Главная // Пожарная безопасность // Заключение
СПРАВКА
Информация о публикации
Стадия рассмотрения проекта
Название документа
Решение Комитета ГД ФС РФ по вопросам местного самоуправления от 27.06.2007 N 96/6
"О проекте Федерального закона N 409804-4 "О внесении изменений в статьи 14, 15 и 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "О пожарной безопасности"

Решение Комитета ГД ФС РФ по вопросам местного самоуправления от 27.06.2007 N 96/6
"О проекте Федерального закона N 409804-4 "О внесении изменений в статьи 14, 15 и 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "О пожарной безопасности"


Содержание


ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ВОПРОСАМ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
РЕШЕНИЕ
от 27 июня 2007 г. N 96/6
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 409804-4 "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 14, 15 И 50 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ
ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ" И СТАТЬЮ 19 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
(в части изменения компетенции органов местного
самоуправления по обеспечению первичных мер
пожарной безопасности)
Рассмотрев и обсудив проект Федерального закона N 409804-4 "О внесении изменений в статьи 14, 15 и 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" (в части изменения компетенции органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), внесенный Курганской областной Думой, Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления решил:
1. Рекомендовать Государственной Думе отклонить проект Федерального закона N 409804-4 "О внесении изменений в статьи 14, 15 и 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "О пожарной безопасности", внесенный Курганской областной Думой.
2. Утвердить заключение Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления по указанному законопроекту (прилагается).
3. Определить содокладчиком по указанному законопроекту председателя Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления Мокрого Владимира Семеновича.
4. Направить настоящее решение, текст законопроекта и сопроводительные документы в Совет Государственной Думы для включения данного законопроекта в проект порядка работы Государственной Думы на 14 сентября 2007 года для рассмотрения в первом чтении.
Председатель Комитета
В.С.МОКРЫЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 409804-4 "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 14, 15 И 50 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ
ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ" И СТАТЬЮ 19 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
(в части изменения компетенции органов местного
самоуправления по обеспечению первичных мер
пожарной безопасности)
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: здесь и далее Федеральный закон N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" имеет дату 21.12.1994, на не 21.12.1995.
Проектом Федерального закона N 409804-4 "О внесении изменений в статьи 14, 15 и 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "О пожарной безопасности", внесенным Курганской областной Думой, предлагается в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) исключить из перечня вопросов местного значения поселений (статья 14), отнеся к вопросам местного значения муниципальных районов (статья 15), обеспечение первичных мер пожарной безопасности. Соответствующие изменения предлагается внести в перечень имущества, установленный статьей 50 Федерального закона, а также в положения Федерального закона от 21 декабря 1995 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (статья 19).
В связи с данной законодательной инициативой Комитет отмечает, что, согласно положениям Федерального закона, решение населением и (или) органами местного самоуправления поселений вопросов местного значения связано с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения соответствующего муниципального образования. Решение вопросов местного значения межпоселенческого характера Федеральный закон относит к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов (часть 1 статьи 2 Федерального закона). Таким образом, основным критерием отнесения вопроса местного значения к компетенции поселения или муниципального района является круг субъектов правового регулирования: непосредственно жители - для поселений, поселения - для муниципального района.
Содержание понятия "первичные меры пожарной безопасности" раскрывается в статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1995 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в которой под таковыми понимается "реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения". Исходя из этого, Комитет полагает, что осуществление первичных мер пожарной безопасности должно быть максимально приближено к населению соответствующих муниципальных образований. В случае же принятия законопроекта органы местного самоуправления поселений будут отстранены от решения вопросов обеспечения пожарной безопасности своих жителей.
Несмотря на то что федеральные законы не устанавливают конкретного перечня первичных мер пожарной безопасности, при определении конкретных мер, которые могут предприниматься органами местного самоуправления при решении такого вопроса местного значения, как обеспечение первичных мер пожарной безопасности, по мнению Комитета, правомерно руководствоваться Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации от 18 июня 2003 года N 313 (в частности, пунктами 21, 27, 31, 32, 69, 92, 94, 112 - 118). Анализ указанных Правил также позволяет сделать однозначный вывод о том, что первичные меры пожарной безопасности должны предприниматься именно в поселениях, в том числе и в рамках решения других вопросов местного значения, связанных, например, с градостроительной деятельностью, водоснабжением, благоустройством и озеленением территории, владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью (пункты 3, 4, 18 - 21 части 1 статьи 14 Федерального закона).
Относительно экономической эффективности (затратности) осуществления первичных мер пожарной безопасности в поселениях Комитет полагает необходимым отметить, что, во-первых, наиболее дорогостоящее мероприятие в области пожарной безопасности, предполагающее расходы на закупку специальной техники, механизмов и содержание штатной службы пожаротушения, - осуществление тушения пожаров в населенных пунктах - относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности (статья 16 Федерального закона от 21 декабря 1995 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"). Во-вторых, Федеральным законом предусматривается возможность передачи полномочий органов местного самоуправления отдельных поселений органам местного самоуправления соответствующего муниципального района на основе соглашений (часть 4 статьи 15). Заключение таких соглашений позволяет, в зависимости от конкретных условий, без внесения изменений в Федеральный закон перераспределить полномочия в целях повышения эффективности первичных мер пожарной безопасности.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления не поддерживает концепцию проекта Федерального закона N 409804-4 "О внесении изменений в статьи 14, 15 и 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "О пожарной безопасности", внесенного Курганской областной Думой, и рекомендует Государственной Думе при рассмотрении в первом чтении указанный законопроект отклонить.
Председатель Комитета
В.С.МОКРЫЙ