Главная // Пожарная безопасность // ЗаконопроектСПРАВКА
Информация о публикации
Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://regulation.gov.ru/ по состоянию на 25.07.2018
Стадия рассмотрения проекта
Не внесен в ГД ФС РФ
Название документа
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности"
(подготовлен МЧС России, ID проекта 02/04/07-18/00082580)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.07.2018)
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности"
(подготовлен МЧС России, ID проекта 02/04/07-18/00082580)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.07.2018)
Внесен Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ" В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Внести в Федеральный
закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 33, ст. 3413; 2002, N 1, ст. 2; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19, ст. 1839; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; N 14, ст. 1212; N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117; N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3593; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3635; N 45, ст. 5265; N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4004; N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 54; N 30, ст. 4590, 4591, 4596; N 46, ст. 6407; N 49, ст. 7023; 2012, N 53, ст. 7608; 2013, N 7, ст. 610; N 27, ст. 3477; 2014, N 11, ст. 1092; 2015, N 1, ст. 88; N 10, ст. 1407; N 18, ст. 2621; N 27, ст. 3951; N 29, ст. 4359, 4360; N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 68; N 15, ст. 2066; N 22, ст. 3089; N 26, ст. 3887; 2017, N 22, ст. 3069; N 27, ст. 3938; N 31, ст. 4765) следующие изменения:
"проведение пожарно-технических, пожарно-тактических и иных экспертиз по делам, связанным с пожарами;
проведение экспертных исследований по делам, связанным с пожарами и нарушениями требований пожарной безопасности.".
3)
абзац пятый части пятой статьи 6 после слов "подготовки и мобилизации," дополнить словами "подведомственных органов управления, территориальных органов и учреждений,".
"осуществлять плановые (рейдовые) осмотры (обследования) объектов защиты, территорий, земельных участков для выявления и пресечения нарушений требований пожарной безопасности.".
5)
дополнить статьей 6.2 следующего содержания:
"Статья 6.2. Специальные полномочия органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы
Органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы вправе:
проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления, связанного с пожаром, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении;
осуществлять досмотр лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также лиц, находящихся в зонах пожаров;
проверять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации у организаций и граждан разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации возложен на органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;
в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы от организаций и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ожогами и телесными повреждениями, полученными в результате пожаров и происшествий, а также о лицах, погибших при вышеуказанных обстоятельствах;
беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющих отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;
требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан;
истребовать для проведения экспертиз по письменному запросу уполномоченных должностных лиц органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы от организаций предоставление образцов и каталогов своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз;
назначать проведение исследований предметов и документов при наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния;
производить дактилоскопирование лиц, подозреваемых в совершении преступления, по уголовным делам подследственным органам государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;
принимать решение о применении на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом, мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства;
использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации в целях установления обстоятельств совершения преступлений, лиц, их совершивших, размещения материалов направленных на профилактику преступлений и правонарушений в области обеспечения пожарной безопасности;
беспрепятственно пользоваться в служебных целях средствами связи, принадлежащими государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в случаях, не терпящих отлагательства, - средствами связи, принадлежащими негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам.".
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 09.01.2018 Пр-42 и 11.04.2018 Пр-636 в целях повышения эффективности деятельности органов, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор (далее - ФГПН), путем наделения органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (далее - органы ГПН ФПС) специальными полномочиями, включения деятельности судебно-экспертных учреждений ФПС по осуществлению экспертных исследований в систему обеспечения пожарной безопасности, а также направлен на решение организационных вопросов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих ФГПН на объектах специального назначения.
Статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" судебно-экспертные учреждения ФПС (далее - СЭУ ФПС) включены в состав федеральной противопожарной службы.
Система СЭУ ФПС функционирует и активно развивается с 1945 года. Данные подразделения организованы в качестве самостоятельных юридических лиц в 78 субъектах Российской Федерации в пределах численности и объемов финансирования ФПС. Они выполняют основную часть судебных экспертиз и исследований (более 45 тыс. в год), назначаемых органами дознания, следствия и судами различной юрисдикции по уголовным, административным и гражданским делам, связанным с пожарами.
Законопроектом предлагается закрепить проведение пожарно-технических, пожарно-тактических и иных экспертиз и исследований по делам, связанным с пожарами и нарушениями требований пожарной безопасности в качестве одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности. Данная норма закона определит СЭУ ФПС как специально уполномоченные учреждения по экспертному обеспечению расследования пожаров.
Кроме того,
законопроект направлен на исключение правовых коллизий в связи с отсутствием термина "объекты обороны" в действующих нормативных правовых актах в части определения объектов, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации. В этой связи предлагается ввести термин "подведомственные объекты".
Для предотвращения увеличения штатного расписания структурных подразделений центральных аппаратов и снижения нагрузки на бюджет в части затрат на командировочные расходы, предусматривается наделение полномочиями федерального государственного пожарного надзора должностных лиц структурных подразделений подведомственных органов управления, территориальных органов и учреждений, указанных федеральных органов исполнительной власти.
В целях повышения эффективности деятельности при выявлении виновников пожаров
законопроектом предлагается расширить полномочия органов ГПН ФПС в данной сфере.
Сотрудники органов ГПН ФПС первыми прибывая на место происшествия связанного с пожаром, не наделены правами в части проверки документов, удостоверяющих личность, у лиц, совершивших правонарушение или преступление, когда потерпевшие или очевидцы прямо указывают на этих лиц, не вправе также осуществлять досмотр данных лиц, то есть применять к предполагаемым виновникам пожаров отдельные меры административного принуждения.
До преобразования Государственной противопожарной службы МВД России в Государственную противопожарную службу МЧС России на сотрудников органов ГПН распространялся статус сотрудников органов внутренних дел, подразумевающий наделение правами по применению мер принуждения в соответствии со
ст. 6 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 N 1026-1 "О милиции". В дальнейшем за органами ГПН ФПС был сохранен процессуальный статус органов дознания по делам о пожарах, но полномочия по применению мер административного принуждения закреплены не были.
Отсутствие данных полномочий на практике ведет к фактической невозможности достоверного подтверждения сведений, полученных от опрошенных лиц, привлечения граждан в качестве понятых, участвующих в осмотре места происшествия и изъятии вещественных доказательств, сокрытию необходимых для квалификации содеянного документов и материалов, что в конечном итоге негативно отражается на возможности расследования пожаров "по горячим следам".
Законопроект направлен на наделение органов ГПН ФПС соответствующими полномочиями.
Кроме того,
законопроектом урегулируются вопросы служебной деятельности органов ГПН ФПС, связанные с обеспечением расследования органами ГПН ФПС уголовных дел, рассмотрением дел об административных правонарушениях, проверкой заявлений и сообщений о преступлениях, получением необходимых сведений и информации.
Законопроект предусматривает наделение органов ГПН ФПС правами по получению персональных данных граждан, сведений из медицинских учреждений о гражданах, поступивших с ожогами и телесными повреждениями, полученными в результате пожаров и чрезвычайных ситуаций, сведений о причинах смерти граждан, обнаруженных на пожарах. Указанные сведения будут запрашиваться должностными лицами ГПН ФПС в рамках расследования пожаров и административных правонарушений.
Одновременно за органами ГПН ФПС закрепляется право безвозмездного использования средств массовой информации, сетей Интернет для размещения информации, направленной на профилактику преступлений и правонарушений в области пожарной безопасности.
Принятие
законопроекта не будет иметь негативных экономических, социальных и иных последствий, не потребует дополнительных расходов федерального бюджета. Позволит существенно повысить обоснованность и объективность принимаемых процессуальных решений должностными лицами органов ГПН ФПС при расследовании уголовных дел, рассмотрении дел об административных правонарушениях, что будет способствовать укреплению пожарной безопасности на территории Российской Федерации.
Принятие
законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Законопроект не противоречит положениям
Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые
законопроектом изменения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
сводного отчета
о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта
со средней степенью регулирующего воздействия