Главная // Пожарная безопасность // ЗаключениеСПРАВКА
Информация о публикации
Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://regulation.gov.ru/ по состоянию на 26.06.2020
Стадия рассмотрения проекта
Не внесен в ГД ФС РФ
Название документа
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
(подготовлен МЧС России, ID проекта 02/04/10-19/00096180)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 26.06.2020)
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
(подготовлен МЧС России, ID проекта 02/04/10-19/00096180)
(не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 26.06.2020)
Внесен Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ТЕХНИЧЕСКИЙ
РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
Внести в Федеральный
закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2012, N 29, ст. 3997; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 26, ст. 3366; 2015, N 29, ст. 4360; 2016, N 27, ст. 4234; 2017, N 31, ст. 4793; 2018, N 53, ст. 8464) следующие изменения:
1) в
части 5 статьи 6 после слов "в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона" дополнить словами "в течение года с момента получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию";
а) в
части 1 слова "здания, сооружения, производственного объекта" заменить словами "объектов защиты";
б) в
части 2 слова "с количеством этажей не более чем два, общая площадь которого составляет не более чем 1500 квадратных метров" заменить словами ", для которого законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности не предусмотрено проведение экспертизы проектной документации", слова "или иной законный владелец объекта защиты" заменить словами "объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании,";
в)
часть 3 изложить в следующей редакции:
"3. В случае смены собственника объекта защиты или лица, владеющего объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, уточненные декларации пожарной безопасности, составленные в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, представляются в течение трех месяцев со дня изменения содержащихся в них сведений.";
г)
дополнить частью 3.1 следующего содержания:
"3.1. В случае изменения сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, в том числе в связи с изменением класса функциональной пожарной опасности объекта защиты либо проведением капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты, уточненные декларации пожарной безопасности, составленные в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, представляются в течение года с момента получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или завершения соответствующих работ.";
"7. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, вправе представить декларацию пожарной безопасности в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.".
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2021 года.
Президент
Российской Федерации
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Законопроект) подготовлен во исполнение пункта 2 указания Президента Российской Федерации от 23.05.2018 N Пр-866, а также в целях развития системы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.
Положения
законопроекта разработаны с учетом анализа пожаров и действующей нормативной правовой базы Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности.
Законопроект направлен на совершенствование деятельности федерального государственного пожарного надзора, обеспечения своевременного учета объектов защиты, отнесения их к определенной категории риска и планирования мероприятий по контролю в соответствии с установленной периодичностью.
Законопроект содержит положения, уточняющие порядок подачи декларации пожарной безопасности при вводе объекта защиты в эксплуатацию, при смене собственника объекта защиты или лица, владеющего объектом защиты, а также при изменении сведений, содержащихся в декларации.
Ранее срок давности для освобождения лиц от административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, в части непредставления декларации пожарной безопасности, установлены не были.
Кроме того
Законопроект включает положение о возможности предоставления деклараций пожарной безопасности в форме электронного документа.
С учетом возможности предоставления декларации пожарной безопасности в электронном виде, устанавливаемый срок для внесения изменений в декларацию пожарной безопасности, является оптимальным и достаточным.
Указанные меры позволят снизить административную нагрузку на юридических и физических лиц, повысить безопасность людей, а также упростить процесс предоставления декларации пожарной безопасности.
Законопроект соответствует положениям
Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и государственных программ Российской Федерации.
На рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации аналогичных нормативных правовых актов не имеется.
сводного отчета
о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта
со средней степенью регулирующего воздействия
от 16 июня 2020 г. N 19279-АХ/Д26и
ОБ ОЦЕНКЕ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
Минэкономразвития России в соответствии с
пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила ОРВ), рассмотрело
проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения МЧС России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании указания Президента Российской Федерации от 23 мая 2018 г. N Пр-866.
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целью проекта акта является повышение безопасности людей, снижение рисков и угроз возникновения пожаров, а также упрощение процессов предоставления пожарной декларации.
Информация об оценке регулирующего воздействия
проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/10-19/00096180).
Разработчиком проведены публичные обсуждения
проекта акта и сводного отчета в срок с 21 октября по 11 ноября 2019 года.
По результатам рассмотрения
проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные
пунктами 9 -
23 Правил, разработчиком соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения повторно (далее - актуальная редакция проекта акта).
Ранее письмом МЧС России от 9 декабря 2019 г. N 43-6542-19 в адрес Минэкономразвития России поступала первоначальная редакция проекта акта в целях подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия. Письмом Минэкономразвития России от 19 декабря 2019 г. N 44429-СШ/Д26и в адрес МЧС России направлено соответствующее заключение об оценке регулирующего воздействия (далее - Заключение), содержащее ряд замечаний и предложений, а также вывод о наличии в
проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В целях учета указанных замечаний и исключения возможных рисков предлагаемого регулирования первоначальная редакция проекта акта была доработана разработчиком, замечания, отмеченные в Заключении, разработчиком учтены частично.
По результатам рассмотрения
проекта акта, сводного отчета Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта, а также рисков принятия предлагаемого им регулирования.
1. Согласно
подпункту "в" пункта 2 статьи 1 проекта акта срок предоставления уточненной декларации пожарной безопасности в случае смены собственника объекта защиты или лица, владеющего объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании (далее - новый собственник), сокращается с одного года до трех месяцев, то есть проектируемый срок предоставления пожарной декларации сокращается по сравнению с установленным
частью 3 статьи 64 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) в 4 раза, что не способствует достижению заявленной цели регулирования, обозначенной в пункте 1.6 сводного отчета, в части упрощения процессов предоставления пожарной декларации.
Таким образом, разработчиком в рамках
проекта акта предлагается ужесточить действующие в настоящее время требования к срокам направления новым собственником уточненной декларации пожарной безопасности. Вместе с тем в сводном отчете отсутствует обосновывающая информация, на основании которой можно сделать вывод о необходимости сокращения срока предоставления уточненной декларации пожарного риска.
2. С учетом замечания, представленного в
пункте 1 настоящего заключения, требуется обратить внимание на следующее.
Подпунктом "в" пункта 2 статьи 1 проекта акта устанавливается, что уточненная декларация пожарной безопасности составляется в соответствии с
частями 1 и
2 статьи 64 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Так, при составлении уточненной пожарной декларации новому собственнику необходимо провести оценку пожарного риска (если проводится расчет риска), а также оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара. Кроме того, согласно
пунктам 14 и
15 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 16 марта 2020 г. N 171 (далее - Административный регламент), уточненная пожарная декларация, как и пожарная декларация, составляется по
форме согласно приложению N 2 к Административному регламенту, то есть при составлении пожарной декларации и уточненной пожарной декларации необходимо указать одинаковые сведения. Соответственно, при подготовке уточненной декларации пожарной безопасности новый собственник фактически заново составляет и направляет декларацию пожарной безопасности в объеме, предусмотренном для случаев первичного предоставления декларации пожарной безопасности и предоставления уточненной декларации пожарной безопасности в связи с изменением сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, в том числе в связи с изменением класса функциональной пожарной опасности объекта защиты либо проведением капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты.
Таким образом, полагаем, что объем информационных и содержательных издержек нового собственника сопоставим с такими же издержками в иных случаях, для которых
проектом акта установлен срок предоставления декларации пожарной безопасности в 1 год <1>.
--------------------------------
<1> Согласно
пункту 1 и
подпункту "г" пункта 2 проекта акта срок составления пожарной декларации, так же как и срок составления уточненной пожарной декларации в связи с изменением сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, в том числе в связи с изменением класса функциональной пожарной опасности объекта защиты либо проведением капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты, составляет 1 год.
С учетом изложенного полагаем, что сокращение срока предоставления уточненной декларации в случае смены собственника объекта защиты или лица, владеющего объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, является необоснованным.
3. Дополнительно к
замечаниям 1 и
2 настоящего заключения требуется отметить, что
частью 5 статьи 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что декларация пожарной безопасности представляется в уведомительном порядке. Также
пунктом 21 Административного регламента установлено, что основанием для отказа в регистрации декларации пожарной безопасности является представление неполного комплекта документов, а также предоставление неполных сведений.
На основании изложенного можно сделать вывод, что при регистрации декларации пожарной безопасности происходит формальная экспертиза представленных материалов, в то время как фактически анализ достоверности сведений, указанных в декларации пожарной безопасности, не осуществляется.
Учитывая, что
частью 5 статьи 64 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, что лицо, представившее декларацию пожарной безопасности, составленную в соответствии с
частями 1 и
2 статьи 64 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации, новый собственник заинтересован в полноте и достоверности сведений, содержащихся в декларации пожарной безопасности, в том числе уже находящихся в распоряжении соответствующего органа государственного надзора, представляется целесообразным дополнительно обсудить возможность установления права нового собственника по направлению только уведомления о смене собственника объекта защиты или лица, владеющего объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, если иные характеристики такого объекта не изменились.
На основе проведения оценки регулирующего воздействия
проекта акта Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного
проектом акта, разработчиком обоснованы не в полном объеме. Кроме того, в
проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.