Главная // Пожарная безопасность // Пожарная безопасность (обновление 2025.08.04-2025.08.30) // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11.08.2025 по делу N П16-2888/2025 (УИД 34RS0011-01-2024-012893-79)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.9.3 Закона Волгоградской области от 11.06.2008 N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности" за нарушение дополнительных требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима.
Решение: Производство по делу прекращено.
Постановление Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11.08.2025 по делу N П16-2888/2025 (УИД 34RS0011-01-2024-012893-79)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 14.9.3 Закона Волгоградской области от 11.06.2008 N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности" за нарушение дополнительных требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима.
Решение: Производство по делу прекращено.
ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2025 г. по делу N П16-2888/2025
Номер дела в суде первой инстанции: 12-795/2024 | УИД: 34RS0011-01-2024-012893-79 |
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Ворожебская И.П., рассмотрев жалобу председателя территориальной административной комиссии городского округа - город Волжский Волгоградской области ФИО3 на вступившие в законную силу решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 16 декабря 2024 года, решение судьи Волгоградского областного суда от 30 января 2025 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9.3 Закона Волгоградской области от 11 июня 2008 года N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности",
установил:
постановлением территориальной административной комиссии городского округа - город Волжский Волгоградской области N 2-24/9705 от 16 октября 2024 года В.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9.3 Закона Волгоградской области от 11 июня 2008 года N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности", назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Решением судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 16 декабря 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Волгоградского областного суда от 30 января 2025 года, постановление территориальной административной комиссии городского округа - город Волжский Волгоградской области N от 16 октября 2024 года отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9.3 Закона Волгоградской области от 11 июня 2008 года N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности", в отношении В.М. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководитель коллегиального органа, вынесшего постановление, ФИО3 в жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
В.М. на данную жалобу возражения в кассационный суд не представил.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 14.9.3 Закона Волгоградской области от 11 июня 2008 года N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности" предусмотрена административная ответственность за нарушение дополнительных требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, установленных нормативными правовыми актами Волгоградской области и (или) муниципальными нормативными правовыми актами по пожарной безопасности, если это деяние не подпадает под признаки административного правонарушения, предусмотренного
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами контрольного управления администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области выявлено, что В.М., являясь собственником земельного участка с кадастровым номером <адрес> в <адрес>, не выполнил в период действия особого противопожарного режима, установленного постановлением Губернатора Волгоградской области N 298 от 05 июня 2024 года, мероприятия по покосу и уборке травы, горючих материалов, несанкционированных свалок, чем нарушил дополнительные требования пожарной безопасности особого противопожарного режима на территории Волгоградской области, предусмотренные абзацем 3 пункта 7 Постановления администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области от 6 июня 2024 года N 2880 "О дополнительных мерах пожарной безопасности на период действия особого противопожарного режима на территории городского округа - город Волжский Волгоградской области".
Изложенные обстоятельства явились основанием для привлечения В.М. постановлением территориальной административной комиссии городского округа - город Волжский Волгоградской области от 16 октября 2024 года к административной ответственности по части 1 статьи 14.9.3 Закона Волгоградской области от 11 июня 2008 года N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности".
Решением судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 16 декабря 2024 года постановление административной комиссии отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Принимая данное решение, судья городского суда исходил из того, что административная ответственность за совершенное в условиях особого противопожарного режима нарушение требований пожарной безопасности, невыполнение которых вменено В.В., установлена
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что исключает возможность привлечения лица к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения по федеральному законодательству и законодательству субъекта Российской Федерации.
Судья областного суда согласился с выводами судьи городского суда.
Вопреки доводам жалобы вывод судей нижестоящих инстанций об отсутствии в действиях В.М. состава вмененного административного правонарушения, согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июня 2014 года.
В соответствии с
пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктами 3 и
4 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации отнесено установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также установление порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Согласно
пунктам 1 и
2 части 1 статьи 1.3.1 приведенного Кодекса к ведению субъектов Российской Федерации относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Часть 2 этой же статьи устанавливает ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
В соответствии со
статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под обязательными требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Этой же
статьей дано понятие особого противопожарного режима как совокупности установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно
статье 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу
статьи 30 этого же Федерального закона особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Таким образом, требования и дополнительные требования пожарной безопасности могут устанавливаться как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях правового регулирования.
Вместе с тем диспозиции
части 1 и
2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержат изъятий в отношении требований и дополнительных требований, установленных законодательством субъекта Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Следовательно, административная ответственность за нарушение дополнительных требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, независимо от того, на каком уровне правового регулирования установлены данные требования, предусмотрена
частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что административная ответственность может быть предусмотрена законом субъекта Российской Федерации только в случае, если она не предусмотрена
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, довод жалобы председателя административной комиссии о наличии в деянии В.М. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9.3 Закона Волгоградской области от 11 июня 2008 года N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности", не соответствует требованиям законодательства об административных правонарушениях.
Разграничение компетенции Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в вопросах установления административной ответственности должно исключать возможность привлечения лица к административной ответственности за совершение одного и того же правонарушения по федеральному законодательству и законодательству субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 16 декабря 2024 года и состоявшегося в порядке его обжалования решения судьи Волгоградского областного суда от 30 января 2025 года не имеется.
Руководствуясь
статьями 30.13 и
30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 16 декабря 2024 года, решение судьи Волгоградского областного суда от 30 января 2025 года, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9.3 Закона Волгоградской области от 11 июня 2008 года N 1693-ОД "Кодекс Волгоградской области об административной ответственности", оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
И.П.ВОРОЖЕБСКАЯ