Главная // Актуальные документы // ГОСТ Р (Государственный стандарт)СПРАВКА
Источник публикации
В данном виде документ опубликован не был.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
М.: Стандартинформ, 2008.
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.
Примечание к документу
Документ включен в
Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического
регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) и в
Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического
регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования (
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2018 N 219).
Документ включен в
Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического
регламента "О безопасности колесных транспортных средств" (
Приказ Росстандарта от 14.03.2014 N 335).
Документ включен в
Перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения технического
регламента о безопасности колесных транспортных средств, а также для осуществления оценки соответствия (
Распоряжение Правительства России от 12.10.2010 N 1750-р).
Название документа
"ГОСТ Р 52847-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Автомобильные транспортные средства. Тормозные механизмы. Технические требования и методы стендовых испытаний"
(утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 489-ст)
(ред. от 07.10.2020)
"ГОСТ Р 52847-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Автомобильные транспортные средства. Тормозные механизмы. Технические требования и методы стендовых испытаний"
(утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 489-ст)
(ред. от 07.10.2020)
Утвержден и введен в действие
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 27 декабря 2007 г. N 489-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
ТОРМОЗНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
И МЕТОДЫ СТЕНДОВЫХ ИСПЫТАНИЙ
Vehicles. Brake gears.
Technical requirements and machine testing methods
ГОСТ Р 52847-2007
| | Список изменяющих документов Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст) | |
Дата введения
1 января 2009 года
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным
законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации -
ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт" (ФГУП "НАМИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 489-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Настоящий стандарт распространяется на колесные тормозные механизмы, предназначенные для автомобильных транспортных средств (далее - АТС), и устанавливает технические требования и методы их испытаний на инерционном стенде.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 8.568-2017 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения
(в ред.
Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст)
Ссылка исключена с 01.03.2021. -
Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст.
Ссылка исключена с 01.03.2021. -
Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст.
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт замен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
| | Применение на добровольной основе раздела 3 обеспечивает соблюдение требований технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств" (Приказ Росстандарта от 14.03.2014 N 335). | |
3.1 Тормозные механизмы должны соответствовать требованиям настоящего стандарта,
[1] и
[2] и технической документации (далее - ТД), утвержденной в установленном порядке.
(в ред.
Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст)
3.2 Срок службы тормозного механизма должен быть не менее срока службы АТС, для которого он предназначен, при соблюдении правил технического обслуживания и эксплуатации, изложенных в инструкции по эксплуатации на конкретное АТС. В течение пробега до капитального ремонта допускается замена комплектующих изделий, срок службы которых, установленный в технических условиях, менее срока службы АТС.
3.3 Гарантийный срок эксплуатации тормозного механизма должен быть не менее гарантийного срока эксплуатации АТС, для которого он предназначен.
4.1 Общие положения
4.1.1 Методы испытаний должны соответствовать требованиям
[1] и
[2] и настоящего стандарта.
(в ред.
Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст)
4.1.2 Тормозные механизмы подвергают следующим испытаниям:
- определению эффективности работы;
- оценке прочности.
4.1.3 Перед испытаниями тормозные механизмы проверяют на соответствие их габаритных и присоединительных размеров требованиям ТД.
4.2 Испытательное оборудование
4.2.1 Испытательное оборудование должно быть аттестовано в соответствии с требованиями
ГОСТ Р 8.568.
4.2.2 Испытания проводят на инерционном динамометрическом стенде, оснащенном маховыми массами и аппаратурой для измерения (записи):
- тормозного момента (замедления);
- приводного усилия, действующего на тормозные колодки испытуемого тормозного механизма, или давления в гидравлическом или пневматическом приводе тормозного механизма;
- температуры тормозных накладок или диска (барабана);
(в ред.
Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст)
- частоты вращения тормозного диска (барабана), установленного на валу маховых масс;
- числа полных оборотов тормозного диска (барабана) до полной остановки при каждом торможении.
4.2.3 Погрешность измерений не должна превышать:
3% - тормозного момента (замедления);
3% - приводного усилия или давления в приводе;
3% - температуры зоны трения;
1,5% - частоты вращения.
4.2.4 Стенд должен обеспечивать проведение испытаний в следующих условиях:
- момент инерции вращающихся масс - не менее указанного в
[3];
(в ред.
Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст)
- регулируемую приводную силу, воздействующую на тормозные колодки, - не менее установленного значения усилия для органа управления тормозной системы базового АТС (50 кгс для АТС категорий M1, N1 и 70 кгс - для АТС других категорий по
ГОСТ Р 52051);
(в ред.
Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст)
- частоту вращения вала в начале торможения - не менее частоты вращения оси колеса, соответствующей 0,8 максимальной скорости АТС.
(в ред.
Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст)
4.2.5 При использовании воздушного охлаждения тормозного механизма скорость воздушного потока должна быть в момент торможения не более 10 км/ч.
(в ред.
Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст)
4.3 Приработка рабочих поверхностей накладок тормозных колодок
4.3.1 Перед испытаниями проводят приработку рабочих поверхностей накладок тормозных колодок до тех пор, пока не будет обеспечен контакт не менее 80% рабочей поверхности каждой накладки с тормозным барабаном или не менее 90% рабочей поверхности каждой накладки с тормозным диском.
4.3.2 Приработку рабочих поверхностей накладок тормозных колодок проводят путем чередующихся торможений с начальной скорости < 0,5Vмакс (максимальная скорость Vмакс - по ТД на АТС) до полной остановки. При этом приводная сила или давление в приводе должны обеспечивать установившееся замедление не более 5 м/с2. Температура накладок перед началом каждого торможения должна быть не более 100 °C.
Примечание - Допускается проводить приработку по инструкции предприятия-изготовителя.
4.4 Проверка эффективности торможения
(в ред.
Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст)
4.4.1 В процессе испытаний вал с инерционными массами сначала разгоняют до заданной частоты вращения, а затем выполняют торможение при заданном приводном усилии (давлении в рабочем цилиндре тормозного механизма).
4.4.2 Характеристики эффективности тормозного механизма определяют как зависимости среднего тормозного момента и/или установившегося замедления от:
- тормозного усилия (давления) при заданной начальной скорости торможения;
- начальной скорости торможения при заданной приводной силе (давлении в приводе);
- температуры накладок.
4.4.3 Объем испытаний, порядок их проведения и определения характеристик эффективности торможения АТС, а также критерии их оценки должны соответствовать требованиям
[1] и
[2].
(в ред.
Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст)
4.5 Испытания по оценке прочности
4.5.1 Первый цикл испытаний состоит из серий последовательно повторяющихся торможений, выполняемых с начальной скорости, указанной в
таблице 1 до 0, при давлении в тормозном приводе или приводном усилии, обеспечивающем установившееся замедление, указанное в
таблице 1, при температуре накладок и диска (барабана) в начале торможения, не превышающей 100 °C. Общее число торможений - 500.
(в ред.
Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст)
Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст)
| Начальная скорость, км/ч | Установившееся замедление <*>, м/с 2 | Удельная тормозная сила <*> |
M1 | 100 | 6,43 | - |
M2 | 60 | 5,0 | - |
M3 | 60 | 5,0 | - |
N1 | 100 | 6,43 | - |
N2 | 60 | 5,0 | - |
N3 | 60 | 5,0 | - |
O (прицепы) | 60 | - | 0,5 |
O (полуприцепы) | 60 | - | 0,45 |
<*> Нормы эффективности торможения - по [1] и [2]. |
4.5.2 Второй цикл испытаний заключается в проведении серий следующих без перерыва торможений, которые начинают со скорости 0,8Vмакс, но не более 120 км/ч, до конечной скорости 0,4Vмакс при давлении в приводе или приводном усилии, обеспечивающем среднее замедление от 3 до 5 м/с2, до стабилизации температуры накладок (выполняют 25 торможений с интервалом между ними 45 с). После каждой серии испытаний тормозной механизм охлаждают до температуры окружающей среды. Общее число серий - не менее пяти.
(в ред.
Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст)
4.5.3 Третий цикл прочностных испытаний проводят аналогично первому циклу по
4.5.1.
4.5.4 После завершения испытаний проводят осмотр тормозного механизма и его деталей. На деталях, имеющих гарантированную прочность, не должно быть механических повреждений, а сам тормозной механизм должен быть пригоден для долговременного непрерывного использования.
(в ред.
Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст)
5 Оформление результатов испытаний
5.1 По результатам испытаний составляют приложение к протоколу, в котором указывают идентификационные данные объекта испытаний и приводят значения измеренных параметров, графические зависимости и данные, характеризующие объект в процессе испытаний (вибрации, шум, дым), а также особенности внешнего вида деталей тормозного механизма до и после испытаний.
(в ред.
Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст)
5.2 Исключен с 01.03.2021. -
Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст.
(обязательное)
ФОРМА ПРОТОКОЛА ИСПЫТАНИЙ
Приложение А исключено с 01.03.2021. -
Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст.
Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст)
| Правила ООН N 13 | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий M, N и O в отношении торможения |
| Правила ООН N 13Н | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения легковых автомобилей в отношении торможения |
| Правила ООН N 90 | Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения сменных тормозных накладок в сборе, накладок барабанных тормозов, дисков и барабанов для механических транспортных средств и их прицепов |
УДК 629.114-592.6:006.354 | | | |
Ключевые слова: автомобильные транспортные средства, колесные тормозные механизмы, ресурс, инерционный стенд |