Главная // Пожарная безопасность // ЗапискаСПРАВКА
Информация о публикации
Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://sozd.duma.gov.ru/ по состоянию на 25.07.2018
Стадия рассмотрения проекта
Название документа
Пояснительная записка
"К проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора"
Пояснительная записка
"К проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора"
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА"
В соответствии со
статьей 6 Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 2007 года органы федерального государственного пожарного надзора исключены из сферы контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на этапах проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции и ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию.
Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предоставлены полномочия по согласованию специальных технических условий на проектирование объектов, для которых нормативными правовыми актами требования пожарной безопасности не установлены. К таким объектам относятся в том числе многофункциональные здания, предусматривающие массовое пребывание людей. При этом возможность последующего контроля за соблюдением таких условий при проектировании и строительстве объектов действующим законодательством не определена.
Трагедия, произошедшая 25 марта 2018 года в торгово-развлекательном центре "Зимняя вишня" в городе Кемерово, требует переосмысления и принятия решений, направленных на совершенствование деятельности федерального государственного пожарного надзора, устранение правовых пробелов в области обеспечения пожарной безопасности, развитие правовых основ контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на этапах проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции и ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Результаты проведенных органами федерального государственного пожарного надзора проверок объектов с массовым пребыванием людей показывают, что сложившаяся система обеспечения пожарной безопасности не в полной мере отвечает требованиям по обеспечению безопасности людей на указанных объектах. Выявлено 627 объектов, имеющих нарушения противопожарных требований, устранение которых требует значительных материальных затрат и возможно лишь в ходе их капитальной реконструкции. Более 10 тыс. зданий эксплуатируется с нарушениями в работе автоматических систем пожарной сигнализации и оповещения о пожаре, свыше 2,5 тыс. - имеют нарушения в работе системы противодымной защиты, 2,3 тыс. - в системах автоматического пожаротушения, более 16 тыс. объектов имеют неудовлетворительное состояние эвакуационных путей и выходов, на путях эвакуации на 5,5 тыс. объектов применены материалы с высокой горючестью и дымообразующей способностью, 5,9 тыс. объектов не оборудованы в полном объеме первичными средствами пожаротушения. Список выявленных нарушений в обеспечении требований пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей можно было бы продолжить.
Указанные нормативные правовые акты предлагается дополнить нормами, предусматривающими:
обязательное участие органов государственного пожарного надзора в проведении государственной экспертизы проектной документации и выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям пожарной безопасности;
рассмотрение и согласование в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительной и проектно-сметной документации на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение организаций, зданий, сооружений и других объектов;
отнесение к полномочиям Правительства Российской Федерации установление в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре периодичности проведения плановых проверок в зависимости от классификации по функциональной пожарной опасности и присвоенной объекту защиты, территории или земельному участку определенной категории риска;
проведение муниципального контроля за соблюдением требований пожарной безопасности в соответствие с законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации;
особенности проведения федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применительно к которым саморегулируемой организацией осуществляется оценка соблюдения условий членства в ней, ее стандартов и правил;
организацию и проведение государственного мониторинга пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей;
отнесение к вопросам местного значения участия в осуществлении мероприятий по профилактике пожаров;
утверждение типовых дополнительных профессиональных программ в области обучения мерам пожарной безопасности федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
В
законопроекте предлагается признать утратившими силу отдельные положения Федерального
закона от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", касающиеся исключения из сферы контроля федерального государственного пожарного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на этапах проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции и ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию.
Социально-экономические последствия предлагаемых изменений направлены на обеспечение согласованных и эффективных действий органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, необходимых для повышения уровня обеспечения пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей, повышение эффективности деятельности федерального государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на этапах проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции и ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, что позволит существенно снизить риски и угрозы возникновения пожаров на объектах защиты.
Реализация предложенных в
законопроекте изменений будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ
В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА"
В связи с принятием
проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОПРОСАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА"
Реализация
проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора" не потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета.