Главная // Пожарная безопасность // ЗаконопроектСПРАВКА
Информация о публикации
Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://regulation.gov.ru/ по состоянию на 20.02.2021
Стадия рассмотрения проекта
Не внесен в ГД ФС РФ
Название документа
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" в части совершенствования деятельности должностных лиц МЧС России"
(подготовлен МЧС России, ID проекта 01/05/07-20/00106663)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 20.02.2021)
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" в части совершенствования деятельности должностных лиц МЧС России"
(подготовлен МЧС России, ID проекта 01/05/07-20/00106663)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 20.02.2021)
Внесен Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ" В ЧАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЧС РОССИИ"
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Нумерация статей дана в соответствии с официальным текстом документа. | |
Статья 1
Внести в Федеральный
закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1, ст. 2; N 33, ст. 3413; 2002, N 1, ст. 2; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19, ст. 1839; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117; N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3593; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3635; N 45, ст. 5265; N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4004; N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 54; N 30, ст. 4590, 4591, 4596; N 46, ст. 6407; N 49, ст. 7023; 2012, N 53, ст. 7608; 2013, N 7, ст. 610; N 27, ст. 3477; 2014, N 11, ст. 1092; 2015, N 1, ст. 88; N 10, ст. 1407; N 18, ст. 2621; N 27, ст. 3951; N 29, ст. 4359, 4360; N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 68; N 15, ст. 2066; N 22, ст. 3089; N 26, ст. 3887; 2017, N 22, ст. 3069; N 27, ст. 3938; N 31, ст. 4765; 2018, N 31, ст. 4861; N 45, ст. 6824; 2019, N 30, ст. 4134, N 52, ст. 7805) следующие изменения:
1)
дополнить статьей 6.2 следующего содержания:
"Статья 6.2. Права должностных лиц органов государственного пожарного надзора федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности при рассмотрении фактов пожаров
Должностные лица органов государственного пожарного надзора федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, при расследовании уголовных дел и находящихся в производстве дел об административных правонарушениях по фактам пожаров, а также в связи с проверкой сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, связанных с пожарами, вправе:
требовать предъявления документов, удостоверяющих личность граждан, если имеются основания подозревать их в совершении преступления, связанного с пожаром, либо, если имеется повод для возбуждения в отношении данных граждан дела об административном правонарушении в области пожарной безопасности;
запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу от организаций, граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные;
запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу от медицинских организаций сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан погибших, поступивших с ожогами и телесными повреждениями, полученными в результате происшествий, связанных с пожарами;
беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения посещать организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, имеющими отношение к расследуемым уголовным делам, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, связанных с пожарами;
требовать от граждан (групп граждан) покинуть зону пожара, место происшествия, связанного с пожаром, если это необходимо для документирования обстоятельств происшествия, преступления, административного правонарушения, сохранения следов происшествия, преступления, административного правонарушения, а также в целях обеспечения безопасности граждан.";
"предъявлять по требованию должностных лиц органов государственного пожарного надзора документы, удостоверяющие личность.".
Президент
Российской Федерации
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" В ЧАСТИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ
ЛИЦ МЧС РОССИИ"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" в части совершенствования деятельности должностных лиц МЧС России" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И. Борисова от 05.06.2020 N ЮБ-П4-6020 и направлен на повышение эффективности деятельности должностных лиц МЧС России.
В 2002 году Государственная противопожарная служба МВД России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России (далее - ГПС).
До преобразования сотрудники ГПС в своей деятельности руководствовались, в том числе положениями Закона "О милиции", в соответствии со
статьей 11 которого как сотрудники милиции имели право проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении.
После вхождения в состав МЧС России ГПС сохранила прежние функции по административно-процессуальной и уголовно-процессуальной деятельности по фактам пожаров и нарушений требований пожарной безопасности, кроме как полномочия, закрепленные в
Законе "О милиции" о праве требовать предъявления документов, удостоверяющих личность, что негативно сказалось на практике и привело к увеличению сроков дознания, в том числе проведения доследственных проверок, производства по делам об административных правонарушениях, снижению их качества и полноты.
Ежегодно органами государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы МЧС России (далее - ГПН ФПС) рассматривается около 700 тыс. сообщений о происшествиях, из которых 150 тыс. составляют сообщения о различных преступлениях.
По результатам рассмотрения сообщений о преступлениях возбуждается в среднем 1,1 тыс. уголовных дел, выносится 110 тыс. постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, передается по подследственности 40 тыс. сообщений о преступлениях.
Служба дознания государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (далее - ГПН ФПС) МЧС России организована по принципу круглосуточного оперативного реагирования на поступающие сообщения о пожарах. Выезд к месту пожара дознавателями осуществляется, в том числе и в составе реагирующих пожарных подразделений.
В подавляющем большинстве сотрудники органов ГПН ФПС МЧС России, первыми прибывая на место происшествия, связанного с пожаром, в случае отказа лиц, в том числе подозреваемых в совершении административного правонарушения или преступления, предъявлять документы, удостоверяющие личность, не имеют возможности оперативного расследования пожаров и пресечения противоправного поведения лиц, застигнутых за совершением административного правонарушения и привлечения правонарушителей к ответственности "по горячим следам".
Отсутствие прямо предусмотренных в профильном для МЧС России Федеральном
законе N 69-ФЗ полномочий препятствует органам ГПН ФПС МЧС России эффективно осуществлять возложенные на них функции дознания, что в свою очередь негативно сказывается на полноте проводимых мероприятий в рамках доследственных проверок и расследования уголовных дел и, как следствие, приводит к невозможности привлечения виновных лиц к уголовной ответственности, что подтверждается статистическими показателями.
| 2020 год | 2019 год |
Поступило сообщений о преступлении | 148685 | 162794 |
Количество возбужденных уголовных дел | 1151 | 984 |
| из них количество уголовных дел, предварительное расследование по которым приостановлено | 827 | 744 |
в том числе ввиду неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого | 807 | 733 |
Решением Правительственной комиссии по профилактике правонарушений от 31.03.2020 под председательством Министра внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцева по вопросу принятия дополнительных мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в возникновении лесных пожаров, МЧС России рекомендовано проработать вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части наделения должностных лиц государственного пожарного надзора полномочиями по истребованию документов, удостоверяющих личность граждан, если имеются основания подозревать их в совершении преступления, связанного с пожаром, в том числе с лесным, либо имеются достаточные основания для возбуждения в отношении данных лиц дел об административном правонарушении в области пожарной безопасности.
Разработанным МЧС России
законопроектом предлагается восполнить образовавшийся пробел и внести изменения в профильный для ГПН ФПС МЧС России Федеральный
закон "О пожарной безопасности", предусматривающие универсальную норму, предоставляющую сотрудникам ГПН ФПС МЧС России право требовать предъявления документов, удостоверяющих личность.
Проектируемые нормы распространяют круг своего действия исключительно на факты пожаров и не предусматривают произвольного, без необходимых оснований, ограничения прав и свобод граждан, не затрагивают сферы деятельности иных правоохранительных органов.
Дополнение профильного для ГПН ФПС МЧС России закона предлагаемой универсальной нормой в полной мере соответствует сложившейся практике.
Так, полномочиями по проверке документов, удостоверяющих личность, в настоящее время наделены сотрудники полиции и войск национальной гвардии. Такие полномочия содержатся в профильных для указанных органов федеральных законах:
пункт 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции";
пункт 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Наделение схожими полномочиями сотрудников ГПН ФПС МЧС России будет способствовать существенному облегчению и повышению эффективности деятельности органов государственного противопожарного надзора.
Указанные полномочия необходимы исключительно для выполнения возложенных на ГПН ФПС МЧС России обязанностей.
Следует отметить, что такие полномочия сотрудники ГПН ФПС МЧС России осуществляют, как органы дознания и органы, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях, в соответствии с положениями
КоАП РФ и
УПК РФ, которыми фактически закреплено право требовать предъявления документов, удостоверяющих личность.
Так, в соответствии со
статьями 17.7,
26.10 КоАП РФ сотрудники ГПН ФПС МЧС России имеют право проводить проверку по факту административного правонарушения, составлять протоколы и запрашивать необходимые сведения для разрешения дела.
В соответствии со
статьями 40,
40.1,
40.2,
41,
164,
223 УПК РФ дознаватели ГПН ФПС МЧС России в ходе производства дознания по уголовным делам наделены всеми теми же полномочиями, что и органы предварительного следствия.
При этом действующий порядок составления процессуальных документов предусматривает непосредственное установление личности фигурантов.
Принятие
законопроекта будет способствовать реализации Концепции обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 14.11.2013 N Пр-2685, согласно
пункту 21 которой минимизация потерь от пожаров является важным фактором устойчивого социально-экономического развития страны и одной из составляющих общественной безопасности.
В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И. Борисова от 05.06.2020 N ЮБ-П4-6020 федеральным органам исполнительной власти (МВД России, Минюсту России, Минэкономразвития России и др.) поручено рассмотрение
законопроекта.
Законопроект согласован Минюстом России, Минприроды России, Минэкономразвития России, Минсельхозом России, Росгвардией.
Кроме того, получена позиция МВД России об отсутствии концептуальных возражений по предлагаемым МЧС России изменениям (протокол совещания от 26.01.2021).
На
законопроект получено положительное заключение Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (далее - Институт).
По мнению Института установление такой универсальной нормы представляется целесообразным.
При этом Институт высказал позицию о необходимости расширения круга лиц, уполномоченных на требование документов, удостоверяющих личность, распространив такие полномочия не только на должностных лиц МЧС России и его территориальные органы, но и на иных должностных лиц органов и сил, образующих единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В
законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых будет осуществляться в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Осуществление мероприятий по реализации
законопроекта не относится к сфере реализации каких-либо государственных программ Российской Федерации и не влияет на достижение их целей, будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на выполнение соответствующих задач органами государственной власти и органами местного самоуправления, и не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям
Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Наступление негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не прогнозируется.