Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.04.26-2025.05.31) // СтатьяСПРАВКА
Название документа
Статья: Отдельные особенности организации объектовых добровольных пожарных подразделений
(Попков Д.В., Шеншин В.М., Перегудова Н.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2025, N 1)
Примечание к документу
Дата
20.12.2024
Информация о публикации
Попков Д.В., Шеншин В.М., Перегудова Н.В. Отдельные особенности организации объектовых добровольных пожарных подразделений // Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право. 2025. N 1. С. 122 - 128.
Статья: Отдельные особенности организации объектовых добровольных пожарных подразделений
(Попков Д.В., Шеншин В.М., Перегудова Н.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2025, N 1)
"Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2025, N 1
ОТДЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВЫХ
ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
Д.В. ПОПКОВ, В.М. ШЕНШИН, Н.В. ПЕРЕГУДОВА
Попков Д.В., кандидат юридических наук, кандидат экономических наук, профессор кафедры философских и социально-экономических дисциплин вуза.
Шеншин В.М., кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России им. Героя Российской Федерации генерала армии Е.Н. Зиничева.
Перегудова Н.В., начальник отдела ФГБУ ВНИИПО МЧС России.
В статье приведены правовые новеллы в части упрощения механизмов создания объектовых добровольных пожарных подразделений. Вопросы обеспечения пожарной безопасности и организационные основы создания добровольных пожарных подразделений на объекте в настоящее время приобретают особую актуальность. Именно от грамотного и верного построения порядка организации зависит работа системы обеспечения пожарной безопасности на предприятии <*>.
--------------------------------
<*> Информация об авторах, аннотации, библиографические списки размещены на странице журнала на сайте по адресу http://www.opklex.com/svedeniya-ob-avtorax-1-2025g.html.
Добровольная пожарная охрана <1> в своем развитии прошла длинный исторический путь <2>, начиная от истоков ее создания и по настоящее время деятельность добровольных пожарных построена на принципе добровольного выполнения задач <3>. Принципиально новой вехой в развитии пожарного добровольчества явилось принятие Федерального
закона "О добровольной пожарной охране" от 6 мая 2011 г N 100-ФЗ, определяющего деятельность добровольных пожарных подразделений. В то же время Федеральным
законом "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ определено, что добровольная пожарная охрана входит в перечень видов пожарной охраны и, соответственно, выполняет функционал задач, связанных с профилактикой пожаров, тушением пожаров, проведением необходимых аварийно-спасательных работ, спасением людей и имущества, а также оказанием первой помощи пострадавшим на пожаре. Деятельность добровольных пожарных, связанная с профилактикой пожаров, непосредственным участием в тушении пожаров и проведением аварийно-спасательных работ в составе добровольных пожарных подразделений, характеризуется определенными возрастными и медицинскими нормами, требованиями к участникам таких видов деятельности, материально-техническому обеспечению, а также необходимостью профессиональной подготовки данной категории лиц.
--------------------------------
<1> Смирнова А.А., Князев А.А. Правовое обеспечение деятельности добровольных спасательных формирований в Российской Федерации // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2022. N 2. С. 71 - 77.
<2> Титова Е.А., Смирнова А.А., Османов Ш.А. Правила пожарной безопасности по пожарному Уставу Российской империи // Там же. 2020. N 1. С. 44 - 49.
<3> Силуянова Н.М., Смирнова А.А. Государственно-правовое регулирование первого страхового от огня общества в Российской империи // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2017. N 4. С. 50 - 55.
Необходимо отметить, что требования к состоянию здоровья личного состава добровольной пожарной охраны, оказывающего содействие в обеспечении пожарной безопасности (деятельность по профилактике пожаров) и не участвующего непосредственно в тушении пожаров, не применяются <4>. На современном этапе можно наблюдать множественность задач, выполняемых добровольными пожарными подразделениями. Благодаря эффективной деятельности личного состава добровольной пожарной охраны в стране налажена эффективная система по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.
--------------------------------
<4>
Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. N 1425" от 24 сентября 2024 г. N 1297.
Действующим законодательством определено наличие двух форм добровольных пожарных подразделений: добровольные пожарные дружины и добровольные пожарные команды, одна форма организации отличается от другой в части пожарно-технического обеспечения.
Как отмечено в ряде работ, пожарное добровольчество существует и активно развивается с давних пор во многих странах Западной Европы и Америки. Их деятельность, как правило, организована на принципе безвозмездного привлечения добровольцев и частичной (или полной) оплаты технического и обслуживающего персонала (водители, автомеханики, уборщики и т.д.) <5>. Особую актуальность и значимость имеет создание объектовых добровольных пожарных подразделений, организационные механизмы которых также претерпели за последнее время изменения.
--------------------------------
<5> Различные аспекты оперативной деятельности добровольной пожарной охраны Российской Федерации / Н.В. Перегудова [и др.] // Технологии гражданской безопасности. 2024. Т. 21 (спецвыпуск 2).
Прежняя редакция Федерального
закона "О добровольной пожарной охране" включала более сложный механизм создания объектовых добровольных пожарных подразделений. Имелись определенного рода ограничения, затрудняющие процесс создания объектовых добровольных пожарных подразделений в организациях различных форм собственности. Так, объектовое добровольное пожарное подразделение могло быть создано исключительно в форме общественного объединения пожарной охраны, что, в свою очередь, создавало определенные сложности:
- данное подразделение фактически неподконтрольно самой организации, несмотря на то что в его состав входят работники организации и данное подразделение действует на территории организации;
- организация не может предоставлять льготы и компенсации работникам организации, являющимся членами объектового добровольного пожарного подразделения, поскольку такая обязанность ложится на само подразделение;
- организация не может передать технику, иное движимое и недвижимое имущество, находящееся у нее в собственности или на ином законном основании, объектовому добровольному пожарному подразделению, поскольку большинство таких подразделений не создано в форме юридических лиц;
- объектовое добровольное пожарное подразделение невозможно создать в отдельных особо важных и режимных организациях.
Редакция Федерального
закона "О добровольной пожарной охране", вступившая в силу с 1 февраля 2024 г., значительно упростила механизм создания объектовых добровольных пожарных подразделений.
Организация в силу закрепленных положений нормативных документов по пожарной безопасности, а именно Федерального
закона "О добровольной пожарной охране" <6>, обладает правом на создание в своей структуре объектового добровольного пожарного подразделения (далее - ОДПП) в целях участия в профилактике, тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Названный
Закон дает определение ОДПП: это структурное подразделение организации, не являющейся общественным объединением пожарной охраны, созданное для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ в данной организации.
--------------------------------
<6> В редакции от 4 августа 2023 г.
Положения
ст. 6.2 Федерального закона "О добровольной пожарной охране" содержат механизмы создания ОДПП в организации, к числу которых относится создание таких подразделений по месту работы или учебы физических лиц. Ведущим принципом создания ОДПП выступает добровольность выполнения основных направлений деятельности, определенных на законодательном уровне; ОДПП комплектуется из числа работников и (или) обучающихся таких организаций (образовательных учреждений). Координация управления ОДПП и его имуществом осуществляется в порядке, определенном локальным актом организации.
Приказом МЧС России <7> утверждены Типовое
положение об объектовой добровольной пожарной команде (приложение N 1 к Приказу) и Типовое
положение об объектовой добровольной пожарной дружине (приложение N 2 к Приказу), т.е. данные Положения являются рамочными, позволяющими организациям на их основе разработать локальный акт с учетом специфики деятельности организации.
--------------------------------
<7>
Приказ МЧС России "Об утверждении типовых положений об объектовых добровольных пожарных подразделениях" от 1 ноября 2023 г. N 1129 (зарегистрировано в Минюсте России 12 января 2024 г., регистрационный N 76843).
Пунктом 8 Типового положения об объектовой добровольной пожарной команде определено, что добровольные пожарные осуществляют несение службы в составе пожарно-спасательного гарнизона и привлекаются к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (АСР) в соответствии с порядком привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения АСР. Также закреплено, что выезд подразделения за пределы закрепленного за ним района осуществляется в порядке, согласованном с организацией. Исходя из приведенных положений на организацию возложены полномочия по согласованию порядка привлечения сил и средств.
Организационно-управленческие функции и координацию работы личного состава осуществляет руководитель ОДПП, назначаемый на должность или руководителем организации, или уполномоченным им лицом.
Лица, достигшие 18 лет и способные по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с участием в профилактике и тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ, имеют право на получение статуса добровольного пожарного. По месту работы или учебы физических лиц могут создаваться объектовые добровольные пожарные команды или объектовые добровольные пожарные дружины.
Правовой статус добровольного пожарного определяется моментом регистрации физического лица в реестре добровольных пожарных. Для внесения сведений в реестр добровольной пожарной охраны организации, создавшей ОДПП, необходимо направить в территориальный орган МЧС России заявление и необходимые документы в установленном порядке. Вопросы формирования и ведения реестра добровольной пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных, а также учета организаций, создавших добровольные пожарные подразделения, и добровольных пожарных в реестрах регламентированы
Порядком формирования и ведения реестра добровольной пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных, утвержденным Приказом МЧС России <8>.
--------------------------------
<8>
Приказ МЧС России "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра добровольной пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных" от 1 ноября 2023 г. N 1130 (зарегистрировано в Минюсте России 30 января 2024 г., регистрационный N 77041).
Возвращаясь к правоотношениям добровольного пожарного в организации, необходимо отметить, что данные отношения оформляются посредством заключения гражданско-правового договора, который включает положения о предоставлении добровольному пожарному питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, об оплате проезда до места назначения и обратно <9>, оплате услуг связи, уплате страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольного пожарного либо на страхование его жизни или здоровья <10>, а также по возмещению расходов, связанных с исполнением указанного договора <11>.
--------------------------------
<10> Проблемы совершенствования законодательства в сфере социальной защищенности пожарных и спасателей, работающих (проходящих службу) в Арктической зоне Российской Федерации / А.А. Зозуля [и др.] // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2024. N 2. С. 39 - 45.
<11> Вопросы совершенствования нормативного регулирования в сфере оплаты труда (денежного довольствия) спасателей и пожарных, работающих (проходящих службу) в Арктической зоне Российской Федерации: правотворческий аспект / А.А. Зозуля [и др.] // Там же. N 3. С. 7 - 15.
В целом по своей структуре вышеназванные типовые положения содержат следующие разделы:
- задачи ОДПП;
- организационная структура и порядок комплектования;
- права и обязанности добровольных пожарных;
- содержание ОДПД <12>.
--------------------------------
<12> Зозуля А.А. Юридическое мировоззрение должностных лиц МЧС России в ракурсе проблемы профессионального правосознания // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2022. N 3. С. 6 - 13.
В соответствии с
п. п. 16,
17 Типового положения об объектовой добровольной пожарной дружине финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ОДПД осуществляется за счет средств организации. Организация вправе устанавливать форму и размеры материального стимулирования добровольных пожарных.
Как показало проведенное исследование, количество объектовых добровольных дружин значительно преобладает в сравнении с количеством объектовых добровольных пожарных команд (см. рисунок ниже).
Динамика развития ОДПП на территории Российской Федерации
(на основании проведенного анкетирования)
Руководитель ОДПП назначается руководителем организации либо иным уполномоченным руководителем организации лицом, т.е. исходя из данного положения полномочия такого лица определяет руководитель. Личный состав рассматриваемого вида добровольного пожарного подразделения включает в себя начальника подразделения добровольных пожарных из числа, как было указано выше, работников такой организации.
Вышеназванным Типовым
положением также определено, что финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ОДПП осуществляется за счет средств организации, создавшей такое подразделение, организация вправе устанавливать форму и размеры материального стимулирования добровольных пожарных.
Таким образом, с учетом внесения изменений в Федеральный
закон "О добровольной пожарной охране", вступивших в силу с 1 февраля 2024 г., в настоящее время любая организация теперь может создать в своей структуре ОДПП, управлять им и наделить имуществом.
Ранее создание ОДПП было затруднено из-за того, что такие подразделения могли существовать исключительно в форме общественного объединения пожарной охраны. Действующий в настоящее время порядок значительно упростит организационные основы создания ОДПП в организации. Организация, в которой создается объектовое добровольное пожарное подразделение, организует подготовку добровольных пожарных и материальное стимулирование их участия в обеспечении пожарной безопасности.
В связи с интенсивным развитием объектов экономики <13>, строительством жилых домов и объектов общественного назначения роль и эффективность деятельности добровольных пожарных подразделений в обеспечении пожарной безопасности будет возрастать <14>. Использование новых технологий неизбежно ведет к увеличению пожарной опасности объектов защиты, а значит, и к сложным в оперативно-тактическом отношении пожарам <15>. Поэтому для дальнейшего совершенствования деятельности добровольных пожарных подразделений необходимо осуществить следующий комплекс неотложных организационных мероприятий:
- проводить более качественный отбор кандидатов, претендующих на статус "добровольный пожарный", с учетом их мотивации, моральных качеств, уровня общего образования и состояния здоровья, позволяющего осуществлять виды деятельности, установленные законодательством Российской Федерации;
- осуществлять более глубокую профессиональную подготовку (переподготовку) добровольных пожарных с периодической практикой в профессиональных пожарных подразделениях (специализированных пожарных учебных центрах) <16>;
- законодательно закрепить ряд основополагающих льгот и преференций для добровольных пожарных и в целом для добровольных пожарных подразделений исключительно на федеральном уровне;
- оснащать ДПК и ДПД современной пожарной техникой, соответствующей целям и задачам, стоящим перед добровольными пожарными подразделениями, и позволяющей эффективно осуществлять виды деятельности;
- предусмотреть на законодательном уровне обязательное страхование <17> жизни и здоровья добровольных пожарных;
- создать единый профессиональный союз профессиональных пожарных и добровольных пожарных.
--------------------------------
<13> Силуянова Н.М., Былич С.В. Роль экономической безопасности в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2021. N 3. С. 41 - 45.
<14> Нестеренко А.Г., Зокоев В.А., Иванов К.М. Совершенствование системы образования в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2021. N 2. С. 14 - 21.
<15> Зокоев В.А., Воропаев Н.П., Нестеренко А.Г. Правовые основы реализации основных способов защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях // Там же. 2020. N 4. С. 61 - 64.
<16> Зокоев В.А. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности как новый вид нормативно-правового акта // Там же. 2011. N 2. С. 37 - 42.
<17> Силуянова Н.М., Кириленко В.А. Повышение правосознания должностных лиц как мера предупреждения чрезвычайных ситуаций // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. 2021. N 2. С. 44 - 49; Силуянова Н.М., Латышев О.М. Источники страхового законодательства в Российской империи // Там же. 2019. N 2. С. 4 - 10.
Подписано в печать
20.12.2024