Главная // Пожарная безопасность // ЗапискаСПРАВКА
Информация о публикации
Стадия рассмотрения проекта
Название документа
Пояснительная записка
"К проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам исполнения воинской обязанности отдельными категориями граждан"
Пояснительная записка
"К проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам исполнения воинской обязанности отдельными категориями граждан"
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ
АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ИСПОЛНЕНИЯ
ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ ОТДЕЛЬНЫМИ
КАТЕГОРИЯМИ ГРАЖДАН"
Указанный
законопроект направлен на ликвидацию взаимного противоречия законодательных актов Российской Федерации, содержащих положения, регламентирующие исполнение воинской обязанности гражданами, проходящими службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, а также в иных органах и учреждениях, на которые распространяет свое действие
Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1.
В соответствии с пунктом 1
статьи 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" "Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и федеральных органах налоговой полиции, определяются Правительством Российской Федерации".
Подпунктом "з" пункта 1
статьи 24 того же Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" гражданам "окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральных органах налоговой полиции и таможенных органах Российской Федерации, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания" предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.
Статья 23 того же Федерального закона определяет исчерпывающий перечень категорий граждан, которые освобождены от призыва на военную службу, имеют на это право, а также которые не подлежат призыву на военную службу.
Учитывая это, часть пятая
статьи 19 Закона Российской Федерации "О милиции", в соответствии с которой "Военнообязанные, принятые на службу в милицию, в том числе слушатели и курсанты образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, готовящих кадры для милиции, снимаются с воинского учета и состоят на учете в Министерстве внутренних дел Российской Федерации", не соответствует пункту 1
статьи 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Часть восьмая
статьи 7 Федерального закона "О пожарной безопасности", в соответствии с которой "Личный состав <*> Государственной противопожарной службы, включая лиц призывного возраста, принятых на службу в пределах численности Государственной противопожарной службы, установленной Правительством Российской Федерации, а также слушатели и курсанты пожарно-технических учебных заведений не подлежат призыву на военную службу, снимаются с воинского учета и состоят на учете Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Лица призывного возраста, уволенные из Государственной противопожарной службы, подлежат призыву на военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации", не соответствует ни пункту 1
статьи 8, ни
статье 23, ни подпункту "з" пункта 1
статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
--------------------------------
<*> В соответствии с частью первой
статьи 7 Федерального закона "О пожарной безопасности" личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:
лиц рядового и начальствующего состава (далее - сотрудники);
военнослужащих;
лиц, не имеющих специальных или воинских званий (далее - работники).
Статья 21 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, в соответствии с которой "Граждане Российской Федерации, назначенные на должность рядового или начальствующего состава, а также стажеры, курсанты и слушатели учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации не подлежат призыву на военную службу, снимаются с воинского учета и состоят на учете в Министерстве внутренних дел Российской Федерации", также не соответствует ни пункту 1
статьи 8, ни
статье 23, ни подпункту "з" пункта 1
статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Противоречие положений названных законодательных актов Федеральному
закону "О воинской обязанности и военной службе" очевидно.
Наличие таких противоречий не только порождает многочисленные судебные рассмотрения, но и приводит к тому, что соответствующие федеральные органы исполнительной власти вынуждены формально нарушать либо тот, или иной закон в любом из вариантов их действий.
Ответ на вопрос о том, в каком из перечисленных законодательных актов Российской Федерации должны решаться вопросы об освобождении граждан от призыва на военную службу и предоставлении им отсрочки от призыва на военную службу, однозначен.
Предмет регулирования Федерального
закона "О воинской обязанности и военной службе" недвусмысленно представлен в его преамбуле, которая гласит:
"Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества".
Воинская же обязанность предусматривает, помимо прочего, воинский учет и призыв на военную службу (пункт 1
статьи 1 названного Федерального закона).
Предметом регулирования
Закона Российской Федерации "О милиции", исходя из его разделов, являются следующие вопросы: организация милиции в Российской Федерации, обязанности и права милиции, применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, служба в милиции, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников милиции, финансирование и материально-техническое обеспечение милиции, гарантии законности и обеспечения прав граждан в деятельности милиции.
Предметом регулирования
Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета. Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, согласно его преамбуле, является регулирование порядка и условий "прохождения государственной службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации".
Предметом регулирования Федерального
закона "О пожарной безопасности" и вовсе являются "общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - предприятия), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства", что не только ставит под вопрос корректность наличия в нем положений, регламентирующих вопросы осуществления воинской обязанности личного состава ГПС МЧС России, но наличие вопросов прохождения службы и социальной защиты личного состава ГПС МЧС России вовсе.
Таким образом видно, что Федеральный
закон "О воинской обязанности и военной службе" является базовым в вопросах регулирования правоотношений по поводу исполнения гражданами воинской обязанности.
Другие законодательные акты, в части регулирования тех же вопросов, не только не должны противоречить названному Федеральному
закону, но и вовсе содержать подобных норм.
Следует также иметь в виду, что
Закон Российской Федерации "О милиции" и
Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, приняты не только до принятия Федерального
закона "О воинской обязанности и военной службе", но и до принятия
Конституции Российской Федерации.
Федеральный
закон "О воинской обязанности и военной службе" принят в соответствии с частью 2
статьи 59 Конституции Российской Федерации, а в соответствии с частью 2
раздела второго Конституции Российской Федерации "Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации".
Отсюда следует и еще один вывод: законодательные акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу
Конституции Российской Федерации, не должны применяться в части, противоречащей федеральным законам, принятым в соответствии с
Конституцией Российской Федерации.
В пользу сделанных выше выводов о позиции государства в отношении обсуждаемого вопроса свидетельствует и тот факт, что Федеральным
законом от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" изменения, которые обеспечили бы приведение Федерального
закона "О воинской обязанности и военной службе" в соответствие с Федеральным
законом "О пожарной безопасности", в Федеральный
закон "О воинской обязанности и военной службе" внесены не были.
В конце концов не требует доказательств также и то, что согласно общему правилу толкования норм права в случае их коллизии применению подлежит правовая норма, являющаяся специальной (регулирующей более узкий круг общественных правоотношений) - lex specialis derogat generali (специальный закон отменяет (для данного дела) действие общего закона) <*> либо принятая позднее
(более поздний нормативный правовой акт обладает приоритетом в применении по отношению к принятому ранее) - lex posterior derogat priori (последующий закон отменяет (дерогирует) действие предыдущего) <*>.
--------------------------------
<*> Юридические термины и выражения: Краткий латинско-русский словарь / Сост. Г.В. Петрова. М.: Изд-во УРАО, 1997. С. 19.
Это правило широко используется судами и обусловлено необходимостью правильной регламентации развивающихся общественных правоотношений - законодательство направлено на регулирование общественных отношений и трансформируется с их изменением, в связи с чем должен применяться более поздний нормативный правовой акт, как в большей степени соответствующий сложившимся отношениям.
Так, с принятием и подписанием в 1998 году Федерального
закона "О воинской обязанности и военной службе" (в том числе и с учетом ситуации с комплектованием Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов военнослужащими, проходящими военную службу по призыву) государством были избраны иные критерии, предъявляемые к сотрудникам органов внутренних дел, включая Государственную противопожарную службу МВД России, которым предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, а именно: наличие высшего профессионального образования и обязательность прохождения ими службы в указанных органах (то есть только граждане, которым в установленном порядке присвоено специальное звание).
Помимо этого, с учетом определения понятийного аппарата указанным гражданам было решено предоставлять отсрочку от призыва на военную службу, а не относить их к категории граждан, не подлежащих призыву на военную службу (наряду с гражданами, отбывающими наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления и в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд), как это определено, к примеру, частью восьмой
статьи 7 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Именно по этим причинам вышеназванные законодательные акты Российской Федерации
законопроектом предложено привести в соответствие с Федеральным
законом "О воинской обязанности и военной службе".
Часть седьмая
статьи 19 Закона Российской Федерации "О милиции" и пункт 2
статьи 48 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации", определяющие исчерпывающие перечни оснований увольнения со службы в указанных органах, должны быть дополнены соответствующим основанием увольнения: "в связи с призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу" (редакция аналогична редакции пункта 1
статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации).
Поскольку в настоящее время отсрочка от призыва на военную службу предоставляется не всем сотрудникам этих органов, а лишь имеющим высшее профессиональное образование (подпункт "з" пункта 1
статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), остается открытым вопрос о том, по какому основанию должны увольняться сотрудники этих органов, не имеющие высшего профессионального образования, в случае призыва их на военную службу.
Таким образом, представленный
законопроект позволит устранить проблемы, вызванные взаимным противоречием между различными законодательными актами Российской Федерации, его принятие позволит четко и недвусмысленно толковать для себя правовые нормы гражданам, призванным исполнять воинскую обязанность, и в целом окажет позитивное влияние на процесс ее осуществления.
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ
ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ,
ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ
ИСПОЛНЕНИЯ ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ ОТДЕЛЬНЫМИ
КАТЕГОРИЯМИ ГРАЖДАН"
Принятие указанного Федерального
закона признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законодательных актов не потребует.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ИСПОЛНЕНИЯ
ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ ОТДЕЛЬНЫМИ
КАТЕГОРИЯМИ ГРАЖДАН"
Принятие указанного Федерального
закона расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, не потребует.