Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.08.04-2025.08.30) // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2025 N 15АП-8198/2025 по делу N А32-69118/2024
Требование: О признании отказов госоргана в предоставлении ИП лесного участка, ранее предоставленного по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, и заключении договора аренды на новый срок незаконными; об обязании предоставить предпринимателю испрашиваемый лесной участок в аренду сроком на 10 лет, путем направления ему проекта договора аренды лесного участка на новый срок на прежних условиях.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.


Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2025 N 15АП-8198/2025 по делу N А32-69118/2024
Требование: О признании отказов госоргана в предоставлении ИП лесного участка, ранее предоставленного по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, и заключении договора аренды на новый срок незаконными; об обязании предоставить предпринимателю испрашиваемый лесной участок в аренду сроком на 10 лет, путем направления ему проекта договора аренды лесного участка на новый срок на прежних условиях.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2025 г. N 15АП-8198/2025
Дело N А32-69118/2024
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2025 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2025 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Илюшина Р.Р.,
судей Емельянова Д.В., Крахмальной М.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Алимардановой А.Г.,
при участии:
от истца: представитель Байков Д.А. по доверенности от 24.02.2025,
от ответчика: представитель Волков Р.В. по доверенности от 19.03.2025,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 03.06.2025 по делу N А32-69118/2024
по заявлению индивидуального предпринимателя Мадикова Александра Николаевича (ИНН: 235504695958, ОГРНИП: 304236535900020)
к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (ИНН: 2312161984, ОГРН: 1092312004113)
о признании, об обязании,
установил:
индивидуальный предприниматель Мадиков Александр Николаевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, министерство) о признании отказов министерства, выраженных в письмах от 16.09.2024 N 202-06.3-10-26212/24 и от 24.10.2024 N 202-06.3-10-30252/24, в предоставлении Мадикову А.Н. лесного участка, имеющего местоположение: Краснодарский край, Туапсинское лесничество, Небугское участковое лесничество, ранее предоставленного по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности от 13.11.2014 N 14-04а-013, и заключении договора аренды на новый срок - незаконными; об обязании министерства предоставить предпринимателю испрашиваемый лесной участок в аренду сроком на 10 лет, путем направления ему проекта договора аренды лесного участка на новый срок на прежних условиях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.06.2025 признаны незаконными отказы министерства, выраженные в письмах от 16.09.2024 N 202-06.3-10-26212/24 и от 24.10.2024 N 202-06.3-10-30252/24, в предоставлении предпринимателю лесного участка, имеющего местоположение: Краснодарский край, Туапсинское лесничество, Небугское участковое лесничество, ранее предоставленного по договору аренды лесного участка от 13.11.2014 N 14-04а-013.
На министерство возложена обязанность предоставить предпринимателю испрашиваемый лесной участок в аренду сроком на 10 лет, путем направления проекта договора аренды. С министерства в пользу предпринимателя взыскано 10 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины. Предпринимателю выдана справка на возврат государственной пошлины из федерального бюджета в сумме 40 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит отменить решение суда первой инстанции, по делу принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что спорный договор аренды был заключен с 13.11.2014 по 13.11.2024. Предприниматель не относится к категории арендаторов, которые вправе заключать новый договор аренды без проведения торгов. Вопреки позиции суда первой инстанции положения статьи 74 ЛК РФ не устанавливает преимущественного права перед другими участниками лесных правоотношений на заключение договора аренды, а закрепляет субъективное право на заключение такого договора без проведения торгов, и потому должна применяться во взаимосвязи со статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации. Обращаясь с заявлением о заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов лесной участок должен соответствовать нормативным требованиям к предмету договора, установленным действующим законодательством. При этом в заявлении предпринимателя отсутствовали данные о кадастровом номере лесного участка, в связи с чем в предоставлении государственной услуги министерством отказано. Вывод суда об определении границ лесного участка по схемам расположения, номерам учетной записи в государственном лесном реестре не является подтверждением государственного кадастрового учета лесного участка. Кроме того, в ходе рассмотрения претензии заявителя в адрес министерства от 25.09.2024 также установлено, что заявителем неоднократно допускались нарушения выполнения мероприятий по сохранению лесов, в том числе по охране лесов от пожаров, в объеме и сроки, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, проектом освоения лесов, проектом лесовосстановления, проектом лесоразведения, что является основанием для вынесения отказа в заключении договора аренды в соответствии с невыполнением условий, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 74 ЛК РФ. Заявитель неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в границах арендованного лесного участка, а также за нарушение правил заготовки древесины
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 13.11.2014 между Мадиковым А.Н. (арендатор) и министерством (арендодатель) заключен договор аренды лесного участка от 13.11.2014 N 14-04а-013 (далее - договор) по результатам торгов, сроком на 10 лет. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
По договору арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола аукциона от 28.10.2014 N 14-04а-013, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок в составе земель лесного фонда, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 1.2 настоящего договора (далее - лесной участок) (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 1.2 договора лесной участок площадью 10 918,40 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет местоположение: Краснодарский край, Туапсинское лесничество, Небугское участковое лесничество, квартал 1 А выдела 3-8,19-21,26-29,42-47,50; квартал 2 А выдела. 17; квартал 3 А выдела все; квартал 4А выдела все; квартал 5 А выдела 1,3,4,6-8,13,16-27,30-49; квартал 7 А выдела 1-9,10-13,15-25,32-40; квартал 9 А выдела 1-12,14-15,21-22,24,26,28-36; квартал ПА выдела 1-8,10-12,16-31; квартал 12 А выдела все; квартал 13 А выдела 1,3-6, 13, 15, 17, 25-27, 30, 31, 44-47; квартал 14 А выдела 4,5,7-22; квартал 15 А выдела 1-11, 14,16-22, 24-28, 31-37; квартал 16 А выдела 1-8, 10, 12, 14-32, 34-37, 39, 41, 42; квартал 17 А выдела 1, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 15, 17-20, 22, 25-39; квартал 18 А выдела 1-4, 6-10, 12, 15-19, 21-25, 27-31; квартал 19 А выдела 1, 3-7, 9-41, 43-47; квартал 20 А выдела 1-5, 7, 8, 9, 11-43, 45-51, 53-55; квартал 21 А выдела все; квартал 28 А выдела 2-12, 14-47; квартал 31 А выдела 2-28; квартал 32 А выдела 2-15, 17-29, 31-40, 42, 43; квартал 34А выдела 1,3-11, 13-38; квартал 35А выдела 1-15,17-20; квартал. 38 А выдела 1-12, 14-18; квартал 39 А выдела 1-8,10-39; квартал 40 А выдела 1-45; квартал 41А выдела 1-37; квартал 42А выдела 1-8, 12-17, 22-36; квартал 43 А выдела 1-36; квартал 47А выдела 1-32; квартал 50 А выдела 1-33; квартал 54 А выдела 1-39; квартал 55 А выдела 1-38; квартал 56 выдела 1-28; квартал 58 А выдела 1-44; квартал 59 А выдела 1, 2, 4, 12, 17, 19-22, 27, 31, 33, 35, 38, 40, 47; квартал 112 А выдела 7, 17; квартал 113 А выдела 5, 21; квартал 117 А выдела 3; квартал 118 А выдела 1; квартал 119 А выдел 1; квартал 120 А выдел 9; квартал ЗБ выдела все; квартал 5Б выдела все; квартал 6 Б выдела 1-10,14-17; квартал 24Б выдела 1-4,7-33,35; квартал 29Б выдела все; квартал 30 Б выдела 1-8, 10-15, 17, 20, 21, 24-31; квартал 31Б выдела 1-19, 21-23, 25-42; квартал 32 Б выдела все; квартал 34Б выдела все; квартал, 35 Б выдела все; квартал 36 Б выдела все; квартал 37 Б выдела все; квартал 38 Б выдела все; квартал 41 Б выдела все; квартал 42 Б выдела все; квартал 44 Б выдела все; квартал 45 Б выдела 2-14; квартал 47 Б выдела 1, 2, 4-13, 15-19, 21, 22; квартал 123 Б выдела все; квартал 124 Б выдела все; квартал 125 Б выдела все; квартал 126 Б выдела 2-20; квартал 127 Б выдела все; квартал 132Б выдела все; квартал 133Б выдела все; квартал 134Б выдела все.
Арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению N 3 (пункт 1.5 договора).
Договор прекращается при его расторжении, а также в связи с истечением срока действия договора (пункт 6.3 договора).
Договор заключается с 13.11.2024 по 13.11.2024 (раздел 7 договора).
Арендатор, надлежащим образом исполнивший настоящий договор, по истечении его срока имеет преимущественное право на заключение такого договора на новый срок (пункт 8.4 договора).
Согласно пункту 8.2 договора, за 2 месяца до истечения срока действия настоящего договора арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о заключении договора на новый срок. В этом случае стороны заключают новый договор на новый срок.
До истечения срока действия договора в силу пункта 8.2 договора предприниматель обратился в министерство с заявлением о предоставлении спорного лесного участка на новый срок.
В ответ на обращение, предпринимателем получены отказы министерства от 16/09/2024 N 202-06.3-10-26212/24 и от 24.10.2024 N 202-06.3-10-30252/24 в заключении договора аренды на новый срок.
Предприниматель полагает, что действия заинтересованного лица (отказы от 16/09/2024 N 202-06.3-10-26212/24, от 24.10.2024 N 202-06.3-10-30252/24) не соответствуют закону и нарушают принадлежащие ему права в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обратился с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 9, 10, 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статей 24, 71, 73.1, 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 39.16, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 62.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отметив, что факт установления границ лесного участка подтверждается как самими отказами министерства, так и положениями договора, а также дополнительных соглашений к нему (от 06.05.2015 и от 14.10.2016), неоднократно корректирующих границы лесного участка. Также суд указал, что выявленные нарушения не относятся к значимым, способными стать самостоятельным основанием для отказа в заключении договора аренды лесного участка на новый срок. Кроме того, суд обратил внимание на то, что в соответствии с выводами вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2021 по делу N А32-27045/2021, причиной большинства из выявленных административных нарушений стали действия третьих лиц и непреодолимые ограничения, введенные уполномоченными органами в целях борьбы с пандемией, вызванной коронавирусом. Все нарушения незамедлительно устранялись, как только появлялась такая возможность. Арендодателем проигнорировано регулярное проведение арендатором масштабных трудозатратных и дорогостоящих лесоустроительных работ, направленных на лесовосстановление. Сведения о проведении таких мероприятий арендатор регулярно направляет в министерство путем предоставления соответствующего отчета, нареканий по которому не поступало. Довод министерства о том, что договор заключен сроком на десять лет и может быть предоставлен арендатору только на основании торгов, суд счел ошибочным. Ссылка министерства на привлечение предпринимателя к административной ответственности судом также отклонена, поскольку все штрафы были оплачены последним, а указанные нарушения не являются существенными.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Лесной участок может быть предоставлен арендатору для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ, в том числе для ведения сельского хозяйства или осуществления рекреационной деятельности (часть 1 статьи 72, пункты 6, 8 части 1 статьи 25 ЛК РФ). Объектом аренды может быть находящийся в публичной собственности лесной участок, прошедший государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 72 ЛК РФ). Договор аренды такого участка заключается по результатам торгов на право его заключения, проводимых в форме открытых аукциона или конкурса (часть 1 статьи 73.1). Исключения составляют случаи использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, рыболовства, геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, для создания и расширения территорий морских и речных портов, для строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений, линейных объектов, для реализации приоритетных инвестиционных проектов в целях развития лесного комплекса, заготовки древесины, а также случаи предоставления лесных участков собственникам находящихся на них зданий, сооружений (часть 3 статьи 73.1, статьи 36, 38.1, 43 - 45 ЛК РФ).
Без проведения торгов договор аренды лесного участка также может быть заключен на новый срок с прежним арендатором, надлежащим образом исполнившим ранее заключенный договор аренды, по истечении его срока (часть 1 статьи 74 ЛК РФ). При этом заявление должно быть подано не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка, в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений не должно быть сведений об арендаторе, последний должен выполнить мероприятия по сохранению лесов в объеме и сроки, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, проектом освоения лесов, проектом лесовосстановления, проектом лесоразведения, сводным планом тушения лесных пожаров, планом тушения лесных пожаров, у арендатора не должно быть случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд, а лесной участок подлежит предоставлению для тех же видов использования лесов, для которых он был предоставлен ранее (часть 2 статьи 74 ЛК РФ). При несоблюдении хотя бы одного из названных условий уполномоченный орган должен принять решение об отказе в заключении такого договора (часть 3 статьи 74 ЛК РФ).
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ. Уполномоченный орган должен принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, в том числе при отсутствии у заявителя права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.16 ЗК РФ).
Несмотря на своевременное обращение заявителя в министерство с заявлением о заключении договора на новый срок, отсутствие задолженности по арендной плате, апелляционный суд полагает, что министерство пришло к правомерному выводу об отказе в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов.
В соответствии с условиями пунктов 3.4.6, 3.4.7 договора на арендаторе лежит обязанность по осуществлению противопожарного обустройства лесов на лесном участке, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов в приложении N 6 к договору.
Пунктом 3.4.8 договора предусмотрена обязанность арендатора по осуществлению мероприятий по охране лесов от незаконных рубок леса и их своевременному выявлению, при незаконной рубке арендатор был обязан уведомить арендодателя в день ее обнаружения.
Вместе с тем, заявителем неоднократно допускались нарушения выполнения мероприятий по сохранению лесов, в том числе по охране лесов от пожаров, в объеме и сроки, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, проектом освоения лесов, проектом лесовосстановления, проектом лесоразведения, что является основанием для вынесения отказа в заключении договора аренды в соответствии с невыполнением условий, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 74 ЛК РФ.
Постановлением от 11.02.2021 N 834-Л/2020 о назначении административного наказания ИП Мадиков А.Н. признан виновным в нарушении правил пожарной безопасности в лесах в границах арендованного лесного участка (ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ), с наложением административного штрафа в размере 100 000 руб. Согласно содержанию постановления - правонарушение совершено повторно.
Постановлением от 20.12.2023 N 33/2023 о назначении административного наказания ИП Мадиков А.Н. признан виновным в нарушении правил пожарной безопасности в лесах в границах арендованного лесного участка (ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ), с наложением административного штрафа в размере 100 000 руб.
Постановлением от 11.02.2021 N 835-Л/2020 о назначении административного наказания ИП Мадиков А.Н. признан виновным в нарушении требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению в границах арендованного лесного участка (ст. 8.27 КоАП РФ), с наложением административного штрафа в размере 200 000 руб.
Постановлением от 11.02.2021 N 833-Л/2020 о назначении административного наказания ИП Маликов А.Н. признан виновным в нарушении правил санитарной безопасности в лесах в границах арендованного лесного участка (ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ), с наложением административного штрафа в размере 2 000 руб.
Кроме того, предприниматель неоднократно привлекался к административной ответственности в 2021, 2023 и 2024 годах ввиду нарушения правил заготовки древесины.
Постановлением от 11.02.2021 N 829-JI/2020 о назначении административного наказания на ИП Мадикова А.Н. наложен административный штрафа в размере 100 000 руб.
Постановлением от 11.02.2021 N 836-Л/2020 о назначении административного наказания на ИП Мадикова А.Н. наложен административный штрафа в размере 100 000 руб.
Постановлением от 11.02.2021 N 837-Л/2020 о назначении административного наказания на ИП Мадикова А.Н. наложен административный штрафа в размере 100 000 руб.
Постановлением от 11.02.2021 N 838-Л/2020 о назначении административного наказания на ИП Мадикова А.Н. наложен административный штрафа в размере 100 000 руб.
Постановлением от 11.02.2021 N 839-Л/2020 о назначении административного наказания на ИП Мадикова А.Н. наложен административный штрафа в размере 100 000 руб.
Постановлением от 11.02.2021 N 840-Л/2020 о назначении административного наказания на ИП Мадикова А.Н. наложен административный штрафа в размере 100 000 руб.
Постановлением от 11.02.2021 N 841-Л/2020 о назначении административного наказания на ИП Мадикова А.Н. наложен административный штрафа в размере 100 000 руб.
Постановлением от 10.01.2024 N 38-Л/2023 о назначении административного наказания на ИП Мадикова А.Н. наложен административный штрафа в размере 50 000 руб.
Постановлением от 20.12.2023 N 34/2023 о назначении административного наказания ИП Маликов А.Н. признан виновным в нарушении порядка проведения рубок лесных насаждений в границах арендованного лесного участка (ч. 2 ст. 8.25 КоАП РФ), с наложением административного штрафа в размере 40 000 руб.
Вывод суда о несущественности административных правонарушений истца является необоснованным, поскольку перечисленные случаи совершенных ИП Мадиковым А.Н. административных правонарушений свидетельствуют о невыполнении арендатором обязанностей, предусмотренных пунктом 3.4.1 договора аренды от 13.11.20214 N 14-04а-013, а именно: арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим
Вывод суда первой инстанции о несущественности указанных нарушений противоречит положениям части 2 статьи 74 ЛК РФ, которые не предусматривают разделение нарушений условий договора на существенные и несущественные. Несоблюдение хотя бы одного из условий, предусмотренных частью 2 статьи 74 ЛК РФ, является одним из оснований для отказа в заключении нового договора аренды без проведения торгов.
Установленная частью 2 статьи 74 ЛК РФ совокупность условий направлена на пресечение заключения договора на льготных условиях именно с недобросовестным арендатором лесного участка.
В рассматриваемом случае недобросовестность предпринимателя подтверждается неоднократными нарушениями условий договора в течение продолжительного времени пользования лесным участком.
При этом ссылка суда первой инстанции на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2021 по делу N А32-27045/2021, согласно которому причиной большинства из выявленных административных нарушений стали действия третьих лиц и непреодолимые ограничения, введенные уполномоченными органами в целях борьбы с пандемией, вызванной коронавирусом, не имеет значения, поскольку в настоящем деле судом первой инстанции не учтены выявленные нарушения условий договора со стороны предпринимателя, имевшие место после указанного решения.
Как предусмотрено частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 N 5-О).
С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платность использования лесов.
Кроме того, судом первой инстанции не учтена ссылка министерства на то, что приказом Рослесхоза от 04.10.2021 N 741 установлены границы Туапсинского лесничества. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.06.2013 N 534 "О расширении территории Сочинского национального парка" в редакции Постановления Правительства РФ от 19.06.2017 N 729 "О внесении изменений в приложение к Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 июня 2013 г. N 534" установлены границы указанной особо охраняемой природной территории.
По сведениям общедоступных данных - Портала пространственных данных Национальная система пространственных данных выявлен факт пересечения контура границ Сочинского национального парка с землями лесного фонда, в том числе в границах лесного участка, ранее предоставленного ИП Мадикову А.Н. по договору аренды от 13.11.2014 N 14-04а-013. а именно: квартал 44Б. квартал 132Б. квартал 133Б. квартал 134Б Небугского участкового лесничества Туапсинского лесничества.
В соответствии с пунктом 9 Положения о Сочинском национальном парке, утвержденного приказом Минприроды России от 27.09.2013 N 411, на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд).
Национальный парк отнесен распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2055-р к ведению Минприроды России. Выполнение задач, возложенных на национальный парк, обеспечивает ФГБУ "Сочинский национальный парк".
Кроме того, в ч. 1 ст. 74 ЛК РФ законодатель установил категории арендаторов, с которыми возможно без проведения торгов заключать новый договор аренды лесного участка (лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов, лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет).
Исходя из смысла упомянутой нормы, арендаторы, заключившие договор аренды на срок 10 лет и менее не вправе заключить договор аренды на новый срок без проведения торгов.
С учетом изложенного и совокупности установленных апелляционным судом обстоятельств, оснований для признания незаконными отказов министерства, выраженных в письмах от 16.09.2024 N 202-06.3-10-26212/24 и от 24.10.2024 N 202-06.3-10-30252/24, в предоставлении Мадикову А.Н. лесного участка не имеется, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Судебные расходы распределяются судом апелляционной инстанции по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Поскольку в удовлетворении заявленных требований отказано, расходы по уплате государственной пошлины по делу подлежат отнесению на предпринимателя.
Обращаясь с заявленными требованиями, предпринимателем уплачена государственная пошлина в размере 50 000 рублей (платежное поручение N 167 от 20.11.2024). Вместе с тем, размер госпошлины, учитывая тот факт, что заявитель является предпринимателем составляет 10 000 рублей, в связи с чем излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату предпринимателю из федерального бюджета.
Министерство, обращаясь с апелляционной жалобой госпошлину не уплачивало, ввиду освобождения от ее уплаты на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. Соответственно, расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе подлежат взысканию с предпринимателя в доход федерального бюджета в размере 10 000 рублей.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края 03.06.2025 по делу N А32-69118/2024 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Мадикова Александра Николаевича (ИНН: 235504695958, ОГРНИП: 304236535900020) в доход федерального бюджета 10 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Мадикову Александру Николаевичу (ИНН: 235504695958, ОГРНИП: 304236535900020) из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 167 от 20.11.2024 государственную пошлину по заявлению в размере 40 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий
Р.Р.ИЛЮШИН
Судьи
Д.В.ЕМЕЛЬЯНОВ
М.П.КРАХМАЛЬНАЯ