Главная // Актуальные документы // Акт (форма)СПРАВКА
Источник публикации
Л., "Транспорт", Ленинградское отделение, 1984
Примечание к документу
Название документа
"Инструкция по расследованию и учету несчастных случаев на судах флота Минрыбхоза СССР"
(утв. Постановлением Президиума ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности от 28.12.1983 N 27)
"Инструкция по расследованию и учету несчастных случаев на судах флота Минрыбхоза СССР"
(утв. Постановлением Президиума ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности от 28.12.1983 N 27)
Постановлением Президиума
ЦК профсоюза рабочих
пищевой промышленности
28 декабря 1983 г. N 27
Согласована
с Министерством
рыбного хозяйства СССР
27 декабря 1983 года
ИНСТРУКЦИЯ
ПО РАССЛЕДОВАНИЮ И УЧЕТУ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
НА СУДАХ ФЛОТА МИНРЫБХОЗА СССР
1.1. Настоящая Инструкция составлена на основании
Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС 13 августа 1982 г. N 11-6. Инструкция определяет порядок расследования и учета несчастных случаев, происшедших на судах Минрыбхоза СССР с членами экипажей, а также с учащимися, проходящими производственную практику, и другими лицами, находящимися в рейсах.
1.2. Расследованию в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией, подлежат все несчастные случаи, происшедшие:
1.2.1. На судне.
1.2.2. Вне судна, при выполнении членами экипажа работ по заданию администрации судна или судовладельца, на территории иностранного государства с членами экипажей, находящимися в установленном порядке в увольнении на берегу, а также при доставке членов экипажей на суда и с судов на любых видах транспортных средств, предоставляемых администрацией судна или судовладельцем <1>.
--------------------------------
<1> В дальнейшем тексте настоящей Инструкции:
все виды предприятий, организации, учреждения и рыболовецкие колхозы именуются "предприятия";
все предприятия, у которых находится на балансе судно, именуются "судовладелец";
капитан - официальное лицо, осуществляющее самостоятельное командование судном и именуемое в зависимости от типа и назначения судна капитаном-директором, старшиной, шкипером или старшим мотористом;
капитан и другие лица командного состава судна именуются "администрация судна".
Расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие как в рабочее, так и в нерабочее время.
1.3. Расследованию и учету подлежат также происшедшие на производстве острые отравления, тепловые удары, поражения молнией, обморожения. Случаи профессиональных хронических отравлений и профессиональных заболеваний расследуются в порядке, установленном Министерством здравоохранения СССР.
1.4. Несчастный случай на производстве, вызвавший потерю трудоспособности на срок не менее одного дня, или несчастный случай, вызвавший необходимость перевода пострадавшего с работы по основной профессии на другую работу, оформляется
актом по форме Н-1 (приложение 1 - не приводится).
Сведения о рабочих днях за время перевода на другую работу в связи с несчастным случаем указываются в
п. 17.1 акта по форме Н-1 и в отчет по травматизму не вносятся.
Судовладелец обязан выдать заверенную копию акта по форме Н-1 о несчастном случае пострадавшему или другому заинтересованному лицу не позднее трех дней с момента окончания расследования.
Предприятие, где взят на учет несчастный случай, должно обеспечить хранение акта по форме Н-1 с материалами расследования в течение 45 лет.
Примечание. Окончанием расследования несчастного случая считается момент утверждения акта по форме Н-1 руководителем предприятия судовладельца, а специального расследования - заключение технического инспектора труда, если не возникнут обстоятельства, требующие проведения иного расследования.
1.5. Несчастный случай может быть признан не связанным с производством, если в результате расследования установлено, что он произошел при изготовлении пострадавшим в личных целях без разрешения судовой администрации каких-либо предметов или самовольном использовании в личных целях судовых транспортных средств, механизмов, оборудования, инструментов или других предметов и материальных ценностей; при спортивных играх; при хищении материалов или других предметов и материальных ценностей; в результате опьянения, если оно явилось следствием употребления работником алкоголя или применяемых в производственных процессах технических спиртов, ароматических, наркотических и других подобных веществ.
Примечание. 1. Если в результате расследования установлено, что хотя травма и связана с опьянением, но основной технической или организационной причиной ее явилось нарушение правил и норм охраны труда (плохое состояние оборудования, проходов, освещения, необученность пострадавшего, неудовлетворительная организация и отсутствие надзора за производством работ и несением вахтенной службы), то несчастный случай должен быть признан связанным с производством.
2. При исчезновении с судна члена экипажа или других лиц, упомянутых в
п. 1.1 настоящей Инструкции, во время рейса (на промысле, переходах или стоянках на рейдах), несчастный случай должен быть признан связанным с производством, если следственными органами не будут установлены обстоятельства, дающие основание признать его не связанным с производством.
3. Если расследованием установлено, что имело место самоубийство, то
акт по форме Н-1 в этом случае не составляется и в отчет по травматизму не включается.
Если судовладелец придет к выводу об отсутствии связи несчастного случая с производством, то он обязан внести этот вопрос на рассмотрение его профсоюзного комитета, уведомив об этом письменно технического (главного технического) инспектора труда ЦК профсоюза.
При согласии профсоюзного комитета с выводами судовладельца на акте по форме Н-1 (в правом верхнем углу) делается запись: "Несчастный случай не связан с производством. Постановление профсоюзного комитета от "__" _________, протокол N _____". Эта запись удостоверяется печатью.
Несчастный случай, не связанный с производством, учитывается отдельной строкой в формах отчетности по травматизму, утвержденных ЦСУ СССР.
При несогласии профсоюзного комитета с выводами судовладельца указанная запись не делается и несчастный случай считается связанным с производством.
1.6. Ответственность за правильное и своевременное расследование и учет несчастных случаев, оформление
актов по форме Н-1, выполнение мероприятий, указанных в актах, а также за сокрытие несчастных случаев, несет руководитель предприятия, которому принадлежит судно, и капитан судна.
1.7. Контроль за правильным и своевременным расследованием и учетом несчастных случаев на судах, а также за выполнением мероприятий по устранению причин, вызвавших несчастный случай, осуществляют вышестоящая хозяйственная организация, профсоюзный комитет судовладельца, всесоюзные промышленные объединения, министерства или другие органы управления рыбным хозяйством союзных республик, общественный инспектор труда на судне, техническая инспекция труда ЦК профсоюза.
1.8. В случае отказа капитана судна или судовладельца в составлении
акта по форме Н-1, а также при несогласии пострадавшего или другого заинтересованного лица с содержанием акта или квалификацией несчастного случая, пострадавший или другое заинтересованное лицо вправе обратиться по этим вопросам в соответствующий профсоюзный комитет.
Профсоюзный комитет в срок не более семи дней должен рассмотреть заявление пострадавшего или другого заинтересованного лица и принять решение, являющееся обязательным для исполнения капитаном, судовладельцем.
При необходимости профсоюзный комитет запрашивает заключение технического (главного технического) инспектора труда.
Заключение технического (главного технического) инспектора труда о связи несчастного случая с производством является обязательным для капитана судна, судовладельца и профсоюзного комитета.
Разногласия между технической инспекцией труда Центрального комитета и совета профсоюзов о связи несчастного случая с производством и его учете разрешает отдел охраны труда ВЦСПС.
2. РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
2.1. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая немедленно извещает вахтенного помощника капитана или вахтенного механика, или соответствующего руководителя работ, на участке которого произошел несчастный случай, а на несамоходных судах - шкипера.
Последние должны немедленно:
организовать оказание первой помощи пострадавшему и его доставку в здравпункт;
сообщить о происшедшем капитану судна (на несамоходных судах флота внутренних водоемов шкипер сообщает: на ходу судна - вахтенному помощнику капитана буксировщика; на стоянке - руководителю ближайшего предприятия Минрыбхоза СССР), сохранив до расследования обстановку на рабочем месте и состояние оборудования такими, какими они были в момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью окружающих, не приведет к аварии и не нарушает непрерывного производственного процесса).
При невозможности сохранить обстановку, составляется подробная схема или фотоснимки места происшествия.
2.2. Капитан судна при возникновении несчастного случая на его судне или на буксируемом им несамоходном морском или речном судне обязан немедленно:
принять меры к оказанию пострадавшему необходимой квалифицированной медицинской помощи (доставка в судовую амбулаторию или береговое медицинское учреждение);
сделать запись в судовом журнале;
сообщить о происшедшем несчастном случае начальнику и помощнику начальника промыслового района (экспедиции, флотилии) по охране труда, судовладельцу и профсоюзному комитету предприятия, а также арендатору при нахождении судна в аренде;
создать комиссию по расследованию несчастного случая под своим председательством в составе: старшего помощника или старшего механика в зависимости от принадлежности пострадавшего к той или иной службе, начальника судовой службы, на участке которого произошел несчастный случай; общественного инспектора по охране труда или другого представителя судового профсоюзного комитета.
Примечание. Несчастные случаи, происшедшие с членами экипажей несамоходных судов при стоянке в порту (предприятии) расследуются администрацией данного порта (предприятия) совместно с профсоюзным комитетом и шкипером.
2.3. Комиссия по расследованию несчастного случая обязана:
в течение 24 ч расследовать обстоятельства, при которых произошел несчастный случай, установить причины его возникновения и определить лиц, ответственных за несчастный случай;
составить
акт по форме Н-1 в четырех экземплярах и разработать мероприятия по предупреждению повторения подобных несчастных случаев. При первой возможности три экземпляра акта направить руководителю предприятия, которому принадлежит судно, для утверждения;
принять меры по устранению причин, вызвавших несчастный случай.
Все несчастные случаи, оформленные
актом по форме Н-1, регистрируются на предприятии судовладельца в
журнале (приложение 2 - не приводится).
2.4. Руководитель предприятия, которому принадлежит судно, с получением акта обязан рассмотреть его, немедленно принять организационные меры для устранения причин, вызвавших несчастный случай, и предотвращения их на других судах. После окончания расследования в течение суток он должен утвердить
акт по форме Н-1 и по одному утвержденному экземпляру направить службе охраны труда и техники безопасности, профсоюзному комитету своего предприятия, техническому инспектору труда, контролирующему предприятие.
Капитану судна посылается официальное уведомление об утверждении акта по форме Н-1. При несогласии с причинами несчастного случая и разработанными судовой комиссией мероприятиями, указанными в акте по форме Н-1, руководитель предприятия по согласованию с техническим инспектором труда вносит в акт соответствующие изменения и уведомляет об этом капитана судна. Последний, получив уведомление, совместно с членами комиссии по расследованию данного несчастного случая, производит корректировку соответствующих пунктов акта по форме Н-1, оставшегося на судне, и принимает акт к исполнению.
2.5. По окончании временной нетрудоспособности пострадавшего, вызванной несчастным случаем, капитан судна заполняет
п. 17 акта по форме Н-1 о последствиях несчастного случая и посылает об этом сообщение руководителю предприятия.
Последний извещает о случившемся профсоюзный комитет и службу охраны труда и техники безопасности предприятия, технического инспектора труда
(приложение 3).
После возвращения из рейса капитан судна оформляет свой экземпляр акта по форме Н-1 утверждающей подписью руководителя предприятия и бухгалтера
(п. 17).
2.6. Судовой врач или лицо, исполняющее его обязанности (фельдшер, старший помощник капитана), ежедневно представляет капитану судна сведения о несчастных случаях, происшедших с членами экипажа.
2.7. Несчастный случай, о котором пострадавший не сообщил в течение рабочего дня или от которого потеря трудоспособности наступила не сразу, должен быть расследован по заявлению пострадавшего или заинтересованного лица в срок не более двух недель со дня подачи заявления.
Вопрос о составлении
акта по форме Н-1 решается после всесторонней проверки заявления о происшедшем несчастном случае с учетом всех обстоятельств, медицинского заключения о характере травмы и возможной причине потери трудоспособности, показаний очевидцев и других доказательств.
2.8. Несчастные случаи, происшедшие с работниками базы технического обслуживания флота на судне во время рейса (на промысле, переходах или стоянках на рейдах) расследуются в соответствии с настоящей Инструкцией и учитываются судовладельцем.
2.9. Несчастные случаи, происшедшие с членами экипажей судов флота внутренних водоемов или иных судовладельцев Минрыбхоза СССР, имеющих сезонный характер работы флота, в навигационный период расследуются в соответствии с настоящей Инструкцией и учитываются судовладельцами. В межнавигационный период такие несчастные случаи расследуются и учитываются предприятиями, на которых находятся на отстое или ремонтируются суда под руководством технического персонала этих предприятий.
Примечание. Сроки постановки судов на ремонт и выхода из него, так же как сроки ввода и вывода из эксплуатации, определяются приказами или распоряжениями предприятий.
2.10. Несчастный случай, происшедший на одном из судов, ведущих совместные работы (операции) в открытом море (близнецовый лов, грузовые работы, швартовные операции и т.д.), расследуется комиссией, состоящей из представителей обоих экипажей под председательством помощника начальника промысла (экспедиции, флотилии) по охране труда или капитана того судна, на котором произошел несчастный случай.
Учет несчастного случая производит судовладелец, у которого работает пострадавший.
2.10.1. Если расследованием установлено, что несчастный случай произошел по вине экипажа одного из судов, вне зависимости от того, где находился в этот момент пострадавший (на своем судне или на борту судна партнера),
акт по форме Н-1 предъявляется для подписи администрации судовладельца, экипаж которого виновен в несчастном случае, для выставления в дальнейшем искового требования.
2.11. Несчастные случаи со специалистами Минрыбхоза СССР, направленными для работы по контрактам на суда иностранных государств, расследуются в соответствии с настоящей Инструкцией с применением (учетом) действующего законодательства данного иностранного государства.
Несчастные случаи с указанными лицами учитываются предприятиями, на которых они работали непосредственно перед направлением на работу по контракту.
2.12. Несчастные случаи, в том числе групповые, с тяжелым и смертельным исходом, происшедшие с членами экипажей судов, переданных судовладельцем по договору на время (тайм-чартер) или в аренду другому предприятию, или переданных по договору страхования на время (тайм-чартер) или в аренду предприятиям, не входящим в Минрыбхоз СССР, расследуются судовладельцем или по его поручению предприятием-фрахтователем (арендатором). Такие несчастные случаи учитываются судовладельцем.
2.13. Все несчастные случаи, в том числе групповые, с тяжелым и смертельным исходом, происшедшие с иностранными и советскими гражданами на советских судах, находящихся в иностранных портах (доках, верфях и т.д.), расследуются ведомственной комиссией в порядке, установленном настоящей Инструкцией, при обязательном участии иностранного морского агентства или представителя Минрыбхоза СССР в этом иностранном порту (государстве).
2.13.1. Если при этом расследованием установлена ответственность иностранного лица или организации за происшедший несчастный случай, в результате чего может возникнуть исковое требование, затрагивающее их интересы,
акт по форме Н-1 должен быть предъявлен для подписи представителю этого иностранного лица или организации.
При отказе представителя иностранного лица или организации от подписания акта капитан судна информирует об этом представителя Минрыбхоза СССР или другие советские органы за границей, где произошел несчастный случай, и в дальнейшем действует по их указаниям.
2.13.2. О всех несчастных случаях, в том числе групповых с тяжелым и смертельным исходом, происшедших с советскими рыбаками, находящимися в увольнении в иностранных портах, капитан судна информирует представителя Минрыбхоза СССР в этом порту (государстве), а при его отсутствии - консульство или посольство СССР в этих странах и в дальнейшем действует по их указанию.
2.13.3. В странах, с которыми СССР не поддерживает дипломатических отношений, капитан должен обратиться за помощью к иностранным морским агентам либо субагентам. В особых случаях следует обратиться за содействием в консульства или посольства государств, с которыми СССР поддерживает дружеские отношения, в первую очередь, социалистических стран.
2.13.4. Если в результате несчастного случая могут возникнуть имущественные или иные претензии как со стороны пострадавшего члена экипажа судна, так и со стороны иностранного лица или организации, капитан судна обязан потребовать оформления происшествия соответствующим актом или другим документом, не противоречащим местной практике и обычаям.
2.14. Несчастные случаи, происшедшие на территории иностранного государства с членами экипажа судна или другими лицами, упомянутыми в
п. 1.1 настоящей Инструкции, официально находящимися в увольнении на берегу, следует квалифицировать как связанные с производством, если нет оснований для иной квалификации данного несчастного случая.
2.15. В случае исчезновения работников с борта судна во время рейса при невыясненных на судне обстоятельствах капитан судна по согласованию с руководством своего предприятия, должен следовать в ближайший отечественный порт или обеспечить принятие на борт представителя следственных или других органов для проведения расследования на месте.
2.16. Если расследованием установлена ответственность администрации предприятий, не входящих в систему Минрыбхоза СССР, за происшедший несчастный случай с членом экипажа судна, в результате чего может возникнуть исковое требование к ним, то
акт по форме Н-1 должен быть предъявлен для подписи администрации этих предприятий.
2.17. Несчастные случаи, происшедшие с работниками предприятий, производивших на судне под своим техническим руководством какие-либо работы, расследуются администрацией этого предприятия. Если руководство указанными работами осуществлялось администрацией судна, расследование производится капитаном судна, совместно с администрацией предприятия. Учитываются такие несчастные случаи тем предприятием, под руководством технического персонала которого работал пострадавший.
2.18. Несчастный случай, происшедший с членом экипажа судна на территории порта, завода или на принадлежащих этим предприятиям плавсредствах, расследуется администрацией предприятия, на территории или акватории которого он произошел, с участием в расследовании капитана и председателя (профорганизатора) профсоюзного комитета судна, членом экипажа которого является пострадавший.
Указанное расследование производится в соответствии с
Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным Президиумом ВЦСПС 13 августа 1982 г., а на принадлежащих им плавсредствах - в соответствии с настоящей Инструкцией. Несчастный случай учитывается тем предприятием, под руководством технического персонала которого работал пострадавший.
2.19. Несчастный случай, происшедший на судне с учащимися профтехучилищ, среднего специального учебного заведения, студентами (курсантами) высшего учебного заведения, проходящими практику под руководством судового персонала, расследуется судовой комиссией и учитывается судовладельцем, которому принадлежит судно.
В расследовании несчастного случая может принимать участие представитель учебного заведения, направившего учащегося на практику.
2.20. Несчастный случай, происшедший на судне с учащимися профтехучилища, среднего специального учебного заведения, студентами (курсантами) высшего учебного заведения, проходящими практику под руководством работника учебного заведения на выделяемых для этих целей участках или производственных площадях, расследуется судовой комиссией совместно с представителем учебного заведения и учитывается учебным заведением.
2.21. Копии
акта по форме Н-1 в случаях, указанных в
п. п. 2.19 и
2.20, высылаются по одному экземпляру администрации и профсоюзному комитету учебного заведения.
2.22. Несчастные случаи, происшедшие с лицами, сопровождающими груз на судах, представляемых по договору другими предприятиями (ведомствами), расследуются и учитываются судовладельцем, которому принадлежит судно.
2.23. Если несчастный случай произошел по причине конструктивного недостатка оборудования, дефекта проекта или изготовления судовых конструкций, то судовладелец, которому принадлежит судно, обязан направить заводу - изготовителю оборудования или верфи - строителю судна обоснованную рекламацию, копии которой направляются в Минрыбхоз СССР, Центральный комитет профсоюза рабочих пищевой промышленности и вышестоящему хозяйственному органу.
2.24. Комиссия по социальному страхованию профсоюзного комитета предприятия, которому принадлежит судно, при назначении пособия по больничному листу с отметкой "несчастный случай на производстве" должна поставить на нем номер акта и дату его составления.
3. СПЕЦИАЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
3.1. Специальному расследованию на судах подлежат:
групповые несчастные случаи, происшедшие с двумя и более работниками, независимо от тяжести травм пострадавших;
несчастные случаи с тяжелым исходом.
Примечание. Тяжесть травмы определяется по характеру повреждений, согласно
схеме, утвержденной Министерством здравоохранения СССР 22 сентября 1980 г. (приложение 4 - не приводится). Заключение о тяжести травмы по запросу предприятия судовладельца или капитана судна выдает лечебное учреждение, в котором проводилось лечение пострадавшего, или судовой врач, если лечение происходило на борту судна или в иностранном госпитале;
несчастные случаи со смертельным исходом.
3.2. При несчастных случаях (групповом или с тяжелым исходом) капитан судна, на котором они произошли, обязан немедленно:
принять меры к оказанию необходимой медицинской помощи пострадавшим;
сообщить о происшедшем начальнику промыслового района (экспедиции, флотилии), его помощнику по охране труда, руководителю предприятия судовладельца и соответствующему комитету профсоюза (по
схеме, приведенной в приложении 5);
до расследования принять меры по обеспечению сохранности обстановки, при которой произошел несчастный случай.
3.3. Судовладелец, получив сообщение о несчастном случае (групповом или с тяжелым исходом), обязан немедленно сообщить об этом:
руководителю вышестоящего хозяйственного органа;
техническому инспектору труда;
областному (городскому, краевому, республиканскому) комитету профсоюза;
совету профсоюза;
в прокуратуру по месту, где произошли несчастные случаи;
инспекциям Регистра СССР или Речного регистра РСФСР, если указанные несчастные случаи произошли на объектах, поднадзорных этим органам, а также бассейновой госрыбфлотинспекции, если групповой несчастный случай явился результатом аварии судна или аварийного происшествия.
3.4. При несчастных случаях со смертельным исходом на производстве, включая гибель людей при авариях, а также в результате суицидальных, хулиганских и других действий отдельных лиц на территориях предприятий и судах устанавливается следующий порядок представления информации:
3.4.1. Капитан судна, находящегося в рейсе, немедленно направляет
сообщение по прилагаемой форме (приложение 6) судовладельцу (управлению флота), базовому комитету профсоюза, начальнику промысла (экспедиции, флотилии) и его помощнику по охране труда, а при нахождении судна в иностранном порту также представителю официальных советских органов в данной стране (посольство, представительство, консульство СССР, представительство Минрыбхоза СССР).
3.4.2. Руководитель предприятия (организации, учреждения, учебного заведения, управления или базы флота, рыболовецкого колхоза), получив от капитана судна сообщение, немедленно передает его по проводным каналам связи:
Минрыбхозу СССР;
ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности;
другим адресатам, указанным в
п. 3.3 настоящей Инструкции.
3.4.3. Всесоюзное объединение, предприятие или организация, непосредственно подчиненные Минрыбхозу СССР, министерство или другой орган управления рыбным хозяйством союзной республики после получения сообщения о гибели людей немедленно сообщает по проводным каналам связи по прилагаемой
форме (приложение 7) Отделу охраны труда и техники безопасности Минрыбхоза СССР.
3.4.4. О несчастных случаях и авариях судов с числом погибших два и более человек ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности сообщает в ВЦСПС.
3.5. Специальное расследование несчастных случаев (группового, с тяжелым или смертельным исходом) проводится комиссией в составе технического (главного технического) инспектора труда Центрального комитета или совета профсоюзов, представителя вышестоящей организации, руководителя (заместителя руководителя) предприятия, представителя профсоюзного комитета предприятия, инспектора Регистра СССР или Речного регистра РСФСР, если несчастный случай произошел при обслуживании механизмов и оборудования, поднадзорных этим органам.
3.6. В исключительных случаях, при невозможности немедленного прибытия технического (главного технического) инспектора труда специальное расследование несчастного случая проводится без него ведомственной комиссией в составе представителей вышестоящей организации, судовладельца, представителя профсоюзного комитета судовладельца.
Акт специального расследования (согласно приложению 8), администрация предприятия направляет техническому (главному техническому) инспектору труда.
3.7. Специальное расследование группового несчастного случая, при котором погибло 2 - 4 человека, проводится комиссией в составе главного технического инспектора труда Центрального комитета профсоюза или главного технического инспектора труда совета профсоюзов или заведующего (заместителя заведующего) отделом охраны труда Центрального комитета профсоюза, руководителя вышестоящей организации, руководителя предприятия, председателя профсоюзного комитета предприятия.
3.8. Расследование несчастного случая с особо тяжелыми последствиями (при котором погибло пять и более человек) проводится комиссией, назначаемой Минрыбхозом СССР или советом министров союзной республики. В состав комиссии наряду с ответственными работниками Минрыбхоза СССР включаются представители органов здравоохранения, социального обеспечения, профсоюзов, технической инспекции труда, а при необходимости также представители Регистра СССР или Речного регистра РСФСР.
В необходимых случаях расследование несчастного случая проводится комиссией, создаваемой решением Совета Министров СССР.
3.9. Комиссия по специальному расследованию немедленно расследует несчастный случай, в течение 10 дней составляет
акт специального расследования согласно приложению 8.
3.10. Комиссия по специальному расследованию имеет право потребовать от администрации предприятия:
пригласить для участия в расследовании несчастного случая специалистов-экспертов;
произвести технические расчеты, лабораторные исследования, испытания и другие работы;
сделать фотоснимки поврежденного объекта, места несчастного случая и предоставить другие необходимые материалы;
предоставить транспортные средства и средства связи, необходимые для расследования;
обеспечить печатание, размножение в необходимом количестве материалов специального расследования несчастного случая.
Комиссия, технический инспектор труда имеют право в ходе расследования получать письменные и устные объяснения от очевидцев и других лиц.
3.11. Материалы специального расследования должны включать:
акт специального расследования с приложением к нему заверенной копии
акта по форме Н-1 на каждого пострадавшего, которые составляются в полном соответствии с выводами комиссии, проводившей специальное расследование;
заключение технического (главного технического) инспектора труда Центрального комитета или технического (главного технического) инспектора труда совета профсоюзов по несчастному случаю;
планы, схемы и фотоснимки места происшествия;
объяснения очевидцев несчастного случая, а также должностных лиц, ответственных за соблюдение требований ГОСТов ССБТ, норм и правил по охране труда;
выписку из журнала о прохождении пострадавшим обучения и инструктирования;
медицинское заключение о характере и тяжести повреждения пострадавшего, причинах его смерти;
заключение специалистов, экспертов, результаты лабораторных и других исследований, экспериментов, анализов и т.п.;
справку о материальном ущербе в связи с аварией;
выписки из инструкций, положений, приказов и других нормативных актов, несоблюдение которых послужило причиной несчастного случая, а также список ответственных за это лиц.
3.12. Технический (главный технический) инспектор труда, проводивший специальное расследование несчастного случая, в 10-дневный срок направляет материалы специального расследования судовладельцу, в вышестоящий хозяйственный орган, областной, республиканский (краевой, городской, районный, бассейновый, территориальный) комитет профсоюза, совет профсоюзов, в прокуратуру по месту, где произошел несчастный случай.
Материалы специального расследования несчастных случаев со смертельным исходом направляются также в Минрыбхоз СССР, ЦК профсоюза и во ВЦНИИОТ ВЦСПС.
3.13. Технический (главный технический) инспектор труда Центрального комитета профсоюза или технический (главный технический) инспектор труда совета профсоюзов, не принимавший участие в специальном расследовании, дает заключение по несчастному случаю на основании материалов специального расследования и направляет материалы расследования организациям, указанным в
п. 3.12 настоящей Инструкции.
3.14. Руководители предприятия и вышестоящего хозяйственного органа обязаны рассмотреть акт и материалы специального расследования несчастного случая, издать приказы (распоряжения) по выполнению предложенных комиссией мероприятий и наказанию виновных лиц.
О принятых мерах письменно сообщается техническому инспектору труда.
3.15. Несчастные случаи (групповые, с тяжелым и смертельным исходом), происшедшие на судах, находящихся на переходах или на промысле, расследуются следующим порядком:
3.15.1. Базовый или соответствующий комитет профсоюза предприятия совместно с судовладельцем назначает ведомственную комиссию под председательством представителя руководства экспедиции (флотилии, отряда) или капитана судна, на котором произошел несчастный случай.
3.15.2. Комиссия по специальному расследованию несчастного случая имеет право проводить опросы и требовать письменные объяснения от очевидцев и других лиц, необходимые для выяснения обстоятельств и причин несчастного случая. Расследование должно проводиться в сжатые сроки и закончиться оформлением акта и других материалов, перечисленных в
п. 3.11 настоящей Инструкции, которые комиссия обязана при первой возможности направить судовладельцу и комитету профсоюза предприятия.
3.15.3. Судовладелец направляет материалы специального расследования в шести экземплярах техническому инспектору труда.
3.15.4. Окончательное расследование несчастного случая производится техническим инспектором труда с участием представителей судовладельца, комитета профсоюза и вышестоящего хозяйственного органа немедленно по прибытии судна в СССР.
Примечание. При задержке направления материалов специального расследования несчастного случая и заключения по нему технического инспектора труда сверх установленных сроков, в сопроводительном письме отправителем указываются конкретные причины, вызвавшие такую задержку.
3.16. Ответственность за своевременное сообщение о несчастных случаях (групповых, с тяжелым и смертельным исходом), полноту и объективность ведомственного расследования несут руководитель предприятия судовладельца и капитан судна.
3.17. Если несчастные случаи с людьми произошли в результате аварии или гибели судна, пожара или другого чрезвычайного происшествия, ведомственная комиссия по расследованию обстоятельств и причин этого происшествия является одновременно и комиссией по расследованию несчастного случая с людьми. Если расследование таких несчастных случаев произведено в море ведомственной комиссией, то технический инспектор труда должен дать заключение после получения материалов расследования.
3.18. Материалы расследования несчастных случаев (групповых, с тяжелым и смертельным исходом) и всех случаев, связанных с авариями судов, рассматриваются на заседаниях комитетов профсоюзных организаций совместно с администрацией судовладельца и на президиуме областного (краевого, республиканского) комитета профсоюза совместно с руководством вышестоящих хозяйственных органов.
По материалам расследования и решению комитета профсоюза руководители организаций издают приказы по устранению причин, вызвавших несчастный случай, с указанием сроков исполнения мероприятий и лиц, ответственных за их выполнение. В зависимости от результатов расследования привлекаются к ответственности лица, виновные в происшедшем случае.
3.19. Все несчастные случаи (групповые, с тяжелым или смертельным исходом) судовладелец и комитеты профсоюза регистрируют в специальном
журнале (приложение 8).
4. ОТЧЕТНОСТЬ О НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ И АНАЛИЗ ПРИЧИН
ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
4.1. На основании
актов по форме Н-1 администрация предприятия составляет отчет о пострадавших при несчастных случаях, связанных с производством, по установленным ЦСУ СССР формам и представляет его в установленном порядке в соответствующие организации. Отчет подписывает руководитель и председатель профсоюзного комитета предприятия.
4.2. К отчету должна быть приложена пояснительная записка, в которой отражается динамика производственного травматизма за отчетный период по сравнению с тем же периодом прошлого года, а также указываются основные причины несчастных случаев и перечисляются мероприятия по их устранению.
4.3. Если у пострадавшего в период временной нетрудоспособности вследствие травмы наступила смерть, то руководитель предприятия в течение суток обязан сообщить об этом техническому инспектору труда и организациям, указанным в
п. п. 3.3 и
3.4 настоящей Инструкции и внести в учетные данные соответствующие изменения.
4.4. Руководитель предприятия (судовладелец) обязан обеспечить анализ причин несчастных случаев на судах, рассмотрение их в коллективах подразделений и экипажами судов, разработку и осуществление мероприятий по профилактике производственного травматизма.
4.5. Министерство и подчиненные ему предприятия ведут учет и анализ производственного травматизма, разрабатывают совместно с соответствующими профсоюзными органами мероприятия по профилактике травматизма и обеспечивают их выполнение.
4.6. Профсоюзный комитет предприятия судовладельца заслушивает сообщение руководителя предприятия о мерах по устранению причин несчастных случаев на производстве и осуществляет контроль за выполнением профилактических мероприятий. Несчастные случаи обсуждаются на заседании профсоюзного комитета предприятия, судовых комитетов и других структурных подразделений профсоюза.
4.7. Групповой несчастный случай, несчастный случай с тяжелым или смертельным исходом должны обсуждаться в городском (районном), областном или краевом, республиканском (в республиках без областного деления) и приравненных к ним комитетах профсоюза, а также в соответствующих хозяйственных органах.
4.8. Несчастный случай с особо тяжелыми последствиями (при котором погибло пять и более человек) должен рассматриваться на президиуме Центрального комитета профсоюза, совета профсоюзов, а также на коллегии министерства.
Областные, краевые, республиканские и другие, приравненные к ним, комитеты профсоюзов, хозяйственные органы ведут учет несчастных случаев (групповых, с тяжелым или смертельным исходом), а центральные комитеты профсоюзов, областные, краевые, республиканские (в республиках без областного деления) советы профсоюзов - несчастных случаев со смертельным исходом в специальном журнале.
4.9. Центральные, республиканские, краевые, областные, городские, районные комитеты профсоюзов, республиканские, краевые, областные советы профсоюзов:
осуществляют проверку состояния охраны труда на предприятиях, соблюдения установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, выполнения мероприятий, разработанных в ходе расследования несчастных случаев, обсуждают результаты проверок на своих заседаниях;
заслушивают доклады соответствующих хозяйственных органов министерства о состоянии производственного травматизма и выполнении мероприятий по профилактике несчастных случаев.
4.10. Виновные в нарушении настоящей Инструкции привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.
О ПОСЛЕДСТВИЯХ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ С ПОСТРАДАВШИМ
СООБЩЕНИЯ О НЕСЧАСТНОМ СЛУЧАЕ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
ОПЕРАТИВНОГО СООБЩЕНИЯ О СМЕРТЕЛЬНОМ
НЕСЧАСТНОМ СЛУЧАЕ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
Оперативное сообщение, передаваемое немедленно после получения первых сведений о несчастном случае с летальным исходом, составляется и передается в следующем порядке:
наименование предприятия (рыбохозяйственной организации) и производственного (научно-производственного объединения, рыбакколхозсоюза, для судов добавляется название и бортовой номер судна), дата несчастного случая;
краткое изложение условий, видов работы и оборудования, при которых произошел несчастный случай;
травмирующий фактор;
должность, фамилия, имя, отчество пострадавших;
вид травмы;
локализация травмы;
исход несчастного случая;
принятые меры.
Пример оперативного сообщения о несчастном случае:
Находкинская база активного морского рыболовства Приморрыбпрома БМРТ ПБ 1107 Север - 24 ноября - Охотском море при выборке трала волнении моря 3 балла - оборвавшимся ваером травмированы - 3 помощник капитана Иванов Иван Иванович - перелом шейных позвонков - исход летальный зпт матрос I класса палубы Петров Петр Петрович - открытый перелом правой ноги - исход тяжелый - тело Иванова будет передано ТР Индигирка транспортировки Находку - Петров госпитализирован судне
Дата, время отправления сообщения, фамилия, должность лица, подписавшего сообщение.
ПЕРЕДАЧИ В ОТДЕЛ ОХРАНЫ ТРУДА И ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
МИНРЫБХОЗА СССР ОПЕРАТИВНОГО СООБЩЕНИЯ О СМЕРТЕЛЬНОМ
НЕСЧАСТНОМ СЛУЧАЕ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
Оперативное сообщение, передаваемое немедленно после получения информации о несчастном случае, состоит из двух частей: первое - информационной части, второе - кодируемой части.
Первое (информационная часть):
дублирует
сообщение, полученное от предприятия (организации) по форме приложения 6 с добавлением "По предварительной оценке случай связан (не связан) производством".
Второе (кодируемая часть):
составляется на каждого пострадавшего при несчастном случае (НС) в соответствии с инструкцией по заполнению карты производственного травматизма, разработанной АСУ рыбпроектом, и включает:
код объекта подчинения Минрыбхозу СССР;
код производственного (научно-производственного) объединения, рыбакколхозсоюза, в состав которого входит предприятие (рыбохозяйственная организация);
код предприятия (рыбохозяйственной организации);
бортовой номер, название судна;
дата НС;
код вида НС;
код пола пострадавшего;
код должности пострадавшего;
код классификации НС;
код вида травмы;
код локализации травмы;
код исхода НС.
Дата кодируется в виде ГГ ММ ДД,
где ГГ - две последние цифры года,
ММ - порядковый номер месяца,
ДД - порядковый номер дня месяца.
В конце сообщения указывают дату и время отправления, фамилию и должность лица, подписавшего сообщение.
специального расследования несчастного случая _____________________________
___________________________________________________________________________
(Группового, с тяжелым исходом или смертельным исходом)
происшедшего ______________________________________________________ 19__ г.
в _____ час _____ мин. с __________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество пострадавшего, профессия,
___________________________________________________________________________
должность, место работы, название предприятия, министерства, ведомства)
___________________________________________________________________________
"__" _____________________ 19__ г.
___________________________________________________________________________
(Время и место составления акта)
Комиссия в составе председателя _______________________________________
___________________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество, занимаемая должность, место работы)
и членов комиссии _________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, занимаемая должность,
___________________________________________________________________________
место работы)
с участием приглашенных специалистов ______________________________________
___________________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество, занимаемая должность, место работы)
составила настоящий акт о расследовании вышеуказанного несчастного случая.
I. Сведения о пострадавшем (пострадавших) <1>:
--------------------------------
<1> Если расследуется групповой несчастный случай, то в разделе I акта указываются сведения отдельно по каждому пострадавшему.
Фамилия, имя, отчество, год рождения, профессия, должность, стаж работы общий и по профессии (в том числе на данном предприятии), время прохождения обучения, инструктажа, проверки знаний по технике безопасности, семейное положение пострадавшего, сведения о членах семьи, находящихся на его иждивении (фамилия, имя, отчество, год рождения, родственные отношения с пострадавшим) <2>.
--------------------------------
<2> Сведения о членах семьи приводятся при смертельном несчастном случае.
II. Обстоятельства несчастного случая
Несчастный случай с ___________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
произошел при работе на ___________________________________________________
(объекте, машине, в цехе)
при выполнении _______________________________________________ Следует дать
(операций)
краткую характеристику места происшествия, описать действия пострадавшего
(пострадавших) и других лиц, связанных с несчастным случаем, изложить
последовательность событий. Указать, что предшествовало несчастному случаю,
как протекал процесс труда, кто руководил этим процессом, что произошло с
пострадавшим. Назвать машину, инструмент, оборудование или другой опасный
производственный фактор, под воздействием которого произошел несчастный
случай, а также характер несоответствия его требованиям безопасности труда.
Указать характер травмы, степень ее тяжести, предварительный диагноз и
меры, принятые администрацией по оказанию первой помощи пострадавшему.
III. Причины несчастного случая
Указываются основные причины несчастного случая: неисправность или конструктивные недостатки машины, допуск к работе необученных или непроинструктированных лиц, отсутствие надзора за производством работ; эксплуатация неисправного оборудования, машин и механизмов; работа без соответствующих средств индивидуальной защиты или несоответствие их требованиям охраны труда, загроможденность рабочих мест, проходов, несовершенство технологии производства или нарушение ее и т.д.
IV. Мероприятия по устранению причин повторения
несчастных случаев
Мероприятия, предложенные комиссией, могут быть изложены в виде таблицы по прилагаемой форме:
Наименование мероприятий | Срок исполнения | Исполнитель |
или перечислены в тексте с указанием содержания мероприятий, сроков выполнения и ответственных лиц.
V. Заключение комиссии о нарушениях правил охраны труда
и лицах, ответственных за происшедший несчастный случай
В этом разделе следует указать нарушения стандартов ССБТ, правил, норм, инструкций, назвать лиц, которые должны нести ответственность за свои действия или бездействие, приведшие к несчастному случаю, перечислить предложенные комиссией меры наказания виновных.
В заключительной части акта дается перечень прилагаемых к нему материалов расследования: заверенная копия
акта формы Н-1, схема места происшествия, письменные объяснения очевидцев и других лиц, справки о прохождении пострадавшим обучения, инструктирования, заключение судебно-медицинского эксперта или лечебного учреждения о причинах смерти (при смертельном исходе), о степени алкогольного опьянения, если пострадавший был в нетрезвом состоянии, заключения других экспертных комиссий и иные справки и материалы, имеющие отношение к несчастному случаю.
Председатель комиссии _________________________________
(Подпись, дата)
Члены комиссии _________________________________
(Подпись, дата)
регистрации несчастных случаев (групповых, с тяжелым
или смертельным исходом) на производстве
N п/п | Дата, время, место несчастного случая | Фамилия, имя, отчество пострадавшего | Год рождения | Профессия | Предприятие, где работал пострадавший | Краткое описание обстоятельств и причин несчастного случая, характер травмы | Примечание |
| | | | | | | |