Главная // Актуальные документы // Акт (форма)
СПРАВКА
Источник публикации
Екатеринбург: ИД "Урал Юр Издат", 2013
Примечание к документу
Документ утратил силу с 01.09.2001 в связи с введением в действие Правил эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов (Протокол 29 заседания Совета по железнодорожному транспорту СНГ).
Название документа
"Правила курсирования и учета собственных грузовых вагонов, принадлежащих предприятиям, организациям и физическим лицам, имеющих восьмизначную нумерацию на цифру "5"
(утв. СЖТ СНГ 24.05.1996)

"Правила курсирования и учета собственных грузовых вагонов, принадлежащих предприятиям, организациям и физическим лицам, имеющих восьмизначную нумерацию на цифру "5"
(утв. СЖТ СНГ 24.05.1996)


Содержание


Утверждены
на совещании уполномоченных
представителей железнодорожных
администраций
24 мая 1996 года
в соответствии с решением
15-го заседания Совета
по железнодорожному транспорту
5 апреля 1996 года
ПРАВИЛА
КУРСИРОВАНИЯ И УЧЕТА СОБСТВЕННЫХ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ,
ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯМ, ОРГАНИЗАЦИЯМ
И ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ, ИМЕЮЩИХ ВОСЬМИЗНАЧНУЮ НУМЕРАЦИЮ
НА ЦИФРУ "5"
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие правила распространяются на грузовые вагоны, являющиеся собственностью предприятий, организаций и физических лиц, независимо от их сферы деятельности и форм собственности (в дальнейшем "собственные грузовые вагоны") и действуют на дорогах государств - участников Соглашения по совместному использованию парка грузовых вагонов и контейнеров. Правила обязательны для выполнения владельцами грузовых вагонов.
1.2. Вагоны, предъявляемые собственником для осуществления перевозок по путям общего пользования, подлежат регистрации в информационно-технологическом центре (ИТЦ) Главного вычислительного центра (ГВЦ) МПС РФ после выделения ЦД МПС РФ восьмизначного номера и установления региона курсирования порядком, изложенным ниже. При этом номер на вагон выдается на разрешенный период курсирования вагона по путям общего пользования и остается общей собственностью железных дорог без права владельца вагона распоряжаться этим номером. Регион курсирования при согласовании с установленным настоящими правилами порядком может изменяться.
Вагон, не зарегистрированный в ИТЦ ГВЦ МПС РФ, считается с неправильным номером и не подлежит погрузке и передаче по междорожным и межгосударственным стыковым пунктам.
1.3. Вагоны, предъявляемые владельцем для курсирования по путям общего пользования, по конструкции, сроку службы, периоду проведения плановых видов ремонта и техническому состоянию должны удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к вагонам инвентарного парка железных дорог.
Не разрешается выпускать на пути общего пользования вагоны, построенные по заказам предприятий и организаций без утверждения установленным порядком технической документации на их постройку и не подвергавшиеся приемке и испытанию в объеме требований, предъявляемых к подвижному составу инвентаря железных дорог.
1.4.1. Курсирование по железнодорожным путям общего пользования собственным грузовым вагонам разрешается в пределах одной дороги - начальником железной дороги, в прямом сообщении внутри одного государства - соответствующей железнодорожной администрацией, в межгосударственном сообщении - Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту по согласованию с причастными железнодорожными администрациями. Железнодорожные администрации вправе согласовать выход на свою сеть всех заявленных вагонов без ограничения по станциям погрузки и выгрузки на весь запрашиваемый период курсирования, при этом должны информировать Дирекцию Совета или дать ответ на конкретный запрос в Дирекцию Совета в течение недельного срока. Отсутствие ответа в этот срок от запрашиваемой администрации Дирекция Совета учитывает как согласие.
1.4.2. Пропуск по станционным путям собственных грузовых вагонов, осуществляющих технологические перевозки предприятий с пересечением станционных путей без выхода за пределы станции, разрешается начальником отделения без регистрации таких вагонов в ИТЦ ГВЦ МПС РФ.
1.4.3.1. Собственные грузовые вагоны, имеющие в номере менее восьми знаков (весовые мастерские, весоповерочные вагоны, вагоны ремонтных поездов и т.п.), не учитываются в числе вагонов, предназначенных для перевозок по сети общего пользования, и подлежат выпуску на сеть общего пользования в каждом отдельном случае с разрешения начальника отделения дороги отправления с оформлением грузовых документов как "груз на своих осях" и приложением акта проверки технического состояния подвижного состава, подтверждающего его пригодность к следованию по путям общего пользования, подписанного начальником вагонного депо или ПТО.
Таким же порядком передаются и собственные грузовые вагоны, не зарегистрированные в ИТЦ ГВЦ МПС РФ, но имеющие 8-значный номер, а также списанные владельцем, ранее зарегистрированные в ИТЦ ГВЦ МПС РФ. При этом перед выпуском на сеть общего пользования у них должны быть закрашены первые 3 цифры в номере.
В натурном листе поезда нумерация грузовых вагонов с 5 и менее знаками дополняется впереди до 8 знаков нулями.
1.4.3.2. Собственные грузовые вагоны, зарегистрированные в ИТЦ ГВЦ МПС РФ, направляются в ремонт и из ремонта на общих основаниях как вагоны нерабочего парка с отметкой в натурном листе в графе "маршрут, нерабочий парк" кодом 9.
1.4.3.3. Проданный другому владельцу собственный грузовой вагон может быть передан по междорожным или межгосударственным стыкам только на основании указания на разовый пропуск, оформленного установленным порядком как разрешение на курсирование. Дальнейшее курсирование этого вагона разрешается через Управление железной дороги по станции приписки нового владельца.
1.5. Каждая железнодорожная администрация вправе для собственных вагонов, приписанных на своих станциях, вносить дополнения к настоящим Правилам, если они не затрагивают интересы собственников вагонов и железнодорожных администраций других стран - участниц Соглашения.
1.6. При выходе собственных вагонов в государства - члены ОСЖД и Финляндию, не участвующие в Соглашении о совместном использовании вагонов и контейнеров, к ним применяются и требования, изложенные в части 3 "Правил пользования вагонами в международном сообщении" (ППВ).
2. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ СОБСТВЕННЫХ ВАГОНОВ
2.1. Заявки на выпуск вагонов на пути общего пользования для выполнения перевозок грузов владельцы представляют в управления железных дорог по месту приписки вагонов. При этом заявки по форме Приложения N 1 подаются раздельно для курсирования:
- в пределах дороги;
- в границах железнодорожной администрации;
- в межгосударственном сообщении;
- в международном сообщении (со странами, не участвующими в "Соглашении").
В заявке указывается, что работники организации - владельца вагона ознакомлены с настоящими "Правилами курсирования и учета грузовых вагонов".
2.2. К заявкам должны прилагаться:
2.2.1. Документы, подтверждающие право владения данным грузовым вагоном: его технический паспорт ф. ВУ-4М (Приложение 2), договор с вагоностроительным заводом на поставку, а при приобретении вагона через посредников - договор на перепродажу последовательно от завода-изготовителя до последнего владельца (или другие документы, имеющие юридическую силу и подтверждающие факт приобретения вагона). При получении или покупке вагонов из парка железных дорог - акт формы ВУ-70М (Приложение 3) и приказ по железнодорожной администрации, разрешающий передачу вагонов из инвентарного парка этой администрации.
На вагоны, запрашиваемые для повторного включения в АБД, подтверждением права владения является архивная информация о его первоначальном вводе в АБД по заводскому или сетевому номеру.
2.2.2. Акты комиссионного технического осмотра вагонов, составленные работниками вагонного хозяйства на станции приписки вагона и подписанные начальником вагонного депо или ПТО, начальником станции приписки и представителем владельца (Приложение 6), в которых должны быть указаны:
- номер вагона (на цифру "5", если ему уже присваивался такой номер, заводской - на вновь приобретенный, а на вагоны, полученные из инвентарного парка железных дорог - его бывший инвентарный номер);
- наименование предприятия-собственника;
- станция приписки;
- техническая характеристика вагона: модель; год постройки; осность; грузоподъемность; масса тары; длина по осям автосцепки; наличие переходной площадки; типы: тележки, тормоза, воздухораспределителя, поглощающего аппарата; дата последних деповского и капитального ремонтов вагона; наличие: знаков, надписей и клейм, предусмотренных действующими на транспорте положениями и инструкциями, а также наличие специальных дополнительных устройств на вагонах (несъемное оборудование для крепления груза, наращенные борта и т.д.).
2.2.3. На новые вагоны, предназначенные для перевозки опасных грузов - сертификат, выданный заводом-изготовителем данного вагона на соответствие его конструкции и технического исполнения требованиям обеспечения безопасной перевозки конкретного опасного груза.
2.2.4. Условием выпуска на пути общего пользования рефрижераторных секций является наличие договоров с дорогой приписки и рефрижераторным депо.
2.3. Заявки на регистрацию собственных вагонов с заключением о возможности их пропуска по путям общего пользования за подписью руководства управления железной дороги представляются через железнодорожные администрации в Главное управление перевозок МПС РФ, а на курсирование собственных вагонов в межгосударственном сообщении - также и в Дирекцию Совета по железнодорожному транспорту.
2.4. Перерегистрация собственных грузовых вагонов производится один раз в три года с вызовом представителей железнодорожных администраций, дорог и ИВЦ по графику с 01.01 по 31.03 в Дирекцию Совета, ЦД МПС РФ и ГВЦ МПС РФ.
Сформированная в результате перерегистрации на 31.03 автоматизированная база собственных вагонов является основанием для выпуска вагонов на сеть и обеспечения погрузки, выгрузки и междорожной и межгосударственной передачи без дополнительного письменного подтверждения.
Все первичные документы сохраняются после перерегистрации в управлениях дорог до следующей перерегистрации. Оформление региона курсирования производится согласно п. 4 настоящих Правил.
2.5. При покупке (передаче) собственных грузовых вагонов, которым ЦД МПС РФ ранее уже присваивался номер на цифру "5", новый их владелец вместе с заявкой в дорогу приписки по своему местонахождению и документами, указанными в п. 2.2.2 и 2.2.3, представляет также договор купли-продажи вагонов и акт приема-передачи, подписанные обеими заинтересованными сторонами. За такими вагонами сохраняются ранее выданные номера с обязательной перерегистрацией их в АБД.
2.6. При предоставлении владельцем зарегистрированных собственных вагонов во временное пользование (аренду) арендатор вместе с заявкой на курсирование этих вагонов в управление дороги по его местонахождению предъявляет соответствующий договор с владельцем о передаче вагонов в аренду, сроке аренды, согласие владельца на временное изменение станции приписки и районов курсирования.
Арендатор проводит перерегистрацию таких вагонов согласно порядку, установленному п. 2 настоящих Правил.
Последовательность действий управления железной дороги по заявке арендатора аналогична оформлению заявки на курсирование вагонов собственника.
3. НУМЕРАЦИЯ СОБСТВЕННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
3.1. Собственным вагонам, которым разрешается курсирование по путям общего пользования, Главным управлением перевозок МПС РФ присваивается 8-значная нумерация согласно действующей системе (Приложение 4), о чем ЦД МПС РФ информирует ЦСЖТ, ИТЦ ГВЦ МПС РФ и заинтересованные железнодорожные администрации, а последние - управления дорог. По получении информации от управления железной дороги о присвоенном номере владелец вагона должен немедленно его нанести на вагон, согласно альбому знаков и надписей на грузовых вагонах.
3.2. При передаче вагонов в постоянное или временное пользование другому владельцу присвоенная вагонам 8-значная нумерация сохраняется с обязательной перерегистрацией в АБД.
4. ОФОРМЛЕНИЕ РЕГИОНА КУРСИРОВАНИЯ
4.1. Заявки собственников вагонов на курсирование по путям общего пользования рассматривает руководство железной дороги и после согласования направляет их через железнодорожную администрацию в ЦД МПС РФ и Дирекцию Совета (в межгосударственном сообщении) аналогично п. 2.3.
4.1.1. Курсирование таких вагонов после присвоения нумерации в ЦД МПС РФ в пределах дороги разрешает начальник дороги.
4.1.2. В тех случаях, когда курсирование предусматривается по ряду дорог одной железнодорожной администрации, рассмотренная руководством дороги заявка направляется в железнодорожную администрацию, которая после присвоения вагону в ЦД МПС РФ номера и включения его в АБД принимает решение о регионе курсирования с последующей информацией ИТЦ ГВЦ МПС РФ.
4.1.3. Заявки на межгосударственное сообщение направляются железнодорожными администрациями в Дирекцию Совета по железнодорожному транспорту. Последняя согласовывает с причастными администрациями выход собственных вагонов на их сеть под погрузку, выгрузку или транзитное сообщение с указанием конкретных станций, где выполняются начальные и конечные операции, и владельца вагонов. Железнодорожная администрация по запросу Дирекции Совета может согласовать регион курсирования по своим железным дорогам без ограничения станций погрузки и выгрузки.
По получении соответствующих согласий Дирекция Совета объявляет регион курсирования всем причастным железнодорожным администрациям и ГВЦ МПС РФ.
4.1.4. Заявка на международное сообщение (в третьи страны, не участвующие в Соглашении по железнодорожному транспорту) подтверждается заключенным контрактом между отправителем и получателем груза и направляется в Дирекцию Совета при транзитном следовании вагонов через одну или несколько железнодорожных администраций стран - участниц Соглашения.
4.2. Управления дорог, получив информацию от железнодорожной администрации о присвоении нумерации собственным вагонам и разрешенном им регионе курсирования, уведомляют соответствующие станции и предприятия - владельцев вагонов. Порядок уведомления устанавливает начальник дороги.
Курсирование собственных вагонов по запрошенному региону может быть разрешено согласно п. 4.1.1 - 4.1.4 по запросу владельца вагонов на срок от 1 месяца до 3 лет в местном или межгосударственном сообщении и на период действия контракта в международном сообщении.
Разовый пропуск собственных грузовых вагонов по определенному направлению оформляется по условиям, изложенным в п. 4.1.1 - 4.3.
4.3. При перерегистрации собственных вагонов, проводимой согласно п. 2.4, разрешенный регион курсирования собственных грузовых вагонов сохраняется при согласии железнодорожных администраций на очередные три года для внутригосударственных перевозок при наличии соответствующей заявки владельца и не оформляется дополнительными письменными указаниями железнодорожных администраций.
Заявки на измененные районы курсирования внутри железнодорожных администраций или между ними, согласованные и закрепленные подписями соответствующих должностных лиц, вводятся до дня завершения перерегистрации ответственными исполнителями ЦД МПС РФ, железнодорожных администраций и Дирекции Совета через ИТЦ ГВЦ МПС в автоматизированный банк данных собственных вагонов также без оформления письменных указаний.
Все дополнения в регионы курсирования собственных вагонов, оформляемые после дня завершения перерегистрации, производятся на условиях, изложенных в п. 4.1.1 - 4.3.
5. ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ КАРТОТЕКИ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО БАНКА
ДАННЫХ СОБСТВЕННЫХ ВАГОНОВ ИТЦ ГВЦ МПС РФ
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункт 4.4 в тексте документа отсутствует.
5.1. Материалы документального оформления разрешения курсирования собственных вагонов по путям общего пользования (согласно п. 3.1, 4.1.2, 4.1.3, 4.1.4, 4.4) вместе с актом технического состояния вагонов (или выписками из него), составленным на станции приписки, передаются из ЦД МПС РФ и Дирекции Совета по железнодорожному транспорту в ИТЦ ГВЦ МПС РФ для формирования картотеки АБД собственных вагонов.
5.2. Исключение вагонов из картотеки осуществляется ГВЦ МПС РФ по указанию, подготовленному ЦД МПС РФ по заявке дорог об исключении собственных вагонов по техническому состоянию, срокам службы или снятию с курсирования для технологических нужд (п. 8.3, 8.4, 8.5) с предоставлением акта общей формы об уничтожении номера на вагоне, подписанного теми же уполномоченными лицами, как и акт комиссионного технического осмотра с соответствующими печатями.
5.3. Изменение в картотеке владельца собственных вагонов может быть сделано в картотеке ИТЦ ГВЦ МПС только по указанию, подготовленному ЦД МПС РФ, на основе предъявленных дорогой приписки через железнодорожную администрацию документов об изменении права владения вагонами (согласно п. 2.5).
5.4. Изменение региона курсирования собственных вагонов в межгосударственных сообщениях производится в картотеке по указанию Дирекции Совета по железнодорожному транспорту, между дорогами и станциями внутри государства - по указанию соответствующей железнодорожной администрации.
5.5. Картотека АБД собственных вагонов дублируется и оперативно поддерживается в актуальном режиме через ИТЦ ГВЦ МПС РФ в Вычислительных центрах железнодорожных администраций. По заявке железных дорог в ГВЦ МПС РФ аналогичная информация может передаваться и ИТЦ железных дорог.
5.6. Картотека АБД собственных вагонов должна использоваться управлениями железных дорог и железнодорожными администрациями при обработке материалов сетевой переписи по согласованной с Дирекцией Совета, ГВЦ, ЦЧУ и ЦД МПС РФ методике. При этом:
- вагоны, нумерация которых зарегистрирована в картотеке, но отсутствует по данным переписи, подлежат розыску и восстановлению в материалах переписи; либо через станции приписки устанавливается, что они должны быть исключены из картотеки по причине их списания или снятия владельцем с курсирования;
- нумерация вагонов, переписанных на дороге, но отсутствующих в картотеке АБД собственных вагонов, считается недействующей. Дорога приписки собственных вагонов с недействующей нумерацией выясняет у собственника наличие права владения этими вагонами и при подтверждении такового установленным порядком через ЦД и ГВЦ МПС РФ оформляет ввод таких вагонов в картотеку АБД собственных вагонов. Вагоны с недействующей нумерацией, на которые нет подтверждения о праве владения или владелец отказывается от такого права, перенумеровываются в инвентарный парк железных дорог согласно п. 8.8 и 8.9 настоящих Правил:
- при обнаружении вагонов-двойников ГВЦ МПС делает запрос через железнодорожные администрации железных дорог приписки и в копии ЦД МПС РФ о правомерности существования вагона с таким номером. Порядок действия управления железной дороги аналогичен работе с вагоном с недействующим номером.
5.7. О передаче собственных вагонов во временное пользование в картотеке АБД собственных вагонов делается отметка об арендаторе вагона с сохранением записи о владельце вагона.
5.8. Нумерация собственных вагонов, не предъявленных владельцем на вторую подряд перерегистрацию, исключается из картотеки АБД собственных вагонов. При предъявлении таких вагонов к курсированию владельцем впоследствии они подлежат оформлению установленным порядком с присвоением нового номера. Аналогично из картотеки АБД собственных вагонов исключаются номера вагонов, не зафиксированные тремя сетевыми переписями подряд.
6. УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ
6.1. Выпуск на пути общего пользования вновь приобретенных вагонов допускается только после комиссионного технического осмотра работниками вагонного хозяйства и признания их годными к эксплуатации по путям общего пользования.
Состав комиссии определяется начальником отделения дороги по месту нахождения предприятия. О результатах осмотра составляется акт комиссионного технического осмотра собственных вагонов, в котором отражается техническое состояние каждого вагона в соответствии с требованиями п. 6.2 настоящих Правил и заключение о пригодности их обращения по путям общего пользования. Акт подписывается начальником вагонного депо или пункта технического обслуживания вагонов и начальником станции приписки. Последующий выпуск вагонов на пути общего пользования допускается в каждом случае после их тщательного технического осмотра осмотрщиком вагонов пункта технического обслуживания вагонов железной дороги. В случае перевозки опасного груза - при предъявлении грузоотправителем работникам станции и вагонного хозяйства перед каждой погрузкой свидетельства о пригодности вагона к перевозке данного конкретного груза. О наличии такого свидетельства и результатах технического осмотра вагонов работник вагонного хозяйства делает отметку в книге формы ВУ-14. При нахождении вагонов на путях общего пользования их техническое обслуживание производится так же, как и вагонов инвентарного парка железных дорог.
Плановые виды ремонта осуществляются в сроки и в порядке, установленные для вагонов инвентарного парка железных дорог (кроме кузовов специальных вагонов).
6.2. Собственный подвижной состав с 8-значной нумерацией, курсирующий по путям общего пользования, должен иметь следующую окраску и трафареты:
- вагоны должны быть окрашены в зеленый цвет, у цистерн окрашиваются в зеленый цвет рама и торцевые днища. У края днища по кругу наносится белая полоса шириной в 300 мм, у рефрижераторных вагонов в зеленый цвет окрашиваются рамные балки (рама) боковых стен;
- на всех вагонах должны быть нанесены трафареты, знаки и надписи в соответствии с Альбомом знаков и надписей;
- на всех вагонах перед допуском к обращению по железнодорожным путям ставится трафарет о произведенном техническом осмотре с указанием даты и пункта осмотра;
- на цистерны, предназначенные для перевозки определенного груза, должны быть нанесены трафарет, соответствующий роду перевозимого груза, и знаки опасности, если он относится к группе опасных грузов;
- на все вагоны под номером с обеих сторон вагона должны быть нанесены трафареты буквами высотой 70 мм "Срочный возврат, станция и дорога нахождения предприятия" и "Наименование владельца". Трафареты накладываются белой краской по зеленому фону. Номера цистерн делаются накладными с окраской их в белый цвет.
Номер наносится с обеих сторон вагона на кузове и раме в местах и размерах в полном соответствии с Альбомом знаков и надписей на вагонах грузового парка железных дорог.
6.3. Окраска вагонов, нанесение трафаретов и присвоенной 8-значной нумерации производятся средствами владельцев только после установления годности вагонов для следования по путям общего пользования.
6.4. Запрещается выпуск собственных вагонов на пути общего пользования без установленной настоящими Правилами окраски трафаретов и нумерации, кроме вагонов, выход которых разрешен начальником отделения дороги для осуществления технологических перевозок предприятия с выездом на станционные пути.
6.5. Обращение на железнодорожных путях общего пользования отдельных маршрутов или групп вагонов (более 5), сформированных из думпкаров или других вагонов, не оборудованных специальными подножками для проезда составительских бригад, производится при условиях постановки в голове и в хвосте группы вагонов с переходными площадками или специальными подножками. При необходимости, исходя из местных условий, количество таких вагонов в составе групп может быть увеличено.
6.6. Допускается курсирование по путям общего пользования специального собственного подвижного состава при соблюдении следующих условий:
6.6.1. Вагонов для перевозки агломерата и окатышей на тележках ЦНИИ-ХЗ со скоростью не более 80 км/час;
6.6.2. Хоппер-дозаторов замкнутыми маршрутами с вагоном для обслуживающего персонала. Порожние и груженые хоппер-дозаторные маршруты, курсирующие в составе менее установленной графиком движения поездов нормы по длине или весу поезда, разрешается дополнять любым подвижным составом, кроме думпкаров (за исключением типов 6ВС-60, 7ВС-60 и ВС-66). При этом для маршрутов из хоппер-дозаторов ЦНИИ-2 и ЦНИИ-3 суммарный вес груженого состава не должен превышать 2600 т;
6.6.3. Специальных вагонов-цистерн для перевозки сжатых и сжиженных газов и других опасных грузов при наличии установленных трафаретов и знаков опасности груза, срока испытания котла и технологии роспуска с горок;
6.6.4. Вагонов-думпкаров:
типа 6ВС-60, 7ВС-60 и ВС-66 полносоставными маршрутами и укрупненными группами с дополнением любым магистральным подвижным составом как в порожнем, так и в груженом состоянии до установленной длины или веса поезда в соответствии с планом формирования и скоростями, установленными для грузовых поездов. Думпкары типов 3ВС50 и 4ВС-50, 5ВС-60, ВС-85, Д-82, 2ВС-105 могут курсировать по путям общего пользования со скоростями, установленными для грузовых поездов, но не свыше 90 км/час для думпкаров ВС-85, 3ВС-105 на тележках типа УВЗ-11А, и не свыше 80 км/час для думпкаров 2ВС105 на тележках УВЗ-1 Ом или УВЗ-7, специальными маршрутами весом не более 2600 тонн с пополнением любым другим подвижным составом в порожнем состоянии до установленной длины, а в груженом состоянии до нормы веса. Выпуск думпкарных маршрутов на перегоны, где производится их погрузка или выгрузка, разрешается только в составе тех номеров думпкаров, которые включены в данный маршрут.
Пополнение думпкарных маршрутов разрешается только на начальной (после погрузки думпкаров) и на конечной (после выгрузки думпкаров) станциях таким магистральным подвижным составом, который не требует отцепки на промежуточных станциях и не ограничивает скорости движения думпкарных маршрутов.
Думпкары всех типов, кроме 6ВС-60, ВС-66 и 7ВС-60, запрещается распускать с сортировочных горок. При пропуске через сортировочные горки смешанных маршрутов их часть, состоящая из думпкаров, пропускается с сортировочной горки вместе с локомотивом.
При выпуске всех думпкаров, кроме думпкаров 6ВС-60, ВС-66 и 7ВС-60, на пути общего пользования система их разгрузки должна быть освобождена от воздуха, соединительные рукава сняты, а загрузка думпкаров должна быть равномерной.
Думпкары Д-82, ВС-85, 2ВС-105, имеющие трафарет Т, могут пропускаться по путям общего пользования в груженом состоянии на условиях, установленных Инструкцией по перевозке негабаритных грузов для электропоездов габарита Т, а в порожнем состоянии - с бортами, снятыми до габарита 1-Т.
Пропуск думпкаров по путям общего пользования разрешается только при наличии на главных путях рельсов Р-50 и тяжелее на щебеночном, асбестовом и гравийном балластах.
Каждый думпкарный маршрут или группа думпкаров всех типов должны сопровождаться выделяемым владельцем думпкаров проводником-механиком, знающим устройство и эксплуатацию думпкаров и осуществляющим контроль за правильностью их выгрузки. Вагон для сопровождения выделяется владельцем думпкаров.
В пределах одной дороги допускается пропуск по путям общего пользования маршрутов или групп думпкаров типа 6ВС-60, 7ВС-60 и ВС66 без сопровождения механиком. При этом должна быть разработана инструкция о порядке осмотра думпкаров на местах погрузки и выгрузки и подготовки их к транспортному состоянию с указанием ответственных лиц предприятий, имеющих думпкары.
Порожние хоппер-дозаторы и думпкары, направляемые в ремонт, к месту работы и возвращаемые из ремонта, должны следовать в поездах как груз на своих осях с установленными для грузовых поездов скоростями (для думпкаров ВС-100 и 2ВС-105 со скоростью не более 80 км/час). При этом думпкары 6ВС-60, 7ВС-60 и ВС-66 могут ставиться в любой части поезда, а все остальные - последними в хвосте грузового поезда.
Отцепка от маршрутов груженых думпкаров или хоппер-дозаторов по технической и коммерческой неисправностям оформляется порядком, установленным Правилами перевозок массовых грузов маршрутами и группами вагонов по одной накладной. При этом обязательно составляется акт общей формы ГУ-23. В досылочных документах указываются особые отметки, имеющиеся в перевозочных документах.
6.7. В случаях, не предусмотренных п. 6.1 - 6.6, необходимо руководствоваться Правилами технической эксплуатации железных дорог и Инструкциями по сигнализации и по движению поездов и маневровой работе, Правилами перевозок грузов и техническими условиями погрузки и крепления грузов.
7. КОНТРОЛЬ ЗА КУРСИРОВАНИЕМ СОБСТВЕННЫХ ВАГОНОВ
7.1. Курсирование собственного вагона по путям общего пользования запрещается при искажении номера, несоблюдении зафиксированных в картотеке АБД собственного подвижного состава дорог курсирования и станций погрузки и выгрузки, а также дорог транзитного проследования, за исключением случая, когда начальник железной дороги изменяет район курсирования в пределах железной дороги по просьбе владельца.
7.2. Железнодорожные администрации, используя АБД собственных вагонов, технологию автоматизированного пономерного учета перехода по межгосударственным стыковым пунктам и наличия парка собственных вагонов, действующую в каждой администрации, обеспечивают контроль пропуска через стыки собственных вагонов с правильной нумерацией и установленным регионом курсирования.
7.3. Станции погрузки, выгрузки, межгосударственные и междорожные стыковые пункты подтверждают права курсирования собственного вагона по запросу его номера в картотеке АБД собственных вагонов.
7.4. Порядок работы с собственными вагонами с искаженной нумерацией и ее исправление осуществляются по технологии, установленной каждой железнодорожной администрацией на основе решений Совета по железнодорожному транспорту.
8. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
8.1. Находящиеся на путях общего пользования собственные вагоны учитываются в наличии парка грузовых вагонов железных дорог в соответствии с порядком, установленным Инструкцией по учету наличия состояния и использования грузовых вагонов.
8.2.1. Перевозка грузов в собственных вагонах, курсирование которых разрешено по путям общего пользования, учитывается в выполнении плана погрузки и выгрузки в соответствии с Инструкцией по учету погрузки и выгрузки грузов при перевозках железнодорожным транспортом.
Товарный кассир станции погрузки при оформлении таких перевозок должен делать отметку в дорожной ведомости под наименованием груза:
"В собственном вагоне. Распоряжение железнодорожной администрации (дороги) N ______ от __________".
Порожние вагоны направляются по полным перевозочным документам на станцию назначения, указанную грузополучателем. При этом в накладной в графе "Наименование груза" указывается: "Собственный вагон направляется в пункт погрузки". Дополнительное разрешение на возврат порожних вагонов не требуется.
8.2.2. В погрузке, выгрузке и рабочем парке не учитываются вагоны, выполняющие технологические перевозки внутри предприятия с пересечением станционных путей, не имеющие 8-значной нумерации, а также с номерами, не зарегистрированными в АБД.
8.2.3. Расчет платы за перевозку указанных вагонов в межгосударственном сообщении по железным дорогам другого государства производится через отправителя, получателя, экспедитора, объявленного железнодорожной администрацией этого государства, по тарифам, действующим на территории этого государства на такие перевозки с соответствующей отметкой в перевозочных документах.
При перевозках грузов в межгосударственном сообщении расчет платы производится с отправителя груза - за расстояние от станции отправления до выходной пограничной станции (включая расстояние до госграницы), с получателя груза - за расстояние от пограничной станции дороги назначения (включая расстояние до госграницы) до станции назначения.
Взимание провозных платежей за перевозку грузов в собственных вагонах и за их пробег в порожнем состоянии в межгосударственном сообщении осуществляется по действующей "Инструкции о порядке оформления перевозочных документов, взимания провозных платежей при перевозках грузов в межгосударственном и международном сообщениях" в соответствии с действующими на территории каждого государства тарифами на такие перевозки.
8.3. Для снятия своего вагона с учета (списания, разделки в металлолом, включения во внутритехнологические перевозки) владелец вагона обязан подать заявку в управление дороги приписки с представлением акта комиссионной проверки об уничтожении (закраске, снятии) номера на вагоне. Управление железной дороги приписки сообщает об этом через железнодорожную администрацию в ЦСЖТ и ЦД МПС РФ. Последнее информирует ИТЦ ГВЦ МПС о необходимости внесения соответствующих корректировок в картотеку АБД собственных вагонов и подтверждает управлению железной дороги через соответствующую железнодорожную администрацию об исключении вагона из картотеки.
8.4. Списание собственных вагонов подтверждается предоставлением владельцем в управление дороги приписки соответствующих актов формы ВУ-10М (Приложение 5) или копий формы ОС-4. После подписания акта 8-значная нумерация на цифру "5" на вагоне закрашивается. Выпуск такого вагона на пути общего пользования для обеспечения перевозок грузов категорически запрещается.
8.5. Снятые по заявкам собственников с учета номера могут быть повторно использованы только Главным управлением перевозок МПС РФ.
Запрещается самовольное, без разрешения ЦД МПС РФ, нанесение освобожденной нумерации на другие вагоны.
8.6. Начальники железных дорог, начальники отделений дорог и начальники станций приписки, погрузки и выгрузки собственных вагонов обеспечивают строгий контроль за использованием этих вагонов:
- контролируют выполнение порядка выпуска таких вагонов на пути общего пользования в соответствии с требованиями настоящих Правил;
- ведут учет наличия собственных вагонов на путях владельца и путях общего пользования, требуя незамедлительной информации от владельца о списании по срокам службы и техническому состоянию собственных вагонов, и обеспечение розыска и возврата собственных вагонов при заявлении владельца о длительной их задержке (более 30 суток по истечении срока доставки груза) на сети железных дорог или ошибочной засылке на неустановленный регион.
8.7. Утеря вагона на сети железных дорог компенсируется владельцу дорогой приписки за счет администрации, утратившей вагон, в соответствии с "Правилами эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств".
8.8. Прием в инвентарный парк управлениями железных дорог вагонов от собственников осуществляется по письменному разрешению железнодорожной администрации с оформлением акта формы ВУ-70М. Исправление нумерации на принятом вагоне, оформление технического паспорта и включение номера вагона в нумерную базу ЦКПВ осуществляется как вагона инвентарного парка с неправильным номером.
8.9. Вагон, начинающийся на цифру "5", который не значится в АБД собственных вагонов, оказавшийся в результате проверок без собственника, признается вагоном инвентарного парка с неправильным номером. Для получения на него инвентарного номера дорога, обнаружившая такой вагон, должна представить в МПС РФ запрос на перенумерацию вместе с актом технического обследования, включающим все технические параметры вагона. Нумерация на такие вагоны отпускается ЦЧУ МПС РФ после согласования с ЦД МПС РФ.
8.10. Основанием для включения (исключения) в общее наличие (ДО-2, ДО-7) вновь зарегистрированного собственного вагона является указание управления железной дороги на основании извещения железнодорожной администрации о присвоении нумерации собственному вагону (исключение из картотеки АБД собственных вагонов).
При представлении в отчете формы ДО-7 к нему должны быть приложены списки с номерами собственных вагонов, отдельно введенных на дороге в общее наличие и исключенных из общего наличия, подписанные Д, НЧ, что является основанием для изменения общего балансового наличия грузовых вагонов на дороге и по железнодорожной администрации в целом.
8.11. Передача собственных грузовых вагонов от завода-изготовителя к покупателю осуществляется с заводскими номерами без присвоения сетевых номеров. Такие вагоны принимаются к отправке как груз на своих осях.
9.1 <*>. Настоящие "Правила" подписаны 24 мая 1996 г. Уполномоченными представителями железнодорожных администраций. "Правила" вводятся в действие и прекращают действие по решениям Совета.
--------------------------------
<*> Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа. Примечание издательства.
Изменения и дополнения "Правил" осуществляются Решением Совета по железнодорожному транспорту.
Приложения 1 - 5 не приводятся - примечание редакции.
Приложение 6
АКТ
осмотра технического состояния вагонов собственности "ВЛАДЕЛЕЦ", приписанных на станции ".." ".." ж.д., имеющих право выхода на пути общего пользования от "число" "месяц" "год".
Технический осмотр вагонов произведен ответственной комиссией в составе:
начальника станции Ф.И.О.;
начальника ВЧД (или ПТО) Ф.И.О.;
руководителя предприятия Ф.И.О.
Необходимые технические характеристики:
1. Восьмизначные номера вагонов на цифру "5" в математически возрастающем порядке (или сетевые, или заводские номера).
2. Род вагона.
3. Модель или тип вагона.
4. Род перевозимого в этих вагонах груза (для каждого вагона конкретно).
5. Год, месяц постройки вагонов (для каждого вагона конкретно).
6. Осность.
7. Грузоподъемность, тн.
8. Масса тары, тн.
9. Длина по осям автосцепки, мм.
10. Наличие переходной площадки.
11. Тип тележки.
12. Тип тормоза.
13. Тип колесных пар.
14. Тип поглощающего аппарата.
15. Тип воздухораспределителя.
16. Дата освидетельствования котла (последних проведенных гидравлических испытаний - год, месяц, кто проводил - только для цистерн).
17. Дата последнего проведенного деповского ремонта (год, месяц, наименование завода или депо, выполнившего ремонт).
18. Дата последнего проведенного капитального ремонта (год, месяц, наименование завода, выполнившего ремонт).
19. Отметка о нанесении трафарета о последнем проведенном ТО на вагон (месяц, год).
Заключение комиссии о техническом состоянии вагонов:
Осмотренные вагоны в количестве "..." единиц под перевозку указанного груза (для каждого вагона) технически исправны, соответствуют требованиям ПТЭ и могут следовать по путям общего пользования с установленной скоростью.
Члены комиссии:
Начальник станции _____________________________________________________
Подпись, М.П. (И.О.Ф.)
Начальник ВЧД (или ПТО) _______________________________________________
Подпись, М.П. (И.О.Ф.)
Руководитель
предприятия - собственника вагонов ____________________________________
Подпись, М.П. (И.О.Ф.)