Главная // Пожарная безопасность // Законопроект
СПРАВКА
Информация о публикации
Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://regulation.gov.ru/ по состоянию на 12.11.2024
Стадия рассмотрения проекта
    Не внесен в ГД ФС РФ
Название документа
Проект Федерального закона
"О внесении изменения в главу 55 Трудового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минприроды России, ID проекта 02/04/10-24/00151832)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 12.11.2024)

Проект Федерального закона
"О внесении изменения в главу 55 Трудового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минприроды России, ID проекта 02/04/10-24/00151832)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 12.11.2024)


Содержание


Проект
Внесен Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ГЛАВУ 55 ТРУДОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Внести в главу 55 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3) изменение, дополнив ее статьей 351.8 следующего содержания:
"Статья 351.8. Некоторые особенности регулирования труда работников, занятых на тушении лесных пожаров
При проведении работ по тушению лесных пожаров в период пожароопасного сезона, определяемого нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, продолжительность сверхурочной работы для работников, занятых на тушении лесных пожаров, перечень должностей и профессий которых, а также предельное количество часов сверхурочной работы устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.".
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В ГЛАВУ 55 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Проект федерального закона "О внесении изменения в главу 55 Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) подготовлен во исполнение поручения, предусмотренного частью 3 подпункта "е" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. N Пр-1464 по итогам совещания по вопросу о ситуации с паводками и пожарами в субъектах Российской Федерации и ходе ликвидации их последствий, состоявшегося 6 августа 2021 г., и пункта 7 поручения Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 г. N ВА-П11-11443.
Кроме того, согласно материалам, представленным письмом Контрольного управления Президента Российской Федерации от 21 апреля 2022 г. N А8-5856-2/7 и поступившим в Минприроды России письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 16 мая 2022 г. N П11-38439, существующий подход к оплате сверхурочной работы не позволяет учитывать экстраординарные условия работы пожарных в период тушения лесных пожаров в тайге. Кроме того, отмечена необходимость увеличения предельной продолжительности сверхурочной работы для таких пожарных и оплаты их работы в повышенном размере.
Вопросы, связанные с оплатой труда работников за сверхурочную работу, урегулированы статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс). Данной статьей закреплена максимальная продолжительность сверхурочной работы. Так, сверхурочная работа возможна не более 4 часов в течение двух дней подряд и не более 120 часов в год.
Оплата сверхурочной работы производится в соответствии с положениями статьи 152 Трудового кодекса, которой определен минимальный размер оплаты труда для сверхурочной работы.
Следует отметить, что удаленность и труднодоступность мест возникновения лесных пожаров, стихийный характер и опасность, которую представляют лесные пожары для людей и окружающей среды, не всегда позволяют соблюсти установленное частью 6 статьи 99 Трудового кодекса ограничение продолжительности сверхурочной работы сотрудников лесопожарных формирований, занятых на тушении лесных пожаров.
Практика показывает, что при крайне сложной лесопожарной обстановке, складывающейся периодически в ряде субъектов Российской Федерации, задействовать работников на тушении лесных пожаров приходится в среднем по 11 - 12 часов в день, что значительно превышает норматив для продолжительности сверхурочной работы, установленный Трудовым кодексом.
В отдельных регионах отмечается высокая вероятность возникновения лесных пожаров, для тушения которых требуется привлечение дополнительных сил и средств сверх установленной продолжительности ежедневного рабочего времени, а также сверх установленной продолжительности рабочей недели (суббота и воскресенье).
Для ликвидации крупных лесных пожаров привлекаются удаленные лесопожарные формирования, которые зачастую вынуждены оставаться на месте тушения по несколько суток.
Вместе с тем, по информации органов государственной власти субъектов Российской Федерации оплата труда производится не за фактически отработанное время, а исходя из норм трудового законодательства Российской Федерации, несмотря на то, что занятые на тушении лесных пожаров работники отрабатывают больше часов в сутки, чем установлено частью 6 статьи 99 Трудового кодекса, в связи с осуществлением тушения лесных пожаров на удаленных территориях.
Проектом федерального закона предлагается внести изменение в главу 55 Трудового кодекса, устанавливающую особенности регулирования труда других категорий работников, дополнив ее статьей 351.8 "Некоторые особенности регулирования труда работников, занятых на тушении лесных пожаров".
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона позволит устанавливать Минприроды России по согласованию с Минтрудом России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений продолжительность сверхурочной работы для работников, занятых на тушении лесных пожаров, перечень должностей и профессий для указанной категории работников, а также предельное количество часов сверхурочной работы.
В проекте федерального закона отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Положения, содержащиеся в проекте федерального закона, не повлекут негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положения проекта федерального закона не потребуют пересчета плановых значений показателей государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты аналогичного содержания отсутствуют.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В ГЛАВУ 55 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Реализация изменений, предлагаемых проектом федерального закона "О внесении изменения в главу 55 Трудового кодекса Российской Федерации", не потребует дополнительных финансовых затрат из бюджетной системы Российской Федерации и не приведет к потерям доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией настоящего проекта федерального закона, осуществляется в пределах установленных бюджетных ассигнований на реализацию мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров с учетом действующих систем оплаты труда и премирования с привлечением средств от иной приносящей доход деятельности учреждений.
ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ
СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ
С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В ГЛАВУ 55 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в главу 55 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, признания утратившими силу, приостановления нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в главу 55 Трудового кодекса Российской Федерации" потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219" в целях наделения Минприроды России полномочием по установлению продолжительности сверхурочной работы для работников, занятых на тушении лесных пожаров, перечня должностей и профессий, а также предельного количества часов сверхурочной работы.
Ответственным исполнителем определить Минприроды России. Соисполнителями Минэкономразвития России, Минфин России, Минтруд России, Минобороны России, МЧС России, Рослесхоз.
Срок издания - в течение 6 месяцев с даты вступления в силу федерального закона.
2. Приказ Минприроды России "Об установлении продолжительности сверхурочной работы для работников, занятых на тушении лесных пожаров, перечня должностей и профессий, а также предельного количества часов сверхурочной работы", предусматривающий установление продолжительности сверхурочной работы для работников, занятых на тушении лесных пожаров, перечня должностей и профессий, а также предельного количества часов сверхурочной работы.
Ответственным исполнителем определить Минприроды России. Соисполнителями Минэкономразвития России, Минфин России, Минтруд России, Минобороны России, МЧС России, Рослесхоз.
Срок издания - в течение 9 месяцев с даты вступления в силу федерального закона.
ПЕРЕЧЕНЬ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ,
ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ГЛАВУ 55
ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в главу 55 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Сводный отчет
о проведении оценки регулирующего воздействия проекта
нормативного правового акта