Главная // Актуальные документы // Акт (форма)
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
"Методические рекомендации по проведению проверок готовности органов управления, сил и средств функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к действиям по предназначению в паводкоопасный период и пожароопасный сезон 2022 года"
(утв. МЧС России 16.02.2022)

"Методические рекомендации по проведению проверок готовности органов управления, сил и средств функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к действиям по предназначению в паводкоопасный период и пожароопасный сезон 2022 года"
(утв. МЧС России 16.02.2022)


Содержание


Утверждаю
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
генерал-полковник
В.Н.ЯЦУЦЕНКО
16 февраля 2022 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК ГОТОВНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ,
СИЛ И СРЕДСТВ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПОДСИСТЕМ
ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ К ДЕЙСТВИЯМ ПО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ
В ПАВОДКООПАСНЫЙ ПЕРИОД И ПОЖАРООПАСНЫЙ СЕЗОН 2022 ГОДА
I. Общие положения
Настоящие методические рекомендации разработаны для организации деятельности должностных лиц структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов МЧС России при проведении проверок готовности органов управления, сил и средств функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) к действиям по предназначению в паводкоопасный период и пожароопасный сезон 2022 года (далее - проверки готовности).
Основание для проведения проверок готовности:
Решение оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу "О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности и снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период" от 19 января 2022 г., пункт 96 Комплексного плана основных мероприятий МЧС России на 2022 год, утвержденного приказом МЧС России от 30 декабря 2021 г. N 947.
Цели проведения проверок готовности:
проверка организации работы по выполнению требований нормативных правовых актов и иных руководящих и планирующих документов по вопросам подготовки к паводкоопасному периоду и пожароопасному сезону и контролю за их исполнением;
проверка эффективности порядка привлечения сил и средств, необходимых для защиты населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных и других ландшафтных (природных) пожаров, а также для выполнения противопаводковых мероприятий, включая вопросы финансового и материально-технического обеспечения;
оказание методической помощи территориальным органам федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ), органам исполнительной власти (далее - ОИВ) субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления (далее - ОМСУ) в решении вопросов защиты населения и территорий при угрозе и возникновении ЧС.
Сроки проведения проверок готовности: до 7 суток на один проверяемый субъект Российской Федерации.
Состав рабочей группы:
в субъектах Российской Федерации, проверяемых должностными лицами структурных подразделений центрального аппарата МЧС России:
руководитель рабочей группы (далее - РГ) - руководитель (заместитель руководителя) структурного подразделения центрального аппарата МЧС России;
члены РГ - представители структурных подразделений центрального аппарата МЧС России и заинтересованных ФОИВ (по согласованию).
В субъектах Российской Федерации, проверяемых должностными лицами Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее - ГУ МЧС России):
руководитель РГ - начальник ГУ МЧС России;
члены РГ - должностные лица ГУ МЧС России, представители территориальных органов заинтересованных ФОИВ, ОИВ субъекта Российской Федерации, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (по согласованию).
В ходе проверок готовности работа организуется:
в ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ, в том числе в единых дежурно-диспетчерских службах муниципальных образований (далее - ЕДДС), организациях (учреждениях), специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, а также задействованных в обеспечении мероприятий по безаварийному пропуску паводковых вод и недопущению возникновения ландшафтных (природных) пожаров;
в ГУ МЧС России;
на аэродромах базирования воздушных судов, привлекаемых к обеспечению мероприятий по безаварийному пропуску паводковых вод и недопущению возникновения ландшафтных (природных) пожаров;
на складах хранения резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
на пунктах временного размещения (далее - ПВР) населения;
в других организациях (в том числе в территориальных органах ФОИВ) и на объектах, задействованных в обеспечении мероприятий по безаварийному пропуску паводковых вод и недопущению возникновения ландшафтных (природных) пожаров, а также на объектах, попадающих в зону возможных подтоплений или подверженным риску перехода ландшафтных (природных) пожаров.
II. Организация и проведение проверок
Проверки готовности проводятся в 2 этапа.
На первом этапе проводится работа в ОИВ субъекта Российской Федерации, ГУ МЧС России, которая предполагает:
участие в заседании(ях) комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) субъекта Российской Федерации (если мероприятия спланированы заранее);
согласование перечня муниципальных образований, организаций (объектов), подлежащих проверке;
проверку вопросов организации планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, в том числе проверку:
руководящих документов по вопросам планирования, подготовки и проведения мероприятий по предупреждению ЧС в паводкоопасный период и пожароопасный сезон (постановления, распоряжения, приказы, решения и другие распорядительные документы);
планирующих документов (план действий по предупреждению и ликвидации ЧС на территории субъекта Российской Федерации, сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, планы тушения лесных пожаров лесничеств, документы по планированию противопаводковых мероприятий, документы по планированию противопожарного обустройства лесов и т.д.);
документов по организации информационного взаимодействия при решении задач по защите населения и территорий от ЧС (соглашения, регламенты);
документов по реализации государственных (региональных) целевых программ в области предупреждения ЧС, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;
организации работы по созданию и поддержанию в готовности систем оповещения населения;
организации работы по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
организации работы по поддержанию в готовности аварийно-спасательных формирований, обеспечению их необходимым оборудованием и экипировкой;
организации работы по обеспечению подразделений пожарной охраны современными высокоэффективными средствами тушения пожаров, аварийно-спасательным оборудованием;
организации работы по подготовке населения в области защиты от ЧС;
организации работы по планированию в соответствии с требованиями руководящих документов мероприятий по эвакуации населения в безопасные районы, размещению эвакуируемого населения;
готовности ПВР к приему пострадавших.
На втором этапе проводится работа в ОМСУ и организациях, в ходе которой проверяются вопросы организации планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в паводкоопасный период и пожароопасный сезон (перечень вопросов соответствует вопросам первого этапа, применительно к ОМСУ), а также осуществляется практическая проверка элементов готовности сил и средств функциональных и территориальной подсистем РСЧС к выполнению задач по предназначению, в том числе:
организации сбора группировки сил и средств РСЧС, привлекаемой к ликвидации ЧС в паводкоопасный период и пожароопасный сезон;
развертывания и организации работы нештатных органов управления ликвидации ЧС;
внедрения в работу ЕДДС современных информационных систем, в том числе информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства (далее - "ИСДМ-Рослесхоз"), мобильного приложения "Термические точки МЧС России" и "Личный кабинет ЕДДС";
функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";
организации межведомственного взаимодействия;
организации сбора, обработки, обмена информацией об угрозе и возникновении ЧС;
использования современных информационных систем при угрозе возникновения ЧС для подготовки и своевременного доведения прогноза и моделей развития ЧС с использованием данных космического мониторинга;
готовности подразделений беспилотной авиации к применению по предназначению;
иные вопросы организации и обеспечения противопаводковых и противопожарных мероприятий.
Сбор аэромобильных группировок, сил РСЧС, а также выход и развертывание подвижных пунктов управления осуществляются по согласованию с руководителем РГ.
III. Документы, проверяемые в субъекте Российской Федерации
По линии ОИВ субъекта Российской Федерации:
постановления, распоряжения и решения (в том числе КЧС и ОПБ) о мероприятиях по подготовке к прохождению паводкоопасного периода и пожароопасного сезона;
постановление об утверждении перечня населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также перечень территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров, и начала пожароопасного сезона;
порядок обеспечения на муниципальном уровне ЕДДС муниципальных образований координации деятельности органов повседневного управления РСЧС и органов управления гражданской обороной, организации информационного взаимодействия ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ и организаций при решении задач в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от ЧС и гражданской обороны;
соглашение между МЧС России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче МЧС России осуществления части полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а также Регламент его реализации;
положение о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения;
паспорт региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения (далее - РАСЦО);
акт последней комплексной проверки готовности систем оповещения населения;
план проведения технического обслуживания (ТО-1, ТО-2) технических средств оповещения РАСЦО;
план действий по предупреждению и ликвидации ЧС на территории субъекта Российской Федерации;
паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации;
планы повышения защищенности критически важных для национальной безопасности объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений;
перечень потенциально опасных объектов на территории субъекта Российской Федерации;
перечень ПВР;
перечень организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, на объектах которых должны создаваться локальные системы оповещения;
планирующие и отчетные документы по организации подготовки сил и средств сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения;
нормативные правовые акты ОИВ субъекта Российской Федерации о создании, хранении, использовании и восполнении резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации ЧС;
документы о создании постоянно действующего оперативного штаба при КЧС и ОПБ;
другие нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности населения, рекомендованные к принятию в субъектах Российской Федерации (исх. МЧС России от 24.01.2022 N М-АС-4).
По линии ОИВ субъекта Российской Федерации, уполномоченного на решение задач в области лесных отношений:
сводный план тушения лесных пожаров;
договоры на привлечение сил и средств МЧС России к тушению лесных пожаров;
перечень и оснащение пожарно-химических станций на территории субъекта Российской Федерации;
план противопожарного обустройства лесов.
По линии ОИВ субъекта Российской Федерации, уполномоченного на решение задач в области водных отношений:
перечень и характеристика водных объектов на территории субъекта Российской Федерации;
план определения границ зон затопления (подтопления) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. N 360 "О зонах затопления, подтопления";
перечень гидротехнических сооружений на территории субъекта Российской Федерации, в том числе бесхозяйных;
план строительства (реконструкции) гидротехнических сооружений.
IV. Документы, проверяемые в ГУ МЧС России
1. Соглашения и регламенты об информационном обмене между ГУ МЧС России и территориальными органами ФОИВ, ОИВ субъекта Российской Федерации, организациями (учреждениями), ЕДДС.
2. Документы КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации о создании постоянно действующего оперативного штаба при КЧС и ОПБ.
3. Отчетные документы по выполнению решений КЧС и ОПБ, направленных на обеспечение безопасного пропуска паводковых вод, а также на защиту населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных и других ландшафтных (природных) пожаров.
4. Договоры на привлечение сил и средств МЧС России к тушению лесных пожаров.
5. Документы по организации работы оперативного штаба ликвидации ЧС и тушения пожаров.
6. Документы по установлению границ зон затопления, подтопления.
7. Перечень ПВР субъекта Российской Федерации.
8. Другие организационные и планирующие документы ГУ МЧС России в соответствии с приказом МЧС России от 30 декабря 2021 г. N 950 "Об утверждении Перечня основных документов по текущему планированию деятельности в системе МЧС России и признании утратившим силу приказа МЧС России от 15.01.2020 N 24".
V. Документы, проверяемые в муниципальном образовании
По линии ОМСУ:
план действий по предупреждению и ликвидации ЧС на территории муниципального образования;
решения КЧС и ОПБ (о мероприятиях по безаварийному пропуску паводковых вод, о подготовке к пожароопасному сезону, об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в зоне возможного затопления (подтопления), об утверждении перечня населенных пунктов, территорий, организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных и других ландшафтных (природных) пожаров);
паспорта пожарной безопасности населенных пунктов, подверженных угрозе лесных и других ландшафтных (природных) пожаров;
план тушения лесных пожаров на территории лесничества;
договоры на привлечение сил и средств МЧС России к тушению лесных пожаров;
перечень и характеристика водных объектов;
план строительства (реконструкции) гидротехнических сооружений;
постановление о создании резервов материальных и финансовых ресурсов;
положение о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения;
паспорт муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения;
акт последней комплексной проверки готовности систем оповещения населения;
план проведения технического обслуживания (ТО-1, ТО-2) технических средств оповещения муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения;
паспорт безопасности территории муниципального образования;
другие нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности населения, рекомендованные к принятию в муниципальных образованиях (исх. МЧС России от 24.01.2022 N М-АС-4).
VI. Документы, проверяемые в ЕДДС
1. Нормативная правовая база функционирования муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС.
2. Нормативная база организации оперативной дежурной службы в ЕДДС муниципального образования в различных режимах функционирования.
3. Нормативные документы, регламентирующие действия дежурно-диспетчерского персонала при получении информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС (происшествия).
4. Соглашения (с регламентами) об информационном взаимодействии с ГУ МЧС России, дежурно-диспетчерскими службами экстренных оперативных служб и организаций (объектов) и службами жизнеобеспечения муниципального образования.
5. Документация по организации оповещения руководящего состава муниципального образования, органов управления и сил муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС, населения муниципального образования.
6. Суточный расчет сил и средств муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС (строевая записка).
7. Информационно-справочные, планирующие и методические документы (Паспорт безопасности территории муниципального образования, Электронные паспорта территорий (объектов), рабочие карты (области, района, населенного пункта), Методические рекомендации (инструкции, регламенты) по работе с информационными системами, в том числе с приложением "Термические точки" и "личным кабинетом ЕДДС").
VII. Подготовка акта проверки
Подготовка акта проверки готовности органов управления, сил и средств функциональных и территориальных подсистем РСЧС субъектов Российской Федерации к защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период и пожароопасный сезон 2022 года (далее - Акт) осуществляется в процессе проверки.
По завершении второго этапа проверки готовности акт подписывается руководителем и членами РГ.
Акт, подготовленный рабочей группой центрального аппарата МЧС России, представляется на ознакомление руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и начальнику ГУ МЧС России.
Акт, подготовленный рабочей группой ГУ МЧС России, представляется на ознакомление руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Руководители РГ направляют отчетные материалы о проведенной проверке готовности в Департамент оперативного управления МЧС России до 31 марта 2022 г.
В исключительных случаях с Актом может быть ознакомлен один из заместителей руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Приложение
к Методическим рекомендациям по проведению
проверок готовности органов управления,
сил и средств функциональных и территориальных
подсистем единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций к действиям по предназначению
в паводкоопасный период и пожароопасный
сезон 2022 года
(примерный вариант заполнения)
АКТ
проверки готовности органов управления, сил и средств
функциональных и территориальных подсистем единой
государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации
к действиям по предназначению в паводкоопасный
период и пожароопасный сезон 2022 года
В целях реализации протокола оперативного совещания Совета безопасности Российской Федерации по вопросу "О дополнительных мерах по повышению пожарной безопасности и снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период" от 19 января 2022 года в период с __ по __ марта 2022 г. проведена проверка готовности сил и средств функциональной и территориальной подсистем (далее - ТП) единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) на территории субъекта Российской Федерации к действиям по предназначению в паводкоопасный период и пожароопасный сезон 2022 года.
1. Выполнение органами управления ТП субъекта
Российской Федерации предусмотренных законодательством
обязанностей по защите населения и территорий от ЧС
в части готовности к безаварийному пропуску
весеннего половодья 2022 года
1.1. Общая информация
На территории субъекта Российской Федерации расположены 410 муниципальных образований, в состав которых входят 4 городских округа, 31 муниципальный район, в т.ч. 45 городских поселений и 330 сельских населенных пунктов.
Областной центр - г. Энск, который объединяет 4 административных района - Железнодорожный, Ингодинский, Черновский и Центральный.
Основная часть территории относится к 6 - 8-балльной сейсмической зоне.
Речная сеть представлена более чем 40000 водотоками, около 98% которых имеют длину менее 25 км. Полностью или частично по территории субъекта Российской Федерации протекают 54 реки протяженностью от 100 до 500 км. В ее пределах насчитывается 14 рек, длина которых более 500 км. Из них только пять рек полностью находятся на территории субъекта Российской Федерации: Газимур, Ингода, Калар, Нерча и Шилка. Большая часть рек принадлежит бассейну реки Амсур (более 20000 водотоков), 40 из которых имеет длину более 100 км. В этом бассейне расположены семь рек, относящихся к категории больших.
Питание рек субъекта Российской Федерации осуществляется преимущественно за счет поверхностных вод. Подземное питание незначительно и составляет от 5% до 16 - 18% (в среднем по краю - 11%), однако оно играет важнейшую роль в формировании стока рек. В маловодные годы происходит увеличение доли грунтовых вод в питании рек.
Все реки субъекта Российской Федерации относятся к рекам с дождевым или с преобладающим дождевым питанием, что составляет в среднем 80% и лишь в бассейне реки Хилок снижается до 55%. Снеговое и ледниковое питание большинства рек незначительное (от 5 до 14%), но для ряда средних рек составляет от 16 до 34% (реки Хилок, Чикой, верхняя часть бассейна реки Ингода, реки северной части области). Внутригодовое распределение стока рек субъекта Российской Федерации характеризуется крайней неравномерностью - от 80 до 95% объема годового стока приходится на теплую часть года, а зимой он незначителен или отсутствует.
На основе анализа прошлых лет, в весенний период, в зону возможного подтопления в 6 районах области попадает 8 населенных пунктов, 174 дома с населением до 570 чел.
Разработаны, утверждены и корректируются в установленном порядке:
паспорт безопасности субъекта Российской Федерации;
план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) природного и техногенного характера на территории субъекта Российской Федерации разработан (откорректирован на __ год);
план организации первоочередного жизнеобеспечения населения субъекта Российской Федерации в ЧС разработан (откорректирован по состоянию на __ год);
план обеспечения безопасности в зимний период.
Решением КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации от 10 февраля 2022 г. N 2 создан постоянно действующий оперативный штаб, определено положение о нем и утвержден его состав.
1.2. Подготовка органов управления и сил ТП РСЧС субъекта
Российской Федерации к паводкоопасному периоду 2022 года
В рамках подготовки к паводкоопасному периоду 2022 года проведено заседание комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) субъекта Российской Федерации, на котором были рассмотрены вопросы угрозы возникновения паводков, поставлены задачи территориальным органам федерального органа исполнительности власти (далее - ФОИВ), органам исполнительной власти (далее - ОИВ) субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления (далее - ОМСУ) и организациям по смягчению рисков, реагированию на ЧС и выполнению превентивных мероприятий по защите населения и объектов социальной инфраструктуры от угрозы возникновения ЧС (протокол от 18 февраля 2022 г. N 6).
Проходит согласование распоряжение Правительства субъекта Российской Федерации "О мерах по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с возможными паводками 2022 года" (срок исполнения 30 марта 2022 г.).
Разработан и утвержден (решением КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации от 19 февраля 2022 г. N 8) План мероприятий по смягчению рисков и реагированию на ЧС в паводкоопасный период 2022 года на территории субъекта Российской Федерации (далее - План смягчения рисков).
Для своевременного реагирования Планом смягчения рисков предусмотрена группировка сил и средств РСЧС: 7032 чел., 1877 ед. техники, в т.ч. 276 ед. инженерной техники, 1126 ед. автомобильной, 365 специальной, 85 плавсредств, в т.ч. от МЧС России 826 чел, 284 ед. техники, 20 плавсредств, 15 беспилотных летательных аппаратов.
Находятся в готовности:
аэромобильная группировка Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее - ГУ МЧС России) в количестве 100 чел., 16 ед. техники и 6 плавсредств;
поисково-спасательная служба субъекта Российской Федерации в количестве 63 чел., 13 ед. техники и 30 плавсредств;
силы и средства Государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС России (далее - ГИМС) в количестве 39 чел., 11 ед. техники и 14 плавсредств.
Для мониторинга обстановки и организации выполнения задач спланировано привлечение 12 оперативных групп, в том числе:
6 оперативных групп - от ГУ МЧС России;
6 оперативных групп - от ТП РСЧС (оперативные группы муниципальных образований, подверженных подтоплению).
Для контроля за гидрологической обстановкой в ходе весеннего половодья 2022 года на территории субъекта Российской Федерации будет задействовано 93 постоянных гидрологических поста Росгидромета.
В летне-осенний период 2021 года проведено 4 водохозяйственных мероприятия:
"Регулирование русла реки Орел в районе микрорайона Солнечный, города Энск", затрачены финансовые средства в сумме 12986,798 тыс. руб.;
"Регулирование русла реки Шабартуй в с. Дульдурга Дульдургинского района", затрачены финансовые средства в сумме 451,2 тыс. руб.;
"Регулирование русла реки Харагун в с. Харагун Хилокского района", затрачены финансовые средства в сумме 1183,9 тыс. руб.;
"Регулирование русла реки Марчарунда Сухая для защиты от негативного воздействия вод в с. Сбега Могочинского района субъекта Российской Федерации". Объем финансирования - 1200 тыс. руб.
Всего на выполнение данных мероприятий израсходовано 14622 тыс. руб.
Для предотвращения негативного воздействия и ликвидации последствий действий вод в 2022 году предусмотрены мероприятия:
завершение работ по объекту "Регулирование русла реки Харагун в с. Харагун Хилокского района субъекта Российской Федерации". Объем финансирования - 5195 тыс. руб.;
завершение работ по объекту "Регулирование русла реки Шабартуй в с. Дульдурга Дульдургинского района субъекта Российской Федерации". Объем финансирования - 2137 тыс. руб.;
завершение работ по объекту "Регулирование русла реки Марчарунда Сухая для защиты от негативного воздействия вод в с. Сбега Могочинского района субъекта Российской Федерации". Объем финансирования - 24621 тыс. руб.;
регулирование русла реки Орел на участке от с. Угдан Читинского района до моста по ул. Ковыльная в г. Энск субъекта Российской Федерации. Объем финансирования 2022 год - 57266 тыс. руб.;
регулирование русла реки Акша в сельском поселении Урейское Акшинского района субъекта Российской Федерации. Объем финансирования - 2000 тыс. руб.;
расчистка и углубление русла реки Среднее Олонгро в г. Могоча Могочинского района субъекта Российской Федерации. Объем финансирования - 1000000 тыс. руб.;
расчистка и углубление русла реки Орел в границах г. Орла на участке от моста по ул. Ковыльная до устья реки Орел субъекта Российской Федерации. Объем финансирования - 2000000 тыс. руб.;
разработка проекта "Расчистка и углубление русла реки Орел в границах г. Энск на участке от моста по ул. Ковыльная до устья реки Орел субъекта Российской Федерации". Объем финансирования - 1603977 тыс. руб.;
разработка проекта "Регулирование русла реки Орел на участке от с. Угдан Читинского района до моста по ул. Ковыльная в г. Энск субъекта Российской Федерации". Объем финансирования - 1888968 тыс. руб.;
разработка проекта "Регулирование русла реки Агита в пгт. Букачача Чернышевского района субъекта Российской Федерации" - срок завершения мероприятий - июнь 2022 года. Объем финансирования - 1000000 тыс. руб.
Выполнение комплекса запланированных мероприятий позволит повысить защищенность и снизить риски подтопления территорий в случае развития неблагоприятной гидрологической обстановки в населенных пунктах на территории субъектов Российской Федерации.
Гидротехнические сооружения
По данным управления Ростехнадзора по субъекту Российской Федерации под надзором находятся 76 гидротехнических сооружений (далее - ГТС), из которых 11 являются бесхозяйными, которые подразделяются:
по предприятиям промышленности и энергетики - 40 ГТС, из них:
горнодобывающей отрасли - 32 комплекса ГТС, в том числе 3 бесхозяйных;
химической отрасли - 1 комплекс;
энергетической отрасли - 7 комплексов ГТС;
по водохозяйственным комплексам (гидроузлы и сооружения инженерной защиты) - 36 ГТС, из них:
находятся в ведении Минсельхоза России - 1 ГТС;
отнесены к категории водохозяйственного назначения - 35 ГТС, в том числе 8 являются бесхозяйными.
Техническое состояние ГТС предприятий промышленности и энергетики субъекта Российской Федерации оценивается как "удовлетворительное". Состояние ГТС водохозяйственного назначения характеризуется как не соответствующее требованиям Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений": уровень безопасности в основном "неудовлетворительный" либо "пониженный", 7 ГТС - в предаварийном состоянии, а именно:
защитные дамбы сел Урейск и Дорожное Акшинского района от паводковых вод реки Акша;
дамба для защиты с. Акша, Акшинского района от паводковых вод р. Онон;
дамба для защиты п. Приисковый Нерчинского района от паводковых вод р. Нерча;
дамба для защиты с. Тунгокочен Тунгокоченского района на реке Каренга;
инженерные сооружения для защиты с. Аргунск от затопления паводковыми водами р. Аргунь, Нер-Заводской район;
берегоукрепительные сооружения в с. Зоргол, Приаргунский район;
инженерные сооружения (дамба) г. Энск от паводковых вод р. Орел.
В Российский регистр ГТС внесены 26 ГТС, остальные не внесены по причине отсутствия декларации безопасности ГТС.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 г. N 237 "Об утверждении Положения об эксплуатации ГТС" не решены вопросы финансирования муниципальных образований на проведение работ по восстановлению проектно-сметной и эксплуатационной документации по ГТС. На 2022 год бюджетом субъекта Российской Федерации предусмотрены средства в размере 43 млн. рублей для разработки проектно-сметной документации (далее - ПСД) на строительство ГТС в г. Энск для защиты от паводковых вод реки Орел (по четырем участкам) и реки Ингода; в г. Хилок, п. Могзон Хилокского района, с. Хохотуй Петровск субъекта Российской Федерации для защиты от паводковых вод реки Хилок; с. Быково Красночикойского района для защиты от паводковых вод реки Чикой. Государственным заказчиком по указанным объектам определено ГКУ "Служба единого заказчика" субъекта Российской Федерации.
В 2022 году предусмотрены работы по завершению капитального ремонта дамбы с. Тунгокочен Тунгокоченского района, объем финансирования - 9200 тыс. руб. Начало работ по капитальному ремонту дамбы в с. Аргунск Нерчинского - Заводского района, объем финансирования - 4700 тыс. руб. Разработка ПСД по капитальному ремонту дамбы п. Приисковый Нерчинского района, объем финансирования - 3000 тыс. руб.
Распоряжением Правительства субъекта Российской Федерации от 17 марта 2014 года N 127-р образована Комиссия по обеспечению безопасной эксплуатации ГТС, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. Данная Комиссия является координационным органом при Правительстве субъекта Российской Федерации, образованным в целях рассмотрения и решения вопросов безопасной эксплуатации ГТС на территории субъекта Российской Федерации.
Во исполнение решений Комиссии по обеспечению безопасной эксплуатации ГТС, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (Протокол заседания от 17 января 2017 года N ПРК-6-17) Минприроды субъекта Российской Федерации организованы комиссионные обследования ГТС, в т.ч. бесхозяйных, при участии представителей Ростехнадзора, ГУ МЧС России, Департамента по делам гражданской обороны и пожарной безопасности субъекта Российской Федерации, отдела водных ресурсов по субъекту Российской Федерации Амурского бассейнового водного управления (далее - БВУ).
Проведено обследование 49 ГТС в 19 районах субъекта Российской Федерации, в том числе всех бесхозяйных ГТС, включенных в Перечень управления Ростехнадзора по субъекту Российской Федерации.
Муниципальным образованиям, на территориях которых расположены бесхозяйные ГТС, даны рекомендации о подаче заявлений о постановке ГТС на учет как бесхозяйного объекта.
По итогам паводкоопасного периода 2021 года Комиссия по обеспечению безопасной эксплуатации ГТС, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, не заседала, решения не принимались.
По состоянию на 12 февраля 2022 года в вышеуказанной Комиссии не назначен Председатель, что не позволяет продолжить работу по координации вопросов безопасной эксплуатации ГТС на территории субъекта Российской Федерации.
2. Выполнение органами управления ТП РСЧС субъекта
Российской Федерации предусмотренных законодательством
обязанностей по защите населения и территорий от ЧС в части
готовности к пожароопасному сезону 2022 года
2.1. Характеристика лесного фонда субъекта
Российской Федерации
Общая площадь лесов субъекта Российской Федерации составляет 34058,4 тыс. га из них:
земли лесного фонда - 32614,8 тыс. га (95,77%);
земли обороны и безопасности - 1121,4 тыс. га (3,29%);
земли особо охраняемых природных территорий - 322,2 тыс. га (0,94%).
Всего на территории субъекта Российской Федерации 799 населенных пунктов с населением 1,07 млн. чел. Угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров подвержены 142 населенных пункта, 70 СНТ, 50 детских оздоровительных лагерей.
Распределение лесов по территории субъекта Российской Федерации неравномерное. Лесистость субъекта Российской Федерации составляет 68,3%. Величина лесистости по отдельным районам различна: от 5 - 10% в южной части области (Борзинский, Александрово-Заводский, Ононский районы) до 90% в юго-западных и северных районах (Красночикойский, Могочинский районы).
Хвойные породы занимают 68,8% площади, покрытой лесной растительностью. Главенствующее положение среди хвойных пород занимает лиственница - 82,1%, сосна занимает 12,5%, оставшаяся часть приходится на кедр, ель, пихту.
Лесной фонд субъекта Российской Федерации по степени природной пожарной опасности дифференцирован по пяти классам пожарной опасности:
I класс, очень высокая пожарная опасность - 2967,2 га или 9,1% от общей площади лесного фонда;
II класс, высокая пожарная опасность - 6329,1 га, или 19,4% от общей площади лесного фонда;
III класс, средняя пожарная опасность - 13093,7 га, или 40,1% от общей площади лесного фонда;
IV класс, умеренная пожарная опасность - 9528,4 га, или 29,2% от общей площади лесного фонда;
V класс, низкая пожарная опасность - 696,4 га, или 2,1% от общей площади лесного фонда.
Средняя продолжительность пожароопасного сезона за последние 5 лет составляет 181 день.
В 2021 году на территории субъекта Российской Федерации произошел 831 лесной пожар на общей площади более 376 тыс. га (2019 г. - 616 пожаров на общей площади более 276 тыс. га, 2020 г. - 910 пожаров на общей площади более 312 тыс. га).
2.2. Подготовка органов управления и сил ТП РСЧС субъекта
Российской Федерации к пожароопасному сезону 2022 года
Мероприятия по подготовке к пожароопасному сезону организованы в соответствии с распоряжением Правительства субъекта Российской Федерации от 26 февраля 2022 г. N 50-р "О первоочередных мерах по подготовке к пожароопасному сезону 2022 года".
ГУ МЧС России проведена работа по корректировке Плана предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных ландшафтными (природными) пожарами на территории субъекта Российской Федерации в 2022 году, в соответствии с которым предусматривается привлечение сил и средств функциональных и ТП РСЧС субъекта Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных ландшафтными (природными) пожарами. Издан приказ от 19 февраля 2022 г. N 88 "Об организации работы по обеспечению пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах экономики субъекта Российской Федерации в пожароопасный период 2022 года".
В рамках подготовки к пожароопасному сезону 2022 года было проведено 2 заседания КЧС и ОПБ субъекта Российской Федерации и муниципальных образований:
13 декабря 2022 г. с повесткой дня "Итоги функционирования ТП РСЧС субъекта Российской Федерации в 2021 году и задачи на 2022 год";
6 февраля 2022 г. с повесткой дня "О мероприятиях органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации при подготовке к пожароопасному сезону 2022 года".
Разработано и утверждено 142 паспорта населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.
В целях проверки готовности сил функциональных и ТП РСЧС к проведению мероприятий по ликвидации последствий возможных ЧС, вызванных ландшафтными (природными) пожарами, 5 марта 2022 г. проведено показное тактико-специальное учение по отработке вопросов взаимодействия и слаженности сил и средств РСЧС при тушении ландшафтных (природных) пожаров, а также их межрайонного маневрирования. В 15 муниципальных районах субъекта Российской Федерации такие учения уже проведены и до 1 апреля 2022 г. будут проведены в оставшихся муниципальных образованиях.
В целях подготовки к пожароопасному сезону 2022 года Правительством субъекта Российской Федерации разработан План эффективных мероприятий по предупреждению и тушению лесных пожаров в 2022 году, утвержденный распоряжением ОИВ субъекта Российской Федерации от 2 ноября 2021 г. N 1951.
В 26 лесничествах ГКУ "Управление лесничествами субъекта Российской Федерации" разработаны планы тушения лесных пожаров по каждому лесничеству, на основе которых в установленном порядке распоряжением Губернатора субъекта Российской Федерации от 19 марта 2022 г. N 107-р утвержден Сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации (далее - Сводный план).
Сводным планом предусмотрена группировка сил и средств пожаротушения в количестве 2536 чел. и 1050 ед. техники, в том числе:
специализированных лесопожарных формирований ГКУ "Авиабаза" (далее - Орловская авиабаза), ГАУ "Лесохозяйственное объединение субъекта Российской Федерации" (далее - Забайкаллесхоз) и военных лесничеств: 1246 чел. и 463 ед. техники;
организаций (арендаторов), осуществляющих использование лесов, привлекаемых к тушению лесных пожаров: 1093 чел. и 488 ед. техники;
подразделений Государственной противопожарной службы и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров: 146 чел. и 71 ед. техники. Необходимо отметить, что силы и средства противопожарной службы субъекта Российской Федерации (далее - ППС) обязаны осуществлять защиту населенных пунктов. Привлечение данных подразделений для тушения лесных пожаров снижает противопожарную защиту населенных пунктов. Оснащенность указанных подразделений пожарно-техническим вооружением и оборудованием составляет 60%;
особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ): 51 чел. и 28 ед. техники.
В декабре 2021 года лесничествами составлен и утвержден главами муниципальных образований и согласован Министром природных ресурсов субъекта Российской Федерации План проведения профилактических контролируемых выжиганий.
На территории субъекта Российской Федерации тушение пожаров в населенных пунктах осуществляют силы и средства федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - ФПС), ППС и ведомственной пожарной охраны (далее - ВПО) в количестве 4061 чел. и 483 ед. пожарной техники (ФПС - 1726 чел. и 193 ед. техники; ППС - 1411 чел. и 163 ед. техники; ВПО - 924 чел. и 127 ед. техники).
В соответствии с требованиями статьи 76 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" созданная группировка подразделений пожарной охраны обеспечивает прикрытие 55,2% территории населенных пунктов, с учетом добровольной пожарной охраны (далее - ДПО) (в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" ДПО создается для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ).
В 2022 году за счет субвенций из федерального бюджета субъекту Российской Федерации выделено финансирование на проведение лесовосстановительных, лесохозяйственных, противопожарных и лесозащитных мероприятий на сумму 1204,1 млн. рублей (аналогичный период прошлого года (далее - АППГ) - 995,9 млн. руб.), увеличение на 17,2%.
На охрану лесов от пожаров выделено 436,9 млн. руб., в том числе:
на тушение лесных пожаров 127,0 млн. руб.;
на проведение противопожарных мероприятий 36,5 млн. руб.;
на авиамониторинг 270,0 млн. руб.;
на наземный мониторинг 3,4 млн. руб.
Охрану лесов от пожаров в наземной зоне тушения осуществляет Лесхоз, который включает в себя 9 пожарно-химических станций (далее - ПХС) 3 типа численностью 1120 чел. и 367 ед. техники, в состав которых входит 22 лесопожарных формирования (далее - ЛПФ) 2 типа и 82 ЛПФ 1 типа (для сравнения, в 1990 году на территории лесного фонда субъекта Российской Федерации располагались межлесхозы на базе лесозаготовительных организаций и 97 ПХС, из них: 55 ПХС 1 типа, 36 ПХС 2 типа, 6 ПХС 3 типа. Общая численность формирований составляла 2385 чел. и 580 ед. техники).
Готовность ПХС к тушению лесных пожаров составляет: по личному составу 75% от требуемого, по технике - 97,5%, по оборудованию и инвентарю - 100%. Подлежит списанию 167 ед. техники.
Земли лесного фонда распределены по зонам мониторинга пожарной опасности, из которых на наземную зону приходится 1,8 млн. га, авиационную - 18,1 млн. га и зону космического мониторинга - 12,7 млн. га.
Космический мониторинг пожарной опасности в лесах осуществляется с использованием информационных систем "Каскад" и "ИСДМ-Рослесхоз".
Привлечение подразделений ДПО субъекта Российской Федерации к тушению лесных пожаров осуществляется в случае угрозы перехода ландшафтных пожаров на населенные пункты. Группировка ДПО составляет 707 подразделений и 6736 чел., из них 184 добровольные пожарные команды в составе 989 чел. и 618 ед. техники, из которых 156 автомобилей, приспособленных к тушению пожаров, не зарегистрированы в установленном порядке в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России.
В 2021 году подразделениями ДПО совершено 144 выезда на тушение пожаров, из них: самостоятельно потушено 10 пожаров, принято участие в качестве дополнительных сил в тушении 134 пожаров.
Нормативы по укомплектованности и оснащенности ПХС субъекта Российской Федерации, утвержденные приказом Лесхоза, людьми и техникой не соответствуют требованиям Положения о пожарно-химических станциях, утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства от 19 декабря 1997 г. N 167.
В лесничествах отсутствует необходимое количество руководителей тушения лесных пожаров (далее - РТЛП) (в Ингодинском лесничестве 9 РТЛП из 32 необходимых).
Особо охраняемые природные территории
На территории субъекта Российской Федерации существует 92 ООПТ разных категорий, из них 7 - федерального значения и 85 - регионального значения. Общая площадь ООПТ в субъектах Российской Федерации составляет более 3,4 млн. га, или около 7,9% территории.
Федеральные ООПТ (государственный природный биосферный заповедник "Даурский", Сохондинский государственный природный биосферный заповедник, национальные парки "Алханай", "Чикой" и "Кодар", заказники федерального значения "Цасучейский бор" и "Долина дзерена", памятник природы федерального значения "Ледники Кодара") занимают более 1,8 млн. га, или 4,25% территории субъекта Российской Федерации.
ООПТ регионального значения представлены следующими категориями: природный парк ("Арей" и "Ивано-Арахлейский"), заказники регионального значения (18 территорий), памятник природы (64 территории), 1 учебно-научный стационар, занимают более 1,6 млн. га, или 3,65% территории субъекта Российской Федерации.
Для тушения пожаров на ООПТ федерального значения создан 1 ПХС 2 типа (в национальном парке "Алханай", в составе 23 чел. и 10 ед. техники). На остальных ООПТ тушение ландшафтных (природных) пожаров осуществляется по соглашениям и договорам с Лесхозом и Орловской авиабазой в связи с тем, что лесные земли и леса не переведены в категории ООПТ федерального значения.
В 2021 году на территориях ООПТ произошел 1 пожар на площади 320 га (2017 г. - 3 пожара на общей площади более 770 га, 2018 г. - 5 пожаров на общей площади более 43,8 га).
Министерство обороны Российской Федерации
На территории субъекта Российской Федерации располагаются 3 лесничества Министерства обороны Российской Федерации (Орловское, Ингодинское, Улан-Уэнское).
Ведение лесохозяйственной деятельности и тушение лесных пожаров возложено на филиалы ФГАУ "Оборонлес" (далее - Оборонлес) в составе 3 ПХС 2 типа.
Вместе с тем укомплектованность и оснащенность ПХС Оборонлеса людьми и техникой не соответствуют требованиям Положения о пожарно-химических станциях, утвержденного приказом Федеральной службы лесного хозяйства от 19 декабря 1997 г. N 167.
В 2021 году в субъекте Российской Федерации на территории лесничеств Министерства обороны Российской Федерации произошел 31 пожар на площади 8595,52 га (2020 г. - 36 пожаров на общей площади более 18431 га).
Управление Федеральной службы исполнения наказаний
На территории субъекта Российской Федерации дислоцируется 12 учреждений Управления Федеральной службы исполнения наказаний по субъекту Российской Федерации (далее - УФСИН), два из которых расположены в непосредственной близости к лесным массивам: ФКУ "Исправительная колония N 2" (далее - ИК-2) (п. Шара-Горохон Карымского района) и ФКУ "Колония-поселение N 6" (далее - КП-6) (п. Тыргетуй Карымского района).
Штатная численность подразделений ВПО УФСИН составляет 20 чел.
На вооружении УФСИН состоит 11 пожарных автоцистерн, 10 пожарных мотопомп. ИК-2 и КП-6 дополнительно укомплектованы 18 ранцевыми лесными опрыскивателями (ИК-2 - 13 штук, КП-6 - 5 штук).
Дополнительно, в соответствии с положением, утвержденным приказом начальника УФСИН, в учреждениях уголовно-исполнительной системы области:
сформированы добровольные пожарные дружины общей численностью 148 чел.;
произведен расчет дополнительных сил из числа сотрудников учреждений, необходимых для тушения возможных пожаров, а также силы и средства, требующиеся для проведения эвакуации осужденных и товарно-материальных ценностей с подведомственных объектов, подвергающихся непосредственной угрозе при возникновении лесных пожаров.
В 2020 - 2021 годах в лесных массивах, прилегающих к территории УФСИН, лесные пожары не зарегистрированы.
Министерство сельского хозяйства субъекта
Российской Федерации
Площадь земель сельскохозяйственного назначения на территории субъекта Российской Федерации составляет 7993,3 тыс. га.
Основное количество неиспользуемых сельскохозяйственных земель выявлено на территории Петровск-Забайкальского, Борзинского и Орловского районов.
Земли сельскохозяйственного назначения состоят из сельскохозяйственных и несельскохозяйственных угодий 6,3 млн. га и 1,6 млн. га соответственно. Тушение пожаров на землях сельхозназначения не организовано.
В 2021 году на землях сельскохозяйственного назначения зарегистрировано 3764 загорания сухой растительности.
2.3. Сведения о профилактической работе по недопущению
ландшафтных (природных) пожаров на территории субъекта
Российской Федерации
В настоящее время во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2022 г. N 555 и в соответствии с письмом МЧС России от 10 февраля 2022 г. N 43-765-19, надзорными органами ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации проводятся мероприятия по контролю за противопожарным обустройством населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.
Во исполнение распоряжения Правительства субъекта Российской Федерации от 26 февраля 2022 г. N 50-р ОМСУ проведена актуализация перечня собственников земель, прилегающих к лесу.
В рамках контроля выполнения собственниками и арендаторами земельных участков противопожарных мероприятий по очистке территорий от сухой травянистой растительности, мусора и других горючих материалов органами государственного пожарного надзора по состоянию на 21 марта 2022 г. выявлено 134 нарушения требований пожарной безопасности. К административной ответственности привлечено 23 должностных лица, 3 юридических лица.
Совместно с ОМСУ организовано проведение 69 сходов граждан, на которых освещались вопросы профилактики возникновения пожаров.
Проведено более 125 профилактических рейдов, из них 35 в составе межведомственных групп.
Проинструктировано о мерах пожарной безопасности 874 чел.
Проведено 52 выступления и публикаций в средствах массовой информации, в том числе 13 на радио, 7 на телевидении, опубликовано 32 пресс-релиза и публикаций в краевых и муниципальных периодических печатных и интернет-изданиях.
В целях принятия дополнительных профилактических мер по недопущению ландшафтных (природных) пожаров на территориях муниципальных образований субъекта Российской Федерации создано 1703 группы численностью 6958 чел., из них:
739 патрульных групп в каждом населенном пункте (предназначены для профилактической работы и патрулирования в границах населенного пункта);
739 патрульно-маневренных групп в каждом населенном пункте (предназначены для профилактической работы и тушения ландшафтных (природных) пожаров в границах поселения);
152 маневренные группы в каждом поселении (предназначены для тушения ландшафтных (природных) пожаров на землях сельскохозяйственных назначения и иных категорий);
73 патрульно-контрольные группы по две на муниципальный район (предназначены для профилактической работы, выявления виновных в возникновении ландшафтных (природных) пожаров и привлечения их к ответственности). Патрульными группами применяется 9 беспилотных летательных аппаратов МЧС России и 6 Росгвардии.
По результатам работы надзорных органов в 2021 году остается проблемным вопросом обеспечение населенных пунктов субъекта Российской Федерации необходимым количеством источников наружного противопожарного водоснабжения, а также наличие несанкционированных свалок на территориях муниципальных образований.
2.4. Планирование применения авиации для мониторинга
и тушения ландшафтных (природных) пожаров
Распоряжением Губернатора субъекта Российской Федерации от 17 января 2007 г. N 14-а/р создана Орловская авиабаза, которая включает в себя 12 филиалов без образования юридического лица.
Штатная численность работников авиапожарной службы в Орловской авиабазе, составляет - 280 чел., в том числе:
десантников-пожарных - 248 чел.
парашютистов-пожарных - 32 чел.
Из числа работников авиапожарной службы аттестованы на РТЛП - 25 чел. Дополнительно завершается обучение на РТЛП еще 22 работников авиапожарной службы (общая численность РТЛП составит - 47 чел.).
Летно-подъемный состав Орловской авиабазы составляет 8 чел. (летчиков-наблюдателей).
Авиационный мониторинг включает в себя 49 маршрутов протяженностью 22 тыс. 393 км. В распоряжении Орловской авиабазы имеется 8 посадочных площадок. Собственная авиация у Орловской авиабазы отсутствует. По состоянию на 22 марта 2022 г. по результатам открытых аукционных торгов заключены контракты на авиационный мониторинг 10 воздушных судов (самолеты Ан-2 - 3 ед., Cessna-182 - 7 ед.), с общим объемом 2630 летных часов (118,0 млн. руб. с учетом цен 2022 года). На тушение лесных пожаров заключены контракты на использование самолета Ан-2 - 3 ед., 100 летных часов и вертолета Ми-2 - 1 ед., 50 летных часов. Продолжаются открытые аукционы по заключению контрактов на использование вертолетов Ми-8 - 3 ед., 205 летных часов для тушения лесных пожаров. Планируемое время заключения контрактов до 8 апреля 2022 г.
На территории субъекта Российской Федерации имеется 3 места для забора воды самолетом Бе-200 ЧС, все в Орловском районе, и 27 мест забора воды водосливными устройствами (ВСУ-5). Для обеспечения работы авиации спланировано 7 групп ГИМС, в составе 21 чел. и 7 ед. техники. Определена 31 посадочная вертолетная площадка для авиационного обеспечения в ходе проведения воздушной разведки и применения авиации для тушения ландшафтных (природных) пожаров.
В соответствии с Инструкцией по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза от 22 сентября 1997 г. N 122, рекомендациями Рослесхоза по противопожарной профилактике в лесах от 17 ноября 1997 г. и статистическими данными по классам пожарной опасности за последние 5 лет потребное количество летных часов на 2022 год составляет - 8519.
Необходимо отметить, что осуществление авиапатрулирования составляло:
в 1990 году - 5140 часов налета;
в 2006 году - 1935 часов налета;
в 2021 году - 2291 час налета.
3. Организация первоочередного жизнеобеспечения населения
План организации жизнеобеспечения населения субъекта Российской Федерации утвержден 17 февраля 2020 г. и откорректирован по состоянию на 1 февраля 2022 г.
В целях своевременного удовлетворения первоочередных потребностей пострадавшего населения в зоне ЧС на территории субъекта Российской Федерации в 2022 году подготовлены к развертыванию стационарных пунктов временного размещения (далее - ПВР) общей вместимостью ___ чел., в том числе ___ мобильных ПВР вместимостью ___ чел.
Перечень ПВР пострадавшего населения утвержден нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации от 17 февраля 2022 г. N 524.
4. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов
субъекта Российской Федерации
Резерв материальных ресурсов субъекта Российской Федерации создан на основании постановления Правительства субъекта Российской Федерации от 3 марта 2009 г. N 84 "О резервах материальных ресурсов субъекта Российской Федерации для ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера" (в редакции постановления Правительства субъекта Российской Федерации от 23 января 2019 г. N 30). Этим же постановлением утверждены Порядок создания и использования материальных ресурсов субъекта Российской Федерации для ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера, а также номенклатура и объем резервов материальных ресурсов субъектов Российской Федерации.
Резерв материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера в субъекте Российской Федерации по состоянию на 1 января 2022 г. создан в объеме 170158 тыс. руб. (АППГ - 155065 тыс.).
Положение о резервах финансовых ресурсов субъекта Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС межмуниципального и регионального характера утверждено постановлением Правительства субъекта Российской Федерации от 24 марта 2009 г. N 112 (в редакции постановления Правительства субъекта Российской Федерации от 14 февраля 2017 г. N 49).
Резерв материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации по состоянию на 1 января 2022 г. создан в объеме 55599 тыс. рублей.
5. Создание и поддержание в состоянии постоянной
готовности системы оповещения населения
На территории субъекта Российской Федерации создана и введена в эксплуатацию (указываются реквизиты документа о вводе в эксплуатацию) региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения (далее - РАСЦО).
Положение о системах оповещения населения субъекта Российской Федерации переработано в соответствии с Положением о системах оповещения населения, утвержденным совместным приказом МЧС России и Минцифры России от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" (указываются реквизиты документа об утверждении положения о РАСЦО).
Согласно акту последней комплексной проверки готовность РАСЦО субъекта Российской Федерации оценена как "готова к выполнению задач"/"ограниченно готова к выполнению задач"/"не готова к выполнению задач".
Согласно утвержденному паспорту РАСЦО охват населения техническими средствами оповещения в автоматизированном или автоматическом режиме составляет __%.
Для доведения до населения экстренной информации органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключены соответствующие соглашения с ___ (указывается количество операторов) ("Мегафон", "МТС", "ВымпелКом", "Т2-Мобайл") из ___ (указывается количество операторов) операторов подвижной радиотелефонной связи, оказывающих услуги на территории субъекта Российской Федерации.
Передача сигналов оповещения и (или) экстренной информации по сетям связи операторов связи, оказывающих услуги связи для целей эфирного телерадиовещания, осуществляется на основании действующего соглашения с филиалом ФГУП "РТРС". Для замещения телерадиоэфира в автоматизированном режиме к указанным сетям подключено оборудование РАСЦО (если не подключено, указывается причина).
Разработан и утвержден перечень организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, на объектах которых должны создаваться локальные системы оповещения (далее - ЛСО). ЛСО созданы на ___ (указывается количество) объектах (производствах, сооружениях) из ___ (указывается общее количество из перечня), что составляет __%.
6. Функционирование системы обеспечения вызова экстренных
оперативных служб по единому номеру "112"
На территории субъекта Российской Федерации создана и введена в эксплуатацию (указываются реквизиты документа о вводе в эксплуатацию) система обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
На территории субъекта имеется резервный центр обработки вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
Выводы и предложения по подготовке к защите
населения и территорий субъекта Российской Федерации от ЧС
в паводкоопасный период и пожароопасный сезон 2022 года
1. Рекомендовать Правительству субъекта Российской Федерации:
довести охват населения субъекта Российской Федерации средствами оповещения в автоматизированном режиме не менее чем до 75% (по состоянию на 10 марта 2021 г. охват населения составляет 30%);
принять меры по обеспечению безопасной эксплуатации ГТС на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
2. Рекомендовать Правительству субъекта Российской Федерации совместно с ОМСУ:
привести ЕДДС в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС;
принять меры по прикрытию территории субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями статьи 76 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" за счет создания подразделений ППС субъекта Российской Федерации;
рассмотреть вопрос увеличения численности ПХС и создания на территории лесного фонда дополнительных ЛПФ в соответствии с приказом Федеральной службы лесного хозяйства от 19 декабря 1997 г. N 167 с расчетом на высокую горимость;
продолжить работу по обеспечению территорий населенных пунктов запасами воды для целей пожаротушения и привести в исправное состояние имеющиеся источники наружного противопожарного водоснабжения;
организовать заключение соглашений в соответствии требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1464 "О привлечении сил и средств федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникших вследствие лесных пожаров";
принять меры к выполнению Плана мероприятий по противопожарному обустройству лесов.
Вывод: исходя из результатов проведенной проверки и выявленных недостатков субъект Российской Федерации в целом "готов к выполнению задач по предназначению" ("ограниченно готов к выполнению задач по предназначению", "не готов к выполнению задач по предназначению") в паводкоопасный период и пожароопасный сезон 2022 года.
Руководитель рабочей группы:
Руководитель (заместитель руководителя) структурного подразделения центрального аппарата МЧС России (Начальник ГУ МЧС России)
И.О. Фамилия
Члены рабочей группы:
Должностное лицо структурного подразделения центрального аппарата МЧС России (должностное лицо ГУ МЧС России)
И.О. Фамилия
Должностное лицо структурного подразделения центрального аппарата МЧС России (должностное лицо ГУ МЧС России)
И.О. Фамилия
Руководитель (заместитель руководителя) Управления Росприроднадзора
И.О. Фамилия
Руководитель (заместитель руководителя) Управления Ростехнадзора
И.О. Фамилия
Руководитель (заместитель руководителя) Управления Росводресурсов
И.О. Фамилия
С Актом проверки ознакомлен:
Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации
И.О. Фамилия
Начальник Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации <1>
И.О. Фамилия
--------------------------------
<1> При проверке готовности органов управления и сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС в субъектах Российской Федерации, проверяемых центральным аппаратом МЧС России.