Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.08.04-2025.08.30) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2025 N 06АП-1790/2025 по делу N А04-1030/2025
Требование: О взыскании неосновательного обогащения в виде платы за выполненные работы по тушению лесных пожаров.
Решение: В удовлетворении требования отказано.


Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2025 N 06АП-1790/2025 по делу N А04-1030/2025
Требование: О взыскании неосновательного обогащения в виде платы за выполненные работы по тушению лесных пожаров.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2025 г. N 06АП-1790/2025
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2025 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2025 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жолондзь Ж.В.
судей Коваленко Н.Л., Милосердовой А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании:
представителя Федерального агентства лесного хозяйства Вакуленко О.А. по доверенности от 9 апреля 2025 года N МК-02-28/9384
представителей государственного автономного учреждения Амурской области "Амурская авиабаза" Бушуева Е.В. по доверенности от 19 марта 2025 года, Быстровой Е.Н. по доверенности 14 января 2025 года
представителя министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области Российской Федерации Богдаевой О.В. по доверенности от 4 марта 2025 года
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства
на решение от 25 марта 2025 года
по делу N А04-1030/2025
Арбитражного суда Амурской области
по иску государственного автономного учреждения Амурской области "Амурская авиабаза"
к министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства, Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства
о взыскании 43 067 924,37 рублей
третьи лица без самостоятельных требований - управление Федерального казначейства по Амурской области, министерство финансов Амурской области
установил:
государственное автономное учреждение Амурской области "Амурская авиабаза" (далее - ГАУ Амурской области "Амурская авиабаза") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (далее - министерство), Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) о взыскании неосновательного обогащения в размере 43 067 924,37 рублей за выполненные работы по тушению лесных пожаров.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 25 марта 2025 года по делу N А04-1030/2025 с Российской Федерации в лице Рослесхоза в пользу истца взыскан долг в размере 43 067 924,37 рублей.
В удовлетворении иска к министерству отказано.
Рослесхоз обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, приняв по делу новый судебный акт об отказе в иске к агентству, по мотиву неправильного применения норм материального права. Полагает, что Российская Федерация согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда, в том числе охраны лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров, а также осуществления мер экстренною реагирования).
Рослесхоз является ненадлежащим ответчиком по делу. Согласно пункту 5.20 (2) положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, Рослесхоз осуществляет взрывные работы в целях локализации и ликвидации лесных пожаров, мероприятия по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров, а также меры экстренного реагирования; работы по охране лесов от пожаров до учреждения по государственному заданию не доводятся, как и денежные средства на указанные цели. Рослесхоз в рассматриваемых правоотношениях не участвовал.
Истец находится в ведомственном подчинении (подотчетно и подконтрольно) министерству лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (далее - министерство), которое осуществляет функции и полномочия его учредителя.
Собственником имущества истца является Амурская область. Функции и полномочия собственника имущества учреждения, а также отдельные функции и полномочия учредителя в соответствии с областным законодательством и Уставом осуществляют министерство имущественных отношений Амурской области и министерство.
В соответствии с пунктом 36 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении областных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 10 августа 2015 года N 384, финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на указанные цели. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания областным бюджетным или автономным учреждением осуществляется путем предоставления субсидии, в целях предоставления которых заключается соответствующее соглашение.
Рослесхоз как главный распорядитель средств федерального бюджета, исходя из доведенных Министерством финансов Российской Федерации предельных объемов бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год, производит расчет объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств, возникающих при осуществлении переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, и доводит до органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, субвенции из федерального бюджета на осуществление отдельных переданных полномочий в области лесных отношений в рамках финансирования, утвержденного параметрами федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
В соответствии с пунктом 1 Правил расходования и учета средств субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, и лимитов обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано исполнительным органам субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
В соответствии с Правилами расходования и учета средств субъект Российской Федерации в рамках доведенных объемов в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период самостоятельно по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства определяет направления использования средств субвенций исходя из природно-климатических особенностей ведения лесного хозяйства в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Таким образом, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации на осуществление на землях лесного фонда охраны лесов на территории Амурской области является министерство, и на указанное полномочие выделяются соответствующие средства субвенций из федерального бюджета.
Рослесхоз лишь фактически доводит до органов государственной власти субъекта Российской Федерации утвержденный действующим законодательством объем субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и не доводит денежные средства в виде субсидий автономным учреждениям, подведомственным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
При обращении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о выделении дополнительных средств нераспределенного резерва на финансовое обеспечение расходов, связанных с тушением лесных пожаров, допускается предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации средств нераспределенного резерва в виде авансовых платежей по указанным расходам на основании заявок с дальнейшим представлением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации документов, обосновывающих размер произведенных затрат, по Перечню, предусмотренному абзацем первым указанных правил (абзац второй пункта 7.4 Правил расходования и учета средств).
Соответственно, денежные средства на тушение лесных пожаров могут быть выделены, в том числе за счет средств нераспределенного резерва по судебным решениям, в случае поступления исключительно от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответствующих заявок.
Выделение органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений денежных средств в виде субвенций на тушение лесных пожаров осуществляется по порядку, установленному Правилами расходования и учета средств, иных механизмов выделения средств субвенций законодательством не предусмотрено.
Согласно данным бухгалтерской отчетности за 2024 год кредиторская задолженность министерства перед подведомственными учреждениями Амурской области, выполняющими работу по тушению лесных пожаров, доведенную в рамках государственного задания от 23 января 2024 года N 1, отсутствует. Соответственно, вывод суда о том, что на 1 января 2025 года в связи с отсутствием финансирования образовалась кредиторская задолженность в сумме 43 067 924,37 рублей не соответствует действительности.
Министерство финансов Российской Федерации не было привлечено к участию в деле, что, по мнению Рослесхоза, является безусловным основанием к отмене судебного акта в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Представитель Рослесхоза в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Представитель истца заявил о несостоятельности доводов жалобы, просил оставить обжалуемое решение суда без изменения как законное и обоснованное. Мотивы приведены в отзыве.
Представитель министерства заявил о несостоятельности доводов жалобы, просил оставить обжалуемое решение суда без изменения как законное и обоснованное. Мотивы приведены в отзыве.
Заслушав объяснения представителей, исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
26 января 2024 года между министерством (заказчик) и ГАУ Амурской области "Амурская авиабаза" (исполнитель) заключено соглашение N 1 о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 29 декабря 2023 года N 1, в числе которых предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров, включая особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ), тушение лесных пожаров.
Субсидия предоставляется учреждению на оказание услуг (выполнение работ), указанных в государственном задании (пункт 2.1 соглашения).
Согласно пункту 2.2 соглашения в редакции дополнительного соглашения от 25 декабря 2024 года N 14 субсидия предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных учредителю как получателю средств бюджета по кодам классификации расходов, в 2024 году в следующем размере: 496 805 537,03 рублей - по коду БК 928 0407 1130353450 621, 173 359 591,47 рублей - по коду БК 928 0407 113035345F 621, 187 788 073 рублей - по коду БК 928 0408 1330110590 621.
Согласно служебным запискам заместителя начальника отдела планирования, финансирования, бюджетного учета и отчетности - заместителя главного бухгалтера министерства от 24 февраля 2025 года ГАУ Амурской области "Амурская авиабаза" предусмотрено соглашением от 26 января 2024 года N 1 на выполнение государственного задания на 2024 год 857 953 201,80 рублей (в том числе на тушение лесных пожаров 380 213 656,31 рубль), в акте сверки отражена сумма 865 444 967,52 рубля, расхождение составило 7 491 765,72 рубля.
В 2024 году ГАУ Амурской области "Амурская авиабаза" возвратило министерству 7 491 765,72 рублей, в том числе 1 192 000 рублей - ошибочно на мероприятие "Обеспечение средствами предупреждения и тушению лесных пожаров и содержание лесопожарной техники" перечислено платежным поручением от 31 января 2024 года N 77 на сумму 1 192 000 рублей, в целях доведения средств по государственному заданию на мероприятие "Прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами" перечислено платежным поручением от 15 февраля 2024 года N 110 на сумму 1 192 000 рублей; на покрытие затрат, связанных с тушением лесных пожаров, перечислено из нераспределенного резерва Рослесхоза платежным поручением от 24 июля 2024 года N 772 сумму 100 797 800 рублей, но фактические расходы на финансовое обеспечение расходов, связанных с тушением лесных пожаров, за счет средств нераспределенного резерва субвенций из федерально бюджета в части работ по заключенным контрактам составили 25 653 206 рублей.
ГАУ Амурской области "Амурская авиабаза" по государственному заданию выполнены работы на территории на общую сумму 908 512 891,89 рублей, что подтверждается подписанными между заказчиком и исполнителем актами выполненных работ, актом сверки взаимных расчетов от 12 февраля 2025 года N 0000-000005.
В 2024 году фактические затраты на тушение лесных пожаров ГАУ Амурской области "Авиабаза" составили 423 281 580,68 рублей, обеспечено финансированием на сумму 380 213 656,31 рублей, в результате чего по состоянию на 1 января 2025 года не оплачены услуги на сумму 43 067 924,37 рублей.
Плановое финансирование ГАУ Амурской области "Амурская авиабаза" на тушение лесных пожаров в 2024 году составило 196 104 525,14 рублей, из которых 63 150 720,56 рублей - на выполнение работ по тушению лесных пожаров, 132 953 804,58 рублей - на обеспечение готовности сил и средств лесопожарных формирований по тушению лесных пожаров, содержание работников лесопожарных формирований (заработная плата, спецодежда, медосмотр, страхование и т.д.).
Министерством доведено финансирование истцу на тушение лесных пожаров, на мероприятие "Обеспечение готовности сил лесопожарных формирований к тушению лесных пожаров, в том числе содержание работников, непосредственно участвующих в выполнении работ по тушению лесных пожаров", на сумму 107 150 720,56 рублей (в том числе на обеспечение готовности сил лесопожарных формирований 44 000 000 рублей), что подтверждается представленными суду бухгалтерскими справками за 1 февраля 2024 года, 19 февраля 2024 года, 8 апреля 2024 года, 13 мая 2024 года.
На мероприятия по тушению пожаров в лесах по соглашению от 26 января 2024 года N 1 предоставлена субсидия в размере 380 213 656,31 рублей, как фактически исполнителем затрачено 423 281 580, 68 рублей, выполненные истцом работы стоимостью 43 067 924,37 рублей не оплачены, что явилось основанием для истца обратиться в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск и признавая надлежащим ответчиком Рослесхоз, суд первой инстанции правильно руководствовался следующими нормами права и мотивами.
В силу части 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров.
Охрана лесов от пожаров включает в себя лесопожарное зонирование, выполнение мер пожарной безопасности в лесах, тушение лесных пожаров, а также выполнение мер экстренного реагирования (часть 4 указанной статьи Кодекса).
Согласно части 7 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу части 5 указанной статьи Кодекса тушение лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии с частью 1 статьи 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации тушение лесного пожара включает в себя обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; выполнение взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесного пожара; осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.
В силу части 4 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации в случаях, если осуществление мероприятий по сохранению лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, мероприятий по лесоустройству таких лесов не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в частях 2 и 9 настоящей статьи, или на лиц, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по сохранению лесов, мероприятий по лесоустройству в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе установления зон контроля лесных пожаров, выполнения мер пожарной безопасности в лесах, тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров, а также осуществления мер экстренного реагирования), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга).
Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Общий объем субвенций, предоставляемых для осуществления полномочий, переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи, определяется в отношении каждого субъекта Российской Федерации с учетом затрат на организацию осуществления указанных полномочий в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (часть 3 указанной статьи Кодекса).
Передача Российской Федерацией субъектам Российской Федерации отдельных полномочий должна сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
В силу абзаце шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации, указанные в абзаце шестом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Согласно части 5 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации порядок расходования и учета средств на осуществление переданных в соответствии с частью 1 данной статьи полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года N 837 (далее - Правила N 837).
Субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение следующих полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, к которым отнесены, помимо прочего, организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях (пункт 2 Правил N 837).
В соответствии с абзацем вторым пункта 7 (3) указанных Правил в приоритетном порядке осуществляется выделение средств нераспределенного резерва на финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением мер пожарной безопасности, тушением лесных пожаров, включая расходы по судебным решениям, связанным с тушением лесных пожаров, и воспроизводством лесов, расположенных на землях лесного фонда, пострадавших в результате стихийных бедствий, и на выполнение в текущем финансовом году мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, объемы или виды которых не были согласованы с Федеральным агентством лесного хозяйства в срок, установленный пунктом 3 настоящих Правил, из-за того, что необходимость их осуществления в связи с лесоводственными, климатическими и иными условиями возникла в текущем финансовом году, связанных с соблюдением уровня минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на текущий финансовый год.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов публичной власти федеральной территории, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
В силу части 7 статьи 2 Закона N 174-ФЗ автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи.
Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
Финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников (части 1, 2, 2.1, 4 статьи 4 Закона N 174-ФЗ).
Таким образом, мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями в целях реализации соответствующих полномочий органов государственной власти непосредственно (без передачи полномочий третьим лицам) на основании утвержденного для них учредителем государственного (муниципального) задания за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пунктам 1.3, 1.4 Устава ГАУ Амурской области "Амурская авиабаза" учреждение находится в ведомственном подчинении (подотчетно и подконтрольно) министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области (далее - министерство), которое осуществляет функции и полномочия его учредителя. Собственником имущества учреждения является Амурская область, от имени которой соответствующие полномочия в соответствии с законодательством осуществляют министерство имущественных отношений области (далее - уполномоченный орган) и указанное министерство.
В соответствии с пунктами 3.2, 3.3 Устава государственное задание для учреждения формируется и утверждается министерством в порядке, определенном Правительством Амурской области, в соответствии с видами деятельности, отнесенными к основной деятельности. Учреждение осуществляет в соответствии с государственным заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг. Учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания.
В соответствии с пунктом 3.1 Устава ГАУ Амурской области "Амурская авиабаза" учреждение создано для достижения следующих целей: выполнение работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах, а также перевозки воздушным транспортом пассажиров на местных воздушных линиях в труднодоступные районы области, районы, приравненные к районам Крайнего Севера, выполнения полетов воздушным транспортом в интересах области и осуществляет следующие основные виды деятельности, таких как предоставление услуг в области лесоводства и лесозаготовок, в том числе тушение лесных пожаров.
Государственное задание формируется и его финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 10 августа 2015 года N 384 "Об утверждении Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении областных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, Порядков предоставления из областного бюджета субсидий областным бюджетным и автономным учреждениям" (далее - Положение N 384).
В соответствии с указанным Положением финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на указанные цели, автономным учреждением - осуществляется путем предоставления субсидии на основании соответствующего соглашения.
Согласно протоколу от 28 ноября 2023 года N ИС-13/193 заседания комиссии Рослесхоза по бюджетным проектировкам расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период о рассмотрении материалов защиты бюджетных проектировок по Амурской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов по министерству согласованы объемы субвенций на выполнение переданных полномочий по направлениям расходов по государственной программе Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", в том числе на осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров - 545 507,8 млн. рублей.
Направление министерству главным распорядителем средств бюджета (Рослесхоз) субвенций на осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров на 2024 год подтверждается уведомлением от 30 ноября 2023 года N 100-2024-2-007.
Согласно информации о распределении средств субвенции на тушение лесных пожаров на землях лесного фонда в 2024 году (Приложение N 4) все полученные от главного распорядителя субвенции на тушение лесных пожаров распределены между подведомственными министерству учреждениями (государственными автономными учреждениями) в соответствии с доведенными до них государственными заданиями.
Судом установлено, что на мероприятия по тушению пожаров в лесах по соглашению от 26 января 2024 года N 1 истцу предоставлена субсидия в размере 380 213 656,31 рублей, истцом выполнены дополнительные работы по тушению пожаров, которые не были учтены при формировании фактически перечисленного объема субвенций, представляемых бюджету Амурской области из федерального бюджета Рослесхозом.
Выделенные Амурской области денежные средства на охрану лесов израсходованы по целевому назначению, вместе с тем выделены в размере, недостаточном для покрытия фактических расходов истца, в результате возник долг в размере 43 067 924,37 рублей.
Довод Рослесхоза о том, что согласно акту внеплановой документарной выездной проверки по контролю за целевым и эффективным использованием средств субвенций, выделенных в 2024 года из резервного фонда, кредиторская задолженность в размере 43 06 924,37 рублей отсутствует, не принимается судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку указанный документ не является документом первичного учета, не относится к документам бухгалтерской отчетности, опровергается представленной суду первичной бухгалтерской документацией о выполнении истцом по государственному заданию работ на общую сумму 908 512 891,89 рублей, в том числе актами выполненных работ, а также актом сверки взаимных расчетов от 12 февраля 2025 года N 0000-000005.
По факту обращения Амурской области в 2024 году в Рослесхоз, в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации с просьбой о выделении дополнительных финансовых ресурсов необходимые денежные средства выделены не были.
Доказательств обратного Рослесхозом не предоставлено.
В силу вышеназванных положений лесного и бюджетного законодательства, пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характер" (далее - Закон N 68-ФЗ) финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 5.17 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, Рослесхоз осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на него функций.
В силу приведенных норм права финансовое обеспечение расходных обязательств, возникших в связи с реализацией Амурской областью переданных Российской Федерации полномочий в области тушения лесных пожаров, должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
При установленных по делу обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал надлежащим ответчиком по делу Рослесхоз.
Довод жалобы о том, что истец не является учреждением, подведомственным Рослесхозу, а последний не наделен полномочиями по предоставлению денежных средств в виде субсидий автономным учреждениям, подведомственным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, апелляционным судом во внимание не принят, поскольку рассматриваемые услуги оказаны истцом в интересах Российской Федерации.
Правовых оснований для привлечения к участию в деле Министерства финансов Российской Федерации апелляционным судом не установлено.
Доводы жалобы апелляционным судом не приняты, поскольку в соответствии с вышеприведенными судом нормами права финансовое обеспечение расходных обязательств, возникших в связи с реализацией Амурской областью переданных Российской Федерацией полномочий в области тушения лесных пожаров, должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, соответственно, взыскание с Российской Федерации в лице Рослесхоза расходов на проведение работ по тушению лесных пожаров соответствует применимым нормами права.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Амурской области от 25 марта 2025 года по делу N А04-1030/2025 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Ж.В.ЖОЛОНДЗЬ
Судьи
Н.Л.КОВАЛЕНКО
А.Ю.МИЛОСЕРДОВА