Главная // Пожарная безопасность // Законопроект
СПРАВКА
Информация о публикации
Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://regulation.gov.ru/ по состоянию на 17.10.2023
Стадия рассмотрения проекта
    Не внесен в ГД ФС РФ
Название документа
Проект Федерального закона (доработанный текст)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части лицензирования деятельности по предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания)"
(подготовлен Минтрудом России, ID проекта 01/05/10-23/00142502)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 17.10.2023)

Проект Федерального закона (доработанный текст)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части лицензирования деятельности по предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания)"
(подготовлен Минтрудом России, ID проекта 01/05/10-23/00142502)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 17.10.2023)


Содержание


Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (В ЧАСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ В СТАЦИОНАРНОЙ ФОРМЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ)
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 7007; 2020, N 29, ст. 4500) следующие изменения:
1) в статье 3:
а) дополнить пунктом 1.1) следующего содержания:
"1.1) деятельность по социальному обслуживанию, подлежащая лицензированию, - деятельность по социальному обслуживанию в стационарной форме по предоставлению социально-бытовых, включая организованное питание, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг, а также услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, осуществляемая на возмездной или в случаях, определенных настоящим Федеральным законом, на безвозмездной основе, с привлечением к оказанию указанных услуг штатных сотрудников или лиц на основании гражданско-правового договора, осуществляемая государственными, негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями социального обслуживания, в том числе социально ориентированными некоммерческими организациями, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание (далее - деятельность по социальному обслуживанию в стационарных организациях)";
б) в пункте 3) слова "который признан нуждающимся в социальном обслуживании и" исключить;
2) часть 1 статьи 7 дополнить пунктом 6.1) следующего содержания:
"6.1) лицензирование деятельности по социальному обслуживанию;";
3) дополнить статьей 7.1 следующего содержания:
"Статья 7.1. Передача осуществления полномочий по лицензированию деятельности по социальному обслуживанию
1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по лицензированию деятельности по социальному обслуживанию в части предоставления лицензий, ведения лицензионного дела, формирования и ведения реестров лицензий, внесения изменений в реестр лицензий, предоставления сведений о конкретной лицензии, прекращения действия лицензий, а также предоставления заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информации могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация. Реализация переданных полномочий осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации с использованием ресурсов автоматизированной системы управления Контрольно-надзорной деятельности в сфере трудовых отношений (далее - АСУ КНД).
2. Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется исходя из размера планируемых поступлений в федеральный бюджет от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий.
3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере социального обслуживания:
1) осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений и о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
2) издает методические рекомендации и обязательные для исполнения инструктивные материалы по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;
3) устанавливает требования к содержанию и формам отчетности, а также порядок представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;
4) анализирует причины выявленных нарушений при осуществлении переданных полномочий, принимает меры по устранению выявленных нарушений;
5) по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти готовит и вносит в Правительство Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, предложения об изъятии у органов государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;
6) осуществляет полномочия по приостановлению, возобновлению действия лицензии, обращению в суд с заявлением об аннулировании лицензий, предоставлению в федеральную государственную информационную систему, порядок формирования и ведения которой определяется Правительством Российской Федерации, информации в целях проведения мониторинга и оценки эффективности лицензирования деятельности по социальному обслуживанию;
7) с помощью АСУ КНД направляет в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия, указанные в части 1 настоящей статьи, копии решений о приостановлении и возобновлении действия лицензий, назначении проверок лицензиатов, копии актов проверок лицензиатов, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, протоколов об административных правонарушениях, постановлений о назначении административных наказаний и других документов, связанных с оценкой соблюдения лицензионных требований посредством осуществления государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, в день принятия соответствующего решения (составления и (или) получения соответствующего документа) для включения в лицензионные дела;
8) в соответствии с приказом, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере социального обслуживания, осуществляет доработку и поддержку АСУ КНД в качестве ее оператора.
4. Руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере социального обслуживания пользуется правами, установленными подпунктами "а", "б" пункта 7 части 2 статьи 45 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
5. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (председатель высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации):
1) назначает на должность (освобождает от должности) руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия;
2) утверждает структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия;
3) организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) обеспечивает своевременное представление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленной форме сведений о лицензиях, предоставленных в соответствии с переданными полномочиями, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, экземпляров нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, и иной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти.";
4) в статье 19:
а) в части 1 статьи 19 слова "или в стационарной форме." заменить словами "или в стационарной форме, в том числе в их сочетании.";
б) часть 3 изложить в следующей редакции:
"Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.
Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями специализированного жилищного фонда или жилыми помещениями, пригодными для постоянного проживания граждан, благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта, или жилыми помещениями в жилых домах, расположенных на территории земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства (отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 - 7 статьи 20 настоящего Федерального закона.";
5) статью 23 изложить в следующей редакции:
"Статья 23. Организации социального обслуживания
1. Организациями социального обслуживания являются организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание.
2. Для социального обслуживания граждан могут создаваться малокомплектные стационарные организации социального обслуживания вместимостью до 25 человек.
Особенности деятельности таких организаций, в том числе в части обеспечения возможности осуществления лицензируемой деятельности в жилых помещениях специализированного жилищного фонда или жилых помещениях, пригодных для постоянного проживания граждан, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, или жилых помещениях в жилых домах, расположенных на территории земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и пожарной безопасности.
3. Организации социального обслуживания в субъектах Российской Федерации создаются и действуют с учетом методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания и в соответствии с правилами организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений.
4. В государственных организациях социального обслуживания создаются попечительские советы.
5. Структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция попечительского совета и порядок принятия им решений определяются уставом организации социального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания.";
6) в статье 25 часть 2 дополнить абзацем следующего содержания:
"Поставщик социальных услуг, выразивший желание быть включенным в реестр поставщиков социальных услуг при получении лицензии на осуществление деятельности по предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, включается в реестр поставщиков социальных услуг без подачи дополнительного заявления.";
7) в статье 33:
а) пункт 1 части 2 дополнить следующими словами ", а также соблюдение лицензионных требований к деятельности по социальному обслуживанию;";
б) пункт 2 части 2 дополнить следующими словами ", а также соблюдение лицензионных требований к деятельности по социальному обслуживанию";
в) дополнить пунктом 2.1) следующего содержания:
"2.1) при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания допускается проведение осмотра в отношении жилых помещений, используемых при осуществлении лицензируемой деятельности по социальному обслуживанию.";
8) дополнить статьей 34.1 следующего содержания:
"Статья 34.1. Лицензирование деятельности по социальному обслуживанию
1. Деятельность по социальному обслуживанию в стационарных организациях подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
2. Лицензионные требования к соискателю лицензии и лицензиату утверждаются Правительством Российской Федерации.
3. Соискателями лицензии на осуществление деятельности по социальному обслуживанию являются организации социального обслуживания, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.
4. Предоставление лицензии на осуществление деятельности по социальному обслуживанию осуществляется в автоматическом режиме без проведения оценки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям при условии предоставления соискателем лицензии в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии, содержащего сведения, указанные в части 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также сведения о санитарно-эпидемиологическом заключении, декларации пожарной безопасности, о персонале соискателя лицензии, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст. 2716; 2020, N 31, ст. 5029) следующие изменения:
1) Часть 1 статьи 12 дополнить пунктом 59 следующего содержания:
"59) деятельность по социальному обслуживанию, подлежащая лицензированию, - деятельность по социальному обслуживанию в стационарной форме по предоставлению социально-бытовых, включая организованное питание, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг, а также услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, осуществляемая на возмездной или в случаях, определенных настоящим Федеральным законом, на безвозмездной основе, с привлечением к оказанию указанных услуг штатных сотрудников или лиц на основании гражданско-правового договора, осуществляемая государственными, негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями социального обслуживания, в том числе социально ориентированными некоммерческими организациями, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание;";
2) в части 9 статьи 19.2 после цифры "57" дополнить цифрой "59".
Статья 3
Внести в Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2020, N 29, ст. 4504) следующие изменения:
1) пункт 2 статьи 40 дополнить абзацем одиннадцатым следующего содержания:
"деятельность по социальному обслуживанию, подлежащая лицензированию, - деятельность по социальному обслуживанию в стационарной форме по предоставлению социально-бытовых, включая организованное питание, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг, а также услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, осуществляемая на возмездной или в случаях, определенных настоящим Федеральным законом, на безвозмездной основе, с привлечением к оказанию указанных услуг штатных сотрудников или лиц на основании гражданско-правового договора, осуществляемая государственными, негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями социального обслуживания, в том числе социально ориентированными некоммерческими организациями, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание (далее - деятельность по социальному обслуживанию)";
2) в абзаце десятом пункта 2 статьи 40 слова "деятельность." заменить словами "деятельность;";
3) статью 44 дополнить пунктом следующего содержания:
"4.1. При осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) допускается проведение осмотра в отношении жилых помещений, используемых при осуществлении лицензируемой деятельности по социальному обслуживанию.".
Статья 4
Внести в Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2018, N 53, ст. 8464) следующие изменения:
1) в пункте 1 части 1 статьи 32 слова "специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные)," заменить словами "организаций социального обслуживания, осуществляющих деятельность по социальному обслуживанию в стационарной форме по предоставлению социально-бытовых, включая организованное питание, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг, а также услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности".
Статья 5
Внести в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" следующее изменение:
статью 6 дополнить абзацем следующего содержания:
"При осуществлении федерального государственного пожарного надзора допускается проведение осмотра в отношении жилых помещений, используемых при осуществлении лицензируемой деятельности по социальному обслуживанию.".
Статья 6
Настоящий Федеральный закон вступает в силу 1 марта 2025 года, за исключением пункта 3 статьи 1, вступающего в силу с 1 января 2026 года.
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2028 года действует переходный период, в течение которого решаются вопросы организации лицензирования деятельности по предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания. В переходный период:
1) нормативные правовые акты, регулирующие деятельность по предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, приводятся в соответствие с положениями Федерального закона;
2) субъекты Российской Федерации осуществляют проведение организационно-штатных мероприятий, необходимых для осуществления лицензирования деятельности по социальному обслуживанию, а уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере социального обслуживания, осуществляет доработку и ввод в эксплуатацию АСУ КНД;
3) государственные, негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по социальному обслуживанию в стационарных организациях, которые по состоянию на 1 января 2025 года не включены в реестры поставщиков социальных услуг субъектов Российской Федерации, обязаны с 1 января 2026 года и до 1 января 2027 года получить лицензию на осуществление указанного вида деятельности либо прекратить ее осуществление;
4) государственные, негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по социальному обслуживанию в стационарных организациях, которые по состоянию на 1 января 2025 года включены в реестры поставщиков социальных услуг субъектов Российской Федерации, обязаны с 1 января 2026 года и до 1 января 2028 года получить лицензию на осуществление указанного вида деятельности либо прекратить ее осуществление.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(В ЧАСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ
СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ В СТАЦИОНАРНОЙ ФОРМЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ)"
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" предусмотрено право организаций и индивидуальных предпринимателей на добровольное включение в реестр поставщиков социальных услуг субъектов Российской Федерации.
В настоящее время деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам в стационарной форме социального обслуживания осуществляют 1967 государственных организаций и 192 негосударственные организации.
В то же время более 1 400 негосударственных организаций, осуществляющих присмотр и уход за пожилыми гражданами, инвалидами с обеспечением их проживания и питания, не входят в реестры поставщиков социальных услуг. Нередко предметом договора таких организаций, заключаемого с гражданами, является не оказание социальных услуг, а услуги по проживанию, найму жилого помещения. Зачастую в указанных организациях услуги по проживанию и уходу оказываются в неприспособленных для проживания условиях с нарушением санитарно-эпидемиологических правил и правил пожарной безопасности.
С учетом того, что в указанных организациях размещаются маломобильные категории граждан, риск гибели людей существенно повышается.
Так, в январе 2021 года в поселке Боровский Тюменской области произошел пожар в частном пансионате для пожилых людей, в результате погибли семь человек. В декабре 2020 года, в результате пожара в частном доме престарелых в Республике Башкортостан погибли одиннадцать человек. В ноябре 2020 года в Санкт-Петербурге от пожара погибли три человека, еще троих госпитализировали. В августе 2020 года в результате пожара в Красноярске погибли три человека. В мае 2020 года в подмосковном Красногорске в огне погибли одиннадцать человек, семь пострадали. В апреле 2020 года в Москве из-за пожара погибли четыре человека, еще шестнадцать пострадали.
Во многих случаях социальные услуги оказываются в жилых домах, принадлежащих физическим лицам. Осуществить контроль за качеством предоставления данных услуг невозможно по причине неприкосновенности жилища и ограничений, введенных федеральными законами, в том числе статьей 15 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".
Эффективно выявлять указанные организации, а также осуществлять контроль за их деятельностью возможно только при наличии лицензирования деятельности, что связано в том числе с тем, что с установлением лицензирования у организаций, осуществляющих деятельность без лицензии, и их должностных лиц возникнет как административная, так и уголовная ответственность.
В целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности по предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, Минтрудом России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части лицензирования деятельности по предоставлению социальных услуг гражданам в стационарной форме социального обслуживания) (далее - законопроект).
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ), Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Основные изменения вносятся в Федеральный закон N 442-ФЗ. Так, законопроект предусматривает введение понятия "лицензирование деятельности по социальному обслуживанию, подлежащей лицензированию, как деятельность по постоянному комплексному предоставлению социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых, а также услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, осуществляемая стационарными организациями социального обслуживания, входящими в систему социального обслуживания, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими стационарное социальное обслуживание (далее - деятельность по социальному обслуживанию)".
Также в Федеральный закон N 442-ФЗ вносятся дополнения, устанавливающие, что получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями специализированного жилищного фонда или жилыми помещениями, пригодными для постоянного проживания граждан (отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта, или жилыми помещениями в жилых домах, расположенных на территории земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства.
При этом в Федеральный закон N 442-ФЗ вводятся нормы, предусматривающие дифференцированные лицензионные требования для организаций в зависимости от численности обслуживаемых ими граждан.
Законопроектом предусмотрено, что для социального обслуживания граждан, нуждающихся в социальной реабилитации, проживающих в том числе в сельской местности, могут создаваться малокомплектные стационарные организации социального обслуживания вместимостью до 25 человек.
Особенности деятельности таких организаций устанавливаются санитарным законодательством и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
При этом предлагается установить, что при наличии у данных организаций лицензии на деятельность по социальному обслуживанию, лицензии на медицинскую и образовательную деятельность не требуются. Ответственность за соблюдение лицензионных требований несет лицензиат.
К лицензионным требованиям, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление деятельности по социальному обслуживанию, предлагается отнести: наличие зданий, строений, помещений, в которых созданы специальные условия для предоставления социальных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья, безопасные условия проживания и содержания в соответствии с установленными нормами и нормативами, обеспечивающими жизнь и здоровье получателей социальных услуг и работников организаций, и отвечающих требованиям санитарных правил и пожарной безопасности; наличие необходимого материально-технического обеспечения и персонала.
При этом для предоставления лицензии необходимо подать заявление о предоставлении лицензии в электронной форме с приложением санитарно-эпидемиологического заключения и декларации пожарной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Лицензия будет предоставляться автоматически. Проверку документов предлагается осуществлять посредством их запроса по системе межведомственного взаимодействия.
Вносимые законопроектом изменения позволят поставить под государственный контроль вопросы жизни и здоровья людей, которые проживают в домах для престарелых, психоневрологических интернатах, иных организациях стационарного типа, представляющих услуги социально уязвимым категориям граждан, так как работа этих организаций будет осуществляться под строгим присмотром со стороны контролирующих органов и должна будет соответствовать законодательно установленным нормам в части организации жизнедеятельности этих людей в быту, питании, дневной занятости.
Введение лицензии на деятельность по предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания позволит обеспечить:
гарантию гражданам на получение качественного социального обслуживания;
преимущество добросовестным предпринимателям в виде ставки 0 процентов по налогу на прибыль как организациям, осуществляющим социальное обслуживание;
преимущество добросовестным предпринимателям в виде права на получение компенсаций за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при предоставлении социального обслуживания в случае включения в реестр поставщиков социальных услуг.
Лицензию на предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания предлагается выдавать без ограничения срока действия.
Законопроектом предлагается предусмотреть передачу полномочий по лицензированию деятельности по социальному обслуживанию органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Контроль исполнения лицензионных требований предлагается возложить на Федеральную службу по труду и занятости Российской Федерации.
В связи с тем, что вводится новый вид лицензирования, после вступления в силу Федерального закона будут выдаваться лицензии лицам, фактически осуществляющим деятельность, подпадающую под требования лицензирования. В дальнейшем выдача лицензий будет осуществляться только лицам, которые будут намерены осуществлять указанную деятельность, что повлечет существенное снижение нагрузки на государственные органы в части выдачи лицензий. В части лицензионного контроля лицензиатов нагрузка на государственные органы не изменится.
Таким образом, предлагается модель передачи полномочий, при которой не потребуется сокращения численности после завершения лицензирования лиц, фактически осуществляющих деятельность, подпадающую под требования лицензирования.
Статьей 21 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензирующие органы формируют открытый и общедоступный государственный информационный ресурс. С целью унификации информации, экономии бюджетных средств законопроектом предусматривается создание единого информационного ресурса.
Лицензирование предлагается вводить поэтапно. Юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по предоставлению социального обслуживания гражданам в стационарной форме, включенным по состоянию на 1 января 2025 года в реестры поставщиков социальных услуг субъектов Российской Федерации, устанавливается переходный период для получения лицензии на указанный вид деятельности до 1 января 2028 года включительно, не включенным по состоянию на 1 января 2025 года в реестры поставщиков социальных услуг субъектов Российской Федерации - не позднее 1 января 2027 года.
Законопроектом вносится изменение в Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", предусматривающее включение в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, деятельности по предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
Также законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", предусматривающие обязательное представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не несет отрицательных социально-экономических последствий.