Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.08.04-2025.08.30) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2025 N 09АП-27784/2025 по делу N А40-314750/2024
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования исполнителя: О взыскании штрафа.
Обстоятельства: Истцом выявлены факты нарушения договорных обязательств, а именно перевозка опасных веществ, которые могут причинить вред приемосдатчику багажа и грузобагажа в поездах, багажу других пассажиров, грузобагажу или перевозчику.
Решение: Удовлетворено.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2025 N 09АП-27784/2025 по делу N А40-314750/2024
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования исполнителя: О взыскании штрафа.
Обстоятельства: Истцом выявлены факты нарушения договорных обязательств, а именно перевозка опасных веществ, которые могут причинить вред приемосдатчику багажа и грузобагажа в поездах, багажу других пассажиров, грузобагажу или перевозчику.
Решение: Удовлетворено.
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2025 г. N 09АП-27784/2025
Дело N А40-314750/24
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2025 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2025 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.В. Захаровой,
судей Б.В. Стешана, В.В. Валюшкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Т.Ф. Махаури,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Почта России" на решение Арбитражного суда города Москвы от 25 апреля 2025 года по делу N А40-314750/24,
по исковому заявлению Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН: 1097746772738, ИНН: 7708709686)
к Акционерному обществу "Почта России" (ОГРН: 1197746000000, ИНН: 7724490000)
о взыскании штрафа,
при участии в судебном заседании:
от истца: Жилинская А.О. по доверенности от 22.10.2024,
от ответчика: Савина Я.Н. по доверенности от 01.07.2025,
установил:
Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Акционерному обществу "Почта России" (далее - ответчик) о взыскании штрафа в размере 7 473 323 руб. 40 коп.
Решением от 25 апреля 2025 года Арбитражный суд города Москвы исковые требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указал, что суд вынес решение без учета и выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для дела, не принял во внимание недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
От истца поступил отзыв, в котором он против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в иске отказать.
Представитель истца возражал по доводам, изложенным в жалобе, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 25.04.2025 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между истцом (исполнитель) и ответчиком (заказчик) заключен договор от 22.12.2021 N ФПК-21-303 (далее - Договор), предметом договора является организация курсирования почтовых вагонов заказчика (далее - Вагоны) в составах скорых, пассажирских и почтово-багажных поездов формирования исполнителя (далее - Поезда) для перевозки почтовых отправлений в качестве грузобагажа повагонными отправками в соответствии со сводным планом движения вагонов в составе поездов по форме согласно приложению N 1 к договору (далее - Сводный план), составленным на основании графика движения поездов (далее - График движения), утверждаемого ежегодно исполнителем, организация курсирования дополнительных вагонов, в том числе и порожних, в ремонт в соответствии с согласованными сторонами заявками на включение дополнительных вагонов и составы поездов по форме согласно Приложению N 2 к Договору (далее - Заявка) (далее - Перевозка почты); перевозка почтовых отправлений в качестве багажа и грузобагажа в вагонах исполнителя и дополнительных услуг, связанных с данной перевозкой по заявке заказчика.
Согласно п. 2.3.11 Договора заказчик обязуется не допускать: погрузку (выгрузку) грузобагажа (почтовых отправлений) на станциях обмена грузобагажом (почтовыми отправлениями) на пассажирские платформы без представителей заказчика; выдачу грузобагажа (почтовых отправлений) в пути следования вагона на пассажирских платформах и путях общего пользования лицам, не являющимся представителями/работниками заказчика; нахождения лиц (сопровождающих) без документов, удостоверяющих личность и дающих право проезда; провоз ручной клади в размерах превышающих, установленные нормы правил перевозок, а также весом более 50 кг; наличия грузобагажа (почтовых отправлений) без сопроводительных документов и единого адресного ярлыка; провоз грузобагажа (почтовых отправлений) в размерах превышающих 360 см по одному из трех измерений; наличия предметов (веществ) перевозка которых в качестве ручной клади запрещена в соответствии с правилами перевозок; наличия предметов и веществ, перевозка которых в качестве грузобагажа (почтовых отправлений) запрещена и соответствии с правилами перевозок и
ст. 22 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи"; превышения установленной грузоподъемности вагона; действий или бездействия представителей/работников Заказчика, влекущих нарушение графика движения поездов и/или создающих угрозу безопасности движения; следование вагона без лиц сопровождения, нахождение представителей/работников заказчика в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического и др.); ограничения допуска работников исполнителя к проведению ревизии (проверки) вагона (кладовых), которые исполнитель, как перевозчик, вправе производить в соответствии с Федеральным
законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и п. 2.4. Договора; перевозку скоропортящихся продуктов питания; курения в вагоне; погрузку и перевозку 3 грузобагажа (почтовых отправлений), в т.ч. в контейнерах (емкостях) весом одного места более 500 кг; провоз в качестве личных вещей в служебных помещениях Вагона и в купе отдыха сопровождающих (алкогольной) продукции; эксплуатации разъемных электрических соединений, дополнительных электропотребителей не соответствующих требованиям ОТТ; к перевозке вагоны с наличием растрескиваний, отслаивания и пузырей суммарно более 18 кв. м окрашенной поверхности кузова, коррозионных поражений суммарно более 9 кв. м окрашенной поверхности кузова; нарушения требований пожарной безопасности, указанных в
п. 3.2 Инструкции по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 05.11.2009 N 2255р; размещение и провоз угля, предназначенного для отопления вагона вне угольных ящиков, предусмотренных конструкцией вагона и вне металлических ларей (ящиков с крышкой, исключающей попадание во внутренний объем посторонних источников энергетического воздействия (возгорания)), расположенных в местах, обеспечивающих беспрепятственный выход (проход) людей в соответствии с
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479.
В соответствии со
ст. 111 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) за искажение в заявлении на отправку грузобагажа массы грузобагажа (при повагонной отправке), за отправление в сданных для перевозки багаже, грузобагаже предметов, перевозка которых в качестве багажа, грузобагажа запрещена, отправитель грузобагажа, пассажир уплачивают штраф в размере десятикратной стоимости платы за перевозку багажа, грузобагажа, если в соответствии с законодательством Российской Федерации перевозка таких предметов не влечет за собой административную или уголовную ответственность.
Согласно п. 4.2 договора за нарушение требований, установленных абзацем "з" подп. 2.3.11 договора, а именно наличия предметов и веществ, перевозка которых в качестве грузобагажа (почтовых отправлений) запрещена и соответствии с правилами перевозок и
ст. 22 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", заказчик уплачивает исполнителю штраф в соответствии со
абз. 2 ст. 111 УЖТ РФ.
В порядке исполнения условий Договора АО "ФПК" в поезде N 990 сообщением Москва-Владивосток организовано курсирование почтового вагона N 051-41213, отправителем которого являлось АО "Почта России".
01.08.2024 на станции Новосибирск работниками Западно-Сибирского регионального отделения Центра контроля качества пассажирских перевозок АО "ФПК" проведена проверка поезда N 990 сообщением Москва-Владивосток, почтового вагона N 051-41213 отправителя АО "Почта России".
При осмотре вагона N 051-41213 выявлен факт провоза предметов (веществ), перевозка которых в качестве грузобагажа (почтовых отправлений) запрещена, а именно обнаружено 1 место коробка, не имеющая признаков вторичного использования, на которой изображен знак опасности: батарея литий-ионная и международное обозначение UN 3481, изображена литий-ионная батарея, из которой вырывается пламя, нанесенное на коробку заводом-изготовителем.
Работнику отправителя предложено вскрыть данную коробку, от вскрытия работник отказался.
В порядке исполнения условий Договора АО "ФПК" в поезде N 990 сообщением Москва-Владивосток организовано курсирование почтового вагона N 051-42567, отправителем которого являлось АО "Почта России".
16.08.2024 на станции Новосибирск работниками Западно-Сибирского регионального отделения Центра контроля качества пассажирских перевозок АО "ФПК" проведена проверка поезда N 990 сообщением Москва-Владивосток, почтового вагона N 051-42567 отправителя АО "Почта России".
При осмотре вагона N 051-42567 выявлен факт провоза предметов (веществ), перевозка которых в качестве грузобагажа (почтовых отправлений) запрещена, а именно обнаружено 1 место коробка, не имеющая признаков вторичного использования, с нанесением заводской маркировки UN 3481, на которой изображена группа батарей, одна из которых повреждена и из нее выходит пламя.
Работнику отправителя предложено вскрыть данную коробку, от вскрытия работник отказался.
Согласно п. 2.4 Договора, в соответствии со
ст. 18 и
27 УЖТ РФ Исполнитель имеет право проверять соответствие тары и упаковки грузобагажа (почтовых отправлений), качества перевозимой продукции указанным обязательным требованиям, техническим условиям и иным актам, достоверность массы грузобагажа (почтовых отправлений) и других сведений, указанных в перевозочном документе, накладных, наряде, а также контролировать соблюдение требований Договора.
Исполнитель вправе проводить ревизии (проверки) Вагонов, находящиеся на железнодорожных путях общего пользования в пункте формирования и оборота, а также в пути следования.
Все обнаруженные случаи нарушений оформляются актом за подписью уполномоченных представителей Исполнителя и Заказчика.
Не подписание акта без изложения мотивированного мнения не является препятствием к признанию фактов, изложенных в акте.
В ходе проверок не допускается вскрытие упаковки грузобагажа (почтовых отправлений) Исполнителем с осмотром их вложений, а также фотофиксация адресных данных отправителей, нанесенных на упаковку грузобагажа (почтовых отправлений).
Проведение проверок и ревизий вагонов от имени исполнителя в присутствии начальника вагона осуществляется: работниками Центра контроля пассажирских перевозок, работниками Аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов аппарата управления Исполнителя и аппарата управления филиалов Исполнителя, а также работниками Управления безопасности аппарата управления Исполнителя и работниками подразделений безопасности аппарата управления филиалов Исполнителя, членами Центральной пожарно-технической комиссии АО "ФПК".
Данные факты подтверждается актом проверки N 469/ЗСИБ/2024/Б от 01.08.2024 с фотоматериалом, коммерческим актом N ВА 209034 от 01.08.2024; актом проверки N 544/ЗСИБ/2024/Б от 16.08.2024 с фотоматериалом, коммерческим актом N ВА 209033.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по договору повлекло наложение на организацию штрафных санкций, предусмотренных
ст. 111 УЖТ и пунктом 2.3.11 подпункт "з" в размере 3 121 171,70 руб. за каждый факт нарушения.
15.08.2024 АО "ФПК" в адрес АО "Почта России" направляло письмо N исх-3138/Ск ЛВЧ-Рос с просьбой произвести разбор по недопущению нарушений условий договора и оплаты штрафной неустойки.
06.09.2024 АО "ФПК" в адрес АО "Почта России" направляло письмо N исх-3510/Ск ЛВЧ-Рос с просьбой произвести разбор по недопущению нарушений условий договора и оплаты штрафной неустойки.
18.09.2024 АО "ФПК" в адрес АО "Почта России" направило претензии N 24 ЛВЧРостов, 25 ЛВЧ-Ростов с просьбой оплатить неустойку.
Ответ на претензии ответчик не направил, данные обстоятельства послужили основанием для обращения с иском в суд.
В соответствии с перевозочным документом N ФЖ 595493 провозная плата без НДС составляет: 373 666, 17 руб.
Сумма штрафа, предусмотренная
ст. 111 УЖТ РФ, - 3 736 661, 70 руб. (373666,17 x 10) x 2 = 7 473 323 руб. 40 коп.
Согласно
ст. 111 Устава железнодорожного транспорта за искажение в заявлении на отправку грузобагажа массы грузобагажа (при повагонной отправке), за отправление в сданных для перевозки багаже, грузобагаже предметов, перевозка которых в качестве багажа, грузобагажа запрещена, отправитель грузобагажа, пассажир уплачивают штраф в размере десятикратной стоимости платы за перевозку багажа, грузобагажа, если в соответствии с законодательством Российской Федерации перевозка таких предметов не влечет за собой административную или уголовную ответственность.
Вагон, в котором обнаружен спорный предмет, не является грузовым вагоном или контейнером, а является багажным.
Согласно спецификации на вагон, спорный предмет сдан к перевозке в качестве грузобагажа, оформлен перевозочный документ на грузобагаж повагонной отправкой.
Факт провоза опасных грузов подтверждается актами, позиция истца основана на представленных в соответствии со
статьей 68 АПК РФ доказательствах, оформленных в соответствии со
статьей 119 УЖТ РФ.
Таким образом, истцом выявлены факты нарушения договорных обязательств, а именно перевозка опасных веществ, которые могут причинить вред приемосдатчику багажа и грузобагажа в поездах, багажу других пассажиров, грузобагажу или перевозчику, установленные договором и
п. 258 Правил перевозок N 352, в связи с чем, истцом был начислен штраф в размере 7 473 323 руб. 40 коп.
В соответствии со
ст. 309 ГК РФ - обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статья 310 ГК РФ указывает на то, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
На основании
пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и не предотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии со
статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно
пункту 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяемому с учетом
пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, либо посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки грузов - заявки грузоотправителя.
В силу
статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским
кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
При исполнении условий договора стороны руководствуются, Федеральным
законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устава железнодорожного транспорта",
Приказом Минтранса России от 05.09.2022 N 352 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом" и иные локальные нормативные акты, регулирующие перевозку грузобагажа.
В соответствии со
статьей 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устава железнодорожного транспорта" указано, что грузобагаж - это объект, принятый от физического или юридического лица в установленном порядке для перевозки в пассажирском, почтовобагажном или грузопассажирском поезде. Груз - объект (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах.
В соответствии со
статьей 3 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) Федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании настоящего
Устава с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом и правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Приказом Министерства транспорта РФ утверждены
правила, регулирующие перевозку пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом от 05.09.2022 N 352 "Об утверждении Правил перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом" (далее - Правила перевозок N 352).
Согласно
статье 258 Правил перевозок N 352 запрещается перевозить в качестве багажа, грузобагажа финансовые документы, деньги и другие ценности, а также бьющиеся и хрупкие предметы (стекло, фарфор, телевизоры, приемники и др.), упакованные пассажиром или отправителем среди других предметов багажа, грузобагажа, огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества, а также другие предметы и вещи, которые могут причинить вред приемосдатчику багажа, грузобагажа, багажу других пассажиров, грузобагажу или перевозчику.
Согласно
2.2.52 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам (утв. Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (протокол от 5 апреля 1996 г. N 15)) к классу 9 относятся вещества и изделия, которые во время перевозки представляют опасность, не подпадающую под определение других классов. Вещества и изделия класса 9 подразделяются на:
- вещества, мелкая пыль которых при вдыхании может представлять опасность для здоровья;
- вещества и приборы, которые в случае пожара могут выделять диоксины;
- вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся пары;
- батареи литиевые;
- средства спасательные;
- вещества, опасные для окружающей среды;
- загрязнитель водной среды жидкий;
- загрязнитель водной среды твердый;
- микроорганизмы и организмы генетически измененные;
- вещества, перевозимые при повышенной температуре;
- жидкие;
- твердые;
- вещества, представляющие опасность при перевозке, но не соответствующие определениям других классов.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Как указано в
статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Соглашение о неустойке должно быть заключено в письменной форме (
статья 331 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам
статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что факт наличия на обнаруженном в ходе проверки почтового отправления заводской маркировки свидетельствует о наличии опасного (запрещенного к перевозке) груза во вложении, что подтверждено материалами дела, проверив представленный истцом расчет неустойки и признав его верным и обоснованным, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы ответчика подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно п. 2.4 Договора, в соответствии со
ст. 18 и
27 УЖТ РФ Исполнитель имеет право проверять соответствие тары и упаковки грузобагажа (почтовых отправлений), качества перевозимой продукции указанным обязательным требованиям, техническим условиям и иным актам, достоверность массы грузобагажа (почтовых отправлений) и других сведений, указанных в перевозочном документе, накладных, наряде, а также контролировать соблюдение требований Договора.
Исполнитель вправе проводить ревизии (проверки) Вагонов, находящиеся на железнодорожных путях общего пользования в пункте формирования и оборота, а также в пути следования.
Все обнаруженные случаи нарушений оформляются актом за подписью уполномоченных представителей Исполнителя и Заказчика.
Не подписание акта без изложения мотивированного мнения не является препятствием к признанию фактов, изложенных в акте.
В ходе проверок не допускается вскрытие упаковки грузобагажа (почтовых отправлений) Исполнителем с осмотром их вложений, а также фотофиксация адресных данных отправителей, нанесенных на упаковку грузобагажа (почтовых отправлений).
Проведение проверок и ревизий вагонов от имени исполнителя в присутствии начальника вагона осуществляется: работниками Центра контроля пассажирских перевозок, работниками Аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов аппарата управления Исполнителя и аппарата управления филиалов Исполнителя, а также работниками Управления безопасности аппарата управления Исполнителя и работниками подразделений безопасности аппарата управления филиалов Исполнителя, членами Центральной пожарно-технической комиссии АО "ФПК".
Факты нарушений подтверждается актом проверки N 469/ЗСИБ/2024/Б от 01.08.2024 с фотоматериалом, коммерческим актом N ВА 209034 от 01.08.2024; актом проверки N 544/ЗСИБ/2024/Б от 16.08.2024 с фотоматериалом, коммерческим актом N ВА 209033.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по договору повлекло наложение на организацию штрафных санкций, предусмотренных
ст. 111 УЖТ и пунктом 2.3.11 подпункт "з".
Исковые требования вытекают из заключенного с АО "Почта России" договора, условиями которого предусмотрено, что не допускается наличие предметов и веществ, перевозка которых в качестве грузобагажа (почтовых отправлений) запрещена.
Основанием для начисления штрафа по п. 4.2. Договора является наличие предметов и веществ, перевозка которых в качестве грузобагажа (почтовых отправлений) запрещена.
Ответчиком не оспаривается, что в кладовой вагона при проведении проверки обнаружена посылка, заделанная в коробку с маркировкой UN 3481, обозначающей опасный груз класса 9, подпадающий под действие "
Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам" (утв. СЖТ СНГ, протокол от 05.04.1996 N 15), являющихся обязательными для работников железнодорожного транспорта, отправителей и получателей опасных грузов, портов и пристаней, а также для транспортно-экспедиционных предприятий, осуществляющих обслуживание грузоотправителей и грузополучателей, однако ответчик утверждает, что исполнителем не была проведена полная проверка обнаруженного отправления, в связи с чем, достоверные данные о наличии запрещенного груза фактически не находят своего подтверждения.
Данный довод подлежит отклонению, поскольку на тару грузобагажа нанесен код опасности, который в соответствии с международной классификацией 9 опасных грузов, утвержденной ООН, означает прочие опасные вещества и изделия.
К классу 9 относятся вещества и изделия, которые во время перевозки представляют опасность, не подпадающую под определение других классов.
Согласно
п. 2.2.52 правил перевозки опасных грузов по железным дорогам к классу 9 относятся вещества и изделия, которые во время перевозки представляют опасность, не подпадающую под определение других классов.
Таким образом, производитель сам определил физико-химические свойства предметов, риск причинения вреда жизни и здоровью человека и нанес на упаковку соответствующую маркировку, основания полагать, что данная маркировка нанесена производителем незаконно, отсутствуют.
Согласно
п. 178 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 19.12.2013 N 473 (действующие в период осуществления перевозки), запрещается перевозить в качестве багажа, грузобагажа финансовые документы, деньги и другие ценности, а также бьющиеся и хрупкие предметы (стекло, фарфор, телевизоры, приемники и т.п.), упакованные пассажиром или отправителем среди других предметов багажа, грузобагажа, огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества, а также другие предметы и вещи, которые могут причинить вред приемосдатчику багажа, грузобагажа, багажу других пассажиров, грузобагажу или перевозчику.
Ввиду прямого запрета специальной нормой, обнаруженные предметы могли быть перевезены в качестве груза грузовыми вагонами и контейнерами, но не в качестве грузобагажа.
Деятельность по перевозке грузов, в том числе опасных, АО "ФПК" осуществлять не вправе.
В силу
ст. 119 Устава, обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Факт нарушения условий договора и правомерность наложения на ответчика договорной ответственности подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
В соответствии со
ст. 2 УЖТ РФ опасный груз - груз, который в силу присущих им свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузо-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования, и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Вывод об опасности провозимых грузов сделан Исполнителем исключительно на основании их внешнего осмотра и нанесенной на них заводской маркировки.
Факт наличия на грузобагаже, обнаруженном в ходе проверки почтового отправления заводской маркировки свидетельствует о наличии опасного (запрещенного к перевозке) груза во вложении.
Согласно правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам данное отправление относится к 9 классу опасности - прочие опасные вещества и изделия.
Согласно
п. 2.2.52 Правил перевозки опасных грузов по железным дорогам к классу 9 относятся вещества и изделия, которые во время перевозки представляют опасность, не подпадающую под определение других классов.
Деятельность по перевозке грузов, в том числе опасных, АО "ФПК" осуществлять не вправе.
Довод ответчика о том, что судом не дано надлежащей правовой оценки доводу о том, что опасный груз не может подтверждаться только надписью на коробке, не находит подтверждения, поскольку судом подробно приведены обоснования сделанного им вывода, кроме того, материалами дела подтверждается, что при проведении проверок в актах отражены отказы представителей ответчика от проверки содержимого коробок путем их вскрытия, производилась фиксация с помощью видеорегистратора.
При этом обязанность по недопущению наличия предметов и веществ, перевозка которых в качестве грузобагажа (почтовых отправлений) запрещена в соответствии с
Правилами перевозок и
ст. 22 "О почтовой связи" от 17.07.1999 N 176-ФЗ возложена Договором на Заказчика - АО "Почта России" в соответствии с абзацем "з" пп. 2.3.11. Договора.
Следовательно, за нарушение данного условия, выявленного при проверках, правомерно применена санкция - штраф в соответствии с п. 4.2 Договора.
Доводы ответчика относительно несоразмерности взысканной неустойки отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В
пункте 69 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (
пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно
пункту 73 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015
N 6-О,
7-О, положение
пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в системе действующего правового регулирования по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой не допускает возможности решения судом вопроса о снижении размера неустойки по мотиву явной несоразмерности последствиями нарушения обязательства без представления ответчиками доказательств, подтверждающих такую несоразмерность.
По смыслу
статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшение неустойки является правом суда, наличие оснований и пределов для ее снижения определяется судом в каждом конкретном случае самостоятельно, по своему внутреннему убеждению, исходя из собранных по делу доказательств.
Ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции ответчик допустимых доказательств, подтверждающих несоразмерность неустойки, не представил.
При указанных обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд не усматривает правовых оснований для применения положений
статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снижения неустойки.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных
частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Расходы по госпошлине в соответствии со
ст. 110 АПК РФ возлагаются на заявителя жалобы.
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25 апреля 2025 года по делу N А40-314750/24 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Т.В.ЗАХАРОВА
Судьи
Б.В.СТЕШАН
В.В.ВАЛЮШКИНА