Главная // Пожарная безопасность // Законопроект
СПРАВКА
Информация о публикации
Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://regulation.gov.ru/ по состоянию на 03.05.2024
Стадия рассмотрения проекта
    Не внесен в ГД ФС РФ
Название документа
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "О пожарной безопасности" и статью 35 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"
(подготовлен МЧС России, ID проекта 01/05/05-24/00147531)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 03.05.2024)

Проект Федерального закона
"О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "О пожарной безопасности" и статью 35 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"
(подготовлен МЧС России, ID проекта 01/05/05-24/00147531)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 03.05.2024)


Содержание


Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 22 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" И СТАТЬЮ 35 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБАХ И СТАТУСЕ СПАСАТЕЛЕЙ"
Статья 1
Статью 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 44, ст. 4537) дополнить частями следующего содержания:
"В целях определения фактического наличия условий оправданного риска и (или) крайней необходимости, а также определения превышения их пределов в действиях личного состава пожарной охраны, включая руководителя тушения пожара, руководителей аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований участвующих в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, создаются экспертные комиссии.
Порядок создания и деятельности экспертной комиссии утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Экспертная комиссия рассматривает вопрос в случаях причинения материального ущерба, вреда здоровью спасаемых людей, личному составу пожарной охраны, их гибелью и в иных случаях, установленных порядком создания и деятельности экспертной комиссии.".
Статья 2
Статью 35 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503; 2021, N 27, ст. 5084) дополнить пунктами 3 - 5 следующего содержания:
"3. В целях определения фактического наличия условий оправданного риска и (или) крайней необходимости, а также определения превышения их пределов в действиях спасателей, руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководителей аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ, в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создаются экспертные комиссии.
4. Порядок создания и деятельности экспертной комиссии утверждается федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
5. Экспертная комиссия рассматривает вопрос в случаях причинения материального ущерба, вреда здоровью спасаемых людей, спасателей, их гибелью и в иных случаях, установленных порядком создания и деятельности экспертной комиссии.".
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 22 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
И СТАТЬЮ 35 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ
СЛУЖБАХ И СТАТУСЕ СПАСАТЕЛЕЙ"
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 256-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" имеет дату 01.07.2021, а не 21.07.2021.
В 2021 и 2022 годах в законодательство Российской Федерации внесены изменения (приняты федеральные законы от 21 июля 2021 г. N 256-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" и от 29 декабря 2022 г. N 606 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), устанавливающие понятия оправданного риска и крайней необходимости, действуя в условиях которых, спасатель (пожарный) может быть освобожден от ответственности за причинение материального ущерба или вреда здоровью спасаемых людей.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "О пожарной безопасности" и статью 35 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - законопроект) разработан в целях повышения защищенности спасателей и руководителей аварийно-спасательных служб (формирований), руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций при проведении аварийно-спасательных работ, пожарных и руководителей тушения пожаров, исключения правовой неопределенности применения понятия оправданного риска и крайней необходимости при проведении аварийно-спасательных работ, тушении пожаров.
Законопроектом вносятся изменения, предусматривающие создание в территориальных органах МЧС России экспертных комиссий в целях оценки наличия обстоятельств оправданного риска и крайней необходимости в действия спасателя (пожарного) и их руководителей.
Создание комиссии предлагается осуществлять в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Порядок создания экспертной комиссии планируется к утверждению приказом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и будет содержать в себе: общие положения, функции комиссии, основания создания, регламент деятельности комиссии, критерии принятия решений о наличии обстоятельств оправданного риска и крайней необходимости в действиях спасателя (пожарного) и их руководителей.
В состав экспертной комиссии включаются представители федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также уполномоченные представители федеральных органов исполнительной власти (Минтруд России, Минюст России, Минздрав России (СК России, Генеральная прокуратура Российской Федерации - по согласованию), в составе не менее 9 членов этой комиссии, чья деятельность осуществляется на безвозмездной основе.
Итоговое решение по вопросам с целями которых собирается экспертная комиссия, будут приниматься большинством голосов.
Состав и порядок деятельности экспертной комиссии утверждаются приказом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Указанную экспертную комиссию возглавляет представитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Экспертная комиссия будет рассматривать вопросы в случаях причинения материального ущерба, вреда здоровью спасаемых людей, личному составу, их гибелью и в иных случаях, установленных Порядком создания и деятельности экспертной комиссии.
К работе экспертной комиссии в обязательном порядке будут привлекаться представители территориальных органов иных федеральных органов исполнительной власти, профильных научных учреждений и экспертных организаций в сфере пожарной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В последующем материалы заседания экспертной комиссии могут быть приобщены к материалам дела в соответствии со статьей 84 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве иных доказательств, как документы, имеющие сведения, позволяющие установить наличие обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния, что будет способствовать объективному рассмотрению дел судом.
Вносимые законопроектом изменения позволят исключить правовую неопределенность применения обстоятельств оправданного риска и крайней необходимости, установить механизм оценки действий сотрудников МЧС России.
Предусмотренные законопроектом изменения не повлекут за собой признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие федеральных законов, а также нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Положения законопроекта не противоречат Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Осуществление мероприятий по реализации указанного федерального закона не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В законопроекте не содержится обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, аналогичных по своему содержанию представленному законопроекту, не находится.
Срок вступления Федерального закона "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "О пожарной безопасности" и статью 35 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" в силу устанавливается по истечении 90 дней со дня официального опубликования, в связи с необходимостью издания приказа МЧС России о порядке создания и деятельности экспертных комиссий.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 22 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
И СТАТЬЮ 35 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ
СЛУЖБАХ И СТАТУСЕ СПАСАТЕЛЕЙ"
Реализация мероприятий, предусмотренных Федеральным законом, будет осуществляться за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных МЧС России на осуществление основных функций и полномочий в области гражданской обороны защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и не потребует дополнительных расходов средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ
СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ
С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 22 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
И СТАТЬЮ 35 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ
СЛУЖБАХ И СТАТУСЕ СПАСАТЕЛЕЙ"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "О пожарной безопасности" и статью 35 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" повлечет необходимость издания приказа МЧС России о порядке создания и деятельности экспертных комиссий.
Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку - МЧС России.
Срок подготовки - в течение 90 дней со дня официального опубликования Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" и Федеральный закон "О пожарной безопасности".
ПЕРЕЧЕНЬ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ,
ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 22
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" И СТАТЬЮ 35
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБАХ
И СТАТУСЕ СПАСАТЕЛЕЙ"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "О пожарной безопасности" и статью 35 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.