Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.08.04-2025.08.30) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 04.08.2025 N 16-4393/2025 (УИД 63RS0029-01-2024-002750-20)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 04.08.2025 N 16-4393/2025 (УИД 63RS0029-01-2024-002750-20)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Отказано.
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2025 г. N 16-4393/2025
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Юдкин А.А., рассмотрев жалобу защитника Долотовой Анны Михайловны, действующей на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью "Феррони Тольятти", на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы городского округа Тольятти УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области - заместителя главного государственного инспектора городского округа Тольятти по пожарному надзору от 5 июля 2024 года N 180,
решение судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 25 октября 2024 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Феррони Тольятти" по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы городского округа Тольятти УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области - заместителя главного государственного инспектора городского округа Тольятти по пожарному надзору от 5 июля 2024 года N 180, оставленным без изменения
решением судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 25 октября 2024 года, общество с ограниченной ответственностью "Феррони Тольятти" (далее по тексту - ООО "Феррони Тольятти") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "Феррони Тольятти" Долотова А.М. просит отменить постановление должностного лица и решение судьи районного суда, вынесенное в отношении ООО "Феррони Тольятти" по настоящему делу, приводя доводы о их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Объективную сторону административного правонарушения по указанной норме образуют действия либо бездействия лица, ответственного за соблюдение требований пожарной безопасности, в связи с их невыполнением, за исключением указанных в данной норме случаев.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным
законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ).
Согласно
статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (
абзац 4 статьи 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ).
Федеральный
закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения
(часть 1 статьи 1).
В силу
пункта 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности установлены
Правилами противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1479.
В
статье 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ закреплена обязанность соблюдения требований пожарной безопасности.
В соответствии со
статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции
(часть 1).
Лица, указанные в
части первой этой статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством
(часть 3).
Из материалов дела следует, что в период 27 мая 2024 года в 16 часов 00 минут должностным лицом ОНД и ПР по городскому округу Тольятти УНД и ПР ГУ МЧС по Самарской области проведено контрольное (надзорное) мероприятие - плановая выездная проверка на объекте защиты, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Поволжское шоссе, 3.
В ходе проверки было установлено, что ООО "Феррони Тольятти" на объектах защиты класса функциональной пожарной опасности Ф 5.1, нарушило требования пожарной безопасности, а именно: здание главного корпуса не защищено автоматическими установками пожаротушения; здание главного корпуса не оборудовано, системой оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара; здание и помещения производственного назначения, в том числе встроенные административно бытовые в производственной части главного корпуса не защищены автоматическими установками пожарной сигнализации; в производственной части здания главного корпуса не смонтированы системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре; система внутреннего противопожарного водопровода в здании и помещениях производственного назначения не смонтирована в полном объеме, пожарные краны не укомплектованы пожарными запорными клапанами, пожарными рукавами и ручными пожарными стволами; не обеспечено категорирование по взрывопожарной и пожарной опасности, а также определение класса зоны в соответствии с
главами 5,
7 и
8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" помещений производственного назначения с обозначением категорий и классов зон на входных дверях помещения производственного назначения с наружной стороны; не обеспечено исправное состояние огнезадерживающих и огнепреграждающих устройств; части здания, помещения различных классов функциональной пожарной опасности, а также различных категорий по взрывопожарной и пожарной опасности не отделены одно от другого противопожарными перегородками соответствующего типа (в том числе окрасочные камеры, сварочные участки, административные и прочие помещения, расположенные в общем объеме производственного цеха) с заполнением проемов в противопожарных преградах; не обеспечено проведение работ по очистке стен, потолков, пола, конструкций и оборудования помещений от пыли и горючих отходов; из помещения столовой 2 этажа административно бытовой части главного корпуса с возможным пребыванием более 50 человек отсутствует второй эвакуационный выход; не обеспечена эксплуатация здания в соответствии с требованиями Федерального
закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а именно: в главном корпусе имеются многочисленные нарушения требований Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и не реализована в полном объеме проектная документация: "Реконструкция объекта капитального строительства - главный корпус с кадастровым номером 63:09:0204070:536, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, Поволжское шоссе, д. 3"; в административно бытовой части здания главного корпуса системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре находятся в неработоспособном состоянии; отсутствуют (неисправны) резервные источники питания электроприемников систем противопожарной защиты и приборов управления систем противопожарной защиты, не обеспечено непрерывное питание в течение времени, необходимого для выполнения своих функций; при эксплуатации объекта защиты не организована проверка состояния огнезащитных покрытий строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности; не обеспечено проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями, в том числе электрическими проводами, кабелями, трубопроводами; запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов в коридорах административно бытовой части главного корпуса не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа; двери лестничных клеток административно бытовой части главного корпуса, не в полном объеме оборудованы приспособлениями для их самозакрывания. Двери лестничных клеток не в полном объеме имеют уплотнения в притворах, часть дверей зафиксирована в открытом положении; в помещениях выставочного зала административно бытовой части главного корпуса не предусмотрены системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре. Существующая система не смонтирована в полном объеме; помещения выставочного зала административно бытовой части главного корпуса не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации, дымовые датчики существующей системы находятся за подвесным потолком; при эксплуатации эвакуационных путей и выходов допущено изменение направления открывания двери в коридорах 2 этажа административно бытовой части главного корпуса, существующие двери не обеспечивают открывание в направление выхода из здания; отсутствует аварийное освещение на путях эвакуации в здании; пути эвакуации административно бытовой части главного корпуса (общие коридоры) не отделяются от помещений стенами и перегородками, предусмотренными от пола до перекрытия (покрытия) здания; не производится обслуживание систем противопожарной защиты, не представлены акты проверки работоспособности систем противопожарной защиты согласно договору от 1 сентября 2022 года, на техническое обслуживание систем N 48; на объекте защиты не хранится техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем (см. протокол инструментального обследования ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ от 20 мая 2024 года N 105-5-1). При проверке представлен только проект N ПД-11/23-ПБ68; на объекте защиты не подтверждена работоспособность кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты в условиях пожара (см. протокол инструментального обследования ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ от 20 мая 2024 года N 105-5-1); система пожарной сигнализации не во всех помещениях обеспечивает автоматическое обнаружение пожара, а также выдачу управляющих сигналов на технические средства управления системой оповещения людей при пожаре. Не организованы работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности. При проверке работоспособности существующих систем противопожарной защиты СОУЭ не запускается (см. протокол инструментального обследования ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ от 20 мая 2024 года N 105-5-1).
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждены собранными доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам
статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные в обжалуемых актах выводы о наличии в деянии ООО "Феррони Тольятти" состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Деяние указанного юридического лица квалифицировано по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного
Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Требования
статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные
статьей 26.1 данного кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом и судьей районного суда фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В настоящей жалобе заявитель жалобы указывает, что ООО "Феррони Тольятти" не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку названный объект защиты передан во владение ФИО6 который по условиям договора аренды в полном объеме отвечает за соблюдение правил пожарной безопасности.
Аналогичные доводы были предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу и правомерно отклонены по мотивам, изложенным в обжалуемых актах.
В силу приведенных выше положений
статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ ООО "Феррони Тольятти" относится к числу лиц, которые несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Ссылка в жалобе на иную судебную практику не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемых актов по настоящему делу, поскольку при рассмотрении дел об административном правонарушении судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
В целом, доводы, приведенные в настоящей жалобе, сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, не опровергают нарушение ООО "Феррони Тольятти" требований пожарной безопасности и наличие в деянии объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой установленных должностным лицом и судьей районного суда обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО "Феррони Тольятти" в пределах санкции
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу
пунктов 2 -
4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы городского округа Тольятти УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области - заместителя главного государственного инспектора городского округа Тольятти по пожарному надзору от 5 июля 2024 года N 180,
решение судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 25 октября 2024 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Феррони Тольятти" по делу об административном правонарушении, предусмотренном
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Долотовой Анны Михайловны, действующей на основании доверенности в интересах общества с ограниченной ответственностью "Феррони Тольятти" - оставить без удовлетворения.
Судья
А.А.ЮДКИН