Главная // Пожарная безопасность // ЗаключениеСПРАВКА
Информация о публикации
Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://regulation.gov.ru/ по состоянию на 21.02.2020
Стадия рассмотрения проекта
Не внесен в ГД ФС РФ
Название документа
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности в области пожарной безопасности"
(подготовлен МЧС России, ID проекта 02/04/09-19/00095425)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 21.02.2020)
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности в области пожарной безопасности"
(подготовлен МЧС России, ID проекта 02/04/09-19/00095425)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 21.02.2020)
Внесен Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Внести в Федеральный
закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст. 2716; N 30, ст. 4590; N 43, ст. 5971; N 48, ст. 6728; 2012, N 26, ст. 3446; N 31, ст. 4322; 2013, N 9, ст. 874; N 27, ст. 3477; 2014, N 30, ст. 4256; N 42, ст. 5615; 2015, N 1, ст. 11; N 1, ст. 72; N 27, ст. 3951; N 29, ст. 4339; N 29, ст. 4342; N 29, ст. 4389; N 44, ст. 6047; 2016, N 1, ст. 50; N 1, ст. 51; 2017, N 31, ст. 4765; 2018, N 1, ст. 35; 2018, N 1, ст. 87; N 31, ст. 4838; N 32, ст. 5109; N 32, ст. 5116; N 45, ст. 6841; 2019, N 16, ст. 1817; N 25, ст. 3168; N 30, ст. 4142; N 31, ст. 4441; N 31, ст. 4457) следующие изменения:
"7) деятельность в области пожарной безопасности.";
а)
пункт 14 изложить в следующей редакции:
"14) деятельность в области пожарной безопасности;";
Внести в Федеральный
закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 33, ст. 3413; 2002, N 1, ст. 2; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19, ст. 1839; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117; N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3593; N 11, ст. 1261; 2009, N 29, ст. 3635; N 45, ст. 5265; N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4004; N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 54; N 30, ст. 4590; N 30, ст. 4591; N 30, ст. 4596; N 46, ст. 6407; N 49, ст. 7023; 2012, N 53, ст. 7608; 2013, N 7, ст. 610; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 11, ст. 1092; 2015, N 1, ст. 88; N 10, ст. 1407; N 18, ст. 2621; N 27, ст. 3951; N 29, ст. 4359; N 29, ст. 4360; N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 68; N 15, ст. 2066; N 22, ст. 3089; N 26, ст. 3887; 2017, N 22, ст. 3069; N 27, ст. 3938; N 31, ст. 4765; 2018, N 31, ст. 4861; N 45, ст. 6824; 2019, N 30, ст. 4134; N 52, ст. 7805) следующие изменения:
1)
статью 1 дополнить абзацем следующего содержания:
"деятельность в области пожарной безопасности - выполнение работ и оказание услуг в целях реализации требований пожарной безопасности, в том числе предупреждения и тушения пожаров;";
"разработка утверждаемых Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих противопожарный режим, определяющих критерии оснащения объектов защиты системами противопожарной защиты.".
"Статья 24. Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности
К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся:
охрана от пожаров организаций и населенных пунктов на договорной основе;
тушение пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
разработка планов и карточек тушения пожаров;
опытно-конструкторские работы, производство, проведение испытаний и закупка пожарно-технической продукции;
испытание, ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, наружных пожарных лестниц и ограждений кровли, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств;
испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на соответствие требованиям пожарной безопасности;
проведение научно-технического консультирования и экспертизы;
выполнение проектных и изыскательских работ по обеспечению пожарной безопасности;
разработка деклараций пожарной безопасности;
разработка специальных технических условий для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
проведение расчетов пожарного риска, а также иных расчетов в целях обеспечения пожарной безопасности;
независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности);
осуществление противопожарной пропаганды (издание специальной литературы и предметов наглядной агитации, проведение тематических выставок, смотров, конференций и другие формы информирования населения);
обучение населения мерам пожарной безопасности;
кладка печей (каминов), монтаж дымовых каналов, их техническое обслуживание и ремонт;
монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в том числе огнезащиты материалов, изделий и конструкций, заполнений проемов в противопожарных преградах, первичных средств пожаротушения, систем (элементов систем) пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, противодымной вентиляции, оповещения и эвакуации при пожаре, в том числе в фотолюминесцентном исполнении, противопожарных занавесов и завес, включая их диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
проектирование средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Работы и услуги в области пожарной безопасности, оказываемые договорными подразделениями федеральной противопожарной службы, осуществляются на возмездной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Минимальный перечень оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.";
4)
главу 4 дополнить статьями 24.1 - 24.6 следующего содержания:
"Статья 24.1. Лицензирование деятельности в области пожарной безопасности
Лицензированию подлежат следующие работы и услуги:
тушение пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (за исключением подразделений федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности и добровольной пожарной охраны);
монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в том числе огнезащиты материалов, изделий и конструкций, заполнений проемов в противопожарных преградах, первичных средств пожаротушения, систем (элементов систем) пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, противодымной вентиляции, оповещения и эвакуации при пожаре, в том числе в фотолюминесцентном исполнении, противопожарных занавесов и завес, включая их диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
проектирование средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, введенных в эксплуатацию, а также проектная документация на которые, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, не подлежит экспертизе.
Предоставление лицензий на осуществление деятельности в области пожарной безопасности производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, и (или) его территориальным органом. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. В лицензии указываются виды работ (услуг), которые имеет право осуществлять лицензиат. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти рабочих дней.
Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности, исчерпывающий перечень оказываемых услуг и выполняемых работ (с указанием видов систем, установок и средств противопожарной защиты зданий и сооружений), составляющих лицензируемый вид деятельности, и перечень лицензионных требований по каждому виду работ и услуг, подлежащих лицензированию.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляет следующие полномочия при лицензировании деятельности в области пожарной безопасности:
предоставление лицензии;
переоформление лицензии;
приостановление и возобновление действия лицензии в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
ведение реестров лицензий и предоставление сведений из них;
осуществление государственного контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований;
обращение в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии либо об аннулировании лицензии;
досрочное прекращение действия лицензии в случае получения письменного заявления лицензиата о прекращении им осуществления данного вида деятельности.
Статья 24.2. Предоставление юридическим лицам лицензий на осуществление деятельности в области пожарной безопасности
Для получения лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности руководитель организации представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности:
заявление о предоставлении лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности, в котором указываются:
полное (фирменное) наименование юридического лица, его организационно-правовая форма, место его нахождения, почтовый адрес, телефон и адрес электронной почты (если имеется);
государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц;
идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг;
реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии, либо иные сведения, подтверждающие факт уплаты указанной государственной пошлины;
сведения, подтверждающие соблюдение лицензионных требований, предусмотренных положением о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности.
Руководитель организации для получения лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности также предоставляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, документы по заявленным видам работ и услуг, предусмотренные положением о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности.
Порядок и условия представления документов в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности устанавливаются положением о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Копии документов, не заверенные в установленном порядке, представляются вместе с оригиналами.
Основанием для отказа в предоставлении лицензии является несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, а также предоставление в лицензирующий орган недостоверной или искаженной информации.
Статья 24.3. Переоформление лицензии
Лицензия на осуществление деятельности в области пожарной безопасности, подлежит переоформлению в случаях:
продления срока действия лицензии;
намерения лицензиата осуществлять новый (новые) вид (виды) работ, не указанный (не указанные) в предоставленной лицензии;
реорганизации организации;
изменения наименования организации или места ее нахождения.
В случае продления срока действия лицензии и (или) намерения лицензиата осуществлять новый (новые) вид (виды) работ (услуг) представляются соответствующее заявление и документы по данному виду работ, предусмотренные положением о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности.
В случае реорганизации организации либо изменения ее наименования или места нахождения такая организация в течение десяти суток с даты внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц, либо с даты изменения своего места нахождения, обязана подать в лицензирующий орган, выдавший лицензию, соответствующее заявление. Для рассмотрения заявления необходимы документы, подтверждающие указанные обстоятельства. В случае, если документы, подтверждающие реорганизацию организации либо изменение ее наименования или места нахождения, не представлены заявителем самостоятельно, по межведомственному запросу лицензирующего органа, выдавшего лицензию, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения соответствующих сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц. При этом в течение трех суток с даты подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации, связанной с реорганизацией организации либо с изменением ее наименования или места нахождения, данная организация в порядке, установленном положением о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности, обязана уведомить об указанных обстоятельствах лицензирующий орган, выдавший лицензию.
Переоформление лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности, производится в порядке, предусмотренном для предоставления лицензии, в срок не более тридцати рабочих дней. На период переоформления действие лицензии не приостанавливается.
Статья 24.4. Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии
Лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, установленных положением о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности. При этом устанавливается срок устранения выявленных нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, который не может быть более трех месяцев. Приостановление действия лицензии за не являющиеся грубыми неоднократные нарушения лицензионных требований не допускается без предварительных предостережений лицензиата и без предоставления ему времени для устранения нарушения.
В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган, выдавший лицензию, обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.
Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, в случаях:
если нарушение лицензиатом лицензионных требований повлекло за собой нарушение прав, законных интересов, нанесение ущерба здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации;
неустранения лицензиатом в установленный срок выявленных нарушений лицензионных требований.
Одновременно с подачей заявления в суд по основанию, предусмотренному
абзацем четвертым части 4 настоящей статьи, лицензирующий орган, выдавший лицензию, приостанавливает действие лицензии на период до вступления в силу решения суда.
Право принятия решения о приостановлении действия лицензии предоставляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, руководителю лицензирующего органа, выдавшего лицензию.
Решение о приостановлении действия лицензии либо об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 24.5. Ведение реестров лицензий
Ведение реестров лицензий на осуществление деятельности в области пожарной безопасности, в том числе порядок внесения в реестр лицензий адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности, и предоставление сведений из них осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 24.6. Дополнительные условия осуществления лицензионной деятельности
За предоставление лицензии, переоформление лицензии, выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Для юридических лиц, осуществляющих деятельность в области пожарной безопасности, данный вид деятельности должен являться основным видом экономической деятельности.
Лицензиат при осуществлении деятельности обязан уведомлять лицензирующий орган путем направления соответствующей информации об изменениях сведений, указанных в заявлении о предоставлении (переоформлении) лицензии в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
Риск-ориентированный подход при осуществлении государственного контроля за деятельностью лицензиатов в области пожарной безопасности не применяется.".
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года.
2. Предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежат переоформлению до 1 января 2022 года при условии соблюдения лицензионных требований.
Президент
Российской Федерации
о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта
с высокой степенью регулирующего воздействия
от 6 марта 2020 г. N 6822-АХ/Д26и
ОБ ОЦЕНКЕ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
Минэкономразвития России в соответствии с
пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело
проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности в области пожарной безопасности" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения МЧС России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет)
проект акта разработан на основании указания Президента Российской Федерации от 17 сентября 2019 г. N Пр-1844.
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целью
проекта акта является внесение изменений в Федеральный
закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности) путем установления особенностей лицензирования деятельности в области пожарной безопасности и сокращения видов деятельности, лицензирование которых отнесено к компетенции МЧС России, с двух до одного, а также внесение изменений в Федеральный
закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон о пожарной безопасности), предусматривающих предоставление лицензий на деятельность по обеспечению пожарной безопасности сроком на 5 лет, введение уведомительного порядка извещения лицензирующего органа о проводимых работах и услугах, установление требований к соискателю лицензии в части размера уставного капитала - 150 тысяч рублей, наделение лицензирующего органа полномочиями по приостановлению действий лицензий в случае неоднократного или грубого нарушения лицензионных требований.
Информация об оценке регулирующего воздействия
проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/09-19/00095425).
Разработчиком проведены публичные обсуждения
проекта акта и сводного отчета в период с 15 октября по 12 декабря 2020 года.
По результатам рассмотрения
проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные
пунктами 9 -
23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с
пунктом 28 Правил Минэкономразвития России были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 14 по 21 февраля 2020 г., по итогам проведения которых в Минэкономразвития России поступили позиции АО "Алюминий Металлург Рус", АО ХК "СДС-Уголь", ПАО "ТАГМЕТ", не содержащие замечаний и предложений в отношении проекта акта, а также позиции Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Комитета РСПП по промышленной безопасности, Национального объединения изыскателей и проектировщиков НОПРИЗ, Ассоциации "Инженер-Изыскатель", Ассоциации "Объединение ГрадСтройПроект", Ассоциации СРО "Нефтегазпроект-Альянс", Ассоциации "Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности", АСРО "РОАП "СОЮЗ", СРО "Родос", СРО ПРААП, СРО Союз "СПБ", СРОС МОПЭ, АО "Антипинский НПЗ", АО "Гипровостокнефть", АО "Зарубежнефть", АО "ТАИФ-НК", ПАО "ГМК "Норильский никель", ПАО "Мечел", ПАО "НК "Роснефть", ПАО "Сургутнефтегаз", ПАО "Татнефть", ПАО НК "Русснефть", ООО "СИБУР", ООО "СПК "СИСТЕМА", содержащие замечания и предложенияв отношении проектируемого регулирования, частично учтенные в рамках подготовки настоящего заключения, а также отраженные в справке о проведении публичных консультаций (прилагается) и рекомендуемые для ознакомления разработчиком в целях их возможного учета при доработке проекта акта.
По результатам рассмотрения
проекта акта, сводного отчета, с учетом представленной участниками публичных консультаций информации Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта, а также рисков принятия предлагаемого им регулирования.
1.
Статьей 1 проекта акта проектируются изменения в Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности, в соответствии с которыми предусматривается необходимость лицензирования деятельности в области пожарной безопасности. Одновременно
пунктом 1 статьи 2 проекта акта устанавливается определение деятельности в области пожарной безопасности, под которой понимается выполнение работ и оказание услуг в целях реализации требований пожарной безопасности, в том числе предупреждение и тушение пожаров. Кроме того, пунктом 3 статьи 2 проекта акта предлагается новая редакция
статьи 24 Федерального закона о пожарной безопасности, содержащая перечень из 18 видов работ и услуг в области пожарной безопасности.
Исходя из толкования проектируемых положений в их системной взаимосвязи, лицензированию подлежат работы и услуги в области пожарной безопасности, перечень которых устанавливается новой редакцией статьи 24 Федерального закона о пожарной безопасности.
Вместе с тем пунктом 4 статьи 2 проекта акта Федеральный закон в области пожарной безопасности дополняется
статьей 24.1, в соответствии с которой лицензированию подлежат следующие работы и услуги:
тушение пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (за исключением подразделений федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности и добровольной пожарной охраны);
монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в том числе огнезащиты материалов, изделий и конструкций, заполнений проемов в противопожарных преградах, первичных средств пожаротушения, систем (элементов систем) пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, противодымной вентиляции, оповещения и эвакуации при пожаре, в том числе в фотолюминесцентном исполнении, противопожарных занавесов и завес, включая их диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
проектирование средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, введенных в эксплуатацию, а также проектная документация на которые, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, не подлежит экспертизе.
Согласно положениям проектируемой
статьи 24.1 лицензированию подлежат только три вида работ и услуг в области пожарной безопасности, два из которых (деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений) в настоящее время подлежат лицензированию в соответствии с
пунктами 14 и
15 части 1 статьи 12 действующей редакции Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности.
Кроме того,
частью 3 проектируемой статьи 24.1 Федерального закона о пожарной безопасности предусмотрено, что исчерпывающий перечень оказываемых услуг и выполняемых работ, составляющих лицензируемый вид деятельности, устанавливается положением о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, из положений
проекта акта представляется недостаточно четко определенным, какие работы и услуги в области пожарной безопасности подлежат лицензированию, что приводит к выводу о неопределенности указанных положений проекта акта и необходимости доработки проекта акта в указанной части.
Учитывая вышеизложенное, считаем целесообразным установить конкретные виды работ и услуг в области пожарной безопасности, подлежащие лицензированию в Федеральном законе о лицензировании отдельных видов деятельности.
2. Согласно сопроводительным материалам проектируемое регулирование направлено на решение проблемы, обозначенной в пункте 3.2 сводного отчета, согласно которому за последние 5 лет на территории Российской Федерации произошло около двух тысяч пожаров, при которых автоматические системы противопожарной защиты были неисправны, выключены или не выполнили свою задачу по причине неправильного проектирования или монтажа.
В отношении ошибок, возникающих при осуществлении монтажа средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, считаем целесообразным отметить следующее. В соответствии с
пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в настоящее время уже подлежит лицензированию. Проектируемой
статьей 24.1 Федерального закона о пожарной безопасности устанавливается, что лицензированию будет подлежать монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в том числе огнезащиты материалов, изделий и конструкций, заполнений проемов в противопожарных преградах, первичных средств пожаротушения, систем (элементов систем) пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, противодымной вентиляции, оповещения и эвакуации при пожаре, в том числе в фотолюминесцентном исполнении, противопожарных занавесов и завес, включая их диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
В результате проектируемых изменений уточняется вид работ, подлежащих лицензированию, в то время как деятельность по своей сути остается неизменной. Поскольку проектом акта не меняются лицензионные требования (например, квалификационные требования к лицам, осуществляющим монтаж) или правила осуществления указанных работ, то проектируемые изменения приведут к формальной необходимости переоформления ранее выданных лицензий, при этом из представленных разработчиком данных невозможно сделать вывод о повышении уровня пожарной безопасности вследствие принятия проекта акта.
Дополнительно обращаем внимание, что разработчиком не представлена информация о возможности использования альтернативных способов правового регулирования, а также об отрицательных и положительных последствиях их установления. Вместо этого для решения проблемы, обозначенной в пункте 1.4 сводного отчета, проектом акта предусматривается механизм лицензирования, который в настоящее время уже применяется и, по мнению разработчика, показывает свою неэффективность.
В отношении ошибок, возникающих при проектировании систем обеспечения пожарной безопасности, считаем целесообразным отметить следующее. Проектом акта устанавливается новый вид работ и услуг в области пожарной безопасности, подлежащий лицензированию, - деятельность по проектированию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, введенных в эксплуатацию, а также проектная документация на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не подлежит экспертизе.
Частями 2,
3,
3.1 и
3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлены объекты, проектная документация на которые не подлежит экспертизе. К таким объектам относятся, например, объекты индивидуального жилищного строительства, садовые дома, отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1 500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со
статьей 48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
В пункте 3.3 сводного отчета разработчиком представлена информация о возникновении чрезвычайных ситуаций в ТРЦ "Зимняя вишня", бизнес-центре "Бажов", АО "Первая образцовая типография", ОАО "Нижневартовское нефтеперерабатывающее предприятие" и на Московском нефтеперерабатывающем заводе в Капотне, то есть разработчиком представлена информация в отношении объектов, проектная документация на которые в соответствии с ГрК РФ подлежит экспертизе. Иными словами, сопроводительные материалы содержат информацию о возникновении чрезвычайных ситуаций на одной категории объектов, в то время как проектом акта предполагается регулировать вопросы лицензирования деятельности, осуществляемой в отношении другой категории объектов. В этой связи представляется не совсем очевидным, каким образом проектируемое регулирование будет способствовать решению проблемы недостаточной защищенности объектов торговли, производственных и иных объектов капитального строительства, проектная документация на которые проходила экспертизу в установленном порядке, что свидетельствует о недостаточном обосновании необходимости разработки проекта акта в представленной редакции.
Таким образом, необходимость лицензирования деятельности по проектированию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, введенных в эксплуатацию, а также проектная документация на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не подлежит экспертизе, требует дополнительного обоснования и обсуждения.
Более того, установление требования по лицензированию проектирования систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, введенных в эксплуатацию, а также проектная документация на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не подлежит экспертизе, может привести к росту стоимости услуг по проектированию противопожарных систем на указанных объектах. Увеличение стоимости услуг по проектированию противопожарных систем может стать демотивирующим фактором для собственников указанных объектов, планировавших добровольно за собственный счет повысить уровень пожарной безопасности объектов путем установления средств обеспечения противопожарной безопасности.
В отношении объектов, перечисленных в пункте 3.3 сводного отчета, считаем целесообразным отметить следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 87) установлен состав разделов проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения и требования к содержанию этих разделов.
Согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации N 87 проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены
пунктами 10 -
32 указанного постановления.
Так, раздел 3 "Архитектурные решения" должен содержать обоснование проектных решений и мероприятий, обеспечивающих пожарную безопасность; раздел 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения" должен содержать обоснование проектных решений и мероприятий, обеспечивающих пожарную безопасность; раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" должен содержать сведения о расчетном (проектном) расходе воды на хозяйственно-питьевые нужды, в том числе на автоматическое пожаротушение; в разделе 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" должны содержаться все мероприятия, расчеты и проектные решения по организации пожарной безопасности для выполнения обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами; раздел 10 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов" должен содержать обоснование принятых конструктивных, объемно-планировочных и иных технических решений, обеспечивающих эвакуацию из указанных объектов в случае пожара или стихийного бедствия; раздел 10(1) "Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов" должен содержать описание схемы прокладки наружного противопожарного водопровода.
Таким образом, работы по проектированию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, введенных в эксплуатацию, осуществлялись в соответствии с установленными требованиями пожарной безопасности.
3.
Проект акта содержит положения, приводящие к возникновению дополнительных расходов субъектов предпринимательской деятельности.
3.1
Пунктом 2 статьи 3 проекта акта предусматривается, что лицензии, предоставленные до дня вступления в силу проекта акта, подлежат переоформлению до 1 января 2022 г. при условии соблюдения лицензионных требований.
В соответствии с пояснительной запиской к
проекту акта в настоящее время в Российской Федерации функционируют 46 742 организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности, предусмотренной
пунктами 14 и
15 части 1 статьи 12 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности. Согласно
абзацу четвертому подпункта 92 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации размер пошлины, взимаемой за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу составляет 750 рублей. Таким образом, дополнительные расходы субъектов предпринимательской деятельности, необходимые на переоформление лицензий всех действующих лицензиатов, может составить 35 056 500 рублей.
3.2
Частью 2 проектируемой статьи 24.1 Федерального закона о пожарной безопасности устанавливается, что лицензия выдается сроком на пять лет <1>. Данное положение подразумевает необходимость переоформления лицензии по истечении срока ее действия. Вместе с тем переоформление лицензии сопряжено с необходимостью подготовки комплекта документов, а также с уплатой государственной пошлины.
--------------------------------
<1> В соответствии с действующим законодательством (часть 4 статьи 9 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности) лицензии действуют бессрочно.
В этой связи установление требований, содержащих риск возникновения дополнительных расходов субъектов предпринимательской деятельности, нуждается в дополнительном обосновании и обсуждении.
3.3. Согласно пояснительной записке к
проекту акта после трагедии, произошедшей в г. Кемерово, сотрудниками МЧС России в рамках реализации поручения Правительства Российской Федерации от 28 марта 2018 г. N ДМ-П4-1776 проведены проверки торговых комплексов и иных объектов с массовым пребыванием людей, в результате которых выявлено более 11,5 тысяч объектов с отсутствием или неисправностью систем и средств противопожарной защиты, а общее количество выявленных нарушений превысило 38 тысяч. За 2019 год только в образовательных организациях надзорными органами МЧС России выявлено более 1,5 тысяч объектов, на которых установлены нарушения в работе автоматических систем пожарной сигнализации и оповещения о пожаре, и свыше 400 нарушений, связанных с неисправностью систем противопожарного водоснабжения. Вместе с тем разработчиком не приведен анализ выявленных нарушений с указанием количества нарушений, произошедших вследствие нарушения правил монтажа, а также количества нарушений, произошедших по причине некачественного или неисправного оборудования.
Таким образом, провести анализ представленных данных в целях выявления причин выявленных нарушений не представляется возможным. Так, остается неясным, какое количество нарушений возникло вследствие некачественной продукции (некачественных комплектующих), используемой при монтаже систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а какое количество нарушений возникло вследствие некачественного монтажа систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Учитывая изложенное, представленные разработчиком статистические данные не отвечают на вопрос, какие имеющиеся практические проблемы при обеспечении пожарной безопасности приводят к неисправностям систем и средств противопожарной защиты на объектах массового пребывания людей и как эти данные связаны с предусмотренными
проектом акта вопросами лицензирования выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности.
4. Проектируемой
статьей 24.2 Федерального закона о пожарной безопасности устанавливается порядок предоставления юридическим лицам лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности. Вместе с тем
частями 5 и
6 статьи 3 действующей редакции Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности предусмотрено, что соискателем лицензии и лицензиатом может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель.
Разработчиком не представлена информация, подтверждающая более высокое качество выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности юридическими лицами по сравнению с индивидуальными предпринимателями и обосновывающая необходимость ограничения круга потенциальных лицензиатов исключительно юридическими лицами.
Кроме того, в соответствии с
частью 1 статьи 8 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются лицензионные требования, соответствие соискателя лицензии которым устанавливается лицензирующим органом при принятии решения о предоставлении лицензии. Поскольку лицензионные требования направлены на обеспечение достижения целей лицензирования <2>, соответствие лицензиата лицензионным требованиям свидетельствует о способности лицензиата (как юридического лица, так и индивидуального предпринимателя) качественно выполнять работы и оказывать услуги.
--------------------------------
<2> Согласно
части 1 статьи 2 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности целями лицензирования является предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Таким образом, индивидуальные предприниматели необоснованно исключены из числа субъектов, которые могут получить лицензию на осуществление деятельности в области пожарной безопасности.
5.
Частью 2 проектируемой статьи 24.6 Федерального закона о пожарной безопасности устанавливается обязательное требование к юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области пожарной безопасности, в соответствии с которым деятельность в области пожарной безопасности должна являться основным видом экономической деятельности.
5.1. В соответствии с
пунктом "п" части 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в единый государственный
реестр юридических лиц включаются сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст (далее - Общероссийский классификатор). Коду 84.25.1 Общероссийского классификатора соответствует деятельность по обеспечению пожарной безопасности, а не предусмотренная проектом акта деятельность в области пожарной безопасности. Таким образом, учитывая необходимость юридических лиц предоставлять сведения об осуществляемых видах деятельности в соответствии с кодами Общероссийского классификатора, установление деятельности в области пожарной безопасности, не предусмотренной Общероссийским классификатором, в качестве основного вида экономической деятельности юридического лица представляется формально неисполнимым требованием.
5.2. Участники публичных консультаций обращают внимание на то, что в настоящее время отдельные юридические лица, основной вид деятельности которых не связан с деятельностью по обеспечению пожарной безопасности (например, нефтеперерабатывающие, газодобывающие организации), имеют лицензии на деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры. Так, на многих крупных производственных объектах создаются и функционируют отдельные структурные подразделения, осуществляющие функции по обеспечению пожарной безопасности. Кроме того, указанные юридические лица имеют лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию и ремонту средств пожарной безопасности, в штате состоят сотрудники, осуществляющие вышеперечисленные виды деятельности.
Осуществление лицензируемой деятельности в области пожарной безопасности непосредственно на предприятии может быть связано с удаленностью охраняемых объектов от мест размещений подразделений Государственной противопожарной службы и, соответственно, с необходимостью обеспечения оперативного реагирования пожарных подразделений предприятия в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
В целях исполнения проектируемого требования указанные юридические лица будут вынуждены создавать отдельные самостоятельные юридические лица (что подразумевает необходимость выделения минимального уставного капитала и уплаты государственной пошлины в соответствии с
подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации) либо заключать договоры на оказание работ и услуг в области пожарной безопасности с уже существующими сторонними юридическими лицами или договорными подразделениями федеральной противопожарной службы.
Таким образом, проектируемое регулирование влечет риск возникновения дополнительных расходов субъектов предпринимательской деятельности и нуждается в дополнительном обсуждении.
6.
Частью 4 проектируемой статьи 24.6 Федерального закона о пожарной безопасности установлено, что при осуществлении государственного контроля за деятельностью лицензиатов в области пожарной безопасности не применяется риск-ориентированный подход.
Вместе с тем согласно
части 1 статьи 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" риск-ориентированный подход может применяться в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности деятельности органов государственного контроля.
Учитывая, что
проектом акта устанавливается пятилетний срок действия лицензии, неприменение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля за лицензируемым видом деятельности требует дополнительного обоснования и обсуждения.
Вместе с тем разработчиком не представлена информация, обосновывающая необходимость и целесообразность установления указанной особенности лицензионного контроля в отношении деятельности в области пожарной безопасности.
Таким образом, установление положения о неприменении риск-ориентированного подхода при осуществлении лицензионного контроля представляется необоснованным.
7. Проектируемой
статьей 24.4 Федерального закона о пожарной безопасности устанавливается порядок приостановления действия и аннулирования лицензии. Так,
частью 1 указанной проектируемой статьи предусмотрено, что приостановление действия лицензии за не являющиеся грубыми неоднократные нарушения лицензионных требований не допускается без предварительных предостережений лицензиата и без предоставления ему времени для устранения нарушений.
Вместе с тем
проект акта не определяет порядок и сроки направления предварительного предостережения, что в отсутствии положения о лицензировании может привести к злоупотреблениям со стороны лицензирующего органа.
8.
Часть 4 проектируемой статьи 24.1 определяет перечень полномочий, которые осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности (далее - федеральный орган исполнительной власти), при лицензировании деятельности в области пожарной безопасности. В соответствии с проектируемым положением федеральный орган исполнительной власти среди прочего осуществляет полномочия по приостановлению лицензии и возобновлению действия лицензии и по обращению в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии либо об аннулировании лицензии, то есть проектом акта предусмотрена возможность приостановления лицензии как в судебном, так и в административном порядке. Одновременно проектируемой
статьей 24.4 устанавливается порядок приостановления действия и аннулирования лицензии, согласно которому приостановление лицензии осуществляется руководителем лицензирующего органа, выдавшего лицензию (административный порядок приостановления лицензии), а аннулирование лицензии происходит по решению суда в случае обращения лицензирующего органа в суд с заявлением об аннулировании лицензии (судебный порядок аннулирования лицензии).
В то же время проектируемой
статьей 24.4 не определен механизм приостановления лицензии в судебном порядке (не установлен порядок и случаи, при которых лицензирующий орган обращается в суд с заявлением о приостановлении лицензии), что создает неопределенность в отношении субъекта, уполномоченного на осуществление приостановления лицензии.
9. Дополнительно обращаем внимание на необходимость доработки пункта 1.6 сводного отчета, которым среди прочего указывается, что к целям принятия
проекта акта можно отнести введение уведомительного порядка извещения лицензирующего органа о проводимых работах и услугах, установление требований к соискателю лицензии в части размера уставного капитала - 150 тысяч рублей. Вместе с тем по итогам рассмотрения проекта акта может быть сделан вывод, что соответствующие положения в представленной редакции проекта акта отсутствуют.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
На основе проведения оценки регулирующего воздействия
проекта акта Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного
проектом акта, разработчиком не обоснованы, в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
к заключению об оценке
регулирующего воздействия
на проект федерального закона
СПРАВКА
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ
С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
И ИНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОЕКТУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЧАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ" (ДАЛЕЕ - ПРОЕКТ АКТА)
Минэкономразвития России проведены публичные консультации по
проекту акта.
Проект акта и перечень вопросов по нему были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия" и другие.
Всего в результате проведения публичных консультаций было получено 27 отзывов от:
1. Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ";
2. Комитета РСПП по промышленной безопасности;
3. Национального объединения изыскателей и проектировщиков НОПРИЗ;
4. Ассоциации "Инженер-Изыскатель";
5. Ассоциации "Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности";
6. Ассоциации "Объединение ГрадСтройПроект";
7. Ассоциации СРО "Нефтегазпроект-Альянс";
8. АСРО "РОАП "СОЮЗ";
9. СРО "Родос";
10. СРО ПРААП;
11. СРО Союз "СПБ";
12. СРОС МОПЭ;
13. АО "Алюминий Металлург Рус";
14. АО "Антипинский НПЗ";
15. АО "Гипровостокнефть";
16. АО "Зарубежнефть";
17. АО "ТАИФ-НК";
18. АО ХК "СДС-Уголь";
19. ПАО "ГМК "Норильский никель";
20. ПАО "Мечел";
21. ПАО "НК "Роснефть";
22. ПАО "Сургутнефтегаз";
23. ПАО "ТАГМЕТ";
24. ПАО "Татнефть";
25. ПАО НК "Русснефть";
26. ООО "СИБУР";
27. ООО "СПК "СИСТЕМА".
РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ
ПО ПРОЕКТУ АКТА
Пункт проекта акта | Замечания и (или) предложения |
| Объединение видов работ, предусмотренных пунктами 14 и 15 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности) в один с получением нового вида деятельности "деятельность по обеспечению пожарной безопасности" повлечет за собой необходимость написания общего положения о лицензировании, однако это совершенно разные виды деятельности, с совершенно разными требованиями, с совершенно разными видами работ и услуг, которые оказываются по этим видам работ, и они не могут регулироваться одним положением. |
| Пункт 15 статьи 12 Федерального закона от 12 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон о пожарной безопасности) должен был прекратить силу со дня вступления в силу федерального закона, предусматривающего установление саморегулирования этого вида деятельности, а не сохраниться в видоизмененном виде. |
| Действующая редакция абзаца 18 статьи 16 Федерального закона о противопожарной деятельности к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относит осуществление тушения пожаров в населенных пунктах, в том числе в городских лесах, организация и осуществление тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей. В результате проектируемых изменений возникает неопределенность в отношении сохранения указанного полномочия за федеральными органами государственной власти в области пожарной безопасности. |
| В целях единообразия терминологии предлагаем наименование статьи 24 Федерального закона о пожарной безопасности (в редакции проекта акта) изложить в следующей редакции: "Статья 24. Выполнение работ и оказание услуг в целях реализации требований пожарной безопасности". |
| Виды деятельности необходимо оставить с такими формулировками, с которыми они существуют в настоящее время: "деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры" и "деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", иначе всем в Российской Федерации придется переоформлять лицензии, поскольку с принятием проекта акта такого вида работ больше не будет, соответственно все действующие на сегодня лицензии будут недействительными, а это потеря рабочих мест и большая дополнительная нагрузка на малый бизнес и лицензирующие органы, которые вместо этого могут направить свои усилия на проведение иных, более необходимых мероприятий. Необходимо по возможности вообще исключить необходимость переоформления лицензий по основаниям, связанным с формальными признаками, такими как изменение формулировок и тому подобное. Кроме того, по сути данные изменения не принесут никаких новшеств и будут регулировать те же отношения и в тех же объемах, что и сейчас. Вид деятельности "проектирование средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" необходимо вводить установленным порядком в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности. |
| МЧС России не может устанавливать перечень технических средств, необходимых для выполнения тех или иных работ ввиду того, что, во-первых, это не в компетенции МЧС России, во-вторых, для их выполнения соискатель лицензии вправе использовать любое оборудование, способное по своим техническим характеристикам выполнять необходимые работы, так как при выполнении даже одного вида работ возможно использование разного оборудования, в том числе того, которое на сегодняшний день еще отсутствует, но может появиться уже в ближайшее время. Кроме того, это может привести к определению способа выполнения проектирования и конкретного программного обеспечения, на котором возможно осуществлять такое проектирование, что, в свою очередь, приведет к ограничению конкуренции и лоббированию интересов конкретного производителя оборудования. |
| Проектом акта предлагается существенно расширить перечень работ и услуг в области пожарной безопасности, в частности дополнительно ввести следующие работы и услуги в области пожарной безопасности: - тушение пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры; Замечание: Действующей редакцией Федерального закона о пожарной безопасности предусмотрены работы и услуги по охране от пожаров организаций и населенных пунктов на договорной основе. Наличие в законе двух по сути идентичных формулировок приведет к двойному регулированию деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (в том числе при лицензировании деятельности по тушению пожаров). Предлагается гармонизировать проект акта в указанной части. - разработка планов и карточек тушения пожаров; Замечание: Планы и карточки тушения пожаров, в первую очередь направлены на обеспечение действий пожарных подразделений при тушении пожаров. Введение указанной формулировки перекладывает функционал в части организации деятельности пожарных подразделений при планировании боевых действий по тушению пожаров на объекты экономики. Предлагается исключить данный вид работ из перечня работ и услуг в области пожарной безопасности. |
| Необходимо дать развернутое толкование вида работа (услуг) "охрана от пожаров организаций и населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры", предусмотренной проектируемой статьей 24 Федерального закона о пожарной безопасности и провести различия между указанным видом работ и работами по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры Необходимо исключить из перечня работ и услуг следующие виды: - разработка планов и карточек тушения пожаров - испытание наружных пожарных лестниц |
| Проект акта вносит в Федеральный закон о пожарной безопасности дополнительные статьи: - 24.2 Предоставление юридическим лицам лицензий на осуществление деятельности в области пожарной безопасности; - 24.3 Переоформление лицензии; - 24.4 Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии; - 24.5 Ведение реестров лицензий; - 24.6 Дополнительные условия осуществления лицензионной деятельности Замечание: Предлагается исключить из законопроекта указанные статьи, так как порядок выдачи, переоформления, приостановления и аннулирования действия лицензии и сопутствующие этому процедуры не являются предметом федерального закона. Предлагается вышеназванные процедуры рассмотреть в подзаконном акте. |
пункт 4 статьи 2 проекта акта (проектируемая статья 24.1 Федерального закона о пожарной безопасности) | Установление бессрочного действия лицензии продекларировано авторами Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности в качестве одной из норм, направленных на совершенствование процедур лицензирования. При этом отмечалось, что данная норма позволит исключить процедуру продления срока ее действия и, соответственно, снизить финансовые и материальные издержки лицензиатов. Внесение предлагаемых изменений, накладывает дополнительное обременение на лицензиата в части возникновения необходимости раз в пять лет формировать и представлять в лицензирующий орган комплект соответствующих документов, необходимых для получения лицензии. Кроме того, у лицензирующего органа сохраняется право осуществлять лицензионный контроль, в том числе в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ). В рамках лицензионного контроля лицензирующему органу предоставляется право проводить плановые и внеплановые проверки соответствия лицензиата лицензионным требованиям. По итогам лицензионного контроля могут быть приняты меры как о приостановлении действия лицензии, так и об аннулировании лицензии. 2. Переоформление действующей лицензии каждые пять лет приведет к необоснованной нагрузке на федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы, уполномоченных на решение задач по лицензированию, а также на организации, осуществляющие данный вид деятельности. Установление пятилетнего срока действия лицензии никак не отразится на эффективности системы пожаротушения, вместо этого она создаст дополнительные административные барьеры и коррупциогенные факторы, связанные с получением новой (пролонгации действующей) лицензии. В этом контексте абсолютно не ясно, с какой целью менять бессрочные лицензии на срочные, вместо того, чтобы совершенствовать эффективность пожарного надзора. Само по себе переоформление лицензии не способно обеспечить пожарную безопасность. |
пункт 4 статьи 2 проекта акта (проектируемая статья 24.1 Федерального закона о пожарной безопасности) | Предлагаем увеличит срок действия лицензии с 5 лет до 7 лет или бессрочно, в связи с большим объемом работ по подготовке к процессу лицензирования, либо установить срок действия лицензии по аналогии с лицензией по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. |
пункт 4 статьи 2 проекта акта (проектируемая статья 24.1 Федерального закона о пожарной безопасности) | Закон обратной силы не имеет, выданные ранее бессрочные лицензии не могут быть отменены. Ограничение срока действия лицензий возможно только для новых соискателей лицензий (но и это не имеет смысла, поскольку кроме дополнительной нагрузки на лицензиатов и лицензирующие органы данное положение ничего не даст), а бессрочные должны остаться до ликвидации или реорганизации юридического лица, а не увеличивать финансовую нагрузку на малый бизнес. |
пункт 4 статьи 2 проекта акта (проектируемая статья 24.1 Федерального закона о пожарной безопасности) | Градостроительным законодательством предусмотрены случаи, когда разрешгение на ввод в эксплуатацию не требуется. В связи с этим возникает вопрос, подлежит ли лицензирпованию деятельность по проектированию средств обеспечения пожарной безопасноти таких объектов. |
пункт 4 статьи 2 проекта акта (проектируемая статья 24.1 Федерального закона о пожарной безопасности) | Абзац 2 проектируемой статьи 24.1 устанавливает, что деятельность федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности и его территориальных органов лицензированию не подлежит. Данный пункт следует исключить, поскольку он вводит в заблуждение. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности лицензирование осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. Соискателем лицензии по смыслу Федерального закона о лицензировании является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, и его территориальные органы не являются юридическими лицами - соискателями лицензии. Деятельность, отнесенная к функциям федерального органа исполнительной власти (например, тушение пожаров) и так лицензированию не подлежит. |
пункт 4 статьи 2 проекта акта (проектируемая статья 24.1 Федерального закона о пожарной безопасности) | Проектом акта предлагается главу 4 Федерального закона о пожарной безопасности дополнить статьей 24.1. В соответствии с предлагаемой редакцией абзаца 1 статьи 24.1 лицензированию будет подлежать деятельность в области пожарной безопасности в части организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах, в организациях и на объектах инфраструктуры, а также проектирования, монтажа, технического обслуживания и ремонта систем, установок и средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Таким образом, к лицензируемым ныне видам деятельности будут дополнительно отнесены деятельность по организации профилактики пожаров, а также деятельность по проектированию систем, установок и средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Следует исключить проектирование систем, установок и средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений из видов деятельности, предлагаемых к лицензированию. Предлагаемое законопроектом требование о наличии лицензии на проектирование систем, установок и средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений вводит двойное регулирование и дополнительное обременение для организаций, осуществляющих такое проектирование, связанное с необходимостью получения как допуска саморегулируемой организации, так и лицензии. Данное нововведение послужит уничтожению частной и добровольной пожарной охраны и нивелированию института профилактики пожаров, так как снизит инициативу организаций на проведение такой профилактики в связи с временными, финансовыми и организационными затратами на получение лицензии, и как следствие, послужит повышению уровня пожарной опасности. Деятельность по профилактике пожаров должна носить добровольный характер и проводиться с целью предотвращения пожаров на предприятии. |
пункт 4 статьи 2 проекта акта (проектируемая статья 24.1 Федерального закона о пожарной безопасности) | Проект акта вводит двойное регулирование в части установления требования о лицензировании деятельности по проектированию систем и элементов противопожарной защиты: - установка предлагаемых законопроектом необоснованных требований по наличию лицензии у проектных и изыскательских организаций приведет к значительным административным и финансовым препятствиям для всех проектных и изыскательских организаций, намеревающихся осуществлять и осуществляющих свою деятельность и состоящих в саморегулируемых организациях, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации и (или) инженерные изыскания; - достаточность проводимой в настоящее время органами экспертизы проверки заложенных в проектной документации решений на их соответствие требованиям пожарной безопасности; - действующим законодательством о градостроительной деятельности уже урегулированы вопросы обеспечения в проектной документации требований пожарной безопасности зданий и сооружений, их проверки органами экспертизы, контроля за проектными и изыскательскими организациями, состоящими в саморегулируемой организации, а также возмещения (компенсации) причиненного вреда. |
пункт 4 статьи 2 проекта акта (проектируемая статья 24.2 Федерального закона о пожарной безопасности) | Следует ограничить требование о наличии лицензии на тушение пожаров, распространив его только на те организации, которые осуществляют тушение пожаров на тех объектах, для которых обязательность наличия пожарной охраны установлена законодательством Российской Федерации, а не возлагать данную обременительную обязанность на всех, кто хочет добровольно повысить уровень пожарной безопасности на объекте. Предлагаемая статья вводит необоснованное ограничение круга лиц (только юридические лица), которые вправе быть соискателями лицензии, и, в общем виде, дублирует положения Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности. |
пункт 4 статьи 2 проекта акта (проектируемая статья 24.2 Федерального закона о пожарной безопасности) | В настоящее время причина отказа в предоставлении лицензии с формулировкой "за предоставление недостоверных сведений" часто используется лицензирующими органами по причине изменений в договорных отношениях между соискателем лицензии и работниками или арендаторами, поэтому принцип презумпции добросовестности, изложенный в статье 3 Федерального закона N 294-ФЗ, положения которого в соответствии со статьей 19 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, при получении лицензии не работает. |
пункт 4 статьи 2 проекта акта (проектируемая статья 24.2 Федерального закона о пожарной безопасности) | В целях исключения путаницы предлагается в качестве адреса мест осуществления деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, в организациях и на объектах инфраструктуры и монтажу, обслуживанию и ремонту первичных средств пожаротушения указывать адреса мест расположения административных, производственных и складских зданий, сооружений, в которых планируется разместить необходимую пожарную технику, оборудование и средства измерения, контроля. Это обусловлено необходимостью оценки соответствия зданий, сооружений лицензионным требованиям и условиям и работы и услуги выполняются по адресу местонахождения организации лицензиата. Для иных видов деятельности необходимости в определении конкретных адресов мест осуществления деятельности нет, так работы и услуги по иным видам деятельности осуществляются по месту нахождения организаций - заказчиков. В связи с этим для иных составов деятельности в качестве места осуществления деятельности предлагается указывать: "территория Российской Федерации". |
пункт 4 статьи 2 проекта акта (проектируемая статья 24.2 Федерального закона о пожарной безопасности) | Так как лицензия действует на всей территории Российской Федерации, то место нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя не влияет на выполнение работ и оказание услуг по обеспечению пожарной безопасности, указанных в лицензии. Адрес места нахождения (юридический адрес) может не совпадать с адресом фактического места осуществления деятельности, поэтому необходимо разделять эти понятия. |
пункт 4 статьи 2 проекта акта (проектируемая статья 24.2 Федерального закона о пожарной безопасности) | Проектом акта вменяется в обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и его территориальных органов установление достоверности сведений, изложенных в представленных документах и приложениях к ним. Вместе с тем порядок установления достоверности сведений не определен, что содержит возможность неоднозначного толкования. |
пункт 4 статьи 2 проекта акта (проектируемая статья 24.3 Федерального закона о пожарной безопасности) | Переоформление лицензии по причине изменения наименования организации, ее организационно-правовой формы или юридического адреса должно осуществляться без проведения выездных проверок, так как данный адрес не используется при осуществлении деятельности и не может влиять на соответствие лицензионным требованиям. |
пункт 4 статьи 2 проекта акта (проектируемая статья 24.3 Федерального закона о пожарной безопасности) | Учитывая цифровизацию процессов и развитие системы межведомственного взаимодействия, данная обязанность должна быть возложена на налоговые органы, которые занимаются регистрацией соответствующих изменений. В связи с чем необходимо исключить данную часть. |
пункт 4 статьи 2 проекта акта (проектируемая статья 24.3 Федерального закона о пожарной безопасности) | Предлагаем внести изменения в проектируемую статью 24.3 проекта акта и изложить в следующей редакции: 1. "В случае реорганизации организации либо изменения ее наименования или места нахождения такая организация в течение тридцати дней с даты внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц, либо с даты изменения своего места нахождения, обязана подать в лицензирующий орган, выдавший лицензию, соответствующее заявление". 2. "При этом в течение десяти рабочих дней с даты подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации, связанной с реорганизацией организации либо с изменением ее наименования или места нахождения, данная организация в порядке, установленном положением о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности, обязана уведомить об указанных обстоятельствах лицензирующий орган, выдавший лицензию". |
пункт 4 статьи 2 проекта акта (проектируемая статья 24.3 Федерального закона о пожарной безопасности) | Проект статьи 24.3 содержит основания для переоформления лицензии, к которым относится в том числе реорганизация организация. При этом проектом акта не определено, какие формы реорганизации организации служат основанием для переоформления лицензии. |
пункт 4 статьи 2 проекта акта (проектируемая статья 24.4 Федерального закона о пожарной безопасности) | Проект статьи 24.4 содержит положения о возможности руководителя лицензирующего органа, выдавшего лицензию, приостанавливать действие лицензии и основания такого приостановления. В соответствии с Федеральным законом о лицензировании отдельных видов деятельности лицензирующие органы - уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы. Согласно тексту проекта акта право приостановления действия лицензии имеется только у руководителя лицензирующего органа, выдавшего лицензию. Вместе с тем работы могут выполняться лицензиатами на территории всей Российской Федерации, в связи с чем не ясен механизм приостановления лицензии при выявлении нарушений на объекте, находящемся в субъекте, отличном от места нахождения территориального органа, выдавшего лицензию. |
пункт 4 статьи 2 проекта акта (проектируемая статья 24.6 Федерального закона о пожарной безопасности) | Проектируемое требование об установлении деятельности в области пожарной безопасности в качестве основного вида экономической деятельности является нарушением Конституции Российской Федерации, ограничивая свободу в выборе основного вида деятельности организации. Кроме того, это требование никак не способствует повышению качества работ и без того нерадивыми исполнителями и не является гарантом качественного и правильного выполнения работ и не влияет на усиление какой-то материальной ответственности. Все зависит от людей и их руководителей, выполняющих работы. Большими негативными последствиями этого будет потеря рабочих мест огромного количества людей, осуществляющих деятельность по обеспечению пожарной безопасности. |
| Предлагается изложить текст проектируемой статьи в следующей редакции (дополнить абзацем 2): "2. Предоставленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежат переоформлению до 1 января 2022 года при условии соблюдения лицензионных требований. В случае соблюдения лицензиатом лицензионных требований в процессе своей деятельности, в том числе, отсутствия нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, переоформление лицензии лицензирующим органом осуществляется по упрощенной форме без проведения внеплановой проверки лицензиата". Внесение изменений в проект предлагаемой редакции позволит снизить нагрузку на организации, осуществляющие данные виды лицензионной деятельности без нарушения лицензионных требований, по переоформлению лицензии. |
| Предлагается увеличить срок переоформления действующих лицензий до 1 января 2023 года, учитывая большое количество лицензиатов. |
| Как собственник будет обеспечивать пожарную безопасность, если у созданного им подразделения будет приостановлена лицензия, а заключить с договор с другим охранным пожарным предприятием не представляется возможным. |
| Существуют менее затратные и более эффективные способы решения проблемы: - проведение качественных проверок лицензирующим органом выполнения лицензиатами лицензионных требований; - ужесточение ответственности за несоблюдение требований пожарной безопасности для руководителей, акционеров, учредителей или конечных бенефициаров; - повышение исполнительской дисциплины инспекторов, осуществляющих пожарный надзор; - осуществление более жесткого конкурентного отбора для замещения должностей инспекторов; - установление стимулирующие (льготные) меры для организаций, оказывающих услуг в сфере пожарной безопасности; - оказание МЧС России методической помощи и содействия организациям, намеревающимся оказывать услуги (и оказывающим услуги) в сфере пожарной безопасности; - повышение требований к образовательному уровню и опыту работы лиц, выполняющих работы в сфере пожарной безопасности; - совершенствование форм отчетности. То есть необходимо искать способы решения проблемы в плоскости не установления новых норм, а совершенствования практики применения действующих правовых норм. |
| Следует исключить техническое обслуживание систем, установок и средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений из видов деятельности, подлежащих лицензированию. Методы проведения технического обслуживания систем, установок и средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений законодательством не установлены. Объем работ при техническом обслуживании в настоящее время регламентируется только технической документацией на систему. Так, к работам по техническому обслуживанию техническая документация относит очищение приборов от пыли (с помощью пылесоса и мягкой кисточки), замену батарейки и другие несложные технологические операции, не требующие наличия квалифицированных кадров и специального оборудования. Требование о наличии лицензии на проведение работ по техническому обслуживанию обременяет и собственника объекта (в связи с ограничением для выбора обслуживающей организации, увеличения стоимости работ) и организации, осуществляющие такой вид работ (в связи с необходимостью получения лицензии). Указанные работы, на наш взгляд, могут осуществляться и собственником объекта самостоятельно и не должны попадать под требование о наличии лицензии. |
| Необходимо дополнить проект акта положением о консультациях, так как существует острая необходимость конкретизировать ряд положений нормативных документов, поскольку формулировки носят размытый характер и позволяют трактовать их как угодно, либо не однозначно. Это упростит процедуру лицензирования как для соискателей, так и для самих лицензирующих органов, избавив их должностных лиц от необходимости тратить время на поиски причин и обоснований для отказа в предоставлении лицензии и соблазна применять неурегулированность этих вопросов в личных целях. Должен быть на законодательном уровне прописан единообразный подход к лицензированию во всех территориальных органах МЧС России. |
| Проблему необходимо решать возвращением надзорных функций государственным инспекторам по пожарному надзору на стадии проектирования, строительства и приемки оъектов в эксплуатацию, упраздненные Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". |
| В результате принятия проекта акта возможно повышение цен на услуги по обеспечению услуг пожарной безопасности, в том числе монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в связи с возможными проблемами при переоформлении лицензии и как следствие сокращении количества юридических лиц, оказывающих данный вид деятельности. Выводы, представленные в сводном отчете, не доказывают необходимость внесение изменений в закон о лицензировании. |
| В пояснительной записке разработчиком подчеркивается ключевая роль автоматической противопожарной защиты в предотвращении и тушении пожаров, однако никаких мер по ее совершенствованию в законопроекте не содержится. |
| Переходный период для вступления в силу проекта акта должен быть определен сроком разработки и принятия всех необходимых нормативных документов в области пожарной безопасности, направленных на обеспечение реализации предлагаемых изменений, и составлять не менее 1 года. |
| Вводимое законопроектом требование о наличии лицензии на деятельность по профилактике пожаров необоснованно ограничивает число лиц, которые могут осуществлять на объектах (в том числе собственных) профилактику пожаров и повысить, тем самым, уровень пожарной безопасности. При этом, аналитические данные, подтверждающие необходимость лицензирования деятельности по организации профилактики пожаров. |