Главная // Пожарная безопасность // ЗаконопроектСПРАВКА
Информация о публикации
Стадия рассмотрения проекта
Название документа
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольной пожарной охране"
(подготовлен МЧС России)
(ред. до внесения в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 18.07.2013)
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольной пожарной охране"
(подготовлен МЧС России)
(ред. до внесения в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 18.07.2013)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЕ"
Внести в Федеральный
закон от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст. 2717) следующие изменения:
1)
статью 1 дополнить частью следующего содержания:
"3. Настоящий Федеральный закон не регламентирует участие в обеспечении пожарной безопасности физических лиц, не являющихся добровольными пожарными.";
а)
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3) добровольная пожарная дружина - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в профилактике и (или) в тушении пожаров и не имеющее на вооружении транспортных средств, являющихся мобильными средствами пожаротушения;";
б)
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4) добровольная пожарная команда - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в профилактике и тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ и имеющее на вооружении транспортные средства, являющиеся мобильными средствами пожаротушения;";
"7) участие в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ - действия по спасению людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидации пожара и проведению аварийно-спасательных работ, не предусматривающие руководства тушением пожара (проведением аварийно-спасательных работ), а также разработки оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий по тушению пожара (проведению аварийно-спасательных работ.";
3)
статью 3 дополнить пунктом следующего содержания:
"8) выполнения требований охраны труда.";
4)
статью 4 дополнить словами "и локальные нормативные акты организаций.";
5)
статью 5 изложить в следующей редакции:
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Текст абзаца дан в соответствии с оригиналом. | |
"Органы государственной власти, и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение прав и законных интересов работников добровольной пожарной охраны, добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны, предусматривают систему мер правовой и социальной защиты работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, оказывают поддержку при осуществлении ими своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.";
а) в
пункте 1 исключить слова "на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях и в организациях";
б)
пункт 2 дополнить словами ", а также в границах субъектов Российской Федерации.";
в) в
пункте 3 после слова "проживающие" дополнить словами "или пребывающие";
г)
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. На должности руководителя добровольной пожарной команды, бухгалтера и водителей мобильных средств пожаротушения (машинистов, мотористов и иных работников, в обязанности которых входит управление мобильными средствами пожаротушения) могут назначаться работники на условиях трудового договора в порядке, установленном трудовым законодательством.";
"5. Управление деятельностью и имуществом территориальной добровольной пожарной командой или территориальной добровольной пожарной дружиной осуществляется руководителем, назначенными учредителем (учредителями).";
е)
пункт 7 дополнить словами "или руководителя организации.";
ж)
пункт 8 дополнить словами "и других лиц, состоящих в гражданско-правовых отношениях с данной организацией и работающих в данной организации, а также студентов (учащихся, слушателей) образовательных учреждений.";
з)
пункт 9 изложить в следующей редакции:
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Текст абзаца дан в соответствии с оригиналом. | |
"5. Управление деятельностью и имуществом объектовой добровольной пожарной командой или объектовой добровольной пожарной дружиной осуществляется руководителем, назначенным учредителем (учредителями).";
и)
пункт 11 изложить в следующей редакции:
"11. Деятельность добровольной пожарной команды и добровольной пожарной дружины, их структура, права и обязанности их работников и добровольных пожарных определяются настоящим Федеральным законом, уставом добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины (в случае их регистрации в качестве юридического лица) или положением о добровольной пожарной команде или добровольной пожарной дружине (в случае, если регистрация их в качестве юридического лица не осуществлялась).";
а)
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Добровольными пожарными могут быть физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет.";
"2.1. Участвовать в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ вправе добровольные пожарные, годные по состоянию здоровья к осуществлению этих видов деятельности.
2.2. Состояние здоровья добровольных пожарных, участвующих в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, определяется в соответствии с порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное регулирование в сфере здравоохранения.";
а)
пункт 2 после слов "общественных объединений пожарной охраны" дополнить словами "и нести расходы по их содержанию.";
б) в
пункте 3 исключить слова "и органами местного самоуправления";
"4. Имущество добровольной пожарной охраны, полученное и (или) приобретенное за счет средств поддержки от органов местного самоуправления или организаций, передается соответственно на баланс муниципального образования или организаций.";
10) в
статье 17 исключить слово "территориальных";
а)
пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Добровольные пожарные, сведения о которых содержатся в сводном реестре добровольных пожарных три и более года, имеют право на следующие социальные гарантии:
- поступление вне конкурса в пожарно-технические образовательные учреждения при условии успешного прохождения вступительных испытаний;
- внеочередную установку телефона;
- предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для добровольных пожарных время года в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
- внеочередное устройство детей добровольных пожарных в государственные и муниципальные образовательные учреждения для детей дошкольного возраста (детские сады);
- внеочередное оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения в рамках
Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
- первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок на санаторно-курортное лечение;
- преимущество при трудоустройстве в подразделения Государственной противопожарной службы при прочих равных условиях.";
"13. Органы государственной власти и органы местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов вправе предоставлять работникам добровольной пожарной охраны, добровольным пожарным, привлекаемым к участию в тушении пожаров, возмещение расходов, связанных с использованием в служебных целях личного транспорта либо с проездом на всех видах общественного транспорта (кроме такси) к месту пожара и к месту прохождения профессиональной подготовки, а также обеспечивать бесплатное питание добровольных пожарных в период исполнения ими своих обязанностей.";
а)
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Режим несения службы (дежурства) добровольными пожарными устанавливается руководителем общественного объединения пожарной охраны. Режим несения службы (дежурства) в территориальной добровольной пожарной команде, утвержденный ее учредителем (учредителями), согласовывается с начальником местного гарнизона пожарной охраны.";
"4. Порядок несения службы (дежурства) работниками добровольной пожарной охраны и добровольными пожарными в составе дежурных сил и средств подразделений пожарной охраны других видов (порядок совместного дежурства) определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.";
13)
пункт 2 статьи 21 после слов "Государственной противопожарной службы" дополнить словами "и подразделений Государственной противопожарной службы,";
"4. Старшее должностное лицо подразделения добровольной пожарной охраны, первым прибывшее на пожар, до прибытия подразделений иных видов пожарной охраны координирует действия личного состава добровольной пожарной охраны по тушению пожара, спасению людей и имущества при пожаре, проведению аварийно-спасательных работ.
По прибытии на пожар подразделений иных видов пожарной охраны руководство тушением пожара осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.".
Президент
Российской Федерации
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ДОБРОВОЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЕ"
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольной пожарной охране" (далее - законопроект) направлен на совершенствование правового регулирования создания и деятельности добровольной пожарной охраны, устранение отдельных пробелов в правовом регулировании данной сферы общественных отношений, исключение внутренних противоречий, содержащихся в Федеральном
законе "О добровольной пожарной охране", а также несоответствия отдельных положений данного Федерального закона законодательным и иными нормативным правовым актам Российской Федерации.
Действующая редакция Федерального
закона "О добровольной пожарной охране" относит к основным задачам добровольной пожарной охраны участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
При этом Федеральным
законом задачи по профилактике пожаров для добровольной пожарной команды (далее - ДПК) или добровольной пожарной дружины (далее - ДПД) не предусмотрены.
Также Федеральный
закон не устанавливает для добровольных пожарных команд задачи по проведению аварийно-спасательных работ.
Устраняя указанный пробел, задачи по участию в профилактике пожаров
законопроект возлагает на добровольные пожарные дружины и добровольные пожарные команды, а также дополнительно относит к задачам ДПК участие в проведении аварийно-спасательных работ.
Уточняя признаки добровольной пожарной команды,
законопроект предлагает считать ДПК только территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее непосредственное участие в профилактике и тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ и имеющее на вооружении транспортные средства, являющиеся мобильными средствами пожаротушения.
Законопроект также уточняет функции добровольной пожарной охраны, давая определение понятия участия в тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ, под которым подразумеваются действия по спасению людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидации пожара и проведению аварийно-спасательных работ, не предусматривающие руководства тушением пожара (проведением аварийно-спасательных работ), а также разработки оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий по тушению пожара (проведению аварийно-спасательных работ).
Введение данного понятия позволит отграничить участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, осуществляемое добровольной пожарной охраной, от руководства тушением пожаров.
В связи с этим
законопроектом также предусматривается, что старшее должностное лицо подразделения добровольной пожарной охраны, первым прибывшее на пожар, до прибытия подразделений иных видов пожарной охраны координирует действия личного состава добровольной пожарной охраны по тушению пожара, спасению людей и имущества при пожаре, проведению аварийно-спасательных работ.
По прибытии на пожар подразделений иных видов пожарной охраны руководство тушением пожара осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что действующее законодательство Российской Федерации не регламентирует требования охраны труда для добровольцев или волонтеров, а трудовое законодательство на эту категорию граждан не распространяется,
законопроект относит к принципам деятельности добровольной пожарной охраны выполнение требований охраны труда.
Поскольку в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации работники добровольной пожарной охраны не имеют права на какие-либо социальные гарантии, предоставляемые органами государственной власти или органами местного самоуправления,
законопроект предусматривает право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать систему мер правовой и социальной защиты не только добровольных пожарных, но и работников общественных объединений пожарной охраны.
Упрощая процедуру создания общественных объединений пожарной охраны,
законопроект исключает обязательное требование
ст. 10 Федерального закона "О добровольной пожарной охране" об обязательной государственной регистрации общественных организаций пожарной охраны и территориальных подразделений добровольной пожарной охраны.
При этом общественные объединения пожарной охраны смогут по решению их учредителей осуществлять при необходимости государственную регистрацию с правами юридических лиц в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях пожарной охраны" и Гражданским
кодексом Российской Федерации.
Законопроектом снимается ограничение деятельности общественных учреждений пожарной охраны территорией городских и сельских поселений, межселенных территорий или организаций, что позволяет регистрировать в органах юстиции общественные учреждения, действующие на территории всего субъекта Российской Федерации.
Кроме того,
законопроектом предусматривается, что участниками территориальной добровольной пожарной команды или территориальной добровольной пожарной дружины могут быть добровольные пожарные, не только проживающие, но и пребывающие на территориях городских и сельских поселений в районе обслуживания данной добровольной пожарной команды или добровольной пожарной дружины.
Предлагаемые изменения позволят, в частности, становиться добровольными пожарными территориальных подразделений добровольной пожарной охраны не только жителям населенных пунктов, но и членам садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.
Действующий Федеральный
закон "О добровольной пожарной охране" предусматривает, что участниками объектовой добровольной пожарной команды или объектовой добровольной пожарной дружины могут быть добровольные пожарные из числа работников организации.
Предлагаемые изменения также расширяют круг лиц, которые могут стать добровольными пожарными в объектовой добровольной пожарной команде или дружине, предусматривая, что участниками объектовых ДПК или ДПД могут стать также другие лица, состоящие в гражданско-правовых отношениях с данной организацией и работающие в данной организации, а также студенты (учащиеся, слушатели) образовательных учреждений.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Текст абзаца дан в соответствии с оригиналом. | |
Поскольку профилактика пожаров виды деятельности, преимущественно связанные с пропагандой пожаробезопасного поведения и противопожарной агитацией, и не предполагает особые условия к состоянию здоровья лиц, осуществляющих эти виды деятельности,
законопроект исключает из Федерального
закона "О добровольной пожарной охране" требования к определению годности по состоянию здоровья добровольных пожарных, участвующих только в профилактике пожаров.
В
законопроекте предлагается отнесение порядка определения состояния здоровья добровольных пожарных, участвующих в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, к компетенции Минздравсоцразвития России.
Таким образом, предлагаемые
законопроектом изменения позволят повысить эффективность правового регулирования создания и деятельности добровольной пожарной охраны.