Главная // Пожарная безопасность // ЗапискаСПРАВКА
Информация о публикации
Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://asozd.duma.gov.ru по состоянию на 24.04.2015
Стадия рассмотрения проекта
Название документа
Пояснительная записка
"К проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности"
Пояснительная записка
"К проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности"
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" (далее - законопроект) направлен на совершенствование правового регулирования в вопросах осуществления федерального государственного пожарного надзора в отношении объектов с массовым пребыванием людей, а также уточнение терминологических формулировок.
С 1 января 2007 года органы федерального государственного пожарного надзора не осуществляют надзор на объектах нового строительства, реконструкции. При этом МЧС России констатирует значительное увеличение пожаров на объектах, введенных в эксплуатацию после окончания строительства и реконструкции.
С 2007 по 2014 год количество пожаров на территории Российской Федерации на указанных объектах возросло с 875 до 969, в том числе на объектах с массовым пребыванием людей (торговые, развлекательные центры, другие места социального назначения и проведения досуга). В период с 2013 по 2015 год произошло более 20 крупных пожаров: в г. Владикавказе - в торговом центре "Поиск", в г. Черемхово Иркутской области - в торговом центре "Октябрь", в г. Кирове - в торгово-развлекательном комплексе "Фабрика", в г. Твери - в торговом центре "Радость", в г. Сарове Нижегородской области - в торговом центре "Атриум" и др.).
Анализ произошедших пожаров указывает на многочисленные нарушения требований пожарной безопасности при строительстве, реконструкции, эксплуатации указанных объектов.
Так, пожар, возникший 11 марта 2015 года в г. Казани в торговом центре "Адмирал", также произошел из-за многочисленных нарушений пожарной безопасности. Установлено, что в период с 2008 по 2013 год было произведено изменение класса функциональной пожарной опасности с производственного здания на здание организации торговли, при этом требования пожарной безопасности не были соблюдены и федеральный государственный пожарный надзор после изменения класса пожарной опасности не проводился.
В настоящее время должностные лица федерального государственного пожарного надзора лишены правовой возможности участвовать в процессе контроля за ходом проектирования и строительства (реконструкции) подобных объектов, а также ввода их в эксплуатацию.
Кроме того, положения федерального законодательства ограничивают полномочия органов федерального государственного пожарного надзора по проведению плановых проверок в течение трех лет с момента их ввода в эксплуатацию. При этом не учитывается возможная угроза причинения вреда жизни или здоровью широкому кругу лиц при эксплуатации таких объектов с нарушениями пожарной безопасности, высокая степень пожароопасности таких объектов.
Федеральный
закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" содержит лишь перечень видов государственного контроля и государственного надзора, в отношении которых отдельными федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок, среди которых осуществление федерального государственного пожарного надзора (
часть 4 статьи 1 указанного Федерального закона). В связи с этим
законопроектом предлагается установить особенности государственного пожарного надзора на объектах защиты особого статуса: периодичность проведения плановых проверок - не реже одного раза в год, начиная в первого года эксплуатации объектов, а также срок проведения проверок. Предлагаемые изменения обусловлены также тем, что в настоящее время для надзорных органов ограничены проверки в отношении субъектов малого предпринимательства, в том числе в части, касающейся сроков проведения проверок субъектов малого предпринимательства.
В соответствии со
статьей 13 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" срок проведения плановой выездной проверки в отношении малого предприятия не может превышать 50 часов в год, для микропредприятия - 15 часов.
Однако фактическое состояние пожарной безопасности объектов, которые эти организации могут эксплуатировать, не взаимосвязаны с их статусом. В настоящее время малые предприятия могут иметь в собственности крупные торговые центры, гостиничные комплексы, дома отдыха, объекты дополнительного образования и т.д. Для качественного обследования крупных объектов на предмет обеспечения пожарной безопасности 15 и 50 часов недостаточно.
В целях выделения объектов с массовым пребыванием людей (торговые, развлекательные центры, другие места социального назначения и проведения досуга) в правовом регулировании вопросов пожарной безопасности и придании особого статуса таким объектам
законопроектом предлагается ввести понятие "объекты защиты особого статуса", которое раскрывается с использованием классификации, применяемой в
статье 32 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в том числе:
Ф1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций;
Ф1.2 - гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов;
Ф4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций;
Ф4.2 - здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования.
Также отдельно стоящие здания площадью 3 500 кв. метров и более с классом функциональной пожарной опасности:
Ф2.1 - театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки и другие учреждения с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях;
Ф2.2 - музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях;
Ф3.1 - здания организаций торговли;
Ф4.3 - здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов.
Согласно "
ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" магазин с совокупной площадью торговых залов от 3 500 кв. метров определяется как "универмаг". Именно такого рода торговые предприятия вызывают наибольшее беспокойство органов федерального государственного пожарного надзора.
Принятие
законопроекта позволит повысить эффективность правового регулирования общественных отношений, складывающихся в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
Принятие Федерального
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
Принятие и реализация Федерального
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.