Главная // Пожарная безопасность // Законопроект
СПРАВКА
Информация о публикации
Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://regulation.gov.ru/ по состоянию на 17.02.2020
Стадия рассмотрения проекта
    Не внесен в ГД ФС РФ
Название документа
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
(подготовлен Минэнерго России, ID проекта 02/04/07-19/00093502)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 17.02.2020)

Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
(подготовлен Минэнерго России, ID проекта 02/04/07-19/00093502)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 17.02.2020)


Содержание


Проект
Внесен Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОТ 22 ИЮЛЯ 2008 Г. N 123-ФЗ "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
Внести в Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2012, N 29, ст. 3997; 2013, N 27, ст. 3477; 2016, N 27, ст. 4234) следующие изменения:
1) статью 2 дополнить пунктами 33.1, 41.1 следующего содержания:
"33.1) производственное помещение (помещение производственного назначения) - помещение, в котором размещается основное и вспомогательное оборудование, задействованное в технологической схеме производства предусмотренное проектом, утвержденным в установленном порядке;";
"41.1) складское помещение (помещение складского назначения) - предназначенное для приемки, сортировки, накопления, хранения, комплектации, отпуска и отгрузки товаров, материалов, оборудования, инвентаря, тары, отходов и имущества помещение, предусмотренное проектом, утвержденным в установленном порядке;";
2) в статье 93:
а) части 4 и 4.1 изложить в следующей редакции:
"4. Величина индивидуального и социального пожарных рисков в результате воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте для людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения вблизи объекта, не должна превышать одну миллионную в год. Расчет социального пожарного риска осуществляется как произведение вероятности негативного события на возможное количество пострадавших при таком событии.
4.1. Для производственных объектов, на которых для людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения вблизи объекта, обеспечение величины социального пожарного риска одной миллионной в год невозможно в связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается увеличение индивидуального и социального пожарного риска до одной десятитысячной в год. При этом должны быть предусмотрены средства оповещения людей, находящихся в жилой зоне, общественно деловой зоне или зоне рекреационного назначения, о пожаре на производственном объекте, а также дополнительные инженерно-технические и организационные мероприятия по обеспечению их пожарной безопасности и социальной защите.";
б) часть 5 признать утратившей силу.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 22 ИЮЛЯ 2008 Г. N 123-ФЗ "ТЕХНИЧЕСКИЙ
РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
В соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила противопожарного режима), в составе предприятия выделяются административные, общественные, производственные и складские помещения. Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) установлена необходимость присвоения помещениям производственного и складского назначения категории исходя из их пожарной и взрывопожарной опасности. Нормативными документами по пожарной безопасности к производственным и складским помещениям предъявляются особые требования обязательного определения категории по пожарной и взрывопожарной опасности в части размещения, выделения противопожарными преградами, оборудованием, системами противопожарной защиты.
За нарушение требований пожарной безопасности статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Принимая во внимание, что действующее законодательство не определяет понятия "складское помещение", "производственное помещение", "помещение складского назначения", "помещение производственного назначения" в настоящее время существует проблема отделения указанных помещений от административных и общественных помещений и последующее выполнение требований пожарной безопасности. Проект федерального закона дополняет Федеральный закон N 123-ФЗ понятиями "складское помещение (помещение складского назначения)", "производственное помещение (помещение производственного назначения)", позволяет произвести четкое терминологическое различие между выделяемыми в составе предприятия помещениями, а также позволяет исключить в дальнейшем споры с контролирующими и надзорными органами по вопросу определения фактического назначения того или иного помещения.
Кроме того, проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон N 123-ФЗ в части применяемых нормативных уровней социального и индивидуального пожарных рисков.
Согласно Федеральному закону N 123-ФЗ допустимое значение индивидуального пожарного риска в 10 раз ниже социального. В связи с тем, что социальный пожарный риск предполагает гибель нескольких человек, то вероятность такого события должна быть заведомо меньше вероятности гибели одного человек в результате опасных факторов пожара (т.е. индивидуального пожарного риска), как это принято в международной практике.
Излишне жесткие по сравнению с применяемыми в иностранных государствах и некорректные в части социальных и индивидуальных пожарных рисков требования в Федеральном законе N 123-ФЗ создают серьезные проблемы в развитии отечественной промышленности. Например, в случае использования риск-ориентированного подхода для определения безопасных расстояний, действующие критерии пожарных рисков приводят либо к завышенным значениям безопасных расстояний, либо к чрезмерно высоким затратам на средства снижения пожарного риска.
Следует отметить, что и в законодательстве Российской Федерации, как правило, имеет место корректная трактовка пожарных рисков, определяя величину пожарного риска как произведение вероятности нежелательного события на степень тяжести последствий нежелательного события на степень тяжести последствий реализации данного события, то есть величина пожарного риска пропорциональна потенциальному количеству пострадавших.
В этой связи проектом федерального закона предлагается сократить величину социального и индивидуального пожарных рисков в 100 раз до одной миллионной в год с целью снижения нормативных требований к безопасному расстоянию от объекта капитального строительства до других производственных объектов, жилых и общественных зданий и сооружений, что способствует уменьшению затрат на строительство указанного объекта.
Принятие проекта федерального закона не создаст дополнительных административных и технических барьеров для бизнеса, не повлечет дополнительных издержек для предпринимателей, а также не повлечет расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Проект федерального закона не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Принятие проекта федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
ФОРМА
сводного отчета
о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта
с низкой степенью регулирующего воздействия