Главная // Актуальные документы // ГОСТ Р (Государственный стандарт)
СПРАВКА
Источник публикации
В данном виде документ опубликован не был.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
М.: ИПК Издательство стандартов, 1999.
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.
Примечание к документу
Документ утратил силу с 1 октября 2011 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 12.04.2011 N 44-ст. Взамен введен в действие ПМГ 92-2009.

С 1 июля 2003 года до вступления в силу технических регламентов акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в пункте 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ.

Изменение N 1, принятое Постановлением Госстандарта РФ от 10.07.2003 N 242-ст, вступило в силу с 1 октября 2003 года.
Название документа
"ГОСТ Р 1.11-99. Государственный стандарт Российской Федерации. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов"
(принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 21.06.1999 N 193)
(ред. от 10.07.2003)

"ГОСТ Р 1.11-99. Государственный стандарт Российской Федерации. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов"
(принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 21.06.1999 N 193)
(ред. от 10.07.2003)


Содержание


Принят и введен в действие
Постановлением
Госстандарта России
от 21 июня 1999 г. N 193
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ
State system for standardization of Russian Federation.
Metrological expert evaluation of state standards projects
ГОСТ Р 1.11-99
Список изменяющих документов
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ
от 10.07.2003 N 242-ст)
Дата введения
1 января 2000 года
Предисловие
1. Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы (ВНИИМС).
Внесен Научно-техническим управлением и Управлением метрологии Госстандарта России.
2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 21 июня 1999 г. N 193.
3. Введен впервые.
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает организацию, порядок проведения и задачи метрологической экспертизы проектов государственных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р), а также проектов межгосударственных стандартов (ГОСТ), разрабатываемых ТК и МТК, ведение секретариатов которых возложено на Российскую Федерацию.
2. Нормативные ссылки
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ
от 10.07.2003 N 242-ст)
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 8.417-2002. Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин
ГОСТ Р 1.8-2002. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки, применения, обновления и прекращения применения в части работ, осуществляемых в Российской Федерации
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Взамен ГОСТ Р 1.12-99 Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 159-ст с 1 июля 2005 года введен в действие ГОСТ Р 1.12-2004.
ГОСТ Р 1.12-99. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандартизация и смежные виды деятельности. Термины и определения
ГОСТ Р 8.563-96. Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений
ГОСТ Р ИСО 5725-1-2002. Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 1. Основные положения и определения
ГОСТ Р ИСО 5725-2-2002. Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 2. Основной метод определения повторяемости и воспроизводимости стандартного метода измерений
ГОСТ Р ИСО 5725-3-2002. Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 3. Промежуточные показатели прецизионности стандартного метода измерений
ГОСТ Р ИСО 5725-4-2002. Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 4. Основные методы определения правильности стандартного метода измерений
ГОСТ Р ИСО 5725-5-2002. Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 5. Альтернативные методы определения прецизионности стандартного метода измерений
ГОСТ Р ИСО 5725-6-2002. Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 6. Использование значений точности на практике.
3. Общие положения
3.1. Метрологическую экспертизу проектов государственных стандартов проводят с целью обеспечения соблюдения положений Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" и требований нормативных документов Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ), а также технически и экономически обоснованного метрологического обеспечения стандартизуемых объектов.
3.2. Метрологической экспертизе подлежат проекты государственных стандартов на продукцию и услуги, на работы (процессы), на методы контроля (испытаний, измерений, анализа), а также другие проекты государственных стандартов, в которых регламентированы:
- требования к погрешности измерений, достоверности измерительного контроля;
- требования к методикам выполнения измерений, средствам измерений, стандартным образцам, аттестованным смесям;
- методики выполнения измерений, анализа, испытаний и измерительного контроля;
- данные о свойствах веществ и материалов, в том числе стандартные справочные данные;
- применение стандартных образцов веществ и материалов;
- методики поверки (калибровки) средств измерений.
4. Порядок проведения метрологической экспертизы
4.1. Метрологическую экспертизу проектов государственных стандартов организуют технические комитеты (МТК и ТК) и их подкомитеты (МПК и ПК), рассматривающие и направляющие проект стандарта для принятия в Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.07.2003 N 242-ст)
4.2. МТК (МПК) и ТК (ПК) определяют организацию (эксперта), которой (которому) должен быть направлен на метрологическую экспертизу проект стандарта в соответствии с заданиями программ государственной стандартизации. При необходимости проект стандарта направляют на метрологическую экспертизу в несколько организаций (нескольким экспертам). При МТК (МПК) или ТК (ПК) может быть создана рабочая группа экспертов.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.07.2003 N 242-ст)
Предпочтительной является метрологическая экспертиза первой редакции проекта стандарта (см. также ГОСТ Р 1.8-2002, п. 4.2.3). При необходимости на метрологическую экспертизу могут быть направлены вторая и последующие редакции.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.07.2003 N 242-ст)
Метрологическую экспертизу проектов стандартов, регламентирующих методики выполнения измерений, которые применяют в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, осуществляют государственные научные метрологические центры и специалисты аккредитованных метрологических служб организаций и предприятий, в области аккредитации которых предусмотрено проведение аттестации методик выполнения измерений этого назначения.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.07.2003 N 242-ст)
Проекты государственных стандартов ГСИ, разрабатываемые метрологическими институтами Госстандарта России, на метрологическую экспертизу не направляют.
4.3. Организациями, выполняющими метрологическую экспертизу проектов государственных стандартов, могут быть государственные научные метрологические центры, аккредитованные головные и базовые организации метрологической службы, а также научно-исследовательские организации, выполняющие разработки средств измерений, методик выполнения измерений, нормативных документов по метрологическому обеспечению, а также организации, метрологические службы которых аккредитованы на право аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы документов.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.07.2003 N 242-ст)
Эксперты, осуществляющие метрологическую экспертизу проектов государственных стандартов, могут быть членами МТК, ТК (МПК, ПК) и специалистами вышеуказанных организаций.
4.4. При проведении метрологической экспертизы эксперты должны руководствоваться законодательными актами ГОСТ Р ИСО 5725-1 - ГОСТ Р ИСО 5725-6, ГОСТ Р 8.563; государственными стандартами ГСИ, правилами по метрологии и рекомендациями метрологических институтов, другими нормативными документами, в которых регламентированы положения метрологического обеспечения.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.07.2003 N 242-ст)
4.5. Результаты метрологической экспертизы излагают в экспертном заключении на проект стандарта.
4.6. В пояснительной записке к окончательной редакции проекта стандарта должны быть указаны сведения об учете замечаний по результатам метрологической экспертизы.
4.7. ТК, МТК (ПК, МПК) при рассмотрении окончательной редакции проекта стандарта оценивают учет замечаний в экспертном заключении по результатам метрологической экспертизы и принимают решение по направлению проекта стандарта для принятия или на дополнительную метрологическую экспертизу.
4.8. Научно-исследовательский институт Госстандарта России в проекте докладной записки отражает учет результатов метрологической экспертизы.
4.9. Затраты на метрологическую экспертизу могут быть включены в затраты на разработку стандарта.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.07.2003 N 242-ст)
5. Основные задачи и содержание метрологической экспертизы
5.1. При выполнении метрологической экспертизы проектов государственных стандартов проверяют их соответствие требованиям ГОСТ Р 8.563 (раздел 7), требованиям других государственных стандартов ГСИ, стандартов ГОСТ Р ИСО 5725 и других государственных стандартов, в которых изложены метрологические требования.
При выполнении метрологической экспертизы проектов государственных стандартов, регламентирующих методики количественного химического анализа, используют также [1].
(п. 5.1 в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.07.2003 N 242-ст)
5.2. В зависимости от вида и содержания разрабатываемого проекта государственного стандарта при проведении метрологической экспертизы выполняют анализ и проводят оценивание:
- рациональности номенклатуры измеряемых параметров;
- оптимальности требований к погрешности измерений;
- полноты и правильности требований к метрологическим характеристикам средств измерений;
- соответствия погрешности измерений и (или) ее составляющих (в том числе показателей повторяемости и воспроизводимости результатов измерений) заданным требованиям;
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.07.2003 N 242-ст)
- контролепригодности изделия (измерительной системы);
- возможности эффективного метрологического обслуживания средств измерений (в том числе поверки, калибровки, контроля работоспособности, ремонта);
- рациональности выбранных средств и методик выполнения измерений, в том числе их соответствие требованиям, предъявляемым к средствам и методикам выполнения измерений, применяемым в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора;
- соответствия алгоритма обработки результатов измерений измерительной задаче;
- правильности использования метрологических терминов, наименований измеряемых величин и обозначения их единиц.
Методы анализа и оценивание указанных характеристик приведены в Приложении А.
Приложение А
(рекомендуемое)
МЕТОДЫ АНАЛИЗА И ОЦЕНИВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК
ОБЪЕКТОВ МЕТРОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ СТАНДАРТОВ
Список изменяющих документов
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ
от 10.07.2003 N 242-ст)
А.1. Оценивание рациональности номенклатуры измеряемых параметров
А.1.1. Измеряемые (контролируемые) параметры определяются нормативными документами на продукцию, технологию и т.п. При этом эксперт руководствуется следующими общими положениями:
- для деталей, узлов и составных частей изделий контроль должен обеспечивать размерную и функциональную взаимозаменяемость;
- для готовой продукции должен быть обеспечен контроль основных характеристик и количества продукции;
- для технологического оборудования, систем контроля и управления должны быть осуществлены измерение параметров, определяющих оптимальность режима по производительности и экономичности; контроль безопасности выполнения работ; контроль экологической безопасности.
А.1.2. При анализе параметров, подвергаемых измерениям и измерительному контролю, необходимо принимать во внимание следующее:
- часть технических характеристик готовых деталей, узлов, изделий определяется предыдущими этапами технологического процесса либо оборудованием, инструментом, поэтому рационально распределить контролируемые параметры по этим этапам и объектам;
- значения параметров в технологическом процессе связаны между собой и представляется рациональным эти связи использовать для сокращения номенклатуры контролируемых параметров, а для наиболее важных параметров - для повышения точности измерений и надежности измерительных систем;
- необходимо выявлять избыточность измеряемых параметров, чтобы избежать неоправданные затраты на измерения и метрологическое обслуживание средств измерений.
А.1.3. Необходимо обращать внимание на четкость формулирования измеряемой величины. Неопределенность формулирования подлежащей измерениям величины может привести к большим неучтенным погрешностям измерений.
А.2. Оценивание оптимальности требований к погрешности измерений
А.2.1. Погрешность измерений, как правило, является источником неблагоприятных последствий (экономические потери, повышение вероятности травматизма, загрязнение окружающей среды и т.п.).
Оптимальной (в экономическом смысле) считается погрешность измерений, при которой сумма потерь от погрешности и расходов на измерения будет минимальной.
В первом приближении можно считать, что потери пропорциональны квадрату погрешности измерений, а расходы на измерения обратно пропорциональны погрешности измерений.
Если нет других данных о зависимости потерь от погрешности и расходов на измерения от погрешности измерений, то оптимальная погрешность выражается следующей зависимостью:
__
3 /Р
D = 0,8 х D \/---,
опт П
где:
D - предел оптимальной относительной погрешности измерений;
опт
D - предел относительной погрешности измерений, для которого
известны потери П и расходы на измерения Р.
Так как обычно потери П и расходы Р могут быть определены
весьма приближенно, то точное значение D найти практически
опт
невозможно. Поэтому погрешность считают практически близкой к
оптимальной, если выполняется следующее условие:
0,5 х D' < D < (1,5 - 2,5) х D' ,
опт опт
где D' - приближенное значение предела оптимальной
опт
относительной погрешности измерений, вычисленное по приближенным
значениям потерь П' и расходов Р' (в расходы на измерения включают
и затраты на метрологическое обслуживание средств измерений).
Абзац исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.07.2003 N 242-ст.
А.2.2. Если погрешность измерений не может вызвать заметных потерь или других неблагоприятных последствий, пределы допускаемых значений погрешности измерений могут составлять 0,2 - 0,3 границы симметричного допуска (для несимметричного допуска - размера поля допуска) на измеряемый параметр, а для параметров, не относящихся к наиболее важным, это соотношение может быть увеличено до 0,5.
А.3. Оценивание полноты и правильности требований к погрешности средств измерений
А.3.1. При использовании косвенных методов измерений погрешность средств измерений составляет часть погрешности измерений. В таких случаях необходимы сведения о методической составляющей погрешности измерений для правильного оценивания требования к погрешности средств измерений. Типичные источники методических погрешностей приведены в приложении А ГОСТ Р 8.563.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.07.2003 N 242-ст)
А.3.2. При измерениях средних значений необходимо учесть, что
погрешность средних значений по n точкам измерений практически в
_
\/n раз меньше погрешности измерений (средства измерений) в одной
точке, а при многократных измерениях в одной точке погрешность
среднего значения за некоторый интервал времени меньше погрешности
однократного измерения за счет фильтрации высокочастотных
случайных составляющих погрешности.
А.3.3. Пределы допускаемых значений погрешности средства измерений, если они регламентированы в проекте государственного стандарта, следует указывать для условий эксплуатации средства измерений (рабочий диапазон измеряемой величины, пределы возможных значений внешних влияющих величин и другие характеристики, от которых может зависеть погрешность измерений).
А.4. Оценивание соответствия погрешности измерений заданным требованиям
А.4.1. Если погрешность измерений указана в проекте государственного стандарта или известна из другого документа, то она сравнивается с заданными требованиями к погрешности измерений. Если такие требования отсутствуют, границы погрешности сравнивают с допуском на измеряемый параметр в соответствии с 7.1.2 ГОСТ Р 8.563 (см. также А.2.2)
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.07.2003 N 242-ст)
А.4.2. Исключен. - Изменение N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.07.2003 N 242-ст.
А.5. Оценивание контролепригодности изделия (измерительных систем)
А.5.1. Под контролепригодностью изделия (измерительной системы) понимают возможность контроля его параметров в процессе монтажа, наладки, испытаний, эксплуатации (обслуживания) и ремонта.
А.5.2. Основное внимание уделяют практическим возможностям по осуществлению измерительного контроля параметров, определяющих работоспособность изделия в условиях, указанных в А.5.1.
А.5.3. При экспертизе проектов государственных стандартов на измерительные системы оценивают наличие и характеристики устройств и подсистем самоконтроля и диагностики.
А.6. Оценивание возможности эффективного метрологического обслуживания средств измерений (в том числе поверки, калибровки, контроля работоспособности, ремонта)
А.6.1. При этом оценивании руководствуются методами и средствами поверки, регламентированными в документах ГСИ.
А.6.2. Для измерительных систем и сложных технических систем должны быть указаны требования и (или) методы диагностики неисправностей или контроля работоспособности в процессе эксплуатации.
Методы контроля метрологической исправности средств измерений, не доступных в условиях эксплуатации, приведены в [2].
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.07.2003 N 242-ст)
А.7. Оценивание рациональности выбранных средств и методик выполнения измерений, в том числе их соответствие требованиям, предъявляемым к средствам и методикам выполнения измерений, применяемым в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора
А.7.1. При этом оценивании проверяют:
- использование средств измерений утвержденных типов, применяемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора;
- возможность использования средств измерений в заданных условиях;
- трудоемкость и стоимость измерительных операций и метрологического обслуживания средств измерений;
- целесообразность использования статистических методов контроля;
- удовлетворение требований техники безопасности и экологической безопасности.
А.7.2. При анализе рациональности выбранных средств измерений целесообразно использовать нормативные документы по выбору средств измерений для конкретных задач, например [3].
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.07.2003 N 242-ст)
А.7.3. При оценивании рациональности указанных в проекте стандарта методик выполнения измерений предпочтение должно быть отдано стандартизованным методикам. Методики выполнения измерений, используемые в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора, должны быть аттестованы в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.563.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.07.2003 N 242-ст)
А.7.4. Полноту изложенных методик выполнения измерений, в том числе процедур контроля точности результатов выполняемых измерений (испытаний, анализа), оценивают в соответствии с требованиями 7.1.1 - 7.1.3 ГОСТ Р 8.563.
(п. А.7.4 в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.07.2003 N 242-ст)
А.8. Оценивание соответствия алгоритма обработки результатов измерений измерительной задаче
Необходимо оценить, насколько алгоритм вычислений соответствует функции, связывающей измеряемую величину с результатами прямых измерений (со значениями величин на входах средств измерений).
А.9. Контроль правильности использования метрологических терминов, наименований измеряемых величин и обозначения их единиц
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Взамен ГОСТ Р 1.12-99 Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 159-ст с 1 июля 2005 года введен в действие ГОСТ Р 1.12-2004.
А.9.1. Метрологические термины должны соответствовать ГОСТ Р 1.12, ГОСТ Р ИСО 5725-1, [4].
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.07.2003 N 242-ст)
А.9.2. Единицы измеряемых величин должны соответствовать ГОСТ 8.417.
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 10.07.2003 N 242-ст)
Приложение Б
(справочное)
БИБЛИОГРАФИЯ
Список изменяющих документов
(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Госстандарта РФ
от 10.07.2003 N 242-ст)
[1] Р 50.2.008-2001. Рекомендации по метрологии. Государственная система обеспечения единства измерений. Методики количественного химического анализа. Содержание и порядок проведения метрологической экспертизы
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Взамен МИ 2233-92 ВНИИМС Госстандарта России утверждены Рекомендации МИ 2233-2000.
[2] МИ 2233-92. Рекомендации. Государственная система обеспечения единства измерений. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Общие положения
[3] РД 50-98-86. Методические указания. Выбор универсальных средств измерений линейных размеров до 500 мм (по применению ГОСТ 8.051-81)
[4] РМГ 29-99. Рекомендация по межгосударственной стандартизации. Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Основные термины и определения.