Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.08.04-2025.08.30) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 21.07.2025 N 16-3811/2025 (УИД 21RS0023-01-2025-001572-88)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ за повторное нарушение требований пожарной безопасности, совершенное на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 21.07.2025 N 16-3811/2025 (УИД 21RS0023-01-2025-001572-88)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ за повторное нарушение требований пожарной безопасности, совершенное на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2025 г. N 16-3811/2025
21RS0023-01-2025-001572-88
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу защитника Харитоновой Анастасии Валерьевны, действующей на основании доверенности в интересах автономного учреждения Чувашской Республики "Центр спортивной подготовки сборных команд Чувашской Республики имени А. Игнатьева" Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики, на вступившее в законную силу
решение судьи Верховного суда Чувашской Республики от 3 июня 2025 года, вынесенное в отношении автономного учреждения Чувашской Республики "Центр спортивной подготовки сборных команд Чувашской Республики имени А. Игнатьева" Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики, по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 апреля 2025 года Автономное учреждение Чувашской Республики "Центр спортивной подготовки сборных команд Чувашской Республики имени А. Игнатьева" Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики (далее - АУ "ЦСП им. А. Игнатьева" Минспорта Чувашии, Учреждение) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
Не согласившись с постановлением судьи районного суда от 15 апреля 2025 года, заместитель начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Чебоксары Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии И. обратился с жалобой в Верховный суд Чувашской Республики.
Решением судьи Верховного суда Чувашской Республики от 3 июня 2025 года постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 апреля 2025 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник АУ "ЦСП им. А. Игнатьева" Минспорта Чувашии Харитонова А.В. просит
решение судьи Верховного суда Чувашской Республики от 3 июня 2025 года отменить, ссылаясь на его незаконность.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с
частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства (
преамбула Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
В силу
статьи 1 Федерального закона N 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона N 69-ФЗ под обязательными требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, 6 июня 2024 года сотрудниками отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Чебоксары Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии проведен инспекционный визит в АУ "ЦСП им. А. Игнатьева" Минспорта Чувашии по адресу: <адрес>, с целью проверки по исполнению предписания об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 21 ноября 2023 года N 2310/211-21/189-В/ПВП, со сроком исполнения 1 июня 2024 года.
В ходе инспекционного визита выявлен факт повторного совершения АУ "ЦСП им. А. Игнатьева" Минспорта Чувашии административного правонарушения, предусмотренного
частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объекте защиты.
По результатам инспекционного визита составлен акт инспекционного визита от 6 июня 2024 года N 2406/211-21/151-В/АИВ и выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 6 июня 2024 года N 2406/211-21/151-В/ПИВ со сроком исполнения 10 декабря 2024 года, продлен до 28 апреля 2025 года.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора города Чебоксары по пожарному надзору от 5 августа 2024 года N 191 АУ "ЦСП им. А. Игнатьева" Минспорта Чувашии признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 29 июля 2024 года АУ "ЦСП им. А. Игнатьева" Минспорта Чувашии признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде приостановлении деятельности в части эксплуатации ледовой арены площадью 2504,9 кв. м и трибун площадью 3611,6 кв. м, расположенных по адресу: <адрес>, сроком на 60 суток.
11 марта 2025 года в соответствии с
частью 5 статьи 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока, установленного в постановлении об административном приостановлении деятельности, при проверке устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, в АУ "ЦСП имени А. Игнатьева" Минспорта Чувашии повторно на объекте защиты, отнесенном к категории высокого риска, по адресу: <адрес>, <адрес>, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, выраженные в необеспечении работоспособности и исправности источников противопожарного водоснабжения, электрооборудования, автоматических установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, систем противодымной защиты а также в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, а именно:
1. допускается защита помещения ледовой арены линейными дымовыми пожарными извещателями, максимальная высота защиты которых составляет не более 21 метра (высота помещения до 24 метров), кроме этого расстояние от перекрытия до излучателей и приемников (приемно-передатчиков и отражателей) линейных дымовых пожарных извещателей составляет более 0,6 метров (
часть 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
пункт 6.6.18 СП 484.1311500.2020) - пункт 1 постановления о назначении административного наказания от 5 августа 2024 года N 191;
2. формирование сигналов на управление в автоматическом режиме системой оповещения управления эвакуацией людей при пожаре в здании осуществляется при срабатывании одного пожарного извещателя (
часть 1 статьи 6 Федеральный закон N 123-ФЗ;
пункт 6.4.4,
пункт 6.4.5 СП 484.1311500.2020) - пункт 46 постановления N 191;
3. при включении систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции здания не осуществляется отключение систем общеобменной вентиляции (имеющиеся клапаны системы общеобменной вентиляции не закрываются) (
часть 9 статьи 85 Федерального закона N 123-ФЗ) - пункт 47 постановления N 191.
Указанные нарушения относятся к системам пожарной сигнализации (далее - СПС). К СПС предъявляются требования по количеству, типу, а также размещению пожарных извещателей, приборов, к работоспособности в условиях пожара, к алгоритму сработки во взаимодействии с другими системами противопожарной защиты (СОУЗ, передача извещений о пожаре в подразделение пожарной охраны, системы дымоудаления и пр.), а также к их обслуживанию.
Отсутствие СПС, как и ее неисправное состояние, может привести к несвоевременному обнаружению пожара, что грозит быстрым распространением опасных факторов пожара на большие площади и, впоследствии, гибелью людей.
4. отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 5 типа согласно проектным решениям, а именно: - отсутствует обратная связь зон оповещения с постом охраны (имеющиеся телефоны не обеспечивают посетителям оперативный доступ к ним); - отсутствуют световые оповещатели, указывающие направление движения людей, с изменяющимся смысловым значением; - отсутствует возможность координированного управления из пожарного поста-диспетчерской всеми системами здания, связанными с обеспечением безопасности людей при пожаре (
часть 1 статьи 6 Федеральный закон N 123-ФЗ; пункт 7 СП 3.13130.2009,
пункт 2(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 - пункт 2 постановления N 191.
Указанные нарушения обязательных требований пожарной безопасности выражаются в несоответствии системы пожарной сигнализации (далее - СПС) и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (далее - СОУЭ). К СПС предъявляются требования по количеству, типу, а также размещению пожарных извещателей, приборов, к работоспособности в условиях пожара, к алгоритму сработки во взаимодействии с другими системами противопожарной защиты (системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматические установки пожаротушения, передача извещений о пожаре в подразделение пожарной охраны, системы противодымной защиты и пр.), а также к их обслуживанию. К СОУЭ предъявляются требования по уровню шума (звука), размещению звуковых оповещателей, а также их количеству, по разделению на зоны оповещения, к текстовому содержанию, к наличию обратной связи с пожарным постом, к световым указателям, к времени работоспособности в условиях пожара, а также к их обслуживанию. СОУЭ обеспечивает своевременную передачу информации о возникновении пожара для организации безопасной эвакуации людей в условии пожара.
5. отсутствует система автоматического пожаротушения (помещение 331, 330, 313, 307) (
часть 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ;
пункт 4.5 СП 486.1311500.2020) - пункт 14 постановления N 191;
6. в конференц-зале расстояния между спринклерными оросителями составляет более 4 м (при проведении работ по устранению нарушения расстояние от спринклерного оросителя до стены составляет более 2 м) (
часть 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ;
пункт 6.2.21 СП 485.1311500.2020) - пункт 20 постановления N 191 (фактически устранен, вместе с тем, подтверждающие документы отсутствуют).
7. пространство над открытой лестницей не оборудовано автоматической системой пожаротушения (1 и 2 этажи) (
часть 1 статьи 6 Федеральный закон N 123-ФЗ;
пункт 4.5 СП 486.1311500.2020) - пункт 21 постановления N 191.
8. под сплошными конструкциями потолка шириной более 0,75 м дополнительно не установлены спринклерные оросители системы автоматического водяного пожаротушения (помещения 227-229) (
часть 1 статьи 6 Федеральный закон N 123-ФЗ;
пункт 6.2.14 СП 485.1311500.2020) - пункт 22 постановления N 191 (фактически устранен, вместе с тем, подтверждающие документы отсутствуют).
9. расстояние от спринклерных оросителей системы автоматического пожаротушения до стены составляет более 2 метров (помещение кафе 214) (
часть 1 статьи 6 Федеральный закон N 123-ФЗ;
пункт 6.2.21 СП 485.1311500.2020) - пункт 25 постановления N 191 (фактически устранен, вместе с тем, подтверждающие документы отсутствуют).
10. помещение у лестничной клетки первого этажа (помещение бывший магазин "Спорт Стиль") не оборудовано автоматическими установками пожаротушения (
часть 1 статьи 6 Федеральный закон N 123-ФЗ;
пункт 4.5 СП 486.1311500.2020) - пункт 29 постановления N 191 (фактически устранен, вместе с тем, подтверждающие документы отсутствуют);
11. отсутствует система автоматического пожаротушения в коридоре у помещения выдачи коньков и помещения заточки (
часть 1 статьи 6 Федеральный закон N 123-ФЗ;
пункт 4.5 СП 486.1311500.2020 - пункт 30 постановления N 191 (фактически устранен, вместе с тем, подтверждающие документы отсутствуют).
12. складское помещение 149 не оборудовано системой автоматического пожаротушения (
часть 1 статьи 6 Федеральный закон N 123-ФЗ;
пункт 4.5 СП 486.1311500.2020) - пункт 33 постановления N 191.
13. склад у С1-3 оросители системы автоматического пожаротушения расположены на расстоянии более 0,3 метра от стены (
часть 1 статьи 6 Федеральный закон N 123-ФЗ;
пункт 6.3.3 СП 485.1311500.2020) - пункт 34 постановления N 191.
14. отсутствует система автоматического пожаротушения помещение тренерской раздевалки N 7 и 1, 117, четные номера помещений 114-126, 106 (
часть 1 статьи 6 Федеральный закон N 123-ФЗ;
пункт 4.5 СП 486.1311500.2020) - пункт 35 постановления N 191.
15. отсутствует система автоматического пожаротушения судейские помещения, 158, 159 (
часть 1 статьи 6 Федеральный закон N 123-ФЗ;
пункт 4.5 СП 486.1311500.2020) - пункт 36 постановления N 191.
16. отсутствует система автоматического пожаротушения в помещениях 141, 143, 129, 135, 137, 139 (
часть 1 статьи 6 Федеральный закон N 123-ФЗ;
пункт 4.5 СП 486.1311500.2020) - пункт 37 постановления N 191.
17. не продемонстрировано включение аварийного освещения при отключении основного. Вместе с тем, отсутствует обозначение аварийного освещения (
часть 1 статьи 6,
часть 9 статьи 82 Федерального закона N 123-ФЗ;
пункт 4.3.12 СП 1.13130.2020) - пункт 9 постановления N 191.
18. коридоры всех этажей здания длиной более 60 м не разделены противопожарными перегородками 2-го типа на участки длинной менее 60 м (имеющиеся перегородки без соответствующего предела огнестойкости и не возведены до перекрытия) (
часть 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ;
пункт 4.3.7 СП 1.13130.2020) - пункт 10 постановления N 191.
19. пути эвакуации всех этажей здания не выделены противопожарными перегородками 1 типа от помещений, примыкающих к подъемнику по перевозке продуктов питания (
часть 15 статьи 88 Федерального закона N 123-ФЗ) - пункт 16 постановления N 191.
20. в коридоре на путях эвакуации у конференц-залов, а также в лестничных клетках допускается размещение различного оборудования, выступающего из плоскости стены на высоте менее 2.2 м (
часть 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ;
пункт 4.4.9 СП 1.13130.2020) - пункт 19 постановления N 191.
21. в лестничной клетке В-Т-6 допускается заужение основных проходов мебелью поста охраны (
пункт 23 Правил) - пункт 38 постановления N 191.
Указанные нарушения обязательных требований пожарной безопасности выражаются в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.
Для обеспечения безопасной эвакуации людей предъявляются требования к необходимому количеству, размерам, к их конструктивному исполнению, к отделке стен и покрытий полов, к беспрепятственному движению людей, к оповещению и управлению движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения), а также к их обслуживанию.
Эвакуационные пути и выходы, при их несоответствии обязательным требованиям пожарной безопасности, не позволят людям своевременно эвакуироваться из здания, что, в свою очередь, приведет к быстрому блокированию людей опасными факторами пожара в горящем здании и их гибели.
22. при срабатывании системы пожарной сигнализации не произошло отключение тепловых завес, закрытие огнезадерживающих клапанов, в нарушении (
часть 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ; пункт 6.24 СП 7.13130.2013;
пункт 51 Правил) - пункт 8 постановления N 191.
23. система крепления вентиляторов системы противодымной защиты имеет предел огнестойкости менее предела огнестойкости вентилятора (технический этаж) (
часть 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ; пункт 7.11 СП 7.13130.2013) - пункт 11 постановления N 191.
24. нарушена целостность огнезащитного покрытия воздуховодов противодымной защиты, проходящих в техническом этаже (порывы, вздутия, отслоения механические повреждения) (
пункт 13 Правил) - пункт 12 постановления N 191.
25. вентиляторы систем дымоудаления (ДУ1, ДУ6А) не размещены в отдельных помещениях с ограждающими строительными конструкциями, имеющими пределы огнестойкости не менее требуемых для конструкций пересекающих их воздуховодов, (имеющиеся помещения имеют сквозные дыры, отверстия, выходящие в пространство технического этажа) (
часть 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ; пункт 7.12 СП 7.13130.2013) - пункт 13 постановления N 191.
26. выброс продуктов горения системой дымоудаления на уровне 4 этажа здания осуществляется на расстоянии менее 5 метров от оконных проемов. Вместе с тем скорость выброса менее 20 м/с (фактически 1 м/с) (
часть 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ; пункт 7.11 СП 7.13130.2013) - пункт 15 постановления N 191.
27. в помещении 203, без естественного проветривания при пожаре, отсутствует система противодымной защиты (
часть 1 статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ; пункт 8.5 СП 7.13130.2013) - пункт 18 постановления N 191.
Указанные нарушения относятся к системе противодымной защиты (далее-СПДЗ). К указанной системе предъявляются требования к составу, конструктивному исполнению, пожарно-технически характеристикам, особенностям использования и последовательности включения элементов систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции здания, а также к их обслуживанию.
Основными задачами СПДЗ при пожаре являются удаление и снижение концентрации дыма, возникающего при пожаре, обеспечение защиты людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или всего времени развития и тушения пожара посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения. В случае несоответствия нормативным требованиям СПДЗ не обеспечит безопасную эвакуацию людей из горящих помещений, сокращение материальных потерь ввиду невозможности отвода выделяющегося тепла, то есть выявленные ранее нарушения не устранены, кроме того установлены новые нарушения.
12 марта 2025 года по результатам вышеуказанной проверки должностным лицом отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Чебоксары Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республике в отношении АУ "ЦСП им. А. Игнатьева" Минспорта Чувашии составлен протокол N 2503-21-21100090/6/1 об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол направлен для рассмотрения в Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 15 апреля 2025 года АУ "ЦСП им. А. Игнатьева" Минспорта Чувашии признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
Судьи Верховного суда Чувашской Республики, отменяя постановление судьи районного суда и направляя дело на новое рассмотрение в Ленинский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики, исходил из того, что на момент выявления административного правонарушения автономное АУ "ЦСП им. А. Игнатьева" Минспорта Чувашии являлось подвергнутым административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных
частью 1 статью 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушения требований пожарной безопасности на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, для учреждения являлись повторными.
В соответствии с
частью 1 статьи 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное приостановление деятельности назначается только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Назначая АУ "ЦСП им. А. Игнатьева" Минспорта Чувашии наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей, и приходя к выводу о назначении такого вида наказания, судья районного суда в мотивировочной части постановления указал, что учреждением осуществляются мероприятия в целях устранения нарушений, заключен договор по разработке специальных технических условий на проектирование - реконструкцию противопожарной защиты ледового дворца "Чебоксары Арена", специальные технические проходят согласование, ряд нарушений устранены.
При этом, учитывая, что объект АУ "ЦСП им. А. Игнатьева" Минспорта Чувашии, а именно Ледовый дворец "Чебоксары Арена" относится к объекту защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, является объектом массового скопления граждан (7 500 человек), выявленные нарушения для учреждения являлись повторными, судьей районного суда надлежало всесторонне и полно проверить и указать в постановлении какие именно нарушения требований пожарной безопасности учреждением были устранены, какие именно работы по устранению нарушений проводятся, какими документами подтверждаются, к каким видам опасности относятся выявленные нарушения, однако судом данные обстоятельства не исследовались и в полной мере в постановлении не указаны.
В описательно - мотивировочной части постановления судьей районного суда указано, что 11 марта 2025 года в соответствии с
частью 5 статьи 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока административного приостановления деятельности, установленного постановлением об административном правонарушении, в целях оценки устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, был осуществлен выезд.
Судьей районного суда в постановлении прямо указано, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, не устранены и изложенное подтверждается доказательствами по делу, приводя перечень доказательств и указывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что учреждением своевременно и в полном объеме приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства.
То есть, выводы, изложенные судьей районного суда в описательно-мотивировочной части постановления, полностью противоречат выводам, изложенных в мотивировочной и резолютивных частях постановления.
Кроме того, при назначении наказания АУ "ЦСП им. А. Игнатьева" Минспорта Чувашии в виде административного штрафа суд должен был руководствоваться положением
части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В нарушение указанных требований закона, финансовое положение юридического лица, с учетом доводов представителя АУ "ЦСП им. А. Игнатьева" Минспорта Чувашии об отсутствии финансирования и денежных средств, судьей районного суда в полной мере не проверены.
Изложенное свидетельствует о том, что в ходе судебного разбирательства по данному делу об административном правонарушении судьей районного суда не выполнены в полном объеме требования
статей 24.1 и
26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не в полном объеме проверено соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, разрешить его в соответствии с законом.
Оснований не согласиться с данными выводами судьи Верховного суда Чувашской Республики не имеется.
Согласно
статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также жалобы на постановление по такому делу выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с
пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в
Определении от 24 октября 2013 года N 1696-О, проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предполагает, в частности, обязанность суда общей юрисдикции установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела. В случае же существенных нарушений процессуальных требований по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о его отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (
пункт 4 части 1 статьи 30.7 данного Кодекса). При этом данное решение лишь указывает на необходимость устранения выявленных процессуальных нарушений и не предопределяет выводы о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
В рассматриваемом случае основания для отмены состоявшегося по делу решения и возвращения дела на новое рассмотрение в районный суд у судьи Верховного суда Чувашской Республики имелись.
Обстоятельств, которые в силу
пунктов 2 -
4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Верховного суда Чувашской Республики от 3 июня 2025 года, вынесенное в отношении автономного учреждения Чувашской Республики "Центр спортивной подготовки сборных команд Чувашской Республики имени А. Игнатьева" Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики, по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Харитоновой Анастасии Валерьевны, действующей на основании доверенности в интересах автономного учреждения Чувашской Республики "Центр спортивной подготовки сборных команд Чувашской Республики имени А. Игнатьева" Министерства физической культуры и спорта Чувашской Республики - без удовлетворения.
Судья
В.Е.КУВШИНОВ