Главная // Актуальные документы // ГОСТ Р (Государственный стандарт)
СПРАВКА
Источник публикации
В данном виде документ опубликован не был.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
М.: Стандартинформ, 2008.
Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.
Примечание к документу
Документ включен в Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) и в Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2018 N 219).

Документ включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств" (Приказ Росстандарта от 14.03.2014 N 335).

Документ включен в Перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, а также для осуществления оценки соответствия (Распоряжение Правительства России от 12.10.2010 N 1750-р).

Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст, введено в действие с 01.03.2021.
Название документа
"ГОСТ Р 52847-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Автомобильные транспортные средства. Тормозные механизмы. Технические требования и методы стендовых испытаний"
(утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 489-ст)
(ред. от 07.10.2020)

"ГОСТ Р 52847-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Автомобильные транспортные средства. Тормозные механизмы. Технические требования и методы стендовых испытаний"
(утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 489-ст)
(ред. от 07.10.2020)


Содержание


Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального
агентства по техническому
регулированию и метрологии
от 27 декабря 2007 г. N 489-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОМОБИЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
ТОРМОЗНЫЕ МЕХАНИЗМЫ
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
И МЕТОДЫ СТЕНДОВЫХ ИСПЫТАНИЙ
Vehicles. Brake gears.
Technical requirements and machine testing methods
ГОСТ Р 52847-2007
Список изменяющих документов
Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст)
Группа Д25
ОКС 43.040.40
ОКП 45 0000
Дата введения
1 января 2009 года
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт" (ФГУП "НАМИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 489-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на колесные тормозные механизмы, предназначенные для автомобильных транспортных средств (далее - АТС), и устанавливает технические требования и методы их испытаний на инерционном стенде.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 8.568-2017 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст)
Ссылка исключена с 01.03.2021. - Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст.
Ссылка исключена с 01.03.2021. - Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст.
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт замен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
Применение на добровольной основе раздела 3 обеспечивает соблюдение требований технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств" (Приказ Росстандарта от 14.03.2014 N 335).
3 Технические требования
3.1 Тормозные механизмы должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, [1] и [2] и технической документации (далее - ТД), утвержденной в установленном порядке.
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст)
3.2 Срок службы тормозного механизма должен быть не менее срока службы АТС, для которого он предназначен, при соблюдении правил технического обслуживания и эксплуатации, изложенных в инструкции по эксплуатации на конкретное АТС. В течение пробега до капитального ремонта допускается замена комплектующих изделий, срок службы которых, установленный в технических условиях, менее срока службы АТС.
3.3 Гарантийный срок эксплуатации тормозного механизма должен быть не менее гарантийного срока эксплуатации АТС, для которого он предназначен.
4 Методы испытаний
4.1 Общие положения
4.1.1 Методы испытаний должны соответствовать требованиям [1] и [2] и настоящего стандарта.
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст)
4.1.2 Тормозные механизмы подвергают следующим испытаниям:
- определению эффективности работы;
- оценке прочности.
4.1.3 Перед испытаниями тормозные механизмы проверяют на соответствие их габаритных и присоединительных размеров требованиям ТД.
4.2 Испытательное оборудование
4.2.1 Испытательное оборудование должно быть аттестовано в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.568.
4.2.2 Испытания проводят на инерционном динамометрическом стенде, оснащенном маховыми массами и аппаратурой для измерения (записи):
- тормозного момента (замедления);
- приводного усилия, действующего на тормозные колодки испытуемого тормозного механизма, или давления в гидравлическом или пневматическом приводе тормозного механизма;
- температуры тормозных накладок или диска (барабана);
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст)
- частоты вращения тормозного диска (барабана), установленного на валу маховых масс;
- числа полных оборотов тормозного диска (барабана) до полной остановки при каждом торможении.
4.2.3 Погрешность измерений не должна превышать:
3% - тормозного момента (замедления);
3% - приводного усилия или давления в приводе;
3% - температуры зоны трения;
1,5% - частоты вращения.
4.2.4 Стенд должен обеспечивать проведение испытаний в следующих условиях:
- момент инерции вращающихся масс - не менее указанного в [3];
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст)
- регулируемую приводную силу, воздействующую на тормозные колодки, - не менее установленного значения усилия для органа управления тормозной системы базового АТС (50 кгс для АТС категорий M1, N1 и 70 кгс - для АТС других категорий по ГОСТ Р 52051);
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст)
- частоту вращения вала в начале торможения - не менее частоты вращения оси колеса, соответствующей 0,8 максимальной скорости АТС.
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст)
4.2.5 При использовании воздушного охлаждения тормозного механизма скорость воздушного потока должна быть в момент торможения не более 10 км/ч.
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст)
4.3 Приработка рабочих поверхностей накладок тормозных колодок
4.3.1 Перед испытаниями проводят приработку рабочих поверхностей накладок тормозных колодок до тех пор, пока не будет обеспечен контакт не менее 80% рабочей поверхности каждой накладки с тормозным барабаном или не менее 90% рабочей поверхности каждой накладки с тормозным диском.
4.3.2 Приработку рабочих поверхностей накладок тормозных колодок проводят путем чередующихся торможений с начальной скорости < 0,5Vмакс (максимальная скорость Vмакс - по ТД на АТС) до полной остановки. При этом приводная сила или давление в приводе должны обеспечивать установившееся замедление не более 5 м/с2. Температура накладок перед началом каждого торможения должна быть не более 100 °C.
Примечание - Допускается проводить приработку по инструкции предприятия-изготовителя.
4.4 Проверка эффективности торможения
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст)
4.4.1 В процессе испытаний вал с инерционными массами сначала разгоняют до заданной частоты вращения, а затем выполняют торможение при заданном приводном усилии (давлении в рабочем цилиндре тормозного механизма).
4.4.2 Характеристики эффективности тормозного механизма определяют как зависимости среднего тормозного момента и/или установившегося замедления от:
- тормозного усилия (давления) при заданной начальной скорости торможения;
- начальной скорости торможения при заданной приводной силе (давлении в приводе);
- температуры накладок.
4.4.3 Объем испытаний, порядок их проведения и определения характеристик эффективности торможения АТС, а также критерии их оценки должны соответствовать требованиям [1] и [2].
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст)
4.5 Испытания по оценке прочности
4.5.1 Первый цикл испытаний состоит из серий последовательно повторяющихся торможений, выполняемых с начальной скорости, указанной в таблице 1 до 0, при давлении в тормозном приводе или приводном усилии, обеспечивающем установившееся замедление, указанное в таблице 1, при температуре накладок и диска (барабана) в начале торможения, не превышающей 100 °C. Общее число торможений - 500.
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст)
Таблица 1
(таблица 1 в ред. Изменения N 1, утв. Приказом
Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст)
Категория транспортного средства по ГОСТ Р 52051
Начальная скорость, км/ч
Установившееся замедление <*>, м/с2
Удельная тормозная сила <*>
M1
100
6,43
-
M2
60
5,0
-
M3
60
5,0
-
N1
100
6,43
-
N2
60
5,0
-
N3
60
5,0
-
O (прицепы)
60
-
0,5
O (полуприцепы)
60
-
0,45
<*> Нормы эффективности торможения - по [1] и [2].
4.5.2 Второй цикл испытаний заключается в проведении серий следующих без перерыва торможений, которые начинают со скорости 0,8Vмакс, но не более 120 км/ч, до конечной скорости 0,4Vмакс при давлении в приводе или приводном усилии, обеспечивающем среднее замедление от 3 до 5 м/с2, до стабилизации температуры накладок (выполняют 25 торможений с интервалом между ними 45 с). После каждой серии испытаний тормозной механизм охлаждают до температуры окружающей среды. Общее число серий - не менее пяти.
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст)
4.5.3 Третий цикл прочностных испытаний проводят аналогично первому циклу по 4.5.1.
4.5.4 После завершения испытаний проводят осмотр тормозного механизма и его деталей. На деталях, имеющих гарантированную прочность, не должно быть механических повреждений, а сам тормозной механизм должен быть пригоден для долговременного непрерывного использования.
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст)
5 Оформление результатов испытаний
5.1 По результатам испытаний составляют приложение к протоколу, в котором указывают идентификационные данные объекта испытаний и приводят значения измеренных параметров, графические зависимости и данные, характеризующие объект в процессе испытаний (вибрации, шум, дым), а также особенности внешнего вида деталей тормозного механизма до и после испытаний.
(в ред. Изменения N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст)
5.2 Исключен с 01.03.2021. - Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст.
Приложение А
(обязательное)
ФОРМА ПРОТОКОЛА ИСПЫТАНИЙ
Приложение А исключено с 01.03.2021. - Изменение N 1, утв. Приказом Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст.
БИБЛИОГРАФИЯ
(раздел введен Изменением N 1, утв. Приказом
Росстандарта от 07.10.2020 N 764-ст)
[1]
Правила ООН N 13
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий M, N и O в отношении торможения
[2]
Правила ООН N 13Н
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения легковых автомобилей в отношении торможения
[3]
Правила ООН N 90
Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения сменных тормозных накладок в сборе, накладок барабанных тормозов, дисков и барабанов для механических транспортных средств и их прицепов
УДК 629.114-592.6:006.354
ОКС 43.040.40
ОКП 45 0000
Ключевые слова: автомобильные транспортные средства, колесные тормозные механизмы, ресурс, инерционный стенд