Главная // Пожарная безопасность // Заключение
СПРАВКА
Информация о публикации
Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://sozd.duma.gov.ru/ по состоянию на 21.06.2019
Стадия рассмотрения проекта
Название документа
Проект Федерального закона N 7-954
"О внесении изменения в статью 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
(подготовлен Советом народных депутатов Кемеровской области)
(ред. до внесения в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 21.06.2019)

Проект Федерального закона N 7-954
"О внесении изменения в статью 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
(подготовлен Советом народных депутатов Кемеровской области)
(ред. до внесения в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 21.06.2019)


Содержание


Проект
N 7-954
Внесен
Советом народных депутатов
Кемеровской области
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 83
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
Статья 1
Часть 7 статьи 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2012, N 29, ст. 3997; 2013, N 27, ст. 3477; 2016, N 27, ст. 4234; 2017, N 31, ст. 4793) изложить в следующей редакции:
"7. Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф4.1, Ф4.2, а также в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф3.1 с возможным пребыванием в них одновременно пятидесяти и более человек - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации."
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 83 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" отмечается, что для улучшения качества жизни российских граждан необходимо повышать защиту населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС). При этом статистика показывает, что наиболее частыми ЧС являются пожары.
Обеспечение пожарной безопасности, согласно Федеральному закону от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" является одной из важнейших функций государства, где можно выделить два базовых направления ее деятельности: предупреждение пожаров (профилактическое направление) и второе направление - обеспечение деятельности по тушению возникших пожаров.
В течение последних лет на территории Российской Федерации произошли резонансные пожары, особого внимания при этом заслуживают пожары на объектах с массовым пребыванием людей (объекты торговли, зрелищные и культурно-просветительские учреждения). За 11 месяцев в 2018 году произошел 471 пожар на объектах с массовым пребыванием людей, что на 29,4 процента больше, чем в 2017 году. Число погибших в результате пожаров на таких объектах выросло в 20 раз, а получивших травмы в три раза больше.
Анализ событий показывает, что основной причиной гибели людей и значительного материального ущерба является позднее обнаружении и сообщение о пожаре, паника и не профессионализм обслуживающего персонала объектов, неисправность локальных автоматических установок пожарной сигнализации.
В связи с этим Президентом Российской Федерации было принято решение о создании системы автоматического вызова пожарных подразделений, которая при первых признаках возгорания без участия человека посылает сигнал в подразделение пожарной охраны, тем самым исключая "человеческий фактор". Другой важной функцией реализации данного решения это постоянный мониторинг работоспособности системы автоматики на объекте защиты.
Частичная реализация рассматриваемого решения нашла отражение в Федеральном законе от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (часть 7 статьи 83), в котором законодатель устанавливает требования к системе пожарной сигнализации, размещаемых на объектах защиты, а именно: "Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации". Где в соответствии со статьей 32 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности к объектам классов функциональной пожарной опасности Ф1.1 относятся здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций, Ф1.2 - гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов, Ф4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций, Ф4.2 - здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования.
Трагическое событие, произошедшее 25 марта 2018 года в торгово-развлекательном комплексе "Зимняя вишня" города Кемерово, унесло жизни 60 человек. Пожарная сигнализация находилось в неисправном состоянии. Данное обстоятельство послужило основанием для проведения внеплановых проверок в отношении объектов с массовым пребыванием людей. Где, в соответствии с пунктом 5 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2018 года, под объектом с массовым пребыванием людей понимается единовременное нахождение на нем 50 и более человек.
Результаты проведенных органами федерального государственного пожарного надзора проверок данных объектов на территории Российской Федерации показывают, что сложившаяся система обеспечения пожарной безопасности не в полной мере отвечает требованиям по обеспечению безопасности людей на указанных объектах. Выявлено 627 объектов, имеющих нарушения противопожарных требований, устранение которых требует значительных материальных затрат и возможно лишь в процессе их капитальной реконструкции. Более 10 тысяч зданий эксплуатируется с нарушениями в работе автоматических систем пожарной сигнализации и оповещения о пожаре, свыше 2,5 тысяч имеют нарушения в работе системы противодымной защиты, 2,3 тысячи в системах автоматического пожаротушения, более 16 тысяч объектов имеют неудовлетворительное состояние эвакуационных путей и выходов, на путях эвакуации на 5,5 тысяч объектах применены материалы с неудовлетворительно высокой горючестью и дымообразующей способностью, 5,9 тысяч объектов не оборудованы в полном объеме первичными средствами пожаротушения.
С учетом вышеизложенного подготовлен проект федерального закона "О внесении изменения в статью 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", которым предлагается установить дополнительные требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации для зданий классов функциональной пожарной опасности Ф2.1 и Ф3.1 в части обеспечения дублирования сигналов о возникновении пожара на пульт подразделений пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Предлагаемое изменение в Федеральный закон N 123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" позволит исключить человеческий фактор при оповещении подразделений пожарной охраны о возникновении пожара на объектах с массовым пребыванием людей, что позволит существенно повысить уровень обеспечения пожарной безопасности.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 83 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не влечет дополнительных расходов федерального бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ
ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 83 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не потребуется признание утратившим силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия федеральных законов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 25 июля 2019 г. N 7-954/Заключение
НА ЗАКОНОДАТЕЛЬНУЮ ИНИЦИАТИВУ N 7-954
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В СТАТЬЮ 83 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
Комиссия по вопросам законодательного обеспечения национальной безопасности и противодействию коррупции (далее - Комиссия) в соответствии с порядком рассмотрения проекта законодательной инициативы законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в Совете законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации, утвержденного решением Президиума Совета законодателей при Федеральном Собрании Российской Федерации 14 марта 2013 года, рассмотрела законодательную инициативу 7-954 "О внесении изменения в статью 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", подготовленную в порядке реализации права законодательной инициативы Советом народных депутатов Кемеровской области.
Законодательной инициативой вносится изменение в статью 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", которым устанавливаются дополнительные требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации для зданий классов функциональной пожарной опасности Ф2.1 и Ф3.1 в части обеспечения дублирования сигналов о возникновении пожара на пульт подразделений пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Предлагаемое изменение позволит исключить человеческий фактор при оповещении подразделений пожарной охраны о возникновении пожара на объектах с массовым пребыванием людей, что позволит существенно повысить уровень обеспечения пожарной безопасности.
Предлагаемое изменение обосновывается тем, что в течение последних лет на территории Российской Федерации произошли резонансные пожары на объектах с массовым пребыванием людей (объекты торговли, зрелищные и культурно-просветительские учреждения). За 11 месяцев 2018 года произошел 471 пожар на объектах с массовым пребыванием людей, что на 29,4 процента больше, чем в 2017 году. Число погибших в результате пожаров на таких объектах выросло в 20 раз, а получивших травмы в три раза больше.
Основной причиной гибели людей и значительного материального ущерба является позднее обнаружении и сообщение о пожаре, паника и непрофессионализм обслуживающего персонала объектов, неисправность локальных автоматических установок пожарной сигнализации.
Президентом Российской Федерации было принято решение о создании системы автоматического вызова пожарных подразделений, которая при первых признаках возгорания, без участия человека посылает сигнал в подразделение пожарной охраны, тем самым исключая "человеческий фактор". Важной функцией реализации данного решения должен стать постоянный мониторинг работоспособности системы автоматики на объекте защиты.
В настоящее время установлены требования к системе пожарной сигнализации, размещаемых на объектах защиты: "Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации". В соответствии со статьей 32 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности к объектам классов функциональной пожарной опасности Ф1.1 относятся здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций, Ф1.2 - гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов, Ф4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций, Ф4.2 - здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования.
Пожарная сигнализация в торгово-развлекательном комплексе "Зимняя вишня" города Кемерово, унесшая 25 марта 2018 года жизни 60 человек, находилась в неисправном состоянии. Данное обстоятельство послужило основанием для проведения внеплановых проверок в отношении объектов с массовым пребыванием людей. В соответствии с пунктом 5 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2018 года, под объектом с массовым пребыванием людей понимается возможность единовременного нахождения на нем 50 и более человек.
Результаты проведенных органами федерального государственного пожарного надзора проверок данных объектов на территории Российской Федерации показывают, что сложившаяся система обеспечения пожарной безопасности не в полной мере отвечает требованиям по обеспечению безопасности людей на указанных объектах. Выявлено 627 объектов, имеющих нарушения противопожарных требований, устранение которых требует значительных материальных затрат и возможно лишь в процессе их капитальной реконструкции. Более 10 тысяч зданий эксплуатируется с нарушениями в работе автоматических систем пожарной сигнализации и оповещения о пожаре, свыше 2,5 тысяч имеют нарушения в работе системы противодымной защиты, 2,3 тысячи в системах автоматического пожаротушения, более 16 тысяч объектов имеют неудовлетворительное состояние эвакуационных путей и выходов, на путях эвакуации на 5,5 тысяч объектах применены материалы с неудовлетворительно высокой горючестью и дымообразующей способностью, 5,9 тысяч объектов не оборудованы в полном объеме первичными средствами пожаротушения.
С учетом изложенного, Комиссия по вопросам законодательного обеспечения национальной безопасности и противодействию коррупции
решила:
рекомендовать Совету народных депутатов Кемеровской области внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменения в статью 83 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Председатель Комиссии
Совета законодателей Российской Федерации
при Федеральном Собрании Российской Федерации
по вопросам законодательного обеспечения
национальной безопасности и противодействию коррупции,
Председатель Государственного Собрания -
Курултая Республики Башкортостан
К.Б.ТОЛКАЧЕВ