обеспечения сферы экологического менеджмента входит предотвращение, сокращение и, насколько это возможно, уменьшение загрязнений окружающей среды (в соответствии с Директивой Совета Европейского Союза 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 г. "О комплексном предотвращении и контроле загрязнений"). Решение этих задач возможно, в первую очередь, путем мониторинга, идентификации и комплексного контроля источников загрязнения с обеспечением рационального использования первичных и вторичных ресурсов в соответствии с принципами "предотвратить загрязнения" и "загрязнитель платит", начиная со стадии проектирования хозяйственной деятельности до стадии снятия изделий с эксплуатации и их ликвидации путем утилизации инертных частей и удаления опасных составляющих, на что направлены требования документов комплекса СЭМОС, включая:
ГОСТ Р 1.0-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения;
ГОСТ Р 1.5-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения;
ГОСТ Р 14.07-2005. Экологический менеджмент. Руководство по включению аспектов окружающей среды в технические регламенты;
ГОСТ Р 14.08-2005. Экологический менеджмент. Порядок установления аспектов окружающей среды в стандартах на продукцию (ИСО/МЭК 64);
ГОСТ Р 14.11-2005. Экологический менеджмент. Общие требования к органам, проводящим оценку и сертификацию/регистрацию систем экологического менеджмента (ИСО/МЭК 66);
ГОСТ Р 14.12-2006. Экологический менеджмент. Интегрирование экологических аспектов в проектирование и разработку продукции;
ГОСТ Р 14.13-2007. Экологический менеджмент. Оценка интегрального воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля, а также национальные стандарты Российской Федерации комплекса СЭМОС, которые будут изданы по мере разработки.
Настоящий стандарт устанавливает назначение, цель, задачи, принципы, требования к составу, структуру построения, а также направления развития комплекса стандартов экологического менеджмента окружающей среды (далее - комплекса СЭМОС) и распространяется на хозяйственную и иные виды деятельности, осуществляемые субъектами, включая юридические лица и индивидуальных предпринимателей любых форм собственности.
Настоящий стандарт не распространяется на оборонную продукцию и ядерные объекты.
Требования, установленные в настоящем стандарте, учитывают при разработке нормативно-технической документации и подготовке научной литературы, относящейся к сферам экологического менеджмента в процессах хозяйственной деятельности.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 1.5-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изменения, оформления и обозначения
ГОСТ Р 14.07-2005. Экологический менеджмент. Руководство по включению аспектов окружающей среды в технические регламенты
ГОСТ Р 14.08-2005. Экологический менеджмент. Порядок установления аспектов окружающей среды в стандартах на продукцию
ГОСТ 30772-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины, определения и сокращения
3.1. В настоящем стандарте применены термины по
ГОСТ 30772,
ГОСТ Р 52104, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Окружающая среда: окружение, в котором функционирует организация,│
│включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей и их│
│взаимодействие. │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
3.1.2. Биосфера Земли: общепланетарная оболочка, состав, структура и энергетика которой главным образом обусловлены прошлой или современной деятельностью живых организмов (живым веществом) в течение геологического времени.
3.1.3. Техносфера: часть биосферы, коренным образом преобразованная человеком в технические и техногенные объекты (по
[7]).
3.1.4. Экосфера: совокупность свойств Земли как планеты, создающих на ней условия для развития жизни (биотоп биосферы).
3.1.5. Социосфера, общественная среда: подсистема антропосферы, представляющая собой совокупность подсистем управления и общественных отношений.
Примечания. 1. Социосфера состоит из четырех подсистем, включая социальные отношения, здравоохранение, культуру, идеологию.
2. Связи между отдельными элементами системы проявляются в виде потоков вещества, энергии, информации и воздействий (актов), что свойственно общим открытым системам.
3.1.6. Ресурсосфера: совокупность биоестественных природных и техногенных материальных, энергетических ресурсов, актуально и/или потенциально вовлекаемых в антропогенную (человеческую) деятельность для производства продукции и оказания услуг.
Примечания. 1. Ресурсосфера состоит из подсистем натурального (поставки сырья, материалов, оборудования) и денежного обращения, экономики, торговли, финансовой деятельности.
2. Ресурсосфера, техносфера, экосфера и социосфера обмениваются финансами и веществами, энергией, информацией, действиями (актами) людей, что свойственно открытым стратегическим системам.
3.1.7. Ионосфера: верхний слой атмосферы (на высоте от 80 до 500 км от поверхности Земли), выделяемый в пределах термосферы.
Примечание. Ионосфера, расположенная над стратосферой, содержит значительное количество ионизированных молекул, атомов атмосферных газов и свободных электронов.
3.1.8. Атмосфера: газовая оболочка Земли массой

т и толщиной около 800 км с особенной структурой, характеризующей ее температурный режим.
Примечания. 1. Характеристики температурного режима атмосферы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Зона атмосферы | Температура нижней границы, °C | Температура верхней границы, °C | Диапазон предельных значений нижней и верхней границ, км |
Тропосфера | 15 | -56 | 0 - 11 (16) |
Стратосфера | -56 | -2 | 11 - 50 |
Мезосфера | -2 | -92 | 50 - 85 |
Термосфера | -92 | 1200 | 85 - 500 |
Экзосфера | - | - | 500 - 800 |
2. Тропосферу и стратосферу образуют нижние слои атмосферы, в то время как мезосферу, термосферу и экзосферу - верхние слои атмосферы, причем слой толщиной 30 км составляет 99% массы всей атмосферы.
3.1.9. Литосфера: твердая оболочка Земли, включающая в себя геосферу толщиной около 70 км в виде слоев осадочных пород (гранитного и базальтового) и мантию толщиной до 3000 км.
3.1.10. Инфраструктура: совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для работы отраслей промышленности и обеспечения условий жизнедеятельности общества.
Примечания. 1. Различают производственную (дороги, каналы, порты, склады, системы связи и др.) и социальную (школы, больницы, театры, стадионы и др.) инфраструктуры.
2. Иногда термином "инфраструктура" обозначают комплекс отраслей (транспорт, связь, образование, здравоохранение и др.).
3.1.11. Нормативное регулирование (экологической безопасности): реализация мер по обеспечению экологической безопасности окружающей среды путем разработки гармонизированных с международными, региональными и национальными требованиями нормативно-правовых и нормативно-технических документов.
Примечание. В
ГОСТ Р 14.07 стандартизованы положения по включению аспектов окружающей среды в технические регламенты, в
ГОСТ Р 14.08 стандартизован порядок установления аспектов окружающей среды в стандартах на продукцию.
3.1.12. Экологический менеджмент: скоординированная нормативно-правовая и нормативно-техническая деятельность, осуществляемая с целью уменьшения рисков в системе сохранения и комплексной защиты окружающей среды от вредного воздействия на нее субъектов и/или объектов природного, а также техногенного характера.
Примечания. 1. Скоординированная деятельность в области экологического менеджмента, по аналогии с менеджментом качества по
ГОСТ Р ИСО 9000, как составной части общей стратегической системы менеджмента организации, включает в себя разработку экологической политики в составе руководства по экологическому менеджменту, а также вспомогательных документов по планированию экологической безопасности, организации экологической деятельности, экологическому мониторингу и управлению с целью улучшения условий окружающей среды.
2. Планирование экологической безопасности является интеллектуальной частью экологического менеджмента, направленной на установление его цели и задач, требований, принципов и ограничений.
3. Экологическая деятельность является процедурной частью экологического менеджмента, включающей в себя организационные структуру, мероприятия и повышающей уверенность в том, что установленные требования будут выполнены исполнителями в соответствии с уровнями их ответственности.
4. Экологический мониторинг является регулярно повторяющейся частью экологического менеджмента, направленной на наблюдение в непрерывном или дискретном режимах за экологической ситуацией на контролируемой территории, а также на обеспечение деятельности по выполнению установленных требований.
5. Экологическое управление является инструментальной частью экологического менеджмента, включающей в себя методы, оборудование и технологии, обеспечивающие достижение целей, выполнение всего комплекса требований с соблюдением установленных ограничений, в том числе на используемые ресурсы.
3.2. В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ЕС - Европейское сообщество;
ИСО - Международная организация по стандартизации;
МС - международный стандарт;
ОЭСР - Организация экономического содействия развитию;
ПДВ - предельно допустимый выброс;
ПДК - предельно допустимая концентрация;
ПДС - предельно допустимый сброс;
ПХБ - полихлорированные бифенилы;
ПХТ - полихлорированные трифенилы;
НД - нормативный документ.
4. Назначение, цель, задачи, принципы и направления
стандартизации в сфере экологического менеджмента
4.1. Комплекс стандартов экологического менеджмента окружающей среды (комплекс СЭМОС) устанавливает научно обоснованные, гармонизированные с международными, региональными директивными и нормативными документами требования экологического менеджмента в процессах разработки, производства, транспортирования, хранения, эксплуатации, ремонта и ликвидации объектов, негативно влияющих на окружающую среду в процессах хозяйственной и иной деятельности.
4.1.1. Комплекс СЭМОС представляет собой совокупность национальных стандартов Российской Федерации, целью разработки, принятия и внедрения которых является системное (по стратегиям деятельности) и комплексное (по стадиям жизненного цикла объектов) нормативное регулирование деятельности по защите окружающей среды от техногенных воздействий хозяйственных и иных объектов, в том числе в соответствии с требованиями технических регламентов.
4.1.2. Стандарты, входящие в комплекс СЭМОС, включают в себя необходимые требования к процессам и методам экологического менеджмента на стадиях жизненного цикла объектов, а также к мониторингу, контролю, оценкам результативности и экономической эффективности выполнения установленных требований.
4.2. Целью реализации стандартов в сфере экологического менеджмента является обеспечение экологической безопасности окружающей среды, включая защиту всех составляющих ее элементов, реализацию процессов предупреждения опасных воздействий любых видов загрязнений со стороны объектов хозяйственной или иной деятельности, а также физико-химических факторов природного происхождения. Экологическая безопасность обеспечивается предотвращением или комплексным уменьшением загрязнений, идентификацией и мониторингом загрязнений, ликвидацией последствий загрязнений любого вида, очисткой и восстановлением территорий, а также объектов хозяйственной или иной деятельности.
4.3. Задачами экологического менеджмента являются:
а) разработка нормативно-технических документов, распространяющихся на установление, мониторинг и контроль выполнения требований экологической безопасности, основанных на объективном инструментальном учете всех стадий жизненного цикла объектов, оказывающих негативное воздействие на ионосферу, озоновый слой атмосферы, атмосферный воздух, литосферу и гидросферу;
б) рационализация использования первичных природных ресурсов и максимальное вовлечение в хозяйственную деятельность вторичных ресурсов, получаемых из инертных и/или обезвреженных отходов, сбросов и выбросов;
в) предотвращение и комплексное уменьшение загрязнений с использованием наилучших доступных технологий, а также эффективных процессов и операций обращения с отходами, сбросами и выбросами, образующимися в технологическом цикле;
г) регулирование производственно-технологической деятельности при:
- нормальных условиях эксплуатации объектов хозяйственной деятельности,
- нарушении нормальных условий эксплуатации (работы) объектов,
- предусмотренной аварийной ситуации,
- непредусмотренной аварийной ситуации,
- аварийной ситуации по любым причинам;
д) информирование и обучение населения основам экологического права и мерам по обеспечению экологической безопасности.
4.4. Экологический менеджмент базируется на следующих ограничительных принципах:
- неизбежности загрязнения, в соответствии с чем любые процессы эксплуатации или модификации объектов хозяйственной деятельности приводят к загрязнению атмосферы, водной среды, почвы, инфраструктуры, что требует получения соответствующих разрешений на образование выбросов, сбросов, отходов и другие негативные воздействия на окружающую среду;
- стремления к предотвращению загрязнения, в соответствии с чем задачи экологической политики природопользователя заключаются в предотвращении и уменьшении загрязнений окружающей среды;
- принудительным платежам по принципу "загрязнитель платит", начиная со стадии проектирования хозяйственной деятельности и завершая ее реализацией;
- обязательности комплексного уменьшения загрязнений окружающей среды, в первую очередь, путем своевременного принятия мер по мониторингу и комплексному контролю за источниками загрязнений с обеспечением рационального использования первичных и вторичных ресурсов.
4.5. Комплекс СЭМОС должен включать в себя технические требования:
- к составу показателей качества окружающей среды, качественных и количественных характеристик экологической безопасности объектов хозяйственной и иной деятельности;
- к типовым технологическим процессам производства, включая наилучшие доступные технологии;
- к организации (порядку), правилам и методам проведения различных работ и оказания услуг;
- к воспроизводимым детерминированным характеристикам экологической безопасности объектов хозяйственной и иной деятельности;
- к порядку и методам обоснования количественных значений недетерминированных технических и экологических характеристик объектов хозяйственной и иной деятельности.
Примечания. 1. Детерминированные технические и экологические характеристики объектов хозяйственной и иной деятельности - это характеристики объектов, конструкция, состав и функции которых не изменяются в течение срока действия стандартов или иного достаточно длительного срока, например с момента принятия стандарта до внесения в него изменений.
2. Недетерминированные технические и экологические характеристики объектов хозяйственной и иной деятельности - это характеристики объектов, конструкция, состав и функции которых могут непредсказуемо измениться в течение срока действия стандартов по причинам негативных внешних воздействий.
4.6. Стандарты, устанавливающие требования экологической безопасности стационарных и передвижных объектов, а также продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, должны включать в себя технические требования по:
- гармонизации с международными стандартами и директивными документами, с техническими регламентами;
- ответственности субъектов хозяйственной деятельности, иных лиц, вовлекаемых в процессы идентификации, мониторинга, контроля и устранения загрязнений окружающей среды;
- экологически безопасной эксплуатации объектов и производимой с их помощью продукции;
- ресурсосберегающей и природоохранной ликвидации объектов и продукции после снятия их с эксплуатации.
4.7. При установлении в комплексе СЭМОС требований экологической безопасности учитывают все известные факторы экологической опасности, виды и вероятности экологического риска, соответствующих ущербов, а также все виды природных сред и объектов окружающей среды, нуждающиеся в экологической защите.
4.8. При разработке и развитии комплекса СЭМОС следует соблюдать основные принципы стандартизации и прежде всего принцип системности, который обеспечивает взаимную согласованность и непротиворечивость требований стандартов, содействует исключению дублирования одних и тех же требований в различных стандартах, способствует обеспечению рациональной унификации экологических требований применительно к объектам хозяйственной и иной деятельности.
4.9. При планировании и проведении работ по созданию и развитию комплекса СЭМОС рекомендуется устанавливать требования к объектам различного уровня конструктивной сложности в направлениях от общего к частному, от сложных технических систем до отдельных функциональных узлов.
4.10. При установлении в комплексе СЭМОС требований экологической безопасности к процессам, осуществляемым на всех стадиях жизненного цикла продукции, приоритет должен отдаваться охране жизни и здоровья людей, а также обеспечению благоприятных экологических условий их жизни (труда и отдыха).
4.11. При разработке комплекса СЭМОС необходимо учитывать положения технических регламентов, нормативно-правовых документов и действующих национальных стандартов Российской Федерации, а также актуализированных документов в области охраны окружающей среды, утвержденных соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации.
4.11.1. В комплексе СЭМОС необходимо учитывать актуальные требования и положения, содержащиеся в международных (ИСО, ОЭСР) и региональных (ЕС) директивных и нормативно-правовых документах, а также в системах и комплексах стандартов (национальных и межгосударственных, действующих на территории Российской Федерации), распространяющихся на:
- экологический менеджмент;
- охрану природы и улучшение использования природных ресурсов;
- менеджмент безопасности труда;
- менеджмент качества;
- ресурсосбережение;
- энергосбережение;
- менеджмент энергоэффективности,
структура стратегического распределения которых приведена на рисунке 3.
Рисунок 3. Стратегическая структура четырех
главных направлений нормативно-технического обеспечения
устойчивого развития организаций
4.11.2. Выполнение требований и положений документов, действующих на федеральном уровне, осуществляют путем:
- использования в комплексе СЭМОС требований действующих документов в части установленных в них норм и нормативов различных негативных воздействий на окружающую среду, а также методов и средств измерения различных параметров этих воздействий;
- обеспечения выполнения требований и положений документов в области экологического менеджмента при развитии комплекса СЭМОС, действующих на федеральном уровне.
4.11.3. Рациональное построение, эффективное развитие и использование комплекса СЭМОС обеспечивается путем планирования и координации работ со стороны головного разработчика данного комплекса стандартов.
5. Объекты, предметы и аспекты стандартизации
в сфере экологического менеджмента
5.1. Основными объектами комплекса СЭМОС являются виды и направления комплексного обеспечения экологической безопасности техногенных систем и антропогенных объектов с предъявлением к ним требований к безопасности техносферы, экосферы, социосферы и ресурсосферы, т.е. в общесистемном единстве в процессах хозяйственной и иной деятельности (рисунок 4).
Рисунок 4. Структура стратегического охвата
направлений нормативного регулирования
в сфере экологической безопасности
5.1.1. Как правило, опасным воздействиям в процессах хозяйственной и иной деятельности подвергаются следующие субъекты и объекты, нуждающиеся в экологической защите:
- люди (здоровье, жизнь, имущество);
- воздушная среда (атмосфера);
- ландшафт территорий;
- земля, почвы;
- недра земли;
- вода (поверхностные и подземные воды гидросферы);
- социально-экономическая обстановка на объектах хозяйственной и иной деятельности, в местах проживания и пребывания людей;
- обстановка на объектах хозяйственной деятельности и в местах проживания людей, связанная с наличием физических полей (шума, электромагнитных, радиационных и других излучений);
- культурно-историческое наследие в виде материальных носителей.
Вышеуказанные природные среды и объекты могут рассматриваться также в составе различных природных комплексов и экосистем.
5.2. Предметами экологического менеджмента являются хозяйственная и иные виды деятельности.
5.3. Аспектами стандартизации в сфере экологического менеджмента являются терминология, классификация, факторы, правила и порядок обеспечения безопасности от воздействия на окружающую среду веществ и материалов, продукции, выпускаемой на рынки сбыта и представляющей опасность на стадиях ее жизненного цикла. При этом основное внимание, как правило, уделяют стадии производства продукции, хотя должны быть установлены требования к обеспечению экологической безопасности на стадиях транспортирования, хранения, эксплуатации и ликвидации отслужившей установленный срок продукции, отходов, сбросов и выбросов (с утилизацией инертных и удалением опасных частей).
5.4. Основным способом изучения и контроля экологической ситуации является мониторинг окружающей среды, осуществляемый по различным направлениям с оценкой экологической безопасности:
- атмосферы;
- литосферы (земель, почв, недр);
- гидросферы;
- техносферы.
5.4.1. Осуществляют также карстологический мониторинг, мониторинг пожарной обстановки лесов и торфяников, а также потенциально опасных объектов.
6. Структура и обозначение комплекса стандартов
экологического менеджмента окружающей среды
(комплекса СЭМОС)
6.1. Комплекс СЭМОС состоит из десяти основных групп, в которых стандарты распределены по следующим тематическим областям.
6.1.1. Общие положения, терминология.
6.1.2. Воздействующие факторы (классификация).
6.1.3. Проектирование, разработка и оценка жизненного цикла продукции.
6.1.4. Индикаторы и оценивание экологической эффективности.
6.1.5. Установление показателей экологической безопасности в нормативно-правовой и нормативной документации.
6.1.6. Оценка соответствия, риски.
6.1.7. Экологический мониторинг.
6.1.8. Органы, действующие в сфере обеспечения экологической безопасности.
6.1.9. Экономическая оценка результатов экологического менеджмента.
6.1.10. Учет показателей и отчетность по экологическому менеджменту.
6.2. Оценка полноты и стратегической состоятельности структуры комплекса СЭМОС приведена на рисунке 5, из которого следует, что стандартизацией охвачены все фундаментальные стратегии деятельности, необходимые для создания качественной, экобезопасной, полезной для потребителей, материало- и энергосберегающей продукции, а также обеспечивающие экобезопасную деятельность по проведению работ и оказанию соответствующих хозяйственных услуг.
Рисунок 5. Стратегическая структура
национальных стандартов Российской Федерации
комплекса "Экологический менеджмент"
6.3. Обозначение стандартов комплекса СЭМОС должно соответствовать требованиям
ГОСТ Р 1.0 и
ГОСТ Р 1.5. При этом обозначение стандарта системы должно содержать:
- индекс "ГОСТ Р";
- код комплекса стандартов, присвоенный СЭМОС - 14;
- порядковый номер (01, 02, ..., 10, ...) стандарта в комплексе СЭМОС, отделенный с помощью точки от кода системы СЭМОС;
- год принятия стандарта, отделенный с помощью тире.
Пример условного обозначения национального стандарта Российской Федерации комплекса СЭМОС с порядковым номером 3, принятого в 2005 г.:
ГОСТ Р 14.03-2005
7. Направления работ по стандартизации в сфере
обеспечения экологической безопасности
7.1. Экологическая безопасность как результат реализации требований экологического менеджмента должна обеспечиваться путем установления в нормативно-технических документах требований, предупреждающих негативные воздействия естественного и антропогенного характера на окружающую среду.
7.2. Стандартизация в сфере обеспечения экологической безопасности осуществляется путем применения международных и региональных стандартов, а также разработкой и совершенствованием на их основе или путем гармонизации с ними и директивными международными документами национальных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р), межгосударственных стандартов (ГОСТ) в четырех основных стратегических областях
(рисунок 3).
7.3. В системе экологического менеджмента экологическая безопасность обеспечивается как в результате выполнения требований технических регламентов, стандартов, технологических инструкций, эксплуатационных документов, гарантирующих безопасность продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, так и в результате социальных мер по предотвращению:
а) аварийных ситуаций (в пределах производственного участка);
б) предусмотренных аварий или ситуаций (районного масштаба);
в) контролируемых непредусмотренных аварий или ситуаций (регионального масштаба);
г) неуправляемых непредусмотренных аварий или ситуаций (национального масштаба);
д) гипотетических или фактических аварий или ситуаций (глобального масштаба).
7.4. В нормативно-технических документах должно быть установлено, за какой период должна быть проведена ликвидация последствий аварийных ситуаций с учетом оценки рисков:
- для аварийных ситуаций, указанных в
7.3, перечисление а), с кратковременными последствиями время их устранения зависит от времени и степени несоответствия продукции требованиям ее нормальной эксплуатации, что должно быть установлено в соответствующей технологической документации и документах по охране труда;
- для аварийных ситуаций, указанных в
7.3, перечисление б), последствия должны быть ликвидированы в течение нескольких дней или недель;
- для аварийных ситуаций, указанных в
7.3, перечисление в), последствия должны быть ликвидированы в течение исторически незначительного промежутка времени (годы);
- для аварийных ситуаций, указанных в
7.3, перечисление г), последствия имеют долговременный характер (десятки лет);
- для аварийных ситуаций, указанных в
7.3, перечисление д), полная ликвидация последствий практически невозможна.
7.5. Типы аварийных ситуаций классифицируют по следующим группам:
- тяжесть (количественные характеристики) экологических последствий;
- степень защищенности системы (объекта) от возможной аварии при безопасной эксплуатации в соответствии с установленными в документации ограничениями, в том числе эксплуатационными, с оценкой риска и возможных условий обеспечения экологической безопасности;
- защищенность системы (объекта) от всех возможных аварийных ситуаций (предусмотренные или непредусмотренные условия эксплуатации).
7.5.1. Определение типов аварийных ситуаций должно включать в себя:
- рассмотрение перечня всех возможных отказов, несоответствий объекта каким-либо режимам работы и возможных ошибок персонала;
- возможность моментального изменения режима работы или состояния объекта вследствие возникновения ситуации, указанной выше;
- возможность быстрого изменения технических показателей, определяющих состояние объекта (режим функционирования);
- оценку связей технических показателей с количественными характеристиками соответствующих экологических последствий;
- определение соотношений между значениями ПДВ, ПДС, ПДК и установленными предельными значениями характеристик безопасной эксплуатации объекта.
7.6. На один и тот же объект или субъект в окружающей среде воздействует комбинированная совокупность неблагоприятных факторов, которая может привести к:
- суммации (аддитивности, т.е. влиянию аддитивных эффектов, индуцированных комбинированным воздействием);
- потенцированию (синергизму, т.е. большему эффекту воздействия по сравнению с арифметической суммой эффектов);
- антагонизму (эффект комбинированного воздействия меньше, чем ожидаемый при арифметическом суммировании эффектов).
7.7. В нормативных документах должна быть установлена следующая последовательность этапов определения экологической опасности объектов хозяйственной деятельности:
- определение потенциальной опасности с указанием возможностей возникновения и локализации источника опасности;
- определение категории опасности с установлением ее основных признаков (например, для определения взрывобезопасности помещения устанавливают долю его загазованности взрывоопасной смесью и максимальную допустимую скорость горения образующейся смеси);
- определение максимально допустимых нагрузок на объекты с учетом разрушения наиболее слабых звеньев;
- определение последствий опасного воздействия (с оценкой риска и социальных последствий) с учетом прямого и косвенного ущербов;
- оценка вероятных сценариев развития опасных воздействий и выработка мер по их минимизации;
- оценка риска опасного воздействия на людей и другие элементы защиты окружающей среды с учетом рекомендаций, приведенных в
Приложении А.
7.8. В нормативных документах характеристики технологических режимов и состояний объекта должны быть систематизированы по характеру возможных последствий:
- отклонение от эксплуатационных режимов работы оборудования без превышения предельных значений его безопасной эксплуатации;
- отклонение от эксплуатационных режимов работы оборудования с превышением предельных значений его безопасной эксплуатации, но не приводящее к ухудшению экологического состояния окружающей среды;
- превышение предельных значений безопасной эксплуатации оборудования, приводящее к ухудшению экологического состояния окружающей среды.
7.9. В нормативных документах должна быть установлена соответствующая объекту категория опасности, т.е. степень опасности объекта для его целостности и персонала в случае аварийной ситуации:
а) категория I - незначительная (объект не причиняет вреда персоналу и не вызывает повреждение объекта);
б) категория II - граничная (опасность объекта может быть устранена или контролируется без причинения вреда персоналу и без крупных повреждений объекта);
в) категория III - критическая (объект причиняет вред персоналу и вызывает сильные повреждения объекта, что требует принятия немедленных корректирующих мер для сохранения жизни людей и целостности объекта);
г) категория IV - катастрофическая (опасность объекта влечет за собой смерть и/или многочисленные повреждения персонала и утрату объекта);
д) категория V - техногенная (опасность объекта сравнима с Чернобыльской катастрофой, вызывающей обратимые только за длительный период времени или необратимые изменения ландшафта, биосферы в целом в подвергшемся воздействию объекта регионе).
7.10. В соответствии со
статьей 7 Федерального закона "О техническом регулировании"
[15] технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность излучений, биологическую безопасность, взрывобезопасность, механическую, пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую, ядерную и радиационную безопасность, в комплексе влияющих на экологическую безопасность.
7.11. Устанавливаемые в комплексе СЭМОС требования безопасности должны обеспечивать устранение или ограничение опасных и вредных воздействий объектов хозяйственной или иной деятельности, имеющих внутренние источники опасностей или способные стать такими источниками при воздействии на них внешних факторов.
7.12. Требования, устанавливаемые в комплексе СЭМОС, должны быть взаимосвязаны с обеспечением экологической безопасности на стадиях жизненного цикла объектов и этапах технологического цикла отходов с соблюдением минимально необходимых требований безопасности, установленных в
статье 7 Федерального закона "О техническом регулировании"
[15].
7.13. Типовая структура стандарта, входящего в комплекс СЭМОС, приведена в
Приложении Б.
7.14. При разработке стандартов, входящих в комплекс СЭМОС, необходимо учитывать принципы, установленные в
Приложении В.
(справочное)
ВЕРБАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РИСКОВ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ
Рисунок А.1. Стратегическая классификация
экологических рисков
(рекомендуемое)
ТИПОВАЯ СТРУКТУРА СТАНДАРТА, ВХОДЯЩЕГО В КОМПЛЕКС СЭМОС,
УСТАНАВЛИВАЮЩЕГО ТРЕБОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
К ОБЪЕКТАМ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В стандарт рекомендуется включать следующие разделы:
- предисловие;
- содержание;
- введение;
- область применения;
- нормативные ссылки;
- термины и определения (при необходимости);
- раздел, устанавливающий идентификацию показателей экологической безопасности рассматриваемых в стандарте объектов (с учетом особенностей различных видов объектов и природных сред, на которые объект может оказывать негативное воздействие);
- раздел, устанавливающий требования экологической безопасности объекта, группы объектов, что важно как для идентификации видов экологической опасности, так и для дифференцированного установления специфических требований к обеспечению экологической безопасности;
- технические требования к детерминированным характеристикам экологической безопасности объектов
(4.5);
- технические требования к обоснованию количественных значений недетерминированных технических и экологических характеристик объектов хозяйственной и иной деятельности
(4.5);
- порядок и методы проверки установленных требований к показателям экологической безопасности;
- приложения (при необходимости, дополнения положений стандарта);
- библиография (при наличии) ссылок на другие стандарты.
Примечание. При разработке стандартов, входящих в комплекс СЭМОС, или соответствующих стандартов организаций рекомендуется руководствоваться положениями директивных документов,
перечень которых приведен в Приложении Г, а также федеральных и региональных законов, действующих технических регламентов, перечисленных в
разделе "Библиография".
(обязательное)
РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПО РАЗРАБОТКЕ
НАИЛУЧШЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ ПРАКТИКИ
В.1. При выборе наиболее подходящего сочетания мер, которое может представлять собой наилучшую в экологическом отношении практику, целесообразно предусматривать следующие меры, приведенные в порядке возрастания их значимости:
а) распространение информации и знаний среди общественности или конкретных пользователей об экологических последствиях выбора определенных видов деятельности или продуктов, правил их использования и ликвидации после окончания сроков годности, службы;
б) разработка и применение кодексов надлежащей экологической практики, охватывающих все аспекты жизненного цикла продукта;
в) маркировка, информирующая пользователей об опасности продукта для окружающей среды, связанная с его использованием и ликвидацией после окончания сроков годности, службы;
г) способы сбора и ликвидации отходов, доступные для общественности;
д) рециркуляция, рекуперация и повторное использование отходов;
е) применение экономических рычагов в отношении негативных воздействий на окружающую среду продукта или групп продуктов;
ж) система выдачи лицензий, предусматривающая ряд ограничений или запрещение.
В.2. При определении того, какое сочетание мер представляет собой наилучшую в экологическом отношении практику в целом или в каждом отдельном случае, необходимо учитывать:
а) опасность для окружающей среды:
- продукта,
- процессов производства продукта,
- стадии жизненного цикла продукта,
- этапа технологического цикла ликвидации продукта как отхода;
б) возможность замены веществ или процессов на стадиях жизненного цикла продукта менее загрязняющими веществами или процессами;
в) масштабы использования продукта;
г) потенциальные экологические преимущества или недостатки альтернативных материалов или видов деятельности;
д) прогресс и изменения в научных знаниях и понимании проблем;
ж) временные рамки для осуществления деятельности;
и) социальные и экономические последствия.
В.3. Таким образом, наилучшая в экологическом отношении практика для конкретного вида деятельности будет со временем претерпевать изменения под воздействием технического прогресса, экономических и социальных факторов, а также в результате изменения научных знаний и понимания проблем.
(справочное)
ПЕРЕЧЕНЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДИРЕКТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОТХОДАМ
Директива Совета Европейского Союза 85/337/ЕЕС от 27 июня 1985 г. "Об оценке воздействий некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду"
Директива Европейского Парламента и Совета 2001/42/ЕС от 27 июня 2001 г. "Об оценке воздействий некоторых планов и программ на окружающую среду"
Директива Европейского Парламента и Совета 2003/4/ЕС от 28 января 2003 г. "Об открытом доступе к экологической информации" (аннулирует Директиву Совета 90/313/ЕЕС)
Директива Совета Европейского Союза 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 г. "О комплексном предотвращении и контроле загрязнений"
Директива Европейского Парламента и Совета 94/62/ЕС от 20 декабря 1994 г. "Об упаковке и упаковочных отходах"
Директива Европейского Парламента и Совета 2004/12/ЕС от 11 февраля 2004 г. "Об изменениях и дополнениях к Директиве 94/62/ЕС "Об упаковке и упаковочных отходах"
Рамочная Директива Европейского Парламента и Совета 2006/12/ЕС от 5 апреля 2006 г. "Об отходах"
Директива Европейского Парламента и Совета 2000/76/ЕС от 4 декабря 2000 г. "О сжигании отходов"
Директива Совета Европейского Союза 1999/31/ЕС от 26 апреля 1999 г. "О захоронении отходов на полигонах"
Директива Европейского Парламента и Совета 2006/21/ЕС от 15 марта 2006 г. "О менеджменте отходов горно-рудного комплекса"
Директива Европейского Парламента и Совета 2000/59/ЕС от 27 ноября 2000 г. "О мощностях (оборудовании) для приема в портах отходов, образующихся на судах, и отходов грузов (карго)"
Директива Европейского Парламента и Совета 2005/64/ЕС от 26 октября 2005 г. "Об одобрении типов транспортных средств относительно возможности их повторного использования, способности к вторичной переработке и утилизации", изменяющая Директиву Совета 70/156/ЕЕС
Директива Европейского Парламента и Совета 2000/53/ЕС от 18 сентября 2000 г. "Об отработавших транспортных средствах"
Директива Европейского Парламента и Совета 2006/66/ЕС от 6 сентября 2006 г. "Об отработавших аккумуляторах, батареях и других химических источниках тока", аннулирующая Директиву 91/157/ЕЕС
Директива Европейского Парламента и Совета 2002/96/ЕС от 27 января 2003 г. "Об отработавшем электрическом и электронном оборудовании"
Директива Европейского Парламента и Совета 2002/95/ЕС от 27 января 2003 г. "Об ограничении использования некоторых опасных веществ в электрическом и электронном оборудовании"
Директива Совета Европейского Союза 75/439/ЕЭС от 16 июня 1975 г. "Об отработавших маслах и нефтепродуктах"
Директива Совета Европейского Союза 78/176/ЕЕС от 20 февраля 1978 г. "Об отходах, образующихся в промышленности по производству диоксида титана"
Директива Европейского Парламента и Совета 92/112/ЕЕС от 15 декабря 1992 г. "О процедурах по гармонизации программ по сокращению и возможному устранению загрязнений, вызванных отходами, образующимися в промышленности по производству диоксида титана"
Директива Совета Европейского Союза 82/883/ЕЕС от 3 декабря 1982 г. "О процедурах наблюдения и контроля окружающей среды, затрагиваемой отходами промышленности по производству диоксида титана"
Директива Совета Европейского Союза 96/59/ЕС от 16 сентября 1996 г. "О размещении отходов, содержащих полихлорированные бифенилы и полихлорированные трифенилы (ПХБ/ПХТ)"
Директива Совета Европейского Союза 86/278/ЕЕС от 12 июня 1986 г. "О защите окружающей среды и, в особенности почв, при использовании в сельском хозяйстве осадков сточных вод"
Регламент REACH (ЕС) Европейского Парламента и Совета 1907/2006 от 18 декабря 2006 г. "О регистрации, оценке, разрешении и ограничении использования химикатов"
Регламент Европейского Парламента и Совета 1980/2000 от 17 июля 2000 г. "Об утверждении схем экомаркировки в измененном Сообществе"
Регламент Европейского Парламента и Совета 259/93 от 1 февраля 1993 г. "О наблюдениях и контроле перевозок отходов на территории Европейского Союза и за его пределами"
Регламент Европейского парламента и Совета N 2150/2002 от 25 ноября 2002 г. "О статистике отходов".
[1]
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
[2]
Закон Российской Федерации "О безопасности" от 5 марта 1992 г. N 2446-1 (в ред. Закона РФ от 25.12.1992 N 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288, Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ)
[3] Федеральный
закон "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением" от 25 ноября 1994 г. N 49-ФЗ
[4] Федеральный
закон "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ (в ред. Федерального закона от 15.04.1998 N 65-ФЗ)
[5] Федеральный
закон "О радиационной безопасности населения" от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ
[6] Федеральный
закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N 122-ФЗ)
[7] Федеральный
закон "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ, от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ, от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ)
[8] Федеральный
закон "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2000 г. N 169-ФЗ)
[9] Федеральный
закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ, от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ)
[10] Федеральный
закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ)
[11] Федеральный
закон "Об охране атмосферного воздуха" от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ
[12] Федеральный
закон "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ
[13]
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р "Об экологической доктрине Российской Федерации"
[14] Модельный закон "Об экологической безопасности", принят на 22-м пленарном заседании МПА СНГ (Постановление N 22-18 от 15 ноября 2003 г.)
[15] Федеральный
закон "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ, от 1 мая 2007 г. N 65-ФЗ)
[16] Закон Республики Адыгея "Об экологической безопасности на территории Республики Адыгея" от 14 ноября 1998 г. N 97
[17] Закон Ульяновской области "Об экологической безопасности на территории Ульяновской области" от 3 октября 1996 г. (в ред. Закона Ульяновской области от 21.10.2000 N 049-ЗО)
[18] Закон Курской области "Об экологической безопасности" от 5 июля 1997 г. N 16-ЗКО
[19] Закон Нижегородской области "Об экологической безопасности" от 10 сентября 1996 г. N 45-З
[20] Закон Оренбургской области "Об экологической безопасности" от 7 декабря 1999 г. N 395/83-ОЗ
[21] Закон Волгоградской области "Об экологической безопасности на территории Волгоградской области" от 3 апреля 1998 г. N 163-ОД
[22] Закон Ненецкого автономного округа "Об экологической безопасности на территории Ненецкого автономного округа" от 11 января 2000 г. N 12-ОЗ
[23] Закон Брянской области "Об обеспечении безопасности и защиты населения, охраны окружающей среды при решении проблем химического разоружения на территории Брянской области и запрете на ввоз на территорию области химического оружия и экологически опасных отходов производственно-бытовой деятельности человека" от 5 апреля 1999 г. N 18-З
[24] Технический
регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 118
[25] Федеральный
закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".