Главная // Пожарная безопасность // ЗапискаСПРАВКА
Информация о публикации
Стадия рассмотрения проекта
Название документа
Пояснительная записка
"К проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
Пояснительная записка
"К проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 18 сентября 2011 г. N Пр-2729 (абзац 5 подпункта "а" пункта 1) и с учетом практики применения Федерального
закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный
закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон) положениями, устанавливающими требования к созданию подразделений пожарной охраны на объектах с пожароопасными и взрывопожароопасными технологическими процессами производств, а также объектах, критически важных для национальной безопасности Российской Федерации.
Законопроектом вводятся требования пожарной безопасности к учреждениям здравоохранения и социальной защиты с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении в части их дополнительного оборудования системами оповещения о пожаре, с использованием персональных устройств со световым, звуковым и вибрационным сигналами оповещения, автономными резервными источниками электроснабжения.
В соответствии с
законопроектом противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями, а также от лесничеств (лесопарков) до зданий, сооружений и строений должны обеспечивать нераспространение пожара.
Противопожарные расстояния от критически важных для национальной безопасности Российской Федерации объектов до границ лесничеств (лесопарков) предлагается установить не менее 100 метров, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается дополнить
Закон новой статьей, устанавливающей требования пожарной безопасности к технологическому оборудованию с обращением пожароопасных, пожаровзрывоопасных и взрывоопасных технологических сред, а также новыми частями к статьям, определяющим требования к величине индивидуального и социального пожарного риска на производственных объектах для людей, находящихся в селитебной зоне вблизи этих объектов, наружному противопожарному водоснабжению, к деятельности органов по сертификации.
Часть существующих требований пожарной безопасности предлагается исключить из
Закона и включить их в своды правил пожарной безопасности, являющиеся нормативными документами добровольного применения (требования к: проездам и подъездам к зданиям, автоматическим системам пожаротушения и сигнализации, системам противодымной защиты зданий и сооружений, противопожарному водоснабжению поселений и городских округов и т.д.).
Также на основе анализа материалов, поступивших из заинтересованных организаций в ходе публичного обсуждения
законопроекта, в ряд статей
Закона вносятся уточнения и изменения, связанные с практикой его применения.
Реализация Федерального закона не предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Принятие
законопроекта позволит конкретизировать область применения, исключить излишнюю детализацию и двоякое толкование положений Федерального
закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Название документа дано в соответствии с оригиналом. | |
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ТЕХНИЧЕСКИЙ
РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
Принятие Федерального
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ,
ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРОЕКТОМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
Принятие указанного Федерального
закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
Вступивший в силу Федеральный
закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон), принятый в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", создал основу для проведения реформы в сфере технического регулирования пожарной безопасности объектов защиты на всех стадиях их жизненного цикла.
Существовавшая ранее система нормативного правового регулирования в области пожарной безопасности не могла больше соответствовать изменениям всего уклада российской экономики. Произошло изменение формы собственности большинства предприятий, появились свободные рынки товаров и услуг, заработали процессы рыночного регулирования в производственной сфере, процессы ускоренного обновления и создания новой продукции, а также возникла необходимость участия предприятий в международном разделении труда.
Целью данного Федерального
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - законопроект) является совершенствование законодательных основ обеспечения эффективного функционирования системы предупреждения и ликвидации пожаров на объектах защиты с учетом практики применения Федерального
закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", устранение избыточных технических барьеров в области пожарной безопасности, обеспечение более гибкого подхода к противопожарному нормированию и достижение в полной мере соответствия принципам технического регулирования.
Основной идеей
законопроекта является установление минимально необходимых законодательных требований, определенных Федеральным
законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", обеспечивающих пожарную безопасность объектов защиты. При этом часть обязательных требований пожарной безопасности исключается из технического регламента и включается в своды правил пожарной безопасности, являющиеся нормативными документами добровольного применения. Такие изменения способствуют достижению в полной мере соответствия нормативных правовых и нормативных основ функционирования системы предупреждения и ликвидации пожаров принципам технического регулирования, устранению избыточных технических барьеров, обеспечению более гибкого подхода к противопожарному нормированию.
Практика применения Федерального
закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" показала, что отдельные его положения изложены в редакции, позволяющей неоднозначное его трактование или затрудняющей в определенных условиях его выполнение.
Отдельные проблемы реализации требований Федерального
закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" связаны с предъявлением завышенных требований к противопожарным разрывам, внутренней отделке помещений, недостаточно четкими параметрами систем противодымной защиты.
С целью оперативного реагирования на такие случаи департаментом изучены и обобщены материалы, поступившие более чем из 50-ти организаций различного профиля. Рассмотрено более 350 предложений.
Анализ поступающих предложений показывает, что предлагаемые изменения, в основном, имеют отношения к одним и тем же статьям Технического регламента.
В предлагаемый
законопроект внесены предложения по изменению Федерального
закона, существенно улучшающие его понимание и выполнение.
Отдельные требования
разделов 2,
3 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" излишне детализированы. Предусмотрено исключение таких требований из Федерального закона и включение их в нормативные документы по пожарной безопасности (своды правил, национальные стандарты).
Вводятся дополнительные требования, направленные на повышение пожарной безопасности учреждений здравоохранения и социальной защиты с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении. Предусматривается введение дополнительных мер по оповещению о пожаре маломобильных групп населения, обеспечению их эвакуации при пожаре.
В
статьях 6 и
64 уточнены сроки и порядок представления деклараций пожарной безопасности.
В
разделе 4 уточнены требования пожарной безопасности к производственным объектам и к технологическим процессам с обращением пожароопасных, пожаровзрывоопасных и взрывоопасных технологических сред.
Статьей 134 Федерального закона определена область применения строительных материалов в зданиях, сооружениях и строениях (в т.ч. покрытий полов в спальных и палатных помещениях, а также в помещениях зданий детских дошкольных образовательных учреждений, гардеробных помещениях, танцевальных залах) в зависимости от их принадлежности к определенному классу по пожарной опасности.
Классификация строительных материалов по пожарной опасности основывается на их свойствах и способности к образованию опасных факторов пожара и установлена
статьей 13 Федерального закона в зависимости от их групп пожарной опасности.
Проведенный анализ характеристик современных материалов, применяемых для покрытия полов, показал их несоответствие указанным требованиям по свойствам воспламеняемости, и после вступления в силу Федерального
закона они не могут быть использованы в тех же областях применения, что и раньше.
Ограничение области применения напольных покрытий только по свойствам воспламеняемости, в свою очередь, может негативно повлиять на среду обитания человека с точки зрения здоровья, т.к. аналогичные материалы, соответствующие требованиям пожарной безопасности, установленным Федеральным
законом, не обладают рядом других положительных функциональных свойств (таких как визуальное восприятие, износоустойчивость, тепло- и звукоизоляция, травмобезопасность), являющихся важными для создания интерьера, комфорта и безопасности в помещениях.
Предлагаемый
законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" направлен на совершенствование правового обеспечения технического регулирования в области пожарной безопасности в Российской Федерации.
Принятие
законопроекта позволит привести нормативную базу требований пожарной безопасности в соответствие с требованиями Федерального
закона "О техническом регулировании", сохранив преемственность подходов по обеспечению защиты объектов, проверенных многолетней практикой.
Принятие и последующее применение "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" позволит:
1. Упростить процедуру подтверждения соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, а также сократить период от проектирования до ввода объекта в эксплуатацию за счет:
устранения бюрократических барьеров со стороны надзорных органов путем четкого определения критериев обеспечения пожарной безопасности и исключения разночтений в регламентировании противопожарных требований в документах различного уровня;
более четкого и однозначного регламентирования процедуры подтверждения обеспечения пожарной безопасности;
определения статуса документов, которые будут использоваться для подтверждения обеспечения пожарной безопасности;
предоставления производителям продукции возможности выбора способов подтверждения ее соответствия требованиям пожарной безопасности.
2. Устранить избыточные технические барьеры в области пожарной безопасности, сформировать более гибкий подход к противопожарному нормированию, обеспечив при этом защищенность личности, имущества, общества и государства от пожаров за счет упорядочения противопожарных требований, усовершенствования процедуры подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности.
3. Обеспечить на необходимом уровне безопасность людей от пожара, в том числе маломобильных групп населения, находящихся в учреждениях здравоохранения и социальной защиты, за счет введения дополнительных требований пожарной безопасности к учреждениям здравоохранения и социальной защиты с пребыванием людей на постоянной основе или стационарном лечении.
4. Урегулировать отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований пожарной безопасности.
5. В связи с тем, что при разработке
законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" использовалась существующая нормативная база в области пожарной безопасности, проводилась систематизация и оптимизация действующих в настоящее время обязательных требований пожарной безопасности и не вносились кардинальные изменения в них, реализация будущего Закона не потребует изменений расходной части федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных государственных фондов.
Изменения, направленные на устранение избыточных технических барьеров, минимизацию перечня обязательных требований пожарной безопасности, обеспечение гибкого подхода к противопожарному нормированию и снижение административных барьеров, окажут положительный эффект на все отрасли народного хозяйства и экономику в целом.
Значительно расширяются возможности для собственников объектов защиты по выбору оптимальных организационно-технических решений обеспечения на должном уровне пожарной безопасности (уровня пожарного риска) жизни или здоровья людей и имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений. У организаций всех видов собственности снизятся затраты на обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности (уровня пожарного риска) объектов защиты на всех стадиях их жизненного цикла (проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации). Снижение таких затрат для бюджетных учреждений приведет к экономии бюджетных средств на их содержание. Снижение издержек коммерческих организаций приведет к снижению себестоимости продукции (работ и услуг), повышению их конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках, стимулированию потребительского спроса, повышению рентабельности и увеличению объема производства продукции (работ и услуг), увеличению налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.
Таким образом, при отсутствии прямых расходов из бюджетов разных уровней на реализацию
законопроекта, обеспечении на должном уровне пожарной безопасности (уровня пожарного риска) людей и имущества в целом будет достигнут положительный совокупный экономический эффект за счет устранения избыточных технических и административных барьеров, снижения издержек на обеспечение пожарной безопасности всеми хозяйствующими субъектами и, как следствие, стимулирования развития экономики и увеличения налоговой базы.
6. В связи с принятием
проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не требуется признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие актов федерального законодательства, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Федеральный
закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
Федеральный
закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
поручение Президента Российской Федерации от 7 февраля 2009 г. N Пр-255 о повышении пожарной безопасности учреждений здравоохранения и социальной защиты с проживанием престарелых людей и детей;
поручение Президента Российской Федерации от 23 августа 2010 г. N Пр-2429 по увеличению противопожарных расстояний от границ застройки населенных пунктов до лесных массивов;
поручение Президента Российской Федерации от 18 сентября 2010 г. N Пр-2729 по обеспечению пожарной безопасности критически важных объектов.