Главная // Пожарная безопасность // Заключение
СПРАВКА
Информация о публикации
Стадия рассмотрения проекта
Название документа
Заключение Комитета ГД ФС РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму от 07.11.2007 N 3.8-13/1339
"На проект Федерального закона N 487983-4 "О техническом регламенте "Общие требования пожарной безопасности"


Заключение Комитета ГД ФС РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму от 07.11.2007 N 3.8-13/1339
"На проект Федерального закона N 487983-4 "О техническом регламенте "Общие требования пожарной безопасности"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ,
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ И ТУРИЗМУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 7 ноября 2007 г. N 3.8-13/1339
НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 487983-4 "О ТЕХНИЧЕСКОМ
РЕГЛАМЕНТЕ "ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму рассмотрел проект Федерального закона N 487983-4 "О техническом регламенте "Общие требования пожарной безопасности" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом устанавливаются основные требования пожарной безопасности к различным объектам экономики и видам деятельности в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества от пожаров. Определяются основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, устанавливаются общие требования к обеспечению пожарной безопасности людей и окружающей среды, а также к системам обеспечения пожарной безопасности объектов.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта и считает, что принятие общих норм пожарной безопасности в форме технического регламента позволит снять существующие противоречия и установить четкую систему взаимоотношений собственников объектов противопожарной защиты и надзорных органов.
Вместе с тем, по мнению Комитета, ряд положений законопроекта нуждается в уточнении, дополнении и детализации при его подготовке ко второму чтению.
Так, в соответствии со статьей 1 законопроекта технический регламент принимается в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества от пожаров. Выполнение этих задач является приоритетным и зависит от выполнения требований пожарной безопасности к объектам защиты, на которых находятся граждане. В связи с этим в статье 1 законопроекта необходимо установить приоритетность требований законопроекта для объектов защиты, а продукция должна рассматриваться как составная часть объекта защиты.
Комитет полагает целесообразным включить в статью 2 законопроекта определение термина "пожар", изложив его в следующей редакции: "пожар - неконтролируемое горение, повлекшее действия по его ликвидации, причинившее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства".
Часть 3 статьи 6 законопроекта содержит положение о том, что при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется. Однако, в действующих нормативных правовых актах требования пожарной безопасности не подразделяются на обязательные и необязательные. В связи с этим Комитет полагает целесообразным исключить часть 3 статьи 6 из законопроекта, что позволит также снять противоречия в требованиях части 3 и части 6 статьи 6 законопроекта об обязательном проведении расчета по оценке пожарного риска при разработке декларации пожарной безопасности.
По мнению Комитета в части 5 статьи 6 законопроекта необходимо указать контролирующий орган, которому подается декларация пожарной безопасности и который уполномочен определять степень ее полноты и объективности.
В статье 2 законопроекта отсутствует определение термина "потенциальный риск", исходя из этого в части 2 статьи 25 законопроекта при определении категории наружных установок термин "потенциальный риск" целесообразно заменить на термин "индивидуальный риск".
Согласно требованиям второго абзаца статьи 54 законопроекта системы пожарной сигнализации оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть смонтированы на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и/или гибели людей. Комитет считает целесообразным второй абзац статьи 54 законопроекта исключить, а саму статью конкретизировать, дополнив приложением с перечнем объектов, подлежащих обязательному оборудованию системами пожарной сигнализации оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Второй абзац статьи 60 законопроекта содержит требования по обеспечению возможности безопасной эвакуации обслуживающего персонала, участвующего в тушении пожара первичными средствами пожаротушения, в безопасную зону в случае отказа первичных средств пожаротушения, что относится к проектным решениям системы предотвращения пожаров. Для исключения противоречий в проектных и организационных решениях по противопожарной защите объектов Комитет предлагает исключить из статьи 60 законопроекта указанные требования и включить в законопроект приложение с конкретными требованиями по номенклатуре, количеству, условиям и местам размещения первичных средств пожаротушения на объектах защиты.
Комитет отмечает, что в соответствии с частью 5 статьи 64 законопроекта требуется разработать декларацию пожарной безопасности в течение 6 месяцев после вступления в силу настоящего технического регламента. Разработка декларации требует проведения сложных расчетов, которые в отсутствии специалистов не могут быть удовлетворительно выполнены собственниками объектов защиты в сжатые сроки. Целесообразно установить этапы и приоритеты разработки декларации в зависимости от пожарной опасности объектов защиты и наличие в них массового пребывания людей.
Комитет предлагает статью 91 законопроекта изложить в следующей редакции: "Помещения, здания и сооружения оборудуются установками автоматической пожарной сигнализации и пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности защищаемых помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска и в соответствии с приложением", а сам законопроект дополнить приложением с перечнем зданий, помещений и технологических установок, подлежащих обязательному оборудованию автоматическими системами пожарной сигнализации и пожаротушения.
Необходимо также включить в законопроект приложение с перечнем критериев для обязательного создания и содержания пожарной охраны объектов защиты осуществляемого за счет их собственных средств, а также в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Учитывая изложенное Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму считает возможным поддержать проект Федерального закона N 487983-4 "О техническом регламенте "Общие требования пожарной безопасности", внесенный Правительством Российской Федерации, с устранением отмеченных замечаний при доработке законопроекта ко второму чтению.
Председатель Комитета
Е.А.ФЕДОРОВ