Главная // Пожарная безопасность // ЗаконопроектСПРАВКА
Информация о публикации
Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://regulation.gov.ru/ по состоянию на 07.09.2024
Стадия рассмотрения проекта
Не внесен в ГД ФС РФ
Название документа
Проект Федерального закона (доработанный текст)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части лицензирования деятельности по социальному обслуживанию в стационарной форме)"
(подготовлен Минтрудом России, ID проекта 02/04/10-23/00142689)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 07.09.2024)
Проект Федерального закона (доработанный текст)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части лицензирования деятельности по социальному обслуживанию в стационарной форме)"
(подготовлен Минтрудом России, ID проекта 02/04/10-23/00142689)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 07.09.2024)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (В ЧАСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ В СТАЦИОНАРНОЙ ФОРМЕ)
В
статье 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52, ст. 5498; 2009, N 29, ст. 3635; 2011, N 30, ст. 4590, 4591; 2014, N 11, ст. 1092; 2015, N 29, 4359, 4360; 2016, N 1, ст. 68; 2017, N 22, ст. 3069; 2021, N 24, ст. 4188; 2022, N 14, ст. 2193; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2023, 19 октября, N 0001202310190009):
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа. | |
а)
дополнить частью четырнадцатой следующего содержания:
"При осуществлении федерального государственного пожарного надзора допускается проведение осмотра в отношении жилых помещений, используемых при осуществлении лицензируемой деятельности по социальному обслуживанию в стационарной форме.".
Внести в Федеральный
закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 46, ст. 5554; 2009, N 1, ст. 17; 2011, N 30, ст. 4590, 4591, 4596; 2015, N 1, ст. 11; 2018, N 17, ст. 2430; 2021, N 24, ст. 4188) следующие изменения:
"лицензируемая деятельность по социальному обслуживанию в стационарной форме.";
2)
статью 44 дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:
"4.1. При осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) допускается проведение осмотра в отношении жилых помещений, используемых при осуществлении лицензируемой деятельности по социальному обслуживанию в стационарной форме.".
В
подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2013, N 27, ст. 3477; 2022, N 29, ст. 5243) слова "специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные)" заменить словами "здания организаций социального обслуживания, осуществляющих деятельность по социальному обслуживанию в стационарной форме по предоставлению гражданам старше 18 лет, в том числе маломобильным гражданам, комплекса социальных услуг.".
Внести в Федеральный
закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст. 2716; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3477; 2014, N 30, ст. 4256; N 42, ст. 5615; 2015, N 1, ст. 11; N 29, ст. 4342; N 44, ст. 6047; 2016, N 1, ст. 51; 2018, N 31, ст. 4838; N 32, ст. 5116; N 45, ст. 6841; N 53, ст. 8424; 2019, N 16, ст. 1817; N 25, ст. 3168; N 31, ст. 4441, 4457; N 52, ст. 7796; 2020, N 8, ст. 915; N 31, ст. 5029; 2021, N 18, ст. 3072; N 22, ст. 3691; N 24, ст. 4188; N 27, ст. 5177; N 50, ст. 8410; 2022, N 1, ст. 59; N 29, ст. 5235) следующие изменения:
"60) деятельность по социальному обслуживанию в стационарной форме.";
2) в
части 9 статьи 19.2 слова "предусмотренные пунктами 12, 17, 20, 21, 24 - 31, 36 - 37, 40, 42, 44, 46, 47, 52 - 54, 56 и 57 части 1 статьи 12" заменить словами "предусмотренные пунктами 12, 17, 20, 21, 24 - 31, 36 - 37, 40, 42, 44, 46, 47, 52 - 54, 56, 57 и 60 части 1 статьи 12".
Внести в Федеральный
закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 7007; 2014, N 30, ст. 4257; 2018, N 11, ст. 1591; 2019, N 18, ст. 2215; 2021, N 24, ст. 4188) следующие изменения:
а)
дополнить пунктами 7 и 8 следующего содержания:
"7) лицензируемая деятельность по социальному обслуживанию - деятельность по социальному обслуживанию в стационарной форме по предоставлению гражданам старше 18 лет, в том числе маломобильным гражданам, комплекса социальных услуг, включая организованное питание, при постоянном, временном или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания, осуществляемая за плату или частичную плату, или в случаях, определенных настоящим Федеральным законом, бесплатно, с привлечением к оказанию указанных услуг работников организаций социального обслуживания или лиц на основании договоров гражданско-правового характера, осуществляемая организациями социального обслуживания, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание;
8) маломобильные граждане - граждане старше 18 лет, утратившие способность самостоятельно передвигаться в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
б) в
пункте 3 слова "который признан нуждающимся в социальном обслуживании и" исключить;
"6.1) лицензирование деятельности по социальному обслуживанию;";
3)
дополнить статьей 7.1 следующего содержания:
"Статья 7.1. Полномочия Российской Федерации в сфере социального обслуживания, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
1. К полномочиям Российской Федерации в сфере социального обслуживания, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - переданные полномочия), относится осуществление полномочий по лицензированию деятельности по социальному обслуживанию.
2. Финансовое обеспечение переданных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (далее - субвенции) в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Российской Федерации.
3. Общий объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации.
4. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти утверждает:
1) порядок контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;
2) по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, форму отчета о расходовании средств субвенции и порядок его представления.
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере социального обслуживания:
1) осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;
2) издает методические рекомендации по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;
3) устанавливает требования к содержанию и формам отчетности, а также порядок представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;
4) анализирует причины выявленных нарушений при осуществлении переданных полномочий, принимает меры по устранению выявленных нарушений;
5) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения переданных полномочий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти готовит и вносит в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти предложения об изъятии у органов государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.
6. Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере социального обслуживания, имеет право:
1) выносить высшему исполнительному органу субъекта Российской Федерации предписания (представления) об устранении выявленных нарушений при осуществлении переданных полномочий, подлежащие рассмотрению в течение тридцати дней;
2) вносить высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации представления об освобождении от занимаемой должности руководителя исполнительного органа субъекта Российской Федерации, ответственного за осуществление переданных полномочий, в случаях его неисполнения или ненадлежащего исполнения. Указанные представления подлежат рассмотрению высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в течение десяти дней;
3) давать высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации обязательные для исполнения указания по вопросам осуществления переданных полномочий.
7. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации:
1) организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
2) утверждает структуру исполнительного органа субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия;
3) обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере социального обслуживания, отчетности об осуществлении переданных полномочий, по формам и в порядке, утверждаемым Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере социального обслуживания.
8. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий эти полномочия могут быть изъяты Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти.";
"1. Гражданину предоставляются социальные услуги, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:";
б)
часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. В случае, если социальные услуги предоставляются в том числе за счет бюджетных средств, гражданин должен быть признан нуждающимся в социальном обслуживании.
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченная организация принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.";
"3. Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями специализированного жилищного фонда или помещениями, пригодными для временного размещения (пребывания) граждан, благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающими установленным требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям законодательства, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных
пунктами 1 -
7 статьи 20 настоящего Федерального закона.";
6)
статью 23 дополнить частью 4.1 следующего содержания:
"4.1. Для оказания социальных услуг в стационарной форме могут создаваться малокомплектные организации социального обслуживания.
Малокомплектные организации социального обслуживания - это стационарные организации социального обслуживания, расположенные в индивидуальных жилых домах, возведенных на земельных участках, имеющих вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", вместимостью не более 30 получателей социальных услуг, в том числе не более 5 маломобильных граждан, в которых предоставляются социальные услуги, услуги проживания (пребывания) и питания.
Численность получателей социальных услуг в малокомплектных организациях социального обслуживания определяется исходя из расчета жилой площади жилых помещений и помещений для оказания социальных услуг, общая площадь которых должна составлять не менее 10 м2, в том числе не менее 6 м2 жилой площади на 1 получателя социальных услуг.
Не допускается размещение малокомплектных организаций социального обслуживания в жилых помещениях многоквартирных жилых домов.
Жилые помещения для маломобильных граждан должны располагаться не выше первого этажа.
Особенности организации деятельности малокомплектных организаций социального обслуживания определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Требования пожарной безопасности к малокомплектным организациям социального обслуживания устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности.
Требования обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия малокомплектных организаций социального обслуживания устанавливаются нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.";
а)
пункт 1 части 2 дополнить следующими словами ", а также соблюдение лицензионных требований к деятельности по социальному обслуживанию;"
б)
пункт 2 части 2 дополнить следующими словами ", а также соблюдение лицензионных требований к деятельности по социальному обслуживанию";
в)
дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:
"2.1) при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания допускается проведение осмотра в отношении жилых помещений, используемых при осуществлении лицензируемой деятельности по социальному обслуживанию.";
8)
дополнить статьей 34.1 следующего содержания:
"Статья 34.1. Лицензирование деятельности по социальному обслуживанию в стационарной форме
1. Деятельность по социальному обслуживанию в стационарной форме подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
2. Лицензионные требования к соискателю лицензии и лицензиату утверждаются Правительством Российской Федерации.
3. Соискателями лицензии на осуществление деятельности по социальному обслуживанию в стационарной форме являются организации социального обслуживания, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.
4. Предоставление лицензии на осуществление деятельности по социальному обслуживанию в стационарной форме осуществляется в автоматическом режиме без проведения оценки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям при условии предоставления соискателем лицензии в лицензирующий орган заявления о предоставлении лицензии, содержащего сведения, указанные в
части 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также сведения о санитарно-эпидемиологическом заключении, о зарегистрированной в установленном порядке декларации пожарной безопасности, о персонале соискателя лицензии, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.".
5. Ведение реестра лицензий осуществляется порядке, установленном
статьей 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности.".
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года, за исключением
пункта 3 статьи 5, вступающего в силу с 1 января 2026 года.
2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2028 года действует переходный период, в течение которого определяется организация лицензирования деятельности по предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
3. В переходный период:
1) нормативные правовые акты, регулирующие деятельность по предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, приводятся в соответствие с положениями Федерального закона;
2) субъекты Российской Федерации осуществляют проведение организационно-штатных мероприятий, необходимых для осуществления лицензирования деятельности по социальному обслуживанию в стационарной форме;
3) государственные, негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по социальному обслуживанию в стационарных организациях, которые по состоянию на 1 января 2025 года не включены в реестры поставщиков социальных услуг субъектов Российской Федерации, обязаны с 1 января 2026 года и до 1 января 2027 года получить лицензию на осуществление указанного вида деятельности либо прекратить ее осуществление;
4) государственные, негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по социальному обслуживанию в стационарных организациях, которые по состоянию на 1 января 2025 года включены в реестры поставщиков социальных услуг субъектов Российской Федерации, обязаны с 1 января 2026 года и до 1 января 2028 года получить лицензию на осуществление указанного вида деятельности либо прекратить ее осуществление.
Президент
Российской Федерации
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(В ЧАСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНОМУ
ОБСЛУЖИВАНИЮ В СТАЦИОНАРНОЙ ФОРМЕ)"
Проект федерального закона о лицензировании деятельности по социальному обслуживанию в стационарной форме (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 15 марта 2023 г. N ТГ-П45-3452 в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 9 марта 2023 г. N Пр-483.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный
закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ), Федеральный
закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный
закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный
закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральный
закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Разработка
законопроекта обусловлена необходимостью дополнительного правового регулирования в части осуществления государственного контроля за деятельностью поставщиков социальных услуг.
Федеральный
закон N 442-ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2014 года, создал необходимые предпосылки для развития рынка социальных услуг и позволил негосударственным организациям, осуществляющим деятельность в сфере социального обслуживания, являться полноправными поставщиками социальных услуг и получать компенсации из бюджета за оказанные гражданам социальные услуги.
Так, Федеральным
законом N 442-ФЗ предусмотрено право организаций и индивидуальных предпринимателей на добровольное включение в реестр поставщиков социальных услуг субъектов Российской Федерации.
Введение указанных норм было обусловлено тем, что спрос на социальные услуги значительно превышал предложение. Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, стоящих в очереди на получение только социальных услуг на дому, составляла более 20 тыс. человек.
За время реализации Федерального
закона N 442-ФЗ численность негосударственных поставщиков возросла от нескольких десятков в 2013 году до 1588 к 2024 году.
Согласно официальной статистики деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам в стационарной форме социального обслуживания осуществляют 1610 государственных организаций, в том числе стационарных отделений при полустационарных организациях, и 191 негосударственная организация.
В то же время по оперативным данным более 1400 негосударственных организаций, осуществляющих присмотр и уход за пожилыми гражданами, инвалидами с обеспечением их проживания и питания, не входят в реестры поставщиков социальных услуг. Нередко предметом договора таких организаций, заключаемого с гражданами, является не оказание социальных услуг, а услуги по проживанию, найму жилого помещения. Зачастую в указанных организациях услуги по проживанию и уходу оказываются в неприспособленных для проживания условиях с нарушением санитарно-эпидемиологических правил и правил пожарной безопасности.
Во многих случаях социальные услуги оказываются в жилых домах, принадлежащих физическим лицам. Осуществить контроль за качеством предоставления данных услуг невозможно по причине неприкосновенности жилища и ограничений, введенных федеральными законами, в том числе
статьей 15 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".
С учетом того, что в указанных организациях размещаются маломобильные категории граждан, риск гибели людей существенно повышается.
Так, по данным МЧС России за последние 3 года на государственных объектах системы социального обслуживания в стационарной форме произошло 133 пожара, на которых погибло 7 человек и 4 получили травмы.
Основными причинами возникновения пожаров на данной категории объектов являются:
нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования (63%);
неосторожное обращение с огнем (19,5%).
Вместе с тем, в 2020 - 2022 годах отмечены случаи пожаров с групповой гибелью на негосударственных объектах, не зарегистрированных согласно данному роду деятельности и числящихся как жилые дома, где фактически оказывались частные услуги по социальному обслуживанию населения.
Такие случаи имели место в апреле 2020 г. в Москве (10 погибших), в мае 2020 г. в Московской области (9 погибших), в декабре 2020 г. в Республике Башкортостан (11 погибших), в январе 2021 г. в Тюменской области (7 погибших), а также в январе и декабре 2022 г. в Кемеровской области (4 и 22 погибших).
Итого 6 пожаров; 63 погибших.
Указанные здания имели ряд конструктивных особенностей, свойственных жилым домам, и не соответствовали обязательным противопожарным требованиям, предъявляемым к специализированным учреждениям социальной сферы, размещаемым в зданиях общественного назначения.
При этом, с учетом неприкосновенности жилища, гарантированной
Конституцией Российской Федерации, положениями Федерального
Закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федерального
закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" оценка соответствия обязательным требованиям жилых помещений жилых домов не относится к компетенции органов государственного пожарного надзора.
В этой связи, при наличии сведений о фактах эксплуатации таких жилых помещений надзорные органы МЧС России информируют органы прокуратуры, внутренних дел, местного самоуправления для принятия мер в рамках предоставленных полномочий. Указанная норма предусмотрена
Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290.
Одновременно с этим, на учете в МЧС России находятся 4 997 поднадзорных объектов системы социального обслуживания населения.
На указанной категории объектов ежегодно реализуется комплекс надзорных и профилактических мероприятий. Так за 3 года надзорными органами МЧС России 2 проведено порядка 10 тыс. (7 814 плановых, 2 176 внеплановых) контрольных (надзорных) мероприятий, а также 7 тыс. (7 237) профилактических визитов.
Кроме того, принято участие в проведении более 2 тыс. (2 103) выездных проверок исполнения законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, проводимых органами прокуратуры с привлечением сотрудников органов государственного пожарного надзора в качестве специалистов.
В ходе указанных проверочных мероприятий выявлено более 42 тыс. (42 491) нарушений обязательных требований пожарной безопасности, из них 20 тыс. (20 389) связанных с обеспечением безопасности людей, 5,3 тыс. (5 318) - с ограничением распространения пожара, 2,8 тыс. (2 840) - с возможной причиной возникновения пожара и 2,5 тыс. (2 575) - с созданием условий успешного тушения пожара.
В целях пресечения выявленных нарушений в заинтересованные органы власти направлено 3 562 информации о противопожарном состоянии объектов, в том числе 2 166 в органы прокуратуры.
Так же по результатам мероприятий к административной ответственности привлечено 2 326 юридических и 3 807 должностных лиц, а также 70 граждан.
Из-за нарушений обязательных требований пожарной безопасности в суды направлено 40 материалов на административное приостановление деятельности объектов, по 13 из которых, приняты решения об административном приостановлении деятельности.
Кроме того, в ходе работы реализовано более 13 тыс. (13 377) практических тренировок по эвакуации людей в случае возникновения пожара и чрезвычайной ситуации.
Одновременно с этим инициировано проведение 3 678 заседаний комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности различного уровня по рассмотрению соответствующих вопросов на названной категории объектов.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости введения дополнительного федерального контроля за деятельностью поставщиков социальных услуг, поскольку речь идет о рисках нанесения вреда жизни и здоровью людей,
законопроектом предлагается ввести наиболее жесткий разрешительный режим - лицензирование.
При этом следует отметить, что альтернативные механизмы государственного воздействия на рассматриваемые общественные отношения рассматривались неоднократно в связи со следующим.
В соответствии с Федеральным
законом N 442-ФЗ поставщиком социальных услуг может быть юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.
Действующими нормами предусмотрено, что включение организаций социального обслуживания в реестр поставщиков социальных услуг осуществляется на добровольной основе. Реестр поставщиков социальных услуг в субъекте Российской Федерации является официальным источником полной и достоверной информации о деятельности поставщика, что дает возможность гражданину правильно сделать свой выбор, где бы он хотел получить социальные услуги в соответствии с его индивидуальной программой.
Вместе с тем, некоторые негосударственные организации предпочитают не входить в данный реестр, вследствие чего они зачастую нарушают установленные требования к соблюдению порядка и условий предоставления социальных услуг.
Механизм уведомительной регистрации также в настоящее время не позволяет осуществлять контроль за деятельностью всех поставщиков социальных услуг по следующим причинам.
Статья 33 Федерального закона N 442-ФЗ предусматривает государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания. К отношениям, связанным с осуществлением указанного контроля (надзора), организацией и проведением проверок поставщиков социальных услуг, применяются положения Федерального
закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Согласно данным положениям организации, осуществляющие социальные услуги, обязаны уведомить о начале осуществления своей деятельности уполномоченный орган государственного контроля (надзора). Юридические лица, индивидуальные предприниматели в случае непредставления уведомлений или представления таких уведомлений с содержанием в них недостоверных сведений несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, есть недобросовестные предприниматели в сфере социального обслуживания, которые пользуются тем, что в отдельных субъектах Российской Федерации надлежащий контроль за деятельностью негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги, не обеспечивается в полной мере.
Федеральная служба по труду и занятости в соответствии с
пунктом 5(1) Правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности", осуществляет прием и учет уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности по оказанию социальных услуг юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Роструд принимает уведомления по следующим видам деятельности: деятельность по уходу с обеспечением проживания; предоставление социальных услуг без обеспечения проживания (все виды деятельности, предусмотренные
пунктами 87 и
88 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).
Подача уведомлений носит заявительный характер, контроль подачи уведомлений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями к компетенции Роструда не относится.
В 2024 году в Роструд поступило и зарегистрировано 41 уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности по оказанию социальных услуг юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В период с 1 января 2013 года по 1 апреля 2024 года Федеральной службой по труду и занятости зарегистрировано 471 уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности по оказанию социальных услуг юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Реестр уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности по оказанию социальных услуг юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями до 1 апреля 2024 года был размещен на официальном сайте Роструда.
Следует отметить, что прием уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности никак не относится к контрольной (надзорной) деятельности Роструда, так как контролируемыми лицами в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, осуществляемого Рострудом, являются только государственные учреждения.
Коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по оказанию социальных услуг, контролируемыми лицами в рамках указанного вида контроля не являются.
Кроме того, реестр уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности по оказанию социальных услуг большую частью содержит информацию о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, деятельность которых согласно Общероссийскому
классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) не относится к социальному обслуживанию и предмету контроля, осуществляемого Рострудом, например:
88.91 Предоставление услуг по дневному уходу за детьми;
88.99 Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, в том числе: предоставление услуг социального характера, консультаций, материальной помощи;
87.90 Деятельность групповых домов для совместного проживания людей с социальными или личными проблемами, домов для несовершеннолетних преступников и правонарушителей, исправительных учреждений для несовершеннолетних и т.п.
В этой связи официальные статистические данные о количестве государственных и негосударственных учреждений социального обслуживания, в том числе индивидуальных предпринимателей, оказывающих социальные услуги, отличаются от сведений о количестве уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности, содержащихся в реестре уведомлений.
Следует отметить, что Федеральным
законом от 24 июля 2023 г. N 366-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 366-ФЗ) внесены изменения в Федеральный
закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в части электронной подачи уведомлений, создания Единого реестра уведомлений на базе Единого реестра видов контроля с 1 апреля 2024 года в связи с переходом уведомительного порядка в реестровую модель.
Принимая во внимание нормы Федерального
закона N 366-ФЗ, деятельность по приему и учету уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности с 1 апреля 2024 года не является государственной услугой, оказываемой в соответствии с требованиями Федерального
закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
С 1 апреля 2024 года уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности должно представляться юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) или региональных порталов государственных и муниципальных услуг в форме электронного документа, а ведение учета уведомлений должно осуществляться в информационной системе, определяемой Правительством Российской Федерации, посредством внесения в автоматическом режиме (без участия человека) сведений в единый реестр уведомлений на основании направленных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями уведомлений.
Таким образом, с 1 апреля 2024 года возможность подачи уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности по оказанию социальных услуг юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями непосредственно в Роструд (лично либо почтой) отсутствует.
Учитывая вышеизложенное, в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации неоднократно рассматривались законопроекты, предусматривающие введение норм, направленных на усиление контроля за деятельностью негосударственных поставщиков социальных услуг, однако они не были поддержаны.
В частности,
Законопроектом N 366426-7 "О внесении изменений в статьи 12 и 25 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" предлагалось внести в Федеральный
закон N 442-ФЗ изменения, предусматривающие обязательное включение всех организаций, оказывающих социальные услуги в стационарной форме, в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации.
Согласно
пояснительной записке к законопроекту целью его является пресечение мошенничества и недобросовестного предпринимательства в сфере социального обслуживания, защита прав пожилых граждан и инвалидов.
Вместе с тем, в
законопроекте не были установлены последствия неисполнения обязанности быть включенным в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации.
Соответственно реализация
законопроекта не обеспечила бы достижение указанной цели, так как отказ войти в реестр поставщиков социальных услуг негосударственной организации социального обслуживания, оказывающей социальные услуги в стационарной форме, не влечет прекращения ее деятельности, а следовательно, не гарантирует защиту прав граждан, находящихся в данных организациях.
Выявлять указанные организации, а также осуществлять контроль за их деятельностью возможно только при наличии лицензирования деятельности, что связано в том числе с тем, что с установлением лицензирования у организаций, осуществляющих деятельность без лицензии, и их должностных лиц возникнет как административная, так и уголовная ответственность.
За осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) предусмотрена административная (
статья 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
За осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере предусмотрена уголовная ответственность (
статья 171 Уголовного кодекса Российской Федерации).
В этой связи в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с недобросовестным осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности по предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания,
законопроектом предусматривается введение лицензирования деятельности по социальному обслуживанию в стационарной форме по предоставлению гражданам старше 18 лет комплекса социальных услуг, включая организованное питание, при постоянном, временном или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании.
В целях определения, что поставщиками социальных услуг осуществляется именно лицензируемый вид деятельности,
статьей 5 законопроекта определено, что лицензируемая деятельность по социальному обслуживанию - деятельность по социальному обслуживанию в стационарной форме по предоставлению гражданам старше 18 лет, в том числе маломобильным гражданам, комплекса социальных услуг, включая организованное питание, при постоянном, временном или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания, осуществляемая за плату или частичную плату, или в случаях, определенных настоящим Федеральным
законом, бесплатно, с привлечением к оказанию указанных услуг работников организаций социального обслуживания или лиц на основании договоров гражданско-правового характера, осуществляемая организациями социального обслуживания, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание.
Для целей
законопроекта вводится понятие "маломобильные граждане" - граждане старше 18 лет, утратившие способность самостоятельно передвигаться в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.
Такой подход обусловлен тем, что на данном этапе назрела необходимость ввести лицензирование деятельности домов - интернатов и психоневрологических домов-интернатов, поскольку именно в этом секторе социального обслуживания хаотично и бесконтрольно предоставляются социальные услуги в стационарной форме негосударственными "серыми" поставщиками социальных услуг. Привлекателен этот сектор для негосударственных поставщиков тем, что в соответствии с действующим законодательством социальные услуги гражданам пожилого возраста могут предоставляться за плату (до 75% от дохода в государственных организациях). Кроме того, спрос на данные услуги достаточно стабилен. Очередь на размещение в указанные дома-интернаты составляла на 1 января 2024 года около 7 тыс. человек.
Поскольку несовершеннолетним детям социальные услуги предоставляются бесплатно, коммерческий интерес для недобросовестных поставщиков социальных услуг стационарные организации социального обслуживания для детей не представляют.
В целях введения лицензирования деятельности, а также обеспечения деятельности негосударственных поставщиков социальных услуг на рынке социальных услуг, нормами
законопроекта предлагается устранить некоторые противоречия, не позволяющие им полноценно осуществлять деятельность по предоставлению социальных услуг в стационарной форме.
В частности, согласно нормам действующей редакции Федерального
закона N 442-ФЗ, получателем социальных услуг является гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании. Вместе с тем полномочия по признанию нуждающимся закреплены только за уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или уполномоченной им подведомственной организацией. Негосударственные организации такого права не имеют, что делает их деятельность противоречащей действующему законодательству, поскольку они оказывают социальные услуги в основном гражданам, не признанным нуждающимися в социальном обслуживании, без оформления индивидуальной программы предоставления социальных услуг.
В этой связи вносятся изменения в
статью 3 Федерального закона N 442-ФЗ, определяющие, что получатель социальных услуг - гражданин, которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги.
Корреспондирующие нормы вносятся в
статью 15 Федерального закона N 442-ФЗ. Действующая редакция указанной
статьи предусматривает, что гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.
Нормами
законопроекта предлагается признавать гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, только в случае, если социальные услуги предоставляются в том числе за счет бюджетных средств.
Таким образом, институт признания нуждаемости будет обязателен только в отношении тех граждан, которые получают социальные услуги в государственных организациях, а также если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), и получают компенсации за оказанные социальные услуги, а также если организовано оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, в соответствии с нормами Федерального
закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере".
Законопроектом предлагается предусмотреть передачу полномочий по лицензированию деятельности по социальному обслуживанию органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с этим Федеральный
закон N 442-ФЗ предлагается дополнить
статьей 7.1 "О передаче Российской Федерацией осуществления полномочий по лицензированию деятельности по социальному обслуживанию".
Финансовое обеспечение переданных полномочий предлагается осуществлять за счет средств субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
Общий объем финансовых средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, будет определяться на основании методики, утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии со
статьей 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации предлагается передать следующие полномочия по лицензированию:
предоставление лицензии;
ведение лицензионного дела;
формирование и ведение реестра лицензий;
переоформление лицензии;
отзыв и приостановление лицензии;
предоставление выписок из реестра лицензий;
прекращение действия лицензии;
досудебное производство;
рассмотрение жалоб и обращений.
Статьей 21 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензирующие органы формируют открытый и общедоступный государственный информационный ресурс. В этой связи нормами
законопроекта предусмотрено, что ведение реестра лицензий осуществляется в порядке, установленном
статьей 21 указанного Закона.
Планировалось, что работа будет проводиться на базе государственной информационной системы "Типовое облачное решение контрольной (надзорной) деятельности" (далее - ГИС ТОР КНД).
Учитывая, что в соответствии с
пунктом 6 Положения о ГИС ТОР КНД, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 г. N 482, оператором ГИС ТОР КНД является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в связи с замечаниями Минфина России, в части определения источников и объемов финансирования на разработку и ведение указанного информационного ресурса, запрошена позиция Минцифры России, подтверждающая готовность обеспечить реализацию положений
законопроекта в ГИС ТОР КНД в рамках средств, предусматриваемых в федеральном бюджете.
Согласно позиции Минцифры России, в связи с принятием в эксплуатацию федеральной государственной информационной системы "Единая система предоставления государственных и муниципальных услуг (сервисов)" (далее - ФГИС ПГС) 30 апреля 2024 года во исполнение приказа Минцифры России от 28 марта 2024 г. N 272 "О принятии в эксплуатацию федеральной государственной информационной системы "Единая система предоставления государственных и муниципальных услуг (сервисов)", реализована возможность проведения указанной работы посредством ФГИС ПГС.
Контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, предусмотренный требованиями Федерального
закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", предлагается возложить на Федеральную службу по труду и занятости.
В этой связи для реализации
законопроекта потребуются средства на осуществление Федеральной службой по труду и занятости контроля за эффективностью и качеством осуществления переданных полномочий.
Для осуществления соответствующих полномочий потребуется 5 единиц штатной численности центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости с учетом, что
законопроектом предусмотрена поэтапная реализация, предлагается: в 2025 году - 3 штатные единицы, в 2026 году - 1 штатная единица, в 2027 - 1 штатная единица.
Законопроектом также вносятся изменения в
статью 33 Федерального закона N 442-ФЗ в части осуществления лицензионного контроля.
Так, предлагается, что лицензионный контроль будет осуществляться:
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере социального обслуживания (Роструд), в отношении поставщиков социальных услуг из числа организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении поставщиков социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание, в рамках регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.
Таким образом,
законопроектом предусматривается, что лицензионный контроль будет осуществляться в рамках действующих видов контроля: федерального и регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.
В связи с тем, что вводится новый вид лицензирования, после вступления в силу Федерального
закона будут выдаваться лицензии лицам, фактически осуществляющим деятельность, подпадающую под требования лицензирования.
В дальнейшем выдача лицензий будет осуществляться только лицам, которые будут намерены осуществлять указанную деятельность, что повлечет существенное снижение нагрузки на государственные органы в части выдачи лицензий. В части лицензионного контроля лицензиатов нагрузка на государственные органы не изменится.
Таким образом, предлагается модель передачи полномочий, при которой не потребуется сокращения численности после завершения лицензирования лиц, фактически осуществляющих деятельность, подпадающую под требования лицензирования.
Одной из основных проблем, не позволяющей негосударственным поставщикам в настоящее время прозрачно и эффективно работать на рынке социальных услуг, является правовая неопределенность статуса помещений, в которых могут предоставляться социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания негосударственными организациями.
Согласно нормам
части 3 статьи 19 Федерального закона N 442-ФЗ получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления социальных услуг.
Вместе с тем, исходя из норм
статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, использование жилых помещений многоквартирных и индивидуальных жилых домов для предоставления социальных услуг в стационарной форме фактически запрещено.
Так, согласно указанным нормам использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, допускается, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Действующие требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические требования законодательства не позволяют негосударственным поставщикам осуществлять указанную деятельность в жилых помещениях многоквартирных домов и индивидуальных жилых домах.
Согласно нормам
статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:
частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов;
специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам
раздела IV Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилищного фонда социального использования и специализированного жилищного фонда.
При этом согласно нормам
статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда в сфере социального обслуживания отнесены:
жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан;
жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.
Таким образом, использование жилых помещений частного жилого фонда в качестве специализированных жилых помещений не предусмотрено действующим законодательством.
Исходя из вышеизложенного действующая редакция
статьи 19 Федерального закона N 442-ФЗ позволяет работать на рынке социальных услуг только государственным поставщикам.
В этой связи
часть 3 статьи 19 Федерального закона N 442-ФЗ предлагается изложить в следующей редакции:
"3. Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями специализированного жилищного фонда или помещениями, пригодными для временного размещения (пребывания) граждан, отвечающими установленным требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям законодательства, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных
пунктами 1 -
7 статьи 20 настоящего Федерального закона.".
Кроме того, учитывая, что негосударственные организации осуществляют деятельность в основном в зданиях индивидуальных жилых домов, рассчитанных на проживание не более 30 человек,
законопроектом предлагается
статью 23 Федерального закона N 442-ФЗ дополнить
частью 4.1, нормами которого вводится понятие "малокомплектные организации социального обслуживания". При этом устанавливается, что малокомплектные организации социального обслуживания - это стационарные организации социального обслуживания, расположенные в индивидуальных жилых домах, возведенных на земельных участках, имеющих вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", вместимостью не более 30 получателей социальных услуг, в том числе не более 5 маломобильных граждан, в которых предоставляются социальные услуги, услуги проживания (пребывания) и питания.
Численность получателей социальных услуг в малокомплектных организациях социального обслуживания определяется исходя из расчета жилой площади жилых помещений и помещений для оказания социальных услуг, общая площадь которых должна составлять не менее 10 м2, в том числе не менее 6 м2 жилой площади на 1 получателя социальных услуг.
Жилые помещения для маломобильных граждан должны располагаться не выше первого этажа.
Не допускается размещение малокомплектных организаций социального обслуживания в жилых помещениях многоквартирных жилых домов.
Особенности организации деятельности малокомплектных организаций социального обслуживания определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Требования пожарной безопасности к малокомплектным организациям социального обслуживания устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности.
Требования обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия малокомплектных организаций социального обслуживания устанавливаются нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения".
В целях реализации указанных проектируемых норм необходимо внести изменения:
в
раздел IX "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию зданий, помещений и деятельности организаций социального обслуживания" санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. N 44;
постановление Правительства Российской Федерации 16 сентября 2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации".
Поскольку согласно действующему законодательству доступ должностных лиц в жилые помещения против воли проживающих в них физических лиц не допускается (согласие жильцов не требуется только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения),
часть 2 статьи 33 Федерального закона N 442-ФЗ предлагается дополнить
пунктом 2.1 следующего содержания:
"2.1) при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания допускается проведение осмотра в отношении жилых помещений, используемых при осуществлении лицензируемой деятельности по социальному обслуживанию в стационарной форме.".
К лицензионным требованиям, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление деятельности по социальному обслуживанию, предлагается отнести: наличие зданий, строений, помещений, в которых созданы специальные условия для предоставления социальных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья, безопасные условия проживания и содержания в соответствии с установленными нормами и нормативами, обеспечивающими жизнь и здоровье получателей социальных услуг и работников организаций, и отвечающих требованиям санитарных правил и пожарной безопасности; наличие необходимого материально-технического обеспечения и персонала.
При этом для предоставления лицензии необходимо подать заявление о предоставлении лицензии в электронной форме с приложением санитарно-эпидемиологического заключения и декларации пожарной безопасности в соответствии с Федеральным
законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и другие документы.
Перечень указанных документов будет указан в положении о лицензировании деятельности по социальному обслуживанию в стационарной форме, которое будет утверждено Правительством Российской Федерации после принятия
законопроекта.
Поскольку одномоментно лицензированию подлежит большое количество организаций нормами
законопроекта предусмотрено, что лицензия будет предоставляться автоматически. Проверку документов предлагается осуществлять посредством их запроса по системе межведомственного взаимодействия.
Вносимые
законопроектом изменения позволят поставить под государственный контроль вопросы жизни и здоровья людей, которые проживают в домах для престарелых, психоневрологических интернатах, так как работа этих организаций будет осуществляться под строгим присмотром со стороны контролирующих органов и должна будет соответствовать законодательно установленным нормам в части организации жизнедеятельности этих людей в быту, питании, дневной занятости.
Введение лицензии на деятельность по предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания позволит обеспечить:
гарантию гражданам на получение качественного социального обслуживания;
преимущество добросовестным предпринимателям в виде ставки 0 процентов по налогу на прибыль как организациям, осуществляющим социальное обслуживание;
преимущество добросовестным предпринимателям в виде права на получение компенсаций за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при предоставлении социального обслуживания в случае включения в реестр поставщиков социальных услуг;
преимущество добросовестным предпринимателям в виде возможности получения льготного кредитования инвестиционных проектов в сфере социального обслуживания населения по ставке не более 4% годовых при условии включения в реестр поставщиков социальных услуг.
Лицензию на предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания предлагается выдавать без ограничения срока действия.
Законопроектом предусматривается, что до дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего передачу осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования деятельности по социальному обслуживанию в стационарной форме органам государственной власти субъектов Российской Федерации, лицензирование осуществляют:
1) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере социального обслуживания, в отношении поставщиков социальных услуг из числа организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации;
2) уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении поставщиков социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.
В связи с тем, что вводится новый вид лицензирования, после вступления в силу Федерального
закона будут выдаваться лицензии лицам, фактически осуществляющим деятельность, подпадающую под требования лицензирования. В дальнейшем выдача лицензий будет осуществляться только лицам, которые будут намерены осуществлять указанную деятельность.
Законопроектом предусматривается, что лицензионный контроль будет осуществляться в рамках федерального и регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.
Учитывая, что нормами
законопроекта предусмотрено, что лицензия будет предоставляться автоматически, а лицензионный контроль осуществляться в рамках действующих видов контроля, нагрузка на государственные органы не изменится.
Таким образом, предлагается модель введения лицензирования, при которой не потребуется увеличения штатной численности и дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Лицензирование предлагается вводить поэтапно.
Так, нормами
законопроекта предусмотрено, что Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года, за исключением
пункта 3 статьи 5, вступающего в силу с 1 января 2026 года.
Со дня вступления в силу Федерального
закона и до 1 января 2028 года действует переходный период, в течение которого определяется организация лицензирования деятельности по предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
В переходный период:
государственные, негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по социальному обслуживанию в стационарных организациях, которые по состоянию на 1 января 2025 года не включены в реестры поставщиков социальных услуг субъектов Российской Федерации, обязаны с 1 января 2026 года и до 1 января 2027 года получить лицензию на осуществление указанного вида деятельности либо прекратить ее осуществление;
государственные, негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по социальному обслуживанию в стационарных организациях, которые по состоянию на 1 января 2025 года включены в реестры поставщиков социальных услуг субъектов Российской Федерации, обязаны с 1 января 2026 года и до 1 января 2028 года получить лицензию на осуществление указанного вида деятельности либо прекратить ее осуществление.
Законопроектом вносится изменение в Федеральный
закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", предусматривающее включение в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, деятельности по предоставлению социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
Принятие
законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие
законопроекта будет способствовать достижению цели государственной
программы "Социальная поддержка граждан".
Законопроект соответствует положениям
Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(В ЧАСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ
СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ В СТАЦИОНАРНОЙ ФОРМЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ)"
Принятие Федерального
закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части лицензирования деятельности по предоставлению социального обслуживания гражданам в стационарной форме)" потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Предполагается, что получение лицензии на осуществление деятельности по предоставлению социального обслуживания гражданам в стационарной форме потребуется порядка 3559 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям из числа государственных и негосударственных организаций социального обслуживания.
Лицензирование деятельности по предоставлению социального обслуживания гражданам в стационарной форме предлагается вводить поэтапно.
До 1 января 2028 года - юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по предоставлению социального обслуживания гражданам в стационарной форме, которые по состоянию на 1 января 2025 года не включены в реестры поставщиков социальных услуг субъектов Российской Федерации, обязаны с января 2026 года и до 1 января 2027 года получить лицензию на осуществление указанного вида деятельности либо прекратить ее осуществление.
Юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по предоставлению социального обслуживания гражданам в стационарной форме, которые по состоянию на 1 января 2025 года включены в реестры поставщиков социальных услуг субъектов Российской Федерации, обязаны с января 2026 года и до 1 января 2028 года получить лицензию на осуществление указанного вида деятельности либо прекратить ее осуществление.
Таким образом, предполагается получение лицензии:
в 2026 году - 1786 организациями (негосударственные организации, не включенные в реестр поставщиков социальных услуг (1400 организаций), государственные организации, включенные в реестр поставщиков социальных услуг (386 организаций - 20% из числа государственных организаций);
в 2027 году - 1786 организациями (негосударственные организации, включенные в реестр поставщиков социальных услуг (192 организации), государственные организации, включенные в реестр поставщиков социальных услуг (1594 организации - 80% из числа государственных организаций);
в 2028 году - негосударственными организациями, планирующими осуществление деятельности по предоставлению социального обслуживания гражданам в стационарной форме, а также государственными и негосударственными организациями в случае переоформления лицензии.
Учитывая, что Налоговым кодексом Российской Федерации
(пункт 92 статьи 333.33) установлен единый размер государственной пошлины за предоставление уполномоченными органами лицензии - 7 500 рублей, за переоформление лицензии - 3500, общий объем доходов федерального бюджета от выдачи лицензии вышеуказанным организациям, предоставляющим социальное обслуживания гражданам в стационарной форме, составит около:
в 2026 году - 13,4 млн. рублей;
в 2027 году - 13,4 млн. рублей;
в 2028 году - 13,4 млн. рублей.
Проектом Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусматривается передача полномочий по лицензированию органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Также предусматривается наделение Федеральной службы по труду и занятости полномочием по контролю за осуществлением переданных полномочий.
Наделение полномочий по лицензионному контролю Федеральной службы по труду и занятости и органов субъектов Российской Федерации не потребует дополнительного финансирования, поскольку вместо соблюдения обязательных требований в сфере социального обслуживания будет осуществляться надзор за соблюдением лицензионных требований, схожих по объему.
- средства на осуществление полномочий Федеральной службой по труду и занятости;
- средства на осуществление переданных полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в виде межбюджетного трансферта в форме субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации.
Расчет потребности средств произведен исходя из численности сотрудников, необходимых для осуществления соответствующего вида деятельности, которые определены исходя из сложившейся практики по другим видам надзора, осуществляемых Федеральной службой по труду и занятости и скорректированными в соответствии со спецификой.
Для осуществления соответствующих полномочий потребуется 5 единиц штатной численности центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости с учетом, что
законопроектом предусмотрена поэтапная реализация предлагается: в 2025 году - 3 штатные единицы, в 2026 году - 1 штатная единица, в 2027 - 1 штатная единица
Исходя из количества предполагаемых объектов лицензирования (3559), а также (в соответствии с производственным календарем на 2024 год) количества рабочих дней (248), нормы рабочих часов (1979), нормативов расходов на содержание. Кроме того, с учетом организации процесса работы на конкретном этапе реализации предлагаемого
законопроекта (в человека/часах, с указанием среднего времени выполнения и периодичности соответствующих работ). (Приложение N 1).
В 2025 году будет проводиться работа по подготовке правовых актов (методических рекомендаций) и обязательных для исполнения инструктивные материалов по осуществлению органами исполнительной власти переданных полномочий, методическое сопровождение лицензионной деятельности, как нового подвида контроля включая разъяснения, консультирование и ведение документооборота (консультирование, приглашения, служебные записки, письма, протоколы), а также рассмотрение обращений. В человека/часах, с указанием среднего времени выполнения и периодичности соответствующих работ все выше перечисленные работы занимают 5 386. (На 2025 год потребуется 3 шт. ед. при норме рабочих часов в 2024 году 1979 ч, согласно производственного календаря, а также за минусом времени на отпуск (35 * 8 = 280 - на 1 шт. ед.))
В 2026 году будут дополнительные задачи по ежедневному мониторингу внесения данных уполномоченными органами власти (в части соответствия требованиям лицензирования, а также исполнение положений
248-ФЗ), контроль за принятием нормативно-правовых актов субъектами Российской Федерации, мониторинг реализации подготовительных процедур по переданным полномочиям (сбор информации). В человека/часах, с указанием среднего времени выполнения и периодичности соответствующих работ все выше перечисленные работы занимают 1 680. (На 2026 год потребуется 1 шт. ед. при норме рабочих часов в 2024 году 1979 ч, согласно производственного календаря, а также за минусом времени на отпуск (35 * 8 = 280 - на 1 шт. ед.).
В 2027 году начинается работа по проведению проверок (органов исполнительной власти) в части переданных полномочий, подготовка заключений о результатах проводимых контрольных мероприятий в части переданных полномочий, а также контроль за устранением выявленных недостатков и нарушений. В человека/часах, с указанием среднего времени выполнения и периодичности соответствующих работ все выше перечисленные работы занимают 1 536. (На 2027 год потребуется 1 шт. ед. при норме рабочих часов в 2024 году 1979 ч, согласно производственного календаря, а также за минусом времени на отпуск (35 * 8 = 280 - на 1 шт. ед.).
Кроме того, необходимо отметить, что за последние годы предельная численность Роструда сократилась на 10% (с 2 807 до 2 575).
Вместе с тем появился новый объем работы на выполнение, которой не выделялись дополнительные штатные единицы, а именно по:
осуществлению последующего контроля за соблюдением порядка предоставления средств федерального бюджета получателям гранта в соответствии с
постановлением Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 369 "О предоставлении грантов в форме субсидий из федерального бюджета коммерческим организациям на реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан" (Справочно: 3 федеральных оператора и более 4 500 образовательных организаций в части процесса обучения отдельных категорий граждан, объем средств составляет 8 279,5 млн. рублей);
осуществление последующего контроля за расходованием органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств, предоставляемых в виде субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации отдельных мероприятий региональных проектов, направленных на повышение эффективности службы занятости, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов Федерального
проекта "Содействие занятости", входящего в состав национального проекта "Демография" утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" (Справочно: с 2023 года начало реализации комплексной модернизации служб занятости населения, 17 регионов участников, далее ежегодный отбор новых участников.).
Размер средств федерального бюджета на осуществление соответствующих полномочий сотрудниками центрального аппарата Роструда получается следующий:
Центральный аппарат Роструда | 2025 год | 2026 год | 2027 год |
Расходы на ФОТ | 6 248 097 | 8 372 450 | 10 517 630 |
Расходы на содержание и командировочные расходы | 655 800 | 795 420 | 940 100 |
Оргтехника для оборудования рабочего места (компьютеры, принтеры, МФУ) | 605 920 | 193 307 | 183 307 |
ИТОГО (доп. потребность) | 7 509 817 | 9 361 177 | 11 641 037 |
Выделение бюджетных ассигнований на осуществление полномочий Федеральной службой по труду и занятости предлагается учесть при формировании и рассмотрении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов".
Расчет средств, необходимых для осуществления переданных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации, произведен на основании разработанной методики распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по лицензированию деятельности по социальному обслуживанию (Приложения N 2 и N 3).
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по лицензированию деятельности по социальному обслуживанию" прилагается.
Размер средств, необходимых на осуществление переданных полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в виде межбюджетного трансферта в форме субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации составляет:
на 2026 год - 13 405, 9 тыс. рублей;
на 2027 год - 13 405, 9 тыс. рублей;
на 2028 год - 13 405, 9 тыс. рублей.
Таким образом, общий объем средств, необходимых для реализации
законопроекта, составляет:
на 2025 год - 7 509, 8 тыс. рублей;
на 2026 год - 22 767, 1 тыс. рублей;
на 2027 год - 25 046, 9 тыс. рублей.
Статьей 21 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензирующие органы формируют открытый и общедоступный государственный информационный ресурс. В этой связи нормами
законопроекта предусмотрено, что ведение реестра лицензий осуществляется в государственной информационной системе, определяемой Правительством Российской Федерации.
Планируется, что работа будет вестись на базе федеральной государственной информационной системы "Единая система предоставления государственных и муниципальных услуг (сервисов)" (далее - ФГИС ПГС).
Реализация положений
законопроекта в ФГИС ПГС будет осуществляться в рамках средств, предусматриваемых в федеральном бюджете. Дополнительных средств федерального бюджета не потребуется.
Приложение: на 12 л. (не приводится).
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ
СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ
С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (В ЧАСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ В СТАЦИОНАРНОЙ ФОРМЕ)"
Принятие Федерального
закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части лицензирования деятельности по социальному обслуживанию в стационарной форме)" (далее - законопроект) не потребует признания утратившими силу или приостановления нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или федеральных органов исполнительной власти.
постановления Правительства Российской Федерации "О лицензировании деятельности по социальному обслуживанию в стационарной форме" в целях реализации
статьи 5 законопроекта.
Головной исполнитель: Минтруд России; соисполнители: Минфин России, Минэкономразвития России, МЧС России, Роспотребнадзор, Роструд.
постановления Правительства Российской Федерации "О порядке предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по лицензированию деятельности по социальному обслуживанию" в целях реализации
пункта 3 статьи 5 законопроекта.
Головной исполнитель: Минтруд России; соисполнители: Минфин России, Минэкономразвития России, Роструд.
приказа Минтруда России "Об утверждении Порядка осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации по лицензированию деятельности по социальному обслуживанию" в целях реализации
пункта 3 статьи 5 законопроекта.
Головной исполнитель: Минтруд России. Соисполнители: Роструд;
приказ Минтруда России "О внесении изменений в приказ Минтруда России от 24 ноября 2014 г. N 940н "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений" в целях реализации
пункта 6 статьи 5 законопроекта.
Головной исполнитель: Минтруд России; соисполнители: Минфин России, Минэкономразвития России, МЧС России, Роспотребнадзор, Роструд;
приказа Минтруда России "Об утверждении формы отчета о расходовании средств субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по лицензированию деятельности по социальному обслуживанию и порядка его представления" в целях реализации
пункта 3 статьи 5 законопроекта.
Головной исполнитель: Минтруд России. Соисполнители: Минфин России, Минэкономразвития России, Роструд.
в
постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" в целях реализации
пункта 3 статьи 5 законопроекта.
Головной исполнитель: Минтруд России. Соисполнители: Роструд;
в
постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 999 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания" в целях реализации
пункта 7 статьи 5 законопроекта.
Головной исполнитель: Минтруд России. Соисполнители: Минэкономразвития России, Роструд;
в
постановление Правительства Российской Федерации 16 сентября 2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" в целях реализации
пункта 6 статьи 5 законопроекта.
Головной исполнитель: МЧС России. Соисполнители: Минтруд России, Минэкономразвития России, Роструд;
в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "О внесении изменений в санитарные правила СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. N 44" (в части
раздела IX "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию зданий, помещений и деятельности организаций социального обслуживания") в целях реализации
пункта 6 статьи 5 законопроекта.
Головной исполнитель: Роспотребнадзор. Соисполнители: Минтруд России, Минэкономразвития России;
в
приказ Минтруда России от 24 ноября 2014 г. N 940н "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений" в целях реализации
пункта 6 статьи 5 законопроекта.
Головной исполнитель: Минтруд России; соисполнители: Минфин России, Минэкономразвития России, МЧС России, Роспотребнадзор, Роструд.
о проведении оценки регулирующего воздействия проекта
нормативного правового акта