Класс (подкласс) функциональной пожарной опасности здания | Этажность и высота здания | Характеристики пожарной опасности, не более указанных | |||
для стен и потолков | для покрытия полов | ||||
Вестибюли, лестничные клетки, лифтовые холлы | Общие коридоры, холлы, фойе | Вестибюли, лестничные клетки, лифтовые холлы | Общие коридоры, холлы, фойе | ||
Ф1.2; Ф1.3; Ф2.3; Ф2.4; Ф3.1; Ф3.2; Ф3.6; Ф4.2; Ф4.3; Ф4.4; Ф5.1; Ф5.2; Ф5.3 | не более 9 этажей или не более 28 метров | Г1, В2, Д2, Т2 | Г2, В2, Д3, Т2 | В2, Д3, Т2, РП2 | В2, Д3, Т3, РП2 |
более 9, но не более 17 этажей или более 28, но не более 50 метров | Г1, В1, Д2, Т2 | Г1, В2, Д2, Т2 | В2, Д3, Т2, РП2 | В2, Д3, Т2, РП2 | |
более 17 этажей или более 50 метров | НГ | Г1, В1, Д2, Т2 | В2, Д3, Т2, РП2 | В2, Д3, Т2, РП2 | |
Ф1.1; Ф2.1; Ф2.2; Ф3.3; Ф3.4; Ф3.5; Ф3.7; Ф4.1 | вне зависимости от этажности и высоты | НГ | Г1, В1, Д2, Т2 | В2, Д3, Т2, РП2 | В2, Д3, Т2, РП2 |
Класс (подкласс) функциональной пожарной опасности здания | Вместимость зальных помещений, человек | Характеристики пожарной опасности, не более указанных | |
для стен и потолков | для покрытий полов | ||
Ф1.2; Ф2.3; Ф2.4; Ф3.1; Ф3.2; Ф3.6; Ф4.2; Ф4.3; Ф4.4; Ф5.1 | более 800 | НГ | В2, Д2, Т2, РП1 |
более 300, но не более 800 | Г1, В1, Д2, Т2 | В2, Д2, Т2, РП1 | |
более 50, но не более 300 | Г1, В2, Д2, Т2 | В2, Д3, Т2, РП2 | |
не более 50 | Г2, В2, Д3, Т2 | В2, Д3, Т3, РП2 | |
Ф1.1; Ф2.1; Ф2.2; Ф3.3; Ф3.4; Ф3.5; Ф3.7; Ф4.1 | более 300 | НГ | В2, Д2, Т2, РП1 |
более 15, но не более 300 | Г1, В1, Д2, Т2 | В2, Д2, Т2, РП1 | |
не более 15 | Г2, В2, Д3, Т2 | В2, Д3, Т3, РП2 | |
Показатели пожарной опасности | Функциональное назначение | |||||
Шторы и занавесы | Постельные принадлежности | Элементы мягкой мебели (в том числе кожевенные) | Специальная защитная одежда | Ковровые покрытия | Покрывало для изоляции очага возгорания | |
Воспламеняемость | + | + | + | + | + | + |
Устойчивость к воздействию теплового потока | - | - | - | + | - | + |
Теплозащитная эффективность при воздействии пламени | - | - | - | + | - | + |
Распространение пламени | - | - | + | - | + | - |
Показатель токсичности продуктов горения | + | - | + | - | + | - |
Коэффициент дымообразования | + | - | + | - | + | - |
Пункт проекта акта | Замечания и (или) предложения | |||||||||
Подпункт "б" пункта 1 статьи 1 проекта акта | Необходимо принять следующую редакцию: "В отношении средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения требования пожарной безопасности наряду с настоящим Федеральным законом устанавливаются техническим регламентом Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТРЕАЭС 043/2017)". | |||||||||
Подпункт "в" пункта 2 статьи 1 проекта акта | Предлагается исключить конкретизацию типов противопожарных преград, а также способа выполнения выделения пожарного отсека. В нормативной документации по пожарной безопасности возможны и другие методы выделения пожарного отсека. Например, выделение пожарного отсека использованием технического этажа, отделенного от смежных этажей противопожарными перекрытиями 2-го типа, в случае если не предусмотрено смещение противопожарных стен 1-го типа от основной оси. | |||||||||
Подпункт "г" пункта 2 статьи 1 проекта акта | Согласно подпункту "г" пункта 2 статьи 1 проекта акта вносятся изменения в пункт 22.1 статьи 2 федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности), согласно которому под пожарной секцией понимается часть пожарного отсека, выделенная противопожарными преградами и (или) зоной свободной от пожарной нагрузки. Вместе тем термин "пожарная нагрузка" определен в СП 12.13130.2009 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности", утвержденным приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 182 (далее - СП 12.13130.2009), который согласно пункту 217 Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", утвержденного приказом Росстандарта от 3 июня 2019 г. N 1317, является документом добровольного применения. На основании изложенного в целях преодоления неопределенности целесообразно указать, что предлагается подразумевать под термином "пожарная нагрузка" в целях применения положений Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. | |||||||||
Подпункт "е" пункта 2 статьи 1 проекта акта | Проектом акта предлагается изложить пункт 27 статьи 2 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности в новой редакции, согласно которой возникает неопределенность в понимании определения "пожарный отсек" в части наименования противопожарных стен (любые противопожарные стены или только определенного типа). Учитывая изложенное, в целях исключения возможных разночтений данной нормы предлагаем изложить пункт 27 статьи 2 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности в следующей редакции: "пожарный отсек - часть здания (сооружения), выделенная противопожарными стенами 1-го типа и (или) противопожарными перекрытиями 1-го типа". | |||||||||
Подпункт" "л" пункта 2 статьи 1 проекта акта | Согласно проектируемой редакции эвакуационный путь (путь эвакуации) - путь, предназначенный для движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов по пожарной безопасности. Считаем недостаточным описание понятия путей эвакуации, так как остаются недопонимания: считается ли путями эвакуации проходы к не постоянным рабочим местам (проходы в кабельных каналах, светотехнические мостики, проходы для обслуживания оборудования и тому подобное). | |||||||||
Подпункт" "л" пункта 2 статьи 1 проекта акта | Предлагается дополнить формулировку подпункта "д" пункта 6 статьи 1 проекта акта, изложив пункт 48 статьи 2 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности в следующей редакции: "48) эвакуационный выход - выход из части здания (помещения), сооружения или наружной установки, ведущий на путь эвакуации, непосредственно наружу или в безопасную зону в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов по пожарной безопасности;". Не учтено, что организация эвакуации людей необходима также для сооружений и наружных установок производственных объектов. Указанные положения содержатся, например, в СП 1.13130.2009. | |||||||||
Необходимо предусмотреть, что пожарный эвакуационный выход - выход из помещений и пространств объекта защита на пожарный эвакуационный путь"; Данное предложение позволит: 1) ликвидировать противоречия действующей редакции пунктов 48 - 50 статьи 2 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности и проекта акта требованиям базового Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон о пожарной безопасности) в отношении обеспечения состояния защищенности не только людей, но и имуществ, включая животных, согласно статьям 128, 130, 137, 230 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ); 2) обеспечит аналогию: Технического регламента о требованиях пожарной безопасности в пунктах 48 - 50 статьи 2 с пунктами статьи 17 ("опасные факторы пожара"), статьи 20 ("пожарная безопасность объекта защиты"), статьи 22 ("пожарная опасность объекта защиты"), статьи 28 ("пожарный риск"), статьи 40 ("система противодымной защиты") и статьи 41 ("система противопожарной защиты") этой же статьи, направленных на защиту от пожаров как людей, так и имущества. | ||||||||||
Подпункт" "к" пункта 2 статьи 1 проекта акта | Эвакуационный путь (путь эвакуации) - путь, предназначенный для движения людей наружу из здания, а не наружу здания. | |||||||||
Подпункт" "м" пункта 2 статьи 1 проекта акта | Необходимо предусмотреть, что пожарная эвакуация представляет собой процесс перемещения людей и имущества из мест возникновения и возможного воздействия опасных факторов пожара в безопасные зоны объекта защиты или вне него Указанное позволит: 1) ликвидировать противоречия действующей редакции пунктов 48 - 50 статьи 2 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности и предлагаемого проекта требованиям базового Федерального закона о пожарной безопасности в отношении обеспечения состояния защищенности не только людей, но и имущества; 2) обеспечит аналогию: Технического регламента о требованиях пожарной безопасности в пунктах 48 - 50 статьи 2 с пунктами статьи 17 ("опасные факторы пожара"), статьи 20 ("пожарная безопасность объекта защиты"), статьи 22 ("пожарная опасность объекта защиты"), статьи 28 ("пожарный риск"), статьи 40 ("система противодымной защиты") и статьи 41 ("система противопожарной защиты") этой же статьи, направленных на защиту от пожаров как людей, так и имущества; применения понятия "эвакуация" в сфере пожарной безопасности с существующим его применением в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ("эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы"). Для более полного достижения аналогии основных понятий необходима корректировка понятия в пункте 1 проекта акта "аварийный выход". При реализации изложенных предложений, согласно методологических требований юридической науки к языку права и системности права, которые должны соответствовать соблюдению диалектическим закономерностям применения философских категорий "общего", "особенного" и "единичного", более узкими понятиями явятся: "пожарная эвакуация людей", "пожарная эвакуация имущества", "пожарная эвакуация животных". Поэтому будет целесообразно в главе 14 "Системы противопожарной защиты" уточнить название статей: статьи 53 - "Пути пожарной эвакуации людей"; статьи 54 "Системы обнаружения пожара, оповещения и управления пожарной эвакуацией людей". В главе 19 "Требования к составу и функциональным характеристикам систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" уточнить название статей: статьи 84 "Требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления пожарной эвакуацией людей в зданиях и сооружениях"; статьи 89 "Требования пожарной безопасности к пожарным эвакуационным путям, пожарным эвакуационным и аварийным выходам"; статьи 91 "Оснащение помещений, зданий и сооружений, оборудованных системами оповещения и управления пожарной эвакуацией людей, автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения". | |||||||||
Подпункт "н" пункта 2 статьи 1 проекта акта | Подпунктом "н" пункта 2 статьи 1 проекта акта предлагается дополнить статью 2 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности определением "экранная стена", под которой понимается самонесущая строительная конструкция или заполнение проема в строительной конструкции с нормируемым пределом огнестойкости, предназначенная для предотвращения распространения пожара, при этом в проекте акта отсутствует классификация типов экранных стен в зависимости от их предела огнестойкости. Учитывая изложенное, в целях конкретизации требований данной нормы предлагаем в проекте акта предусмотреть внесение изменений в статью 37 и таблицу 23 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности в части классификации экранных стен по типам в зависимости от предела их огнестойкости. | |||||||||
Предлагается исключить пункт законопроекта, как излишний и не служащий целям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Понятия, термины и определения, входящие в статью 2 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, за исключением основных определений (декларация пожарной безопасности, объект защиты, система предотвращения пожара и др.) предлагается перенести в ГОСТ 12.1.033-81 "Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Термины и определения", утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 27 августа 1981 г. N 4084. Экранная стена является одним из типов противопожарных преград (противопожарные стены, перегородки, перекрытия, разрывы, завесы и другое), классификация которых установлена статьей 37 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Определение противопожарных преград было дано в стандарте "СТ СЭВ 383-87. Пожарная безопасность в строительстве. Термины и определения" (в настоящее время не действующий). Принимая во внимание, что внесение изменений в Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. предусматривается в рамках выполнения "регуляторной гильотины" и направлено на исключение в том числе избыточных и дублирующих положений, включение понятия "экранная стена" является излишним. | ||||||||||
Указанный пункт необходимо изложить в следующей редакции: "противопожарная экранная стена - самостоятельная строительная конструкция с нормированным пределом огнестойкости, предназначенная для предотвращения распространения пожара, заполнение проемов в которой обеспечивается с помощью экранов, штор, занавесов." | ||||||||||
Подпункт "а" пункта 3 статьи 1 проекта акта | Проектом акта вводятся новые условия, при которых пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной. При этом в пунктах 2 и 3 части 1 предлагаемой редакции статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности содержится дублирование положений в части обеспечения требований пожарной безопасности, которые отличаются по содержанию. Подобное разночтение в системе правового регулирования создаст неопределенность в правоприменении указанных норм, что может привести к ошибочному толкованию норм материального права и, как следствие, будет способствовать злоупотреблению полномочиями со стороны должностных лиц правоприменительных органов, развитию коррупционных механизмов, а также необоснованному привлечению юридических лиц к ответственности за несоблюдение требований обеспечения пожарной безопасности. В связи с вышеизложенным предлагаем объединить условия обеспечения пожарной безопасности объекта защита в один пункт, исключив двойную трактовку вводимых понятий. | |||||||||
1. Проектируемая редакция части 1 статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности устанавливает Технический регламент о требованиях пожарной безопасности в качестве единственного федерального закона, чьи требования должны выполняться в обязательном порядке при оценке соответствия. Данная новелла противоречит самому же Техническому регламенту о требованиях пожарной безопасности, а именно: статье 3, согласно которой правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон о техническом регулировании), в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции); статье 4, согласно которой к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом о техническом регулировании, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. Проект акта также противоречит части 6 статьи 7 Федерального закона о техническом регулировании, устанавливающей, что технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым они приняты. Таким образом, проект акта исключает из сферы технического регулирования любые иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К примеру, Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ (далее - Технический регламент о безопасности зданий и сооружений). 3. Проектируемая редакция части 1 статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности исключает применение всех обязательных требований, предусмотренных техническими регламентами, а оценка соответствия основывается исключительно на требованиях специальных технических условий (далее - СТУ). В соответствии со статьей 20 Федерального закона о пожарной безопасности СТУ отражают специфику противопожарной защиты объекта, для которого отсутствуют требования пожарной безопасности. Все остальные общие требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, должны подлежать применению. | ||||||||||
Дополнение пункта словами "и (или) стандартом организации, согласованным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, в установленном порядке": так как действие данного закона обязательно для исполнения, в том числе, и при эксплуатации объектов защиты, то считаем, что "и" в данном случае недопустимо, так как может привести к разночтению со стороны надзорных органов и собственники объектов защиты должны будут выполнять и нормативные документы по пожарной безопасности, и разрабатывать стандарты организаций. | ||||||||||
Необходимо предусмотреть, что в полном объеме должны быть выполнены требования пожарной безопасности, установленные настоящим Федеральным законом, и специальных технических условий, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности." Предлагается уточнить данное требование, так как не допускается отступление от требований федерального закона, в том числе при разработке специальных технических условий. | ||||||||||
Подпункт "в" пункта 3 статьи 1 проекта акта | В соответствии с положениями проекта акта порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности. В случае, если на практике будет применен иной, не соответствующий нормативному правовому акту Российской Федерации, порядок, установленный в так называемом нормативном правом акте по пожарной безопасности, то это означает изначальное нарушение этого установленного порядка. | |||||||||
Пункт 4 статьи 1 проекта акта | Классификация пожаров по виду горючего материала на классы и подклассы устанавливается в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности. Предлагаем привести к одинаковой классификации с проектом Межгосударственного стандарта ГОСТ 27331 "Техника пожарная. Классификация пожаров", поскольку от классификации пожаров по виду горючего материала зависит выбор типа огнетушащего вещества не только в первичных средствах пожаротушения, но и при тушении от передвижной пожарной техники, и в системах пожаротушения зданий и наружных установок. В связи с тем, что неправильный выбор огнетушащего вещества может привести, в том числе к увеличению площади пожара и угрозе жизни и здоровья граждан, необходимо эту классификацию оставить в Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности (обязательном для применения), а не только в ГОСТах. | |||||||||
Неверно приведена формулировка, "...напольные ковровые покрытия", нужно заменить на "...напольные покрытия". | ||||||||||
Необходимо в статье 8 "Классификация пожаров" Технического регламента о требованиях пожарной безопасности: 1. изменить название, применить слово "классификация" во множественном числе - "Классификации пожаров"; 2. сократить название первого абзаца, изъяв слова "Пожары классифицируются", а далее текст оставить без изменения. | ||||||||||
Подпункт "а" пункта 7 статьи 1 проекта акта | Подпункт "а" пункта 7 статьи 1 проекта акта предлагаем изложить в следующей редакции: "а) часть 3 изложить в следующей редакции: "3. По горючести строительные материалы подразделяются на негорючие (НГ) и горючие (Г1 - Г4). ". | |||||||||
Подпункт "а" пункта 7 статьи 1 проекта акта предлагается изложить в :слеующей редакции: "б) часть 2 изложить в следующей редакции: "2. Пожарная опасность горючих строительных, текстильных и кожевенных материалов характеризуется следующими свойствами: 1) горючесть; 2) воспламеняемость; 3) способность распространения пламени по поверхности; 4) дымообразующая способность; 5) токсичность продуктов горения". | ||||||||||
Подпункт "в" пункта 7 статьи 1 проекта акта | Указанный пункт необходимо изложить в следующей редакции: "Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска и область применения результатов указанных расчетов определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности и (или) стандартом организации, согласованным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, в установленном порядке. Результаты и выводы, полученные при проведении расчетов по оценке пожарного риска, используются для обоснования параметров и характеристик зданий, сооружений и строений, которые учитываются в методиках, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. В иных случаях обеспечение пожарной безопасности объекта защиты может быть обосновано результатами проведения исследований, расчетов и (или) испытаний, выполненных в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности и (или) стандартом организации, согласованным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, в установленном порядке." | |||||||||
Указанный пункт необходимо изложить в следующей редакции: "Результаты и выводы, полученные при проведении расчетов по оценке пожарного риска, используются: а) для обоснования параметров и характеристик зданий и сооружений; б) при разработке методик, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. В иных случаях обеспечение пожарной безопасности объекта защиты может быть обосновано результатами проведения исследований, расчетов и (или) испытаний, выполненных в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности." | ||||||||||
Подпункт "г" пункта 7 статьи 1 проекта акта | Указанный пункт необходимо изложить в следующей редакции: "6. Для материалов, относящихся к группам горючести Г1 - Г3, не допускается образование горящих капель расплава при испытании. Для материалов, относящихся к группам горючести Г1 и Г2, не допускается образование капель расплава. Для материалов группы НГ показатели характеристик воспламеняемости (В) и распространения пламени по поверхности (РП) не определяются и не нормируются". Понятие "негорючести" подразумевает невозможность возникновения устойчивого пламенного горения и его распространения над поверхностью материала при действии внешнего теплового потока и источника зажигания. | |||||||||
Подпунктами "в" - "з", "к", "л" пункта 7 статьи 1 проекта акта вносятся изменения соответственно в части 5 - 10, 13 и пункты "б" - "г" части 14 статьи 13 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, согласно которым в указанных положениях Технического регламента о требованиях пожарной безопасности сохраняются названия категорий отдельных строительных, текстильных, кожевенных материалов (например, трудновоспламеняемые (В1), умеренновоспламеняемые (В2), легковоспламеняемые (В3), вместе с тем исключаются конкретные показатели, позволяющие относить группы строительных, текстильных и кожевенных материалы к той или иной категории (например, в соответствии с действующей редакцией части 7 статьи 13 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности трудновоспламеняемыми строительными материалами признавались материалы, имеющие величину критической поверхностной плотности теплового потока более 35 киловатт на квадратный метр). В результате проектируемых изменений будет затруднительно определить принадлежность группы материалов к определенной категории, и как следствие, допустимость использования указанных материалов при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты. | ||||||||||
Пункт 13 статьи 1 проекта акта | Исключение из статьи 55 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности не является мерой поддержки малого и среднего бизнеса, а только осложнит возможности применения средств индивидуальной защиты на территории Российской Федерации, поскольку часть 3 статьи 55 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности содержит положения применения средств индивидуальной защиты людей (в том числе защиты их органов зрения и дыхания) как для защиты эвакуируемых и спасаемых людей, так и для защиты пожарных, участвующих в тушении пожара. Обеспечение безопасной эвакуации лишь средствами коллективной защиты, что следует из проектируемых изменений безусловно повлечет за собой увеличение рисков причинения вреда жизни и здоровью граждан в условиях пожара, существенно снизит уровень защищенности граждан на их рабочих местах. Указанное обусловлено тем, что фактическое покрытие всех зданий, сооружений и прочих объектов без исключения системами коллективной защиты не представляется возможным, особенно данная проблема характерна для старых знаний, сооружений и прочих объектов, где размещение коллективных средств защиты физически невозможно. В указанных условиях, единственным средством сохранения жизни и здоровья граждан могут являться средства индивидуальной защиты, которые с учетом предлагаемых поправок предлагается исключить из указанного закона, как средства обеспечения безопасной эвакуации. Применение средств индивидуальной защиты для эвакуации при пожаре, является более эффективным и менее затратным решением проблемы защиты людей, нежели чем достаточно дорогое и в принципе, не имеющее практического решения, размещение средств коллективной защиты в старых зданиях, в которых отсутствует система дымоудаления. Исключение части 3 статьи 55 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности противоречит требованиям действующих постановлений Правительства Российской Федерации и отдельных приказов федеральных органов исполнительной власти, а именно: - постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме"; - постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2017 г. N 447 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов"; - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 ноября 2009 г. N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений"; - приказ Росстандарта от 16 апреля 2014 г. N 474 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения, которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. В статье 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплено, что одним из основных принципов охраны здоровья, является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий. Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает обязанность работодателя обеспечить приобретение и выдачу средств индивидуальной защиты работникам (статья 212). Реализация установленных законодательством принципов и задач в области охраны здоровья и труда заключается в принятии органами государственной власти, местного самоуправления, учреждениями, организациями и иными субъектами своевременных мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, в том числе выраженных в беспрепятственном доступе населения к средствам индивидуальной защиты жизни и здоровья. Непринятие таких мер влечет угрозу массового причинения вреда жизни и здоровью граждан. Средства индивидуальной защиты относятся к продукции, основной функцией которой является защита жизни и здоровья людей, а также обеспечения условий труда, отвечающих требованиям безопасности. Вместе с тем проект акта содержит положения об исключении средств индивидуальной защиты из статьи 55 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, то есть фактически ограничивают права граждан на охрану своего здоровья, жизни и безопасных условий труда, закрепленные в Конституции Российской Федерации и вышеуказанных нормативных правовых актах. Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации. Вместе с тем, предлагаемые поправке к статье 55 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, противоречат статье 7 и 37 Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Трудовому кодексу Российской Федерации. | |||||||||
Пункт 20 статьи 1 проекта акта | Предлагаемая проектом акта редакция части 7 статьи 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности не закрепляет основу развития системы сбора и анализа информации о состоянии пожарной безопасности объектов защиты, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимость внедрения которой определена мероприятием по обеспечению качественного повышения уровня защищенности населения и объектов защиты от пожаров Указа Президента РФ от 1 января 2018 г. N 2 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года". Именно системы передачи извещений, о применении которых идет речь в части 7 статьи 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, являются первоосновой создания информационных систем пожарной безопасности в части on-line контроля за техническим состоянием автоматических систем противопожарной защиты. Этот же принцип заложен в статье 35 ТР ЕАЭС 043/2017. Технический регламент Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения", утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2017 г. N 40 (далее - ТР ЕАЭС 043/2017). Предлагается следующая редакция части 7 статьи 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности: "7. Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2, с автоматическим (без участия человека) дублированием этих сигналов непосредственно на пульты, установленные в местном пожарно-спасательном гарнизоне, с использованием систем передачи извещений о пожаре и обязательным дистанционным (в режиме реального времени) контролем за работоспособностью данных систем, а также систем пожарной автоматики". Требования к проектированию систем передачи извещений о пожаре устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности."; | |||||||||
МЧС России имеет статус владельца сети связи специального назначения, осуществляющего управление сетью связи специального назначения и владеющего ею на праве оперативного управления. В соответствии с федеральным законодательством в области связи МЧС России, как владелец связи специального назначения, не вправе приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг связи по дублированию сигналов о пожаре без согласия в письменной форме объектов защиты класса функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2. МЧС России, владеет сетью связи специального назначения, которая в соответствии с федеральным законодательством в области связи является государственной информационной системой, созданной в целях реализации полномочий МЧС России по тушению пожаров, а также обеспечения обмена информацией с другими государственными органами и в иных установленных федеральными законами целях. Присоединение к сетям специального назначения любых иных сетей недопустимо. В силу требований федерального законодательства в области связи, защите информации и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации государственная информационная система, относящаяся к критической информационной инфраструктуре, не может строиться на пользовательском (передающем) оборудовании, принадлежащем коммерческим организациям и функционирующим на платных каналах связи. МЧС России, которой принадлежат государственная информационная система и информационно-телекоммуникационные сети, является субъектом критической информационной инфраструктуры. МЧС России, как субъект критической информационной инфраструктуры, обязано обеспечить: - предотвращение неправомерного доступа к информации, обрабатываемой значимым объектом критической информационной инфраструктуры, уничтожения такой информации, ее модифицирования, блокирования, копирования, предоставления и распространения, а также иных неправомерных действий в отношении такой информации; - недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого может быть нарушено и (или) прекращено функционирование значимого объекта критической информационной инфраструктуры. По смыслу вышеприведенных норм та информация, которая в той или иной форме содержится на приемном оборудовании пожарно-спасательных подразделений, сформированная пакетом специализированных программ, позволяющих визуализировать и представить в объективной форме сообщения о пожаре, подлежит охране. Именно эта информация, составляющая тайну сообщений электросвязи, охраняется законом, а непосредственно сами программы, посредством которых обеспечивается функционирование такого оборудования, принадлежат государственному органу. Одновременно, согласно Закону Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" сведения о функционировании связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства составляют государственную тайну. Таким образом, государственная информационная система, предназначенная для дублирования тревожных сигналов в автоматическом режиме от объектов защиты в подразделения пожарной охраны это - замкнутая система, которая не предполагает доступа к ней со стороны любых третьих лиц, и в том числе включение в нее пользовательского (приемного) оборудования принадлежащего коммерческим структурам. Внесение предлагаемых МЧС России изменений в часть 7 статьи 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности позволит легализовать деятельность коммерческих структур, ответственность за совершение которые в настоящее время предусмотрена статьями 159.5, 274.1 и 283.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Федеральным законом о техническом регулировании установлено, что отношения, связанные с использованием радиочастотного спектра, устанавливаются и регулируются исключительно законодательством Российской Федерации в области связи. Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности отношения, связанные с использованием радиочастотного спектра, регулироваться не могут. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, устанавливают, что проекты нормативных правовых актов и нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, предусматривающих мероприятия по эксплуатации информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры подлежат направлению в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на заключение. По результатам обращения ряда общественных организаций, информация о возможности внедрения посредников в развернутую на территории Российской Федерации систему автоматизированного вызова пожарных подразделений на социально-значимые объекты и непредусмотренных бюджетных средств на оплату их услуг на основании неоднократно вносимых изменений в Законопроект ранее взята на контроль со стороны Счетной палаты Российской Федерации. Существующая более 10 лет система автоматической передачи сигнала о пожаре на пульт пожарной охраны с использованием бесплатного прямого радиоканала МЧС России внедрена в 848 (76%) городах, в 70 000 (60%) школ, больниц, домов престарелых и других социально-значимых объектов. В Москве системой мониторинга оснащены 5 300 (98%) больниц и школ. Общие затраты бюджетных средств при внедрении - более 4 млрд. рублей. С момента внедрения системы в России не было ни одного пожара с массовой гибелью людей на государственных социальных объектах. | ||||||||||
Пункт 21 статьи 1 проекта акта | В соответствии с проектируемой частью 3 статьи 85 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, использование приточной противодымной вентиляции должно сочетаться с устройством естественной или механической вытяжной вентиляцией. Вместе с тем, одновременное использование различных типов вентиляционных систем является неэффективным, поскольку приточная вентиляция компенсируется вытяжной. В этой связи реализация проектируемого регулирования приведет к дополнительным расходам правообладателей зданий и сооружений на обеспечение пожарной безопасности и не приведет к повышению уровня пожарной безопасности. С учетом изложенного, предлагаем сохранить действующую редакцию части 3 статьи 85 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. | |||||||||
Пункт 23 статьи 1 проекта акта | В соответствии с проектируемыми положениями статьи 88 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, допускается устройство открытых лестниц из подвальных этажей здания на первый этаж. В этой связи оборудование подвальных помещений системами вентиляции, обеспечивающими избыточное давление воздуха, является неэффективным, поскольку в случае возникновения пожара продукты горения будут распространяться из подвала на первый этаж через открытые лестницы. | |||||||||
Пункт 24 статьи 1 проекта акта | Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям и выходам установлены СП 1.13130.2009. В соответствии с проектируемой частью 4 статьи 89 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности эвакуационные выходы для зданий классов Ф2, ФЗ и Ф4, предусматривать в вестибюль 1-го этажа по отдельным лестницам 2-го типа при условии соблюдения ограничений, установленных нормативными документами по пожарной безопасности. Вместе с тем, указанные ограничения в СП 1.13130.2009 отсутствуют. В связи с отсутствием в действующем законодательстве указанных ограничений, предлагаем требование об их соблюдении из проектируемой части 4 статьи 89 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности" исключить. | |||||||||
В соответствии с действующей редакцией части 5 статьи 89 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности эвакуационными выходами, в частности, считаются распашные двери в воротах, предназначенных для въезда (выезда) железнодорожного и автомобильного транспорта. Реализаций положений проекта акта, предусматривающих признание части 5 статьи 89 утратившей силу, приведет к тому, что существующий на сегодняшний день выходы не будут признаваться эвакуационными, что потребует проведения соответствующего дооборудования зданий и сооружений, а в ряде случаев - приведет к приостановке их эксплуатации. В этой связи в целях исключения возложения на правообладателей зданий дополнительных экономически не оправданных финансовых затрат предлагаем сохранить действующее правовое регулирование. | ||||||||||
Подпункт "е" пункта 24 статьи 1 проекта акта | Необходимо изложить в следующей редакции: "7. В проемах эвакуационных выходов и на путях эвакуации запрещается устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери, вращающиеся двери, турникеты и другие предметы, препятствующие свободному проходу людей, за исключением случаев, оговоренных в нормативной документации по пожарной безопасности". Предлагается учесть в нормативных документах по пожарной безопасности случаи, когда на путях эвакуации возможна установка турникетов и других контрольно-пропускных устройств контроля прохода людей на объект защиты. | |||||||||
Пункт 26 статьи 1 проекта акта | Часть 1 статьи 97 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности в редакции проекта, целесообразно дополнить определением площади производственного объекта, так как объекты защиты юридического лица нефтяной или газовой отраслей могут располагаться на площади до 500 км2 (месторождение и объекты его обустройства). | |||||||||
Подпункт "ж" пункта 89 статьи 1 проекта акта | В связи с утратой силы части 13 статьи 89 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности отсутствуют нормы для определения длины пути эвакуации по лестнице 2-го типа в помещении. | |||||||||
Для ТР ЕАЭС 043/2017 предметом регулирования является исключительно пожарно-техническая продукция. Положения данного документа носят предельно общий характер, а конкретные требования к данной продукции предусматриваются в межгосударственных стандартах ЕАЭС, разрабатываемых техническим комитетом Росстандарта ТК 274 "Пожарная безопасность". Технический регламент о требованиях пожарной безопасности устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения". Таким образом, в отличие от ТР ЕАЭС 043/2017, под термином "продукция" в Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности понимается не только средства обеспечения пожарной безопасности, но и объекты защиты - здания, сооружения и тому подобное Основной особенностью Технического регламента о требованиях пожарной безопасности является наличие в нем конкретных требований, именно к объектам защиты, которые действуют с 2008 года, то есть потребители за этот период выработали необходимые компетенции в знании и практическом применении этих требований. При этом проектом акта под предлогом актуализации требований к пожарно-технической продукции предлагается значительное изменение требований именно к объектам защиты, причем в нарушение установленного порядка принятия документов по стандартизации. Согласно Федеральному закону от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в | ||||||||||
Российской Федерации" (далее - Закон о стандартизации) Технический регламент о требованиях пожарной безопасности является документом по стандартизации уже в силу своего названия и на него распространяется предусмотренный Законом о стандартизации порядок разработки и принятия изменений, то есть исключительно голосованием членов соответствующего технического комитета Ростандарта, а не в порядке оценки регулирующего воздействия нормативного правового акта. В потенциально возможном дублировании требований к пожарно-технической продукции в Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности и ТР ЕАЭС 043/2017 также нет проблемы, потому что, при наличии противоречия в отношении любого требования приоритет имеет требование ТР ЕАЭС 043/2017. Определенная часть требований пожарной безопасности к объектам защиты предусматриваются в другом разрабатываемом техническом регламенте Евразийского Союза ТР ЕАЭС 201 "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий", а также сводах правил и других документах по стандартизации, проекты которых обсуждаются в технических комитетах Росстандарта. Именно наличие детализированных требований к объектам защиты является главной особенностью Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, поэтому крайне важно, чтобы любые изменения в него вносились как к проекту документа по стандартизации, с учетом мнения экспертного сообщества. | ||||||||||
В целом по проекту акта | В связи с тем, что схема 5 с проектом акта исключена, в перечень экзаменационных вопросов для проведения квалификационного экзамена специалистов (экспертов) по подтверждению соответствия продукции требованиям пожарной безопасности, утвержденных распоряжением МЧС России от 17 апреля 2019 г. N 160 "О реализации приказа МЧС России от 26 июля 2018 г. N 299 "Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации специалистов (экспертов) по подтверждению соответствия продукции требованиям пожарной безопасности" необходимо внести соответствующие изменения. | |||||||||
Примером негативного воздействия проекта акта может служить легализация используемых в проекте следующих терминов без определенного статуса, а значит, несущие повышенные коррупционные риски: - нормативные документы по пожарной безопасности; - стандарт организации, согласованный федеральным органом исполнительной власти, | ||||||||||
уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; - результаты исследований, расчетов и (или) испытаний; - специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; - методики, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; - результаты проведения исследований, расчетов и (или) испытаний, выполненных в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности; Все указанные термины не имеют ясных определений, нет утвержденных процедур их согласования указанных документов, а значит использование указанных наименований документов в тексте закона изначально несет коррупционный аспект. Единственная альтернатива указанным наименованиям - применять термин "документы по стандартизации", определение которого имеется в Законе о стандартизации. | ||||||||||
Проект акта содержит множество технических терминов, определения которых являются предметом обсуждения при разработке технических нормативов - сводах правил, ГОСТах и тому подобное. Эти определения всегда содержатся в оглавлении данных нормативов. Необходимо проведение предусмотренных Законом о стандартизации различных экспертиз проекта: нормативной, правовой, терминологической и тому подобное | ||||||||||
Проектом акта предусмотрены требования к обеспечению пожарной безопасности сооружений, при этом отсутствует определение "сооружение". Предлагаем предусмотреть дополнение статьи 2 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности определением сооружения, под которым предлагаем понимать результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную или подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. | ||||||||||
Проектом акта из действующей редакции Технического регламента о требованиях пожарной безопасности исключается понятие и характеристики "Класс материалов (KMO - KM4)", однако в тексте пункте 5.4.12 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. N 288 (далее - СП 4.13130.2013) используется показатель KM4. Учитывая изложенное, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области пожарной безопасности, предлагаем принять решение о внесении изменений в пункт 4.5.12 СП 4.13130.2013 для исключения нормативного вакуума. | ||||||||||
Вступление в силу проекта акта со дня официального опубликования создаст прецедент несоответствия новым требованиям объектов защиты, запроектированным и (или) введенным в эксплуатацию по требованиям действующей редакции Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Требуется переходный период не менее, чем 1 год. | ||||||||||
Необходимо установить переходный период проболжительностью в три года. | ||||||||||
В соответствии с пунктом 6 Правил противопожарного режима, в составе предприятия выделяются, в том числе, производственные и складские помещения, которым в порядке, установленном Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности присваиваются категории по пожарной и взрывопожарной опасности. Категорирование объектов защиты осуществляется для установления требований пожарной безопасности, направленных на предотвращение возможности возникновения пожара и обеспечение противопожарной защиты людей и имущества в случае возникновения пожара в зданиях, сооружениях и помещениях. Вместе с тем, закрепляя необходимость категорирования производственных и складских помещений, действующее законодательство не устанавливает идентифицирующих признаков, позволяющих отграничить указанные помещения от административных и общественных для последующего выполнения требований пожарной безопасности (установления противопожарных преград, оборудования системами противопожарной защиты). В этой связи предлагаем дополнить проект акта терминами "производственное помещение", "складское помещение". Полагаем, что реализация указанного предложения позволит произвести четкое терминологическое различие между выделяемыми в составе предприятия помещениями, а также позволит исключить в дальнейшем споры с контролирующими и надзорными органами по вопросу определения фактического назначения того или иного помещения. Предлагаем определения в следующей редакции: "производственное помещение (помещение производственного назначения) - помещение, | ||||||||||
используемое непосредственно для производства, в котором размещается основное и вспомогательное оборудование, задействованное в технологической схеме производства предусмотренного проектом, утвержденным в установленном порядке;"; "складское помещение (помещение складского назначения) - помещение, предназначенное для приемки, сортировки, накопления, хранения, комплектации, отпуска и отгрузки товаров, материалов, оборудования, инвентаря, тары, отходов и имущества предусмотренное проектом, утвержденным в установленном порядке". | ||||||||||
Необходимо продлить переходный период для вступления в силу положений проекта акта, регулирующих вопросы подтверждения соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности - не ранее третьего квартал 2021 года. | ||||||||||
Необходимо изложить часть 35 статьи 2 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности в виде: "35) противопожарная преграда - строительная конструкция с нормированными пределом огнестойкости и классом пожарной опасности конструкции, объемный элемент здания или иное инженерное решение, предназначенные для предотвращения распространения пожара из одной части здания, сооружения в другую или между зданиями, сооружениями, зелеными насаждениями;" В существующей редакции определение: "35) противопожарная преграда - строительная конструкция с нормированными пределом огнестойкости и классом конструктивной пожарной опасности конструкции, объемный элемент здания или иное инженерное решение, предназначенные для предотвращения распространения пожара из одной части здания, сооружения в другую или между зданиями, сооружениями, зелеными насаждениями;" - содержит ошибочную формулировку характеристики. Класс конструктивной пожарной опасности - это характеристика здания в целом, а не отдельной конструкции. | ||||||||||
Необходимо изложить часть 44 статьи 2 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности в виде: "44) степень огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков - классификационная характеристика зданий, сооружений и пожарных отсеков, устанавливаемая в зависимости от их этажности, класса функциональной пожарной опасности, площади пожарного отсека и пожарной опасности происходящих в них технологических процессов;" Необходимо привести определение понятия "степень огнестойкости" в соответствие с причинно-следственным механизмом определения характеристики и положениями части 1 статьи 87 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. | ||||||||||
Необходимо дополнить положения Технического регламента о требованиях пожарной безопасности определением "пожар", либо указать ссылку на Федеральный закон о пожарной безопасности. Статьей 1 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что "Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров...". Исходя из этого четкое определение понятия "пожар" необходимо для формирования решаемых для достижения указанной цели задач. | ||||||||||
При вводе энергоблоков атомных станций в эксплуатацию в состав пускового комплекса входит большое количество зданий и сооружений (до ста объектов). Разработка и оформление деклараций пожарной безопасности требует больших временных затрат. Предлагаем установить срок "в течение трех месяцев". | ||||||||||
Необходимо изложить статью 6.1 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности в следующей редакции: "Идентификация здания, сооружения, производственного объекта, проводится путем установления их соответствия следующим существенным признакам (если признаки предусмотрены требованиями нормативных документов в области пожарной безопасности): 1) класс функциональной пожарной опасности; 2) степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности; 3) категория наружных установок по пожарной опасности, категория зданий, сооружений В соответствии со статьей 6.1 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности идентификация здания, сооружения, производственного объекта проводится путем установления их соответствия следующим существенным признакам: 1) класс функциональной пожарной опасности; 2) степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности; 3) категория наружных установок по пожарной опасности, категория зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности (для производственных объектов)". Но несмотря на данное требование существующая методика для определения категории пожарной и взрывопожарной опасности зданий и сооружений не применима к этажеркам, стоящим вне зданий, и эстакадам (кабельным, для технологического оборудования, под технологические трубопроводы и другое), которые согласно пункту Технического регламента о безопасности зданий и сооружений являются сооружениями. Кроме того, комплекс противопожарных мероприятий в отношении этих сооружений назначается согласно положениям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности и требованиям действующих нормативных документов независимо от степени огнестойкости и категории по пожарной и взрывопожарной опасности. Классифицировать данные сооружения (несмотря на требование закона в действующей редакции) по степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности представляется нерациональным, и при принятой в настоящее время практике проектирования достаточно для данных объектов сформулировать требования к пределам огнестойкости их отдельных конструкций, обеспечивающих геометрическую неизменяемость объекта защиты при пожаре и безопасную эвакуацию персонала, а также указать, что материалы конструкций негорючие. | ||||||||||
В действующей редакции Технического регламента о требованиях пожарной безопасности не отражается тот факт, что, кроме классификаций пожаров по виду горючего материала и по сложности их тушения, в практической деятельности в области пожарной безопасности применяются другие классификации, а именно: по месту возникновения - пожары на промышленном объекте, в жилой зоне, лесной и степной пожары, в шахте (угольной), газового фонтана и на нефтедобывающей скважине, на транспорте и т.д.; по виду - локальный и объемный пожары; по фазам - начальная, развивающаяся и развитая фазы развития; по возможности визуального обнаружения - закрытый (внутренний) и открытый пожары; по причинам возникновения - техногенный и бытовой пожары, пожары от поджога, неосторожного обращения с огнем, природных явлений (молния, камнепад, извержение вулкана, падение метеорита и подобное). | ||||||||||
Необходимо изложить часть 8.1 статьи 13 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности в следующей редакции "8.1. По способности распространять горение по поверхности при воздействии источника зажигания и ветровой нагрузки кровельные покрытия (композиции) по пожарной опасности делятся на следующие группы: 1) нераспространяющие (КП0); 2) распространяющие (КП1)." В настоящее время показатель группы пожарной опасности кровельных материалов используется в ряде нормативных документов в области строительства, отсутствие данного показателя в Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности и в нормативных документах в области пожарной безопасности приводит к ситуации формирования дублирования требований с использованием разноименных показателей. | ||||||||||
В дополнение к изменениям, вносимым подпунктом "л" пункта 14 статьи 1 проекта акта в часть 14 статьи 13 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности необходимо исключить слово "строительных". "Для классификации текстильных и кожевенных материалов следует применять значение индекса распространения пламени (I) - условного безразмерного показателя, характеризующего способность материалов или веществ воспламеняться, распространять пламя по поверхности и выделять тепло. По распространению пламени материалы подразделяются на следующие группы: 1) не распространяющие пламя по поверхности; 2) медленно распространяющие пламя по поверхности; 3) быстро распространяющие пламя по поверхности. | ||||||||||
Изложить часть 2 статьи 34 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности в виде: "2. Строительные конструкции путей эвакуации, а также наружные стены с внешней стороны классифицируются по пожарной опасности для определения степени участия строительных конструкций в распространении пожара и их способности к образованию опасных факторов пожара." Предлагаем исключить требование по классу пожарной опасности в отношении стержневых конструкций, а также стен, покрытий и перекрытий, не выполняющих роль противопожарных преград. Указанное изменение не несет угроз пожарной безопасности объектов защиты, поскольку рассматриваемые конструкции не пересекают противопожарных преград, и не способны оказывать существенного влияния на распространение пожара за пределы помещений в пределах пожарного отсека, при условии выполнения требований к огнестойкости конструкций и узловых соединений. Вместе с тем наличие требований по классу пожарной опасности абсолютно всех конструкций значительно ограничивает развитие новых технологий строительства и реализацию государственных программ по развитию энергоэффективности и деревянного домостроения. Кроме того, в условиях обращения на рынке огнезащитных материалов для стальных, железобетонных и деревянных конструкций, огнезащитное действие которых основано на их способности подвергаться термическому разложению (гореть), наличие требований к подтверждению пожарно-технических характеристик для одних конструкций и фактическое игнорирование данного требования для других конструкций формирует условия нарушения принципа добросовестной конкуренции. | ||||||||||
Изложить часть 1 статьи 36 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности в виде: "1. Строительные конструкции противопожарных преград и путей эвакуации по пожарной опасности подразделяются на следующие классы: 1) непожароопасные (K0); 2) малопожароопасные (K1); 3) умереннопожароопасные (K2); 4) пожароопасные (K3)." Предлагаем исключить требование по классу пожарной опасности в отношении стержневых конструкций, а также стен, покрытий и перекрытий не выполняющих роль противопожарных преград. Указанное изменение не несет угроз пожарной безопасности объектов защиты, поскольку рассматриваемые конструкции не пересекают противопожарных преград, и не способны оказывать существенного влияния на распространение пожара за пределы помещений в пределах пожарного отсека, при условии выполнения требований к огнестойкости конструкций и узловых соединений. Вместе с тем наличие требований по классу пожарной опасности абсолютно всех конструкций значительно ограничивает развитие новых технологий строительства и реализацию государственных программ по развитию энергоэффективности и деревянного домостроения. Кроме того, в условиях обращения на рынке огнезащитных материалов для стальных, железобетонных и деревянных конструкций, огнезащитное действие которых основано на их способности подвергаться термическому разложению (гореть), наличие требований к подтверждению пожарно-технических характеристик для одних конструкций и фактическое игнорирование данного требования для других конструкций формирует условия нарушения принципа добросовестной конкуренции. | ||||||||||
Дополнить статью 36 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности частью 1.1 в виде: "1.1 Строительные конструкции наружных стен с внешней стороны и фасадных систем по пожарной опасности подразделяются на следующие классы: 1) непожароопасные (Kф0); 2) малопожароопасные (Kф1); 3) умереннопожароопасные (Kф2); 4) пожароопасные (Kф3)." Для обеспечения однозначности чтения требований, содержащихся в нормативных документах по пожарной безопасности в отношении различных конструкций, представляется целесообразным ввести отличительный признак при обозначении конструкций, характеризующихся различным видам воздействий в условиях пожаров и методическими принципами оценки пожарной опасности. | ||||||||||
Изложить часть 8 статьи 87 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности в виде: "8. Для зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 должны применяться фасадные системы класса пожарной опасности Кф0." В текущей редакции требование "применяться системы наружного утепления класса пожарной опасности К0" имеет не однозначную трактовку и может расцениваться как требование к утеплению, но не к фасаду в целом. | ||||||||||
Дополнить статью 137 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности частью 8 в редакции: "8. Огнестойкость конструкций бесчердачных покрытий неэксплуатируемых крыш, перекрытия неэксплуатируемых чердаков, а также чердачные покрытия не нормируется, при этом конструкция кровли не должны способствовать распространению пожара за пределы пожарного отсека". | ||||||||||
Изложить Таблицы 21, 22, 27 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности в следующей редакции: 1. Изложить таблицу 21 в виде: | ||||||||||
Степень огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков | Несущие стены, колонны и другие несущие элементы | Наружные ненесущие стены | Перекрытия междуэтажные (в том числе эксплуатируемых кровель, эксплуатируемых чердаков и мансард, перекрытий над подвалами) | Строительные конструкции бесчердачных покрытий | Строительные конструкции лестничных клеток | |||||
фермы, балки, прогоны | внутренние стены | марши и площадки лестниц | ||||||||
I | R 120 | Е 30 | REI 60 | R 30 | REI 120 | R 60 | ||||
II | R 90 | Е 15 | REI 45 | R 15 | REI 90 | R 60 | ||||
III | R 45 | Е 15 | REI 45 | R 15 | REI 60 | R 45 | ||||
IV | R 15 | Е 15 | REI 15 | R 15 | REI 45 | R 15 | ||||
V | не нормируется | не нормируется | не нормируется | не нормируется | не нормируется | не нормируется | ||||
2. Изложить таблицу 22 в виде: | ||||||||||
Класс конструктивной пожарной опасности здания | Класс пожарной опасности строительных конструкций | |||||||||
Наружные стены с внешней стороны, фасадные системы | Стены лестничных клеток, путей эвакуации и противопожарные преграды | Марши и площадки лестниц в лестничных клетках, покрытия и перекрытия на путях эвакуации | ||||||||
С0 | Кф0 <*> | К0 | К0 | |||||||
С1 | КФ2 <*> | К0 | К0 | |||||||
С2 | КФ3 <*> | К1 | К1 | |||||||
С3 | не нормируется | К1 | К3 | |||||||
-------------------------------- <*> для обеспечения однозначности чтения требований, содержащихся в нормативных документах по пожарной безопасности в отношении различных конструкций, представляется целесообразным ввести отличительный признак при обозначении конструкций, характеризующихся различным видам воздействий в условиях пожаров и методическими принципами оценки пожарной опасности. 3. Изложить таблицу 27 в виде: | ||||||||||
Перечень показателей, необходимых для оценки пожарной опасности строительных материалов | ||||||||||
Назначение строительных материалов | Перечень необходимых показателей в зависимости от назначения строительных материалов | |||||||||
группа горючести | группа распространения пламени | группа воспламеняемости | группа по дымообразующей способности | группа по токсичности продуктов горения | ||||||
Материалы для отделки стен и потолков, в том числе покрытия из красок, эмалей, лаков | + | - | + | + | + | |||||
Материалы для покрытия полов, в том числе ковровые | - | + | + | + | + | |||||
Кровельные материалы | - | + | + | - | - | |||||
Гидроизоляционные и пароизоляционные материалы толщиной более 0,2 миллиметра | + | - | + | - | - | |||||
Теплоизоляционные материалы | + | - | + | + | + | |||||
-------------------------------- Примечания: 1. Знак "+" обозначает, что показатель необходимо применять. 2. Знак "-" обозначает, что показатель не применяется. 3. При применении гидроизоляционных материалов для поверхностного слоя кровли показатели их пожарной опасности следует определять по позиции "Кровельные материалы". Пояснение: для кровельных материалов, как и для материалов покрытий полов характерным является распространение горения по горизонтальной поверхности, в условиях свободного удаления конвективного тепла, в связи с чем представляется чрезмерным применение для подобных материалов показателя "горючести", определяемого, в соответствии с нормативными документами в области ПБ, как способность материалов загораться от источника зажигания и распространять горение по | ||||||||||
вертикальной поверхности под воздействием восходящих конвективных потоков. | ||||||||||
Предлагается исключить из статьи 100 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности дублирующие требования, уже содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (например, в пунктах 6.4, 6.12 и 7.6 СП 155.13130.2014 "Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС России от 26 декабря 2013 г. N 837 (далее - СП 155.13130.2014). Также предлагается гармонизировать и другие требования, содержащиеся в Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности и относящиеся к производственным объектам, с наличием складов нефти и нефтепродуктов с положениями нормативных документов по пожарной безопасности (Сводами правил), содержащими аналогичные требования. Например, часть 5 статьи 70 Технического регламента содержит точно такие же требования, как и пункты 6.4 и 6.12 СП 155.13130.2014. Указанная оптимизация позволит исключить дублирующие требования в законодательстве и шире применять риск-ориентированный подход. Учитывая, что требования частей 2 и 3 статьи 100 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности в настоящее время уже содержатся (продублированы) в нормативных документах по пожарной безопасности, а именно в СП 155.13130.2014, считаем целесообразным исключить из Технического регламента о требованиях пожарной безопасности указанные части 2 и 3 статьи 100. Кроме того, предлагаемое изменение части 2 статьи 100 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, вводит обязательное требование по устройству вокруг резервуарных парков сплошной несгораемой стены или земляного вала, что не позволит в случае обоснованной необходимости применить риск-ориентированный подход для складов нефти и нефтепродуктов с применением резервуаров с защитной стенкой (резервуары типа "стакан в стакане") на проектирование которых не распространяется СП 155.13130.2014. | ||||||||||
Необходимо дополнить статью 137 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности пунктом 8 в целях исключения возможности формирования избыточных требований к покрытиям зданий, несущих угрозу жизни и здоровью граждан, "8. Огнестойкость конструкций бесчердачных покрытий неэксплуатируемых крыш, перекрытия неэксплуатируемых чердаков, а также чердачные покрытия не нормируется, при этом конструкция кровли не должны способствовать распространению пожара за пределы пожарного отсека". | ||||||||||