Главная // Пожарная безопасность // Законопроект
СПРАВКА
Информация о публикации
Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://regulation.gov.ru по состоянию на 24.06.2015
Стадия рассмотрения проекта
    Не внесен в ГД ФС РФ
Название документа
Проект Федерального закона
"Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья парашютистов-пожарных, десантников-пожарных и работников, осуществляющих тушение лесных пожаров"
(подготовлен Минприроды России, ID проекта 00/03-25857/05-15/7-4-4)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 24.06.2015)

Проект Федерального закона
"Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья парашютистов-пожарных, десантников-пожарных и работников, осуществляющих тушение лесных пожаров"
(подготовлен Минприроды России, ID проекта 00/03-25857/05-15/7-4-4)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 24.06.2015)


Содержание


Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРАХОВАНИИ ЖИЗНИ
И ЗДОРОВЬЯ ПАРАШЮТИСТОВ-ПОЖАРНЫХ, ДЕСАНТНИКОВ-ПОЖАРНЫХ
И РАБОТНИКОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ТУШЕНИЕ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ
Статья 1. Объекты обязательного государственного страхования
Объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье должностных лиц государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, созданных в соответствии с частью 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - государственные учреждения), а также организаций выполняющих работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в соответствии с частью 4 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251, N 30, ст. 3597, ст. 3599, ст. 3616, N 52, ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261, N 29, ст. 3601, N 30, ст. 3735, N 52, ст. 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 54, N 25, ст. 3530, N 27, ст. 3880, N 29, ст. 4291, N 30, ст. 4590, N 48, ст. 6732, N 50, ст. 7343; 2012, N 26, ст. 3446, N 31, ст. 4322; 2013, N 51, ст. 6680, N 52, ст. 6961, ст. 6971, ст. 6980; 2014, N 11, ст. 1092, N 26, ст. 3386, N 30, ст. 4251) (далее - организации), имеющих квалификацию парашютистов-пожарных и десантников-пожарных, должностных лиц, которые проходят предусмотренную законодательством подготовку с целью получения такой квалификации, а также работников, осуществляющих тушение лесных пожаров.
Статья 2. Субъекты обязательного государственного страхования
1. Страховщиками по обязательному государственному страхованию (далее - страховщики) могут быть страховые организации, имеющие лицензии на осуществление обязательного государственного страхования.
Страховщики выбираются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2. Страхователями по обязательному государственному страхованию (далее - страхователи) являются государственные учреждения, организации.
3. Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию (далее - выгодоприобретатели) являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица:
супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним;
родители (усыновители) застрахованного лица;
дедушка и (или) бабушка застрахованного лица, при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет;
отчим и (или) мачеха застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет;
несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях;
подопечные застрахованного лица.
Статья 3. Страховые случаи
Страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования (далее - страховые случаи) являются:
гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения воздушных тренировок, предусмотренных частью 1 статьи 57 Лесного кодекса Российской Федерации, выполнения задания по тушению лесных пожаров или ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров (далее - работ, связанных с авиационной охраной лесов);
смерть застрахованного лица до истечения одного года после увольнения из государственного учреждения или организации вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в процессе работ, связанных с авиационной охраной лесов; установление застрахованному лицу инвалидности в процессе работ, связанных с авиационной охраной лесов; установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения из государственного учреждения или организации вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в процессе работ, связанных с авиационной охраной лесов;
получение застрахованным лицом в процессе работ, связанных с авиационной охраной лесов, увечья (ранения, травмы, контузии).
Статья 4. Страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям. Страховая сумма, применяемая для расчета страховой премии
1. Страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах:
в случае гибели (смерти) застрахованного лица при работах, связанных с авиационной охраной лесов, тушением лесных пожаров или до истечения одного года после увольнения из государственного учреждения или организации вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в процессе работ, связанных с авиационной охраной лесов - 2 000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях;
в случае установления застрахованному лицу инвалидности в процессе работ, связанных с авиационной охраной лесов, тушением лесных пожаров; установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения из государственного учреждения или организации вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в процессе работ, связанных с авиационной охраной лесов инвалиду I группы - 1 500 000 рублей;
инвалиду II группы - 1 000 000 рублей; инвалиду III группы - 500 000 рублей;
в случае получения застрахованным лицом в процессе работ, связанных с авиационной охраной лесов, тушением лесных пожаров, тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) - 200 000 рублей, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) - 50 000 рублей;
Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы.
Если в период работы в государственном учреждении или организации, либо до истечения одного года после увольнения из государственного учреждения или организации застрахованному лицу при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы вследствие указанных в настоящем пункте причин будет повышена группа инвалидности, размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между страховой суммой, причитающейся по вновь установленной группе инвалидности, и страховой суммой, причитающейся по прежней группе инвалидности.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
3. Размер страховой суммы, применяемой страховщиком для расчета страховой премии, определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Статья 5. Договор обязательного государственного страхования
1. Договор обязательного государственного страхования (далее - договор страхования) заключается между страхователем и страховщиком в пользу третьего лица - выгодоприобретателя и содержит положения, предусмотренные типовым договором обязательного государственного страхования, который утверждается Правительством Российской Федерации.
2. Договор страхования заключается в письменной форме сроком не менее чем на один календарный год. Страховщик несет обязанность по выплате страховых сумм по страховым случаям, которые предусмотрены статьей 3 настоящего Федерального закона и наступили в период действия договора страхования.
3. Договор страхования включает соглашение о застрахованных лицах, сроке действия договора, размере, сроке и порядке уплаты страховой премии (страхового взноса), правах, об обязанностях и ответственности страхователя и страховщика, о сроке и способах уведомления страхователем страховщика о наступлении страхового случая и способов выплаты страховых сумм выгодоприобретателю.
4. После заключения договора страхования страховщики уведомляют об этом федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности, в установленном им порядке. При этом в уведомлении указывается страховой тариф, установленный договором страхования, с приложением расчета страхового тарифа и статистических данных, использованных при расчетах его размера.
Статья 6. Выполнение страхователем обязанностей по обязательному государственному страхованию
1. Если страхователь не осуществил обязательное государственное страхование или заключил договор страхования на условиях, ухудшающих положение выгодоприобретателя по сравнению с условиями, определенными настоящим Федеральным законом, то при наступлении страхового случая он несет ответственность перед выгодоприобретателем на тех же условиях, на каких должна быть выплачена страховая сумма при надлежащем страховании.
2. Информация о порядке и об условиях осуществления обязательного государственного страхования, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе о перечне и порядке оформления документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, способах выплаты страховых сумм, предусмотренных договором страхования), о страховщике должна быть предоставлена страхователем гражданину при поступлении его на работу в государственное учреждение или организацию, а также застрахованному лицу путем размещения на сайте страхователя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в местах, доступных для застрахованного лица, и в случае необходимости должна быть доведена до сведения застрахованного лица иным способом.
Страхователь обязан поддерживать указанную информацию в актуальном состоянии.
3. Государственное учреждение или организация (далее - организация страхователя) обязаны уведомить выгодоприобретателей, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, а при их отсутствии иных выгодоприобретателей о наступлении страхового случая, предусмотренного абзацем вторым статьи 3 настоящего Федерального закона, незамедлительно после того, как им стало известно о наступлении такого страхового случая.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
3. В целях своевременной выплаты страховых сумм организации страхователя, федеральные учреждения медико-социальной экспертизы обязаны оказывать выгодоприобретателям содействие в истребовании и оформлении документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм.
Организации страхователя обязаны сообщать по запросу страховщика сведения о наступлении страховых случаев и направлять ему необходимые сведения об обстоятельствах наступления этих случаев.
4. Должностные лица организаций страхователя, ответственные за осуществление обязательного государственного страхования, виновные в необоснованном отказе в предоставлении и оформлении выгодоприобретателям документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Финансирование расходов на обязательное государственное страхование
Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, предусмотренных страхователям на эти цели в соответствующих бюджетах.
Статья 8. Страховая премия и страховые взносы
1. Размер страховой премии определяется на основе страховой суммы, применяемой для расчета страховой премии, и страхового тарифа, размер которого определяется в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 4 проекта Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья парашютистов-пожарных, десантников-пожарных и работников, осуществляющих тушение лесных пожаров" пункт 2 отсутствует.
2. Размер страховой суммы, применяемой для расчета страховой премии, определяется как произведение размера страховой суммы, предусмотренного абзацем вторым пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона с учетом требований абзаца семь пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, и количества застрахованных лиц.
3. Изменение размера страховой премии осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором страхования, с соблюдением требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Порядок определения размера страхового тарифа, в том числе структура страхового тарифа, порядок его применения при расчете страховой премии, перечень, порядок сбора и хранения статистических данных, применяемых при расчете размера страхового тарифа, порядок обмена такими данными между страхователем и страховщиком устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности.
5. Включенные в структуру страхового тарифа и подлежащие возмещению страхователем расходы страховщика на осуществление обязательного государственного страхования не могут превышать 6 процентов размера страховой премии.
6. Размер страхового тарифа, определенный в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, не подлежит изменению в течение срока действия договора страхования.
Статья 9. Основания освобождения страховщика от выплаты страховой суммы
1. Страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию, если страховой случай:
наступил вследствие совершения застрахованным лицом деяния, признанного в установленном судом порядке общественно опасным;
находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица;
является результатом доказанного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью.
Страховщик не освобождается от выплаты страховой суммы в случае смерти застрахованного лица, если смерть последнего наступила вследствие самоубийства, независимо от срока работы застрахованного лица в государственном учреждении, организации.
2. Решение об отказе в выплате страховой суммы принимается страховщиком и сообщается застрахованному лицу (выгодоприобретателю) и страхователю в письменной форме с обязательным мотивированным обоснованием причин указанного отказа в срок, установленный настоящим Федеральным законом для осуществления выплаты страховой суммы.
Статья 10. Порядок и условия выплаты страховых сумм
1. Выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Определение степени тяжести увечий (ранений, травм, контузий) застрахованных лиц осуществляется соответствующими медицинскими органами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в которых созданы государственные учреждения, или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если страхователь организация.
Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, определяется Правительством Российской Федерации.
2. Выплата страховых сумм производится независимо от сумм, причитающихся застрахованным лицам по другим видам договоров страхования, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
3. Если жизнь и здоровье застрахованных лиц подлежат обязательному государственному страхованию также в соответствии с другими федеральными законами и (или) иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, страховые суммы выплачиваются выгодоприобретателям по их выбору только по одному основанию.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
3. Выплата страховых сумм выгодоприобретателю (независимо от места его жительства, места нахождения государственного учреждения, организации) производится страховщиком на территории Российской Федерации в российских рублях способами, предусмотренными договором страхования.
4. Выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате. В случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает выгодоприобретателю неустойку в размере одного процента страховой суммы за каждый день просрочки.
Статья 11. Рассмотрение споров
Споры, связанные с обязательным государственным страхованием, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Изменения законодательства Российской Федерации
1) Часть 1 статьи 57 Лесного кодекса Российской Федерации дополнить пунктом 5 следующего содержания:
"5) воздушная тренировка.".
2) Статью 52 Воздушного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2581) дополнить частью 1.1 следующего содержания:
"1.1. Перечень специалистов, осуществляющих авиационные работы по охране и защите лесов, а также требования к ним устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны лесов.".
Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 г.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ
ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРАХОВАНИИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ
ПАРАШЮТИСТОВ-ПОЖАРНЫХ, ДЕСАНТНИКОВ-ПОЖАРНЫХ
И РАБОТНИКОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ТУШЕНИЕ
ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ"
Согласно части 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Лесным кодексом Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2015 N 116 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2011 N 376" установлено, что для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, расположенных на землях лесного фонда, Федеральное агентство лесного хозяйства формирует в составе организаций, находящихся в его ведении, силы функциональной подсистемы охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обеспечивает применение таких сил в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, в том числе во взаимодействии с формированиями, указанными в сводном плане тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации.
Вредные условия труда парашютистов-пожарных, десантников-пожарных и работников, выполняющих работы по тушению лесных пожаров с применением специальной лесопожарной техники, взрывчатых материалов, химикатов, в том числе антипиренов, а также иных устройств и веществ, эксплуатация которых связана с повышенным риском и представляет собой критически опасный источник угрозы их жизни и здоровья, обусловлены агрессивной средой рабочей зоны.
Для безопасного и эффективного выполнения работ по тушению лесных пожаров, прыжков с парашютом и спусков десантников на неподготовленные площадки с использованием спусковых устройств, осуществляемых с самолета или вертолета, указанные категории работников обязаны обеспечивать постоянную готовность, исправность и сохранность закрепленных за ними дорогостоящих парашютов, спусковых устройств, иного технологически сложного парашютно-десантного и полевого снаряжения и средств пожаротушения.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении обязанностей по трудовому договору. Вместе с тем суммы возмещения за причинение вреда жизни и здоровью застрахованного согласно Федеральному закону N 125-ФЗ несоизмеримы с риском, которому подвергаются парашютисты-пожарные, десантники-пожарные и работники, осуществляющие тушение лесных пожаров.
За последние 10 лет количество несчастных случаев при тушении лесных пожаров в субъектах Российской Федерации составило от 11 до 26 в год, из них легкие ранения и травмы - от 3 до 21, тяжелые ранения и травмы - от 1 до 10, при этом пострадало человек: от 3 до 28 (легкие ранения и травмы), от 1 до 10 (тяжелые ранения и травмы). За указанный период смертельных случаев наблюдалось от 1 до 6 в год, при этом погибало от 1 до 13 человек в год.
Источники финансирования - средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ
ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРАХОВАНИИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ
ПАРАШЮТИСТОВ-ПОЖАРНЫХ И ДЕСАНТНИКОВ-ПОЖАРНЫХ
И РАБОТНИКОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ТУШЕНИЕ
ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ"
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2015 г. N 116 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2011 г. N 376" установлено, что для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, расположенных на землях лесного фонда, Федеральное агентство лесного хозяйства формирует в составе организаций, находящихся в его ведении, силы функциональной подсистемы охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обеспечивает применение таких сил в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, в том числе во взаимодействии с формированиями, указанными в сводном плане тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации.
В целях определения затрат средств федерального бюджета, направляемых на страхование жизни и здоровья парашютистов-пожарных и десантников-пожарных, а также работников, осуществляющих тушение лесных пожаров, используются следующие параметры (факторы):
F - средняя общая численность работников, осуществляющих тушение лесных пожаров - 38 501 чел., в том числе работники парашютно-пожарных и десантно-пожарных служб - 4 154 чел.
Параметры определены на основе данных ФБУ "Авиалесоохрана".
Обоснование размеров страхового тарифа и страховой премии
Тарифы рассчитаны в соответствии с Методиками расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования, утвержденным распоряжением Федеральной службы Российской Федерации по надзору за страховой деятельностью от 8 июля 1993 г. N 02-03-36.
В целях использования Методики расчета тарифных ставок по массовым рисковым видам страхования необходимо определить значения вероятности возникновения страхового события q и отношения среднего страхового обеспечения по одному договору страхования при наступлении страхового случая к средней страховой сумме по одному договору страхования .
В соответствии с законопроектом страховыми рисками, на случай наступления которых проводится страхование, могут быть:
- временная утрата профессиональной работоспособности как следствие тяжелого или легкого увечья (травмы);
- стойкая утрата профессиональной работоспособности (инвалидность) как следствие травмы (увечья);
- гибель (смерть).
Страховой тариф - ставка страхового взноса с единицы страховой суммы. Он состоит из нетто-ставки и нагрузки, предназначенных соответственно на страховые выплаты и на отчисления, предусмотренные структурой тарифной ставки.
Нетто-ставка состоит из основной части и рисковой надбавки :
Основная часть нетто-ставки рассчитывается по формуле:
где q - вероятность наступления страхового события.
- отношения среднего страхового обеспечения по одному договору страхования при наступлении страхового случая к средней страховой сумме по одному договору страхования.
Рисковая составляющая нетто-ставки рассчитывается по формуле:
где N - количество застрахованных парашютистов (десантников)-пожарных (F);
- коэффициент, определяемый по таблице нормального распределения (таблица 1) на основе выбранной гарантии безопасности, позволяющей с определенной вероятностью гарантировать, что страховое возмещение не превысит собранных страховых премий, что обеспечивает устойчивость программы страхования в целом.
Таблица 1
0,84
0,90
0,95
0,98
0,9986
1,0
1,3
1,645
2,0
3,0
Предполагается, что страховая компания с вероятностью обеспечит непревышение возможных страховых возмещений над собранной страховой премией. Соответственно, в расчете рисковой составляющей нетто-тарифа будет использоваться значение 1,0 (таблица 1).
Размер страхового тарифа (в % от страховой суммы) определяется на основе предусмотренного в нормативной структуре тарифной ставки удельного веса нагрузки по формуле:
где f - удельный вес нагрузки в страховом тарифе согласно утвержденной нормативной структуре.
Размер нагрузки (расходов страховой компании на ведение дела) планируется установить в размере не более 5%.
Законопроектом предполагается, что страхование работников парашютно-пожарных и десантно-пожарных служб проводится в рамках единой программы на одинаковых условиях, следовательно, и вероятность наступления для каждого из страхуемых рисков вне зависимости от видов лесных пожаров будет единственной.
В среднем число травм при подготовке к тушению лесных пожаров на 1 000 занимающихся составляет 4,7. Во время тушения лесных пожаров интенсивный показатель равен 8,3, во время тренировочных мероприятий - 2,0.
Вероятности наступления для каждого из страхуемых рисков были рассчитаны на основании статистики страховых компаний (ОАО "РОСНО"), а также информации из открытых источников.
Значения вероятностей наступления страхуемых рисков приведены в таблице 2.
Таблица 2
Вероятности наступления страхуемых рисков
Риск
Вероятность наступления события q
Временная утрата профессиональной работоспособности как следствие тяжелого или легкого увечья (травмы)
Стойкая утрата профессиональной работоспособности (инвалидность) как следствие травмы (увечья)
Гибель (смерть)
Величина равна отношению будущих выплат по каждому риску к страховой сумме и постоянна для каждого риска.
1. При наступлении страхового случая по риску "Временная утрата профессиональной работоспособности как следствие тяжелого или легкого увечья (травмы)" выплата производится в процентах от страховой суммы в соответствии с таблицей выплат, разработанной на основе перечня увечий (травм), определенной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При расчете использовалась величина средней выплаты по данному риску, рассчитанная на основании данных о вероятности наступления того или иного вида травмы. Для данного риска среднее значение величины равно 0,05.
В этом случае:
q = 0,0467;
2. Среднее значение величины для риска "Стойкая утрата профессиональной работоспособности (инвалидность) как следствие травмы (увечья)" составляет 0,75.
В этом случае:
q = 0,0000012;
3. Значение величины для риска "Гибель (смерть)" всегда равна 1.
В этом случае:
q = 0,0000232;
Значения страховых тарифов по обязательному страхованию работников приведены в таблице 3.
Таблица 3
Риск
Страховой тариф, %
Общая численность работников, осуществляющих тушение лесных пожаров
Работники ПДПС
Временная утрата профессиональной работоспособности как следствие тяжелого или легкого увечья (травмы)
0,2516
0,266
Стойкая утрата профессиональной работоспособности (инвалидность) как следствие травмы (увечья)
0,0006
0,0017
Гибель (смерть)
0,0055
0,01188
Итого:
0,2572
0,2796
Таким образом, стоимость страхования (страховая премия) для одного работника, осуществляющего тушение лесных пожаров, составит:
0,2572 x 2 000 000 / 100 = 5 144 руб. в год,
в том числе:
для одного работника парашютно-пожарных и десантно-пожарных служб составит:
0,2796 x 2 000 000 / 100 = 5 592 руб. в год.
Следовательно, предполагаемый ежегодный общий объем средств из федерального бюджета, необходимый для страхования работников, осуществляющих тушение лесных пожаров, составит:
5 144 руб. x 38 501 = 198 049 144 рублей = 198,0 млн. руб.,
в том числе:
работников парашютно-пожарных и десантно-пожарных служб, составит:
5 592 руб. x 4 154 = 23 229 168 рублей = 23,2 млн. руб.
Предполагается, что страховая компания с вероятностью обеспечит непревышение возможных страховых возмещений над собранной страховой премией. Соответственно, в расчете рисковой составляющей нетто-тарифа будет использоваться значение 3,0 (таблица 1).
1. При наступлении страхового случая по риску "Временная утрата профессиональной работоспособности как следствие тяжелого или легкого увечья (травмы)" выплата производится в процентах от страховой суммы в соответствии с таблицей выплат, разработанной на основе перечня увечий (травм), определенной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При расчете использовалась величина средней выплаты по данному риску, рассчитанная на основании данных о вероятности наступления того или иного вида травмы. Для данного риска среднее значение величины равно 0,05.
В этом случае:
q = 0,0467;
2. Среднее значение величины для риска "Стойкая утрата профессиональной работоспособности (инвалидность) как следствие травмы (увечья)" составляет 0,75.
В этом случае:
q = 0,0000012;
3. Значение величины для риска "Гибель (смерть)" всегда равна 1.
В этом случае:
q = 0,0000232;
Значения страховых тарифов по обязательному страхованию работников приведены в таблице 4.
Таблица 4
Риск
Страховой тариф, %
Общая численность работников, осуществляющих тушение лесных пожаров
Работники ПДПС
Временная утрата профессиональной работоспособности как следствие тяжелого или легкого увечья (травмы)
0,2662
0,3078
Стойкая утрата профессиональной работоспособности (инвалидность) как следствие травмы (увечья)
0,00166
0,00497
Гибель (смерть)
0,0117
0,0307
Итого:
0,279
0,343
Таким образом, стоимость страхования (страховая премия) для одного, осуществляющего тушение лесных пожаров, составит:
0,279 x 2 000 000 / 100 = 5 580 руб. в год,
в том числе:
для одного работника парашютно-пожарных и десантно-пожарных служб составит:
0,343 x 2 000 000 / 100 = 6 860 руб. в год.
Следовательно, предполагаемый ежегодный общий объем средств из федерального бюджета, необходимый для страхования работников, осуществляющих тушение лесных пожаров, составит:
5 580 руб. x 38 501 = 214 835 580 рублей = 214,8 млн. руб.,
в том числе:
работников парашютно-пожарных и десантно-пожарных служб:
6 860 руб. x 4 154 = 28 496 440 рублей = 28,5 млн. руб.
Таким образом, в зависимости от риска (вероятности) обеспечения страхования предполагаемый ежегодный объем средств из федерального бюджета, необходимый для страхования работников, осуществляющих тушение лесных пожаров, составит от 198,0 млн. руб. до 214,8 млн. руб., в том числе работников парашютно-пожарных и десантно-пожарных служб от 23,2 млн. руб. до 28,5 млн. руб.
Механизм расходования указанной суммы средств федерального бюджета и, соответственно, компенсации затрат страхователей следующий.
Указанная сумма расходов федерального бюджета на обязательное государственное страхование работников парашютно-пожарных и десантно-пожарных служб предусматривается Минфином России Рослесхозу федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Законопроектом (статья 4) предполагается также ежегодная индексация страховых сумм с учетом инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ
СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ
С ПРОЕКТОМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ
ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРАХОВАНИИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ
ПАРАШЮТИСТОВ-ПОЖАРНЫХ, ДЕСАНТНИКОВ-ПОЖАРНЫХ И ЛИЦ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ТУШЕНИЕ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ"
В связи с принятием Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья парашютистов-пожарных, десантников-пожарных и лиц, осуществляющих тушение лесных пожаров" (далее - проект Федерального закона) не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
Принятие Федерального закона потребует для его реализации принятие следующих нормативных правовых актов:
Наименование проекта нормативного правового акта
Обоснование необходимости его подготовки
Примерный срок подготовки
Краткое описание акта
Сведения о ФОИВах - головном исполнителе и соисполнителях
Постановление Правительства Российской Федерации "О мерах по реализации Федерального закона об обязательном государственном страховании жизни и здоровья парашютистов-пожарных, десантников-пожарных и лиц, осуществляющих тушение лесных пожаров"
необходимость установления типовой формы договора и перечней, предусмотренных проектом Федерального закона
1 января 2017 г.
Устанавливает:
- типовую форму договора обязательного государственного страхования жизни и здоровья парашютистов-пожарных и десантников-пожарных;
- перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованным по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья парашютистов-пожарных, десантников-пожарных и лиц, осуществляющих тушение лесных пожаров;
- перечня увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая у застрахованных по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья парашютистов-пожарных и десантников-пожарных.
Минфин России, Минприроды России
Приказ Минприроды России "Об утверждении Перечня специалистов, осуществляющих авиационные работы по охране и защите лесов, а также требований к ним"
Предусмотрено статьей 12 проекта Федерального закона
1 января 2017 г.
Установление требований к летчикам-наблюдателям, парашютистам-пожарным и десантникам-пожарным
Минприроды России, Минтранс России
Приказ Минфина России "О внесении изменений в Приказ Минфина России от 29.11.2013 N 110н"
Предусмотрено статьей 8 проекта Федерального закона
1 января 2017 г.
Распространение на парашютистов-пожарных и десантников-пожарных действия Приказа Минфина России от 29.11.2013 N 110н "Об утверждении Порядка определения размера страхового тарифа по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в том числе структуры страхового тарифа, порядка его применения при расчете страховой премии, перечня, порядка сбора и хранения статистических данных, применяемых при расчете размера страхового тарифа, порядка обмена такими данными между страхователем и страховщиком, порядка уведомления страховщиком федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности, о заключении договора обязательного государственного страхования"
Минфин России, Минприроды России