Главная // Пожарная безопасность // ЗаконопроектСПРАВКА
Информация о публикации
В данном виде документ опубликован не был
Стадия рассмотрения проекта
Не внесен в ГД ФС РФ
Название документа
Проект Федерального закона
"Об обороте взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий"
(подготовлен Минпромторгом России)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 27.06.2011)
Проект Федерального закона
"Об обороте взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий"
(подготовлен Минпромторгом России)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 27.06.2011)
Внесен Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОБОРОТЕ ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ И МАТЕРИАЛОВ,
ПИРОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при обороте на территории Российской Федерации взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий и направлен на обеспечение безопасности граждан, защиту жизни и здоровья, предупреждение преступных посягательств на общественную безопасность и правопорядок.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при обороте патронов и боеприпасов к оружию, которые регулируются Федеральным
законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии", при разработке, испытаниях, производстве, перевозке и утилизации ядерных боеприпасов и ядерных зарядов, а также при обороте взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий технического назначения в государственных военизированных организациях, за исключением взрывчатых веществ, получаемых при утилизации взрывчатых материалов.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
взрывчатое вещество - конденсированное химическое вещество или смесь таких веществ, способное при определенных условиях под влиянием внешних воздействий к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению (взрыву) с выделением большого количества тепла и газообразных продуктов;
взрывчатый материал - изделие из взрывчатого вещества, изделие, содержащее взрывчатое вещество;
инициирующее взрывчатое вещество - высокочувствительное взрывчатое вещество, легко детонирующее от простейших начальных импульсов (удар, трение, нагрев, искровой разряд), предназначенное для возбуждения детонации или воспламенения других взрывчатых веществ;
взрывчатые вещества, материалы промышленного назначения - взрывчатые вещества или взрывчатые материалы, разрабатываемые и изготавливаемые для использования энергии взрыва в промышленных и иных мирных целях;
пиротехническое изделие - изделие, предназначенное для получения требуемого эффекта с помощью горения пиротехнического состава;
пиротехническое изделие бытового назначения - изделие, которое допускается к применению населением и эксплуатация которого в соответствии с инструкцией по применению обеспечивает безопасность людей, имущества и окружающей среды;
пиротехническое изделие технического назначения - изделие, для применения которого требуются специальные знания и приспособления (устройства);
пиротехнический состав - смесь компонентов, обладающая способностью к самостоятельному горению или горению с участием окружающей среды, генерирующая в процессе горения газообразные и конденсированные продукты, тепловую, световую и механическую энергию и создающая различные оптические, электрические, барические и иные специальные эффекты;
давальческое сырье - сырье, принятое организацией от заказчика для переработки (обработки), выполнения иных работ или производства продукции без оплаты стоимости принятого сырья и с обязательством полного возвращения переработанного (обработанного) сырья, сдачи выполненных работ и произведенной продукции;
оборот взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий - производство, распространение, хранение, применение, утилизация, перевозка (транспортирование), вывоз взрывчатых веществ, материалов и пиротехнических изделий из Российской Федерации, ввоз в Российскую Федерацию, их транзит по территории Российской Федерации;
производство взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий - исследование, разработка, испытание и изготовление взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий;
применение взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий - выполнение работ или действий, предусмотренных прямым назначением указанных веществ, материалов или изделий, а также подготовка к их выполнению;
использование взрывчатых веществ и материалов - выполнение работ и действий с указанными веществами, материалами, не связанных с их прямым назначением (осуществлением взрывных работ), а также подготовка к их проведению;
распространение взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий - осуществление действий, связанных с изменением собственника, пользователя или распорядителя указанных изделий;
хранение взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий - размещение взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий в специализированных местах, обеспечивающих их сохранность;
утилизация взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий - уничтожение либо переработка в продукты, пригодные для дальнейшего применения;
маркировка взрывчатых веществ - включение во взрывчатые вещества маркирующего вещества или микроносителя с целью обеспечения их последующего обнаружения, установления изготовителя или участника оборота;
микроноситель - материальный объект, содержащий информацию, позволяющую идентифицировать взрывчатое вещество, его изготовителя;
маркировочные обозначения взрывчатого вещества и материала, пиротехнического изделия - нанесение на взрывчатый материал, пиротехническое изделие и (или) на потребительскую упаковку взрывчатого вещества, взрывчатого материала, пиротехнического изделия информации, позволяющей идентифицировать продукцию и установить ее изготовителя и (или) импортера, дату выпуска, индивидуальный номер;
перевозка взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий - изменение местонахождения (за исключением перевозок, осуществляемых на одной территории субъекта оборота) взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий, включая остановки, требующиеся в соответствии с условиями перевозки на протяжении всего времени от принятия перевозчиком взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий, к перевозке до их передачи по назначению, определенному в сопроводительных документах;
субъект оборота взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий технического назначения - юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке, которому в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право на осуществление соответствующего вида деятельности в области оборота взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий технического назначения.
Статья 3. Государственная политика в сфере оборота взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий
1. Государственная политика в сфере оборота взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий направлена на установление контроля за оборотом взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий, пресечение правонарушений, связанных с незаконным оборотом взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий.
2. Государственная политика в сфере оборота взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий основывается на следующих положениях:
1) функционирование системы технических решений, обеспечивающих обнаружение взрывчатых веществ и материалов, их изготовителей применением специальных методов маркировки;
2) обеспечение контроля за деятельностью участников оборота взрывчатых веществ и материалов применением единой информационной системы;
3) установление функций федеральных органов исполнительной власти в сфере оборота взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий;
4) установление ограничений и запретов при обороте взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий;
5) установление обязанностей субъектов оборота взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий;
6) установление ограничений при допуске физических лиц к работе со взрывчатыми веществами и материалами, пиротехническими изделиями;
7) развитие международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий технического назначения на многосторонней и двусторонней основе.
Статья 4. Особенности оборота пиротехнических изделий
1. Распространение пиротехнических изделий бытового назначения вправе осуществлять юридические лица и индивидуальные предприниматели в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Физическим лицам, достигшим четырнадцатилетнего возраста, для личного пользования разрешается приобретение пиротехнических изделий бытового назначения в количестве, не превышающем установленного техническим регламентом.
3. Применение пиротехнических изделий осуществляется только в соответствии с инструкцией по эксплуатации пиротехнического изделия и соблюдением требований безопасности, установленных техническим регламентом. Ограничения на применение пиротехнических изделий могут устанавливаться законодательными актами субъектов Российской Федерации.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа. | |
5. Ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации и транзит по территории Российской Федерации пиротехнических изделий осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 5. Маркировка взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий
1. Изготавливаемые взрывчатые вещества маркируются:
1) с целью обнаружения взрывчатых веществ путем введения в них маркирующих веществ, обеспечивающих дистанционное обнаружение взрывчатых веществ техническими или иными средствами;
2) с целью установления изготовителя взрывчатых веществ путем введения в них микроносителей, на которые наносятся кодовые обозначения страны изготовителя продукции, изготовителя, изготовленной партии и даты изготовления.
2. Дополнительно к требованиям, указанным в
части 1 настоящей статьи, на взрывчатые вещества и материалы, пиротехнические изделия наносятся маркировочные обозначения.
3. Ввозимые в Российскую Федерацию взрывчатые вещества маркируются с целью их обнаружения и установления изготовителя импортером или изготовителем.
4. Ввозимые в Российскую Федерацию взрывчатые материалы и пиротехнические изделия маркируются изготовителем или импортером путем нанесения маркировочных обозначений.
Взрывчатые вещества, входящие в состав взрывчатых материалов, должны быть маркированы в соответствии с
частью 1 настоящей статьи.
5. Не подлежат маркировке:
2) инициирующие взрывчатые вещества;
3) взрывчатые вещества, используемые для специальных целей в сфере национальной безопасности.
6. Перечень взрывчатых веществ, используемых для специальных целей и не подлежащих маркировке, определяется Правительством Российской Федерации.
1) обеспечивать эффективность их назначения при влиянии воздействий, возникающих в процессе оборота;
2) обеспечивать возможность получения нанесенной на микроносители информации в отношении любой части изготовленной партии взрывчатого вещества, имеющей массу 10 грамм и более;
3) исключать негативное влияние на потребительские свойства взрывчатых веществ и материалов.
8. Микроносители должны быть защищены от подделки, несанкционированного уничтожения после введения во взрывчатые вещества и обеспечивать возможность однозначного считывания информации.
Статья 6. Информационное обеспечение в области контроля за оборотом взрывчатых веществ и материалов
1. В целях осуществления мер по установлению участников оборота взрывчатых веществ и материалов создается единая государственная информационная система контроля за оборотом взрывчатых веществ и материалов (далее - информационная система), являющаяся собственностью Российской Федерации.
2. Информационная система обеспечивает:
1) представление информации о количестве, номенклатуре изготовленных, хранящихся у изготовителя, переданных другому юридическому лицу, находящихся в стадии перевозки, полученных, использованных, уничтоженных и утраченных взрывчатых веществ и материалов, а также ввезенных в Российскую Федерацию, вывезенных из Российской Федерации и проходящих транзитом через территорию Российской Федерации взрывчатых веществ и материалов;
2) ведение государственного реестра взрывчатых веществ и материалов промышленного назначения (далее - государственный реестр);
3) контроль за передвижением транспортных средств, осуществляющих перевозку взрывчатых веществ и материалов, с использованием навигационной спутниковой системы;
4) документооборот между субъектами оборота взрывчатых веществ и материалов и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере транспорта в части оформления маршрута перевозки, согласования соответствия отгрузочного наименования и номера Организации Объединенных Наций перечню опасных грузов, принятому международными нормами по классификации опасных грузов Организации Объединенных Наций.
3. Государственный реестр формируется с целью обеспечения информацией изготовителей и органов контроля (надзора) о номенклатуре допущенных к применению взрывчатых веществах и материалах промышленного назначения.
Государственный реестр актуализируется по мере оформления разрешений к применению новых взрывчатых веществ или материалов промышленного назначения или при необходимости исключения их из государственного реестра. Ввозимые в Российскую Федерацию взрывчатые вещества или материалы промышленного назначения должны быть включены в государственный реестр.
В государственный реестр вносится:
1) наименование взрывчатого вещества или материала промышленного назначения;
2) наименование и номер нормативного или технического документа, определяющего технические характеристики взрывчатого вещества или материала промышленного назначения;
3) номер, дата выдачи, срок действия разрешения к применению, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области промышленной безопасности.
4. Информация, находящаяся в информационной системе, должна обеспечивать идентификацию всех участников оборота взрывчатых веществ и материалов и идентификацию взрывчатых веществ и материалов, находящихся в обороте.
Указанная информация хранится в течение 10 лет после исключения взрывчатых веществ и материалов из оборота на территории Российской Федерации.
5. Информация, находящаяся в информационной системе, за исключением информации о взрывчатых веществах и материалах промышленного назначения, является информацией, составляющей государственную тайну.
Информация о взрывчатых веществах и материалах промышленного назначения является информацией ограниченного доступа.
Информация, входящая в государственный реестр, является информацией открытого доступа.
6. Порядок формирования и ведения информационной системы, порядок представления содержащейся в ней информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 7. Государственный контроль (надзор) за оборотом взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа. | |
1. Государственный контроль (надзор) за оборотом взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий осуществляется посредством:
1) лицензирования оборота взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий;
2) выдачи разрешений на проведение взрывных работ на конкретных объектах;
3) проведения проверок субъектов оборота взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий технического назначения, включающих проведение проверки за соблюдением порядка представления информации в единую государственную информационную систему контроля за оборотом взрывчатых веществ и материалов;
4) получения по запросам уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации от субъектов оборота взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий необходимой информации в пределах своей компетенции.
Статья 8. Полномочия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора) за оборотом взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий
1. К полномочиям федеральных органов исполнительной власти при обороте взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий относятся:
1) осуществление государственного контроля (надзора);
2) лицензирование деятельности в сфере взрывчатых веществ и материалов и производства пиротехнических изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) ведение единой государственной информационной системы контроля за оборотом взрывчатых веществ и материалов;
4) выдача разрешений на проведение взрывных работ;
5) установление форм документированных записей (учета) взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий;
6) применение мер ответственности за нарушение требований настоящего Федерального закона.
2. Федеральные органы исполнительной власти вправе осуществлять следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области промышленной безопасности, осуществляет:
а) государственный контроль (надзор) за промышленной безопасностью объектов, на которых осуществляется или планируется осуществление деятельности по производству взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий;
б) выдачу разрешений на проведение взрывных работ;
в) ведение государственного реестра взрывчатых веществ и материалов промышленного назначения;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за исполнением нормативных правовых актов в области пожарной безопасности на объектах производства взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий;
3) уполномоченный орган в сфере внутренних дел участвует в проверках соблюдения субъектами оборота взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий технического назначения установленных требований режимно-охранных мероприятий по физической и технической защите используемых ими помещений (сооружений) и складских объектов;
4) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, осуществляет ведение информационной системы;
5) другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с полномочиями, предусмотренными иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Статья 9. Ограничения и запреты, устанавливаемые в отношении оборота взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий
1. Взрывчатые вещества и материалы, пиротехнические изделия технического назначения являются ограниченно оборотоспособными объектами гражданских прав и могут находиться в обороте на основании лицензий и (или) разрешений, выдаваемых в установленном порядке, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. В обороте взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий технического назначения могут участвовать только юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации в установленном порядке.
3. На территории Российской Федерации запрещается:
1) хранение и использование субъектами оборота взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий технического назначения, собственниками которых они не являются, за исключением случаев использования их как давальческого сырья, передачи на ответственное хранение по договору, а также передачи на ответственное хранение органами государственного контроля (надзора);
2) перевозка взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий ручной кладью или багажом всеми видами пассажирского транспорта международного назначения, а также пересылка их почтовой связью;
3) оборот взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий, не маркированных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;
4) оборот взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий, за исключением их утилизации, не соответствующих требованиям технических регламентов.
Статья 10. Обязанности субъектов оборота взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий технического назначения
1. Субъекты оборота взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий технического назначения обязаны:
1) обеспечивать вооруженную охрану взрывчатых веществ и материалов на всех стадиях оборота, пиротехнических изделий при их производстве, а также извещать органы государственного контроля (надзора) о всех случаях утраты (хищения, пропажи) взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий технического назначения;
2) обеспечивать порядок внутриобъектового режима с досмотром граждан, их багажа и транспорта на всех объектах хранения и использования взрывчатых веществ и материалов на всех стадиях оборота, а также на объектах производства пиротехнических изделий;
3) представлять требуемую информацию в информационную систему.
2. При осуществлении деятельности, связанной с оборотом взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий технического назначения, любые операции, при которых изменяется их количество или местонахождение, подлежат документальной регистрации (учету) лицами, на которых эта обязанность возложена руководителем юридического лица.
Документированные записи хранятся в течение 10 лет.
Формы документированных записей устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 11. Ограничения при допуске физических лиц к работе, непосредственно связанной с оборотом взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа. | |
1. К работе, непосредственно связанной с оборотом взрывчатых веществ и материалов и производством пиротехнических изделий, не допускаются лица:
1) не имеющие гражданства Российской Федерации;
2) не достигшие восемнадцатилетнего возраста;
3) не зарегистрированные по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) не прошедшие специальное обучение или не получившие квалификации, необходимой для выполнения конкретной работы;
5) состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
6) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
7) не имеющие медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к выполнению работ с взрывчатыми веществами и вредными производственными факторами.
Статья 12. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Федерального закона
Финансирование расходов, связанных с функционированием информационной системы, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации при обороте взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий
Нарушение требований настоящего Федерального закона, а также сокрытие, либо представление должностными лицами субъекта оборота взрывчатых веществ и материалов заведомо ложной информации в информационную систему влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, предусмотренных
частью 2,
4 настоящей статьи, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.
2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона по истечении 5 лет завершается поэтапный переход к маркированию взрывчатых веществ и материалов, предусмотренному в
части 1,
части 3,
абзаце втором части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона.
3. Этапы переходного периода, указанного в
части 2 настоящей статьи по выполнению требований маркирования взрывчатых веществ и материалов, порядок исключения из оборота изготовленных до вступления в силу настоящего Федерального закона немаркированных взрывчатых веществ и материалов определяются Правительством Российской Федерации.
5. Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию мер по выполнению требований маркировки взрывчатых веществ с целью их обнаружения и установления изготовителя, импортера, а также установлению участников оборота взрывчатых веществ и материалов, указанных в
части 1 статьи 5 и
статье 6 настоящего Федерального закона.
6. Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБОРОТЕ ВЗРЫВЧАТЫХ
ВЕЩЕСТВ И МАТЕРИАЛОВ, ПИРОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ"
Проект федерального закона "Об обороте взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий" (далее - законопроект) разработан Министерством промышленности и торговли Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина N ВП-П7-533 от 2 февраля 2011 г., предусматривающем подготовку проекта закона об обороте взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий предусматривающего их маркировку в целях установления изготовителя и участников оборота этих веществ, материалов и изделий.
В Российской Федерации в сфере оборота взрывчатых веществ и материалов только промышленного назначения находятся более 5 тысяч объектов. Общее количество работников, имеющих допуск к работе со взрывчатыми веществами и материалами, составляет более 45 тысяч человек. Ежегодный объем потребления взрывчатых веществ и материалов составляет около 1 млн. тонн.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: проект Федерального закона N 103558-4 имеет название "О взрывчатых веществах и изделиях, их содержащих". | |
Законопроект разработан с учетом положений
законопроекта N 103558-4 "Об обороте взрывчатых материалов промышленного назначения", внесенного в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 29 октября 2004 г., проекта федерального закона "О государственном контроле за оборотом взрывчатых веществ и изделий, их содержащих", разрабатываемого МВД России в период 2008 - 2010 гг.
Действие
законопроекта распространяется на оборот взрывчатых веществ и материалов, а также на оборот пиротехнических изделий бытового и технического назначения, в котором участвуют как юридические, так и физические лица.
Законопроект не распространяется на отношения, возникающие при обороте патронов и боеприпасов к оружию, которые регулируются Федеральным
законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии", при разработке, испытаниях, производстве, перевозке и утилизации ядерных боеприпасов и ядерных зарядов, а также при обороте взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий технического назначения в государственных военизированных организациях, за исключением взрывчатых веществ, получаемых при утилизации взрывчатых материалов.
Необходимость разработки
законопроекта обусловлена повышенной общественной опасностью взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий и отсутствием законодательного акта, регулирующего отношения, связанные с их оборотом.
Взрывчатые вещества и материалы, пиротехнические изделия в военизированных организациях используются при выполнении боевых задач, в условиях вооруженных конфликтов, при дислокации на территории других государств. Требования данного
законопроекта по лицензированию деятельности, представлению информации в информационную систему о полученных, хранящихся, использованных, передаваемых из одной части в другую взрывчатых веществах и материалах, пиротехнических изделиях, по государственному контролю федеральными органами исполнительной власти за их оборотом не соответствуют нормативным правовым актам в сфере их деятельности.
В Российской Федерации отсутствуют федеральные законы, регулирующие оборот взрывчатых веществ. Нормы, относящиеся к этой сфере, содержатся в постановлениях Правительства Российской Федерации и ряде иных, несогласованных между собой подзаконных актов. Международная практика и отечественный опыт свидетельствуют о необходимости принятия федерального закона об обороте взрывчатых веществ, а также системного регулирования этой сферы отношений в ведомственных нормативных актах. Особая опасность деятельности по обороту взрывчатых веществ в вооруженных силах обусловливает потребность в ее детальном правовом регулировании в военном законодательстве.
Законопроект содержит 14 статей и раскрывает следующие основные положения:
предмет правового регулирования;
специальный понятийный аппарат;
положения о государственной политике в сфере оборота взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий;
особенности оборота пиротехнических изделий;
маркировка взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий;
информационное обеспечение в области оборота взрывчатых веществ и материалов;
государственный контроль (надзор) за оборотом взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий;
ограничения и запреты, устанавливаемые в отношении оборота взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий;
обязанности субъектов оборота;
ограничения при допуске физических лиц к работе, непосредственно связанной с оборотом взрывчатых веществ, материалов и пиротехнических изделий технического назначения;
ответственность за нарушения федерального
закона.
Определения, приведенные в
статье 2, приняты из различных документов, в которых термины и их определения используются не единообразно. Так, понятие "взрывчатое вещество" используется в международных договорах и правовых актах Российской Федерации.
В соответствии с
Соглашением о сотрудничестве между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ от 28 августа 2008 г., взрывчатые вещества - конденсированные химические вещества или смеси таких веществ, способные при определенных условиях под влиянием внешних воздействий к мгновенному самораспространяющемуся химическому превращению с выделением большого количества тепла и газообразных продуктов.
В соответствии с
Соглашением о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным изготовлением и оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств от 14 ноября 2008 г., взрывчатое вещество - конденсированное химическое вещество или смесь веществ, способных под влиянием внешних воздействий к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению (взрыву) с выделением большого количества тепла и газообразных продуктов.
В соответствии с
Концепцией единой системы информационной маркировки взрывчатых веществ, боеприпасов и огнестрельного оружия государств - участников Содружества Независимых Государств, принятой Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств 3 июня 2005 г., взрывчатое вещество - конденсированное химическое вещество или смесь таких веществ, способное при определенных условиях под влиянием внешних воздействий к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению (взрыву) с выделением большого количества тепла и газообразных продуктов.
В соответствии с
постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2002 г. N 5 "О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" под взрывчатыми веществами следует понимать химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению, взрыву без доступа кислорода воздуха. К ним относятся тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох, твердое ракетное топливо и т.п.
Понятие "микроноситель" принято с изменением из "Концепции единой системы информационной маркировки взрывчатых веществ, боеприпасов и огнестрельного оружия государств - участников Содружества Независимых Государств" с учетом того, что в отличие от Концепции указанное понятие не распространяется на огнестрельное оружие ("микроноситель" - это основной элемент маркировки, содержащий необходимую информацию для идентификации взрывчатого вещества, боеприпаса и огнестрельного оружия), а также для исключения дополнительного пояснения, приведенного в
пункте 6.6 Концепции: "Информационная маркировка представляет собой микроноситель, где нанесены соответствующим образом кодовое обозначение государства, на территории которого было произведено и/или промаркировано взрывчатое вещество, боеприпас, огнестрельное оружие, кодовое обозначение производителя, а также кодовое обозначение партии и даты их изготовления.".
В
законопроекте определены федеральные органы исполнительной власти и их полномочия при осуществлении государственного контроля (надзора).
В связи распространением сферы
законопроекта на взрывчатые вещества и пиротехническую продукцию определение "оборот взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий", имеющее сходное содержание с определением "обращение пиротехнической продукции", приведенном в Техническом
регламенте о безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2009 г. N 1082, является более общим, так как в него входит и производство взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий, на которое не распространяется действие технического регламента.
Необходимость введения статьи об особенностях оборота пиротехнических изделий связана с тем, что в оборот включены кроме юридических лиц индивидуальные предприниматели и физические лица.
Принципиально новыми в разработанном
законопроекте являются следующие положения.
1. Обязательность маркировки взрывчатых веществ специальными веществами, внесение которых непосредственно во взрывчатое вещество в небольших количествах позволяет осуществлять дистанционное обнаружение маркированного взрывчатого вещества техническими средствами.
Обязательность маркировки пластичных и эластичных взрывчатых веществ определена "
Конвенцией о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения", принятой в Монреале в 1991 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в 2007 г.
Законопроектом предусматривается распространение маркировки и на другие взрывчатые вещества.
2. Положение о введении во взрывчатые вещества микроносителей информации, позволяющих идентифицировать взрывчатое вещество, его изготовителя, номер и дату изготовленной партии, основанное на "
Концепции единой системы информационной маркировки взрывчатых веществ, боеприпасов и огнестрельного оружия государств - участников Содружества Независимых Государств", принятой Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 3 июня 2005 г.
Данное положение базируется на технических решениях, разработанных ФСБ России.
3. Положение, определяющее создание единой государственной информационной системы контроля за оборотом взрывчатых веществ и материалов, позволяющее решить поставленную
законопроекту задачу "установление участников оборота" за счет маркирования взрывчатых веществ микроносителями информации и обеспечения представления участниками оборота всех данных об обороте продукции в информационную систему.
Единая государственная информационная система позволит заинтересованным федеральным органам получать необходимые сведения о находящихся в обороте взрывчатых веществах и, при необходимости, оперативно определить участника оборота взрывчатых веществ и материалов, от которого указанные вещества попали в незаконный оборот.
Кроме того, единая государственная информационная система позволяет решать задачи, обеспечивающие оформление разрешительной документации в сфере оборота взрывчатых веществ и материалов, вести государственный реестр взрывчатых веществ и материалов промышленного назначения для обеспечения информацией изготовителей и органов контроля (надзора) о номенклатуре допущенных к применению взрывчатых веществах и материалах промышленного назначения.
Законопроектом определены федеральные органы исполнительной власти и их полномочия при осуществлении государственного контроля (надзора) за оборотом взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий.
Статья, определяющая порядок вступления закона в силу предусматривает, что ряд положений вступают в силу в течение переходного пятилетнего периода, этапы которого определяются Правительством Российской Федерации.
Введение переходного периода обусловлено необходимостью проведения исследовательских работ по применению методов маркирования пластичных взрывчатых веществ или выбора новых маркеров для других видов взрывчатых веществ, выбору технологических и технических решений по введению во взрывчатые вещества при их производстве микроносителей информации, подготовке предприятий к дополнительным технологическим операциям.
Аналогично
Концепции единой системы информационной маркировки взрывчатых веществ, боеприпасов и огнестрельного оружия
законопроектом определено, что изготовленные до вступления в силу соответствующих статей взрывчатые вещества не маркируются, однако предусмотрено, что порядок их исключения из оборота определяется Правительством Российской Федерации.
Необходим переходный период для реализации единой государственной информационной системы, который определяется временем разработки системы, формированием всех необходимых документов для ее функционирования, подготовки субъектов оборота взрывчатых веществ и материалов к работе в ней.
Реализация положений
законопроекта позволит в значительной степени повысить возможность и оперативность выявления незаконного оборота взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий, ограничить возможность использования их не по назначению, в том числе в преступных целях.
Принятие
законопроекта сформирует необходимые организационно-правовые условия для обеспечения оборота взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий.