Главная // Пожарная безопасность // Законопроект
СПРАВКА
Информация о публикации
Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://sozd.duma.gov.ru/ по состоянию на 02.12.2019
Стадия рассмотрения проекта
Название документа
Проект Федерального закона N 850085-7
"О внесении изменений в статью 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" и в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 02.12.2019)

Проект Федерального закона N 850085-7
"О внесении изменений в статью 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" и в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 02.12.2019)


Содержание


Проект
N 850085-7
Внесен Белгородской
областной Думой
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 37 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" И В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ТЕХНИЧЕСКИЙ
РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
Статья 1
В абзаце четырнадцатом части второй статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2004, N 35, ст. 3607; 2016, N 1 (часть I), ст. 68) слово "статьей" заменить словами "статьями 91.1,".
Статья 2
Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30 (часть I), ст. 3579; 2012, N 29, ст. 3997) дополнить статьей 91.1 следующего содержания:
"Статья 91.1. Размещение подразделений пожарной охраны в организациях торговли
В организациях торговли с массовым пребыванием людей, являющихся многофункциональными торговыми комплексами, расположенных в зданиях площадью более 5000 м2, в соответствии с законодательством Российской Федерации создаются или размещаются привлекаемые по гражданско-правовым договорам подразделения частной пожарной охраны или размещаются привлекаемые по гражданско-правовым договорам подразделения добровольной пожарной охраны.".
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
Нумерация статей дана в соответствии с официальным текстом документа.
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 37 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
И В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
Настоящий законопроект направлен на усиление мер пожарной безопасности в организациях торговли с массовым пребыванием людей, являющихся многофункциональными торговыми комплексами, расположенных в зданиях площадью более 5000 м2, и предусматривает обязанность руководителей указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации на указанных объектах создавать или размещать привлекаемые по гражданско-правовым договорам подразделения частной пожарной охраны или размещать привлекаемые по гражданско-правовым договорам подразделения добровольной пожарной охраны.
При разработке предлагаемых изменений в статью 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" и в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" основной акцент был направлен на объекты с массовым пребыванием людей, а именно многофункциональные торговые комплексы.
Так как каждое торговое здание обладает своими индивидуальными особенностями, выработать единый подход для всех подобных объектов сложно. Наиболее уязвимыми в случае возникновения чрезвычайной ситуации являются объекты с массовым пребыванием людей. К ним, в первую очередь, относятся многофункциональные торговые комплексы, включающие в себя помещения различного функционального назначения: торговые, развлекательные, офисные, зрелищные, выставочные, складские, спортивно-оздоровительные и др. При этом наиболее посещаемыми зонами являются зона общественного питания (кафе, рестораны), развлекательная зона (боулинг, бильярд, картинг, детская игровая зона), зрелищная зона (кинокомплекс, площадка для временных представлений (эстрада)), спортивно-оздоровительная зона (фитнес-клуб, батутная арена, каток), которые располагаются на верхних этажах (занимают верхний уровень) здания.
В период проведения массовых мероприятий (акций, розыгрышей, соревнований, концертов, выставок и др.) скопление людей в различных функциональных зонах здания может превышать допустимую вместимость, определенную пунктами 6.22, 6.23, 6.63, 6.65 "СП 118.13330.2012 "Свода правил. Общественные здания и сооружения", в несколько раз.
В случае возникновения чрезвычайной ситуации совокупность различных факторов создает повышенный риск причинения вреда здоровью и жизни людей, а именно:
- в зависимости от высоты этажа, являющегося местом проведения массовых мероприятий, увеличивается время эвакуации людей;
- большая концентрация посетителей разной возрастной категории, в том числе маломобильных групп населения, повышает вероятность возникновения паники и давки и затруднение выхода.
Наличие в таких многофункциональных торговых комплексах подразделений частной или добровольной пожарной охраны, их профессиональные навыки, знание планировки здания, владение средствами пожаротушения позволит максимально быстро и эффективно организовать эвакуацию людей, провести мероприятия по локализации возгорания до прибытия подразделений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Дальнейшее взаимодействие сотрудников МЧС России с профессиональным, подготовленным штатом, знающим здание изнутри, позволит предотвратить возможные катастрофические последствия пожара.
В настоящее время в отсутствие национального стандарта классификации торговых центров для торговой недвижимости используется европейская классификация. Торговые центры в ней располагаются по группам в зависимости от их местоположения, размеров торговой площади, состава и специализации основных арендаторов. Исходя из размеров торговой площади выделяют микрорайонный торговый центр - площадью менее 3000 м2, районный торговый центр - 3000 - 10000 м2, окружной торговый центр - 10000 - 30000 м2, региональный торговый центр - 30000 - 45000 м2.
На примере реализованного проекта создания пожарной охраны в торгово-развлекательном центре площадью 23000 м2 (охватываемом предлагаемой законопроектом категорией зданий площадью более 5000 м2) был проведен анализ финансовых затрат на содержание одного члена соответствующего подразделения. Так, предполагаемые затраты в среднем составят 18 000,00 рублей, включая:
- обучение пожарно-техническому минимуму - 1300,00 рублей;
- боевая одежда пожарного - от 6000,00 до 8000,00 рублей;
- каска - 1300,00 рублей;
- рукавицы (перчатки) - от 2500,00 до 3000,00 рублей;
- самоспасатель - от 1500,00 до 1800,00 рублей;
- рация - 1600,00 рублей;
- фонарь - 2500,00 рублей.
Минимальный количественный состав частной (добровольной) пожарной охраны подобного торгового центра 5 человек. Численность сотрудников торгово-развлекательного центра в смену включает 4 сотрудника службы охраны (штатные или привлеченные) и 4 штатные единицы линейного персонала торгового центра (инженеры, слесари, сантехники), что, в свою очередь, покрывает необходимый минимальный количественный состав добровольной пожарной охраны и не влечет увеличение фонда оплаты труда. При этом обязательным условием является наличие в штате специалиста по пожарной безопасности.
В целом предлагаемые изменения позволят повысить эффективность действий, связанных с эвакуацией людей и тушением пожара, до прибытия подразделений государственной противопожарной службы на место пожара, а также будут способствовать более высокому уровню пожарной безопасности зданий и сооружений для сохранения жизни и здоровья людей.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В СТАТЬЮ 37 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
И В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
Принятие указанного федерального закона не повлечет изменение финансовых обязательств государства, и его реализация не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАКОНОВ РСФСР, ФЕДЕРАЛЬНЫХ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ И ИНЫХ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РСФСР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ,
ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 37 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" И В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ТЕХНИЧЕСКИЙ
РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" и в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.